Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Конспект по дисциплине «Теория государства и права»»

/ Общее право
Конспект, 

Оглавление

12. Проблема толкования права

 

    1.К приемам уяснения воли законодателя относится: грамматическое толкование – совокупность специальных приемов, направленных на уяснение морфологической и синтаксической структуры текста, выявления значения отдельных слов и терминов, грамматического смысла всего предложения. Логическое толкование предполагает использование законов и правил логики для уяснения подлинного смысла нормы. Систематическое толкование – это уяснение содержания и смысла правовых предписаний, исходя из места, которое они занимают в данном нормативном акте, институте, отрасли и всей системе права в целом. Историко-политическое толкование заключается в изучении исторической обстановки издания акта. Телеологическое (целевое) толкование направлено на установление целей их издания (непосредственных, отдаленных, конечных). Специально-юридическое толкование связано с анализом специальных терминов, технико-юридических средств и приемов выражения воли законодателя.

    2.Официальное толкование дается органами, уполномоченными на это государством. Оно является обязательным для других субъектов.

    Официальное толкование подразделяется на аутентическое и делегированное.

    Аутентическое толкование дается органом, издавшим толкуемый нормативный акт. Специального полномочия на аутентическое толкование не требуется. Оно вытекает из правотворческого полномочия органа. Если соответствующий государственный орган наделен правом издавать нормативные акты, то отсюда следует, что он вправе давать разъяснение этим актам.

    Делегированное толкование основывается на законе. В этом случае закон наделяет тот или иной орган правом давать толкование актам, изданным другими органами. Официальное толкование, как аутентическое, так и легальное, может быть казуальным или нормативным. Казуальное толкование дается применительно к отдельному случаю (казусу). Оно формально обязательно только для конкретного дела. Например, Президиум Верховного Суда РФ, рассмотрев какое-либо дело в порядке надзора, отменяет решение нижестоящего суда и в своем определении дает толкование применительно к данному делу. Однако действительное значение актов казуального толкования, даваемого вышестоящими инстанциями, гораздо шире. Эти акты выступают для нижестоящих органов в качестве образцов понимания и применения закона. Нижестоящие инстанции всегда ориентируются на практику толкования и применения законов вышестоящими органами и обычно следуют им.

    Иногда в литературе принципиальные положения, содержащиеся в решениях высших судебных инстанций по конкретным делам, называют прецедентами. Но этот прецедент является лишь примером для подражания, для правильного понимания и применения закона. Формальной обязательности для других дел он не имеет и не является прецедентом в смысле источника права, как это имеет место в англосаксонских правовых системах.

    Нормативное толкование дается применительно к рассмотрению всех дел определенной категории, разрешаемых на основе соответствующих норм. Толкование называется нормативным не потому, что это толкование норм. Любое толкование – это толкование норм. Нормативным оно является в силу того, что носит общий характер, формально обязательно при рассмотрении всех дел, разрешаемых на основе истолкованной нормы. Как уже отмечено, оно нормативно потому, что результат такого толкования выражен в виде интериретационных, обязательных для других субъектов норм. Это нормы о нормах. В них предписывается, как следует понимать и применять другие правовые нормы.

    3.Нормативное толкование законов дается обычно в постановлениях пленумов Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ по определенной категории дел. Правом толкования Конституции РФ (его толкование является обязательным для законодательного органа), принятой путем референдума, наделен Конституционный Суд РФ.

    По поводу правовой природы актов судебного нормативного толкования в отечественной юридической литературе нет единства взглядов. Одни авторы рассматривают их в качестве источников права, другие не признают за ними такого качества.

    4.Неофициальное толкование осуществляется субъектами, деятельность которых в этой области не является официальной. Ими являются научные учреждения, ученые, адвокаты, юрисконсульты и т.д. Неофициальное толкование необязательно для других субъектов. Сила и значение такого толкования зависят от личного авторитета интерпретатора, от обоснованности и аргументированности его истолковательных выводов. Разновидностью неофициального толкования является доктринальное (от слова «доктрина» – наука), которое делается учеными-юристами в монографиях, статьях, комментариях к закону и т.д. Доктринальное толкование как научное нельзя противопоставлять официальному как ненаучному. Официальное толкование в не меньшей мере научно, чем доктринальное. Например, официальное толкование, даваемое высшими судебными инстанциями, основывается на всестороннем научном обсуждении практики применения толкуемых актов в научно-консультационных советах при этих инстанциях. В них принимают участие крупнейшие ученые-юристы страны. Достоинство доктринального толкования заключается в том, что в пользу того или иного истолковательного вывода в монографии, статье и т.д. приводятся развернутая аргументация и рассуждения автора. В актах же официального толкования фиксируются только выводы, положения, раскрывающие смысл нормы права, а аргументация выводов отсутствует.


13. Проблема выбора между законностью и целесообразностью, законностью и иными ценностями

 

         1.Закон должен преобладать всегда, даже если это несправедливый закон. Законы создают люди данного общества, значит какое общество – такие и законы. Невыполнение закона, преобладание других норм, может привести еще к более худшей ситуации.

Верховенство закона является единственной гарантией для того, чтобы даже при его нарушении в общество сохранялось определенная стабильность, а в конечном итоге возможность прийти к демократическим принципам власти и правосудия.

2.

    1. Всеобщность законность заключена в ее всеобщей обязательности, обращенной ко всем и к каждому без исключения, независимо от положения, чина и ранга.

    2. Единство законности состоит в распространении этого требования на всю территорию Российской Федерации. В.И. Ленин справедливо отмечал, что законность не может быть калужская или казанская, она должна быть единая всероссийская и даже единая для всей федерации Советских республик. Единство законности состоит в ее единообразном понимании. Проявление местничества – противозаконное явление. Местные особенности нужно учитывать, но только в рамках закона и на его основе.

    3. Верховенство закона является важнейшим свойством законности, связанным с исключительностью закона, означающим иерархию нормативно-правовых актов, что закрепляется в Конституции РФ. Последняя имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

    Функционирование государства должно осуществляться исключительно на основе законов, при строгой реализации должностными лицами своих обязанностей и прав социальных субъектов. Это свойство распространяется на все правовые формы деятельности государства: правотворческую, исполнительно-распорядительную и правоохранительную. Оно не позволяет должностным лицам – исполнителям норм права (прежде всего закона) занимать позицию «свободного усмотрения», произвольно принимать решение исполнять или не исполнять закон по тем или иным мотивам.

    4. Неотвратимость реализации законности обозначает пресечение любых нарушений закона, от кого бы они ни исходили, неотвратимость ответственности за эти нарушения. Всякое правонарушение есть одновременно и нарушение законности. Праву должны быть чужды «мертвые» нормы, которые только провозглашаются, но не реализуются. Еще Петр Великий отмечал: «Всуе законы писать, коли их не исполнять». Законность является проводником, реальностью права, это право в действии, реализация права как социальной ценности, как важнейшего инструмента регуляции общественных отношений.

    5. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Законность есть высшая целесообразность. Диалектика взаимоотношений здесь такова: любое отступление от законности, объясняемое «высшими интересами», «требованиями народа», «моральными соображениями» и т.п., приводит к дестабилизации в обществе, способствует росту правового нигилизма.

    Если закон устарел, стал нецелесообразен, то его нужно изменить, дополнить, но только в соответствии с установленной процедурой.

    6. Неразрывная связь законности и культуры. Без культурности не может быть и речи о законности; чем выше уровень культуры, общества в целом, отдельных граждан, тем выше и уровень законности.1

 


14. Соотношение права и закона, проблема дозволенного и запрещенного

 

    1.В целом (применительно к разным системам права) известны следующие основные виды источников (форм) позитивного права: правовой обычай (обычное право), судебный прецедент, юридическая доктрина (так называемое «право юристов»), религиозный памятник «священные книги» различных религий), нормативно-правовой договор, нормативно-правовой акт, естественное право. Правовой обычай (обычное право) – это фактически сложившиеся в течение длительного времени правила регулирования поведения людей (общественных отношений), которые официально признаны (санкционированы государством) в качестве общеобязательных норм права. Государственное санкционирование обычая и превращение его в правовой обычай, т.е. в источник позитивного права, может осуществляться различными способами. Возможно, например, фактическое (устное, молчаливое) санкционирование тех или иных обычаев, когда различные государственные органы (суд, администрация, представительный орган) в течение длительного времени в своей практической деятельности рассматривают и применяют соответствующие обычаи как нормы действующего права. Государственное санкционирование обычаев зачастую осуществляется в официальной письменно-документальной форме – путем признания в нормативно-правовых актах позитивно-правового значения соответствующих обычаев. Но возможно и иное соотношение между действующим правом и обычаем, когда в нормативно-правовых актах прямо формулируются конкретные правовые положения, которые непосредственно воспроизводят содержание тех или иных сложившихся обычаев. В этом случае мы имеем дело не с санкционированием обычая в качестве самостоятельного источника права (в виде обычного права), а с нормой нормативно-правового акта как источника права другого вида. Аналогичным образом обстоит дело и тогда, когда в системе прецедентного права обычай кладется в основу судебного решения и тем самым приобретает официальное значение судебного прецедента как источника прецедентного права.  Судебный прецедент – это судебное решение по конкретному делу, имеющее значение общеобязательного правила для такого же решения всех аналогичных дел. Право принимать решения, имеющие значение прецедента, имеют лишь высшие судебные инстанции (в соответствии с установленными правилами прецедента). Судебный прецедент является основным источником права в национальных системах права, относящихся к правовой семье общего (прецедентного) права. Юридическая доктрина как источник права – это разработанные и обоснованные учеными-юристами положения, конструкции, идеи, принципы и суждения о праве, которые в тех или иных системах права имеют обязательную юридическую силу. Обязательные доктринальным правоположения принято называть «правом юристов». Юридическая доктрина была основным источником континентально-европейского (романо-германского) права со времен римского права до ХIХ в., когда место основного источника занял закон (государственное нормотворчество). Но и после этого юридическая доктрина остается одним из источников в системах романо-германской правовой семьи. Значительную роль юридическая доктрина как источник права играет в мусульманском праве. Определенное правовое значение она имеет и в системах общего права.  Религиозный памятник в качестве источника права – это священные книги различных религий, положения которых имеют общеобязательное значение в соответствующих системах религиозного права (христианского канонического права, индусского права, иудаистского права, мусульманского права). Так, Коран и сунна (изречения пророка Мухаммеда) являются двумя главными источниками мусульманского права. При этом необходимо иметь в виду, что соответствующее религиозное право (мусульманское, индусское и т.д.) – это право соответствующей религиозной общины (право, регулирующее поведение членов общины верующих), а не национально-государственная система права. Поэтому нельзя смешивать, например, индусское право с национально-государственной системой права Индии, а мусульманское право – с системой права того или иного государства, население которого исповедует ислам. Нормативно-правовой договор как источник права – это договор, содержащий новые нормы действующего права. Такие договоры имеются как в сфере частного, так и публичного права.

    Нормативно-правовой акт – это письменный правоустановительный акт государства, содержащий новые нормы действующего права. Своим правоустановительным характером(установлением новых норм права) нормативно-правовой акт отличается как от всех других правовых актов (от индивидуальных актов применения норм права и от актов толкования норм права), так и от разного рода официальных государственных актов (заявлений, обращений и т.д.) неправового характера. Нормативно-правовые акты являются основным источником права в системах права романо-германской правовой семьи, к которой относится и правовая система России.  Существует множество видов нормативно-правовых актов. Но в своей совокупности они как отдельный источник права в рамках той или иной национальной системы права образуют определенную иерархическую систему актов различной юридической силы.  По своей юридической силе нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты. Во главе иерархической системы нормативно-правовых актов стоит закон – прежде всего Конституция как основной, высший закон, а после Конституции (и ниже ее) стоят остальные законы.  Наивысшей юридической силой в системе нормативно-правовых актов обладает Конституция. Она принимается особым путем – посредством референдума (всенародного голосования), Учредительным (или Конституционным) собранием или высшим представительным органом (парламентом) в специальном (усложненном) порядке. Законы принимаются, как правило, парламентом (высшим представительным и законодательным органом страны). Некоторые, наиболее важные законы принимаются путем референдума. В странах романо-германской правовой семьи закон выступает в качестве основного и главного нормативно-правового регулятора общественных отношений. Объектами законодательной регуляции здесь являются наиболее важные и существенные общественные отношения, имеющие основополагающее значение для жизни общества и устанавливаемого в нем правопорядка. Подзаконные нормативно-правовые акты (декреты, указы, ордонансы, постановления, приказы, инструкции и т.д.) принимаются различными органами исполнительной власти и должностными лицами в установленных законом пределах их нормотворческой компетенции. Подзаконный характер нормативных актов по общему правилу означает, что они должны приниматься на основе и во исполнение действующих законов и прежде всего – конституции страны.

      2.Поиск права это прерогатива в первую очередь законодателя, правоприменителя, юристов, научных работников-правоведов.

      3.Если есть правовые ситуации, когда гражданин вынужден нарушать закон. Речь может идти о советской практике беззакония. В данном случае речь идет скорее о соотношении правовых и моральных норм. Люди, которые тогда совершали поступки противоречащие закону, впоследствии были поняты и прощены обществом, а значит и правом. Не опережали ли они свое время, не были ли они жертвами несовершенства права, которое как и жизнь общества так или иначе изменяется?

        4.Если работники милиции задержали подозреваемого на срок, превышающий установленный в законе, то их действия можно квалифицировать как противоречащие законодательству.

        5.Судья не волен самостоятельно принимать решение о том – устарел закон или нет.

       6.Данное положение распространяется на всех субъектов права. Однако степень распространения и объем могут различными.

      Данным принципом «разрешено все, что прямо дозволено законом» определяется правовое регулирование публично-властных отношений. Органам законодательной, исполнительной и судебной власти, управления и суда дозволено то, что прямо разрешено законом, определяющих их статус, компетенцию, полномочия.       


15. Решение проблемы пробелов и противоречий в праве

 

    1.Любое отсутствие нормативного урегулирования общественных отношений можно считать пробелом, любую неполноту в законодательстве. Следовательно, высказывания А.С. Пиголкина и В.В. Петрова, неверны, что и подтверждается понятием пробела, данного В.В. Лазаревым.

    2.Пробел в позитивном праве – это тот случай, когда нет ни закона, ни подзаконного акта, ни обычая, ни прецедента. О «квалифицированном» (намеренном) молчании законодателя некоторые юристы говорят тогда, когда законодатель сознательно оставил вопрос открытым с целью предоставить его решение течению времени или отдавая его решение на усмотрение практических органов. Пробел в позитивном праве недопустимо смешивать с «ошибкой в праве», которая означает в общем неверную оценку объективно существующих условий и проявление на этой основе не той законодательной воли, какую следовало бы отразить в нормативных актах. Пробел в праве перекрещивается с явлением противоречивости правовых норм. Пробел образуется там, где имеет место радикальная противоречивость норм одинаковой силы, когда одна из них «уничтожает другую».1      

    3.Наилучшим, наиболее целесообразным и правильным путем по устранению пробелов и противоречий в законодательстве, является деятельность компетентных нормотворческих органов, призванных каждый в своей области, своевременно устранять все недостатки правового регулирования. Каждый нормотворческий орган правомочен на устранение пробелов в своих собственных актах, изданных в соответствии с его компетенцией.

 


16.  Проблема правонарушений. Состав правонарушения

 

    1.

В состав правонарушения входят:

1.      Субъект правонарушения. Им может быть физическое лицо, способное согласно закону отвечать за свои действия, а также организации (юридические лица). При этом субъектом правонарушения в уголовном праве может выступать только физическое, вменяемое лицо, достигшее определенного возраста.

2.      Объект правонарушения. Его составляют общественные отношения, которые регулируются и охраняются правом (например, отношения собственности).

3.      Объективная сторона правонарушения. Рассматривая правонарушение с объективной стороны, его характеризуют как противоправное деяние (действие или бездействие), направленное на определенный объект – охраняемые правом общественные отношения, и устанавливают необходимую причинную связь между противоправным деянием и его общественно вредными последствиями.

4. Субъективная сторона правонарушения показывает виновность лица, совершившего противоправное деяние, характеризует его психическое отношение к содеянному.       

    Отсутствие какого-либо из признаков, образующих в своей совокупности состав правонарушения (например, вины), приводит к тому, что оно не может считаться правонарушением и, следовательно, не влечет за собой установленную законом ответственность.1

    2.

          Всякое правонарушение есть деяние, то есть действие или бездействие. Действие – акт активного поведения (кража, драка, взятка, пьянство в рабочее время и т.п.). Оно может состоять в произнесении определенных слов (оскорбление, клевета, призыв к насильственным антиобщественным деяниям, пропаганда национальной вражды и розни и т.д.). Бездействие признается деянием, если по ситуации или по служебному долгу лицо обязано было что-то сделать, но не сделало (прогул, бесхозяйственность руководителя госпредприятия, халатность должностного лица, проезд без билета в общественном транспорте, оставление человека в опасном состоянии без помощи и т.д.).

   3. Учитывая, что в разных странах существуют разные правовые системы (правовые семьи) то, можно с уверенностью ответить положительно на вопрос. Так, туристки, приезжающие в Саудовскую Аравию вынуждены считаться с местными обычаями: ходить прикрыв лицо, в некоторых странах женщинам (даже иностранкам запрещено иметь длинные волосы), сухой закон в Финляндии может сильно отразиться на правовом положении российских туристов, не в меру везущих с собой спиртные напитки.

    4.Отказ от использования своих прав не является правонарушением. Типичный пример для нашей страны – отказ участвовать в выборах тех или иных кандидатов.  Речь в данном случае может идти о моральной ответственности.

     5.В качестве причин роста преступности следует отметить неблагоприятную социально-экономическую и социально-политическую ситуацию, которая сложилась в 70–80-х годах ХХ в. в России и других республиках бывшего СССР. К этому времени в обществе сформировался социальный слой неприкасаемых, в который входила партийно-хозяйственная номенклатура и ответственные должностные лица государственного аппарата. Их сращивание с дельцами теневой экономики и отдельными главарями преступных групп и организаций общеуголовного характера позволяло последним избегать уголовной ответственности, увеличивать и расширять масштабы преступной деятельности, легализовать (отмывать) преступные капиталы, вовлекать в преступную деятельность все большее число лиц. Это позволяло получать сверхдоходы и интегрировать организованную преступность в сферу экономики.

    С начала 90-х годов главари и активные участники преступных формирований, воспользовавшись неблагоприятными социально-политическими тенденциями, форсированием рыночных отношений, отсутствием надлежащей правовой базы, развернули противоправную деятельность и вширь, и вглубь. Ими стимулируется пропаганда среди населения вседозволенности и лжеморали, блатного жаргона, преступных обычаев и традиций, опыта зарубежных мафиозных структур. Одним из наиболее существенных негативных результатов этих криминогенных процессов явилось распространение среди молодежи в 80–90-е годы группировок рэкетиров и проституции.

    Пропаганда среди населения, молодежи социально негативных норм, обычаев и традиций преступного мира, уголовной романтики послужила социально-криминальной основой формирования преступного поведения и возникновения антиобщественных групп преступной ориентации.

    Это негативное социальное явление заключается в легально-официальном распространении обычаев, традиций и норм поведения преступников, восхвалении образа жизни криминальной элиты, несмотря на то, что и пропаганда, и сами обычаи, и нормы поведения преступников противоречат общечеловеческой морали.

    Относительно упорядоченную систему устоявшихся негативных взглядов, ценностей и ориентаций, выраженных в обычаях, традициях и асоциальных нормах поведения преступников, содержащих критику внутренней, в особенности уголовной, политики государства, следует определить криминальной идеологией.

    Лидеры и активные участники организованной преступности умело культивируют криминальную идеологию применительно не только к криминальному, но и нормальному образу жизни, оправдывая преступную деятельность возглавляемых ими преступных общностей.

    Пропаганда криминальной идеологии, по свидетельству опытных сотрудников правоохранительной системы, оказывает довольно сильное социально-психологическое воздействие как на отдельную личность, так и на целые группы и слои населения. Тем более у главарей организованной преступности имеются свои подручные в лице отдельных писателей, журналистов, деятелей средств массовой информации и культуры.


17. Юридическая ответственность как теоретическая и практическая проблема

 

    1.Юридическая ответственность – это мера правового принуждения за правонарушение, предусмотренная санкцией нарушенной нормы и применяемая к правонарушителю компетентным государственным органом или должностным лицом в надлежащем процессуально-правовом порядке.

    Юридическая ответственность является невыгодным для правонарушителя правовым последствием его противоправного деяния (действия или бездействия). Она носит принудительно-правовой характер, определяется соответствующими компетентными субъектами правоприменения и в необходимых случаях осуществляется при помощи средств государственного принуждения.

    Привлечение лица к юридической ответственности и определение меры юридической ответственности представляют собой активные правовые действия по реализации санкции нарушенной нормы. В процессе такой реализации абстрактно-всеобщие положения санкции конкретизируются и индивидуализируются в виде определенной меры юридической ответственности конкретного лица за конкретное правонарушение.

    Весь этот процесс реализации санкции нарушенной нормы и определения конкретной меры юридической ответственности протекает (и должен протекать) в форме соответствующего правоотношения, которое носит правовосстановительный характер. Помимо потерпевшей стороны и правонарушителя, необходимым участником такого правовосстановительного (и вместе с тем – правоприменительного) правоотношения является соответствующий компетентный государственный орган(или должностное лицо) – правомочный субъект правоприменительной деятельности. При этом все взаимоотношения между всеми субъектами правоостанительного правоотношения (как между потерпевшим и правонарушителем, так и между ними и субъектом правоприменения) по привлечению того или иного лица к юридической ответственности и определению конкретной меры такой ответственности носят правовой характер и подчиняются общеправовым требованиям реализации права в конкретных правоотношениях.

    2.Позитивная юридическая ответственность возникает из юридической обязанности осуществлять положительные, полезные для общества функции и социальные роли и реализуется в регулятивных правоотношениях, в которых обязанная сторона находится в состоянии подчиненности и подконтрольности. Негативная (ретроспективная) юридическая ответственность возникает в связи с совершением правонарушения и представляет собой правоотношение между государством в лице его органов (суда, прокуратуры, милиции и т.д.) и правонарушителем, который подвергается за содеянное соответствующим санкциям.

    3.Функции юридической ответственности:

·       Репрессивно-карательная. Она свидетельствует о том, что юридическая ответственность является, во-первых, актом возмездия государства по отношению к правонарушителю; во-вторых, средством, предупреждающим новые правонарушения.

·       Предупредительно-воспитательная (превентивная), призванная обеспечить формирование у адресатов права мотивов, побуждающих соблюдать законы, уважать права и законные интересы других лиц.

·       Компенсационная функция. Взыскание причиненного вреда с правонарушителя компенсирует потери потерпевшей стороны, восстанавливает ее имущественные права.

Уголовная ответственность применяется за преступления и включает самые строгие меры государственного принуждения. Порядок ее осуществления регламентирован наиболее детально и определяется уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством. Ряд принципов уголовной ответственности закреплен в международных пактах и в конституционном законодательстве. Привлечению определенного лица к уголовной ответственности в качестве обвиняемого обычно предшествует возбуждение уголовного дела по факту преступления, сбор и исследование относящихся к этому делу доказательств. С момента привлечения к уголовной ответственности обвиняемый имеет право на защиту. Уголовно-процессуальным законодательством определены права и обязанности обвиняемого, подозреваемого и других участников процесса, а также правомочия должностных лиц и государственных органов, ведающих производством по делу, порядок сбора и исследования доказательств, применения в случае необходимости принудительных мер (мер пресечения, обысков, выемок, приводов и др.). Решающей стадией уголовной ответственности является рассмотрение дела в судебном заседании. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом. Каждый осужденный за уголовное преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящей судебной инстанцией в порядке, установленном законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания. Назначенное виновному наказание исполняется по нормам уголовного и уголовно-исполнительного  законодательства.  Отношения  уголовной  ответственности   завершаются   отбытием  наказания,   назначенного  осужденному.                                                              

    Если общественно  опасное деяние  совершено в  состоянии невменяемости или лицо, его совершившее, заболело душевной болезнью,  лишающей  возможности  отдавать отчет  в своих действиях или руководить ими, суд может применить принудительные меры медицинского  характера,  не  являющиеся  ответственностью  (помещение в психиатрическую больницу общего или специального типа).

    Строгость мер уголовного наказания и, соответственно,  сложность  уголовно-процессуальной  формы, обеспечивающей  обоснованность и законность их применения, обусловлены тем, что они (наказания)  применяются за  преступления, т.е. виновно  совершенные общественно  опасные  деяния,   запрещенные  уголовным   законом.  В литературе  существует  мнение,  что  общественная  опасность  присуща  не  только  преступлениям,  но  и  некоторым  проступкам (административным,   дисциплинарным),   которые   отличаются   от   преступлений  лишь  меньшей  степенью   общественной  опасности.   Это  мнение  подвергнуто  основательной   критике.  Во-первых,   действие  или бездействие,  формально   содержащее  признаки   какого-либо  деяния предусмотренного   Уголовным   кодексом, но   в   силу   малозначительности  не  представляющее  общественной  опасности,  то есть  не причинившее  вреда  и   не  создавшее   угрозы  причинения   вреда  личности,  обществу  или  государству,  не  является  преступлением   (ч.  3 ст.  7  УК),   но  может   оказаться  административным   или  дисциплинарным  проступком    законодательстве  ни  один вид  проступков не назван   общественно   опасным),   за   который   правонарушитель  подлежит соответствующей ответственности. Во-вторых,   уголовная   ответственность   качественно  отличается  от  всех  иных  видов  ответственности:  предусмотренные  уголовным   законом   наказания   существенно   ограничивают   правовой  статус   осужденного  (лишение   или  ограничение   свободы,  длительные сроки   исправительных   работ   или   лишение   каких-либо   специальных  прав,  крупные штрафы и др.). За особо тяжкие преступления, посягающие на  жизнь,  применяется   смертная  казнь   или  пожизненное  лишение  свободы.  Уголовное  наказание  применяется  не  только за  совершение   преступления,  но   и  за   покушение,  приготовление, соучастие.  Давность  привлечения   к  уголовной   ответственности  в зависимости   от   тяжести   преступления  может   достигать  пятнадцати  лет    лицам,  совершившим  преступление  против  мира  и  безопасности  человечества,  сроки  давности  не  применяются).  После  отбытия  наказания  у  лица,  осужденного  за  преступление,  длительное время     зависимости  от   тяжести  преступления   и  соответственно отбытого   наказания)  сохраняется   «судимость»     особое  правовое состояние,  отражающееся  на  моральном  и  правовом  статусе   лица  и являющееся   отягчающим   обстоятельством   при   повторном   преступлении. Все  это, вместе  взятое, требует  очень тщательного  отбора законодателем   тех   видов   правонарушений,   которые   действительно общественно  опасны,   для  квалификации   их  как   преступлений,  запрещенных уголовным законом.                                         

       От  преступлений  отличаются  проступки     виновные  противоправные деяния, влекущие применение взысканий. Административная ответственность осуществляется на основе законодательства об административных правонарушениях. Производство  по  делу  начинается  составлением  протокола  об  административном  правонарушении.  В  предусмотренных законом случаях к лицу, привлеченному к административной ответственности, могут применяться  меры  обеспечения  производства  по  делу:   административное задержание лица, личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей и документов. Дела об административных правонарушениях рассматриваются народными судами, народными судьями, органами  внутренних  дел,  органами   государственных  инспекций и другими   государственными   органами   и   должностными   лицами,   уполномоченными   на   то  законодательными   актами.  Дело   рассматривается открыто, в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. Привлеченный к ответственности вправе знакомиться   с  материалами   дела,  давать   объяснения,  представлять доказательства,   заявлять   ходатайства,  пользоваться   юридической помощью   адвоката,   обжаловать  постановление   по  делу,   имеет  ряд других  прав.  Законодательством  определены   сроки  привлечения   к административной ответственности и исполнения наложенных взысканий.                                                                   

    Дисциплинарная   ответственность   применяется  за   нарушение трудовой,   учебной,   служебной,  воинской   дисциплины.   Рабочие   и служащие,   нарушившие   трудовую   дисциплину, привлекаются к дисциплинарной ответственности администрацией     предприятия, учреждения,  организации.   До  наложения   взыскания  должны   быть затребованы   объяснения   от   нарушителя   трудовой   дисциплины.  Законодательством    определен   порядок    обжалования   дисциплинарного  взыскания,  сроки  его  применения  и действия, порядок досрочного снятия.  Определенную  специфику   имеет  дисциплинарная   ответственность работников  гражданской авиации, железнодорожного транспорта,   военнослужащих   по  уставам   о  дисциплине,   а  также, дисциплинарная   ответственность   судей   и   некоторых   других  категорий  должностных  лиц,  дела  о  проступках  которых   рассматриваются и решаются специальными дисциплинарными коллегиями.1

          4.Наличие вины – главный критерий применения к правонарушителю мер юридической ответственности. Иначе мы снова вернемся в сталинские 30-е годы.

          5.Человек, занимающий высокий управленческий пост должен нести более высокую ответственность, т.к. чем выше положение данного лица, тем выше и ответственности лежащая на нем. Примеры, президентов-взяточников, сексуально распущенных или как это было в Центральноафриканской республике даже президента-людоеда (Бокасса) приводят к тому, что страдает все общество, все структуры власти, приводят к дезорганизации общественной, социально-экономической жизни.



1 Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1999. С. 367-369

1 Общая теория права // Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1997. С. 276-279 

1 Общая теория права // Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1997. С. 305-309

1 Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х тт. // Под ред. М.Н. Марченко. Т. 2. М., 1998. С. 592-614

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!