Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Конспект по дисциплине «Теория государства и права»»

/ Общее право
Конспект, 

Оглавление

 

5.  Проблема изложения правовых норм в нормативных актах 

 

    1.Норму права можно представить как своеобразную первоначальную «клеточку» права, тот «кирпичик», из которых складывается здание правовой системы государства. «Норма» в переводе с латинского означает правило, образец. Каждая норма права содержит общее правило поведения, в ней как бы просматривается модель поведения. Во-первых, она указывает на те условия, при которых должно исполняться установленное правило. Данная часть нормы именуется в юридической науке гипотезой. Во-вторых, норма права устанавливает и само правило поведения, т.е. диспозицию. В-третьих, норма права устанавливает те принудительные меры воздействия, которые государственные органы способны применить к нарушителям данного правила (санкции). Другими словами, норма права устанавливает: а) кто и когда ее должен исполнить; при наступлении каких условий (гипотеза); б) в чем должно состоять это исполнение (диспозиция); в) каковы последствия неисполнения нормы (санкция). Далеко не каждая норма права имеет словесное отражение, т.е. такую трехэлементную структуру. Например, ст. 105 Конституции РФ содержит норму, в которой имеются гипотеза и диспозиция: федеральный закон считается одобренным Советом Федерации (диспозиция), если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации (гипотеза). И это не единственный пример. Практически все нормы Конституции Российской Федерации не имеют трехэлементной структуры.1

    2. Элементы (диспозиция, санкция, гипотеза) ст. 24 ГК РФ:

1.       Гипотеза: норма действует тогда, когда гражданин исполнил обязательство ненадлежащим образом, либо вовсе его не исполнил.

2.       Диспозиция: имеет место отсылка к ст. 309 ГК, в соответствии с которой гражданин, принявший на себя обязательства, обязан исполнить их в соответствии с требованиями закона и условиями обязательства.

3.       Санкция: норма предусматривает имущественную ответственность гражданина.

    3. Юридическая техника – это совокупность правил, приемов, способов подготовки, составления, оформления юридических документов, их систематизации и учета.

    Различаются следующие виды юридической техники: законодательная (правотворческая) техника, техника систематизации нормативных актов, техника учета нормативных актов, техника индивидуальных актов.

    Целью юридической техники являются рационализирование юридической деятельности, достижение ясности, простоты, краткости, определенной стандартности, единообразия (унифицированности) юридических документов.

    Законодательная (нормотворческая) техника – это совокупность правил, приемов, средств и способов подготовки, составления и оформления нормативных актов. Законодательная техника имеет две основные цели. Во-первых, рационально, адекватно урегулировать общественные отношения, не допустить пробелов, изложить нормативные акты достаточно четко, недвусмысленно, определенно и в то же время достаточно кратко, экономично, в определенной мере единообразно, стандартно. Многословие, расплывчатость формулировок, недостаточная четкость, пробельность снижают эффективность правового регулирования. Другая цель нормотворческой техники ориентирована на субъектов – адресатов нормативных актов и состоит в том, чтобы сделать нормативные акты достаточно понятными, ясными для лиц, которым они адресованы, чтобы у них не возникали сомнения относительно их прав и обязанностей, предусмотренных нормативными актами.

 



6. Классификации правовых норм

    Научно обоснованная классификация правовых норм позволяет:

q  во-первых, четко определять место каждого вида юридических норм в системе действующего в государстве права;

q      во-вторых, лучше уяснить функции правовых норм и их роль в механизме правового регулирования;

q      в-третьих, точнее определить пределы и возможности регулирующего воздействия права на общественные отношения, пути повышения эффективности правовых норм;

в-четвертых, совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность государственных органов.


Овальная выноска: императивныеОвальная выноска: Гражданско-правовыеОвальная выноска: Уголовно-правовыеОвальная выноска: административныеОвальная выноска: дисциплинарныеОвальная выноска: альтернативныеОвальная выноска: ситуационныеОвальная выноска: охранительныеОвальная выноска: коллизионныеОвальная выноска: оперативныеОвальная выноска: Нормы-принципыОвальная выноска: дифинитивныеОвальная выноска: специализированныеОвальная выноска: абсолютно-определенныеОвальная выноска: факультативныеОвальная выноска: рекомендательныеОвальная выноска: относительно-определенныеОвальная выноска: регулятивныеОвальная выноска: постоянныеОвальная выноска: производныеОвальная выноска: основныеОвальная выноска: временныеОвал: Нормы праваВиды правовых норм

 

 

 

 

           
   
 
 
 
    Овальная выноска: управляющие

 

 

 

 



7.  Проблема выделения отраслей и институтов права

   

     1. Большая часть норм гражданского, семейного, авторского, наследственного и других отраслей права относится к категории диспозитивных норм. Например, в ст. 421 Гражданского кодекса установлено: стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422).1

 

отрасль права

метод регулирования

Гражданское право

Семейное право

Государственное право

Уголовное право

Административное право

Экологическое право

Диспозитивный

Диспозитивный

Императивный

Императивный

Императивный

Императивный

 

 

          2. Понимание права как целостного, системно организованного явления позволяет выявлять его разные грани. Одной из них является различие публичного и частного права, их соотношение и взаимосвязь. Придя к нам из глубины веков, оно вновь обнаруживает свой богатый потенциал, как в аспекте правопонимания, так правотворчества и правоприменения. Как известно, в Риме существовало цивильное право, как сугубо национальное и наиболее древнее право, регулировавшее имущественные отношения только между римскими гражданами. Они характеризовались строгим формализмом, консерватизмом и национальной ограниченностью. Законы ХII таблиц служили главным источником римского права.

    Постепенно, по мере расширения торговых и иных отношений Рима с другими народами возникла необходимость другой правовой системы – права народов как разновидности римского права. Оно было более подвижным. Формируется преторское право как продукт деятельности преторов и других магистратов, дополнявших своими актами и решениями первые две системы. Все три системы в совокупности и составляли римское гражданское право, которое в результате сближения и слияния в дальнейшем сложилось в единое понятие римского частного права.

    Одновременно и рядом с частным правом возникает и существует публичное право. Римский юрист Ульпиан характеризовал его как право, относящееся к положению Римского государства. Критерием различения частного и публичного права служит интерес – для первого преимущественное значение имеют интересы отдельных лиц, их правовое положение и имущественные отношения, для второго – главными являются государственные интересы, правовое положение государства, его органов и должностных лиц, регулирование отношений, имеющих ярко выраженный общественный интерес.

Устойчивость сфер, методов правового регулирования и правовых институтов объясняет жизнеспособность деления права на частное и публичное. Оно было отражено в последующих зарубежных правовых системах то в отчетливом виде, то в виде идей правового государства, то в виде идей общественного договора.

    Продолжающийся процесс дифференциации правового регулирования в связи с появлением новых сфер, отраслей, процессов и явлений также выдвигает на повестку дня вопрос о корректировке классификации отраслей науки.

    И важно глубже раскрыть как специфические, так и сходные признаки публичного и частного права, их меняющееся соотношение.

    Для публичного права характерны следующие признаки:

а) ориентация на удовлетворение публичных интересов; б) одностороннее волеизъявление субъектов права; в) широкая сфера усмотрения; г) иерархические отношения субъектов и соответствующая субординация правовых актов и норм; д) преобладание директивно-обязательных норм; е) нормативно-ориентирующее воздействие;

ж) прямое применение санкций, связанных с ограничениями использования ресурсов и т.д.

   Императивность норм публичного права отчетливо выражает повелительный характер, когда их обязательность распространяется не только на юридических и физических лиц, находящихся в служебной и иной подчиненности, но и на всех участников правоотношений в сфере компетенции государственных органов и должностных лиц.

    Императивные нормы широко применяются в конституционном, административном, финансовом, уголовном и других отраслях права. Например, таков смысл ч. 4 ст. 3 Конституции Российской Федерации – никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону. Статьи 4, 5, 65, 66 устанавливают принципы устройства Российской Федерации, которые являются незыблемыми.

    Статья 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» устанавливает обязательность его решений на всей территории страны для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

    В отраслях публичного права широко используются компетенционные нормы, определяющие права, обязанности и ответственность государственных органов и должностных лиц. Такие нормы содержатся в статутных законах (о Правительстве, о судебной системе, о местном самоуправлении и др.) и в тематических законах и иных актах. К числу последних можно, например, отнести Лесной, Водный, Воздушный кодексы, в которых установлено разграничение компетенции Федерации и ее субъектов в этих сферах, объем полномочий в управлении, права и обязанности соответствующих органов исполнительной власти. Компетенция должна неукоснительно осуществляться, субъектами права.

    Для регулирования с помощью частного права характерны следующие особенности: а) преобладание диспозитивных норм; б) равенство субъектов правоотношений; в) свободное волеизъявление субъектов при реализации своих прав; г) самоответственность по своим обязательствам и действиям; д) широкое использование договорной формы регулирования; е) гарантированная судебная защита; и) преимущественная ориентация на удовлетворение личных, частных, корпоративных интересов.

    Конечно, для норм, актов и отраслей права, объединенных частным правом, характерна диспозитивность. Это – легальная возможность использовать и распоряжаться своими правами, пользоваться средствами правовой защиты. Принцип диспозитивности означает широкие права участников правоотношений. Поэтому диспозитивные нормы характеризуются относительно определенной диспозицией. Правила поведения подлежат конкретизации и уточнению по инициативе субъекта правоотношения либо по соглашёнию сторон отношений, регулируемых этим правилом. Нормы содержат предписания на случай, если стороны не установили какие-либо правила своего поведения.

 


8.  Проблема понимания правовых отношений

 

    1.Одна из основных классификаций правовых отношений – деление на абсолютные, относительные и общие (общерегулятивные). В самом общем виде абсолютными были признаны такие отношения, в которых управомоченному (носителю права) противостоит неопределенное множество пассивно обязанных субъектов права. В качестве классического примера называют обычно правовые отношения собственника и всех лиц, обязанных не посягать на объекты, находящиеся в соответствии с законом в его собственности.

    2.В отличие от абсолютных, относительными правоотношениями было предложено считать такие отношения, в которых управомоченному противостоит конкретное обязанное лицо (обе стороны в таких отношениях конкретно определены).1

    3.Объектом правоотношения в данном примере являются нематериальные блага (честь, достоинство, деловая репутация и т.д.), сложившегося вследствие того, что один гражданин публично оскорбил другого человека. Большинство этих прав принадлежат гражданину от рождения, и в силу закона неотчуждаемы и непередаваемы иным способом (п. 1 ст. 150 ГК РФ).

 


9.  Проблема определения правового статуса и правового положения субъекта правоотношения

 

    1.Правовой статус граждан выражается в совокупности прав и обязанностей, характеризуется широтой и реальностью прав и свобод, закрепленных в конституциях и других законах. Правовой статус граждан может быть общим, специальным и индивидуальным. Общий правовой статус гражданина России определен Конституцией РФ. Специальный правовой статус определяется специальными законами разных отраслей права (правовой статус пенсионера, военнослужащего, студента, судьи, депутата и т. д.). Индивидуальный правовой статус – это правовое положение конкретного гражданина. Он сочетает в себе общий правовой статус плюс один или два специальных статуса. Следовательно, гражданин обладает правами и обязанностями, вытекающими из общего статуса. Кроме того, он обладает дополнительными правами и обязанностями, вытекающими из специального статуса.

    2.Правовое положение конкретного физического лица может рассматриваться как сумма общего правового статуса личности и тех статусов, которые приобретает данное лицо, вступая в данные конкретные правовые отношения.

Согласно статье 17 ГК правоспособностью гражданина признается:  «1. Способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность)… 2. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью».

Гражданская дееспособность определяется в законе как способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (п. 1 ст. 21 ГК).

    3.Разделение правоспособности и дееспособности у юридических лиц не имеет значения. Поскольку возможность быть носителем прав и обязанностей и возможность своими действиями создавать для себя права и нести обязанности возникают одновременно в момент государственной регистрации и прекращаются опять же одновременно в момент завершения ликвидации юридического лица.

    4.Конституция РФ закрепляет за гражданами социально-экономические права (право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, частной собственности и т.д.), политические права и свободы (свобода слова, печати, собраний, митингов, объединений в общественные организации, право избирать и быть избранным и т.д.), личные права и свободы (неприкосновенность личности, жилища, тайны переписки и др.), культурные, экологические.

    Правосубъектность граждан с момента рождения изменяется: она увеличивается и достигает полноты с наступлением определенного возраста. Гражданин признается субъектом права и обладает правоспособностью с момента рождения. Его жизнь, здоровье, нормальное развитие охраняются законом.

    Малолетние и несовершеннолетние в силу недостаточной зрелости еще не в состоянии самостоятельно совершать многие юридические действия, связанные с осуществлением прав и исполнением обязанностей. По этой причине полная гражданская дееспособность наступает по достижении совершеннолетия, т.е. в восемнадцать лет. Малолетние (до 14 лет) и несовершеннолетние (от 14 до 18 лет) признаются законом частично дееспособными. Они могут совершать некоторые сделки (вносить вклады в сберкассы, распоряжаться стипендией и т. п.). В определенных случаях закон предусматривает возможность ограничения дееспособности или признания недееспособными отдельных граждан. По решению суда недееспособным может быть признан гражданин, который вследствие душевной болезни или слабоумия не может с пониманием руководить своими действиями. В некоторых случаях ограничивается дееспособность лиц, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими веществами. Отсутствие или ограниченность дееспособности субъектов права восполняются их законными представителями (родителями, опекунами, попечителями), которые совершают за недееспособных юридические действия.

    Согласно ГК РФ (ст. 27) несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, по решению органов опеки и попечительства с согласия родителей или попечителя или по решению суда без их согласия может быть объявлен полностью дееспособным (эмансипация), если родители или попечитель дозволили ему заниматься предпринимательством.

    Она определяет правовое положение и других лиц. Иностранцы и лица без гражданства согласно ст. 62 Конституции РФ пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных законом и международным договором РФ. Они не могут избирать и быть избранными в государственные органы, быть членами экипажей воздушных кораблей, принадлежащих Российской Федерации, на них не распространяются Закон о воинской обязанности, некоторые статьи уголовных кодексов (например, статья об измене Родине) и т.д.

 

 


10. Проблема классификации юридических фактов


ПО СТРУКТУРЕ

 

       
   

 

 


      простые (элементарные) составы        сложные (фактические) составы

 

                         по принципу независимого  по принципу последовательного   

                            накопления элементов    накопления элементов состава

 

ПО ПОСЛЕДСТВИЯМ, КОТОРЫЕ ОНИ ВЫЗЫВАЮТ

       устанавливающие                изменяющие                  прекращающие

       правоотношения                правоотношения              правоотношения

 


      2.Отставка Ельцина как юридический акт ведет к смена власти, а в конечном итоге и к смене политического и социально-экономического курса. Конкретно это может выражаться в отставке со своих должностей отдельных лиц, арестах олигархах и т.п.

 


11. Проблема реализации права

 

    1.    Во-первых, правоприменительную деятельность осуществляют только компетентные государственные органы (должностные лица) или органы общественности по уполномочию государства. Например, мэрия, префектура, суд, администрация предприятия, командир воинской части, профсоюзный комитет. Отдельные же граждане, не являющиеся должностными лицами, специальных полномочий не имеют и, следовательно, применять нормы права не могут.

    Во-вторых, деятельность по применению норм права имеет государственно-властный характер. Такова деятельность суда по осуществлению правосудия или следователя по расследованию уголовного дела.

    В-третьих, содержание правоприменительной деятельности выражается в издании на основе норм права индивидуальных правовых предписаний (актов). Эти акты относятся к определенным жизненным случаям и адресуются конкретным лицам. Например, решение исполкома о выдаче конкретному гражданину ордера на квартиру, приговор суда в отношении лица, совершившего преступление и пр.

    В-четвертых, применение норм права осуществляется в строго установленном законом порядке. Особо важное значение такой порядок имеет при применении норм уголовного и гражданского права, обеспечивая последовательное проведение законности, глубокое и всестороннее рассмотрение обстоятельств конкретного юридического дела.

     2. Соблюдение – это такая форма реализации норм права, которая выражается в строгом выполнении субъектами права со­держащихся в норме запретов, т.е. в воздержании их от соверше­ния тех действий, которые являются вредными для общества и которые запрещены. Если запрет не нарушается, индивиды и их организации не совершают деяний, запрещенных нормой права, то тем самым они эту норму реализуют. Так, например, статья 158 УК Российской Федерации запрещает хищение имущества путем кражи.[1] Все, кто соблюдают этот запрет, реализуют статью 158 УК Российской Федерации. Принимая приведенную норму, законода­тель и рассчитывал на такое поведение. Те же лица, которые иг­норируют запрет, привлекаются к юридической ответственности. Соблюдение как форма реализации права имеет ту особенность, что оно носит пассивный характер, поскольку субъекты по отно­шению к правовым предписаниям ведут себя пассивно, реализуют норму путем воздержания от запрещенных деяний. Посредством соблюдения, таким образом, реализуются запрещающие нормы.

       Соблюдение права предполагает обычное рутинное, но очень важное для упорядоченности, стабильности общества поведение субъектов права. Именно в этом смысле говорится о законопослушных гражданах, которые воздерживаются от действий (или бездействия), нарушающих нормы права. Это одна из распространенных форм правомерного поведения. Но какая? Соблюдение – это пассивная форма реализации права, осознанное или неосознанное поведение по привычке: «так поступают все свои», «так положе­но» и т.п. Пассивная в том смысле, что не требует от субъекта каких-либо активных действий в правовой сфере. Просто соблюдаются известные прин­ципы или нормы правового поведения – и этим соблюдается право.

      По сути, здесь действуют тонкие психологические механизмы подража­ния выполнению требований тех принципов и норм права, которые усваи­вают в детстве, от родителей, окружения, среды и т.п.

     Мы соблюдаем право, когда не переходим улицу на «красный свет», ког­да отдаем своевременно и полностью долг, когда учитываем права и закон­ные интересы других граждан. Сама формула – учет законных интересов – говорит о том, что действительно существуют, наличествуют законные соци­альные интересы.

       Соблюдать свои и чужие законные интересы – это значит как раз обеспе­чивать баланс, меру между своими правами и свободами и правами и свобо­дами другого человека, сообщества. Мой законный интерес, вытекающий из моего права на творческую деятельность, заключается в создании надлежащих условий для научных занятий и тому подобном времяпрепровождения. Он не должен нарушаться правом другого субъекта на отдых под оглушительный грохот магнитофонной музыки, мешающей моим занятиям. Соблюдение пра­ва обоими субъектами и есть одна из форм социальной реализации этого пра­ва. И, разумеется, это делается дня достижения каких-то социальных целей, решения задач, а вовсе не для того, чтобы показать – вот как я соблюдаю за­кон. Соблюдение права становится попутной формой обычной жизнедеятель­ности людей в рамках установленных прав и обязанностей.

      Исполнение – это такая форма реализации права, при ко­торой субъекты права обязаны активными действиями выпол­нять требования правовых норм. Норма права в этом случае мо­жет быть реализована только путем активного правомерного поведения. Здесь поведение проявляется в активном осуществле­нии возложенных на соответствующие субъекты юридических обязанностей. Причем особенностью является то, что субъекты обязаны выполнять предписания норм права независимо от внутреннего к ним отношения. Так, наниматель жилого помеще­ния обязан своевременно оплачивать квартирную плату незави­симо от своего желания. То же относится и к лицам медицинско­го персонала, обязанным, согласно установленным правилам, оказывать помощь больным, к должникам, обязанным возвратить долг и т.п. Как видно, посредством исполнения реализуются обя­зывающие нормы.

       Исполнение права как форма реализации имеет своим субъектом не толь­ко гражданина, но и коллективное образование, а также должностное лицо. В сложной взаимозависимости и взаимодействии граждан между собой, граж­дан и государственных органов и происходит феномен исполнения права.

       Использование норм права – это такая форма их реализа­ции, которая выражается в осуществлении участниками регули­руемых правом общественных отношений своих прав, закреплен­ных в законодательстве. Использование связано с совершением дозволенных действий, которые могут совершать управомочен­ные субъекты и которые зависят от их желания и воли. Путем использования происходит активное осуществление гражданами, организациями в пределах своих правомочий различных право­вых возможностей, предоставленных нормами права.

       Так, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации собственникам какого-либо имущества пре­доставлено право владения, использования и распоряжения этим имуществом. Они могут передать безвозмездно свое имущество в собственность другому лицу, продать его, передать за плату во временное пользование и т.п. Но они имеют возможность извле­кать из имущества его полезные свойства в процессе личного или хозяйственного потребления. В форме использования реализуются, осуществляются управомочивающие (дозволяющие) пра­вовые нормы.

       Использование права предполагает активное, сознатель­ное отношение к своим правам и свободам – субъект имеет возможность осуществить выбор разных вариантов поведения. Он становится свободным, независимым гражданином, настоящим членом общества – и это ведь то, что и требуется на современном этапе общественного развития.

    3. Правоприменительная деятельность представляет собой сложный процесс, состоящий из ряда последовательных действий – стадий.

1. Установление фактических обстоятельств дела. Применение юридических норм, как уже отмечалось, направлено на обеспечение их реализации по отношению к конкретному случаю, который складываемся из определенных фактов. Эти факты и образуют фактическую основу применения норм права. Именно поэтому лица, применяющие правовые нормы, должны в первую очередь отобрать и четко выделить те факты, которые необходимы для правильного решения юридического дела; затем провести тщательный анализ и оценку указанных фактов.

    Установление фактических обстоятельств дела должно быть обоснованным и законным. От этого зависит правильность применения норм права. Обоснованность и полнота установления обстоятельств дела достигается путем глубокого и всестороннего исследования фактов, выяснения их истинности и объективной достоверности.

2.Выбор и анализ нормы права, подлежащий применению к исследуемым фактическим обстоятельствам.

3. Вынесение решения компетентным органом и доведение этого решения до заинтересованных лиц и организаций. Это завершающая и основная стадия процесса применения нормы права. Установление фактических обстоятельств, а также выбор и анализ правовой нормы подготавливают издание компетентным органом индивидуального правового акта (например, приговора суда, приказа должностного лица). Перед вынесением конкретного решения необходимо убедиться, что обстоятельства дела исследованы правильно с достаточной полнотой, что применяемая норма права относится именно к данному случаю. На основании такого убеждения компетентный орган выносит властное решение, после чего объявляет его заинтересованным лицам и организациям.1

    4.Если судья не находит в законе норм, регулирующих обстоятельства данного дела, то он вправе решить дело исходя из аналогии закона, т.е. решить дело на основе закона, регулирующего отношения сходные с рассматриваемыми, либо по аналогии права, т.е. исходя из общих начал и смысла законодательства.

    5.Принципа «нет преступления без закона» не позволяет работнику милиции возбудить уголовное дело, судью же обязывает вынести оправдательный приговор.


1 Основы государства и права // Под ред. О.Е. Кутафина. М., 1994. С. 19-20

1 Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1999. С. 108-112

1 Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х тт. // Под ред. М.Н. Марченко. Т. 2. М., 1998. С. 278

[1] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. №25. Ст. 2954

1 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 2000. С. 262-263

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!