Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Конспект по дисциплине «Рынок ценных бумаг»»

/ Фондовый рынок
Конспект, 

Оглавление

Тема 4. Корпоративные облигации

1.

Облигацией признается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может предусматривать иные имущественные права ее держателя, если это не противоречит законодательству Российской Федерации. Облигация удостоверяет отношения займа между ее владельцем, являющимся кредитором, и эмитентом, являющимся должником. В роли эмитента может выступать либо государство, либо частные лица, как правило, акционерные общества. Выпуск государственных облигаций обычно происходит в условиях дефицита государственного бюджета и преследует цель сдерживания инфляции. Кроме того, с помощью выпуска так называемых целевых облигаций может устанавливаться специальная система распределения товаров. Выпуск облигаций коммерческими  юридическими  лицами   позволяет  им   привлечь дополнительные средства и сформировать заемный капитал. Облигации могут быть именными и предъявительскими, с залоговым обеспечением и без такового, свободно обращающимися и с ограниченным кругом обращения, обычными и конвертируемыми, т.е. обмениваемыми при определенных условиях на акции.

2.

Цикл существования облигаций. Корпоративные облигации могут выпускаться сроком на 1 год и более. Принято различать краткосрочные (от 1 года до 3 лет), среднесрочные (от 3 до 10 лет), долгосрочные (от 10 до 30 лет) и сверхдолгосрочные (более 30 лет и без ограничения срока) облигации. Классификация по срокам обращения государственных облигаций в целом совпадает с классификацией корпоративных бумаг с одной поправкой: госорганы вправе эмитировать краткосрочные облигации со сроком обращения менее года.

    Еще 100 лет назад, когда в экономике большинства передовых стран, в том числе и России, практически отсутствовала инфляция, без труда можно было распродать, к примеру, 100-летние облигационные займы под 1–3% годовых. В бессрочных облигациях вообще не оговаривался срок погашения. Предполагалось, что в течение какого-то периода (30–40 лет) облигации будут как бы погашены ежегодными процентными выплатами, а затем пойдет чистый доход.

    Однако в XX веке экономика всех стран стала подвержена инфляционным процессам. Невозможность предсказать конъюнктуру на длительный период вытеснила сверхдолгосрочные облигации, да и долгосрочные сейчас встречаются не часто. В начале 90-х годов в России самым длительным по сроку стал Государственный республиканский внутренний заем РСФСР 1991 года, выпущенный на 30 лет. Но по условиям этого займа Центральный банк России объявляет котировки, по которым он будет скупать облигации через год. Таким образом 30-летний заем как бы превращается в 30 годичных. Основная же масса облигаций в России эмитируется государственными органами на срок до 1 года. Абсолютным лидером по объему проданных ценных бумаг являются 3-месячные ГКО.

    Формы выплаты дохода. Обычно доход по облигации выплачивается в виде процентов к ее номинальной стоимости, причем частота выплат может колебаться от 1 до 4 раз в год. Доход выплачивается после предъявления эмитенту-заемщику купона, вырезаемого из специального листа, представляющего либо одно целое с бланком облигации, либо прилагающееся к ней.

    Нестабильность денежного рынка сильно повлияла на размер ставки купонного дохода. На Западе редко применяется купон с фиксированной ставкой дохода, чаще имитируются облигации либо с равномерно возрастающей ставкой дохода, либо с плавающей ставкой, которая изменяется в зависимости от каких-либо внешних факторов (например, от ставки банковского процента).

    Доход по облигации может быть выплачен не только в виде оплаты купона, но и в форме скидки в цене (дисконта). Доход по облигациям с дисконтом выплачивается единовременно – в момент погашения облигации. Возможны некоторые модификации двух основных способов выплаты дохода (купонного и дисконтного). Например, выпускаются облигации, которые в определенный момент своего обращения но желанию владельца могут быть обменены на новые с выплатой дохода за прошедший с момента начала обращения облигации период. Возможны и другие варианты.

4.

Согласно ст. 33 Федерального закона «Об акционерных обществах» общество может выпускать облигации с единовременным сроком погашения или облигации со сроком погашения по сериям в определенные сроки. Погашение облигаций может осуществляться в денежной форме или иным имуществом в соответствии с решением об их выпуске. Общество вправе выпускать облигации, обеспеченные залогом определенного имущества общества, либо облигации под обеспечение, предоставленное обществу для целей выпуска облигации третьими лицами, и облигации без обеспечения. Выпуск облигаций без обеспечения допускается не ранее третьего года существования общества и при условии надлежащего утверждения к этому времени двух годовых балансов общества.

5.

На фондовом рынке облигации продаются по ценам, которые отличаются от их номинальной стоимости в ту или иную сторону. На цену облигаций влияют многочисленные факторы: уровень процентной ставки, период обращения облигации, срок до погашения, рейтинг эмитента и другие.

Во-первых, цена облигации во многом зависит от установленного при ее выпуске процента дохода, который определен к номинальной стоимости облигации, и сложившегося (ожидаемого) уровня доходности на финансовом рынке. Если предположить, что у инвестора есть альтернативные варианты вложения денежных средств, то при прочих равных условиях он предпочтет вариант, дающий наибольшую доходность. В этом случае, если купонный доход составляет 12% годовых и альтернативные вложения обеспечивают такую же доходность, то, следовательно, облигация должна продаваться по номиналу. 

Если же доходность по облигации составляет 8%; а ожидаемая инвестором доходность от других вложений – 12%, то цена облигации должна опуститься ниже номинальной стоимости. В этом случае облигация продается с дисконтом. Величина дисконта (D) для облигации, погашаемой через год, определяется по формуле:

где   С – доход по купону (процентный доход по облигации); rадоход от вложений в альтернативный сектор; Н – номинальная стоимость облигации. 

При номинальной стоимости облигации 100 руб. в рассматриваемом примере дисконт составит: 

 

Знак «минус» означает, что облигация продается по цене ниже номинала, т.е. цена продажи облигации составит 96,43 руб. При такой цене доход по облигации складывается из двух составляющих: купонного дохода (8 руб.) и дисконта (3,57 руб.). Доходность облигации (Д) определяется как отношение суммарного дохода к цене приобретения, которая в нашем примере составит:

За счет дисконта обеспечивается такая же доходность, что и при вложении в альтернативные сферы. 

Если же ставка установлена на более высоком уровне, чем доходность по альтернативным вложениям, то облигация будет продаваться по цене, превышающей номинал. В этом случае говорят, что облигация продается с премией. Если в рассматриваемом примере ставка купонного дохода составляет 16%, а альтернативные вложения дают доходность в размере 12%, то величина премии для облигации со сроком погашения через год определяется по вышеприведенной формуле и составит 3,57 руб. Следовательно, облигация будет продаваться по цене 103,57 руб., а доходность по облигации составит:

где Прразмер премии.

Во-вторых, на цену облигаций влияет уровень доходности вложений в альтернативный сектор. Обычно в качестве альтернативной сферы вложений денежных средств рассматривают банковский сектор. Приобретая облигацию, инвестор кредитует эмитента. Размещая средства в банке, вкладчик ссужает денежные средства банковскому учреждению. При прочих равных условиях ставка ссудного процента должна давать такой же доход, что и купонный процент.

Если ставка ссудного процента повышается, то цена облигации при заданном уровне купонного дохода будет понижаться. Например, если процентная ставка возросла с 12% до 18%, а доход по облигации определен в размере 12% к номиналу, то облигация должна продаваться с дисконтом, величина которого определяется по вышеприведенной формуле. Для облигации номиналом 100 руб. сумма дисконта составит:

Таким образом, облигация будет продаваться по цене 94,915 руб., а доходность получается такая же, что и по альтернативным вложениям, – в размере 18%.

Если процентные ставки снижаются, то цена облигации возрастает.

В-третьих, цена облигации зависит от величины накопленного дохода. Обычно котировки облигаций указываются без учета дохода, который накоплен по купону за время нахождения облигации в обращении. Чем дольше облигация находится в обращении и чем ближе дата купонных выплат, тем выше цена облигаций.

В-четвертых, цена облигации зависит от длительности периода до погашения. Если процентная ставка ниже купонного дохода, то, как было сказано раньше, облигация продается с премией, т.е. по цене выше номинальной стоимости. При этом цена облигации будет изменяться в зависимости от периода обращения. Цена облигации снижается при приближении срока погашения. Например, процентная ставка составляет 10% и остается неизменной в течение всего периода, а купонная ставка по облигации номиналом 1000 руб. со сроком обращения 10 лет установлена в размере 12%. Стоимость облигации можно рассматривать как текущую стоимость денежных потоков в виде купонных выплат и стоимости погашения облигации V).

 


Тема 5. Государственные ценные бумаги

1.

Государственные долговые обязательства можно классифицировать по различным признакам. Рассмотрим важнейшие из них.

    По срокам заимствования различают ценные бумаги:

краткосрочныесо сроками заимствования до 1 года. К таким видам ценных бумаг относятся, например, в США казначейские векселя со сроками обращения 3, 6 и 12 месяцев и векселя управления наличностью, выпускаемые на срок до 50 дней. В Японии 3- и 6-месячные краткосрочные облигации и финансирующие векселя, которые выпускаются для покрытия краткосрочных разрывов на срок 60 дней. В Великобритании выпускаются краткосрочные казначейские векселя на срок 3 месяца и облигации со сроком обращения 1 год. В России с 1993 г. эмитируются государственные краткосрочные бескупонные облигации со сроками обращения 3, 6 и 12 месяцев, облигации государственного сберегательного займа с отрезными купонами сроком на 1 год;

среднесрочные со сроком обращения от 1 года до 5 лет. Примером данного вида долговых обязательств могут служить выпускаемые в США казначейские ноты на сроки 2, 3, 5 лет (отдельные выпуски эмитируются сроком на 7 лет). В Японии – среднесрочные облигации государственных займов на срок от 2 до 5 лет. В Великобритании – облигации, выпускаемые правительством на различные сроки – от 1 года до 5 лет. В России – облигации федерального займа со сроком обращения 1–2 года, а также облигации внутреннего валютного займа 1-го, 2-го и 3-го траншей;

долгосрочныесо сроком обращения свыше 5 лет. В качестве долгосрочных ценных бумаг в США функционируют казначейские облигации со сроками обращения 10 и 30 лет, сберегательные облигации, выпускаемые в основном для населения, на срок не менее 10 лет. В Японии действуют долгосрочные облигации государственных займов со сроками 5, 10, 15 и 20 лет. В Великобритании выпускаются облигации на различные сроки – от 5 до 15 лет, а также бессрочные облигации, не имеющие конечных сроков погашения. В России в дореволюционный период выпускались облигации российского золотого займа со сроком обращения 81 год, которые свободно продавались как на российском, так и на зарубежных фондовых рынках Европы и Америки. В настоящее время в России действуют государственные долгосрочные облигации со сроком обращения 30 лет и облигации внутреннего валютного займа 4-го, 5-го, 6-го и 7-го траншей со сроками погашения 10 и 15 лет.

    По способу получения дохода различают ценные бумаги:

дисконтныепродаваемые инвесторам по цене ниже номинала. При погашении инвестор получает доход в виде разницы между номинальной стоимостью и ценой приобретения. Как правило, большинство краткосрочных ценных бумаг выпускаются как дисконтные (в США – казначейские векселя и векселя управления наличностью; в Германии – казначейские обязательства финансирования; в России – государственные краткосрочные бескупонные облигации);

купонные выпускаемые с купонами, по которым выплачивается с определенной периодичностью купонный доход. В большинстве случаев это среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги, так как инвестор заинтересован получить доход не через 30 лет, а постепенно в течение этого времени. К купонным ценным бумагам относятся в США казначейские ноты и казначейские облигации, в Германии – среднесрочные обязательства государственного казначейства, в России – облигации федерального займа, облигации государственного сберегательного займа, облигации внутреннего валютного займа.

    По цели выпуска ценные бумаги делятся на:

долговые – для покрытия постоянного дефицита государственного бюджета, переходящего из года в год. Как правило, среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги выпускаются именно с этой целью и обслуживают систематическую задолженность государства;

ценные бумаги для покрытая временного дефицита бюджета (кассовых разрывов), которые образуются в связи с определенной цикличностью поступления налогов и постоянными расходами из бюджета. Обычно в конце квартала и начале следующего, когда налоги еще не собраны, возникает дефицит бюджета, затем перекрывающийся за счет поступления налогов, размер которых выше, чем сумма бюджетных расходов. К таким видам ценных бумаг относятся векселя управления наличностью, выпускаемые в США сроком на 50 дней, и финансирующие векселя, обращающиеся в Японии со сроком 60 дней;

целевые облигации, выпускаемые для реализации конкретных проектов. Например, в Великобритании правительством осуществлялись выпуски транспортных облигаций, в результате чего были сформированы ресурсы для национализации транспорта. В Японии широко практикуются правительственные эмиссии строительных облигаций для реализации крупномасштабных программ по строительству дорог и др. В России в качестве таких ценных бумаг можно рассматривать облигации АО «Высокоскоростные магистрали», выпущенные под гарантию правительства РФ; средства от продажи данных облигаций идут на финансирование строительства железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург;

ценные бумаги для покрытия государственного долга предприятиями и организациями. Такие виды ценных бумаг достаточно широко распространены в России. Например, казначейские обязательства, которыми Минфин РФ в 1994–1996 гг. рассчитывался с предприятиями за работы, выполняемые по государственному заказу и финансируемые за счет средств федерального бюджета.

2.

Правительство Е. Гайдара в качестве важнейшей стабилизационной меры рассматривало борьбу с инфляцией. Инфляция имеет монетарную природу, связана с дефицитом бюджета и денежной эмиссией для финансирования дефицита бюджета. Однако правительство Е. Гайдара не выдержало давления директорского корпуса и профсоюзов и по согласованию с ЦБР выдало значительные кредиты неплатежеспособным и убыточным предприятиям, что привело к тому, что в июле 1992 – январе 1993 г. было выпущено денег в 4 раза больше, чем было в обороте. Это привело ко второй волне инфляции, которая составила 24-25% в январе, феврале 1993 г. Правительство В. Черномырдина стало сворачивать практику предоставления льготных кредитов, однако с 1993 г. был начат выпуск ГКО (внутренних займов) для финансирования дефицита бюджета. Общая сумма внутреннего роста ГКО в 1996 г. составила 8,9% ВВП. У коммерческих банков находились ГКО на сумму 120 трлн. руб. Государственные ценные бумаги размещались между физическими и юридическими лицами. Правительство желая привлечь дополнительные средства, установило высокую доходность ГКО. Выплаты по ГКО составляли в 1996 г. 110-120% годовых, в 1997 г. снизилась с учетом уровня инфляции до 40% годовых, или 3-5% в месяц. Рынок ГКО – это распространенная и вполне естественная форма привлечения денежных средств государством. Однако выпуск ГКО содержит опасность для экономики. Во первых, покупка ГКО для коммерческих банков является более привлекательным вложением средств, чем предоставление кредитов предприятиям. Рынок ГКО давал инвесторам 3-5% в месяц. В реальном секторе практически не существовало проектов с такой отдачей. Рентабельность предприятий составила 10-20% годовых. Поэтому коммерческие банки не спешили вкладывать деньги в развитие экономики, а все свободные депозиты превращали в государственные ценные бумаги. Таким образом, государство получало необходимые денежные средства, но при этом сдерживалось кредитование предприятий. Во-вторых, правительство и Центробанк выпустившие значительное количество ценных бумаг должны располагать значительными доходами, что бы оплатить государственный долг. Для этого государство эффективно должно использовать полученные займы. В ином случае оно вынуждено создавать финансовую пирамиду, что бы оплатить накопленный долг из дополнительной эмиссии ценных бумаг, а это ведет к новому витку возрастания государственного долга. Это может привести к финансовому кризису, если все инвесторы предъявят требования по оплате ГКО и депозитов. Ситуация создания финансовой пирамиды сложилась в России в период 1993-1998 гг. и способствовала финансовому кризису в августе 1998 года.

 


Тема 6. Муниципальные ценные бумаги

1.

Муниципальными являются облигации, выпускаемые местными органами власти. По своим характеристикам эти облигации близки к государственным облигациям. Различие только в том, что собранные эмитентом средства расходуются на финансирование потребностей муниципальных бюджетов и программ, а погашение и выплата процентов по облигациям осуществляются за счет муниципальных налогов и других доходов местного бюджета.

По сравнению с государственными бумагами, они привлекают инвесторов своей надежностью.

Следует сказать, что муниципальные краткосрочные облигации получили определенное распространение в мировой практике. В России их выпуск развивается довольно стремительно. В качестве примера можно привести выпуск государственных городских краткосрочных облигаций (ГГКО) правительством Санкт-Петербурга.

В настоящее время самыми крупными эмитентами муниципальных ценных бумаг являются Санкт-Петербург, Татария, Дальний Восток, Тюменская обл., Чувашия. Устроители выпусков муниципальных ценных бумаг предлагают инвесторам возможность погасить займы недвижимостью, землей, выигрышами по лотереям. Особое место занимают жилищные облигации, цель выпуска которых – финансирование жилья.

    Порядок выпуска, погашения и налогообложения городских облигаций определяется зарегистрированным проспектом эмиссии и законом Санкт-Петербурга «О государственном городском займе», принятом законодательным собранием Санкт-Петербурга 15 марта 1995 г. Обеспечением облигаций является налог на имущество и объекты недвижимости, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга, которые реализуются с аукциона.

    2.

    Муниципальные облигации являются менее надежными финансовыми инструментами по сравнению с государственными ценными бумагами, поэтому купонная ставка по ним должна быть более высокой, чем по государственным облигациям. Как правило, муниципальные облигации имеют довольно узкий рынок, ограниченный пределом штата или области.

    Возможны крахи отдельных муниципальных выпусков. Это зависит от ряда факторов. Различают внутренние и внешние факторы, субъективные и объективные, национальные и региональные, отраслевые и территориальные, политические и экономические, общие и частные. Так, к национальным факторам можно отнести стабильность политической ситуации и стране, ее социально-экономического положения, устойчивость финансовой, налоговой политики и национальной валюты, уровень инфляции, состояние государственного регулирования рынка ценных бумаг. К общеэкономическим факторам относятся колебания делового цикла, выбранная модель экономического развития, валютный курс и уровень цен на золото, экономическая активность и ее тенденции, динамика валового национального и валового внутреннего продукта, уровень заработной платы, доступность кредита, уровень инфляции.  К территориальным факторам относятся районные или городские особенности, например, по налогообложению фондовых операций и деятельности участников рынка ценных бумаг, а также уровень цен, инвестиционные возможности ценных бумаг, инвестиционный потенциал рынка, наличие источников финансирования.

    Однако, местные власти могут повысить надежность своих облигаций. Это связано с инвестиционными возможностями облигаций. Инвестиционные возможности облигаций обусловлены тем, что они представляют собой особый вид долговых обязательств и выступают как средства кредитования. Кроме того, они обладают такими инвестиционными качествами, как срочность (исполнение обязательств по облигациям предусматривается в определенный срок, в конце которого производится ее погашение) и доходность (при погашении облигации выплачивается процент, который не зависит от прибыли, получаемой акционерные обществом; выплаты должны быть произведены даже при наличии убытков). Значит необходимо уменьшить срок погашения облигаций и увеличить ее доходность.

 


Тема 7. Регулирование выпуска и обращения ценных бумаг. Профессионалы рынка

          1.

           Объективная необходимость государственного регулирования рынка ценных бумаг обусловлена рядом обстоятельств:

q      необходимостью нормативно-правового регулирования рынка ценных бумаг с тем чтобы обеспечить принцип его единства, а также единства режима и методов регулирования рынка на всей территории России;

q      обеспечением жесткого контроля за соблюдением правовых норм деятельности на фондовом рынке и неукоснительной ответственности участников рынка в случае их нарушения;

q      требованием защиты интересов всех участников рынка ценных бумаг;

q      обеспечением равенства всех участников рынка перед органами, осуществляющими его регулирование;

q      соблюдением принципа гласности в области нормотворчества и обязательного участия профессиональных участников рынка в создании его нормативной правовой базы;

стимулированием государством конкуренции на рынке ценных бумаг посредством недопустимости преференций или каких-либо льгот для отдельных его участников.

          2.

          Государственное регулирование рынка ценных бумаг в России должно осуществляться путем:

q      установления жестких требований к деятельности эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг, которые обязательны к выполнению;

q      регистрации проспектов эмиссии ценных бумаг, раскрытия информации об эмиссионных ценных бумагах и контроля за деятельностью эмитентов при выпуске и обращении ценных бумаг;

q      установления правил работы на фондовом рынке для профессиональных участников;

q      создания системы защиты прав инвесторов.

3.

Предусматривается цивилизованное использование рекламы на рынке ценных бумаг. В рекламе должно содержаться наименование (имя) рекламодателя. Рекламодатель, являющийся профессиональным участником рынка ценных бумаг обязан также включать в рекламу сведения о видах осуществляемой им на рынке ценных бумаг деятельности в соответствии с рекламным объявлением. Законом не допускается использование в рекламе запрещенных приемов.

Согласно ст. 17 Федерального закона «О рекламе»: при производстве, размещении и распространении рекламы финансовых (в том числе банковских), страховых, инвестиционных услуг и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами юридических и физических лиц, а также ценных бумаг не допускается: приводить в рекламе количественную информацию, не имеющую непосредственного отношения к рекламируемым услугам или ценным бумагам; гарантировать размеры дивидендов по простым именным акциям; рекламировать ценные бумаги до регистрации проспектов их эмиссий; представлять любого рода гарантии, обещания или предположения о будущей эффективности (доходности) деятельности, в том числе путем объявления роста курсовой стоимости ценных бумаг; умалчивать хотя бы об одном из условий договора, если в рекламе сообщается об условиях договора.

    4.

        Согласно ст. 48 Закона «О рынке ценных бумаг» саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг именуется добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом и функционирующее на принципах некоммерческой организации.

    Согласно ст. 49 «Права саморегулируемых организаций в регулировании рынка ценных бумаг» Закона «О рынке ценных бумаг»: саморегулируемая организация вправе:

q         получать информацию по результатам проверок деятельности своих членов, осуществляемых в порядке, установленном Федеральной комиссией (региональным отделением Федеральной комиссии);

q         разрабатывать в соответствии с настоящим Федеральным законом правила и стандарты осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами своими членами и осуществлять контроль за их соблюдением;

q         контролировать соблюдение своими членами принятых саморегулируемой организацией правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами;

q         в соответствии с квалификационными требованиями Федеральной комиссии разрабатывать учебные программы и планы, осуществлять подготовку должностных лиц и персонала организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, определять квалификацию указанных лиц и выдавать им квалификационные аттестаты.

         Кроме этого установлено, что саморегулируемые организации вправе создавать компенсационные и иные фонды в целях возмещения понесенного инвесторами – физическими лицами ущерба в результате деятельности профессиональных участников – членов саморегулируемой организации.

    5.

        Согласно ст. 10 «Совмещение профессиональных видов деятельности на рынке ценных бумаг» Закона «О рынке ценных бумаг»: Осуществление деятельности по ведению реестра не допускает ее совмещения с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

    Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг (ст. 8 Закона «О рынке ценных бумаг»). Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг имеют право заниматься только юридические лица. Лица, осуществляющие деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, именуются держателями реестра (регистраторами). Юридическое лицо, осуществляющее деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, не вправе осуществлять сделки с ценными бумагами зарегистрированного в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг эмитента. Под системой ведения реестра владельцев ценных бумаг понимается совокупность данных, зафиксированных на бумажном носителе и/или с использованием электронной базы данных, обеспечивающая идентификацию зарегистрированных в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг номинальных держателей и владельцев ценных бумаг и учет их прав в отношении ценных бумаг, зарегистрированных на их имя, позволяющая получать и направлять информацию указанным лицам и составлять реестр владельцев ценных бумаг.  Система ведения реестра владельцев ценных бумаг должна обеспечивать сбор и хранение в течение установленных законодательством Российской Федерации сроков информации о всех фактах и документах, влекущих необходимость внесения изменений в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, и о всех действиях держателя реестра по внесению этих изменений.

    Запрещение совмещения деятельности по ведению реестра с другими видами деятельности сделано для недопущения использования информации, содержащейся в реестре для незаконной наживы и различных нарушений на фондовом рынке.

          7.

         Лицензия выдается уполномоченным государственным органом и представляет собой соответствующим образом оформленный документ, разрешающий заниматься лицензионным видом деятельности, в данном случае – профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг, включая профессиональную деятельность с государственными ценными бумагами, ценными бумагами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

      Лицензирование деятельности на фондовом рынке в России проводится с 1992 г. Первоначально эта функция была возложена на Министерство финансов РФ, которое выдавало лицензии инвестиционным институтам для работы на фондовом рынке в качестве:

q      посредника (финансового брокера);

q      инвестиционного консультанта;

q      инвестиционной компании;

q      инвестиционного фонда.

    Одновременно Министерство финансов осуществляло лицензирование деятельности фондовых бирж и фондовых отделов товарных бирж.

По мере развития фондового рынка и расширения масштабов деятельности необходимо было иметь специальный государственный орган, который выполнял бы функции регулирования фондового рынка. В ноябре 1994 г. была создана Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при правительстве РФ (ФКЦБ), которая обладает широкими полномочиями по регулированию фондовом рынка и лицензированию деятельности. В соответствии с действующим порядком ФКЦБ осуществляет:

q      лицензирование деятельности управляющих компаниями паевых инвестиционных фондов и регистрацию проспектов эмиссии данных фондов;

q      лицензирование деятельности специализированных регистраторов, ведущих реестры акционеров;

q      лицензирование брокерской и дилерской деятельности;

q      лицензирование депозитарной деятельности

q      лицензирование клиринговой деятельности;

q      лицензирование деятельности по организации торговли ценными бумагами.

          Наряду с ФКЦБ лицензирование профессиональной деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг проводит Банк России на основе генеральной лицензии, которую он получил на основе решения ФКЦБ России. Генеральная лицензия выдается на срок не более одного года. При этом лицензионный сбор за выдачу генеральной лицензии, не взимается. Банк России в своих действиях руководствуется тем порядком и условиями лицензирования различных видов профессиональной деятельности, которые устанавливаются нормативными актами Федеральной комиссии. В свою очередь, Банк России вправе делегировать полномочия по лицензированию территориальным органам. В этом случае на него возлагается обязанность по осуществлению контроля за их деятельностью по лицензированию и периодической отчетности перед Федеральной комиссией. Генеральная лицензия выдается Федеральной комиссией на основе заявления, которое должно содержать обоснование необходимости получения лицензии и включать в себя информацию о видах профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, которые Банк России собирается лицензировать, о наличии соответствующей материально-технической базы, структурных подразделений и квалифицированного персонала, а также пакета документов, регулирующего порядок и сроки рассмотрения заявлений соискателей. Те соискатели, которые успешно прошли процедуру лицензирования и таким образом приобрели статус профессиональных участников рынка ценных бумаг, представляют регистрационную форму в ФКЦБ России либо в ее региональные отделения. Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации существует система лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Лицензирование осуществляет Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, которая может на основе генеральной лицензии предоставить это право федеральному органу исполнительной власти.

Лицензированию подлежат такие виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, как брокерская и дилерская деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами и клирингу, услуги реестродержателя и депозитария, организатора торговли на рынке ценных бумаг.

За нарушения законодательства о ценных бумагах виновные лица несут ответственность в гражданском, административном и уголовном порядке. В частности, Закон о рынке ценных бумаг указывает на такие основания ответственности, как манипулирование ценами на рынке ценных бумаг, осуществление недобросовестной эмиссии, выпуск, обращение ценных бумаг, не прошедших государственную регистрацию, профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг без лицензии, факт недобросовестной рекламы (ст. 51 Закона о рынке ценных бумаг). Эти правонарушения являются основанием для приостановления незаконной деятельности, аннулирования эмиссий ценных бумаг и лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и других мер ответственности.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!