Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Конспект по дисциплине «Римское право»»

/ Римское право
Конспект, 

Оглавление

 

Тема 4. Лица в римском праве

 

     1.

         Рабовладельческое общество признавало физическим лицом (persona), т.е. существом, способным иметь права, не каждого человека. Это общество было особенно наглядным свидетельством того, что правоспособность (способность быть субъектом, носителем прав) не есть прирожденное свойство человека, а представляет, как и само государство и право, надстроечное явление на базисе экономических отношений общества. Другими словами, правоспособность коренится в социально-экономическом строе данного общества в данный период его развития. 

               Что касается юридического положения рабов, они всегда считались вещами – SERVI RES SUNT, то есть рабы суть вещи. Этот принцип римского права имел силу уже в древнейший период, хотя тогда он, может, и не достаточно сознавался, и не был, вероятно, сформулирован с такой четкостью, как в период действия преторского права. Раб не считался субъектом права. Он был его объектом – SERVI PRO NULLIS HABENTUR (не признаются лицами). Поэтому они не могли служить в армии и не платили налога. Раб не имел права на создание семьи. Господин был вправе наказывать раба, вплоть до лишения жизни – IUS VITAE AC NECIS. Что касается имущественного положения раба, то всякая вещь, находившаяся в его обладании, считалась принадлежащей господину. В классический период римского права возникает институт колоната. Вопрос о юридической природе данного института следует решать, исходя из социально-экономической обстановки того периода. Постепенно отдельные провинции начинаю приобретать экономическую самостоятельность, жить своей собственной жизнью. Экономическое же господство Рима прекращается уже со второй половины I века н.э. К этому времени хозяйство, основанное на рабском труде, начинает себя изживать. Рабство не дает предпосылок для интенсивного труда, ибо раб не заинтересован в результатах своей работы. Поэтому обширные хозяйства – латифундии – дробятся на мелкие участки – «парцеллы», на которые и сажают рабов. Итак, раб становится самостоятельным производителем, а рабство в целом переходит в какую-то новую свою стадию. С другой стороны, и мелкие крестьяне понижаются в своем социально-экономическом уровне. Они также прикрепляются к земле. На этих двух корнях и создается колонат, то есть такой юридический институт, при котором непосредственный производитель прикрепляется к земле. Колон обязан вносить землевладельцу определенный оброк или подать.

        2. Название «юридическое лицо» римскому праву не было известно; новейшие исследования показали, что в латинском языке даже не было специального термина для обозначения учреждения. Римскими юристами была разработана и сущность этого явления. Они ограничиваются лишь признанием факта принадлежности прав различным организациям. Они сравнивали эти организации с человеком, с лицом физическим, и говорили, что организация действует personae vice (вместо лица, в качестве лица), privaioram loco (вместо отдельных лиц, на положении отдельных лиц). В этом можно видеть зародыш «теории фикции юридического лица», появившейся в средние века и получившей распространение в зарубежной теории права.

      3.

     В 212 году императором Марком Аврелием Антониной Каракаллой был издан эдикт о предоставлении почти всем свободным жителям права римского гражданства. Эдикт Каракаллн получил название Антониниановой конституции (CONSTITUTIO ANTONI-NIANA) или закона Антониниана о гражданстве. Уравнением в гражданских правах провинциалов и италиков завершается длительный процесс нивелировки населения римской империи. Нельзя отрицать и того, что одной из целей эдикта было увеличить средства римской казны. Распространяя римское гражданство почти на всех свободных жителей римской империи, Каракалла, тем самым, увеличивал чисто налогоплательщиков, ибо только римские граждане обязаны были платить налог с наследства. Однако главное все же состояло в другом, а именно – в юридическом закреплении процесса преобразования огромного конгломерата племен и народностей в более или менее однородное общество. Правовые различия между разными категориями населения (римскими гражданами и Перегринами) сгладились. К началу III века н.э. различия между областями IUS CIVILE и IUS GENTIUM окончательно исчезают. Эти две ветви частного права сливаются. Во всяком случае, в период поздней империи вопрос о правоспособности значительно упростился. Различие между GIVES, LATINII, PEREGRINI утратило практическое значение. Все население империи отныне делится лишь на граждан и рабов.

      4.

      а) Римский поэт Овидий вследствие того, что он был навсегда изгнан в Скифию должен был быть лишен римского гражданства, а значит и тех прав, которые оно в себе заключало.

      б) Алиций должен будет выплатить определенную сумму Фикию. Правовым основанием для этого являются Институции Гая, в которых по этому поводу говорится следующее: «222. Собственно говоря, лично рабу не наносится никакой обиды, но через него считается оскорбленным его господин. 224. Претор позволяет нам оценивать обиду, и судья присуждает нам такую сумму, на какую мы оценили обиду или меньше, согласно своему усмотрению».

5.

 

Юридическое разделение лиц

Существующее положение

Ограничение или лишение гражданских права

Свободный           Раб

 

С лишением свободы

Латины          Перегрины

Состояние гражданства

Без лишения свободы

Сограждане Другие лица

Семейное состояние

В связи с переходом в другую семью

 

 


Тема 5. Брачно-семейные отношения

 

    1. Подчинением власти одного и того же paterfamilias определялось и первоначальное родство, так называемое агнатское родство. Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть новом домовладыки, переставала быть агнатской родственницей своем отца, братьев и т.д.; и наоборот, постороннее лицо, усыновленное домовладыкой, становилось его агнатом.   В древнейшее время власть домовладыки была безгранична и потому сопровождалась полным бесправием подвластных. Постепенно, однако, эта власть стала принимать более определенные границы; одновременно личность подвластных стала постепенно получать признание в частном праве. Ослабление власти домовладыки явилось следствием изменения производственных отношений, разложения патриархальной семьи, развития торговли, предполагавших известную самостоятельность взрослых членов семьи. По мере развития хозяйства и ослабления патриархальных устоев получало все большее значение родство по крови, так называемое когнатское родство, в конце концов полностью вытеснившее агнатское родство. Отцовская власть могла быть установлена путем узаконения детей от конкубины. Узаконение есть признание законными детей данных родителей, рожденных ими вне законного брака. Узаконение могло быть произведено: а) последующим браком родителей внебрачного ребенка; б) путем получения соответствующего императорского рескрипта; в) путем зачисления сына в члены муниципального сената (курии), а дочери – путем выдачи замуж за члена муниципальною сената (на членах муниципальных сенатов лежала обязанность пополнять из своих средств недоимки по налогам, вследствие чего это звание принималось неохотно и императорам приходилось вводить поощрительные меры; к их числу относилось и узаконение). В отличие от узаконения, дававшего положение законных детей лицам, рожденным от данных родителей, но вне брака, усыновление устанавливало отцовскую власть над посторонним лицом. Усыновление различалось двух видов: если усыновлялось лицо, не находящееся под отцовской властью (persona sin iuds), это называлось arrogatio; если же усыновление производилось в отношении лица, находящегося под отцовской властью (persona alieni iuds), оно называлось adoptio. По праву Юстиниана arrogatio совершалось путем получения на то императорского рескрипта; adoptio – путем занесения в судебный протокол (apud асtа)соглашения прежнего домовладыки усыновляемого с усыновителем в присутствии усыновляемого.   Необходимые условия усыновления: а) усыновлять может, как правило, только мужчина (женщина – в виде исключения, именно если она до усыновления имела детей и их потеряла); б) усыновитель не должен быть подвластным (должен быть persona sui inns); в) усыновитель должен быть старше усыновляемого не меньше, чем на 18 лет (так как, по выражению римских юристов, «усыновление подражает природе», adoptio naturam imitatur, D.I.7.40. 1).   Родство определяется по линиям и степеням. Лица, происходящие одно от другого (например, отец и дочь, внук и бабка), называются родственниками по прямой линии. Родственники по прямой линии, происходящие от данного лица, называются его нисходящими (сын, внук, правнук); наоборот, прямые родственники, от которых произошло данное лицо, называются его восходящими (отец, дед, прадед). Лица, происходящие не одно от другого, а от общем предка, называются родственниками по боковой линии; например, братья, дядя и племянник и т.д. Степень родства определяется числом рождений, устанавливающих родство двух данных лиц; например, дед и внук – родственники второй степени, двоюродные братья – четвертой степени (их общий корень – дед, от которого произошли, допустим, А и В, а от них – С и Д, всего четыре рождения).  

      2. Это связано с тем, что в этом не было большой необходимости. Семья в древнейший известный нам период римской истории представляет тип промежуточной, патриархальной семьи, объединявшей под властью главы семьи, paterfamilias, жену, детей, других родственников, кабальных, а также рабов. Термином familia обозначались первоначально рабы в данном хозяйстве, а потом все относящиеся к составу домашнего хозяйства: и имущество, и рабочая сила (жена, подвластные дети, рабы). Глава семьи и властелин древнейшей семьи – домовладыка, единственный полноправный гражданин, квирит (термин, производимый многими исследователями от греческого kueros, власть, т.е. имеющий власть).

      В доюстиниановом праве различали брак cum mann maniti, т.е. брак с мужней властью, в силу которой жена поступала под власть мужа (или домовладыки, если муж сам был подвластным лицом), и брак sine mann, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. Брак sine manu по внешности был похож на конкубинат, но отличался от него специальной affectio maritalis, намерением основать римскую семью, иметь и воспитывать детей (liberoruni quaerendorum causa).

     3.

а) По законам XII Таблиц: «Если отец трижды продаст сына, то пусть сын будет свободен от воли отца» (Таблица VI, 2). Кроме того, дети перестают быть во власти восходящих вследствие эманципации (освобождения из-под отцовской власти). Но сын – только после троекратной эманципации, прочие же дети мужского или женского пола освобождаются из-под отеческой власти после однократной эманципации.

б) Это приводило к расторжению обручения. Расторжение договора, заключенного при обручении родителями жениха и невесты, влекло за собой уплату особой пени виновной стороной, решившей отказаться от своих обязательств.

в)    Имя юриста – Модестин: «Брак есть союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божественного и человеческого права» (Кн. 23. Титул II. О совершении брака).


Тема 6. Вещные права. Общие положения

 

     1.

2. 59. Кроме того, можно, владея заведомо чужою вещью, приобретать таковую путем давности и по другим основаниям, именно если кто давал другому в mancipium вещь фидуциарным образом или уступал вещь перед судящим магистратом, то он может, если сам владел тою же вещью, приобретать эту вещь обратно путем давностного владения, разумеется, годовым, хотя бы это была недвижимость. Этот вид давности называется usureceptio, так как мы то, что некогда имели, приобретаем обратно посредством давности.

2. 62. Иногда случается, что собственник вещи не может отчуждать ее, и наоборот, несобственник имеет власть отчуждать вещь.

2. 63. В самом деле, по Юлиеву закону запрещается мужу отчуждать приданое, недвижимое имущество против воли жены, хотя это имущество составляет его собственность, или на основании того, что манципировано ему как приданое, или уступлено перед судящим магистратом, или же приобретено посредством давности; некоторые, однако, сомневаются в том, относится ли этот закон только к италийским недвижимым имуществам, или также к провинциальным передвижным участкам.

      2-3. Классификация вещей по ГК РФ:

1) Индивидуально-определенные вещи и вещи, определенные родовыми признаками (родовые вещи).

2) Потребляемые и непотребляемые вещи.

3) Вещи, созданные трудом человека, и вещи, созданные природой, т.е. имеющие естественное происхождение.

        4) ГК различает вещи в зависимости от их назначения и цели использования.

          5) Вещи движимые и недвижимые.

         6) Вещи, не ограниченные в обороте, ограниченные в обороте и изъятые из оборота.

         7) Вещи делимые и неделимые.

         8) Вещи одушевленные и неодушевленные.

Рассмотрим вопрос о делении вещей в древнем Риме. В Риме существовало одно главное деление вещей: на вещи манципируемые и не манципируемые. Источники не содержат общего определения того, что следует понимать под вещами первой и второй категорий. Гай относил к вещам MANCIPI землю в Италии, такие сельские реальные сервитуты, как VIA, ITER, ACTUS, AQUAEDUCTUS, рабы, четвероногие (рабочий скот), к которым он причислял быков, мулов, лошадей и ослов. Полный перечень RES MANCIPI, приписываемый Ульпиану гласит: «все вещи являются либо манципируемыми, либо не манципируемыми. Манципируемые – это имения на италийской земле, как сельские (поле), так и городские (дом). А также права сельских имений, например, право прохода, проезда, прогона скота, водопровода, а также рабы и четвероногие, которые приручаются под седлом или под ярмом, например, быки, мулы, лошади, ослы». К вещам NEC MANCIPI относились все остальные предметы, или предметы домашнего обихода, например, мебель, продовольствие. Легко заметить, что RES MANCIPI – суть главные средства земледелия в хозяйстве – основной капитал. Юридическое различие между вещами MANCPI и NEC MANCIPI состояло в способе отчуждения. Если при этом для вещей первого рода был необходим сложный обряд – MANCIPATIO, то для вещей второго рода достаточно было простой формальной передачи – TRADITIO. Другое деление: вещи движимые – RES MOBILES и недвижимые– RES IMMOBILES. Согласно Гаю, к движимым вещам и тем, которые приходят в движение собственной силой, принадлежат в качестве RES MANCIPI рабы, рабыни, четвероногие и укрощенные человеком ручные животные, например, быки, лошади, мулы, ослы. Сюда же относятся домашняя утварь и мебель. К недвижимым относились земельные участки и недра земли. Третье деление: вещи делимые и неделимые. Первые от разделения не изменяют ни своего рода, ни своей ценности, хотя и приобретают меньший объем. Сюда относятся земельные участки, сырье и материалы однородного состава (руда, камни, песок). При наличии общей собственности практиковалось и разделение вещи в натуре. Но если это было невозможно, то вещь оставалась в собственности одного, а остальные получали денежную компенсацию. Можно ли было разделить здание? Это допускалось, но лишь по вертикали и ни в коем случае не по горизонтали. Небесполезно различать вещи потребляемые и не потребляемые. Возможно, впрочем, что подобное деление было установлено средневековыми юристами. К потребляемым относятся вещи, которые при первом же пользовании материально уничтожаются, например, деньги и продовольствие. К не потребляемым – те, которые не изнашиваются от употребления, а если и изнашиваются, то постепенно, теряя свою ценность и способность выполнять свое назначение, например, драгоценные камни. Одни вещи определялись родовыми признаками GENUS, другие индивидуальными – SPECIES. К числу первых относятся мука, песок, деньги, сырье. Ко вторым, видовым, скульптура, картина. Они – суть авторские изделия и ценны именно своей индивидуальностью. Вещи родовые определяются весом, числом, мерой. Смысл деления состоит в содержании ответа на вопрос: «Кто несет риск случайной гибели вещи?» Юридически родовая вещь не подвергается гибели, ибо ее всегда можно заменить. Напротив, индивидуально определенная вещь замене не подлежит. Риск случайной гибели вещи несет собственник – DOMINUS SENTIT PERICULUM. Одни вещи были простыми, другие – составными, третьи – собирательными. В Дигестах сказано: «существует же три рода тел: один (род), который определяется одним духом и который по-гречески называется «единством», как раб, бревно, камень и подобные; другой, который состоит из сопряженных, то есть из нескольких, связанных между собой (вещей), именуется соединением, как здание, корабль, шкаф; третий, который состоит из отдельных (вещей), как несколько отделенных, но обнимаемых одним именем тел, например: народ, легион, стадо». Одни вещи являются главными, другие – побочными или придаточными. Побочные вещи зависят от главной вещи и ее подчиняются юридическому положению – «Принадлежность следует судьбе главной вещи». Основные виды побочных вещей: a)    части вещи, b)    принадлежности, c)    плоды – сюда прибавлялись и доходы, например, процент с капитала. Одни вещи были оборотные – RES IN COMMERCIO, другие внеоборотные – RES EXTRA COMMERCIUM. Ко вторым относились те, которые «согласно естественному праву» принадлежат всем: воздух, текучая водя (AQUA PROFLUENS) моря, берега моря. К внеоборотным относились также публичные вещи – RES PUBLICAE – общественные здания, укрепления, публичные дороги, реки, театры, стадионы, бани. Одни вещи относились к вещам человеческого права, другие – божественного права. К вещам божественного, или божеского права – RES DIVTNIIURIS – относились храмы и богослужебные предметы. Те вещи, которые принадлежали к категории «вещей человеческого права», составляли собственность или государства или частных лиц. Одни вещи считались телесными – RES CORPORALES, другие бестелесными – RES INCORPORALES. Веши телесные можно осязать. Веши бестелесные не имеют материального субстрата – их нельзя осязать. К ним относятся наследство, узуфрукт, обязательство.

Европейское право без изменения реципировало следующую классификацию: вещи, находящиеся в обороте и вещи, изъятые из оборота.

4.

           а). Включение Цицерона в Проскрипционные списки и изъятие книг из оборота.

          б) Общая собственность осуществлялась всеми участниками совместно. Доли участия каждого из них могли быть или равные, или неравные (при сомнении предполагалось равенство долей). Всякого рода изменения вещи или права на нее могли производиться только с общего согласия. Каждый из участников общей собственности имел право в любое время потребовать раздела общей собственности; для этой цели ему давалась actio communi dividundo. Названный иск имел ту особенность, что, в то время как по общему правилу судебное решение по делу о праве собственности только проверяет, констатирует и защищает право, уже существовавшее до того, судебное решение по иску о разделе общего имущества служило способом установления новых прав. Например, Люций и Эпий получили по наследству после своего отца дорогое украшение; не желая сохранять состояние общности права, они вместе с тем не могут достигнуть обоюдного согласия по вопросу о разделе; поэтому они обращаются за содействием к суду (иск о разделе). В этом случае суд или устанавливал для каждого из них право собственности на конкретную часть их земельного участка, или (при невозможности раздела) предоставлял его одному из общих собственников, возложив на него обязательство выплатить другому соответствующую денежную сумму, и т.д. Такого рода судебное решение устанавливало новые права собственности: до решения суда Люций имел долю в праве общей собственности, теперь он имеет индивидуальное право собственности на половину дорого украшения и т.п. Это вновь установленное право опиралось на существовавшее право общей собственности, выводилось из него, а потому в данном случае имел место производный способ приобретения.

      в) От естественных плодов отличают плоды цивильные – собственно доходы (redditus), например от сдачи вещи в аренду (D. 22,1,19 рг). Источники уподобляют плодам («loco fructuurn») услуги зависимых лиц – mercedes (D. 5,3,29), ренту, взимаемую с земельных участков, – pensiones (D. 22,1,36), проценты с капитала – usurae (D. 22,1,34). В последнем случае Ульпиан оговаривает, что уподобление основано на том, что usurae входят в требование наследства, отказа по завещанию и иска доброй совести из опеки. Здесь признание права требования предшествует классификации вещей, и уподобление процентов плодам вторично.


Тема 7. Владение

 

       1. Владение в смысле фактического обладания вещами является тем отношением, на почве котором складывался исторически институт права собственности.  Не забывая этой исторической связи «владения» и «права собственности» (оставившей свой след на разговорной речи, нередко отождествляющей эти два понятия), необходимо иметь в виду, что в более развитом римском праве «владение» и «право собственности» – различные категории, которые могли совпадать в одном и том же лице, но могли принадлежать и разным лицам. Владение представляло собой именно фактическое обладание, однако связанное с юридическими последствиями, прежде всем снабженное юридической защитой. Для юридической защиты владения характерно то, что она давалась вне зависимости от того, имеет ли данный владелец вещи право собственности на нее или нет. Однако не всякое фактическое обладание лица вещью признавалось в римском праве владением. Проводилось различие между владением в точном смысле (possessio, possessio civilis) и простым держанием (detentio, иногда называвшимся possessio naturalis).  Для наличия владения (possessio) необходимы были два элемента: corpus possessionis (т.е. само фактическое обладание) и animus possessionis (намерение, воля на владение). Однако не всякая воля фактически обладать вещью признавалась владельческой волей. Лицо, имеющее в своем фактическом обладании вещь на основании договора с собственником (например, получивший ее от собственника в пользование, на хранение и т.п.), не признавалось владельцем, а было держателем на чужое имя (delentor alieno nomine). Между тем нельзя сказать, что пользователь или хранитель вещи не имеет воли обладать вещью, воля у нем есть, но воля обладать ом имени другого. Для владения же в юридическом смысле была необходима воля обладать вещью самостоятельно, не признавая над собой власти другого лица, воля относиться к вещи как к своей (animus domini). Такая воля есть у подлинном собственника; у лица, которое в силу добросовестного заблуждения считает себя за собственника, хотя на самом деле таковым не является (так называемый добросовестный владелец); наконец, у незаконном захватчика чужой вещи, прекрасно знающего, что он не имеет права собственности на данную вещь, и все-таки проявляющего волю владеть вещью как своей.  Таким образом, владение (possessio) можно определить как фактическое обладание лица вещью, соединенное с намерением относиться к вещи как к своей (обладать независимо от воли другого лица, самостоятельно); держание же (detentio) – как фактическое обладание вещью без такого намерения (обладание на основе договора с другим лицом, вообще несамостоятельное, а также и обладание ненамеренное, бессознательное и т.д.).

       2.        

        а), б) Бывает незаконное добросовестное владение и незаконное недобросовестное владение. В первом случае, владелец не знал и не должен был знать, что не имеет права владеть вещью, например, некто приобрел вещь от несобственника, выдававшего себя за собственника. Только добросовестный владелец мог приобретать право собственности по давности. Во втором случае, недобросовестным владельцем является, например, вор, который сознает, что вещь чужая, но ведет себя так, будто вещь принадлежит ему. Если собственник предъявил иск об изъятии его вещи у фактического владельца, то недобросовестный владелец отвечал за сохранность вещи и за плоды от вещи строже, нежели добросовестный.

    в) Принято выделять в особую группу несколько случаев владения, когда в силу особых причин владельческая защита давалась лицам, которых по существу нельзя признать владельцами в римском смысле слова; в литературе римского права принято в этих случаях говорить о так называемом производном владении. К числу производных владельцев относится, например, лицо, которому вещь заложена. Это лицо держит вещь не от своего имени, не как свою, а как чужую с тем, чтобы вернуть ее собственнику, как только будет уплачен долг, обеспеченный залогом. Но если бы принявшего вещь в залог не признали владельцем, то получилось бы что в случае нарушения ею обладания вещью он мог бы оказаться беззащитным, так как сам он не имел бы владельческой защиты, а собственник, на имя которого он держит вещь, мог не оказать ему защиты, ибо он заинтересован скорее истребовать вещь для себя. Эта особенность отношения привела к тому, что лицо, получившее вещь в залог, хотя и не имело animus domini, получило в виде исключения самостоятельную владельческую защиту.


Тема 8. Право собственности

 

    1. Право собственности является наиболее обширным по объему правом на вещь. Римские юристы не оставили точного определения права собственности, но упоминали об основных правомочиях собственника. Собственнику принадлежало ius utendi (право пользования вещью), ius fruendi (право извлечения плодов, доходов), ius abutendi (право распоряжения). К этим элементам содержания права собственности можно было бы добавить ius possidendi (право владеть вещью), ius vindicandi (право истребовать вещь из рук каждом ее фактическом обладателя, безразлично – владельца или держателя). Первоначально римское право не знало термина собственность (PROPRIETAS). В древнейший период собственность обозначалась словами «Моя вещь», «Наша вещь» (PLENO IURE), то есть «в полном праве». Трудно сказать, когда появился термин PROPRIETAS. В институциях Гая (середина второго века н.э.) он встречается шесть раз. Но столько же раз встречается в качестве синонима и термин DOMINIUM то есть «господство над вещами». Когда речь идет о правомочиях собственника, то обычно имеется ввиду знаменитая триада: владение (IUS POSSIDENDI), пользование (IUS UTENDI), распоряжение (IUS ABUTENDI). Право собственности принципиально не ограничивается. Такое, абсолютное по своей защите, право, как IUS UTENDI ET ABUTENDI – есть право собственника распоряжаться принадлежащей ему вещью по своему усмотрению вплоть до уничтожения. Собственность рассматривалась римскими юристами как наиболее полное право лица на вещь. Отдельный собственник всевластен. Тем не менее, до какой-то степени право собственности ограничивалось так называемыми «сервитутами», известными уже законам XII Таблиц. Полномочия собственника могли ограничиваться по двум основаниям: по закону и по волеизъявлению самого собственника. Законодательные ограничения устанавливались в интересах других собственников. Ограничения бывают негативные, то есть это обязанность лица (собственника) воздерживаться от каких либо действий (IN NON FACIENDO) и позитивные (IN PATffiNDO), то есть обязанность собственника терпеть действия других лиц. Таким образом, перечень отдельных правомочий собственника не является и не может являться исчерпывающим. Принципиальный взгляд римских юристов на право частной собственности таков, что собственник имеет право делать со своей вещью все, что ему прямо не запрещено.   Отсюда следует, что при всей широте права собственности оно не является все-таки неограниченным. С древнейших времен был установлен ряд законных ограничений права собственности главным образом на недвижимости. Например, еще по законам ХII таблиц собственник земли обязан был допускать на свою землю соседа для собирания (через день) плодов, упавших с соседнего участка; каждый из соседей должен был терпеть проникновение на свою землю всякого рода immissiones (дыма, пара, копоти и т.д.) с соседнего участка, если всякого рода «воздействие» вызывалось нормальным использованием соседнего участка.

2.

а) Виндикационный иск, который представлялся собственнику для истребования вещи из чужого владения (Новицкий И.Б. Римское право. М.,  1998. С. 101).

б) «Для восстановления нарушенного владения обыкновенно дается интердикт в том случае, когда кто-либо потерял владение насильственно... Этим интердиктом изгнавший принуждается возвратить владение вытесненному со своего участка, если только последний не владел недвижимым имуществом изгнавшего ни насильственно, ни тайно, ни прекарным образом; однако того, кто владел моим имуществом насильственно, тайно или прекарным образом, я могу лишить владения безнаказанно». (Гай. Институции. 154).

в)

    Практическое значение различия первоначальных и производных способов приобретения вытекает из того, что, поскольку при производном способе право передается одним собственником другому, получает применение правило: «никто не может передать другому больше прав, чем имел бы сам». При первоначальном приобретении права собственности нет «праводателя», ограниченность правомочий которого могла отразиться на содержании права приобретателя. Т.е. данное выражение говорит о возможности передачи определенного объема прав на собственность, иначе – больший объем будет приводить к ситуации незаконного владения вещью.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!