Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Конспект по дисциплине «Психология»»

/ Психология
Конспект, 

Оглавление

1. Предмет и задачи современной психологии. Краткая история становления предмета психологической науки

    В научном употреблении термин «психология» появился впервые в 16 в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением т.н. душевных или психических явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаружит в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее в 17-19 вв., сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознанные психические процессы (бессознательное) и деятельность человека. В 20 веке психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название. С 19 в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний. Знакомство с любой  наукой начинается  с определения ее  предмета  и  описания  круга  явлений,  которые она изучает.  Что  же  является  предметом  психологии?  На этот  вопрос  можно  ответить  двумя  способами. Первый  способ более правильный, но и  более сложный.  Второй – относительно формальный, но зато краткий.  Первый  спосо6  предполагает  рассмотрение различных точек  зрения  на  предмет  психологии  – так,  как они появлялись  в  истории  науки; анализ  оснований, почему эти точки зрения сменяли друг друга; знакомство  с тем, что в конечном счете от них осталось и какое понимание сложилось на сегодняшний день. Второй способ предполагает более краткий ответ. Слово  «психология»  в  переводе  на   русский  язык буквально означает «наука  о душе».     В  наше  время  вместо  понятия  «душа» используется понятие «психика», хотя в языке до сих  пор сохранилось много  слов  и  выражений, производных  от первоначального  корня:  одушевленный, душевный,  бездушный, родство душ, душевная болезнь, задушевный разговор и т.п. С  лингвистической  точки  зрения  «душа»  и «психика»    одно  и то  же. Однако  с развитием  культуры и  особенно  науки  значения  этих  понятий  разошлись. Чтобы  составить  предварительное   представление  о том,  что такое  «психика», рассмотрим  «психические явления».  Под  психическими  явлениями   обычно  понимают факты внутреннего, субъективного опыта. Что  такое  внутренний,  или субъективный,  опыт? Можно сразу понять, о  чем идет  речь, если  обратите взор «внутрь  себя». Человеку хорошо  знакомы ощущения, мысли, желания, чувства. Например, мы видим помещение и все, что в  нем находится;  слышим,  что говорят другие люди, и пытаемся это  понять; нам может быть сейчас радостно или  скучно, мы  что-то вспоминаем,  переживаем  какие-то стремления  или желания. Все перечисленное      элементы   нашего  внутреннего опыта, субъективные или психические явления. Фундаментальное свойство субъективных явлений – их   непосредственная   представленность   су6ьекту.  Что это означает? Это  означает,  что  мы  не только  видим, чувствуем, мыслим,  вспоминаем,  желаем,  но  м  знаем,  что видим, чувствуем, мыслим и т.п.;  не только  стремимся, колеблемся  или  принимаем  решения,  но  и  знаем   об  этих  стремлениях, колебаниях, решениях. Иными  словами, психические  процессы  не  только  происходят в  нас, но также  непосредственно  нам  открываются.  Наш  внутренний  мир –  это как  бы большая  сцена, на  которой происходят  различные события,  а мы  являемся одновременно и действующими лицами, и зрителями. Эта уникальная особенность субъективных явлений открываться нашему сознанию поражала воображение всех, кто задумывался  над психической  жизнью человека. А на некоторых ученых  она произвела  такое впечатление, что  они  связали  с  ней  решение  двух фундаментальных вопросов: о предмете и о методе психологии. Психология,  считали  они,  должна  заниматься только тем,  что переживается  субъектом и  непосредственно открывается  его  сознанию, а  единственный метод  (т.е. способ)  изучения  этих  явлений    самонаблюдение. Однако  этот  вывод  был  преодолен  дальнейшим  развитием психологии. Дело в том, что существует целый ряд других форм проявления психики, которые психология выделила и  включила в круг своего рассмотрения. Среди них – факты поведения, неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления, наконец, творения человеческих рук и разума, т.е. продукты материальной и духовной культуры. Во всех этих фактах, явлениях,  продуктах психика проявляется, обнаруживает свои свойства и поэтому через них может изучаться. Однако к этим выводам психология пришла не сразу, а в ходе острых дискуссий и драматических трансформаций представлений о ее предмете. Можно   выделить   признаки,   которые отличают собственно предмет психологии, от других  наук. Предметом  психологии  являются  закономерные  связи  субъекта  с природным  и социокультурным миром, запечатленные  в системе  чувственных и  умственных  о6разов  этого  мира, мотивов,  побуждающих действовать, а также  в самих  действиях, переживаниях  своих отношений к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядро этой системы. Биологически  обусловленные  ее  компоненты  имеются   и у  животных: чувственные  образы  среды,  мотивация   поведения (как  инстинктивного,  так  и  приобретенного в  процессе приспособления  к  ней).  Однако  психическая организация человека качественно  отлична  от этих  биологических форм.  Социокультурный образ  жизни  порождает  у  человека  сознание.  В  межличностных  контактах,  опосредованных  языком и совместной  деятельностью, индивид, «всматриваясь» в  других  людей,  приобретает  способность  познавать  самого  себя  как  субъекта психической жизни. Не все  компоненты этого представления переводимы на язык сознания. Но и они, образуя  сферу бессознательного, станут  предметом  психологии,  которая  выявляет характер соответствия действительности побуждений, влечений,  ориентаций личности  сложившимся  у  нее представлениям  о них. Как осознаваемые,  так  и  неосознаваемые психические акты протекают не по физиологическим, а по собственно   психологическим  законам.  Исторический  опыт  говорит,  что  знание  о  предметной  области  психологии  складывалось  и  расширялось  благодаря   связи  этой  науки  с  другими  науками    естественными, социальными,  техническими. Таким образом, психология как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики. Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Так, особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика человека изучается другими отраслями психологии: детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития. Социальная психология изучает социально-психологические проявлений личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). Педагогическая психология изучат закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда – рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Авиационная, космическая,, психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта. Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечений и психотерапии Патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т.п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий. рек Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность психологии на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию – с техническими науками, через педагогическую психологию – с педагогикой, через социальную психологию – с общественными и социальными науками и т.д.). Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное и место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития. Психология интегрирует все эти данные наук, и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания.

Задачи современной психологии

    В настоящее время наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины. Изменился понятийный аппарат психологической науки, непрерывно появляются новые гипотезы и концепции, психология обогащается новыми эмпирическими данными. Б.Ф. Ломов, характеризуя современное состояние науки, отмечает, что в настоящее время «резко возрастает потребность в дальнейшей (и более глубокой) разработке методологических проблем психологической науки и ее общей теории».

    Область явлений, изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы, состояния л свойства человека, имеющие разную степень сложности – от элементарного различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности. Одни из этих явлений уже достаточно хорошо изучены, а описание других сводится лишь к простой фиксации наблюдений. Многие считают, и это следует особо отметить, что обобщенное и абстрактное описание изучаемых явлений и их связей – это уже и есть теория. Однако этим теоретическая работа не исчерпывается, она включает также сопоставление и интеграцию накапливаемых знаний, их систематизацию и многое другое. Ее конечная цель состоит в том, чтобы раскрыть сущность изучаемых явлений. В этой связи и возникают методологические проблемы. Если теоретическое исследование опирается на нечеткую методологическую (философскую) позицию, то возникает опасность подмены теоретическом знания эмпирическим.

    В познании сущности психических явлений важнейшая роль принадлежит категориям диалектическом материализма. Б.Ф Ломов выделил базовые категории психологической науки, показал их системную взаимосвязь, всеобщность каждой из них и, в то же время, несводимость их друг к другу. Им были выделены следующие базовые категории психологии: категория отражения, категория деятельности, категория личности, категория общения, – а также понятия, которые по уровню всеобщности можно приравнять к категориям, – это понятия «социальное» и «биологическое». Выявление объективных связей социальных и природных свойств человека, соотношения биологических и социальных детерминант в его развитии представляет одну из труднейших задач науки.

    Как известно, прежние десятилетия психология была преимущественно теоретической (мировоззренческой) дисциплиной. В настоящее время ее роль в общественной жизни существенно изменилась. Она все более становится областью особой профессиональной практической деятельности в системе образования, в промышленности, государственном управлении, медицине, культуре, спорте и т.д. Включение психологической науки в решение практических задач существенно изменяет и условия развития ее теории. Задачи, решение которых требует психологической компетентности, возникают в той или иной форме во всех сферах жизни общества, определяясь возрастающей ролью так называемого человеческого фактора. Под «человеческим фактором» понимается широкий круг социально-психологических, психологических и психофизиологических свойств, которыми обладают люди и которые так или иначе проявляются в их конкретной деятельности.

    Мы не будем перечислять здесь все задачи, поставленные в настоящее время перед психологией общественной практикой (их число огромно, ибо везде, где есть люди, есть и задачи, решение которых связано с учетом «человеческого фактора»), остановимся только кратко на значении психологии в понимании развития психики ребенка. Во всех звеньях системы народного образования (дошкольное образование, средняя, общеобразовательная школа, среднее специальное образование, высшая школа) возникают проблемы, адресованные психологии. Исследование практически всей системы психических явлений –от элементарных ощущений и до психических свойств личности, – направленное на раскрытие объективных законов, которым они подчиняются, имеет первостепенное значение для создания научной базы, решения общественной задачи, совершенствования организации обучения и воспитания.

    Осознание обществом роли прикладных задач, решаемых психологической наукой, привело к идее создания разветвленной психологической службы в органах народного образования. В настоящее время такая служба находится на стадии ее оформления и развития и призвана стать связующим звеном между наукой и практическим применением ее результатов.

Краткая история становления предмета психологической науки

    С   древнейших  времен   происходило  взаимодействие  культур: идеи  и духовные  ценности, сложившиеся  в недрах  одной культуры,  оказывали воздействие на другие.  Поэтому особенности  древнегреческой цивилизации  не  должны   рассматриваться  изолированно от достижений Востока. Это относится и  к античной  философии, охватившей  всю  совокупность  научных  взглядов.  Зарождение  ее  было  обусловлено  коренными  изменениями в материальной  жизни  людей,   своеобразной «промышленной революцией», связанной  с переходом  от бронзы к железу в сфере производства.  Широкое   применение   в   производстве   получает рабский труд.  Происходит интенсивный  рост торгово-ремесленных  элементов,  возникают  полисы  (города-государства), ремесло отделяется от сельского хозяйства.  Широко  развернувшаяся классовая  борьба между   старой   аристократией  и   новыми социальными группами  привела  к  установлению  нового  типа рабовладельческого общества    рабовладельческой демократии. Радикальные   общественные изменения,   развитие товарно-денежных   отношений,   быстрое   расширение экономических связей,  установление  морской  гегемонии    все  это  производило  глубокие преобразования в жизни  и сознании  древних греков,  от которых  новые  обстоятельства  требовали предприимчивости,  энергии,  инициативы.   Расшатываются  прежние верования  и  легенды,  быстрыми темпами  идет аккумуляция   положительного  знания     математического,  астрономического,  географического, медицинского.  Укрепляются  критический склад  ума, стремление к  самостоятельному  логическому   обоснованию  мнений.  Мысль  индивида  устремляется  к  высоким  обобщениям,  охватывающим  мироздание  в   едином  образе.  Появляются  первые  философские   системы,  авторы  которых  берут  за  первооснову   мира,  рождающую все неисчерпаемое  богатство явлений,  тот или  иной вид материи: воду (Фалес), неопределенное бесконечное   вещество «апейрон»   (Анаксимандр),  воздух; (Анаксимен), огонь (Гераклит).                       

    Возникает не только новая картина мира, но и новая картина человека. Индивид выводился из-под власти мифологических существ, обитающих на Олимпе. Перед ним открывалась перспектива постижения законов бытия посредством наблюдения и логической работы ума. Принимая решение, индивид уже не мог полагаться на сверхъестественные силы. Ему оставалось руководствоваться собственным планом, ценность которого определялась степенью близости к миропорядку. Гераклитовы идеи о неразрывной связи индивидуальной души с космосом, о процессуальном характере (течении, изменении) психических состояний в единстве с допсихическими, о различных, переходящих  один  в другой  уровнях душевной  жизни (зачатки  генетического  подхода),  о  подчиненности  всех

 психических  явлений  непреложным   законам  материального мира навсегда  вплелись в  ткань научно-психологического знания.                                

    Новые учения возникают не в континентальной Греции с ее земледельческим укладом, а в греческих колониях на побережье  Малой Азии:  в Милете  и Эфесе    крупнейших  торгово-промышленных  и  культурных центрах  того времени.  С утратой  этими центрами  политической самостоятельности  восток  древнегреческого мира перестает быть   средоточием философского творчества.  Им становится  запад. Возникают учения Парменида (конец VI века  до н.э.) в Элее и Эмпедокла (490-430 гг. до н.э.)  в Агригенте на   острове  Сицилия,   распространяется  философия полумифического Пифагора с острова Самос.            

    После греко-персидских войн (V век до н.э.) экономический  подъем и  развитие  демократических институтов  способствовали  новым   успехам  философии и  науки.  Наиболее  крупные из  них связаны  с деятельностью  Демокрита  из  Абдер,  создавшего атомистическую  теорию,  Гиппократа  с острова  Кос, воззрения которого на организм имели значение  не только  для  медицины,  но  и  для  философии, Анаксагора    уроженца  Клазомен,  который, придя  в Афины, учил,  что природа  построена из  мельчайших материальных частиц     «гомеомерий»,  упорядочиваемых внутренне присущим ей разумом.                     

    Афины  в  V  веке  до н.  э. –  центр интенсивной работы  философской  мысли.  В  этот же  период развернулась  деятельность  «учителей  мудрости»  – софистов.  Их  появление  было  обусловлено  расцветом рабовладельческой   демократии.   Возникли  учреждения, участие в которых требовало красноречия,  образованности,  искусства   доказывать,  опровергать, убеждать, т.е. эффективно воздействовать на сограждан  не  внешним  принуждением,  а путем  влияния на их  интеллект  и чувства.  Софисты за  плату обучали этим умениям.

    Против  софистов,  доказавших  относительность  и условность  человеческих  понятий   и  становлений, выступил  Сократ,  который  учил,  что в  понятиях и ценностях  должно  быть  общее,   незыблемое  содержание. Два великих  мыслителя IV  века до  н.э.  – Платон  и  Аристотель    создали  системы,  которые на протяжении  многих  веков  оказывали  глубокое  влияние   на   философско-психологическую   мысль   человечества.                                        

    С  возвышением Македонии  (IV век  до н.  э.) создается  грандиозная  империя,  после  распада которой  начинается  новый  период     эллинистический. Для   него   характерны  укрепление   тесных  связей между  греческой культурой  и культурой  народов Востока,  а  также  расцвет  в  некоторых эллинистических  центрах  (особенно  в   Александрии)  опытного и   точного   знания.  Основные   философские  школы этого   периода   были   представлены  перипатетиками      последователями   Аристотеля,   эпикурейцами – последователями Эпикура (341-270 гг. до  н.э.) и стоиками.                                         

    Философским   учениям    эллинистического   периода   свойственна  сосредоточенность   на  этических проблемах.  Положение  личности  в  обществе  коренным  образом  изменилось.  Свободный  грек  утрачивал  связь со  своим городом-полисом  и оказывался в водовороте бурных событий. Его положение в изменчивом  мире   становилось  непрочным,   что  порождало  индивидуализм,  идеализацию   образа  жизни  мудреца,  неподвластного  якобы  игре  внешних стихий.                                                     

    Росло недоверие к познавательным способностям человека. Возник скептицизм, родоначальник  которого,  Пиррон,  проповедовал  полное безразличие ко  всему  существующему  («атараксию»),   отказ  о деятельности,  воздержание  от  суждений  о  чем бы то  ни  было. В  идеологическом плане  учения стоиков,   эпикурейцев,  скептиков   утверждали  покорность  индивида  по  отношению  к   военным  рабовладельческим   монархиям,  возникшим   после  распада  империи  Александра   Македонского.  Мудрость усматривалась  не в  том, чтобы  познавать природу вещей, а  в том,  чтобы вырабатывать  правила поведения,  позволяющие  сохранить  невозмутимость  и круговороте  социально-политических  и  военных потрясений.                                                   

    Вместе с тем появляются новые  центры культуры, где  взаимодействуют  различные течения  западной и восточной  мысли.  Среди этих  центров выделялась Александрия (в Египте), где были созданы в III веке до н.э. при Птолемеях библиотека и Мусей. Мусей   представлял   по    существу   исследовательский институт   с    лабораториями,   комнатами    для   занятий со   студентами,   ботаническим  и   зоологическим  садами,   обсерваторией.   Здесь   был   проведен   ряд  важных исследований   в   области   математики    (Эвклид),   географии   (Эратосфен),  механики   (сюда  приезжал   из  Сиракуз Архимед), анатомии и физиологии (Герофил и Эразистрат),   грамматики,   истории  и   других  дисциплин. Нарастает   специализация   научного   труда,  складываются    объединения    лиц,   занятых    научной деятельностью (научные школы). Совершенствование техники   анатомических    исследований   ведет    к   ряду открытий,  важных  не  только  для  медицины,  но и  для психологии.                                                 

    Древний Рим, развитие культуры которого непосредственно    связано    с    достижениями эллинистического периода, выдвинул  таких  крупнейших   мыслителей, как Лукреций (I век до н.э.) и Гален (II век н.э.). Позднее, когда восстания  рабов и  гражданские войны  начали   сотрясать  Римскую   империю,  широкое распространение  получили  взгляды,  враждебные материализму  и  опытному  изучению  природы (Плотин, неоплатонизм).

    В   трудах   древнегреческих   мыслителей   открыты многие  великие  проблемы,  которые  и   сегодня  направляют  развитие  психологических  идей.  В  их объяснениях  генезиса  и  структуры  души обнаруживаются  три направления,  по которым  шел поиск  тех больших,  независимых  от  индивида  сфер,  по образу, подобию   которых  трактовался   микрокосм  индивидуальной человеческой души. Первым  направлением  стало  объяснение  психики, исходя  из  законов  движения  и  развития  материального  мира.  Здесь  главной  была  идея  об  определяющей   зависимости   душевных  проявлений   от  общего строя  вещей,  их физической  природы. (Вопрос  о месте  психического  в  материальном  мире,  поднятый впервые  древними  мыслителями,  до  сих  пор остается стержневым в психологической теории.) Только  после  того  как были  осмыслены производность  жизни  души от  физического мира,  их внутреннее  родство, а  тем самым  – и  необходимость изучать психику исходя из того, что говорят опыт  и размышления  о  взаимосвязи    материальных   явлений, психологическая  мысль  смогла  продвинуться  к  новым рубежам, открывшим своеобразие ее объектов.     

    Второе направление античной  психологии, созданное   Аристотелем,   ориентировалось   преимущественно на живую  природу; исходной  точкой для  него служило  отличие  свойств  органических  тел  от неорганических.  Поскольку   психика  является   формой жизни,  выдвижение на передний план  этой проблемы  было  крупным  шагом  вперед. Оно  позволило увидеть в психическом не обитающую в теле  душу, имеющую  пространственные  параметры  и   способную  (по мнению как  материалистов,  так  и   идеалистов)  покидать организм, с которым она внешне связана, а способ организации поведения живых систем.             

    Третье  направление  ставило  душевную  деятельность  индивида  в зависимость  от форм,  которые создаются  не  физической  или  органической  природой, а человеческой культурой, а именно  – от  понятий, идей,  этических  ценностей, Эти  формы, действительно  играющие большую  роль в  структуре и  динамике психических процессов, были, однако, начиная  с пифагорейцев  и  Платона, отчуждены  от материального мира,  от  реальной истории  культуры и  общества и представлены  в  виде  особых  духовных  сущностей, чуждых чувственно воспринимаемым телам.  Это  направление  придало  особую  остроту проблеме,  которую  следует  обозначить  как психогностическую  (от  греч. «гнозис»  – знание).  Под ней надо  понимать  широкий  круг  вопросов,  с которыми   сталкивается    исследование   психологических факторов, изначально  связывающих   субъекта   с внешней  по  отношению  к нему реальностью  – природной и культурной. Эта реальность преобразуется  соответственно  устройству  психического  аппарата  субъекта  в  воспринимаемую  им в  форме чувственных или  умственных образов  – будь  то образы окружающей  среды,  поведения  в  ней  личности или самой этой личности. Все  эти  проблемы,  так  или  иначе  решавшиеся древними  греками,  образуют  и поныне  ядро объяснительных  схем, сквозь  призму которых  видит свою эмпирию  современный  психолог  (какой   бы  сверхсложной электроникой он ни был вооружен).         

    Мир культуры создал три «органа»  постижения человека и его души: религию, искусство и  науку. Религия строится  на мифе,  искусство –  на художественном образе,  наука –  на организуемом  и контролируемом  логической  мыслью  опыте.  Люди античной эпохи,  обогащенные  многовековым   опытом  человекопознания,  из  которого черпались  как мифические представления о характере и поведении богов,  так и образы героев эпоса и трагедий, осваивали этот опыт сквозь  «магический  кристалл»  рационального  объяснения  природы  вещей    земных  и  небесных. Из этих  семян  росло  разветвленное  древо психологии как науки. О  ценности  науки  судят  по  ее  открытиям. На первый  взгляд,  летопись достижений,  которыми может  гордиться  античная  психология,  немногословна.  Одним  из  первых  стало   открытие  Алкмеоном того,  что  органом  души  является  головной мозг. Если отвлечься от исторического контекста,  это выглядит  невеликой  мудростью.  Однако чтобы  по достоинству  оценить  нетривиальность  алкмеонова вывода  (который,  кстати,  был  не  умозрительной догадкой,  но  вытекал  из медицинских  наблюдений и экспериментов),  стоит  напомнить,  что  через  двести лет после этого  великий Аристотель  считал мозг своего рода  «холодильником» для  крови, а  душу, с ее  способностью  воспринимать  мир  и  мыслить, помещал в сердце. Конечно,  в  те  времена  возможность экспериментировать  над   человеческим  организмом   была  ничтожной.  Как  уже  говорилось,  сохранились  сведения,  что  ставились  опыты  над   приговоренными  к казни, над гладиаторами. Нельзя,  однако, упускать из  виду,  что  античным  медикам  приходилось, врачуя  людей,  влиять  на  их психическое  состояние и передавать  от  поколения  к  поколению  сведения об эффективности   своих   действий,   об  индивидуальных  различиях.  Неслучайно  учение  о темпераментах  пришло  в  научную  психологию  из  медицинских школ Гиппократа и Галена.                           

    Не  меньшее  значение,  чем  опыт  медицины, имели  другие  формы  практики    политическая, юридическая, педагогическая. Изучение  приемов убеждения,  внушения,  ведения  словесного  поединка,  что стало главной заботой  софистов, превратило  в объект  экспериментирования  логический  и  грамматический  строй  речи.  В  практике  общения  Сократ открыл изначальный диалогизм, а его ученик Платон внутреннюю речь как интериоризированный диалог. Ему же принадлежит  столь близкая  сердцу современного  психотерапевта  модель  личности  как  динамической  системы  мотивов,  разрывающих  ее  в  неизбывном   конфликте.  Открытие   множества  психологических  феноменов  связано  с   именем  Аристотеля (механизм  ассоциаций по смежности,  сходству  и контрасту,  открытие  образов памяти  и воображения, различий  между  теоретическим  и  практическим  интеллектом и т.д.). Стало быть, сколь скудной ни была эмпирическая ткань  психологической  мысли античности,  без нее эта мысль  не могла «зачать» традицию,  приведшую к современной науке.  В  развитии  психологии   античность  прославлена великими  теоретическими  успехами.  К  ним относятся не только открытие фактов, построение новаторских  моделей и  объяснительных схем.  Античные ученые  поставили  проблемы,  веками  направлявшие развитие наук о  человеке. Именно они  впервые попытались ответить на вопросы, как соотносятся  в человеке  телесное  и  духовное,  мышление и общение, личностное  и  социокультурное, мотивационное  и интеллектуальное,  разумное  и  иррациональное  и многое  иное,  присущее  человеческому  бытию. Античные мудрецы  и  испытатели  природы  подняли  на  огромную  высоту  культуру теоретической  мысли, которая, преобразуя  данные  опыта,  срывала покровы  с видимостей  здравого  смысла   и  религиозно-мифологических образов. За  эволюцией   представлений  о   сущности  души скрыта  полная  драматических  коллизий  работа  исследовательской  мысли, и  только история  науки может  раскрыть   различные  уровни   постижения  этой психической реальности,  неразличимые за  самим термином «душа», давшим имя нашей науке.

Психологические идеи средневековой

Европы 

    В  период  Средневековья  в  умственной  жизни Европы  воцарилась  схоластика  (от  греч. «схоластикос» – школьный,  ученый).  Этот особый  тип философствования  («школьная   философия»), господствовавший с ХI по ХVI век, сводился к рациональному, использующему логические приемы,   обоснованию христианского вероучения. В схоластике имелись различные течения; общей же была установка на комментирование текстов. Позитивное изучение предмета и обсуждение реальных проблем подменялись словесными ухищрениями. Появившееся на интеллектуальном горизонте Европы наследие Аристотеля католическая церковь вначале запретила, но затем принялась «осваивать», адаптировать соответственно своим нуждам. С этой задачей наиболее тонко справился Фома Аквинский (1225-1274), учение которого позже было канонизировано в папской энциклике (1879) как истинно католическая философия (и психология) и получило название томизма несколько модернизированного в наши дни под именем неотомизма).                     

    Томизм складывался в противовес стихийно-материалистическим трактовкам  Аристотеля,  в  недрах которых   зарождалась  концепция   двойственной  истины. У  ее истоков  стоял опиравшийся  на Аристотеля  Ибн-Рошд. Его  последователи в  европейских университетах  (аверроисты)  полагали,  что несовместимость   с   официальной   догмой   представлений   о вечности    не  сотворении) мира,  об уничтожаемости    не  бессмертии) индивидуальной  души позволяет  утверждать,  что  каждая  из истин  имеет свою область.  Истинное  для  одной  области  может  быть ложным для другой, и наоборот. Фома же отстаивал одну истину – религиозную, «нисходящую свыше». Он считал, что разум должен служить ей так  же истово,  как и  религиозное чувство.  Ему  и  его  сторонникам удалось  расправиться с аверроистами  в  Парижском  университете.  Но  в Англии,  в  Оксфордском  университете,  концепция  двойственной  истины  восторжествовала,   став  идеологической  предпосылкой  успехов  философии   и  естественных наук.                                        

    Описывая  душевную  жизнь,  Фома   Аквинский  расположил  различные  ее  формы  в   виде  своеобразной лестницы    от  низших  к  высшим.  В  этой иерархии каждое  явление  имеет  свое место,  установлены грани  между  всем  сущим  и однозначно  определено, чему  где  надлежит быть.  В ступенчатом  ряду расположены  души  (растительная,  животная,  человеческая), внутри  каждой  из  них –  способности и  их продукты (ощущение, представление, понятие). Понятие об интроспекции, зародившееся  у Плотина,  превратилось  в  важнейший  источник религиозного самоуглубления у Августина  и вновь  выступило как опора   модернизированной   теологической  психологии у  Фомы  Аквинского.  Работу души  последний представил  в  виде следующей  схемы: сначала  она совершает акт познания  – ей  является образ  объекта (ощущение или понятие); затем осознает, что ею  произведен этот акт;  наконец, проделав  обе операции,  душа «возвращается» к себе, познавая уже не образ и не акт, а самое себя как уникальную сущность.  Перед нами  – замкнутое сознание, из  которого нет  выхода ни  к организму, ни к внешнему миру. Томизм,  таким  образом, превратил  великого древнегреческого  философа в  столпа богословия,  в «Аристотеля  с  тонзурой» (тонзура  – выбритое  место на макушке    знак  принадлежности к  католическому духовенству). В  Англии  против  томистской  концепции  души вы ступил номинализм (от  лат. «номен»  – имя).  Он возник  в  связи  со  спором  о  природе  общих понятий, или  универсалий.  Суть спора  состояла в  том, существуют ли эти  общие понятия  сами по  себе, самостоятельно   и  независимо   от  нашего   мышления,  или представляют  собой  только  имена,  реально  же  познаются лишь конкретные явления.

    Энергичным  проповедником  номинализма  был профессор Оксфордского университета Уильям Оккам (ок. 1285-1349). Отвергая томизм и  отстаивая учение о «двойственной  истине» (из  которого явствовало,  что  религиозные  догматы  не могут  быть основаны  на  разуме), он призывал опираться на чувственный опыт; при этом следовало   ориентироваться  на термины,  обозначающие  либо  классы  предметов,  либо классы имен, знаков.                                 

    Номинализм способствовал развитию естественнонаучных   взглядов   на   познавательные   возможности человека. К знакам  как главным  регуляторам душевной   активности   неоднократно обращались многие мыслители последующих веков. Так, в психологии утвердилось  правило  (известное под  названием «бритвы  Оккама»),  согласно  которому  «не  следует умножать  сущности  без  надобности».  Иначе  говоря,  нет смысла  прибегать  к  объяснению   каких-либо  явлений многими  силами  или  факторами,  когда можно  обойтись  их  меньшим  числом: «Бесполезно  делать посредством  многого  то,  что можно  сделать посредством меньшего». Эта «бритва» стала основой своего рода «закона   экономии»   в   психологии,   проиллюстрировать  который  можно  таким  примером: изучая  поведение  животных,  не  надо  наделять  их  умом человека, если есть более простой способ объяснения.      

    Итак, в раннем Средневековье под пластом чисто рассудочных построений, чуждых реальным особенностям психической деятельности, пробивался родник новых идей, связанных с опытным познанием души и ее проявлений. В противовес принятым схоластикой приемам выведения отдельных психических явлений из сущности души и ее сил, для действия которых нет других оснований, кроме воли божьей, складывалась методология, основанная на опытном, детерминистском подходе. Своего расцвета этот подход достиг в следующую эпоху – эпоху Возрождения.

Духовная жизнь эпохи Возрождения

    Главной особенностью этого периода стало возрождение античных ценностей, без которых едва ли смогли  бы  существовать  и  арабоязычная,  и  латиноязычная культура (в Западной Европе,  как известно, языком образованности была латынь). Мыслители  -Возрождения  полагали, что  они очищают  античную  картину  мира  от  воззрений «средневековых  варваров».  Восстановление  античных памятников  культуры  в  их  подлинном  виде действительно  стало  признаком  нового  идейного климата. Однако  воспринималось в  них прежде  всего созвучное  новому  образу  жизни  и обусловленной  им интеллектуальной ориентации.  Возникновение  мануфактурного  производства,  усложнение  и  совершенствование  орудий  труда,   Великие  географические открытия,  возвышение  бюргерства (среднего слоя горожан), отстаивавшего  свои  права  в ожесточенной  политической  борьбе, –  все эти  процессы изменили  положение  человека  в  мире и  обществе, а следовательно    и  его представления  о мире  и о самом себе. Новые  философы   вновь  обращаются   к  Аристотелю,  который  теперь  из идола  скованной церковными  догмами  схоластики  превращается в символ свободомыслия. В главном очаге   Возрождения  Италии  – разгораются споры между спасшимися от инквизиции  сторонниками   Ибн-Рошда  (аверроистами)   и   еще  более   радикально  настроенными александристами.  

    Последний  термин   происходит  от   имени  жившего в Афинах в  конце II  века н.э. древнегреческого   философа  Александра   Афродисийского,  который   прокомментировал   трактат Аристотеля  «О душе»  иначе, чем Ибн-Рошд. Коренное различие касалось  бессмертия  души    главного  вопроса  в церковном вероучении.  Если Ибн-Рошд,  разделяя разум (ум) и душу, считал  разум, как  высшую часть души,  бессмертным, то  Александр настаивал  на целостности  аристотелевского учения  и его  тезисе о том,  что  все  способности  души  начисто исчезают вместе с телом.                                  

    Оба  направления,  александристы  и  авррроисты, сыграли  важную  роль  в  создании   новой  идейной атмосферы,  проложив  путь   к  естественнонаучному изучению  организма  человека  и  его  психических функций.  По  этому  пути  пошли  многие  философы, натуралисты, врачи.  Их творчество  пронизывала вера  во  всемогущество   опыта,  в   преимущество  наблюдений,  прямых контактов  с реальностью.

    Одним из титанов Возрождения был Леонардо да Винчи  (1452-1519). Он  представлял новую  науку, которая родилась не в университетах, где по-прежнему изощрялись  в  комментариях к  текстам древних,  в мастерских  художников  и  строителей;  инженеров – изобретателей.  В  своей  практике они  были преобразователями  мира, их  опыт радикально  менял культуру  и строй  мышления. Высшей  ценностью становился  не  божественный  разум,  а, говоря  языком Леонардо,  – «божественная  наука живописи».  При этом под  живописью  понималось  не только  искусство отражения  мира   в  художественных   образах.  «Живопись, – писал Леонардо, – распространяется  на философию природы».                                  

    Изменения  в  реальном  бытии   личности  коренным  образом   изменяли  ее   самосознание. Субъект осознавал  себя центром  направленных вовне  (в противовес   августино-томистской   интроспекции)  духовных  сил,  которые  воплощаются в  реальные, чувственные (в  противовес  христианской  чистой духовности)  ценности;  он  желал  подражать  природе, на  деле  преобразуя  ее своим  творчеством, практическими деяниями.                                  

    Наряду с Италией   возрождение   новых  гуманистических  взглядов  на   индивидуальную  психическую  жизнь  происходило  в  других  странах,  где подрывались    устои    прежних   социально-экономических   отношений.   В  Испании   возникли  направленные   против   схоластики   учения,  устремленные к поискам  реального знания  о психике.  Так, врач Хуан  Луис  Вивес  (1492-1540)  в  ставшей  знамени той  книге  «О  душе  и  жизни» доказывал,  что природа  человека  познается  путем  наблюдения  и опыта,  позволяющих,  опираясь  на   теорию,  правильно воспитывать ребенка.                               

    Другой врач Хуан Уарте (ок. 1530-1592), также отвергая  умозрение  и схоластику,  требовал применить индуктивный   метод  «исследования   способностей  к наукам» (так называлась его книга). Это  была первая в истории психологии работа, в которой ставилась задача изучить индивидуальные различия между людьми для определения их пригодности к различным профессиям.                                            

Психологическая мысль XVII века и идеи эпохи Просвещения

    ХVII  век  стал эпохой  коренных изменений  в социальной  жизни  Западной  Европы,   веком  научной революции и торжества нового мировоззрения. Его  провозвестником  был Галилео  Галилей (1564-1642), учивший, что природа есть система движущихся тел, не обладающих никакими свойствами,  кроме геометрических и механических.  Все, что  происходит в мире, следует  объяснять только  этими материальны ми  свойствами,  только законами  механики. Господствовавшее  веками убеждение  в том,  что движениями  природных  тел  правят  бестелесные  души, было ниспровергнуто.  Этот  новый  взгляд  на мироздание произвел полный переворот  в объяснении  причин поведения живых существ.                            

    В ХVIII веке, как и в предшествующем, в Западной Европе происходило дальнейшее          укрепление капиталистических отношений. Индустриальная революция превратила Англию  в могущественную  державу.  Глубокие  политико-экономические изменения привели к революции во  Франции. Расшатывались  феодальные  устои  в  Германии.  Расширялось  и  крепло  движение,  названное Просвещением.                                         

   Как  писал Н.В. Гоголь, просвещение означает стремление силой познания просветить насквозь все существующее.  Мыслители, представлявшие  это течение,  считали  главной причиной  всех человеческих бед  невежество, религиозный  фанатизм, требовали  вернуться  к  естественной, неиспорченной природе человека, покончить с  суевериями, утвердить  в  умах людей  взамен ложного  знания научное,  проверенное  опытом и  разумом. Предполагалось, что, следуя этим путем,  удастся избавиться от  социальных  бедствий и  повсеместно воцарятся добро и справедливость.                         

    Наиболее  ярко  идеи   Просвещения  исповедовались  на французской  почве в  преддверии Великой французской  революции.  В Англии,  где буржуазные  отношения  утвердились раньше, главным идеологом Просвещения стал  Дж. Локк.  Его соотечественник физик и математик И. Ньютон (1643-1727) создал новую  механику, повсеместно воспринятую как образец и идеал  точного знания,  как великое торжество разума.

Зарождение психологии как науки

    В  начале  ХIХ века  стали складываться новые   подходы   к  психике.  Отныне  не  механика,  а  физиология  стимулировала рост  психологического знания. Имея своим  предметом особое природное тело,  физиология превратила его в объект экспериментального  изучения. На первых  порах  руководящим  принципом   физиологии   было «анатомическое   начало». Функции    том  числе  психические)  исследовались под  углом  зрения  их  зависимости от  строения органа,    его   анатомии.    Умозрительные   воззрения прежней  эпохи  физиология   переводила  на   язык опыта.                                              

    Так,   фантастическая   по   своей  эмпирической фактуре   рефлекторная   схема   Декарта   оказалась правдоподобной   благодаря    обнаружению   различий между  чувствительными  (сенсорными)   и  двигательными   (моторными)   нервными   путями,   ведущими спинной  мозг.  Открытие  принадлежало   врачам натуралистам  чеху  И.  Прохазке,  французу  Ф.  Мажанди и  англичанину Ч.  Беллу. Оно  позволило объяснить  механизм  связи  нервов  через  так называемую рефлекторную дугу, возбуждение одного плеча которой  закономерно  и   неотвратимо  приводит в  действие  другое  плечо, порождая  мышечную реакцию. Наряду  с научным  (для физиологии)  и практическим  (для  медицины)  это открытие  имело важное  методологическое   значение.  Оно   опытным  путем   доказывало   зависимость   функций  организма, касающихся  его  поведения  во  внешней   среде,  о телесного субстрата, а не от сознания «или души», как особой бестелесной сущности.                   

    Второе открытие, которое  подрывало версию  о существовании  души,  было  сделано  при  изучении  органов  чувств,  их  нервных  окончаний. Оказалось,  что какими бы стимулами на эти нервы ни воздействовать, результатом будет один и  тот же специфический для каждого из них эффект. (Например, любое раздражение  зрительного  нерва  вызывает   у  субъекта ощущение вспышек света.) Чем успешнее шла в психологии эмпирическая работа, резко расширявшая поле изучаемых психологией явлений, тем очевиднее становилась  несостоятельность ее версий о сознании  как замкнутом  мире субъекта,  зримом  ему  одному благодаря натренированной интроспекции под контролем  инструкции экспериментатора. Крупные успехи новой биологии радикально  меняли  воззрения на  все жизненные  функции организма, в том числе психические.             

   Восприятие  и  память,  навыки и  мышление, установка и чувства трактовались теперь как своего рода «инструменты», позволяющие организму эффективно «орудовать»  в  жизненных  ситуациях. Рушилось представление о сознании как особом замкнутом  мире, изолированном острове духа. Вместе с тем  новая биология  направляла  на  изучение  психики  с точки, зрения ее развития. Тем самым радикально расширялась зона познания объектов, недоступных для  интроспективного анализа  (поведение животных,  детей, психически больных). Крах исходных  представлений о предмете и методах психологии становился все  более очевидным.                                       

    Глубокие  преобразования  испытывал  категориальный  аппарат  психологии. Назовем его основные блоки: психический образ, психическое  действие,  психическое  отношение,  мотив, личность. На заре научной психологии, как мы помним, исходным  элементом  психики  считались показания  органов чувств – ощущения. Теперь же взгляд на сознание как устройство из атомов – ощущений – потерял научный кредит. Было доказано, что психические образы – это целостности, которые лишь искусственным путем можно расщепить на элементы. Эти целостности были обозначены немецким термином «гештальт»  (форма, структура) и под этим названием вошли в научный глоссарий психологии. Направление же, придавшее гештальту значение главной «единицы» сознания, утвердилось под именем гештальт-психологии. Что касается психического действия, то и его категориальный статус изменился. В прежний период оно относилось к разряду внутренних, духовных актов субъекта. Однако успехи в применении  объективного метода к изучению отношений между организмом и средой доказали, что область психики включает также внешнее телесное действие. Появилась мощная научная школа, возведшая его в предмет психологии. Соответственно направление, избравшее этот путь, исходя из английского слова «бихейвиор» (поведение), выступило под стягом бихевиоризма.                                    

    Еще одна сфера, открывшаяся психологии, придала сознанию взамен первичного вторичное значение. Определяющей для психической жизни была признана сфера бессознательных влечений (мотивов), которые движут поведением и определяют своеобразие сложной динамики и структуры личности. Появилась  приобретшая  всесветную  славу  школа,  лидером  которой был  признан 3. Фрейд, а направление в целом  (со  множеством  ответвлений)  названо  психоанализом.                                            

    Французские исследователи сосредоточились на анализе психических отношений между людьми. В работах ряда немецких психологов центральной выступила тема включенности личности в систему ценностей культуры. Особую новаторскую роль в истории мировой психологической мысли сыграло учение о поведении и его особом, возникшем на почве русской культуры варианте.                           

    Так  появились  различные  школы,  каждая   из  которых в  центр всей  системы категорий  поставила одну из них  – будь  то образ  или действие,  мотив или личность.  Это и  придало каждой  школе своеобразный профиль. Ориентация  на одну  из категорий  как доминанту истории системы и придание другим  категориям функции подчиненных – все это  стало одной  из причин распада психологии на  различные –  порой противостоящие друг другу – школы. Это  и  создало  картину кризиса  психологии. Но если бы за противостоянием  школ и  враждой теорий не  было  корневой системы  инвариантных категорий (получивших  различную  интерпретацию), приверженцы различных школ не могли  бы понять  друг друга,

 дискуссии  между  ними  оказались  бы бессмысленны и  никакой  прогресс психологии  не был  бы возможен.  Каждая школа  оказалась бы  замкнутой системой, и психологии как единой  науки вообще  не существовало бы. Между тем, вопреки неоднократным предупреждениям об ее распаде,  психология продолжала  наращивать  свой эвристический  потенциал. И дальнейшее развитие  шло в  направлении взаимодействия школ.

 


2. Основные методы исследования в психологии: сравнительный анализ

Метод – это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности.

Психологическое исследование предполагает:                                          

    1) формулировку проблемы;                          

    2) выдвижение гипотезы;                            

    3) осуществление проверки гипотезы;                

    4) интерпретацию результатов проверки.              

Как  правило,  о  методах психологии  говорят прежде всего в связи  с третьим  этапом –  проверкой гипотезы; он  предполагает  организацию  особого   взаимодействия психолога  с  изучаемым  объектом. Проблема  формулируется  обычно  как вопрос,  на который требуется найти ответ; это  – своего  рода попытка прорыва в неизвестность, первое с  ней соприкосновение.  Чаще  всего это  вопрос о  причинах тех  или иных событий  или,  в  более  «наукообразной»  форме,  о тех факторах,  которые  определяют  существование  или специфику  тех  или  иных  явлений. Например:  «Что (какие факторы)  определяет  появление  асоциальных  тенденций в  поведении  подростков?»  или  «Как  должна строиться система  воспитания,  ориентированная  на личностный рост ребенка?» (в последнем  случае речь  идет также о причинах:  система воспитания  рассматривается как                фактор, определяющий особенности личностного роста) или «Каковы психологические последствия   восприятия рок-музыки для детей дошкольного возраста?» Во многих случаях проблема соотносится не с причинно-следственными  зависимостями,  а  связями иного рода. Так, вполне правомерен вопрос  о наличии  и характере связи между уровнем интеллекта и уровнем тревожности как личностного свойства. Как правило, проблемы  вытекают из  практики (в том числе практики теоретических рассуждений) в связи  с  необходимостью  решить  конкретную прикладную задачу или в  связи с  невозможностью теоретического продвижения в той или иной  области   постольку, поскольку  появились  факты,  необъяснимые  или сомнительные с точки зрения той или иной  теории. Можно  говорить о  проблемах разных  уровней: они могут  соотноситься  с  основными  положениями теории, с  частными  ее  аспектами  и с  прикладными задачами. Обратим  внимание: как бы абстрактно ни ставилась проблема,  ее  формулировка всегда  предполагает определенную  систему  толкования  явлений  (в приведенных примерах – представления о  том, что  такое «асоциальное поведение», «личностный рост», «воспитание», «творческое мышление» и т.д.), т.е. психолог в постановке проблемы не  может быть  свободен от  сложившихся теоретических представлений. Итак, проблема сформулирована. Каков дальнейший путь исследователя? Гипотеза также может  формулироваться  на  различных  уровнях  обобщения, однако для того, чтобы исследование оказалось возможным,  она  должна  формулироваться  конкретно, соотносясь  с  конкретными  жизненными явлениями. Очень  важно  иметь  в  виду,  что  гипотеза, как правило, считается подтвержденной в рамках более общей системы представлений. Итак, основным требованием к гипотезе является требование ее   проверяемости.   Поэтому   в  формулировке гипотез   не   используются   выражения    типа   «Возможно, что...» или сочетания типа «или...,  или...» –  проверить на истинность   можно лишь конкретное утверждение.  Вполне  вероятно,  что   у  исследователя   возникнет  несколько равновозможных гипотез; тогда  они   проверяются  последовательно. После того, как гипотеза сформулирована, исследователь переходит к ее проверке на эмпирическом  (т.е. опытном) материале. В этой работе также  можно выделить  несколько этапов. Во-первых,  необходимо  определить общую «стратегию  и  тактику» исследования,  те общие  принципы, по которым оно будет строиться. Можно выделить соответствующие  «организационные методы». В качестве основного здесь выступает планирование исследования  как сравнения данных и, соответственно, говорят  о сравнительном  методе.  Этот метод  широко используется  во всех областях психологии.  Так, в  сравнительной психологии он  реализуется в форме сопоставления особенностей психики на различных этапах эволюции.     В  возрастной  психологии  сравнительный  метод выступает как метод  поперечных срезов,  которому противопоставляется другой организационный метод –  лонгитюдный. Тот  и другой  метод направлены    соответственно специфике  возрастной психологии как науки –  на определение  особенностей психического развития в связи с возрастом; пути, однако, различны. Помимо сравнительного  метода (с  частичным противопоставлением  ему  лонгитюдного), выделяется  в  качестве  организационного   комплексный  метод,   выделяемый  по   другому  основанию (как  метод срезов, так и лонгитюдный  могут быть  или не  быть комплексными). Прежде всего имеется  в виду,  что исследование  может  быть  построено  в  рамках  одной  науки – в  данном  случае  психологии –  или же  как комплексное междисциплинарное исследование. Попытки таких комплексных исследований    осуществлялись,  например, В. М. Бехтеревым,  педологами; с  70-х гг. наиболее яркие комплексные исследования связаны с именем Б.Г. Ананьева и его научной школой.    Помимо определения общего принципа работы, чрезвычайно  важно определить  источник эмпирических данных, т.е. тот объект или систему объектов, с которыми будет   взаимодействовать исследователь. С этой точки зрения целесообразно различать субъективный и объективный методы,  которые можно также отнести к организационным.      Субъективный  метод предполагает, что объектом, с которым взаимодействует психолог,  выступает  он  сам (наблюдатель  и наблюдаемый, экспериментатор и испытуемый в  одном лице). Другой  вариант  субъективного  метода предполагает обращение  к  самонаблюдению других  людей как  к тому, что отражает истинные события их психической жизни без изменений  и искажений; тогда психолог, доверяя субъективным отчетам,  строит свои  размышления о психической реальности исходя непосредственно из них. В  настоящее  время субъективный метод используется чаще всего как вспомогательный,  что  обусловлено вескими причинами: они стали особенно отчетливы после  развития  представлений о бессознательном, когда стало очевидно, что в сознании (а ведь самонаблюдение представляет  осознание  внутренних   событий)  истинное содержание  может  искажаться,  а  следовательно, данные самонаблюдения рискуют  оказаться недостоверными. Очевидно,  впрочем,  и  другое:  самонаблюдение     как прямое  (по  идее)  обращение  к  психической  жизни может  дать  уникальные  свидетельства,  недоступные внешнему  исследованию,  чему  примером  может   быть  самоанализ  3. Фрейда  или  попытка уловить  путь математического  открытия  Ж. Адамаром.  Вопрос  об использовании  субъективного метода  в психологии  до сих  пор открыт:  использовать  его  необходимо,  но не  вполне понятно, как это корректно сделать методически. Объективный  метод  в  традициях  современной науки считается  основным    в  исследовании. Он предполагает обращение к тем аспектам, которые возможно зафиксировать средствами «стороннего»  наблюдения –  изменениям  поведения,  предметной  деятельности, речи  и др., за  которыми  предполагается   определенная  психическая реальность –  мы уже  говорили, что  психика недоступна непосредственному   объективному   наблюдению.   Он   не исключает  использование  субъективных  данных,  но требует  не  принимать  их как  «окончательную реальность».    Объективный   метод  предполагает   тщательное  построение  исследования,  выбор  испытуемых или  объектов наблюдения  или  диагностики  (их  количество, существенные характеристики, распределение по  признакам),  определение  условий,  этапов  исследования  с  разработкой  и обоснованием  каждого  этапа.  Особенно  часто подчеркивается  требование  «чистоты»  исследования, сводящейся, в  сущности,  к  тому,  насколько   полно  исследователь контролирует  условия,  не  допуская  влияния  на ситуацию  неучтенных  факторов. Гипотеза  представляет собой   предположение  о  наличии  какого-либо явления  или о связи явлений.  Соответственно,  это  явление или  связь необходимо  выявить  на эмпирическом  материале. Один  из наиболее очевидных  способов –  следить за  объектом (человеком,  группой) в  ожидании, когда  интересующие исследователя  явления  проявятся  так,  что  их  можно будет зафиксировать прямо  или косвенно,  и описать  их. Такой  способ работы, при котором психолог, не вмешиваясь в  события, лишь отслеживает их изменение, называется наблюдением и является одним из основных методов психологического исследования на этапе получения эмпирических данных. Невмешательство психолога в ситуацию выступает важной характеристикой метода, определяя и его достоинства, и его недостатки. Достоинством является, в частности, то, что объект наблюдения,   как правило, не ощущает себя таковым (т.е. не знает  о том, что за ним наблюдают) и в естественной ситуации (на работе, на уроке, в игре и др.) ведет себя естественно, так, как это для него характерно в данной ситуации. Вместе с тем при использовании наблюдения  неизбежен ряд трудностей. Прежде всего, психолог, хотя и может до некоторой степени предвидеть изменения  той ситуации, в которой осуществляется наблюдение, не  в состоянии их контролировать. Влияние неконтролируемых факторов существенно меняет общую картину, в  которой может теряться та гипотетическая связь между  явлениями, обнаружение которой составляет цель исследования. Кроме того, наблюдение не может быть свободно от субъективности позиции психолога. Эксперимент   отличается   от  наблюдения   в  первую очередь  тем,  что  предполагает   организацию  психологом ситуации  исследования.  Это  позволяет  осуществлять  то, что   невозможно  в наблюдении     относительно  полный контроль  переменных. Понятие «переменная» нуждается в  пояснении,(это    одно  из  основных понятий  для описания  эксперимента  (хотя  его можно  отнести и  к наблюдению).  Под   переменной  понимается   любая  реальность, которая  может   изменяться  в   экспериментальной ситуации (цвет стен,  уровень  шума,  время  суток, состояние испытуемого,   состояние    экспериментатора,   перегорающая  лампочка  и  т.д.). Если  в наблюдении  психолог не в  состоянии  часто  даже   предвидеть  изменения,   то  в эксперименте   возможно   эти   изменения   планировать  и не   допускать   возникновения   неожиданностей.   Манипулирование  переменными     одно  из   важных  преимуществ экспериментатора   перед   наблюдателем.  В   самом  деле, если  исследователя  интересует,  как  мы  говорили,  преимущественно  связь  явлений  между  собой,   то  экспериментатор  может,  создав  определенную   ситуацию,  внести в  нее  новый элемент  и определить,  возникнет ли  то изменение  в  ситуации,  которого  он ожидает  как следствие произведенного  им  изменения;  психолог  же,     пользующийся   наблюдением,   вынужден  в   аналогичной  ситуации ждать  возникновения  изменения    того,  которое  экспериментатор произвел по своему усмотрению. Переменная, которую изменяет экспериментатор, называют независимой переменной; переменная, изменяющаяся при действии независимой переменной, называется зависимой. Гипотеза, проверяемая в эксперименте, формулируется как предполагаемая связь между независимой и зависимой переменными; для проверки ее экспериментатор должен ввести зависимую переменную и выяснить, что будет происходить с независимой. Например, выдвинута гипотеза о том, что уровень шума в помещении влияет на скорость возникновения утомления (чем выше уровень шума, тем быстрее наступает – утомление).  В  том  случае   экспериментатор  организует ситуацию,   предлагая,   например, приглашенным  испытуемым  выполнять   какую-либо  деятельность   (скажем,  перемножать  числа)  при   определенном  шумовом   фоне;  по уровню  продуктивности  и  точности  работы   через  определенное  время  фиксируется  утомление  (это    время может   быть   индивидуально  для   каждого  испытуемого), результаты  обобщаются. В  следующий  раз  экспериментатор  приглашает  испытуемых,  предлагает  им аналогичную  деятельность,  но  повышает  уровень  шума  относительно  предыдущего, т.е. вводит  независимую переменную,  и,  выявив  время  наступления  утомления,  делает вывод о том, что это время в среднем уменьшилось,  т.е. гипотеза  подтверждена  (уменьшение  времени     изменение  зависимой  переменной).  Однако  вывод  о правомерности  исходной  гипотезы  может   оказаться  преждевременным,  если  не  соблюдено  одно  важное   условие:  в данной    ситуации    должны    быть   проконтролированы остальные  переменные,  т.е.  они должны  быть эквивалентны в  первом и  втором опытах.  В самом  деле, ведь на  скорости   наступления  утомления   может  сказаться очень многое: время суток, семейная ссора,  погода, самочувствие и т.д.  То есть  должно соблюдаться  то, что в обиходе называется «при прочих равных условиях».   Разумеется,   идеальное    воспроизведение   невозможно: однако  контроль  переменных    если  не всех,  то многих – эксперимент позволяет осуществить. Помимо  названных,  одним  из  распространенных методов психологического исследования выступает беседа предусматривающая выявление интересующих   психолога  связей  на  основе  эмпирических  данных, полученных в  живом  двустороннем  общении  с  испытуемым.  Беседа, как правило, выступает  в качестве  вспомогательного метода: при анализе ее хода  и результатов  перед психологом  встает  ряд  трудно разрешимых  проблем, касающихся  откровенности  испытуемого,  его отношения  к психологу;  при  недостаточном психологическом  контакте возможна  боязнь  испытуемого  «потерять   лицо»,  подозрительность, недоверие и,  как следствие,  стремление уйти от  ответов  в  стереотипные,  стандартные высказывания, соответствующие  принятым    по  мнению  испытуемого – этическим  и  иным  нормам.   Хорошее  же   отношение  к психологу  может,  вызвать   бессознательное  стремление угодить  ему,  «порадовать»  ожидаемым  ответом.  Сам же психолог  (как и  в ситуации  наблюдения) также  не свободен от субъективности; несмотря на то, что  беседа заранее  планируется  и  основные   вопросы  определяются, до ее начала, в ходе живого  общения психолог  с трудом может  абстрагироваться   от  личностного   отношения  к испытуемому 

с  вытекающими   последствиями.  Точнее будет  сказать так:  использование беседы  как основного метода возможно при соответствующей квалификации психолога,  предполагающей  умение   установить  контакт с  испытуемым,  дать  ему  возможность  максимально свободного  выражения  и  одновременно   «отделить»  личные отношения от  содержания беседы.  В работе  ряда ведущих  психологов  мира  беседа  использовалась  как самостоятельный метод исследования («клиническая беседа» Ж.Пиаже, «психоаналитическая беседа» 3. Фрейда)    

Методы психологической диагностики

Психологическая диагностика, или установление психологического диагноза,  может пониматься  в широком и  узком смысле.  В широком  смысле она  сближается с измерением  вообще (естественно, психологическим) и может  относиться к любому объекту,  поддающемуся психологическому  анализу,  выступая как  выявление и измерение его свойств. В более узком смысле (и именно такое понимание более распространено) имеется  в виду измерение  индивидуально-психологических особенностей личности. Если эксперимент .в психологии обязан своим появлением В. Вундту, то психодиагностика  восходит к Ф. Гальтону, Дж. Кеттеллу, А. Бине и ряду  других исследователей конца ХIХ – начала ХХ в,   инициировавших измерение индивидуальных различий. В психодиагностическом обследовании  выделяют три основных этапа: сбор данных, переработка и интерпретация данных; вынесение решения (диагноз  и прогноз). Диагноз    как основная  цель диагностики  – может устанавливаться на разных уровнях. На  современном  этапе  психолог   часто  вынужден ограничиваться диагнозом первого уровня, и о психологической диагностике и ее методах чаще  всего говорят в связи со  способами собственно выявления  и измерения. Основными  методами  диагностики  выступают тестирование и опрос, методическим воплощением которых являются, соответственно, тестам и опросники. Тестирование предполагает, что обследуемый по заданию психолога   выполняет   определенную  деятельность (в зависимости   от используемой  методики   это  может быть  решение  задач,  рисование,  рассказ по  картинке и др.), т.е.  проходит определенное  испытание (по-английски «тест» и означает «испытание»,  «проба», «проверка»),  на  основании  результатов  чего  психолог  делает выводы  о  наличии,  особенностях,  уровне  развития  тех или  иных  свойств.  Отдельные  тесты  представляют стандартные  наборы. заданий  и  материала,  с  которым работает испытуемый;   стандартной  является   и  процедура предъявления  заданий,  хотя  в  некоторых  случаях предусмотрены   некоторые   степени  свободы   для  психолога    например,  право задать   дополнительный   вопрос, построить  беседу  по  поводу материала;   стандартна   и процедура  оценки  результатов.    Такая   стандартизация позволяет  сопоставлять  результаты   различных  испытуемых. Тесты весьма  разнообразны.   Существует  множество оснований  для  их  классификации  (тесты   вербальные  и невербальные,  тесты  интеллекта  и  тесты  личности, тесты групповые  и индивидуальные  – соответственно,  в зависимости   от   тестового   материала,   диагностируемых особенностей, формы проведения). Опросниками  называют  методики,  материал которых представляют  вопросы,  на  которые  обследуемый должен ответить,  либо  утверждения,  с  которыми  обследуемый должен  согласиться либо  не согласиться.  Ответы даются  либо  в свободной  форме (опросники  «открытого типа»)  или  выбираются  из  вариантов,   предлагаемых  в опроснике (опросники «закрытого типа»). Различают  опросники-анкеты  и  личностные  опросники.      Опросники-анкеты  предполагают  возможность  получения  информации  об  обследуемом,  не  отражающей непосредственно  его  личностные   особенности.  Таковыми могут  быть  биографические  опросники,  в  ряде случаев – опросники интересов и  опросники установок  (в зависимости  от  того,  насколько  соотносятся конкретные выявляемые  интересы  и  установки с  собственно личностными  психологическими   характеристиками:  например, опросник,  выявляющий  предпочтительный  выбор  из  перечня  профессий,  или  опросник,  выявляющий  установку    отношение к  определенной социальной  группе относятся к опросникам-анкетам). Личностные опросники, как это явствует из названия, предназначены для измерения личностных особенностей. Разумеется,  тестами  и  опросниками  не  ограничиваются  методики  выявления  и  измерения  психологических особенностей  объекта.  Практический  психолог пользуется в  диагностических целях  наблюдение и  беседой, методиками  анализа  процессов  и  продуктов деятельности, сбором  экспертных  оценок;  мы остановились  на названных в связи  с тем,  что именно  тесты и  опросники чаще всего  оказываются  главным  диагностическим  инструментом.

Методы психологической коррекции и психотерапии

Под психологической коррекцией понимается  деятельность   психолога  по   исправлению  (корректировке) тех  особенностей  психического развития,   которые   по принятой  системе  критериев  не  соответствуют   некоей «оптимальной»  модели.  Психотерапия  – более  узкое понятие, изначально связанное с  лечением психических   и психосоматических  заболеваний   психологическими  средствами,  но  в  последние  годы  распространяемое вообще на   случаи психического  неблагополучия  (внутренние конфликты, депрессии, тревога,  страхи, и  нарушения общения,  и  связанные с  этим переживания  и др.),  в том числе в пределах медицинской нормы. Методы психологической  коррекции  и  психотерапии многообразны и выбор их зависит от того, к какой психологической школе принадлежит психолог. С достаточной  условностью  можно  классифицировать  их соответственно специфике основных подходов. а) Поведенческий подход.  В рамках поведенческого  подхода  отклонения  трактуются  соответственно  принципам бихевиоризма, и психологическая коррекция и психотерапия связываются с необходимостью формирования у обратившегося за помощью  оптимальных   поведенческих  навыков;  психические расстройства  различного типа,  с точки  зрения поведенческого  подхода,  обусловлены  неадаптивным  поведением. б)   Деятельностный   подход,   формировавшийся   преимущественно  в  отечественной психологической школе (с его  принципами  вы познакомились  в соответствующем  разделе) предполагает коррекцию за счет организации специального обучения, в ходе которого подвергающийся коррекции человек овладевает психологическими средствами,   позволяющими  на   новом  уровне осуществлять  контроль   и управление   внутренней   и внешней  активностью.  Во многих  случаях практикуется первоначальное  овладение  действием  во  внешнем плане и последующая  интериоризация, переход  во внутренний, идеальный план. в)  Когнитивистский  подход. В  его основе  лежат теории, описывающие личность  с точки  зрения организации познавательных  структур.  Именно  с  ними  и работает психолог в коррекционном плане, причем в ряде случаев речь идет не только о нарушениях  собственно познавательной  сферы,  но и о  сложностях,  определяющих проблемы  общения,  внутренних  конфликтах и  др.  г) Психоаналитический подход. При   всех  различиях,   общая  направленность терапии    помочь  клиенту  выявить  неосознаваемые причины   тягостных   переживаний  и   болезненных  проявлений;  за счет  их проработки  (в различных  формах) предполагается  возможность  контроля   и  по   крайней  мере частичного  овладения поведением  и, как  следствие, возможность личностного роста.  д)   Экзистенциально-гуманистический   подход. К нему относят  те теории  и вытекающие  из них  системы личностной  коррекции,  которые  основаны на  философии экзистенциализма,  подчеркивающей  важность проблем  человеческого  становления  и  ответственности  человека  за свое  становление. ж)   Психодрама.  Это   направление  связано   с  именем Я.Л.  Морено (1892  – 1974),  американским психологом, которого  многие  авторы  считают   основателем  групповой  психотерапии,  т.е. терапии,  осуществляющейся не в  индивидуальной  работе  психолога  с  одним клиентом, а в работе психолога  с группой,  причем работа  эта может  быть  направлена на одного из участников группы или на  группу в целом. Психодрама  представляет такой метод  групповой  терапии,  при  котором  участники группы   моделируют   в   театрализованной   форме  ситуации, предлагаемые  одним  из  участников  в  виде  рассказа  о событиях  его   жизни, сновидениях, возможны варианты с  использованием  литературных  текстов  или   их  пересказов.  Сам рассказчик  (протагонист),   в  зависимости от   избранной  формы   работы,  может   быть  участником или  зрителем,  в  большей  или  меньшей  степени  влиять на   ход   драматизации.   Важными   условиями   являются доброжелательность   группы,    спонтанность   поведения, импровизация.   «Проживая»   важные   ситуации,   человек по-новому  осознает  проблемы,  способы  собственного реагирования,  отношения  к  событиям, ценностям, конкретным   людям,   открывает  новые   возможности  построения отношений  и   самореализации. 3)  Телесно-ориентированный  подход. Выделение   телесно-ориентированного  подхода  в  одном  ряду  с психоаналитическим,  поведенческим и  др., не  вполне корректно, т.к. он не  представляет единую  теоретическую платформу;  вместе  с  тем  мы  сочли  важным  сказать  о нем специально,  т.к.  в  последнее время  принцип «лечения души»  через  воздействие  на  тело становится  все более распространенным. и)  Психосинтез.  Это  направление  связано с именем его основателя  Роберто Ассаджиоли  (1888 –  1974), который начинал  как психоаналитик,  став его  пионером в Италии.  Представление  о  личности в  психосинтезе отлично от психоаналитического, хотя  частично с  ним соотносится.  Ассаджиоли  рассматривает  семь  составляющих:  низшее  бессознательное (инстинктивные  побуждения, страсти, примитивные желания и др.);  среднее бессознательное (мысли, чувства, которые могут  легко осознаться, аналог фрейдовского  предсознательного); высшее бессознательное,  или сверхсознание  (высшие чувства и способности – интуиция, вдохновение);  поле сознания      анализируемые  мысли,   чувства,  побуждения; сознательная  самость  – «Я»  – точка  ясного осознавания;  высшая  самость    своего рода  «внутренний бог». Важную  роль  в  психосинтезе играет  понятие публичностей    как  бы  относительно   независимых  личностей внутри  нас;  например, субличности  могут соответствовать  ролям,  которые  мы  играем  в жизни.  В процессе терапии  клиент  узнает  о различных  составляющих своей  личности и  научается различать  их от  самого себя («мое,  но  не  я»)  при  помощи  специальных процедур, благодаря  чему   возможно  расширение   поля  сознания до всего объема бессознательного и  постепенного открытие своего объединяющего психологического центра. Психосинтез означает  кульминацию  самораскрытия,  самореализации и интеграцию вокруг нового центра. к)  Трансперсональный  подход. В трансперсональной психологии, в частности,  используются понятия «коллективное бессознательное», «сверхсознание» и т.д., в психотических состояниях  видится духовный  кризис и  ресурс саморазвития.  Главной отличительной  чертой трансперсонального  подхода модель  человеческой  души, в  которой  признаются  значимость духовного  и космического  измерений  и  возможностей  для  эволюции  сознания и готовность последовать  за клиентом в новые сферы  опыта. Соответственно,  особые переживания,  возникающие  в  измененном  состоянии  сознания  (например, перинатальные  воспоминания, т.е. воспоминания о процессе  рождения)  позволяют клиенту встретиться  не  просто с  собственным бессознательным, но  прожить  опыт,  соотносимый  с  названными  измерениями.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!