Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Конспект по дисциплине «Психология»»

/ Психология
Конспект, 

Оглавление

. Предмет психологии. Отрасли психологии. Место психологии в ряду наук о психологии.

В научном употреблении термин «психология» появился впервые в 16 в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением т.н. душевных или психических явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаружит в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее в 17-19 вв., сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознанные психические процессы (бессознательное) и деятельность человека. В 20 веке психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название. С 19 в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний. Знакомство с любой  наукой начинается  с определения ее  предмета  и  описания  круга  явлений,  которые она изучает.  Что  же  является  предметом  психологии?  На этот  вопрос  можно  ответить  двумя  способами. Первый  способ более правильный, но и  более сложный.  Второй – относительно формальный, но зато краткий.  Первый  спосо6  предполагает  рассмотрение различных точек  зрения  на  предмет  психологии  – так,  как они появлялись  в  истории  науки; анализ  оснований, почему эти точки зрения сменяли друг друга; знакомство  с тем, что в конечном счете от них осталось и какое понимание сложилось на сегодняшний день. Второй способ предполагает более краткий ответ. Слово  «психология»  в  переводе  на   русский  язык буквально означает «наука  о душе».     В  наше  время  вместо  понятия  «душа» используется понятие «психика», хотя в языке до сих  пор сохранилось много  слов  и  выражений, производных  от первоначального  корня:  одушевленный, душевный,  бездушный, родство душ, душевная болезнь, задушевный разговор и т.п. С  лингвистической  точки  зрения  «душа»  и «психика»    одно  и то  же. Однако  с развитием  культуры и  особенно  науки  значения  этих  понятий  разошлись. Чтобы  составить  предварительное   представление  о том,  что такое  «психика», рассмотрим  «психические явления».  Под  психическими  явлениями   обычно  понимают факты внутреннего, субъективного опыта. Что  такое  внутренний,  или субъективный,  опыт? Можно сразу понять, о  чем идет  речь, если  обратите взор «внутрь  себя». Человеку хорошо  знакомы ощущения, мысли, желания, чувства. Например, мы видим помещение и все, что в  нем находится;  слышим,  что говорят другие люди, и пытаемся это  понять; нам может быть сейчас радостно или  скучно, мы  что-то вспоминаем,  переживаем  какие-то стремления  или желания. Все перечисленное      элементы   нашего  внутреннего опыта, субъективные или психические явления. Фундаментальное свойство субъективных явлений – их   непосредственная   представленность   су6ьекту.  Что это означает? Это  означает,  что  мы  не только  видим, чувствуем, мыслим,  вспоминаем,  желаем,  но  м  знаем,  что видим, чувствуем, мыслим и т.п.;  не только  стремимся, колеблемся  или  принимаем  решения,  но  и  знаем   об  этих  стремлениях, колебаниях, решениях. Иными  словами, психические  процессы  не  только  происходят в  нас, но также  непосредственно  нам  открываются.  Наш  внутренний  мир –  это как  бы большая  сцена, на  которой происходят  различные события,  а мы  являемся одновременно и действующими лицами, и зрителями. Эта уникальная особенность субъективных явлений открываться нашему сознанию поражала воображение всех, кто задумывался  над психической  жизнью человека. А на некоторых ученых  она произвела  такое впечатление, что  они  связали  с  ней  решение  двух фундаментальных вопросов: о предмете и о методе психологии. Психология,  считали  они,  должна  заниматься только тем,  что переживается  субъектом и  непосредственно открывается  его  сознанию, а  единственный метод  (т.е. способ)  изучения  этих  явлений    самонаблюдение. Однако  этот  вывод  был  преодолен  дальнейшим  развитием психологии. Дело в том, что существует целый ряд других форм проявления психики, которые психология выделила и  включила в круг своего рассмотрения. Среди них – факты поведения, неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления, наконец, творения человеческих рук и разума, т.е. продукты материальной и духовной культуры. Во всех этих фактах, явлениях,  продуктах психика проявляется, обнаруживает свои свойства и поэтому через них может изучаться. Однако к этим выводам психология пришла не сразу, а в ходе острых дискуссий и драматических трансформаций представлений о ее предмете. Можно   выделить   признаки,   которые отличают собственно предмет психологии, от других  наук. Предметом  психологии  являются  закономерные  связи  субъекта  с природным  и социокультурным миром, запечатленные  в системе  чувственных и  умственных  о6разов  этого  мира, мотивов,  побуждающих действовать, а также  в самих  действиях, переживаниях  своих отношений к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядро этой системы. Биологически  обусловленные  ее  компоненты  имеются   и у  животных: чувственные  образы  среды,  мотивация   поведения (как  инстинктивного,  так  и  приобретенного в  процессе приспособления  к  ней).  Однако  психическая организация человека качественно  отлична  от этих  биологических форм.  Социокультурный образ  жизни  порождает  у  человека  сознание.  В  межличностных  контактах,  опосредованных  языком и совместной  деятельностью, индивид, «всматриваясь» в  других  людей,  приобретает  способность  познавать  самого  себя  как  субъекта психической жизни. Не все  компоненты этого представления переводимы на язык сознания. Но и они, образуя  сферу бессознательного, станут  предметом  психологии,  которая  выявляет характер соответствия действительности побуждений, влечений,  ориентаций личности  сложившимся  у  нее представлениям  о них. Как осознаваемые,  так  и  неосознаваемые психические акты протекают не по физиологическим, а по собственно   психологическим  законам.  Исторический  опыт  говорит,  что  знание  о  предметной  области  психологии  складывалось  и  расширялось  благодаря   связи  этой  науки  с  другими  науками    естественными, социальными,  техническими. Таким образом, психология как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики. Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Так, особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика человека изучается другими отраслями психологии: детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития. Социальная психология изучает социально-психологические проявлений личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). Педагогическая психология изучат закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда – рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Авиационная, космическая,, психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта. Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечений и психотерапии Патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т.п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий. рек Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность психологии на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию – с техническими науками, через педагогическую психологию – с педагогикой, через социальную психологию – с общественными и социальными науками и т.д.). Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное и место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития. Психология интегрирует все эти данные наук, и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания.

 

 


2. Основные и вспомогательные методы исследования. Их достоинства и недостатки. Требования к организации и проведению.  

Методы психологического исследования

Метод – это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности.

Психологическое исследование предполагает:                                         

    1) формулировку проблемы;                          

    2) выдвижение гипотезы;                            

    3) осуществление проверки гипотезы;                

    4) интерпретацию результатов проверки.             

Как  правило,  о  методах психологии  говорят прежде всего в связи  с третьим  этапом –  проверкой гипотезы; он  предполагает  организацию  особого   взаимодействия психолога  с  изучаемым  объектом. Проблема  формулируется  обычно  как вопрос,  на который требуется найти ответ; это  – своего  рода попытка прорыва в неизвестность, первое с  ней соприкосновение.  Чаще  всего это  вопрос о  причинах тех  или иных событий  или,  в  более  «наукообразной»  форме,  о тех факторах,  которые  определяют  существование  или специфику  тех  или  иных  явлений. Например:  «Что (какие факторы)  определяет  появление  асоциальных  тенденций в  поведении  подростков?»  или  «Как  должна строиться система  воспитания,  ориентированная  на личностный рост ребенка?» (в последнем  случае речь  идет также о причинах:  система воспитания  рассматривается как                фактор, определяющий особенности личностного роста) или «Каковы психологические последствия   восприятия рок-музыки для детей дошкольного возраста?» Во многих случаях проблема соотносится не с причинно-следственными  зависимостями,  а  связями иного рода. Так, вполне правомерен вопрос  о наличии  и характере связи между уровнем интеллекта и уровнем тревожности как личностного свойства. Как правило, проблемы  вытекают из  практики (в том числе практики теоретических рассуждений) в связи  с  необходимостью  решить  конкретную прикладную задачу или в  связи с  невозможностью теоретического продвижения в той или иной  области   постольку, поскольку  появились  факты,  необъяснимые  или сомнительные с точки зрения той или иной  теории. Можно  говорить о  проблемах разных  уровней: они могут  соотноситься  с  основными  положениями теории, с  частными  ее  аспектами  и с  прикладными задачами. Обратим  внимание: как бы абстрактно ни ставилась проблема,  ее  формулировка всегда  предполагает определенную  систему  толкования  явлений  (в приведенных примерах – представления о  том, что  такое «асоциальное поведение», «личностный рост», «воспитание», «творческое мышление» и т.д.), т.е. психолог в постановке проблемы не  может быть  свободен от  сложившихся теоретических представлений. Итак, проблема сформулирована. Каков дальнейший путь исследователя? Гипотеза также может  формулироваться  на  различных  уровнях  обобщения, однако для того, чтобы исследование оказалось возможным,  она  должна  формулироваться  конкретно, соотносясь  с  конкретными  жизненными явлениями. Очень  важно  иметь  в  виду,  что  гипотеза, как правило, считается подтвержденной в рамках более общей системы представлений. Итак, основным требованием к гипотезе является требование ее   проверяемости.   Поэтому   в  формулировке гипотез   не   используются   выражения    типа   «Возможно, что...» или сочетания типа «или...,  или...» –  проверить на истинность   можно лишь конкретное утверждение.  Вполне  вероятно,  что   у  исследователя   возникнет  несколько равновозможных гипотез; тогда  они   проверяются  последовательно. После того, как гипотеза сформулирована, исследователь переходит к ее проверке на эмпирическом  (т.е. опытном) материале. В этой работе также  можно выделить  несколько этапов. Во-первых,  необходимо  определить общую «стратегию  и  тактику» исследования,  те общие  принципы, по которым оно будет строиться. Можно выделить соответствующие  «организационные методы». В качестве основного здесь выступает планирование исследования  как сравнения данных и, соответственно, говорят  о сравнительном  методе.  Этот метод  широко используется  во всех областях психологии.  Так, в  сравнительной психологии он  реализуется в форме сопоставления особенностей психики на различных этапах эволюции.     В  возрастной  психологии  сравнительный  метод выступает как метод  поперечных срезов,  которому противопоставляется другой организационный метод –  лонгитюдный. Тот  и другой  метод направлены    соответственно специфике  возрастной психологии как науки –  на определение  особенностей психического развития в связи с возрастом; пути, однако, различны. Помимо сравнительного  метода (с  частичным противопоставлением  ему  лонгитюдного), выделяется  в  качестве  организационного   комплексный  метод,   выделяемый  по   другому  основанию (как  метод срезов, так и лонгитюдный  могут быть  или не  быть комплексными). Прежде всего имеется  в виду,  что исследование  может  быть  построено  в  рамках  одной  науки – в  данном  случае  психологии –  или же  как комплексное междисциплинарное исследование. Попытки таких комплексных исследований    осуществлялись,  например, В. М. Бехтеревым,  педологами; с  70-х гг. наиболее яркие комплексные исследования связаны с именем Б.Г. Ананьева и его научной школой.    Помимо определения общего принципа работы, чрезвычайно  важно определить  источник эмпирических данных, т.е. тот объект или систему объектов, с которыми будет   взаимодействовать исследователь. С этой точки зрения целесообразно различать субъективный и объективный методы,  которые можно также отнести к организационным.      Субъективный  метод предполагает, что объектом, с которым взаимодействует психолог,  выступает  он  сам (наблюдатель  и наблюдаемый, экспериментатор и испытуемый в  одном лице). Другой  вариант  субъективного  метода предполагает обращение  к  самонаблюдению других  людей как  к тому, что отражает истинные события их психической жизни без изменений  и искажений; тогда психолог, доверяя субъективным отчетам,  строит свои  размышления о психической реальности исходя непосредственно из них. В  настоящее  время субъективный метод используется чаще всего как вспомогательный,  что  обусловлено вескими причинами: они стали особенно отчетливы после  развития  представлений о бессознательном, когда стало очевидно, что в сознании (а ведь самонаблюдение представляет  осознание  внутренних   событий)  истинное содержание  может  искажаться,  а  следовательно, данные самонаблюдения рискуют  оказаться недостоверными. Очевидно,  впрочем,  и  другое:  самонаблюдение     как прямое  (по  идее)  обращение  к  психической  жизни может  дать  уникальные  свидетельства,  недоступные внешнему  исследованию,  чему  примером  может   быть  самоанализ  З. Фрейда  или  попытка уловить  путь математического  открытия  Ж. Адамаром.  Вопрос  об использовании  субъективного метода  в психологии  до сих  пор открыт:  использовать  его  необходимо,  но не  вполне понятно, как это корректно сделать методически. Объективный  метод  в  традициях  современной науки считается  основным    в  исследовании. Он предполагает обращение к тем аспектам, которые возможно зафиксировать средствами «стороннего»  наблюдения –  изменениям  поведения,  предметной  деятельности, речи  и др., за  которыми  предполагается   определенная  психическая реальность –  мы уже  говорили, что  психика недоступна непосредственному   объективному   наблюдению.   Он   не исключает  использование  субъективных  данных,  но требует  не  принимать  их как  «окончательную реальность».    Объективный   метод  предполагает   тщательное  построение  исследования,  выбор  испытуемых или  объектов наблюдения  или  диагностики  (их  количество, существенные характеристики, распределение по  признакам),  определение  условий,  этапов  исследования  с  разработкой  и обоснованием  каждого  этапа.  Особенно  часто подчеркивается  требование  «чистоты»  исследования, сводящейся, в  сущности,  к  тому,  насколько   полно  исследователь контролирует  условия,  не  допуская  влияния  на ситуацию  неучтенных  факторов. Гипотеза  представляет собой   предположение  о  наличии  какого-либо явления  или о связи явлений.  Соответственно,  это  явление или  связь необходимо  выявить  на эмпирическом  материале. Один  из наиболее очевидных  способов –  следить за  объектом (человеком,  группой) в  ожидании, когда  интересующие исследователя  явления  проявятся  так,  что  их  можно будет зафиксировать прямо  или косвенно,  и описать  их. Такой  способ работы, при котором психолог, не вмешиваясь в  события, лишь отслеживает их изменение, называется наблюдением и является одним из основных методов психологического исследования на этапе получения эмпирических данных. Невмешательство психолога в ситуацию выступает важной характеристикой метода, определяя и его достоинства, и его недостатки. Достоинством является, в частности, то, что объект наблюдения,   как правило, не ощущает себя таковым (т.е. не знает  о том, что за ним наблюдают) и в естественной ситуации (на работе, на уроке, в игре и др.) ведет себя естественно, так, как это для него характерно в данной ситуации. Вместе с тем при использовании наблюдения  неизбежен ряд трудностей. Прежде всего, психолог, хотя и может до некоторой степени предвидеть изменения  той ситуации, в которой осуществляется наблюдение, не  в состоянии их контролировать. Влияние неконтролируемых факторов существенно меняет общую картину, в  которой может теряться та гипотетическая связь между  явлениями, обнаружение которой составляет цель исследования. Кроме того, наблюдение не может быть свободно от субъективности позиции психолога. Эксперимент   отличается   от  наблюдения   в  первую очередь  тем,  что  предполагает   организацию  психологом ситуации  исследования.  Это  позволяет  осуществлять  то, что   невозможно  в наблюдении     относительно  полный контроль  переменных. Понятие «переменная» нуждается в  пояснении, (это    одно  из  основных понятий  для описания  эксперимента  (хотя  его можно  отнести и  к наблюдению).  Под   переменной  понимается   любая  реальность, которая  может   изменяться  в   экспериментальной ситуации (цвет стен,  уровень  шума,  время  суток, состояние испытуемого,   состояние    экспериментатора,   перегорающая  лампочка  и  т.д.). Если  в наблюдении  психолог не в  состоянии  часто  даже   предвидеть  изменения,   то  в эксперименте   возможно   эти   изменения   планировать  и не   допускать   возникновения   неожиданностей.   Манипулирование  переменными     одно  из   важных  преимуществ экспериментатора   перед   наблюдателем.  В   самом  деле, если  исследователя  интересует,  как  мы  говорили,  преимущественно  связь  явлений  между  собой,   то  экспериментатор  может,  создав  определенную   ситуацию,  внести в  нее  новый элемент  и определить,  возникнет ли  то изменение  в  ситуации,  которого  он ожидает  как следствие произведенного  им  изменения;  психолог  же,     пользующийся   наблюдением,   вынужден  в   аналогичной  ситуации ждать  возникновения  изменения    того,  которое  экспериментатор произвел по своему усмотрению. Переменная, которую изменяет экспериментатор, называют независимой переменной; переменная, изменяющаяся при действии независимой переменной, называется зависимой. Гипотеза, проверяемая в эксперименте, формулируется как предполагаемая связь между независимой и зависимой переменными; для проверки ее экспериментатор должен ввести зависимую переменную и выяснить, что будет происходить с независимой. Например, выдвинута гипотеза о том, что уровень шума в помещении влияет на скорость возникновения утомления (чем выше уровень шума, тем быстрее наступает – утомление).  В  том  случае   экспериментатор  организует ситуацию,   предлагая,   например, приглашенным  испытуемым  выполнять   какую-либо  деятельность   (скажем,  перемножать  числа)  при   определенном  шумовом   фоне;  по уровню  продуктивности  и  точности  работы   через  определенное  время  фиксируется  утомление  (это    время может   быть   индивидуально  для   каждого  испытуемого), результаты  обобщаются. В  следующий  раз  экспериментатор  приглашает  испытуемых,  предлагает  им аналогичную  деятельность,  но  повышает  уровень  шума  относительно  предыдущего, т.е. вводит  независимую переменную,  и,  выявив  время  наступления  утомления,  делает вывод о том, что это время в среднем уменьшилось,  т.е. гипотеза  подтверждена  (уменьшение  времени     изменение  зависимой  переменной).  Однако  вывод  о правомерности  исходной  гипотезы  может   оказаться  преждевременным,  если  не  соблюдено  одно  важное   условие:  в данной    ситуации    должны    быть   проконтролированы остальные  переменные,  т.е.  они должны  быть эквивалентны в  первом и  втором опытах.  В самом  деле, ведь на  скорости   наступления  утомления   может  сказаться очень многое: время суток, семейная ссора,  погода, самочувствие и т.д.  То есть  должно соблюдаться  то, что в обиходе называется «при прочих равных условиях».   Разумеется,   идеальное    воспроизведение   невозможно: однако  контроль  переменных    если  не всех,  то многих – эксперимент позволяет осуществить.

Помимо  названных,  одним  из  распространенных методов психологического исследования выступает беседа предусматривающая выявление интересующих   психолога  связей  на  основе  эмпирических  данных, полученных в  живом  двустороннем  общении  с  испытуемым.  Беседа, как правило, выступает  в качестве  вспомогательного метода: при анализе ее хода  и результатов  перед психологом  встает  ряд  трудно разрешимых  проблем, касающихся  откровенности  испытуемого,  его отношения  к психологу;  при  недостаточном психологическом  контакте возможна  боязнь  испытуемого  «потерять   лицо»,  подозрительность, недоверие и,  как следствие,  стремление уйти от  ответов  в  стереотипные,  стандартные высказывания, соответствующие  принятым    по  мнению  испытуемого – этическим  и  иным  нормам.   Хорошее  же   отношение  к психологу  может,  вызвать   бессознательное  стремление угодить  ему,  «порадовать»  ожидаемым  ответом.  Сам же психолог  (как и  в ситуации  наблюдения) также  не свободен от субъективности; несмотря на то, что  беседа заранее  планируется  и  основные   вопросы  определяются, до ее начала, в ходе живого  общения психолог  с трудом может  абстрагироваться   от  личностного   отношения  к испытуемому  – с  вытекающими   последствиями.  Точнее будет  сказать так:  использование беседы  как основного метода возможно при соответствующей квалификации психолога,  предполагающей  умение   установить  контакт с  испытуемым,  дать  ему  возможность  максимально свободного  выражения  и  одновременно   «отделить»  личные отношения от  содержания беседы.  В работе  ряда ведущих  психологов  мира  беседа  использовалась  как самостоятельный метод исследования («клиническая беседа» Ж.Пиаже, «психоаналитическая беседа» 3. Фрейда)    

Методы психологической диагностики

Психологическая диагностика, или установление психологического диагноза,  может пониматься  в широком и  узком смысле.  В широком  смысле она  сближается с измерением  вообще (естественно, психологическим) и может  относиться к любому объекту,  поддающемуся психологическому  анализу,  выступая как  выявление и измерение его свойств. В более узком смысле (и именно такое понимание более распространено) имеется  в виду измерение  индивидуально-психологических особенностей личности. Если эксперимент .в психологии обязан своим появлением В. Вундту, то психодиагностика  восходит к Ф. Гальтону, Дж. Кеттеллу, А. Бине и ряду  других исследователей конца ХIХ – начала ХХ в,   инициировавших измерение индивидуальных различий. В психодиагностическом обследовании  выделяют три основных этапа: сбор данных, переработка и интерпретация данных; вынесение решения (диагноз  и прогноз). Диагноз    как основная  цель диагностики  – может устанавливаться на разных уровнях. На  современном  этапе  психолог   часто  вынужден ограничиваться диагнозом первого уровня, и о психологической диагностике и ее методах чаще  всего говорят в связи со  способами собственно выявления  и измерения. Основными  методами  диагностики  выступают тестирование и опрос, методическим воплощением которых являются, соответственно, тестам и опросники. Тестирование предполагает, что обследуемый по заданию психолога   выполняет   определенную  деятельность (в зависимости   от используемой  методики   это  может быть  решение  задач,  рисование,  рассказ по  картинке и др.), т.е.  проходит определенное  испытание (по-английски «тест» и означает «испытание»,  «проба», «проверка»),  на  основании  результатов  чего  психолог  делает выводы  о  наличии,  особенностях,  уровне  развития  тех или  иных  свойств.  Отдельные  тесты  представляют стандартные  наборы. заданий  и  материала,  с  которым работает испытуемый;   стандартной  является   и  процедура предъявления  заданий,  хотя  в  некоторых  случаях предусмотрены   некоторые   степени  свободы   для  психолога    например,  право задать   дополнительный   вопрос, построить  беседу  по  поводу материала;   стандартна   и процедура  оценки  результатов.    Такая   стандартизация позволяет  сопоставлять  результаты   различных  испытуемых. Тесты весьма  разнообразны.   Существует  множество оснований  для  их  классификации  (тесты   вербальные  и невербальные,  тесты  интеллекта  и  тесты  личности, тесты групповые  и индивидуальные  – соответственно,  в зависимости   от   тестового   материала,   диагностируемых особенностей, формы проведения). Опросниками  называют  методики,  материал которых представляют  вопросы,  на  которые  обследуемый должен ответить,  либо  утверждения,  с  которыми  обследуемый должен  согласиться либо  не согласиться.  Ответы даются  либо  в свободной  форме (опросники  «открытого типа»)  или  выбираются  из  вариантов,   предлагаемых  в опроснике (опросники «закрытого типа»). Различают  опросники-анкеты  и  личностные  опросники.      Опросники-анкеты  предполагают  возможность  получения  информации  об  обследуемом,  не  отражающей непосредственно  его  личностные   особенности.  Таковыми могут  быть  биографические  опросники,  в  ряде случаев – опросники интересов и  опросники установок  (в зависимости  от  того,  насколько  соотносятся конкретные выявляемые  интересы  и  установки с  собственно личностными  психологическими   характеристиками:  например, опросник,  выявляющий  предпочтительный  выбор  из  перечня  профессий,  или  опросник,  выявляющий  установку    отношение к  определенной социальной  группе относятся к опросникам-анкетам). Личностные опросники, как это явствует из названия, предназначены для измерения личностных особенностей. Разумеется,  тестами  и  опросниками  не  ограничиваются  методики  выявления  и  измерения  психологических особенностей  объекта.  Практический  психолог пользуется в  диагностических целях  наблюдение и  беседой, методиками  анализа  процессов  и  продуктов деятельности, сбором  экспертных  оценок;  мы остановились  на названных в связи  с тем,  что именно  тесты и  опросники чаще всего  оказываются  главным  диагностическим  инструментом.

Методы психологической коррекции и психотерапии

Под психологической коррекцией понимается  деятельность   психолога  по   исправлению  (корректировке) тех  особенностей  психического развития,   которые   по принятой  системе  критериев  не  соответствуют   некоей «оптимальной»  модели.  Психотерапия  – более  узкое понятие, изначально связанное с  лечением психических   и психосоматических  заболеваний   психологическими  средствами,  но  в  последние  годы  распространяемое вообще на   случаи психического  неблагополучия  (внутренние конфликты, депрессии, тревога,  страхи, и  нарушения общения,  и  связанные с  этим переживания  и др.),  в том числе в пределах медицинской нормы. Методы психологической  коррекции  и  психотерапии многообразны и выбор их зависит от того, к какой психологической школе принадлежит психолог. С достаточной  условностью  можно  классифицировать  их соответственно специфике основных подходов. а) Поведенческий подход.  В рамках поведенческого  подхода  отклонения  трактуются  соответственно  принципам бихевиоризма, и психологическая коррекция и психотерапия связываются с необходимостью формирования у обратившегося за помощью  оптимальных   поведенческих  навыков;  психические расстройства  различного типа,  с точки  зрения поведенческого  подхода,  обусловлены  неадаптивным  поведением. б)   Деятельностный   подход,   формировавшийся   преимущественно  в  отечественной психологической школе (с его  принципами  вы познакомились  в соответствующем  разделе) предполагает коррекцию за счет организации специального обучения, в ходе которого подвергающийся коррекции человек овладевает психологическими средствами,   позволяющими  на   новом  уровне осуществлять  контроль   и управление   внутренней   и внешней  активностью.  Во многих  случаях практикуется первоначальное  овладение  действием  во  внешнем плане и последующая  интериоризация, переход  во внутренний, идеальный план. в)  Когнитивистский  подход. В  его основе  лежат теории, описывающие личность  с точки  зрения организации познавательных  структур.  Именно  с  ними  и работает психолог в коррекционном плане, причем в ряде случаев речь идет не только о нарушениях  собственно познавательной  сферы,  но и о  сложностях,  определяющих проблемы  общения,  внутренних  конфликтах и  др.  г) Психоаналитический подход. При   всех  различиях,   общая  направленность терапии    помочь  клиенту  выявить  неосознаваемые причины   тягостных   переживаний  и   болезненных  проявлений;  за счет  их проработки  (в различных  формах) предполагается  возможность  контроля   и  по   крайней  мере частичного  овладения поведением  и, как  следствие, возможность личностного роста.  д)   Экзистенциально-гуманистический   подход. К нему относят  те теории  и вытекающие  из них  системы личностной  коррекции,  которые  основаны на  философии экзистенциализма,  подчеркивающей  важность проблем  человеческого  становления  и  ответственности  человека  за свое  становление. ж)   Психодрама.  Это   направление  связано   с  именем Я.Л.  Морено (1892  – 1974),  американским психологом, которого  многие  авторы  считают   основателем  групповой  психотерапии,  т.е. терапии,  осуществляющейся не в  индивидуальной  работе  психолога  с  одним клиентом, а в работе психолога  с группой,  причем работа  эта может  быть  направлена на одного из участников группы или на  группу в целом. Психодрама  представляет такой метод  групповой  терапии,  при  котором  участники группы   моделируют   в   театрализованной   форме  ситуации, предлагаемые  одним  из  участников  в  виде  рассказа  о событиях  его   жизни, сновидениях, возможны варианты с  использованием  литературных  текстов  или   их  пересказов.  Сам рассказчик  (протагонист),   в  зависимости от   избранной  формы   работы,  может   быть  участником или  зрителем,  в  большей  или  меньшей  степени  влиять на   ход   драматизации.   Важными   условиями   являются доброжелательность   группы,    спонтанность   поведения, импровизация.   «Проживая»   важные   ситуации,   человек по-новому  осознает  проблемы,  способы  собственного реагирования,  отношения  к  событиям, ценностям, конкретным   людям,   открывает  новые   возможности  построения отношений  и   самореализации. 3)  Телесно-ориентированный  подход. Выделение   телесно-ориентированного  подхода  в  одном  ряду  с психоаналитическим,  поведенческим и  др., не  вполне корректно, т.к. он не  представляет единую  теоретическую платформу;  вместе  с  тем  мы  сочли  важным  сказать  о нем специально,  т.к.  в  последнее время  принцип «лечения души»  через  воздействие  на  тело становится  все более распространенным. и)  Психосинтез.  Это  направление  связано с именем его основателя  Роберто Ассаджиоли  (1888 –  1974), который начинал  как психоаналитик,  став его  пионером в Италии.  Представление  о  личности в  психосинтезе отлично от психоаналитического, хотя  частично с  ним соотносится.  Ассаджиоли  рассматривает  семь  составляющих:  низшее  бессознательное (инстинктивные  побуждения, страсти, примитивные желания и др.);  среднее бессознательное (мысли, чувства, которые могут  легко осознаться, аналог фрейдовского  предсознательного); высшее бессознательное,  или сверхсознание  (высшие чувства и способности – интуиция, вдохновение);  поле сознания      анализируемые  мысли,   чувства,  побуждения; сознательная  самость  – «Я»  – точка  ясного осознавания;  высшая  самость    своего рода  «внутренний бог». Важную  роль  в  психосинтезе играет  понятие публичностей    как  бы  относительно   независимых  личностей внутри  нас;  например, субличности  могут соответствовать  ролям,  которые  мы  играем  в жизни.  В процессе терапии  клиент  узнает  о различных  составляющих своей  личности и  научается различать  их от  самого себя («мое,  но  не  я»)  при  помощи  специальных процедур, благодаря  чему   возможно  расширение   поля  сознания до всего объема бессознательного и  постепенного открытие своего объединяющего психологического центра. Психосинтез означает  кульминацию  самораскрытия,  самореализации и интеграцию вокруг нового центра. к)  Трансперсональный  подход. В трансперсональной психологии, в частности,  используются понятия «коллективное бессознательное», «сверхсознание» и т.д., в психотических состояниях  видится духовный  кризис и  ресурс саморазвития.  Главной отличительной  чертой трансперсонального  подхода модель  человеческой  души, в  которой  признаются  значимость духовного  и космического  измерений  и  возможностей  для  эволюции  сознания и готовность последовать  за клиентом в новые сферы  опыта. Соответственно,  особые переживания,  возникающие  в  измененном  состоянии  сознания  (например, перинатальные  воспоминания, т.е. воспоминания о процессе  рождения)  позволяют клиенту встретиться  не  просто с  собственным бессознательным, но  прожить  опыт,  соотносимый  с  названными  измерениями.


3. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Основные подходы к содержанию понятия «личность». 

Реальность, которая описывается понятием «личность», проявляется уже в этимологии этого термина. Слово «личность» (persona) первоначально относилось к актерским маскам (в римском театре маска актера называлась «личина» – лицо, обращенное к аудитории), которые были закреплены за определенными типами действующих лиц. Затем это слово стало означать самого актера и его роль. У римлян слово «persona» употреблялось обязательно с указанием определенной социальной функции роли (личность отца, личность царя, личность судьи). Таким образом, личность по первоначальному значению – это определенная социальная роль или функция человека. Сегодня психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек как общественное существо приобретает новые (личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся «образующими» его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приобретаемых (личностных) качеств. Поскольку личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств, это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые природно обусловлены и не зависят от его жизни в обществе. К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям. в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей черты и поступки. По определению Р.С. Немова, личность– это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социальным обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Наряду с понятием личности употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Содержательно эти понятия переплетены между собой. Именно поэтому анализ каждого из этих понятий, их соотношение с понятием «личность» позволит более полно раскрыть последнее. Человек – это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы – к человеческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств. Специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и др.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются прижизненно, в процессе усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, чтобы у него самостоятельно сформировались логическое мышление и системы понятий. Участвуя в труде и различных формам общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Как живое существо человек подчиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное – законам развития общества. Индивид – это единичны и представитель вида «homo sapiens». Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью). Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). При всей многогранности понятия «индивидуальность» оно в первую очередь обозначает духовные качества человека~ Сущностное определение индивидуальности связано не столько с понятиями «особенность», «неповторимость», сколько с понятиями «целостность», «единство», «самобытность», «авторство», «собственный способ жизни». Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, его способностью быть самим собой, быть независимым и самостоятельным. Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности. Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме. Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявляющий себя в жизни человек. В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляют такие эпитеты, как «сильная»,  «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности мы чаще говорим: «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности.

Подходы к содержанию понятия «личность». Психолог С.Л. Рубинштейн писал, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей сознательно управлять собственным поведением и деятельностью. Вот почему способность обдумывать свои. поступки и отвечать за них, способность к автономной деятельности есть существенный признак личности. Философ В.П. Тугаринов к числу важнейших критериев личностности относил: 1) разумность; 2) ответственность; 3) свободу; 4) личное достоинство; 5) индивидуальность. Существенной характеристикой личностности человека является также его общественная активность и принципиальность, прочность нравственных взглядов и убеждении. Сюда, в частности, относится активность в труде, в отстаивании своих идеологических и моральных принципов и т.д. Выделяя критерии личностности, В.П. Тугаринов связывал это понятие также с возрастной и психической зрелостью человека. С этой точки зрения не является личностью младенец, который не достиг определенного психического развития, а также психически больной человек, который не в состоянии проявлять сознательность в поведении. Личность тем более значительна, чем больше отражает она в своих качествах и деятельности тенденции общественного прогресса, чем ярче и специфичнее выражены в ней социальные черты и качества, в какой мере ее деятельность носит своеобразно-творческий характер.

 

 

 


4. Зарубежные концепции развития личности. 

Изучение личности всегда было и продолжает оставаться одной из самых интригующих тайн и самых трудных проблем. В сущности все социально-психологические теории вносят свою лепту в понимание личности: что ее формирует, почему существуют индивидуальные различия, как происходят ее развитие и изменение на протяжении жизни человека. Поскольку большинство направлений психологии лишь в минимальной мере представлены в современных теориях личности, это является доказательством того, что адекватная теория личности еще не создана. Психология личности как наука сложилась сравнительно недавно, но исследования в этой области велись уже давно. В истории исследований можно выделить несколько этапов. Основными проблемами психологии личности в философско-литературный период ее изучения являлись вопросы о нравственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении. Первые определения личности были достаточно широкими и включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим. В клинический период представление о личности как об особом феномене было сужено. В центре внимания психиатров оказались такие особенности личности, которые обычно можно обнаружить у больного человека. В дальнейшем было установлено, что эти особенности умеренно выражены практически у всех здоровых людей. Определения личности врачами-психиатрами были даны в таких терминах, пользуясь которыми можно описать и вполне нормальную, и патологическую, и акцентуированную личность. Экспериментальный период характеризуется активным внедрением в психологию экспериментальных методик исследований психических явлений. Это диктовалось необходимостью избавиться от умозрительности и субъективизма в трактовке психических явлений и сделать психологию более точной наукой (не только описывающей, но и объясняющей свои выводы). С конца 30-х гг. ХХ столетия в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине нашего века сложилось много различных теорий личности: бихевиористская, гештальт-психологическая, психоаналитическая, когнитивная и гуманистическая. В соответствии с бихевиористской теорией личности (основоположником которой является американский ученый Д. Уотсон) психология должна заниматься не душевными явлениями, недоступными научному наблюдению, а поведением. Задачу психологии Д. Уотсон видел в том, чтобы научиться «просчитывать» и программировать поведение личности. Основоположники гештальт-психологической теории личности Т. Вертгеймер, В. Келер и К. Левин выдвинули идею изучения психики с точки зрения целостных структур гештальтов (нем. gestalt – образ). Построение психического образа происходит как мгновенное «схватывание» его структуры. Психоаналитическая теория личности (З. Фрейд) анализирует поступки личности исходя не только из сферы сознания, но и глубинной структуры подсознания, выделяя потребности в качестве движущего ее поступками фактора. Когнитивная теория личности (У. Найссер, А. Пайвио) главную роль в объяснении поведения личности отводит знаниям (лат. cognito – знания). Гуманистическая теория личности (Г. Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу) объясняет поведение личности исходя из стремления человека к самоактуализации, реализации всех своих возможностей. Среди рассмотренных теорий можно выделить три практически не пересекающиеся ориентации: биогенетическую, социогенетическую и персонологическую. 1.Биогенетическая ориентация исходит из того, что развитие человека, как и всякого другого организма, есть онтогенез (процесс индивидуального развития организма) с заложенной в нем филогенетической (исторически обусловленной) программой, а следовательно, его основные закономерности, стадии и свойства одинаковы. Социокультурные и ситуативные факторы лишь накладывают свой отпечаток на форму их протекания. Наибольшую известность среди концепций этой ориентации (причем не только в психологии) получила теория, разработанная З. Фрейдом. Самосознание человека З. Фрейд сравнивал с вершиной айсберга. Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, осознается им актуально. Только небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить, Основная же часть его опыта и личности находится вне сферы сознания, и только специальные процедуры, разработанные в психоанализе, позволяют проникнуть в нее. Структура личности, по З. Фрейду, состоит из трех компонентов, или уровней: «Оно», «Я», «Сверх-Я». «Оно» – бессознательная часть психики, бурлящий котел биологических врожденных инстинктивных влечений. «Оно» насыщено сексуальной энергией – либидо. Человек есть замкнутая энергетическая система, причем количество энергии у каждого человека – постоянная величина. Будучи бессознательным и иррациональным, «Оно» подчиняется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека (первый принцип поведения). Второй принцип поведения – гомеостаз – тенденция к сохранению внутреннего равновесия. «Я»          представлено сознанием. Это, как правило, самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. «Я» ориентируется на реальность. «Сверх-Я» представлено как на сознательном, так и на подсознательном уровнях. «Сверх-Я» руководствуется идеальными представлениями – принятыми в обществе нормами морали и ценностями. Неосознанные влечения, идущие от «Оно», чаще всего находятся в состоянии конфликта          с тем, что содержится в «Сверх-Я», т.е. социальными и нравственными нормами поведения. Конфликт разрешается с помощью «Я»,         т.е. сознания, которое, действуя в соответствии с принципами реальности и рациональности, стремится разумно примирить обе стороны таким образом, чтобы влечения «Оно» были в максимальной степени удовлетворены и при этом не были нарушены нормы морали.2.Социогенетическая ориентация ставит во главу угла процессы социализации и научения в широком смысле слова, утверждая, что психологические возрастные изменения зависят прежде всего от сдвигов в общественном положении, системы социальных ролей, прав и обязанностей, короче – от структуры социальной деятельности индивида. По мнению теоретиков-бихевиористов, социальные роли людей и большинство форм социального поведения личности складываются в результате наблюдений над такими социальными моделями, которые задают родители, учителя, товарищи и другие члены социума. Индивидуальные различия в поведении людей являются, согласно теории социального научения, результатом взаимодействия и взаимоотношений с разными людьми. Личность при таком подходе – это результат взаимодействия между индивидом с его способностями, прошлым опытом, ожиданиями и т.д. и окружающего его средой. 3.      Персонологическая (личностно-центрированная) ориентация выдвигает на первый план сознание и самосознание субъекта, исходя из того, что основу развития личности составляет творческий процесс формирования и реализации ее собственных жизненных целей и ценностей. Это направление определяется как гуманистическое и ассоциируется с такими именами, как К. Роджерс, А. Маслоу и др. Суть гуманистической ориентации в изучении личности состоит в отказе от манипулятивного подхода и выделении личности в качестве высшей социальной ценности. Гуманистический подход помогает раскрыть возможности личности путем соответствующей организации межличностных отношении. Согласно этому подходу, человек может проявить своеобразие и неповторимость собственного «я» лишь при полной открытости в выражении своих чувств, отказе от психологической защиты. Поскольку каждая из этих моделей отражает реальные стороны развития личности, спор по принципу «или-или» не имеет смысла.


5. Темперамент. Природа темперамента. Индивидуальный подход к ученику в зависимости от типа темперамента. 

На все происходящее в окружающей действительности люди реагируют по-разному. Одни быстро принимают даже самые важные решения, другие будут долго мучиться сомнениями, выбирая, например, схожий товар. Один человек сохраняет спокойствие в любой ситуации, а другого даже малейшая неприятность может привести в отчаяние. Эти различия во многом объясняются темпераментом конкретного человека. Темпераментом называют индивидуально своеобразную природно-обусловленную совокупность динамических проявлений психики – интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. Люди издавна пытались найти органическую основу темперамента. Известны три основные системы объяснений его сущности, где первые две имеют лишь исторический интерес. Первая (гуморальная) система связывала состояния организма с соотношением в нем различных жидкостей, в связи с чем выделялись четыре типа темперамента. Считалось, что если преобладает кровь (лат. «сангвис»), то темперамент будет сангвинистическим, если желчь («холе») – холерическим, если слизь («флегма») – флегматичным, а черная желчь («мелана холе») определяет меланхолический темперамент. Эти терминология и описание различных типов темперамент в возникли в V в. до н.э. (Гален, Гиппократ) и сохранились до нашем времени. При всей наивности объяснения феномена темперамента, верно была подмечена такая его особенность, как сочетание в психике человека всех типов темперамента при преобладании одного из них. Слово «темперамент» с латинского так и переводится – «надлежащее соотношение частей, соразмерность». Вторая (конституциональная) система, объяснявшая сущность темперамента, которая возникла в нашем столетии (Кречмер, Шелдон), связывала темперамент с телосложением человека. Главная идея этой теории: структура тела определяет темперамент, который является его функцией. Э. Кречмер выделял четыре конституциональных типа: лептосоматик, атлетик, пикник и диспластик. Лептосоматик характеризуется хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой. Плечи узкие, ноги длинные и худые. Атлетик – человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерен высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра. Пикник – человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, характеризуется малым или средним ростом, расплывшимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее. Диспластики – люди с бесформенным, неправильным строением тела. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение). С первыми тремя типами строения тела Э. Кречмер соотнес три выделенных им типа темперамента, которым он дал следующие наименования: шизотимик, иксотимик и циклотимик. Шизотимик, имеющий лептосоматическое (астеническое) телосложение, замкнут, склонен к колебаниям эмоций, упрям, малоподатлив к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к новой обстановке. В отличие от него, иксотимик, обладающий атлетическим телосложением, проявляет себя как спокойный, мало впечатлительный человек со сдержанными мимикой и жестами, с невысокой гибкостью мышления. Он часто характеризуется мелочностью. У циклотимика, который обладает пикническим телосложением, эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах. Едва возникнув, конституциональные концепции стали объектом острой научной критики. Основной недостаток этого подхода состоит в том, что в нем недооценивается, а иногда просто игнорируется роль среды и социальных условий в формировании психических свойств индивида. Третий подход к объяснению сущности темперамента связывает типы темперамента с деятельностью центральной нервной системы. В учении И.П. Павлова о влиянии центральной нервной системы на динамические особенности поведения выделяются три подвижность возбудительного и тормозного процессов. Силу возбуждения и силу торможения ученый считал двумя независимыми свойствами нервной системы. Сила возбуждения отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в функциональной выносливости, т.е. в способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения. Сила торможения понимается как функциональная работоспособность нервной системы при реализации торможения и проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакции. Говоря об уравновешенности нервных процессов, И.П. Павлов имел в виду равновесие процессов возбуждения и торможения. Отношение силы обоих процессов определяет, является ли данный индивид уравновешенным или неуравновешенным, когда сила одного процесса превосходит силу другого. Третье свойство нервной системы – подвижность возбудительного и тормозного процессов – проявляется в быстроте перехода одного процесса в другой. Подвижность нервных процессов проявляется в способности к изменению поведения в соответствии сменяющимися условиями жизни. Мерой этого свойства нервной системы является быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному, и наоборот. Противоположностью подвижности является инертность нервных процессов. Нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому. Выделенные И.П. Павловым свойства нервных процессов образуют различные комбинации, которые и определяют тип нервной системы. Четыре основных типичных их сочетания представлены в виде четырех типов высшей нервной деятельности: сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник); сильный, уравновешенный, инертный (флегматик); сильный, неуравновешенный (холерик); слабый (меланхолик). Данные типы нервной системы не только по количеству, но и по основным характеристикам соответствуют четырем классическим типам темперамента. В 50-е гг. в нашей стране проводились лабораторные исследования темперамента под руководством сначала Б.М. Теплова, а затем В.Д. Небылицина, в результате которых типология И.П. Павлова была дополнена новыми элементами. Были разработаны многочисленные приемы исследования свойств нервной системы человека, экспериментально выделены и описаны еще два свойства нервных процессов: лабильность и динамичность. Лабильность нервной системы проявляется в скорости возникновения и прекращения нервных процессов. Сущность динамичности нервных процессов составляют легкость и быстрота образования положительных (динамичность раздражения – возбуждения) и тормозных (динамичность торможения) условных рефлексов. В настоящее время наука располагает значительным количеством фактов для того, чтобы дать достаточно полную психологическую характеристику типов темперамента по определенной стройной программе. Для составления психологических характеристик традиционных четырех психотипов обычно выделяются следующие основные свойства темперамента. Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения этой реакции. Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций человека на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон или звук). Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствие в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточенность внимания). Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроения, случайного события) или от его целей, намерений, убеждении. Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение (ригидность). Темп реакции характеризует скорость протекания различных психических реакций и процессов (темп речи, динамику жестов, быстроту ума человека). Экстраверсия-интроверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека: от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим(интроверт). Эмоциональная возбудимость характеризуется минимальным воздействием, необходимым для возникновения у человека эмоциональной реакции, и скоростью ее возникновения.


6. Характер. Структура характера. Отличие характера от темперамента. Акцентуация характера.

В психологии понятие «характер» (греч. «печать», «чеканка») означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения. Понятие характера весьма различается в теоретических построениях отдельных авторов. В современной зарубежной характерологии можно выделить три направления: конституционально-биологическое, связанное с именем Э. Кречмера. Характер, по существу, сводится к сумме конституции и темперамента:  психоаналитическое (З. Фрейд, К. Юнг и др.). Характер объясняется исходя из бессознательных влечений человека; идеологическое (психоэтическая теория Р. Ребека). Характер заключается в торможении инстинктов, которое определяется этико-логическими санкциями. То, какие именно инстинкты и какими санкциями тормозятся, зависит от внутренних имманентных свойств личности. Устойчивые черты личности выражают отношение человека к окружающему миру, другим людям и к самому себе. Эти отношения закреплены в привычных для человека формах поведения, общения и деятельности. Они стали типичными для конкретного человека и проявляются в различных условиях его жизни и деятельности. Так, настойчивость, решительность, чуткость, смелость, вежливость можно считать чертами характера, если они стали устойчивыми свойствами, типичными для данной личности. Другие исследователи отмечают такие особенности, которые отличают характер одного человека от другого – индивидуальное сочетание существенных свойств личности, показывающих отношение человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении и поступках. По мнению А.Г. Ковалева, характер – это своеобразие склада психической деятельности, проявляющееся в особенностях социального поведения личности. В характере каждого человека следует видеть единство устойчивых и динамических свойств. Основа характера складывается постепенно, укрепляется в процессе жизни и становится типично и для данного человека, а конкретные проявления характера могут видоизменяться в зависимости от ситуации, в которой находится человек, под влиянием людей, с которыми он общается. Решающим для понимания характера является отношение между общественно и личностно значимым для человека. Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности и силы характера. Однако характер и направленность личности не одно и то же. Главное условие образования характера – наличие целей жизни. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Направленность личности накладывает отпечаток на все поведение человека. В этой сформировавшейся системе всегда что-то выдвигается на первый план, доминирует в ней, придавая характеру человека своеобразный колорит. Важнейшее теоретическое и практическое значение при изучении характера и выборе психолого-педагогических средств воздействия имеет правильное понимание его природы и входящих в него компонентов. Согласно учению И.П. Павлова, привычное поведение человека – это система прочно закрепившихся его ответных реакций на многократно повторяющиеся воздействия окружающей социальной среды. Эти биологические и даже генотипические свойства индивида определяют темперамент (по И.П. Павлову), который составляет основу характера. В психологии существуют следующие точки зрения на природу характера: одни считают, что он наследственно обусловлен; другие – что он целиком определяется условиями жизни; третьи – что характер имеет как наследственно обусловленные, так и приобретенные свойства. Первой точке зрения свойственна биологизация характера, вторая является другой крайностью – социологизацией характера, сводящей на нет роль биологического фактора. Обе точки зрения ошибочны, поскольку не соответствуют действительности. Более реально отражает природу характера принятая в отечественной психологии точка зрения, согласно которой характер не врожден, но в его проявлениях сказываются и особенности организации (и в первую очередь нервной системы, генотипа). По мнению Ю.В. Гиппенрейтер, необходимо рассматривать определенные свойства организма как биологические или генотипические предпосылки характера. Согласно положениям современной генетики, наследуется лишь «норма реакции», т.е. набор различных способов реагирования на влияние среды. Анализ проблемы «биологических основ характера» позволяет сделать следующие выводы: детерминанты свойств характера следует искать как в особенностях генотипа, так и в особенностях воздействия среды; степень относительного участия факторов наследственности и влияния среды в формировании характера может быть различной; генотипические и средовые влияния на характер могут привести к эффекту «алгебраического сложения». Как отмечает Ю.Б. Гиппенрейтер, при неблагоприятном сочетании обоих факторов развитие характера может дать сильные степени отклонения вплоть до патологических форм; при благоприятном сочетании даже сильная генотипическая предрасположенность к отклонению от нормы может не ,реализоваться или не привести к патологическим отклонениям характера. Структура характера. Характер личности весьма многогранен. В нем можно выделить отдельные стороны или черты, которые не существуют изолированно, отдельно друг от друга, а являются связанными воедино, образуя более или менее цельную структуру характера. Структурность характера прослеживается в закономерной зависимости между отдельными сторонами характера. И.П. Павлов обращал внимание на то, что в целостной системе отдельные части имеют разное значение: одни выдвигаются на первый план, другие – замаскировываются, третьи отступают на задний план. Определить структуру или строение характера личности означает выделить в характере основные компоненты или свойства и установить обусловленные ими специфические черты в их сложном отношении и взаимодействии. В структуре характера разные исследователи выделяют различные свойства. В.Г. Ананьев считает характер выражением и условием цельности личности и к основным его свойствам относит направленность, привычки, коммуникативные свойства, эмоционально-динамические проявления, сформированные на основе темперамента. А.Г. Ковалев и В.Н. Мясищев включают в структуру характера такие пары свойств, как «уравновешенность – неуравновешенность», «сензитивность – агрессивность», «широта – узость», поверхностность», «богатство (содержательность) –бедность», «сила – слабость». Н.Д. Левитов выделяет определенность характера, его цельность, сложность, динамичность, оригинальность, силу и твердость. Эти и множество других попыток выделения структурных свойств характера требуют дополнительного серьезного анализа и обобщения. Большинство исследователей выделяет в структуре сложившегося характера прежде всего две стороны: содержание и форму. Они неотделимы друг от друга и составляют органическое единство. Содержание характера составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, идеалы и социальные установки. Содержание характера проявляется в виде определенных индивидуально-своеобразных отношений, которые говорят об избирательной активности человека. В разных же формах характера выражаются различные способы проявления отношений, темперамента, закрепившиеся эмоционально-волевые особенности поведения. Кроме содержания и формы в отечественной психологии в структуре характера представлены индивидуальные особенности личности: интеллектуальные, волевые и эмоциональные. В связи с этим исследователи выделяют в структуре характера темперамент, волю, убеждения, потребности, интересы, чувства и интеллект. Общим для характера и темперамента является их зависимость от физиологических особенностей человека, и прежде всего от типа нервной системы. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность поведения, легкость или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность реакции и т.д. (однако он не предопределяет характер). Свойства темперамента могут в какой-то степени даже приходить в противоречие с характером (например, склонность к меланхолии и работоспособность). У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности. Он становится динамической стороной характера и определяет эмоциональную направленность, скорость протекания психических процессов и проявления личности. В конечном счете черты темперамента и характера органически связаны и взаимодействуют друге с другом в едином целостном облике человека, образуя неразделимый сплава – интегральную характеристику его индивидуальности. Все исследователи характера отмечают, что он может быть выражен в большей или меньшей степени. Это относится и к чертам характера, каждая из которых имеет разную количественную степень выраженности. Чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, крайние варианты нормы рассматриваются исследователями как акцентуации характера. Отклонение акцентуаций от средней нормы порождает для их носителей некоторые проблемы и трудности. По наблюдениям известного психиатра Клеонгарда у 20-50% людей некоторые черты характера настолько заострены (акцентуированы), что при определенных обстоятельствах это приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Ю.Б. Гиппенрейтер указывает на три существенных отличия акцентуированного характера от патологии характера: акцентуированный характер не проходит через всю жизнь индивида «красной нитью». Он обостряется только в подростковом возрасте, а в процессе взросления сглаживается; черты акцентуированных характеров проявляются не в любой обстановке, а только в особых условиях; социальная дезадаптация при акцентуациях либо не наступает, либо бывает непродолжительной. При этом поводом для временных разладов с собой и окружением являются не любые трудные условия (как при патологии), а условия, создающие нагрузку наместо наименьшего сопротивления характера. Слабые места каждого характера надо знать, чтобы избегать неправильных шагов, излишних нагрузок и осложнений на работе. в учебе и в семье. Немецкий ученый К. Леонгард выделяет 12 типов акцентуаций характера. Его классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми. Типы акцентуаций характера разбиваются К. Леонгардом на две группы по принципу акцентуации свойств либо характера, либо темперамента. К акцентуации свойств характера К. Леонгард относит демонстративный, педантичный, застревающий и возбудимый типы. Остальные варианты акцентуаций (гипертимный, дистимный, циклоидный, тревожный, эмотивный, экзальтированный, зкстравертированный и интровертированный) он относит к акцентуациям темперамента.

 


7. Общение, его виды и функции. Коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения. 

Что такое общение? Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения – взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Таким образом, в едином процессе общения обычно выделяют три стороны (вида): коммуникативную (передача информации); интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие). Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей. Несомненна связь общения и деятельности. Но возникает вопрос: является ли общение частью, стороной, аспектом совместной деятельности или это два самостоятельных, равноправных процесса? В совместной деятельности человек должен по необходимости объединяться с другими людьми, общаться с ними, т.е. вступать в контакт, добиваться взаимопонимания, получать информацию и т.д. Здесь общение выступает как сторона, часть деятельности, но этим человек не ограничивается, он при этом репрезентирует себя, свои особенности свою индивидуальность другим людям. Произведенный предмет (построенное здание, посаженное дерево, написанная книга, сочиненная или исполненная песня) – это, с одной стороны, предмет деятельности, а с другой – средство, с помощью котором человек утверждает себя в общественной жизни, потому что этот предмет воспроизведен для других людей. Этим предметом опосредствуется отношение между людьми, создается общение, как производство общем, равно принадлежащего и тем, кто творит и делает, и тем, кто потребляет, присваивает. Таким образом, деятельность – часть, сторона общения, а ощущение, – часть, сторона деятельности, но вместе они образуют неразрывное единство во всех случаях. Способы, сфера и динамика общения определяются социальными функциями вступающих в него людей, их положением в системе общественных отношений, принадлежностью к той или иной общности; они регулируются факторами, связанными с производством, обменом и потреблением, а также сложившимися в обществе законами, правилами, нормами, социальными институтами и т.д. По существу, трудно найти такие психические явления, свойственные человеку, которые так или иначе не были включены в процесс общения. Именно в общении, неразрывно связанном с деятельностью, индивид овладевает опытом, выработанным человечеством. Вначале несколько слов о функциях общения на индивидуальном уровне жизни человека. Функции эти многообразны, но обычно выделяют три класса этих функций: информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную и аффектно-коммуникативную. И на основе этого обычно выделяют три стороны общений: как обмен информацией, как межличностное взаимодействие и как понимание людьми друг друга. Когда говорят об общении как об обмене информацией, подразумевают коммуникативную сторону общения. Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, прежде всего имеют ввиду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями и пр. Все это можно рассматривать как информацию. Отсюда можно сделать очень заманчивый вывод и интерпретировать весь процесс человеческой коммуникации в терминах теории информации. Однако такой подход нельзя рассматривать как методологическую корректный, ибо в нем спускаются некоторые важные характеристика именно человеческой коммуникации, не сводимы только к передаче информации. Тем более, что при таком подходе фиксируется лишь одно направление информации. Поэтому, не исключая возможностей применения некоторых положений теории информации при описании коммуникативной стороны общения, необходимо четко расставить все акценты и выявить специфику самого обмена информацией, действительно присутствующего и в случае коммуникации между двумя людьми. Во-первых, общение нельзя рассматривать, как отправление информации или как прием ее, потому что в отличие от простого движения информации здесь мы имеем дело с отношением двух Индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. В коммуникативном процессе происходит не только движение информации, но и, как минимум, активный обмен ею. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации при условии, что информация непросто принята, но и понята, осмыслена. Во-вторых, характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами – обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на партнера. Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть нечто иное, как психологическое воздействие одного человека на другого. В-третьих, коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь, когда оба участника общения обладают единой системой кодирования. Но, даже зная значения одних и тех же слов, люди не всегда понимают их одинакова: тому причиной социальные, политические, возрастные особенностей. Еще Л.С. Выготский отмечал: «Мысль никогда не равна прямому значению слов». И, в-четвертых, в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры, которые носят социальный и психологический характер. С одной стороны, такие- барьеры могут возникать из-за того, что отсутствует единое понимание ситуации общения, вызванное глубинными различиями, существующими между партнерами. Различия могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные и т.п. Вся ситуация коммуникативного акта значительно усложняется благодаря их наличию. С другой стороны, барьеры могут носить и чисто выраженный психологический характер, возникая или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся, или в силу сложившихся между ними особого рода психологических отношений. В этом случае особенно четко выступает та связь, которая существует между общением и отношением. Все эти особенности человеческой коммуникации не позволяют рассматривать ее только в терминах теории информации. взаимодействие невозможно без взаимопонимания. При этом очень важно, как воспринимается партнер по общению, иными словами, восприятие одним человеком другого. Этот процесс выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения. Здесь речь идет об особенностях межличностной перцепции, т.е. о восприятия человека человеком. Отметим сразу, что термин «восприятие» здесь употреблен не в общепсихологическом понимании. На самом деле речь идет не столько о восприятии, сколько с познании другого человека. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он всегда и воспринимается другим человеком как личность. На основе внешней стороны поведения мы, по словам С.Л. Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в общении. В ходе познания другого человека одновременно осуществляются и эмоциональная оценка этого другом, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение стратегии своего собственного поведения. Таким образом, имеются в виду специфические черты восприятия социальных объектов, к которым относятся: восприятие не только физических характеристик объекта, но и поведенческих его характеристик, т.е. формирование представления о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и т.д. Кроме том, в содержание этого же понятия включается формирование представления о тех отношениях, которые связывают объект и субъект восприятия. В самом общем плане можно казать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе ею поступков. Однако в эти процессы включены как минимум два человека и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы и установки другого, но и то, как эти другой понимает мои потребности, мотивы и установки. Каждый из участников, оценивал другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, в частности причин его. В обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Тогда в условиях дефицита информации они начинают приписывал, друг другу причины поведения либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. Интерактивная сторона общения – условный термин, обозначающий характеристику компонентов общения, связанных со взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности. Цели общения отражают потребности               совместной деятельности людей. Общение всегда должно предполагать некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей. Здесь общение и выступает как межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в их совместной деятельности. Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга: поступок индивида А, изменяющий поведение индивида В, вызывает со стороны последнего ответные реакции, которые, в свою очередь, воздействуют на поведение А.  Совместная деятельность и общение протекают в условиях социального контроля на основе социальных норм – принятых в обществе образцов поведения, регламентирующих взаимодействие и взаимоотношения людей, и образующих специфическую систему. Их нарушение включает механизмы социального контроля, обеспечивающего коррекцию по ведения, отклоняющегося от нормы. О существовании и принятии норм поведения свидетельствует однозначное реагирование окружающих на поступок кого-либо, отличающийся от поведения всех остальных. Диапазон социальных норм чрезвычайно широк: от образцов поведения, отвечающего требованиям трудовой дисциплины, воинского долга, патриотизма, до правил вежливости. Обращение людей к социальным нормам делает их ответственными за их поведение, позволяет реагировать действия и поступки; оценивая их как соответствующие или несоответствующие этим нормам. Ориентируясь на нормы, человек соотносит формы своем поведения с эталонами, отбирает нужные и таким образом регулирует свои отношений с другими людьми. Социальный контроль в процессах взаимодействия осуществляется в соответствии с репертуаром ролей, «исполняемых» общающимися людьми. В психологии под ролью понимается нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию (по должности, возрастным или половым характеристикам и т.п.). Каждая роль, в которую вступает субъект, должна отвечать совершенно определенным требованиям и определенным ожиданиям окружающих. Один и тот же человек выполняет различные роли. Множественность ролевых позиций нередко порождает их столкновение – ролевые конфликты. Взаимодействие людей, исполняющих различные роли, регулируется ролевыми ожиданиями. Хочет или не хочет человек, но окружающие ожидают от него поведения, соответствующего определенному образцу. «Исполнение» роли подвержено социальному контролю и обязательно получает общественную оценку, а сколько-нибудь значительное отклонение от образца осуждается. Итак, исходным условием успешности общения является соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга. Нельзя представлять себе общение всегда и при всех обстоятельствах гладко протекающим и лишенный внутренних противоречий. В некоторых ситуациях обнаруживается антагонизм позиций, отражающий наличие взаимоисключающих ценностей, задач и целей, что иногда оборачивается взаимной враждебностью – возникает межличностный конфликт. Социальная значимость конфликта различна и зависит от ценностей, лежащих в основе межличностных отношений.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!