Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Конспект по дисциплине «Правоведение»»

/ Общее право
Конспект, 

Оглавление

 

Тема 7. Участники (субъекты) правоотношений

   

       1. Нормативному установлению государством тех или иных прав личности обычно предшествуют соответствующе материальные и идеологические предпосылки как необходимые условия практической реализации этих прав. Однако нередко бывает и так, что соответствия между юридическими правами как определенным долженствованием и фактическими условиями их использования нет. В таком случае права личности могут существовать только на бумаге, не превращаясь реальную возможность пользования социальными благами. Правовые возможности – это тоже социальные возможности определенная разновидность. Тем не менее не всякая юридическая возможность есть также фактическая возможность пользования предусмотренными ею социальными благами. Здесь возможны противоречия как проявления несовпадения «должного» и «сущего». Это связано с тем, что, во-первых, любая юридическая норма объективно не тождественна фактической социальной возможности ею предоставляемой и, во-вторых юридическое, уже по субъективным причинам, не всегда совпадает по-своему содержанию и смыслу с фактическим положением дел. В то же время значение правовой нормы, как правило, велико даже в тех случаях, когда ее содержание существенно расходится с реальностью. Ведь правовая норма может быть выражением не только фактических возможностей, но и выступает как необходимое средство «перевода» потенциальных возможностей (которые могут появиться лишь при определенных условиях в будущем), в возможности фактические, наличные. Например, законодательное провозглашение в России права всех граждан страны на здоровую и благоприятную окружающую природную среду не означает, к сожалению том, что каждый гражданин уже имеет фактическую возможность жить и работать в условиях здоровой окружающей природной среды. Однако наличие данной юридической нормы позволяет заинтересованным гражданам и организациям требовать от государства ее обеспечения, а последнее обязано принимать в каждом конкретном случае в пределах имеющихся возможностей все меры по защита прав граждан, что практически может привести к желаемому результату в частности, в соответствии с указанным правом граждане могут требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве реконструкции эксплуатации экологически вредных объектов, могут ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненном здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями.

    2. Правоспособность включает возможность гражданина требовать от государства конкретизации, развития основных прав, иными словами, это право на действие, оно служит общим основанием для возникновения субъективных прав и обязанностей. Наличие правоспособности придает юридическую силу действиям субъектов. Это значит, что благодаря наличию правоспособности действия субъектов влекут приобретение ими и другими субъектами юридических прав и обязанностей. Правоспособность налагает общую обязанность на всех субъектов не препятствовать действиям каждого субъекта, приобретающего права. Следовательно, правоспособность – это не конкретное право, а возможность быть носителем всех тех прав и обязанностей, которые определяются в объективном праве.[1]


Тема 8. Юридические факты

 

   1. Обстоятельства, которые предусмотрены в законе и иных источниках права в качестве основания возникновения правовых отношений, называются юридическими фактами. Это могут быть и события, и действия людей. Причем последние могут являться юридическими фактами независимо от проявления воли человека на вступление в правовое отношение(например, авторское право и соответствующие правоотношения возникают у поэта независимо от того, думал ли он об этом, сочиняя очередное стихотворение). В особую группу юридических фактов объединяются неправомерные действия людей. Однако в примере с церковным браком не возникает очень важного момента, характеризующего юридические факты. Речь идет о том, что с наступлением тех или иных фактов связано не только участие субъекта права в правоотношениях, но и само приобретение или возникновение правосубъектности.

       2. Деятельность человека и общества протекает в пространстве и времени. Временная протяженность – важнейшая характеристика социальных явлений и процессов. По этой причине сроки – достаточно распространенная категория юридических фактов. Функции сроков в правовом регулировании чрезвычайно многообразны. В литературе упоминается о предупредительном действии сроков, кроме этого, сроки выполняют стимулирующую функцию, служат юридической гарантией защиты прав и исполнения обязанностей, стабилизируют правовое регулирование и т.д. Сроки – такие юридические факты, которые могут выступать только как элементы фактического состава. Срок сам по себе, вне связи с ситуацией, с иными юридическими фактами, никакого содержания не несет: он значим только как срок чего-либо. В приведенном примере действия суда можно назвать юридическим фактом, т.к. они ведут к определенным юридическим последствиям, например, к наследованию имущества данного лица.


 

Юридические факты могут быть классифицированы по различным основаниям:

ПО ПОСЛЕДСТВИЯМ, КОТОРЫЕ ОНИ ВЫЗЫВАЮТ

                

          устанавливающие             изменяющие         прекращающие

        правоотношения              правоотношения     правоотношения                    

 

ПО ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ ФАКТОВ

                                              события                             действия

 

ПО ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ ДЕЯНИЯ

                                   

                                        правомерные                       неправомерные

 

                       юридические акты;                дисциплинарные проступки;

              административные акты;          административные правонарушения;

        акты юрисдикционных органов;         гражданские правонарушения;

                   сделки;                                                           преступления         

     фактически правомерные действия;

 

ПО СТРУКТУРЕ

 

       
   

 

 


      простые (элементарные) составы        сложные (фактические) составы

 


Тема 9. Правоприменение

    

       1. Данное положение было необходимо советской тоталитарной власти для успешной борьбы со своими противниками. На практике это приводило к тому, что значительное число граждан нашей страны оказалось в местах лишения свободы, к распространению «блатной» культуры в широких массах населения. Говоря более конкретно, речь шла о «подтягивании» обстоятельств дела к прокрустову ложу состава преступления путем фальсификации этих обстоятельств; о применении норм о контрреволюционных преступлениях при каком-либо несоответствии обстоятельств дела признакам этих норм; о «приспособлении» норм уголовного права для решения задач массовых репрессий путем их упрощения.

        Второй пример показывает также сущность той власти, которая устанавливала подобную правовую практику, в связи с тем, что государство стремилось поставить под свой жесткий контроль сферу гражданско-правовых отношений, не допустить расширения экономических прав граждан, что несомненно приводило к расширению прав тоталитарного государство и сужению прав граждан.

       2. В настоящее время крайне редко, в административной и судебной практике встречаются случаи, когда свобода усмотрения может состоять в создании правовой нормы для конкретного случая или отношения. Это так называемые «аналогия права» и «аналогия закона». То и другое имеет место при обнаружении пробела в праве (пробела в законодательстве) – когда факты или отношения законом не оцениваются, но профессиональное правосознание властно диктует необходимость их юридической квалификации. Такие случаи крайне редки. Решаются они следующим образом: если в законодательстве есть нормы, регулирующие схожие отношения, дело решается на основании этих норм («аналогия закона»); если даже и таких норм нет – дело решается на основе общих начал и смысла законодательства, «духа закона» данной правовой системы. Решение дел на основе аналогии права или аналогии закона подлежит дополнительным проверкам надзорными инстанциями и, главное, должно являться сигналом и стимулом к принятию нормативных актов, устраняющих обнаружившийся пробел в праве. В идеале разъяснительная практика требует сокращения, причем преимущественной формой толкования должны стать толкования аутентические. Тогда снимается возможность подмены акта высшей юридической силы актами низшей юридической силы. Чем меньше разъяснений исходит от нижестоящих управленческих органов, тем лучше. Идеальным органом для разъяснений, когда они действительно необходимы, могут стать незаинтересованные и авторитетные органы, лучше его органы суда и арбитража. Свои разъяснения они могут давать, разрешая конкретные дела и суммируя сложившуюся судебную и арбитражную практику. Но подобная картина является скорее желанной цепью, чем реалией сегодняшнем дня В современной практике разъяснения по-прежнему часто сводят на нет содержание норм. Правда в последние годы допущено обжалование разъяснений в органы суда и арбитража. Тем самым сделан шаг к ограничению и отмене толкований, расходящихся со смыслом норм.[2]


Тема 10. Проблема правонарушений

   

       1. Противоправность деяния обусловлена общественной вредностью (опасностью), порождена ею. Вне связи с этим деяние не может быть признано противоправным. Достаточно распространенное и ныне в юридической теории положение о том, что противоправность есть юридическое выражение общественной опасности, требует уточнения. В специальной литературе между тем именно эта формально-юридическая сторона противоправности очень часто абсолютизируется. До недавнем времени почти общепризнанным считалось, что сам факт запрещения деяния в правотворческом акте определяет противоправность деяния. Такой подход, воспринимавшийся в качестве правотворческой и правоприменительной доктрины, порождал правонарушающие акты и соответственно приводил к привлечению к юридической ответственности лиц, приносивших своей деятельностью общественную пользу. Порожденные устаревшим механизмом хозяйствования и соответствующими ему юридическими постулатами правонарушающие акты привели к появлению в нашем обществе феномена так называемом бескорыстного преступника. Правоохранительная система, не снабженная механизмами блокирования ложных юридических норм и находившаяся всецело в подчинении исполнительных структур, вынуждена была вовлекать в орбиту уголовной репрессии людей, чьи дела и поступки имели исключительно конструктивную направленность, но при этом входили в противоречие с устаревшими либо изначально неправовыми установлениями государства. Значит, понятие противоправности не может быть сведено лишь к внешней ею стороне. По этой причине в противоправности следует различать два аспекта. Во-первых, противоправность есть объективированная форма выражения общественно вредном‚ его внешняя сторона. Это означает, что общественно вредное (опасное) деяние должно быть официально удостоверено (подтверждено) законом в качестве противоправного. Во-вторых, противоправность есть объективное свойство правонарушения. Объективное в том смысле, что всякое правонарушение посягает на сущностное в праве, т.е. на те социальные блага, которые представляет право: защищаемый им общий интерес (как объединение различных специфических согласованных частных и публичных интересов), тот порядок в общественных отношениях, который поддерживается при помощи правового инструментария. прогрессивную деятельность и конструктивные способы ее осуществления. правонарушению изначально присуще то, что порицается правом и берется им под защиту. Именно в этом смысле противоправное неотделимо от общественно опасного, вредного.[3]

        2. Законом устанавливаются признаки правонарушения, позволяющие отличить правонарушение от других антиобщественных поступков людей, например, аморальных, которые законом не наказываются. Не могут быть правонарушениями: мысли человека, если они не проявились в поведении; события, возникающие независимо от воли и сознания людей (принцип объективного мнения не допускается). Поэтому к признакам правонарушения могут быть отнесены следующие:

         Во-первых, общественная опасность (общественная вредность) проявляется в том, что правонарушение всегда сопряжено с посягательством на приоритеты и ценности человеческого общества, ущемляет частные или общественные интересы.

         Во-вторых, противоправность. Правонарушением признается лишь то деяние, которое нарушает закон, которое запрещено нормами права. Поэтому важнейший признак правонарушения – его противоправность. Противоправность может быть выражена в отступлении от требований права, в нарушении конкретной юридической обязанности, в использовании права вопреки его назначению (злоупотребление правом) и т.д.

         В-третьих, не всякое противоправное деяние, совершенное дееспособным лицом может быть признано правонарушением, а только то, которое совершено по вине этого лица. Виновность – это психическое отношение лица к собственному поведению и его результатам, в котором выражено отрицательное или легкомысленное отношение к праву в интересах общества и государства; к правам и свободам других лиц. Правонарушение без вины, а следовательно без ответственности не бывает. Вина может быть в виде умысла или неосторожности в совершении неправомерного деяния.

         В-четвертых, правонарушения – это деяния дееспособных, вменяемых лиц, т.е. тех, кто достиг установленного законом возраста (как правило 14-16 лет) и способен отдавать отчет в своих действиях, руководить своими поступками. Таким образом, правонарушение характеризуется проявлением воли человека, могущего действовать разумно. Поэтому не считаются правонарушениями деяния, совершенные малолетними, психически больными людьми. За предусмотренные законом общественно вредные поступки малолетних отвечают лица, виновные в неосуществлении необходимого надзора и воспитания.1

  

Виды правонарушения

 


преступления                                                 проступки

                                   гражданские                                          административные

                                                                   дисциплинарные


Тема 11.Юридическая ответственность

   

          1. Несомненно, что преобладать должны меры предупредительно-воспитательного характера. Однако вызывает тревогу, что с распространением идеи правовой позитивной ответственности нередко связаны теоретические рекомендации, крайне сомнительные именно с точки зрения эффективности правовой пропаганды, воздействия юриспруденции на массовое правосознание. Суть дела в том, что взгляд на правовую позитивную ответственность как на «аспект», оборотную сторону, зеркальное отражение традиционной ответственности за правонарушение с самого начала основывался на предположениях, что источником правовой позитивной ответственности являются санкции за правонарушения, в том числе уголовные наказания. При «двухаспектном» понимании ответственности легкость замены в термине ответственность» одного смысла (правомерное поведение) другим (наказание за правонарушение) породила соблазн вести правовую пропаганду, угрожая санкциями. Теоретическим результатом этого явились рассуждения ряда сторонников указанной идеи о том, что все граждане несут уголовную ответственность безотносительно к тому, совершают они преступления или нет. Теоретическая несостоятельность этой идеи справедливо отмечена рядом специалистов уголовного права: «Трудно себе представить, что уголовная ответственность означает воздержание гражданина от совершения общественно опасных поступков».[4] Предположение об уголовной ответственности граждан, не нарушающих закона, радикально противоречит ясному определению уголовного законодательства, согласно которому уголовной ответственности подлежит только лицо, виновное в совершении преступления. Попытки определить правовое положение граждан через санкции («позитивная ответственность – другой аспект ответственности за правонарушение») связаны с явно преувеличенным представлением некоторых авторов о роли принуждения и наказания в регулировании общественных отношений.

         2. Вышесказанное относится и к позиции Л.И. Петражицкого, разделяя которую, автор работы считает, что необходимо учитывать постоянно усиливающуюся взаимосвязь все общественных, политических, правовых явлений в глобальном масштабе. И если не будет совершенствоваться человеческая природа, а значит и смягчаться ответственность, то человечество окажется в труднейшей ситуации.

 

 

 
 


 


Тема 12. Юридические свойства Конституции Российской Федерации

 

    1. Юридические свойства – это правовые признаки Конституции как Основного Закона государства. Конституции придают особые юридические свойства, потому что она имеет определенную специфику, которая выражается в:

·       в верховенстве конституции;

·       в ее высшей юридической силе;

·       в ее роли как ядра правовой системы;

·       в особой охране конституции;

·       в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок.

    Эти юридические свойства последовательно отражены в Конституций Российской Федерации 1993 года.  

1. В ней впервые в истории страны получил закрепление принцип верховенства Конституции Российской Федераций. Ни в одной из прежних конституций России такого положения не содержалось. Не закреплялось верховенство и Конституции СССР.   Установление в ч. 2 ст. 4 Конституции 1993 года принципа ее верховенства на всей территории России означает прежде всего утверждение в нашей стране конституционного строя, стремление к созданию правового государства. В признании верховенства Конституции заложена не свойственная прежним, советским конституциям идея подчинения государства конституции, праву.  Верховенство российской Конституции означает также, что с ее принципами, нормами, заложенными в ней концепциями должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни. Конституция выступает как бы доминантой всего общественного развития.  В принципе верховенства Конституции Российской Федерации отражается и федеративный характер нашего государства. Верховенство федеральной Конституции утверждается на всей территории России, в том числе в республиках, которые тоже имеют свои конституции. На принципе верховенства Конституции Российской Федерации основано положение о соответствии конституций республик Конституции России.

2. В ст. 15 Конституции Российской Федерации закрепляется, что Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Это юридическое свойство Конституции имеет иное содержание, чем принцип ее верховенства.

Высшая юридическая сила Конституции означает не только то, что законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России, но и то, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации. Таким образом, высшая юридическая сила Конституции характеризует ее место в иерархии нормативных правовых актов, действующих в Российской Федерации.

3. Конституция 1993 года является ядром правовой системы России. Принципы и положения Конституции играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства. Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества – устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов. В самой Конституции названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с ней. Принятие новой Конституции вызывает обычно значительное изменение и обновление текущего законодательства.

    4. К юридическим свойствам Конституции Российской Федерации относится ее особая охрана, в которой задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.

     2. Речь идет  в первую очередь о социально-экономических правах.    Право на труд (ст. 37 Конституции РФ). Это довольно многогранное право, включающее следующие элементы: а)    право свободно распоряжаться своими способностями к труду выбирать род деятельности и профессию. Здесь речь идет главным образом о реализации права на труд по найму, т.е. на работу, выполняемую на основании трудового договора между работником и предприятием. Право свободно распоряжаться своими способностями к труду означает и право вообще не заниматься трудовой деятельностью. В Конституции нет указания на всеобщую обязанность граждан трудиться, из УК РСФСР исключена статья об ответственности за так называемое тунеядство. Принудительный труд запрещен; б) право трудиться в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; в)     право получать вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; г)        право на защиту от безработицы: бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве Федеральной службой занятости России, бесплатное обучение новой профессии, получение пособия по безработице и др.; д) право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

      3. В какой мере Россия отвечает критериям, используемым мировым сообществом при характеристике социального государства, которое в первую очередь было заявлено в Конституции РФ? Экономическое состояние и социальная жизнь показывают, что мы пока только ограничились декларацией о социальном государстве, не осознав происшедшего. Когда в декабре 1993 года новая Конституция провозгласила Россию социальным государством, немногие, кажется, поняли, что произошла подлинная революция в нашей государственности. Страна перескочила через этап раннего либерализма с его невмешательством (государства) в социальную и экономическую жизнь, на который в Западной Европе ушло больше столетия.

       Однако наше государство, по Конституции став социальным, не нашло присущих ему способов и мер эффективного воздействия на оживление экономической и социальной жизни. Продолжается спад производства и прежде всего социально значимого – АПК, легкой промышленности, товаров длительного пользования. Банкротство для многих предприятий стало реальной угрозой. Не снижается безработица. В последние пять месяцев 2002 г. численность регистрируемой безработицы увеличилась с 1,1 млн. до 1,3 млн. человек; показатель общей безработицы, определяемый по методике МОТ как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, остановился на отметке в 8,3%. Потребность в работниках, заявленная организациями, увеличилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 2,9% и составила на 1 мая 2002 г. 927 тыс. человек. Не радуют и прогнозы на ближайшие годы. Эксперты полагают, что даже без учета влияния структурных реформ и предполагаемого вступления России в ВТО число незанятых людей в 2005 г. вырастет до 8 млн., а вынужденных жить на пособие – до 2 млн. человек.[5]


Тема 13. Федерализм и его конституционно-правовые признаки в Российской Федерации

 

    По форме государственного устройства государства можно подразделить на три основные группы: унитарные, федеративные и конфедеративные. Унитарное государство (фр. – единое, составляющее одно целое) – это простое по составу, единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц (департаменты, провинции, округа, области, кантоны и т.д.), не имеющих каких-либо суверенных прав и подчиненное центральным органам власти и местным представительным органам. В унитарных государствах с многонациональным составом населения возможно преобразование отдельных административных единиц в виде автономии. Автономия (греч. – сам + закон) – право какой-либо части государства, с компактно проживающим на ней населением иной национальности, самостоятельно решать свои внутренние вопросы. Это делается для зашиты этнической цельности и создания больших гарантий и лучших условий развития проживающего там народа, сохранения его языка и культуры. Автономные образования могут создаваться в составе как унитарных, так и федеративных государств (например, Квебек в унитарной Канаде и автономии в федеративной России). Федеративное государство (лат. – союз, объединение) – сложное, союзное государство, объединяющее административно-территориальные или национальные образования – субъектов (членов) федерации, которые обладают значительной степенью самостоятельности (штаты в США, земли в Германии, области и края в России) или суверенитетом (кантоны в Швейцарии, республики в России). Наряду с высшими органами государственной власти федерации, субъекты федерации имеют свое законодательство, особую судебную систему и самостоятельные органы управления. Федерации бывают как в многонациональных государствах (Россия, Югославия, СССР), так и в мононациональных (США, Мексика, Бразилия и др.), в последнем случае говорят об административных федерациях. Существуют так называемые договорные федерации (Россия), особенность которых проявляется в большей самостоятельности ее субъектов.

      Россия – федеративное государство, т.е. государство, состоящее из частей, имеющих статус субъектов государства (краев, областей, республик, автономных округов, городов федерального значения). Федеративный характер Российского государства проявился пока еще не в полной мере. Во-первых, потому что субъекты федерации, сформировав свой государственный механизм, пока собственной судебной системы не имеют. В России существует единая судебная система во главе с Верховным Судом Российской Федерации (Высший Арбитражный Суд возглавляет систему арбитражных судов), рассматривающим все судебные дела в последней инстанции.   Во-вторых, не сформирована субъектами федерации и своя правовая система. Федеральное законодательство – по-прежнему имеет доминирующее значение и касается всех сколько-нибудь значимых вопросов. Законодательство субъектов федерации незначительно по объему и имеет в основном конкретизирующий, вспомогательный характер.   В-третьих, в России, хотя во взаимоотношениях с субъектами федерации и применяется двухканальная система налогов, но используется самый жесткий ее вариант (предприятия сами, а не субъект федерации в целом уплачивают налоги в федеральный бюджет наряду с уплатой налогов в бюджет субъекта федерации). Кроме того, процентное соотношение федеральных и республиканских (областных, краевых) налогов пока дает крен в сторону федеральных.

        Вместе с тем, зачатки федерализма в России уже значительны и, вероятно, в скором будущем мы с полным основанием будем считаться федеративным государством. Искусственная же спешка с созданием федерации может принести только вред. Народы, объединенные в национально-территориальные образования (республики, автономные округа), и население, проживающее на территории краев и областей, должны иметь соответствующие предпосылки для обретения самостоятельности, допускаемой в федерации. Речь идет о необходимой для этого политической зрелости, без которой все материальные, финансовые средства, оставляемые в субъектах федерации, будут разбазариваться, исчезать как в «черной дыре», а не обращаться на повышение благосостояния людей, проживающих на территории субъектов федерации. Не следует забывать, что до 1991 г. Россия, формально считаясь федерацией, таковой на самом деле не была. Полнокровные федеративные отношения не могут быть установлены в одночасье. Путь их создания был долгим.

         Россия является национально-территориальной федерацией. Совмещение национальной или территориальной основ структурной организации федерации выражается прежде всего в том, что субъектами Российской Федерации провозглашаются не только национально-государственные образования (21 республика, 1 автономная область и 10 автономных округов), но и соответствующие административно-территориальные единицы (6 краев, 49 областей и 2 города федерального значения). Такая конструкция федеративного устройства России уникальна, так как всякая федерация как форма национально-государственного устройства является выражением и воплощением определенных общественных отношений. Совмещение сугубо территориального и национального принципов построения федерации (ст. 5 Конституции) означает нетрадиционный подход к способу ее существования и функционирования.


[1] Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1998. С. 294

[2] Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994. С. 145

[3] Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. Указ. Соч. С. 198

1 Основы государства и права / Под ред. О.Е. Кутафина. Указ. соч. С. 34 -35

[4] Загородников Н.И., Стручков Н.А. Направления изучения советского уголовного права // Советское государство и право. 1981. №7. С. 51

[5] Безработица растет, ее структура изменяется // Человек и труд. 2002. №7. С. 28

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!