Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Конспект по дисциплине «Правоведение»»

/ Общее право
Конспект, 

Оглавление

 

Тема 1. Государство и право в жизни общества

   

        1. Данная точка зрения является не убедительной. Право играет очень важную роль в развитии общества, во взаимодействии его различных частей. Поэтому, исходя из этого, можно выделить следующие обстоятельства, позволяющие говорить о том, что без права существование общества было бы проблематичным:

1) Как и всякая нормативная система право наделяет субъектов социального взаимодействия правами и обязанностями. Особенность же социального предназначения права состоит в том, что оно связывает этих субъектов дополнительными юридическими узами, облекая таким образом отношения, в которых эти субъекты находятся, в форму правоотношений.

2) Право выполняет важную и необходимую роль по согласованию различных интересов людей; индивидов, общностей, организаций. Тем самым право интегрирует общество в единое целое, создает стабильную социальную систему. С помощью права в обществе обеспечивается необходимый правопорядок‚ разрешаются социальные конфликты и противоречия.

3)        Право закрепляет экономические основы свободной деятельности человека. Известно, что единой юридической основой всей системы экономических отношений (производства, распределения, обмена и потребления) является право собственности. Гарантируя возможность владения, пользования и распоряжения принадлежащим лицам имуществом, обеспечивая свободу предпринимательской деятельности, договоров и т.д., право выступает единственным адекватным способом саморегулирования экономики.

4)        Право обеспечивает участие личности в делах общества, ее возможности объединяться с другими людьми в общественные организации и партии, лично или через избранных лиц влиять на содержание принимаемых государственными органами решений, законов и актов управления1 гарантирует свободу высказываний и иные способы выражения своего отношения к деятельности государства, партий и т.д. Таким образом право обеспечивает политическую свободу, отношения людей в сфере борьбы за власть, участие граждан в ее регулировании и распределении.

5)        Право закрепляет условия свободной деятельности в сфере семьи, быта, образования и культуры. Охраняя жизнь, честь, достоинство, неприкосновенность личности, гарантируя ей доступ к достижениям мировой культуры и образования, оно тем самым обеспечивает предпосылки для всех остальных видов жизнедеятельности индивида, для его нормального и всестороннего развития. Иными словами, право опосредствует воспроизводство человека как общественного существа.[1]

        2. В жизни возникает множество ситуаций, когда обычному человеку очень трудно обойтись без знания законов. Человек постоянно сталкивается с другими людьми, организациями, государством, а подобные отношения должны регулироваться не только моральными, но и правовыми нормами. Однако, было бы очень сложно в таких случаях обращаться к юристам, без знания законов самим человеком его жизнь представляла бы вечные трудности.

      3.Самым выдающимся памятником правовой мысли древнего Востока являются «Законы царя Хаммурапи», которые по мнению В.В. Струве, были составлены на 30-м году правления этого царя (18 в. до н.э.). Стела с текстом этих законов была обнаружена в 1901 г. в г. Сузы. Существуют разные точки зрения на кодекс Хаммурапи. Одни считают его результатом кодификации действующего права. Другие видят в нем скорее собрание благих пожеланий, коллекцию моральных предписаний и наставлений. По мнению третьих, это был отчет Хаммурапи богам о своей деятельности. Однако, известно, что эта стела находилась на центральной площади города (данное место, как наиболее верный источник распространения информации), по-видимому с целью донести до подавляющего большинства жителей, которые конечно же бывали здесь, те предписания, которые Хаммурапи создал для своих подданных. Таким образом, для властей города, по-видимому, было очень важно, чтобы практически все население города знало законы, созданные правителем Вавилона. А значит исполняло их, имело возможность регулировать с помощью этих законов свои экономические, семейные и иные отношения.


Тема 2. Право в системе социального регулирования

 

    1. Вопрос о том, что есть право, в чем его сущность, традиционно рассматривается в теоретической юриспруденции в качестве основного. Но с течением времени понятие права менялось. Многозначность определений права, неутихающие споры о его существе привели некоторых исследователей к пессимистическому выводу, что сущность права познать нельзя. Очевидно, поэтому, поправляя И. Канта, который сетовал, что юристы столетиями ищут определение права, русский теоретик права Н.Н. Алексеев заметил: «Юристы никогда не найдут определение права, как естествоиспытатели не ответят на вопрос, что такое природа вообще».[2]

    Действительно, проблема правопонимания в достаточной мере сложна. Ведь в праве находят выражение самые разнообразные отношения и интересы людей, оно имеет различные формы проявления в зависимости от характера экономического развития общества, его социальной структуры, уровня культуры, исторических традиций. Право напрямую связано с природой человека, его жизнедеятельностью, оно непосредственным образом вторгается в сферу поведения и поступков человека, дозирует объем его свободы, воздействует на характер и способы удовлетворения различных потребностей как отдельными индивидами, так и общностями людей.

    2. 1.Без нравственности нельзя говорить и существовании права, иначе любой правовой акт будет всегда нарушаться.

    2.Данная теория основывается на том, что суд является выражением воли населения и власти, а значит ему принадлежит право на установление правовых актов.

    3.Суть данного подхода заключается в том, что основные причины возникновения права данная теория (психологическая теория) усматривает не в экономической, социальной или иной среде, а в особенностях психики человека, в «импульсиях» и в эмоциях человека, которые, согласно, воззрению русского ученого Л.И. Петражицкого – основателя этой теории, играют главную роль не только в приспособлении человека к условиям жизни общества, но и в образовании государства и права.  

    4.Данный марксистский подход исходит из следующего: «На известной, весь на ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена».

    5.Сторонники этой естественно-правовой теории (договорной теорий) полагали, что кроме права, которое устанавливает государство, существует естественное право, присущее человеку от рождения. Их никто – ни общество, ни государство – человеку не даруют, они – эти права являются условиями существования человека и его жизнедеятельности. Среди них право на жизнь, свободу, равенство, собственность и др. Теория естественного права, таким образом, снимала, по существу, проблему происхождения права, делая упор на изначальном присутствии у человека как социального существа определенной суммы прав.

          3.Наиболее приемлемым с точки зрения автора данной работы является следующее определение права: «это система общеобязательных, формально определенных норм, обеспечиваемых государством и направленных на регулирование поведения людей в соответствии с принятыми в данном обществе устоями социально-экономической, политической и духовной жизни»[3], т.к. это определение в той или иной степени затрагивает основные стороны общественной жизни, которые должно регулировать право.

 


Тема 3. Соотношение права и нравственности

   

        1. Данная ситуация характеризует нигилистическое отношение людей к своим правовым обязанностям (т.е. необходимость дать свидетельские показания), а также показывает невысокий уровень развития этических представлений советских граждан о своем гражданском долге.  

        2. Подлинная мысль И. Канта состояла в том, что сущность права может быть постигнута только философским разумом. В духе рационализма, вершиной развития которого стала немецкая классическая философия конца XVIII в., И. Кант отвергал «неразумное» современное ему эмпирическое (то есть существовавшее тогда сословно-феодальное) право, обосновывал революционные для того времени принципы равенства и свободы, как основы права. И. Кант отметил ряд существенных качеств права: право касается лишь внешних, и притом практических отношений между людьми (а не помыслов, желаний); посредством права действия (поступки) одного лица совмещаются с действиями других лиц с точки зрения всеобщего закона свободы; право – взаимное принуждение, охраняющее общую свободу. Еще важнее, что И. Кант наметил путь к познанию сущности права.

        В регулировании общественных отношений право взаимодействует с другими социальными нормами, и, прежде всего, с нормами морали (нравственными нормами). Право представляет совокупность общеобязательных для всех правил поведения (норм), установленных или санкционированных или санкционированных государством и охраняемых его силой. Мораль – неотъемлемая сторона духовной жизни людей. Нормы морали получают свое выражение в общественном мнении, религиозных постулатах, произведениях художественной литературы и т.д. Мораль и право тесно взаимосвязаны, более того, можно говорить о глубоком взаимопроникновении права и морали. Право и мораль, как регуляторы поведения людей, имеют много общих черт, но и существенные отличия. Право, хотя и принадлежит – подобно морали – к области духовной жизни людей, представляет собой совокупность норм (правил поведения), установленных или санкционированных или санкционированных государством, зафиксированных в юридических актах. Моральные нормы формируются в процессе утверждения, развития нравственных взглядов, идеалов добра, правды, справедливости и т.д. Значительную роль в этом процессе играет религия. В правовых актах выражается государственная воля, характерная для того или иного общественного строя. В моральных нормах выражается общественное мнение. Правовые нормы обязательны для исполнения с момента вступления в силу юридического акта (закона, указа и т.д.), в которых они содержатся. Их реализация поддерживается в необходимых случаях специальным аппаратом, силой государственного принуждения. В отличии от права реализация правовых норм не нуждается в организованной принудительной силе. Они используются в силу привычки, внутренних побуждений. Внутренний гарант морали – совесть. Важное значение для реализации моральных норм имеет общественная оценка поведения людей. Нормы морали распространяют свое влияние на гораздо более широкую сферу отношений, нежели та, которая регулируется правом. Нормы морали регулируют многие отношения, которые просто не подлежат правовому регулированию (например, отношения дружбы, любви, товарищества). Для оценки поведения людей право использует критерии «правомерно», «неправомерно» и др. Для моральных норм характерен иной подход к оценке поведения людей. Здесь на первый план выходят такие категории, как «морально», «аморально», «честное», «нечестное» и т.п. Для правовых норм характерна большая, нежели для норм морали, конкретность содержания, определенность формулировок. Моральные требования дают более заметный простор для их толкования, чем правовые. Эффективность действия правовых норм, их исполнение во многом обусловливается тем, насколько они соответствуют требованиям морали. Чтобы правовые нормы работали, они, по крайней мере, не должны противоречить правилам морали. Право в целом должно соответствовать моральным взглядам общества. Хотя, конечно, возможны случаи противоречия между нормами права и морали. Ведь права и мораль, как бы они тесно не были взаимосвязаны, это два своеобразных инструмента социального регулирования, имеющие свою особую ценность. Право должно способствовать утверждению идеалов добра и справедливости в обществе. В некоторых случаях право способствует избавлению общества от устаревших моральных догм. Например, именно через право шел процесс преодоления кровной мести – одного из постулатов морали иных народов прошлого времени. Вместе с тем, именно нравственные начала (справедливость, правда) – эта та основа, на которой формируются правовые взгляды, правовые идеалы, а в конечном счете, содержание правовых норм. Судебные, иные правоприменительные органы обращаются при определении юридических мер к моральным нормам, например, чтобы правильно понять такие встречающиеся в правовых актах термины, как «оскорбление чести и достоинства», «дерзость», «цинизм» и т.д. Некоторые правовые нормы непосредственно закрепляют моральные нормы, усиливая их юридическими санкциями. К ним относятся многие нормы уголовного права и иные нормы, запрещающие совершать вредные для общества и человека действия.[4]

 


Тема 4. Классификация правовых норм

 

      Своей структурой, а также содержательными признаками норма права отличается от иных проявлений права. Прежде всего от индивидуальном предписания. Последнее основывается на норме и исчерпывается разовым исполнением. Индивидуальное предписание рассчитало на строго определенный случай, на однократное действие, на конкретных лиц. С другой стороны, норма права отличается от общих принципов права. Последние хотя и носят нормативный характер, все-таки проявляют себя через нормы права, нуждаются в конкретизации, не выходят напрямую на гипотезы и санкции, без чем трудно представить себе определенность правового регулирования. Пониманию правовой нормы, полному представлению о ее назначении и регулятивных возможностях служит уяснение принадлежности той или другой нормы к определенной разновидности. При этом главным делением юридических норм признается деление их на регулятивные и охранительные. В известной степени это деление условно, так как каждая норма, воздействуя на волю и сознание человека, регулирует его поведение. Поэтому лучше, если регулятивные нормы называют правоустановительными, поскольку в них содержатся предписания, предоставляющие участникам общественных отношений права и возлагающие на них обязанности. Тем самым их поведение регулируется как бы напрямую. Охранительные нормы устанавливают и регламентируют меры юридической ответственности и другие принудительные меры защиты субъективных прав. Здесь регулирование поведения людей осуществляется как бы косвенно. И в зависимости от характера и отраслевой принадлежности предусмотренной санкции охранительные нормы классифицируются на уголовноправовые, гражданско-правовые, административные и дисциплинарные. Именно нормы перечисленных отраслей права специализируются в основном на охране общественных отношений.

       Регулятивные нормы делят на обязывающие. запрещающие и управомочивающие. Вообще-то едва ли не каждая норма может быть сформулирована в любом из этих качеств. А некоторые нормы органично соединяют в себе разные свойства. Например, возбудить уголовное дело – это и право и обязанность следователя при определенных условиях. Вместе с тем в одних нормах на первый план выдвигается именно обязанность лица, в других – его право, в третьих акцент делается на запрете определенного поведения. Обязывающие и запрещающие нормы являются, как правило, императивными, т.е. не допускающими никаких отступлении.

     Управомочивающие нормы чаще всего относятся к категории диспозитивных, т.е. допускающих поведение адресата норм по соглашению с партнером. По тем же основаниям выделяют нормы факультативные, позволяющие при определенных условиях отступать от главном варианта поведения, избирая второстепенный (запасной). Норма будет называться рекомендательной, если из ряда вариантов поведения рекомендуют один – предпочтительный. Если норма формулирует правило, условия его действия и санкцию с исчерпывающей полнотой, не допуская каких-либо вариантов или дальнейшей конкретизации входе реализации, то ее можно назвать абсолютно определенной. Напротив, относительно определенные нормы не содержат всех указаний и допускают возможность вариантов с учетом конкретных обстоятельств. Такие нормы, в свою очередь, подразделяются на ситуационные и альтернативные. Первые допускают возможность усмотрения адресата норм в зависимости от ситуации, а вторые – предоставляют возможность выбора из обозначенных в нормативном акте вариантов. Есть нормы основные (исходные) и нормы производные(детализирующие); нормы постоянные и временные. В особую группу выделяются нормы поощрительные. Это те нормы, которые стимулируют поведение людей поощрительными мерами (санкциями). Таковые находят даже в уголовном праве.

       Среди регулятивных и охранительных норм выделяют так называемые специализированные, к которым относятся нормы дефинитивные (содержащие признаки или определения государственно-правовых институтов), нормы-принципы, оперативные (направленные на отмену актов, их распространение на новые отношения и т.п.), коллизионные (позволяющие решать дело в случае противоречий норм).[5]

                  Виды норм права

По отраслям                        По определенности                               Определенные    

                                              Относительно 

                                                                                                              определенные

                    

Материальные                    По объему гипотез                                Простые

Процессуальные                                                                                  Сложные  

                                                                                                              С альтернат. гипотезами

Основные

Конкретизирующие          По определенности диспозиции            Абсолютно определенные

                                                                                                               Относительно определенные

Поощрительные                                                                                   Бланкетные

 

Диспозитивные                  По определенности санкций                  Абсолютно определенные

Императивные                                                                                     Относительно определенные

                                                                                                               Альтернативные

Управомочивающие                                                                            Комулятивные

Обязывающие

Запрещающие                    По действию в пространстве                   Общего действия

                                                                                                                 Местного действия

                

                                             По действию во времени                          Постоянного действия

                                                                                                                  Временные

 

 

 

 

 

 

По вступлению в силу        Вступающие в действие автоматически или в указанный срок

                                              Имеющие обратную силу и не имеющие

 

 

 

 

По субъектам                        Общие  

действия                                Специальные

                                                Касающиеся конкретного субъекта     


Тема 5. Выделение отраслей и институтов права

   

       1. Деление права на публичное и частное восходит к античной древности. Публичное право регулирует все системы отношений, в которых одним из субъектов права выступает государство в лице его компетентных органов. Следовательно, предметом этого комплекса отраслей являются общие (публичные) интересы. Частное право регулирует частные интересы – лично-имущественные, брачно-семейные. Авторы деления права на публичное и частное – римские юристы сами же и подмечали условность этого деления. В современных же условиях мирового оборота «капиталов, товаров и услуг» государство все активнее вторгается в регулирование цен, налоги, экспортно-импортные пошлины, запреты, лицензии, квоты, льготы и т.д.). Все это – прямое свидетельство того, что «частная жизнь» потеряла свой сугубо автономный характер. Она в каждом отдельном акте гражданского оборота затрагивает публичные интересы. Государство в эпоху социализма было более категорично, отвергнув концепцию частного права. Все отрасли права были объявлены публичными. Российское государство признало множественность форм собственности, законодательно закрепило принцип свободы договора(см. ст. В Конституции РФ; ст. 1 и 421 ГК РФ). Но закрепляет и «противовесы» анархическому разгулу частного права (см. ч. 3 ст. 17, ст. 71 Конституции РФ). Этими ограничениями однако не устраняется частное право. Оно закрепляет свободу личности в различных сферах общественной жизни.[6]

        2. Отрасль права – это обособившаяся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную сферу родовых общественных отношений. Однородность той или иной сферы общественных отношений вызывает к жизни соответствуют дую отрасль права (гражданское право, уголовное право, административное право и т.д.). Все отрасли права взаимосвязаны органическим единством, хотя и неравнозначны по своему значению. Образование любой новой отрасли не является самопроизвольным процессом. Именно изменения в социально-экономической сфере обусловливают такую необходимость. Происходит постепенное накопление однотипного нормативном материала, нуждающегося в конечном счете в унификации и обособлении. В последнее время в системе российском права, наряду с традиционными, появился ряд новых отраслей: налоговое право, таможенное право, банковское право и т.д. Все эти отраслевые структуры вобрали в себя многочисленные особенности внутрифедеративных отношений, отразили интересы и своеобразие правового статуса их субъектов. В нормативных актах данных отраслей учтены многие общие тенденции социально-экономического развития России на современном этапе. Таким образом, обновление системы права связано прежде всего с развитием и совершенствованием общественных процессов, актуальность которых способствует появлению новых правовых институтов и отраслей.

 

 

Отрасль права

Метод регулирования

Гражданское право

Семейное право

Коммерческое

 

Государственное право

Уголовное право

Административное право

Трудовое право                                

Сельскохозяйственное право                                  

 

Диспозитивный

Диспозитивный

Диспозитивный

Императивный

Императивный

Императивный

Метод поощрения

 

Метод рекомендаций

 

 


Тема 6. Правосознание и правовая культура

   

    1. Как бы ни было велико значение материального фактора в переходную эпоху, на стыке ХХ-ХХI вв. очевидна необходимость обращения к духовности человека, составляющей фундамент правопорядка. Чтобы вести себя правомерно в юридически значимых ситуациях, каждая личность должна обладать свободным, зрелым и здоровым правосознанием, беречь, воспитывать и укреплять его в себе. для этого она должна быть свободной в строгих рамках права и иметь возможность самостоятельно осуществлять выбор варианта поведения, так как только в свободном исполнении закона проявляется нравственное достоинство личности, ее социальная активность. Каждый человек обладает правосознанием независимо от того, знает он об этом или не знает и как относится к нему – дорожит им, слушается его или нет. Еще И. А. Ильин справедливо подчеркивал, что «нет человека без правосознания, но есть множество людей с пренебреженным, запущенным, уродливым или даже одичавшим правосознанием. Правосознание как духовный орган, необходимый человеку, участвует так или иначе во всей его жизни, даже и тогда, когда человек совершает преступления, притесняет соседей, предает свою родину и т.д., ибо слабое, уродливое, продажное. рабское, преступное правосознание остается правосознанием, хотя его душевно-духовное строение оказывается неверным» (иными словами – деформированным), а его содержание или мотивы, по И.А. Ильину, «ложными или дурными».[7] Следовательно, правосознание – это внутренний, личностный регулятор юридически значимого поведения, который может характеризоваться как положительно‚ так и отрицательно. Однако, оно всегда остается необходимой формой жизнедеятельности человека и общества, разумеется, желательно в своем положительном варианте. Но в недалекий советский период понятие духовности не играло ключевой роли, решающим фактором развития личности признавалась необходимость прежде всего следовать общественным интересам, выраженном в том числе и в праве.  

        2. Такого элемента правового регулирования, который формировался или действовал помимо правового сознания выделить нельзя по причине того, что право во всех его проявлениях представляет собой социокультурный феномен, который включает в себя все многообразие жизни людей.

       3. А.Н. Островский придерживался первой точки зрения, в которой утверждается, что из всех культурных ценностей право находится в «наибольшем загоне».  Отношение к закону в России всегда было подозрительно-отрицательное, т.к. власть использовала правовые акты не во благо населения, а для укрепления собственных позиций. Отсюда – в сознании обывателя на первом месте стояли этические нормы («по душе»), а потом уже правовые.

       В настоящее время широкое распространение в нашем обществе, в том числе и среди юристов, имеет тотальный правовой нигилизм, выражающийся в девальвации права и законности, игнорировании законов или в недооценке их регулирующей, социальной роли. Правовой нигилизм представляет собой направление общественно-политической мысли, отрицающей социальную и личностную ценность права и считающей его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений. Как социальное явление, как свойство общественном, групповом и индивидуальном сознания правовой нигилизм имеет различные формы проявления: от равнодушном, безразличном отношения к роли и значению права через скептическое отношение к его потенциальным возможностям до полном неверии в право и явно негативном отношения к нему. К основным причинам распространенности правового нигилизма можно отнести: 1) исторические корни, являющиеся естественным следствием самодержавия, многовекового крепостничества, лишавшем массу людей прав и свобод, репрессивного законодательства, несовершенства правосудия; 2) теорию и практику понимания диктатуры пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной законами; З) правовую систему, в которой господствовали административно-командные методы, секретные и полусекретные подзаконные нормативно-правовые акты, а конституции и немногочисленные демократические законы в значительной степени только декларировали права и свободы личности, имели место низкая роль суда и низкий престиж права; 4) количественную и качественную корректировку правовой системы прошлом в переходный период, кризис законности и неотлаженность механизма приведения в действие принимаемых законов, длительность процесса осуществления всех реформ, в том числе судебной.[8]

       Одной из главных причин распространения правового нигилизма является политика нынешней власти, фактически направленной на развал всей правовой системы, разрушение духовных ценностей российского народа.


[1] Основы права / Под ред. Д.П. Котова. М., 1998. С. 21

[2] Цит. по: Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1994. С. 94

[3] Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х тт. / Под ред. М.Н. Марченко. Т. 2. М., 1998. С. 10-11

[4] Алексеев С.С. Теория права.  Харьков, 1994. С. 67-71

[5] Общая теория права и государства // Под ред. В.В. Лазарева. Указ. Соч. С. 120-121

[6] Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х тт. // Под ред. М.Н. Марченко. Указ. соч. С. 244-245

[7] Ильин И.А. Собр. Соч. Т. 1. М., 1993. С. 224

[8] Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. Указ. соч. С. 169

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!