Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Конспект по дисциплине «Правоохранительные органы»»

/ Общее право
Конспект, 

Оглавление

Тема 10. Таможенные органы Российской Федерации 

 

Согласно ст. 1 Таможенного кодекса, таможенное дело в Российской Федерации составляют таможенная политика Российской Федерации, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь. Это лаконичное и в то же время достаточно емкое определение понятия и одновременно структуры таможенного дела в целом верно характеризует его.

Правовой статус таможенного органа устанавливается в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, которая относит таможенное регулирование к ведению Российской Федерации. Статья 74 Конституции РФ определяет, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; подобные ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья, охраны природы и культурных ценностей. Согласно ст. 106 Конституции РФ принятые Государственной Думой федеральные законы, в частности по вопросам таможенного регулирования, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации РФ.

Таможенные органы Российской Федерации включены в утвержденную Указом Президента РФ структуру федеральных органов исполнительной власти. Исходя из понимания исполнительной власти как деятельности, состоящей в практической организации и реализации норм и положений Конституции, федеральных законов и иных правовых актов, можно сказать, что таможенные органы осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность в сфере таможенного дела. Они выступают здесь в качестве административно-исполнительных органов. Таможенные органы осуществляют как распорядительную, так и исполнительно-организационную деятельность. Оба эти вида деятельности составляют в совокупности единое целое. В то же время распорядительная деятельность заключается в принятии соответствующих правовых актов. Исполнительная (организационно-исполнительная) деятельность может осуществляться в иных формах. Это рабочие совещания сотрудников управлений, отделов и секторов таможенных органов; встречи по обмену опытом и в процессе переподготовки таможенных кадров; научно-методические и практические конференции и семинары.

Действующим законодательством таможенные органы отнесены к числу правоохранительных органов. Такая их характеристика требует раскрытия и дополнительных пояснений. В широком смысле любой государственный орган исполнительной власти можно считать правоохранительным. Однако существует и считается общепринятым более узкое понимание этого термина (судебные и прокурорские органы, адвокатура, нотариат, органы внутренних дел).

Правоохранительный характер деятельности таможенных органов во многом обусловлен самой структурой таможенного дела, а также тем, что все основные задачи и полномочия в этой сфере они осуществляют с учетом интересов страны, укрепления ее экономического суверенитета и экономической безопасности. Поскольку и общие, и конкретные задачи и функции таможенных органов определяются в таможенном законодательстве, стержнем которого является ТК, уместно сослаться на его преамбулу: «Кодекс направлен на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела». Под государственными органами понимается в данном случае широкий круг государственных органов (а не только таможенные органы), несущих, согласно законодательству, обязанности в области таможенного дела. Таможенные органы изначально, в силу специфической природы и структуры таможенного дела, являются правоохранительными и выступают именно в таком качестве. 

Согласно ст. 10 ТК РФ таможенные органы выполняют следующие функции: 

1) участвуют в разработке таможенной политики и реализуют ее; 

2) обеспечивают соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы Российской Федерации; принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;

3)обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность страны;

4) защищают экономические интересы России;

5)применяют средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений;

6) взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;

7)участвуют в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, реализуют эти меры; и др.

ТК РФ в гл. 2 «Организация таможенного дела» предусматривает (п. 12 ст. 7): общее руководство таможенным делом осуществляют Президент РФ и Правительство РФ.

Центральным органом федеральной исполнительной власти РФ, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в РФ, является Федеральная таможенная служба Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в редакции от 20 мая 2004 г.) федеральная служба – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

При характеристике этих органов необходимо выделить следующие их специфические черты.

Таможенные органы Российской Федерации являются органами исполнительной власти, звеньями системы государственного управления. Нелишне подчеркнуть, что эти органы являются органами именно исполнительной, а не какой-либо другой из ветвей власти. Таможенные органы отнесены к числу органов исполнительной власти. Исходя из понимания исполнительной власти как деятельности, состоящей в практической организации и реализации норм и положений Конституции, федеральных законов и иных норм и положений Конституции, федеральных законов и иных правовых актов, можно сказать, что таможенные органы как органы исполнительной власти осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность в сфере таможенного дела.

Исполнительная деятельность этих органов состоит в повседневной практической организации и осуществлении таможенного дела.

Таможенные органы, используя разнообразные формы и методы, осуществляют свои функции и полномочия в области организации перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств; взимания таможенных платежей; таможенного оформления и контроля и т.д. Эти направления – основные в деятельности таможенных органов.

Заметим, что в этих сферах деятельности таможенные органы выступают в качестве административно-исполнительных органов.

Таможенные органы осуществляют как распорядительную, так и исполнительно-организационную деятельность. Оба этих вида деятельности тесно взаимосвязаны и в совокупности составляют единое целое. При этом распорядительная деятельность таможенных органов имеет свои особенности, важнейшей из которых является ее нормативный характер.

Она проявляется в принятии таможенными органами соответствующих правовых актов. Исполнительная (организационно-исполнительная) деятельность может осуществляться в иных формах. Это, в частности, рабочие совещания сотрудников управлений, отделов и секторов таможенных

Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС России).

Статья 8 ТК ограничивается общей характеристикой ФТС, сводящейся к тому, что этот центральный орган входит в единую систему таможенных органов Российской Федерации, являющихся правоохранительными органами, и частично формулирует его статусное положение: по ТК, Положение о ФТС России утверждается Президентом РФ или по его поручению Правительством РФ; в его компетенцию входят создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений и таможен; региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании положений, утвержденных ФТС России.

Кроме того, в случаях, предусмотренных ТК, иными актами законодательства, ФТС России издает в пределах своей компетенции (которая в ТК лишь частично определена) нормативные акты по таможенному делу, обязательные для исполнения всеми таможенными органами Российской Федерации и иными органами, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и подчиненности, а также должностными лицами и гражданами.

Правительство РФ своим постановлением утвердило Положение о Федеральной таможенной службе. В этом важном правовом акте нашли свое развернутое воплощение и юридическое оформление задачи, функции, конкретные полномочия и частично организационная структура ФТС России.

ФТС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и общественными объединениями.

ФТС России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Таможенным кодексом РФ, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, а также настоящим Положением, решает возложенные на него задачи непосредственно и через региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты Российской Федерации, таможенные лаборатории, подведомственные ему учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, вычислительные центры и другие предприятия и организации.

Основными задачами ФТС России являются:

участие в разработке таможенной политики Российской Федерации и реализация этой политики;

обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности Российской Федерации;

обеспечение в пределах своей компетенции единства таможенной территории Российской Федерации;

защита экономических интересов Российской Федерации;

организация применения и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности, исходя из приоритетов развития экономики Российской Федерации и необходимости создания благоприятных условий для участия России в мирохозяйственных связях;

организация и совершенствование таможенного дела в Российской Федерации;

обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы Российской Федерации;

обеспечение участия Российской Федерации в международном сотрудничестве по таможенным вопросам.

ФТС России в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:

подготавливает предложения о совершенствовании таможенной политики Российской Федерации;

разрабатывает правовой, экономический и организационный механизмы реализации таможенной политики Российской Федерации, обеспечивает ее претворение в жизнь;

разрабатывает и реализует программы развития таможенного дела в Российской Федерации;

подготавливает проекты законодательных и иных правовых актов о таможенном деле;

участвует в подготовке предложений о совершенствовании механизма регулирования взаимоотношений России с мировым сообществом в сфере экономики, включая укрепление международной производственной кооперации, стимулирование экспорта, привлечение иностранных инвестиций;

вносит в установленном порядке предложения о ставках и механизме применения таможенных и иных пошлин и налогов, относящихся к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации;

участвует в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, включая лицензирование, регулирование цен и другие нетарифные меры; организует в соответствии со своей компетенцией реализацию этих мер;

организует взимание таможенных пошлин и налогов, относящихся к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации, а также иных таможенных платежей;

организует систему контроля за правильностью определения таможенной стоимости товаров;

обеспечивает своевременное и полное внесение в федеральный бюджет таможенных пошлин и налогов;

обеспечивает эффективное использование таможенных режимов при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и др.; в предусмотренных законодательством случаях выдает или обеспечивает выдачу лицензий и квалификационных аттестатов, аннулирует или отзывает такие лицензии и аттестаты, обеспечивает ведение реестров, утверждает размеры сборов и других платежей;

организует осуществление таможенного оформления товаров и транспортных средств, принимает меры по его совершенствованию и упрощению;

разрабатывает меры и создает условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу Российской Федерации, а также содействующие развитию внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, предприятий, учреждений, организаций и граждан;

обеспечивает реализацию мер, включая развитие таможенной инфраструктуры; обеспечивает функционирование в своей системе научно-исследовательских учреждений и учебных заведений профессионального и дополнительного образования;

в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет правомочия собственника по управлению имуществом таможенных органов Российской Федерации, таможенных лабораторий, других подведомственных предприятий, учреждений и организаций;

обеспечивает создание, функционирование и совершенствование единой автоматизированной информационной системы таможенных органов Российской Федерации;

осуществляет финансирование мероприятий по развитию таможенной системы Российской Федерации;

развивает материально-техническую и социальную базу таможенных органов, таможенных лабораторий и других подведомственных предприятий, учреждений и организаций;

содействует реализации мер правовой и социальной защиты должностных лиц таможенных органов, работников таможенных лабораторий и других подведомственных предприятий, учреждений и организаций;

обеспечивает руководство авиацией, морским и речным флотами таможенных органов;

выполняет другие функции, возложенные на него законодательством Российской Федерации.

Для выполнения своих задач ФТС России в соответствии с ТК и другими актами законодательства Российской Федерации вправе:

определять особенности правового регулирования таможенных режимов;

ограничивать или запрещать ввоз отдельных категорий товаров в свободные таможенные органы либо помещение их на свободные склады;

устанавливать упрощенный, льготный порядок перемещения физическими лицами товаров не для коммерческих целей;

определять особенности правового регулирования деятельности таможенного брокера и специалистов по таможенному оформлению;

запрашивать у государственных органов, включая федеральные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, у предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчиненности, а также у должностных лиц и граждан документы и сведения, необходимые для выполнения возложенных на него задач и функций, и получать такие документы и сведения; осуществлять издательскую деятельность;

выполнять в установленном порядке функции государственного заказчика продукции (работ, услуг);

образовывать координационные и экспортные советы, временные творческие коллективы и рабочие группы по вопросам таможенного дела;

привлекать на договорной основе научные учреждения, ученых и специалистов, включая зарубежных, к решению проблем таможенной политики и таможенного дела;

взаимодействовать в пределах своей компетенции с государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, а также должностными лицами и гражданами как в Российской Федерации, так и за границей;

утверждать ведомственную систему связи и передачи данных;

утверждать положения и уставы подведомственных предприятий, учреждений и организаций, назначать руководителей, осуществлять ревизии и проверки финансово-хозяйствен ной деятельности этих предприятий, учреждений и организаций;

осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

ФТС России руководит деятельностью таможенных органов Российской Федерации, таможенных лабораторий и других подведомственных предприятий, учреждений и организаций, а также деятельностью таможенных атташе представительств Российской Федерации за границей.

ФТС России издает в пределах своей компетенции нормативные акты по таможенному делу, действующие на всей территории Российской Федерации и обязательные для исполнения всеми государственными органами Российской Федерации, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и подчиненности, а также должностными лицами и гражданами.

ФТС России возглавляет председатель.

Председатель ФТС России назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ. Председатель ФТС России имеет заместителей, назначаемых и освобождаемых от должности Правительством РФ.

В единую систему таможенных органов входят ФТС России, региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты.

Рассмотрим механизм реализации положений ТК о статусе региональных таможенных управлений, таможен, таможенных постов. Об их статусе в ТК сказано очень кратко, по существу не раскрыто их правовое положение. Поэтому столь существенное значение имеют утвержденные ФТС России положения о каждом из перечисленных таможенных органов.

Вначале выделим три характерных аспекта, свойственных деятельности перечисленных таможенных органов.

1. Данные органы непосредственно осуществляют основные функции, реализуют основные направления таможенного дела: обеспечивают перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимают таможенные платежи, осуществляют таможенное оформление, таможенный контроль, валютный контроль, ведают таможенной статистикой и ТН ВЭД, ведут борьбу с контрабандой, а также с нарушениями таможенных правил и т.д.

2. Таможенные органы являются разновидностью органов исполнительной власти, осуществляют исполнительные и распорядительные функции.

3. Их деятельность является правоохранительной, т.е. большой объем их задач и функций имеет правоохранительный характер, направлен в развитие предписаний ТК; утверждены положения об этих таможенных органах.

Региональные таможенные управления (РТУ) Российской Федерации являются промежуточным звеном между ФТС России и таможнями. Многоступенчатая структура таможенного управления существовала и в предыдущие периоды. Однако в 1964 г. структура управления таможенным делом была упрощена: сохранились лишь два звена – Главное таможенное управление и таможни. Такая система в конце 80-х годов перестала соответствовать усложнившимся задачам и новым потребностям развития таможенной сферы и международного товарооборота. В соответствии с ТК СССР в 1991 г. в единой системе таможенных органов были созданы РТУ.

Несмотря на неоднозначную оценку места и роли органов таможенных управлений, их число постепенно растет, что объясняется как развитием внешнеэкономической деятельности в целом, так и выработкой и реализацией новой концепции таможенного дела. Правовой статус региональных таможенных управлений, помимо ТК, определяется Положением о них, утверждаемым ФТС России. Предусмотрено, что РТУ входят в единую систему таможенных органов и осуществляют руководство таможенным делом на территории подведомственных регионов.

При этом пределы таможенного региона определяются ФТС России и могут не совпадать с границами субъектов Российской Федерации. Например, в зону деятельности Северо-Западного РТУ входят г. Санкт-Петербург, Ленинградская область, а также Архангельская, Вологодская, Мурманская, Новгородская, Псковская области, Республики Карелия и Коми.

В оперативном управлении РТУ находятся расположенные на территории региона таможенные органы, а также предприятия, учреждения и организации, входящие в систему ФТС России.

РТУ организуют, координируют и контролируют деятельность таможенных органов Российской Федерации, в частности, организуют применение средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений; контролируют правильность начисления и взимания таможенных платежей; осуществляют контроль за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов Российской Федерации материалов, а также культурных, исторических и археологических ценностей; проводят таможенный контроль и таможенное оформление товаров и транспортных средств; обеспечивают соблюдение разрешительного порядка их перемещения через таможенную границу; организуют и координируют деятельность по борьбе с контрабандой, нарушениями в сфере таможенного дела; контролируют соблюдение при этом законности; координируют взаимодействие таможенных органов с другими правоохранительными органами; организуют валютный контроль, выполняют функции агента валютного контроля; обеспечивают контроль за соблюдением режима зоны таможенного контроля; организуют систему охраны таможенной инфраструктуры, принимают меры по охране таможенной границы Российской Федерации; организуют и ведут региональную таможенную статистику внешней торговли; выдают лицензии и квалификационные аттестаты на осуществление деятельности в области таможенного дела; обеспечивают ведение реестров; осуществляют ведение ТН ВЭД в пределах своей компетенции; принимают решения по классификации товаров в соответствии с указанной номенклатурой и др.

Таможни Российской Федерации непосредственно решают основную часть задач в сфере таможенного дела. Расширение и усложнение таможенного дела потребовало внесения изменений в концепцию таможенного контроля, связанных со структурной перестройкой таможенных органов.

Раньше таможенный контроль осуществлялся в пунктах, расположенных на таможенной границе (которая, как правило, совпадала с государственной). С отказом от государственной монополии внешней торговли, самостоятельным выходом производителей на внешний рынок возникла необходимость изменить процедуру таможенного контроля, перенести основную работу по таможенному оформлению и контролю, досмотру грузов с таможенной границы вглубь страны. В 1988 г. была введена грузовая таможенная декларация. Начался процесс интенсивного формирования «внутренних таможен». Появились десятки таких таможен (например, Воронежская, Вологодская, Екатеринбургская, Ивановская, Краснодарская, Томская, Новосибирская), несущих основную нагрузку по досмотру и оформлению грузов, взиманию пошлин, налогов, других платежей и т.д.

Такая перестройка соответствует мировой практике, высвобождает пограничные таможни от многих процедур, способствует ускорению грузооборота, делает таможенный контроль более эффективным.

Среди таможен есть небольшие учреждения, в которых работают до ста сотрудников, и крупные, со штатом до тысячи и более человек.

Отдельные таможни Российской Федерации подчинены непосредственно ФТС России. Регион деятельности таможни определяет ГК России. Он же осуществляет создание, реорганизацию и ликвидацию таможен. В оперативном подчинении таможни находятся расположенные на территории региона таможенные посты.

В задачи таможни входят: реализация таможенной политики Российской Федерации; обеспечение соблюдения и единообразного применения законодательства Российской Федерации, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы; обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности и экономических интересов Российской Федерации; обеспечение взимания денежных средств от осуществления таможенного контроля; рациональное использование материальных и денежных средств на содержание и развитие таможенных органов и др.

Сложными и многообразными являются функции таможни, которая в соответствии с возложенными на нее задачами: применяет средства таможен но-тарифного регулирования; начисляет и взимает таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи, обеспечивает их внесение в федеральный бюджет; осуществляет контроль за правильностью их начисления и взимания, предоставлением отсрочек и рассрочек их уплаты подчиненными таможенными органами и др.

Таможенные посты Российской Федерации являются первичным звеном системы таможенных органов. Их правовой статус подробно определен в ряде нормативных актов.

Таможенный пост осуществляет свою деятельность под руководством таможни, в состав которой он входит. Отдельные таможенные посты подчинены непосредственно РТУ.

Создание, реорганизацию и ликвидацию таможенного поста Российской Федерации осуществляет РТУ, а таможенного поста, входящего в состав таможни, непосредственно подчиненной ФТС России, – ФТС. Эти же органы определяют по согласованию с таможней территорию деятельности таможенного поста.

Решениями ФТС России по представлению РТУ таможенному посту может быть придан статус юридического лица.

Основные функции таможенного поста – таможенный контроль и таможенное оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу; обеспечение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; начисление и взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей и др.


Тема 11. Органы юстиции Российской Федерации

 

В ноябре 1989 года при принятии Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве (см. ст. 22) произошел отказ от предоставления органам юстиции возможности производить под каким бы то ни было предлогом проверки деятельности судов. В этом законе вместо термина «организационное руководство судами» был использован другой – «организационное обеспечение деятельности судов». Тем самым было подчеркнуто, что органы юстиции во взаимоотношениях с судами должны ориентироваться не на руководство (командование), а на оказание содействия им. Подобной ориентации придерживается принятый почти три года спустя (в июне 1992 г.) Закон о статусе судей (см. ч. 3 ст. 9). При этом, как справедливо отмечают авторы «Комментария к Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» в России за последнее столетие были опробованы различные модели организационного обеспечения правосудия, и все они подвергались справедливой критике. Основных моделей было две: названные функции осуществляли или органы юстиции, или высшие судебные органы. В случае совмещения в высшем суде функции организационного обеспечения нижестоящих судов и присущей им функции судебного надзора высшие судебные органы оказывались таковыми не только в процессуальном смысле этого слова, но и в административном. Такое положение дел характеризовалось усилением зависимости судей нижестоящих судов от вышестоящих (в особенности от руководства последних) и приводило в конечном счете к искажению идеи беспристрастности суда или даже ее замене идеей демократического централизма. Передача полномочий по организационному обеспечению судов Министерству юстиции также не привела к желаемому результату, напротив, суды попали в еще большую зависимость, но теперь уже от органов исполнительно-распорядительного типа. К 1991 г. стало очевидным, что необходимо иное решение, что и было сделано. В настоящее время это состоит во всемерном оказании содействия судам в надлежащем осуществлении ими своих полномочий, которыми они наделены как органы судебной власти, особенно полномочий по отправлению правосудия. Подобная реализация несовместима с попытками подменять суды, заменять их или командовать ими, подчинять каким-то государственным органам законодательной (представительной) или исполнительной властей, органам местного самоуправления, коммерческим структурам, ставить в зависимость от произвольного усмотрения или капризов тех или иных должностных лиц, даже самых высокопоставленных. Вышестоящие судебные инстанции вправе проверять законность и обоснованность приговоров и иных решений судов, разбирающих гражданские и уголовные дела, к примеру, по первой инстанции. Однако делать это они могут лишь в тех пределах, которые установлены законом.

Провозглашение в конституционных актах союзного и республиканского уровня и текущем законодательстве в СССР идеи независимости судей по сути имело фасадный характер. В этих условиях было неважно, какой именно орган осуществляет организационное обеспечение судов, важно, что данное полномочие позволяло государству обеспечивать дополнительный контроль над судебной деятельностью. Также напомним, суд не признавался самостоятельной ветвью государственной власти, а считался одним из многих правоохранительных органов, правовая природа которых характеризовалась как исполнительно-распорядительная, в силу чего наделение Министерства юстиции соответствующими полномочиями было вполне естественным. Иными словами, дефекты конструкций обеспечения судов, использовавшихся до 1991 г., состоят не только и не столько в очевидной административной зависимости нижестоящих судов от вышестоящих или от органов юстиции, сколько в отсутствии задачи по обеспечению независимости судей и судов вообще. Не случайно функция, известная сегодня как организационное обеспечение судов, ранее формулировалась как организационное руководство ими (п. 1 Положения о Министерстве юстиции СССР). Именно поэтому решение вопроса об освобождении судебной власти из недр советской власти, обретение ею независимости как от законодательной, так и от исполнительной ветвей государственной власти одновременно означало решение вопроса о максимально эффективном способе ее обеспечения за пределами этих двух ветвей государственной власти.

На службу судебных приставов возложена обязанность по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Эти подразделения составляют обособленные структурные части Службы судебных приставов. Именно это решение вызывает существенные сомнения. Во-первых, данный вид судебных приставов обеспечивает охрану только внутренних помещений суда, внешнюю по-прежнему осуществляют подразделения МВД и Министерства обороны РФ. Во-вторых, как это ни странно, приставы не наделены полномочиями по применению мер административного принуждения (они лишь передают нарушителей уполномоченному на то лицу). В-третьих, являясь работниками Минюста РФ, они обязаны подчиняться судье только в зале судебного заседания, председателю суда – и в помещениях суда. Никакими возможностями административного, а тем более дисциплинарного характера в отношении этого вида приставов судебная власть непосредственно не располагает. В настоящий момент в Государственной Думе Федерального Собрания находится проект федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О судебных приставах». Оба проекта существенным образом должны дополнить действующие законы в части детализации процедуры исполнения судебных решений и иных исполнительских документов и одновременно более подробного урегулировать правовой статус (включая вопросы полномочий и ответственности) судебных приставов. К сожалению, обоснованные, на наш взгляд, предложения судейского сообщества о передаче приставов, обеспечивающих порядок в залах судебных заседаний, в ведение Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (в части обеспечения ими установленного порядка деятельности судов общей юрисдикции) и соответствующих подразделений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (в части обеспечения порядка деятельности этого вида судов) не учтены в названных проектах. Одновременно необходимо устранить (законодательным путем) отмеченные несколько выше противоречия.

Действия начальника Управления исполнения наказания являются правомерными. В связи со вступлением России в Совет Европы был издан Указ Президента РФ «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» от 16 мая 1996 г., в котором намечен ряд мер организационного характера, направленных на присоединение России к Протоколу №6 от 22 ноября 1984 г., к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. Другими словами Президентом одной из республик был нарушен Указ Президента, а также Уголовный кодекс, не предусматривающий такой меры наказания как каторга.

 


Тема 12. Органы по правовому обеспечению и правовой помощи

 

Коллегии адвокатов – это добровольные объединения лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Они образуются на основе добровольности по заявлению группы учредителей, состоящей из лиц, имеющих высшее юридическое образование, или по инициативе соответствующего исполнительного органа. Предложение об образовании коллегии адвокатов направляется в Министерство юстиции РФ, которое при согласии с предложением представляет его администрации субъекта Федерации для регистрации. Принцип добровольности организации адвокатуры неразрывно связывается с коллективной формой ее деятельности. Поэтому не случайно коллегия адвокатов определяется как объединение, поскольку считалось и считается в наши дни, что исторически выработанная коллективная форма деятельности адвокатов наиболее удобна и демократична. В Российской Федерации объединения адвокатов строятся по территориальному принципу. В республиках образуются республиканские коллегии адвокатов, в краях и областях – краевые и областные коллегии адвокатов, а в случаях, предусмотренных Положением об адвокатуре РСФСР, – городские коллегии адвокатов (в наши дни они имеются в Москве и Санкт-Петербурге). Коллегии адвокатов – это не просто добровольные объединения граждан Российской Федерации, а объединения лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Последнее указание обусловлено тем, что адвокатскую деятельность может осуществлять не каждый человек, а лишь специалист, имеющий юридическое образование и соответствующий опыт работы. Реальным проявлением демократизма построения коллегий адвокатов является самоуправление. Его сущность состоит в том, что адвокаты вправе самостоятельно решать все повседневные вопросы, относящиеся к организации и деятельности коллегий. Это выражается в наличии таких органов управления, как общие собрания (конференции) членов коллегии адвокатов, президиумы и ревизионные комиссии. С самоуправлением коллегий адвокатов тесно связана независимость адвокатуры от суда, прокуратуры, органов дознания, т.е. тех органов, с которыми адвокаты сталкиваются при осуществлении профессиональных функций – защиты обвиняемых или оказания иной юридической помощи гражданам и организациям. Независимость адвокатуры обеспечивается самоуправлением, не допускающим вмешательства суда, прокуратуры, органов дознания во внутренние дела коллегий адвокатов; организацией коллегий адвокатов по территориальному принципу, а не при судах; недопущением возложения на суд и прокуратуру функций государственного руководства адвокатурой. Дальнейшим развитием демократических принципов построения адвокатуры явилось создание в 1989 году Союза адвокатов Российской Федерации – общественной организации, которая объединила на добровольных началах адвокатов, работавших во всех концах страны, и ставила своей задачей прежде всего обеспечение независимости адвокатуры, повышение ее роли в системе правоохранительных органов, в деле укрепления законности и охраны прав граждан (в 1994 году был создан Всероссийский федеральный союз адвокатов).

На протяжении многих веков преступность сопровождала развитие общества, а ее причины, такие как ужесточение и распространенность, объясняются биологической склонностью людей к насилию, человеческой жадностью и непризнанием законов, социальными противоречиями в обществе. Поэтому эффективная борьба с преступностью невозможна без усиления гарантии прав личности, которая была вовлечена в уголовное судопроизводство. Осуждение невиновного человека, помимо причинения ему незаслуженных физических и моральных страданий, приводит к тому, что действительный виновник остается безнаказанным и нередко продолжает свою преступную деятельность. Цели и задачи, которые стоят перед адвокатами и их объединениями определяются объективной необходимостью профессиональной защиты естественных и благоприятных прав граждан и юридических лиц. Поэтому можно сказать, что цели и задачи, стоящие пред адвокатурой, ставят не сами адвокаты, а общество. Адвокатура, удовлетворяя запросы общества, обеспечивает его дальнейшее поступательное развитие. Следовательно, можно утверждать, что развитие самого гражданского общества невозможно без самостоятельной и независимой адвокатуры. Обеспечение охраны общества от преступных посягательств, несомненно, согласуется с задачей охраны чести, достоинства, свободы и неприкосновенности интересов личности. Именно поэтому одним из важнейших конституционных принципов является гарантированное право на защиту, позволяющее лицу, права которого нарушены, как самостоятельно, так и с помощью защитника доказывать свою невиновность, либо отстаивать нарушенные права.

Следует заметить, что адвокатура представляет собой особый, не поддающийся четкой классификации общественный институт, соединяющий в себе различные черты профессиональной, общественной, корпоративной и прочей организации. Его функционирование, безусловно, требует особого нормативного регулирования, учитывающего специфику профессиональной правозащитной деятельности.

Адвокатура в Российской Федерации – добровольное самоуправляющееся объединение (сообщество) лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Является одним из институтов правоохранительной системы, призванным на основе закона содействовать охране прав и законных интересов граждан и организаций, осуществлению правосудия, соблюдению и укреплению законности. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами гражданам и организациям:

         консультации и разъяснения по юридическим вопросам, устные и письменные справки по законодательству;

         составление заявлений, жалоб и других документов правового характера;

         осуществление представительства в суде, арбитраже и других государственных органах по гражданским делам и делам об административных правонарушениях;

         участие на предварительном следствии и в суде по уголовным делам в качестве защитников, представителей потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков.

          Нет, не имеет, т.к. это является прерогативой федеральной законодательной власти. Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не дает таких прав областным законодательным органам.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!