Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Конспект по дисциплине «Мировая экономика»»

/ Мировая экономика и международные экономические отношения
Конспект, 

Оглавление

4. Государственное регулирование внешней торговли

 

    1. Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования (применения импортного и экспортного таможенных тарифов) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации. Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Регулирование других видов внешнеэкономической деятельности, в частности международного инвестиционного сотрудничества, производственной кооперации, валютных и финансово-кредитных операций, осуществляется соответствующими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации (ст. 13 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»).

    К числу таких негативных последствий для национальной экономики может быть отнесено следующее:

       продовольственную уязвимость России вследствие критической зависимости страны от импорта продуктов питания;

       возможную технологическую блокаду, опасность которой возрастает из-за отставания России в научно-технической сфере;

       негативное влияние мировых финансовых, в том числе фондовых и валютных, рынков на еще не окрепший финансовый рынок России;

       возможная потеря рынков сбыта в дальнем и ближнем зарубежье и некоторые другие.

    2. Для российских потребителей это обернется с одной стороны повышением цены на импортные товары, а с другой – получением широкого доступа (в связи с меньшим количеством и высокой ценой на импортные товары).

    Для национальных производителей автомобилей это будет возможностью для увеличения своей доли на внутреннем рынке.

    Для иностранных экспортеров это может повлиять на их экономическую политику по отношению к России.

3.

       Необходимость поддержки отечественного автомобилестроения

       Лучшее знание российскими автомобилестроительными компаниями отечественного рынка, условий эксплуатации автомобилей, традиций страны

       Прибыль, полученная отечественными компаниями пойдет на развитие не только автомобильной отрасли, но и в виде налогов позволит улучшить социально-экономическое положение регионов

       Увеличение количества рабочих мест

       Ограничение импорта позволит отечественному покупателю иметь более дешевую продукцию

4. Данное расследование будет направлено против фирмы «Азовсталь», потому что данная организация первая установила дискриминацию цен.


 5. Мировой рынок капиталов и международный кредит

 

    1. Основная цель добиться определенных послаблений в предоставлении кредитов, а также в продвижении российских товаров на западноевропейские и другие рынки. Вступление России в Парижский клуб стран-кредиторов (июнь 1997 г.), а это касается и «Группы-7»  открыло возможности возврата части долгов нашей стране.

2. К ведущим многосторонним валютно-финансовым и кредитным организациям относятся Международный валютный фонд (МВФ), группа Всемирного банка, включающая Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международную ассоциацию развития (МАР), Международную финансовую корпорацию (МФК), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ), Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), а также банк международных расчетов (БМР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Этим организациям принадлежит основная роль в экспорте капитала.

        Внешний государственный долгэто долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг ложится наибольшим бременем для страны, так как необходимо отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг. В качестве правопреемника СССР Россия приняла на себя и обязательства по его долгам (к началу 1992 года внутренний долг достиг размера в 1050 млрд. руб., а внешний долг СССР оценивался в 96,6 млрд. долларов США). Решение проблемы внешнего долга заключалось в выплате западным кредиторам во второй половине 90-х годов ежегодно 15-18 млрд. долларов, однако, учитывая реальное положение дел в экономике страны, такой путь был невыполним. Долговое бремя усугубилось проблемой нехватки финансовых ресурсов для финансирования расходов государства, что обусловило необходимость поиска скорейшего решения этого блока проблем. Россия также является кредитором. Задолженность иностранных государств, перешедшая от СССР, составляет 94 млрд. долл. Должники – Куба, Монголия, Вьетнам, Индия, Сирия, Ливан, Афганистан, Ирак, страны СНГ (Украина должна 2,5 млрд. долл.). Поступления от них – не более 2 млрд. долл. в год (а необходимо около 15 млрд. долл.). Погашение осуществляется традиционными товарами, а Россия уплачивает свои долги в СКВ. На движение официальной задолженности России перед нерезидентами в 1998 г. серьезное влияние оказал финансовый кризис, который в итоге привел к многократной девальвации рубля и существенному утяжелению бремени по обслуживанию внешнего долга. Проблема внешнего долга Российской Федерации может быть решена только путем реструктуризации, а также посредством активного управления с использованием операций «своп» долг/акции и долг/ресурсы. Реструктуризация позволит превратить долг страны в иностранные акции посредством размещения иностранных прямых и портфельных инвестиций. Вторая представляет собой выкуп со скидкой долгов на вторичном рынке и перевод их в обязательства, подлежащие оплате в местной валюте по номиналу или со скидкой. Такие схемы были в свое время успешно применены в странах Латинской Америки. Нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть значительными. Это связано с тем, что погашение государственного внутреннего долга приводит к перераспределению доходов внутри страны. 

 

     3. В последние десятилетия в системе мирохозяйственных связей все большее значение приобретает движение капитала в различных формах. В движении прямых, портфельных и ссудных инвестиций на фоне увеличения экспорта и импорта капитала заметны ежегодные колебания в зависимости от мировой общехозяйственной конъюнктуры. Однако в целом динамика роста зарубежных капиталовложении опережает динамику развития внутренней экономики большинства стран мира. Так, начиная с середины 80-х гг. темп прироста прямых инвестиций в 4 раза превышал рост стоимости мировом ВНП. Если раньше отдельные страны, как правило, являлись либо экспортерами, либо импортерами капитала, то в настоящее время большинство из них одновременно ввозит и вывозит капитал.

    С начала 90-х гг. привлечение иностранных инвесторов становится важнейшей тенденцией международной политики. Импорт предпринимательских инвестиций характеризуется ежегодным колебанием капиталопотоков. Например, в 1990 г. объем мирового импорта прямых инвестиций составлял 194 млрд. долл., в 1995 г. – 180 млрд. долл. Большая часть инвестиций связана с концентрацией капитала, слиянием, приобретением зарубежных компаний, особенно в сфере финансовых услуг, энергетики, средств связи и телекоммуникации, фармацевтики.

    Виды заимствования. Центр тяжести переносится с одних видов заимствования на другие, происходит трансформация механизмов ссудно-заемных операций. Основная часть ресурсов (45–50%) предоставляется в форме облигационных займов на евровалютиых рынках. доля иностранных облигационных займов невелика (10–11%). С середины 60-х годов наметилась тенденция снижения доли банковских займов в общем объеме заимствования. Основной объем кредитования в этом сегменте международного рынка осуществляется через использование синдицированных займов. Примерно в таком же размере используются средства, привлекаемые в виде евронот (вексель).

    Развитие международной кредитной системы определяется мощным стимулирующим воздействием со стороны крупных заемщиков, посредников и инвесторов.

    Крупнейшие заемщики. Основная доля средств международных рынков капитала поглощается заемщиками из стран ОЭСР (40–60%). Крупнейшие среди них корпорации США (27% банковских займов за 1989–1993 гг.), Британии (9%), Канады, Австралии. Доля развивающихся стран в 80-е годы снижалась, где крупнейшими получателями нетто-средств выступали Саудовская Аравия и Мексика.

    В 90-е гг. лидером в импорте предпринимательского капитала среди развивающихся стран и стран с переходной экономикой является Китай, в его экономику в 1993 г. было вложено 27 млрд. долл., в 1994 г. – 36, в 1995 г. – свыше 38 млрд. долл.

    С середины 80-х годов к заимствованию на международных рынках ссудного капитала стали активно прибегать бывшие социалистические страны Европы, однако их доля невелика – в пределах 0,5–1,5%.

    Странам Центральной и Восточной Европы, а также странам СНГ за период с 1991 по 1995 г. удалось привлечь около 64 млрд. долл. (в том числе 22 млрд. в 1995 г.) иностранных инвестиций, которые вложены в 2500 проектов; ежегодный приток капитала в этих странах составляет около 2,6% мирового импорта предпринимательских инвестиций. В Венгрию в 1995 г. поступило 3,5 млрд. долл. иностранных инвестиций, Польшу – 2,5, Чешскую Республику 2,4 млрд. долл. Рост притока иностранного капитала в этих странах сопровождался ростом ВВП.

    Крупнейшие кредиторы. Основными кредиторами на международных рынках ссудного капитала также выступают промышленно развитые капиталистические страны, среди которых крупнейшим экспортером является Япония. Среди других кредиторов выделяются Швейцария, Нидерланды, Германия. Западные кредиторы с большой степенью осторожности анализируют возможности предоставления кредитов и займов. Фактор платежеспособности остается одним из серьезных ограничителей предоставления финансовых ресурсов. Дисциплина международных рынков ссудного капитала ограничивает эффективный спрос на капитал со стороны развивающихся стран. Чистый приток туда капитала остается умеренным. Развивающиеся страны все активнее выступают на рынках ссудного капитала в качестве кредиторов. В 90-е годы наибольшая доля кредитов приходилась на Тайвань и КНР.

В импорте капитала усилилась тенденция к повышению удельного веса развивающихся стран, включая страны с переходной экономикой, данный показатель возрос с 17% в 1989 г. до 42% в 1993 г. и до 48% в 1995 г. При этом удельный вес беднейших стран сокращается. В 1995 г. на их долю пришлось лишь 0,1% мирового импорта капитала. Больше половины капиталовложений приходится на промышленно развитые страны. В 1995 г. крупнейшими мировыми импортерами капитала были США (60 млрд. долл.), Великобритания (30 млрд. долл.), Франция (20 млрд. долл.) и Германия (9 млрд. долл.). С конца 80-х гг. страны Европы по совокупному размеру ежегодного импорта капитала опережают США. По накопленному объему инвестиций ведущее место занимают также промышленно развитые страны (по состоянию на 1995 г.): США – 638 млрд. долл., Великобритания – 297, Франция – 152, Канада – 140, Нидерланды – 98, Австралия – 94, Германия – 83 млрд. долл. Небольшой импорт капитала в Японии – 4,2 млрд. долл. за 1995 г. и 35-40 млрд. долл. накопленный за 1950-1995 гг. Это результат опоры японской экономики на собственные финансовые и технологические ресурсы, политики протекционизма в отношении национальных предпринимателей. Аналогичную политику проводит и правительство Южной Кореи.

    Глобальная учетная ставка. Усиливающаяся интернационализация рынков капитала предполагает использование единой синтетической глобальной учетной ставки, которая представляет среднеарифметическую взвешенную ставку. Как краткосрочные, так и долгосрочные глобальные учетные ставки были значительно выше в 80–90-е годы по сравнению с предыдущими двумя десятилетиями. В 70-е годы ставки резко понизились. Долгосрочные глобальные учетные ставки составляли в среднем 3% в 60-е годы, во второй половине 70-х годов они понизились до 0,5%, а затем повысились до 4,75%. Краткосрочные реальные ставки в 1960–1972 гг. составляли 1,25%, в 1973–1980 гг. они понизились до отрицательной величины 1,25%, а затем повысились до 4%, что произошло под влиянием роста ставок в крупнейшем дебиторе мира – США.

    Ряд эконометрических расчетов показывает, что увеличение государственного долга объясняет основной сдвиг в учетных ставках. В 1960–1972 гг. валовой государственный долг в среднем составлял 45% ВВП, свыше 55% – в 1981–1993 гг. и в последние годы – свыше 70% ВВП. Этот сдвиг, как считают, может объяснить примерно 4/5 увеличения реальных краткосрочных ставок и примерно 3/4 увеличения долгосрочных ставок по ценным бумагам. В среднем каждый пункт увеличения в норме мирового государственного долга вызывает увеличение реальных долгосрочных ставок примерно на 14 пунктов, а в отношении краткосрочных / учетных ставок – от 50 до 75 пунктов.

    На величину учетных ставок влияет также уровень прибыли. Увеличение нормы прибыли на основной капитал с 3,5% в среднем в 1960–1972 гг. до 7,5% в 1980–1993 гг. может объяснить повышение учетных ставок по краткосрочным и долгосрочным сделкам примерно на 20 пунктов. Повышение нормы прибыли объясняет относительный недостаток капитала. Производительность и прирост реального дохода были ниже в последние десятилетия частично из-за более низкой нормы капиталовложений. Увеличение реальных учетных ставок произошло в период, когда большинство развивающихся стран выталкивалось с международных рынков капитала в связи с кризисом международной задолженности и их сложными внутрихозяйственными проблемами. 

 

4.

Динамика и размеры иностранных инвестиций

    Россия по импорту капитала занимает весьма скромное место в мире, но при этом прослеживается тенденция роста. Ежегодные капиталовложения выросли с 0,4 млрд. долл. в 1991 г. до 2,8 млрд. долл. в 1995 г. Наибольший объем годовых инвестиций зафиксирован в 1993 г. – 2,9 млрд. долл. В 1996 г. – около 4 млрд. долл. Накопленный же объем иностранных инвестиций в экономику России к середине 1996 г., составлял 10,7 млрд. долл. (примерно 15-е место в мире). На ее долю приходилось около 1% общего объема мировых прямых зарубежных инвестиций.

    Помимо долларовых инвестиций иностранные компании с 1994 г. начали осуществлять капиталовложения в российских рублях, что свидетельствует, с одной стороны, об укреплении курса национальной валюты, а с другой – о начале реинвестирования прибыли, полученной иностранными инвесторами от предпринимательской деятельности в нашей стране. Объем рублевых капиталовложений иностранных фирм составил в 1994 г. – 84 млрд. руб., в 1995 г. – 851 млрд. руб. и в первой половине 1996 г. – 687 млрд. руб. Большая часть (8%) их в 1996 г. приходилась на прямые инвестиции, в которых в свою очередь доминировали взносы в уставные фонды совместных предприятий.

Основные виды инвестиций

    Наша страна привлекает капитал в форме прямых и портфельных инвестиций, в виде ссудных капиталовложений и путем размещения облигационных займов на международном рынке капиталов. Несмотря на снижение удельного веса прямых инвестиций в общем размере иностранных капиталовложений в нашу экономику до 27,7% в первой половине 1996 г., по сравнению с 1991 г., эта форма привлечения капитала остается доминирующей.

    Прямые инвестиции (как в свободно конвертируемой, так и в национальной валюте), обеспечивающие иностранным инвесторам право на управление предприятием, представляют собой преимущественно взносы в уставные фонды совместных предприятии и кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий. На середину 1996 г. накопленный объем прямых иностранных инвестиций составлял около 8 млрд. долл. и примерно 3 трлн. руб.

    С приватизацией государственной собственности, акционированием предприятий в стране созданы предпосылки для иностранных портфельных капиталовложений. В 1991 -1993 гг. объем портфельных инвестиций оценивался в 60 млн. долл. С 1994 г. прослеживается тенденция к увеличению их импорта в Россию. Максимального уровня объем заказов западных фирм на покупку акций российских приватизированных предприятии достиг в августе 1994 г., составив 500 млн. долл.

    В настоящее время для западных инвесторов данная форма капиталовложений в нашу экономику относится к рисковым инвестициям. По оценкам западных брокерских фирм, иностранные инвесторы, которые ранее приобрели акции российских приватизированных предприятий, потеряли на конец 1998 г. около 75% вложенных сумм из-за падения курсовой стоимости этих ценных бумаг. Но портфельные инвестиции остаются одной из наиболее прибыльных и перспективных форм капиталовложений в отдельные отрасли нашей экономики, прежде всего в связь, телекоммуникации, пищевую, деревообрабатывающую, цементную.

    По данным статистики, в первой половине 1996 г. объем зарубежных портфельных инвестиций составил 20,4 млн. долл. и 5,2 млрд. руб. Большая часть валютных инвестиции приходилась на вложения в краткосрочные долговые ценные бумаги, а рублевые инвестиции направлялись преимущественно на покупку акций российских компаний.

    В последние годы в мировой экономике прослеживается тенденция к росту привлечения капитала в ссудной форме. Экспорт ссудного капитала осуществляется как по государственной, так и по частной линии, на льготных и коммерческих условиях. Это государственная помощь, кредиты на осуществление конкретных инвестиционных проектов, техническая помощь, экспортные кредиты, облигационные займы и др. Большая часть ссудных инвестиций приходится на международные финансовые организации, крупные банки, национальные фонды экономического сотрудничества с зарубежными странами и др. Более жесткие условия займов и кредитов предлагают частные банки и государственные организации при кредитовании экспортных поставок. С точки зрения коммерческих условий (срок кредита, льготный период, уровень процентной ставки), наиболее предпочтительны кредиты международных финансовых организаций и двусторонняя помощь развитию. С учетом этого строится привлечение ссудных инвестиций нашим государством.

    В июне 1992 г. Россия вступила в Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Кредитное сотрудничество МБРР со странами-заемщиками строится на основе утверждаемой для каждой страны стратегии (Country Assistant Strategy – САS). Ныне действующая стратегия для России была принята в июне 1995 г.; она предусматривает возможность получения ежегодно 6-7 кредитов на сумму от 1,2 – 1,5 млрд. долл. На начало 1996 г. между Россией и МБРР было подписано 20 соглашений о займах для финансирования проектов в различных секторах экономики, 17 из них на общую сумму 4,2 млрд. долл. вступили в действие.

    Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) – единственная международная финансовая организация, членом и одним из учредителей которой был СССР. Официально банк приступил к операциям в апреле 1991 г. деятельность его направлена на содействие структурной перестройке экономики в государствах Восточной Европы, России и других странах СНГ. К приоритетным направлениям деятельности банка относится содействие приватизации, объединению энергетических, транспортных и телекоммуникационных сетей Европы, реформе банковских систем, защите окружающей среды. Мандат ЕБРР предусматривает преимущественное (не менее 60%) направление его финансовых ресурсов на поддержку деятельности негосударственных коммерческих структур, причем проекты такого рода должны осуществляться без государственных гарантий. Размер акционерного капитала ЕБРР составляет 10 млрд. экю (свыше 13 млрд. долл.). Квота России определена в 40 тыс. акций, или 4% оплаченного капитала (около 150 млн. долл.), что позволяет иметь своего представителя в совете директоров банка. Стратегией деятельности банка в отношении России определены: содействие развитию промышленных предприятий; поддержка финансового сектора; разработка энергетических ресурсов; поддержка инфраструктурных объектов. К началу 1995 г. правлением банка одобрен 41 инвестиционный проект с общей суммой капиталовложений в размере 1,2 млрд. долл. С учетом выделения средств другими международными финансовыми организациями, на финансирование этих проектов потребуется в совокупности до 3 млрд. долл.

    В Международный валютный фонд (МВФ) Россия вступила в 1992 г., а в 1993 г. получила первый кредит на поддержку экономических реформ в размере 1,5 млрд. долл. Средства были использованы для финансирования дефицита государственного бюджета и создания золотовалютных резервов. В 1995 г. Россия получила от МВФ резервный стабилизационный кредит в размере 6,3 млрд. долл., средства которого также были использованы для финансирования дефицита государственного бюджета и пополнения валютных резервов. В 1996 г. была согласована сумма кредита – 10,2 млрд. долл.

    Международная финансовая корпорация (МФК) – независимый член МБРР, работает на микроуровне, финансируя негосударственные программы, непосредственно отдельные предприятия, компании, банки и др. Россия официально вошла в МФК в апреле 1993 г. Начало деятельности Корпорации в России положили проекты финансирования предприятий нефтегазовой промышленности: кредит в размере 70 млн. долл. – на разработку Ардалинского нефтяного месторождения в Тимано-Печорском регионе (60 млн. долл.) и увеличение производительности существующих нефтяных и газовых скважин, внедрение методов разделения скважин по фракциям нефти в Томской обл. (10 млн. долл.). В середине 1994 г.  МФК открыла кредитную линию в размере 15 млн. долл. Международному московскому банку для кредитования малых и средних предприятий.

    Появляется новая форма привлечения иностранного капитала – выпуск и размещение еврооблигаций (евробондов). Еврооблигации служат тем же целям, что и Государственные казначейские облигации (ГКО) и Облигации федерального займа (ОФЗ), с их помощью финансируется дефицит государственного бюджета. Привлечение финансовых ресурсов путем эмиссии еврооблигаций значительно выгоднее для России, чем выпуск ГКО и других видов долговых обязательств для внутренних инвесторов. Выпуск еврооблигаций является одним из способов снижения страхового риска для иностранных инвесторов. Объем первого выпуска еврооблигаций может составить 500 млн. долл., с фиксированной ставкой и сроком обращения. В 1997 г. планируется привлечь с европейского рынка капиталов примерно в сумме 1,3 млрд. долл.

Отраслевое и региональное распределение инвестиций

    В 1994 г. произошло радикальное изменение структуры иностранных инвестиций. В нашу экономику было вложено около 2 млрд. долл., в основном в топливно-энергетический комплекс – 49,5% (521,7 млн. долл.). Остальная часть – 9,8% (103,0 млн. долл.) – в торговлю и общественное питание, 5,6% (5,9 млн. долл.) – в строительство, 4,7% (49,5 млн. долл.) – в целлюлозно-бумажную промышленность, 4,3,% (43,4 млн. долл.) – в машиностроение и металлообработку, 26,1% (276,7 млн. долл.) – прочие отрасли.

    На топливно-энергетический комплекс приходится и большая часть всех ссудных инвестиций, накопленный объем которых превышает 8 млрд. долл. В эту отрасль привлечено кредитов “Эксимбанка” СШA на сумму 4,5 млрд. долл., Мирового банка – 2,6 млрд. долл. и “Эксимбанка” Японии – на 1 млрд. долл.

    Отраслевое распределение зарубежных вложений в экономику России в 1995 г. свидетельствует об определенной диверсификации сферы приложения иностранного капитала и изменении приоритетов для инвесторов. Впервой половине 1996 г. на первое место в отраслевом распределении иностранных инвестиций вышли кредитно-финансовая сфера и страхование (27,3%), на долю пищевой промышленности приходилось 7,9%, топливно-энергетического комплекса – 7,8, торговли и общественного питания – 6,7, машиностроения и металлообработки – 5, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности – 4,6, науки и научного обслуживания – 1,1, строительства – 0,5%.

    В последние годы повышенный интерес проявляют иностранные инвесторы к вложению капитала в развитие средств связи и телекоммуникаций. В настоящее время на рынке средств связи наблюдается своеобразный бум. По количеству крупных проектов в области телекоммуникаций мы опережаем страны мира. Иностранные инвестиции в развитие телекоммуникационных систем составили: в1993 г. – 300 млн. долл., в 1994 г. – 500 млн. долл., в 1995 г. -512 млн. долл., в 1996 г. – 750 млн. долл.

    Анализ регионального распределения импорта иностранного капитала показывает, что наиболее привлекательными в 1993 г. были: Москва – (26,2%), Красноярский край (14,2%), Омская обл. (8,1%), Архангельская обл. (7,9%), Еврейская автономная обл. (5,9%), Республика Марий Эл (5,0%), Белгородская обл. (4,1%), Республика Коми (3,6%). В 1995 г. сохранилась тенденция к концентрации иностранных инвестиций в столице, доля Москвы в общем объеме иностранных капиталовложений увеличилась до 56,6%, в то время как в других регионов – сократилась, составив: Тюменская обл. – 4,6%, Республика Татарстан – 4, Нижегородская обл. – 2,9, Самарская обл. – 2,6, Санкт-Петербург – 2,4, Сахалинская обл. – 2,1, Томская обл. – 1,9%.

    Обращает на себя внимание и другой аспект регионального распределения зарубежных капиталовложений. Практически все регионы, объявившие о создании свободных экономических зон, не входят в число приоритетных для иностранных инвесторов, поскольку объявление этих зон не подкрепляется реальными правовыми гарантиями и экономическими стимулами для зарубежных вкладчиков.

    Основной организационной формой деятельности иностранного капитала являются совместные предприятия. Наибольшее количество совместных предприятии создано с участием капитала из промышленно развитых стран, прежде всего США (1433), Германии (1141), Великобритании (557). Сумма вкладов иностранных участников в акционерный капитал совместных компаний на середину 1995 г. составила около 3,5 млрд. долл. доля иностранного капитала в совместных предприятиях равняется в среднем 35-45%, прослеживается тенденция к росту, что связано с льготами при налогообложении.

    Законодательством предусмотрено создание отделений и филиалов иностранных компаний, которые регистрируются как российские, но со 100%-ным иностранным капиталом. По такому принципу к концу 1996 г. функционировало 14 отделений зарубежных коммерческих и государственных банков.

Основные инвесторы

    К концу 1996 г. зарегистрированы иностранные инвестиции из 65 стран мира. В Государственный реестр было внесено около 3 тыс. совместных российско-американских компаний, или 17% общего количества зарегистрированных предприятий с участием иностранного капитала. В 1995 г. американские фирмы вложили в нашу экономику в форме прямых и портфельных инвестиций 813 млн. долл., в первой половине 1996 г. – 510 млн. долл. Накопленный объем американских инвестиций в российскую экономику оценивается в 2,7 млрд. долл. Приоритетными сферами вложения американского капитала служат: добыча и переработка нефти, пищевая промышленность, машиностроение, легкая промышленность, производство строй материалов, переработка сельскохозяйственной продукции, транспорт. Участвует он также в конверсии предприятий оборонных отраслей, предоставлении информационных и консультационных услуг.

    На втором месте – немецкие фирмы, которые вложили в 1995 г. 293 млн. долл., а в первой половине 1996 г. – 132 млн. долл. Накопленный объем немецких инвестиций оценивается примерно в 1 млрд. долл. У нас зарегистрировано около 1200 совместных предприятий с участием немецкого капитала. Половина совместных фирм расположены в Москве и Санкт-Петербурге, приоритетны для них также Калининград и Краснодар. Большая часть российско-германских СП работает в промышленности (36,9%), торговле и общественном питании (31,4%), транспорте (17,2%), строительстве (6,9%), сельском хозяйстве (4,2%). Число занятых достигает 280 тыс. человек. На долю совместных предприятий приходится примерно 10% товарооборота России с Германией. Более 15% экспорта российско-германских СП направляется в Германию, половина поставок приходится на топливно-сырьевые ресурсы.

Влияние иностранных инвестиции на экономику принимающих стран

    Зарубежные капиталовложения пока не стали катализатором экономического роста страны. Их удельный вес в общем объеме внутренних долгосрочных капиталовложении остается незначительным: 2% в 1993 г. 6 – 1995 г., до 10% в 1996 г., а к концу 1997 г. возрастет до 15 с лишним процентов. Доля продукции, выпускаемой на предприятиях с участием иностранного капитала, в общем объеме промышленного производства возросла лишь с 3% в 1993 г. до 5% в 1995 г.

    Уровень производительности труда на предприятиях с участием иностранного капитала, по подсчетам специалистов, существенно выше, однако из-за малого числа СП их влияние на общий уровень производительности труда в промышленности незначителен. В объеме российского экспорта удельный вес продукции выпускаемой на предприятиях с участием иностранных инвестиций в 1995 г. не превышал 8%, а в импорте составлял 15%. В Китае в том же году стоимость экспорта продукции предприятий с участием иностранного капитала достигла 21,2 млрд. долл. – 274% валютных поступлений страны, в 1996 г. – около 40,9%.

    5.

    На протяжении 90-х гг. Россия относилась к странам с наиболее высокой степенью риска для иностранных инвесторов, занимая примерно 120-е место в мире. В зависимости от факторов, определяющих инвестиционный климат, регионы страны можно разбить на три группы:

   с относительно благоприятным инвестиционным климатом, максимальной деловой активностью, высокими темпами формирования новых экономических структур: Москва и Санкт-Петербург, области – Калужская, Московская, Тульская, Ярославская, Ростовская, Свердловская, Нижегородская, Волгоградская, Самарская, Челябинская и Тюменская, Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Якутия (Саха), Красноярский край. На них приходится около 80% всех иностранных инвестиций;

        регионы промежуточного типа, с менее благоприятным инвестиционным климатом, невысокой деловой активностью, средними темпами экономических преобразований. Эта группа самая многочисленная, в нее входит почти половина регионов России, в том числе: области – Белгородская, Оренбургская, Новосибирская, Камчатская, Вологодская, Мурманская, Тверская, Липецкая, Омская, Томская, Амурская, Магаданская, Приморский край, Краснодарский край, Республика Коми, Удмурдская Республика, Республика Дагестан;

        регионы с неблагоприятным инвестиционным климатом, минимальной деловой активностью, низкими темпами формирования Новых экономических структур. Группу составляют примерно 15 регионов, в том числе области центрально-Черноземного района, республики Северного Кавказа, Республика Калмыкия, Республика Тыва, Чукотский автономный округ, Республика Алтай, Еврейская автономная область.

    Экспортные возможности мирового рынка прямых инвестиций составляют в среднем около 200 млрд. долл. для преодоления кризисных явлений и поддержания реформ в российской экономике, по различным оценкам, необходимо ежегодно от 15 до 20 млрд. долл., то есть следовало бы перераспределить в пользу России примерно десятую часть всего потока международных предпринимательских инвестиции.

    Но чтобы получить эти средства, России придется конкурировать на достаточно узком сегменте рынка прямых капиталовложений со странами, которые имеют значительно более благоприятный инвестиционный климат. Многие конкуренты России на мировом рынке капитала уделяют большое внимание либерализации внутренних инвестиционных процессов, тем самым привлекая предпринимательские капиталовложения.

    Без либерализации у нас инвестиционного законодательства и кардинального улучшения общего инвестиционного климата возможность переориентации в нашу пользу части мировых капиталовложений представляется маловероятной. Достаточно благоприятные перспективы у нас на привлечение займов и кредитов международных финансовых организаций. В частности, в последующие два года страна могла бы рассчитывать на получение от МБРР еще 4,6 млрд. долл. При этом приоритет будет отдаваться топливно-энергетическому и агропромышленному комплексам, объектам инфраструктуры и экологическим проектам. Программа включает 24 займа для финансирования различных проектов на общую сумму около 6,3 млрд. долл. (в среднем по 8 займов на сумму около 2,1 млрд. долл. в год) и предусматривает возможность внесения корректировок относительно объема и сроков реализации некоторых проектов по согласованию с банком.

    Краткосрочные перспективы иностранных портфельных вложений в акции российских приватизированных предприятий невысоки. Пока еще не созданы работающая структура цивилизованного фондового рынка, соответствующая нормативно-правовая база, депозитарно-клиринговые компании, специализированные компании-регистраторы, автоматизированная система внебиржевой торговли ценными бумагами и др. Однако долгосрочные перспективы для роста портфельных инвестиций можно оценить как хорошие, учитывая высокую прибыльность таких капиталовложений. В ближайшие годы следует ожидать роста притока иностранных финансовых ресурсов в форме облигационных займов, которые будут размещаться в крупнейших мировых финансовых центрах.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2020 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!