Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Конспект по дисциплине «Конституционное право России»»

/ Конституционное право
Конспект, 

Оглавление

Тема 14. Разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее частями

 

   1. В ведении Российской Федерации находятся: принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территории РФ; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, гражданство в РФ, регулирование и защита прав национальных меньшинств, установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов власти, федеральная государственная собственность и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социальном, культурного и национального развития РФ; установление правовых основ едином рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе, внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ, вопросы войны и мира; внешние экономические отношения РФ; оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушном пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ; судопроизводство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительское законодательство, амнистия и помилование граждан, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности, федеральное коллизионное право; метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени, геодезия и картография, наименование географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет; государственные награды и почетные звания РФ; федеральная государственная служба.

    2) В совместном ведении Российской федерации и субъектов Российской федерации находятся обеспечение соответствия Конституции и законов республик, уставов других субъектов Федерации, Конституции и законов Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина; защита национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; вопросы владения, пользования и распоряжения землей, ведрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ; природопользование. охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения защита семьи, материнства отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; административное, жилищное законодательство; земельное, водное, лесное законодательство; законодательство о недрах, об охране окружающей среды; трудовое‚ семейное законодательство осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат защита исконной сферы обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; координация международных и внешнеполитических связей субъектов Российской федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

    3) И, наконец, Конституция РФ закрепляет полноту субъектов федерации по вопросам, находящимся вне ведения РФ (то есть первой группе вопросов) и вне предметов совместного ведения (вторая группа вопросов). Конституция не конкретизирует предметы ведения и полномочий субъектов федерации. Такое положение вещей позволяет наиболее полно реализовать положительные стороны федеративного устройства с точки зрения прав субъектов. Ведь все, что выходит за рамки компетенции центра или предметов совместном ведения, уже не может служить объектом для притязаний со стороны общефедеральных органов государственной власти. С другой стороны, опасения по поводу чрезмерного усиления прав субъектов излишни, поскольку индивидуальное разграничение осуществляется в рамках конкретных договоров между Российской Федерацией и ее субъектами, возникших в период “парада суверенитетов”, и которые дают возможность снять множество проблем между центром и регионами и открывают новые перспективы в политическом и социально-экономическом развитии как отдельных субъектов Российской Федерации, так и в целом всей страны.

    2. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектами возможно только на основе Конституции, федеративного договора и иных договоров по этим вопросам. Это положение включено в число основ конституционного строя (ч. 3 ст. 11 Конституции), оно призвано воспрепятствовать решению проблемы разграничения в неправовых формах или путем произвольного принятия законов, а также постановлений исполнительной власти. Здесь самый чувствительный нерв федерализма и одновременно залог стабильности власти на всей территории Федерации.

    Отнесение Конституцией тех или иных вопросов к числу предметов ведения Федерации означает установление исключительной компетенции федеральных органов (Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства РФ). Эти и только эти органы вправе издавать по перечисленным вопросам присущие им правовые акты (законы, указы, постановления), осуществляя нормативное регулирование и текущее управление. Предметы ведения, таким образом, это и сферы полномочий федеральных органов государственной власти, в которые не вправе вмешиваться органы государственной власти субъектов федерации.

  3. Идея делегирования полномочий субъектами Центру и наоборот впервые была юридически оформлена Федеративным договором от 31 марта 1992 г. Однако в новой Конституции право участников федеративных отношений заключать соглашения о взаимном делегировании полномочий по сравнению с Федеративным договором существенным образом скорректировано. Если раньше в качестве субъектов этого права назывались органы государственной власти Федерации и ее субъектов, то теперь только органы исполнительной власти. Однако, несмотря на это, уже после принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. подписан ряд договоров между Россией и ее субъектами о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий органов государственной власти. Это, в частности. Договор Российской Федерации и Республики Татарстан “О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан” от 15 февраля 1994 г., Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Калининградской области от 12 января 1996 г., Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Свердловской области.

    Взаимная передача Федерацией и ее субъектами своих полномочий в сфере исполнительной деятельности служит средством децентрализации властных функций в разумных пределах без ущерба для управляемости страной. Это договорный способ перераспределения полномочий между Федерацией и ее субъектами. Возможность передачи своих полномочий служит формой выражения равноправия участников федеративных отношений и направлена на выравнивание различий между регионами по уровню жизни и условиям экономического развития.

    Договоры между органами исполнительной власти Федерации и ее субъектов о передаче полномочий не имеют учредительного характера. Перераспределение может касаться только тех полномочий, которые уже закреплены Конституцией Российской Федерации и конституциями, уставами ее субъектов. Передача полномочий:

·       затрагивает сферу совместного ведения Федерации и ее субъектов (верхний предел делегирования ориентирован на исключительные полномочия федеральных органов исполнительной власти);

·       касается только одной ветви власти – исполнительной;

·       допускается только на определенное время, т.е. не может иметь постоянного характера, ибо это привело бы к неконституционному перераспределению полномочий между Федерацией и ее субъектами;

·       требует взаимного согласия сторон;

·       предполагает контроль за реализацией делегированных полномочий.

    Путем заключения соглашений (договоров), не противоречащих Конституции Российской Федерации, Федеративному договору, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституциям и законодательству республик, уставам и другим нормативным правовым актам краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, могут быть урегулированы конкретные вопросы перераспределения полномочий между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектами по предметам совместного ведения.

    Взаимная передача полномочий корреспондирует с взаимными обязанностями и взаимной ответственностью органов исполнительной власти Федерации и ее субъектов.

    Взаимную передачу полномочий между органами исполнительной власти Федерации и ее субъектов нельзя рассматривать как ограничение самостоятельности участников федеративных отношений. Двусторонние договоры о перераспределении полномочий органов исполнительной власти между Федерацией и ее субъектами не являются договорами об определении статуса Федерации и ее субъектов. Их нельзя приравнивать также к межгосударственным договорам и соглашениям; они не подлежат ратификации, как это предусмотрено п. “ш” ст. 74 Конституции Северной Осетии-Алании.

    На основе Конституции Российской Федерации, которая закрепляет принципы разграничения полномочий между Центром и субъектами Федерации, возможны двусторонние договоры и соглашения между участниками федеральных отношений. Так, в Договоре о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Калининградской области от 12 января 1996 г. закреплено, что в целях разграничения полномочий между органами исполнительной власти Калининградской области по предметам совместного ведения, установленным ст. 72 Конституции Российской Федерации и определенным настоящим Договором, органы исполнительной власти Российской Федерации и органы исполнительной власти Калининградской области заключают соглашения о разграничении полномочий по отдельным предметам совместного ведения.

Соглашения о разграничении полномочий по предметам совместного ведения могут быть подписаны в любое время после подписания Договора и являются неотъемлемой составной частью настоящего Договора.

    Договорная практика перераспределения полномочий между органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти приводит к гибкой модели федерализма, позволяет согласовывать интересы Федерации в целом и каждого субъекта в отдельности.

    Договоры между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, равно как и договоры между органами государственной власти субъектов, подлежат правовой оценке Конституционного Суда Российской Федерации с позиций их соответствия федеральной Конституции (п. “б”, “в” ст. 3 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации” от 24 июня 1994 г.).

    4. Принципиальное отличие правового статуса республик в сравнении с правовым статусом иных субъектов Российской Федерации заключается в том, что конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации характеризуется прежде всего тем, что республика является государством в составе Федерации, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Государственная власть республики исходит от ее народа, реализовавшего свое право на самоопределение в форме государства в составе Российской Федерации.

 


Тема 15. Избирательное право в Российской Федерации

 

    1. Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

       Всеобщим является такое избирательное право, когда все взрослые граждане имеют право участвовать в выборах. Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, праве избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации и иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной. власти субъектов Российской Федерации, быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местном самоуправления. Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности языка, происхождения, имущественном и должностного положения места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или граждане, содержащиеся а местах лишения свободы по приговору суда. Законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением им определенного возраста или со сроком его проживания на определенной территории Российской Федерации (соответственно уровню проводимых выборов). Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года при выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации 30  лет при выборах главы исполнительного органа государственной власти (Президента) субъекта Российской Федерации и 21 года при выборах главы местного самоуправления, сроки обязательного проживания на указанной территории не могут превышать одного года. Ограничения, связанные со статусом депутата, в том числе с невозможностью находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми aктами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Выборы, проводимые в Российской Федерации, являются равными. Это означает, что каждый избиратель имеет один голос и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Таким образом только при наличии этих двух элементов выборы могут считаться равными. Первый элемент равного избирательного права – наличие у каждого избирателя только одного голоса – обеспечивается тем, что избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей; он голосует лично и для получения избирательного бюллетеня требуется предъявление документа, удостоверяющего личность избирателя, а в списке избирателей делается отметка о выдаче избирательного бюллетеня. Другой элемент равного избирательного права – участие в выборах на равных основаниях – обеспечивается тем, что ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другим избирателем (например, организуются равные по количеству населения избирательные округа в соответствии с нормами представительства) а избирательные права всех российских граждан в равной мере охраняются законом. Выборы в Российской Федерации являются прямыми. Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно. Прямое избирательное право отличается от непрямого, которое может быть двух видов – косвенным и многостепенным. При косвенном избирательном праве избиратели выбирают выборщиков, которые, в свою очередь, избирают представителей или каких-либо иных лиц.

    2. Участие в голосовании должно рассматриваться как важный гражданский долг, однако борьба с абсентеизмом (т.е. неучастием граждан в выборах) не должна носить насильственный характер (как, например, в Австрии, Бельгии, Италии, странах Латинской Америки, где участие в голосовании является обязательным). Здесь необходимы меры воспитательной работы, а также совершенствование всей общественно-политической системы, заинтересованность избирателей в итогах и последствиях выборов.

    3. Согласно ч.1 ст. 32 Конституции РФ: Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

    Статья посвящена политическим правам граждан. В ч. 1 статьи раскрывается в наиболее общем виде сущность основного политического права граждан: участвовать в управлении делами государства. Управление делами государства охватывает деятельность всех его органов, в том числе органов государственной власти, управления, суда. Это право реализуется через более конкретные права, которые излагаются в ч. 2, 4, 5 статьи.

    Указанное политическое право связано с обладанием гражданством, поскольку само гражданство – это устойчивая правовая связь лица с государством. Только признавая за гражданами право на участие в управлении делами государства, само государство может притязать на добровольное соблюдение гражданами его установлений. Иностранные граждане этим не обладают.


Тема 16. Избирательная система и избирательный процесс

 

    1. Данная модель была воспринята под влиянием западной избирательной системы. Главным достоинством мажоритарного представительства является учет мнения большинства избирателей определенного округа при формировании органов государственной власти. Выборы по мажоритарной системе предопределяют господство нескольких крупных партий, которые могут сформировать стабильные правительства, что способствует стабильности политической системы общества в целом. Из достоинств мажоритарной системы вытекают ее недостатки, являясь их продолжением. Основным недостатком этой системы является то, что она не полностью выражает политическую волю населения. Может теряться, не учитываться практически 49 процентов голосов избирателей, если нет, разумеется, подавляющего перевеса победившей партии. Тем самым нарушается принцип всеобщности избирательного права, поскольку голоса, поданные за кандидатов, потерпевших поражение, пропадают. Избиратели, голосовавшие за них, лишаются возможности провести своих представителей в выборные органы. Так, элементарный расчет показывает, что в Беларуси для избрания кандидату достаточно получить лишь 26 процентов голосов избирателей, ибо если на избирательные участки придут немногим более 50 процентов избирателей и немногим более половины из них проголосуют за кандидата, то в результате он получит голоса всего лишь четверти избирателей Интересы остальных 74 процентов в выборном органе представлены не будут. Мажоритарная система не дает адекватного соотношения между поддержкой, которую получает партия в стране, и числом ее представителей в парламенте. Небольшая партия, имеющая большинство в нескольких избирательных округах, получит несколько мест, а крупная партия, рассредоточенная по всей стране, не получит ни одного места, хотя за нее проголосовало больше избирателей. Вполне типична ситуация когда партии набирают примерно равное число голосов избирателей, но получают различное количество депутатских мандатов. Иными словами, мажоритарная система не ставит вопрос о том, насколько полно политической состав избранных органов власти соответствует политическим симпатиям населения. Это прерогатива пропорциональной избирательной системы.

   2. Для того чтобы воля народа служила основой власти правительства, государство должно:

– проводить выборы с разумной периодичностью, как это установлено законом;

– допускать, чтобы все мандаты по крайней мере в одной палате национального законодательного органа были объектом свободной состязательности кандидатов в ходе всенародных выборов;

– гарантировать взрослым гражданам всеобщее и равное избирательное право;

– обеспечивать, чтобы голосование проводилось тайно или применялась равноценная процедура свободного голосования и чтобы подсчет голосов и сообщение о нем были честными, а официальные результаты были опубликованы;

– уважать право граждан добиваться политических или государственных постов в личном качестве или в качестве представителей политических партий или организаций без дискриминации;

– уважать право отдельных лиц и групп создавать в условиях полной свободы свои политические партии или другие политические организации и предоставляют таким политическим партиям и организациям необходимые юридические гарантии, позволяющие им соревноваться друг с другом на основе равенства перед законом и органами власти;

– обеспечивать, чтобы закон и государственная политика обеспечивали проведение политических кампаний в атмосфере свободы и честности, в которой никакие административные действия, насилие или запугивание не удерживали бы партии и кандидатов от свободного изложения своих взглядов и оценок, а также не мешали бы избирателям знакомиться с ними и обсуждать их или голосовать свободно, не опасаясь наказания;

– обеспечивать, чтобы не устанавливались какие-либо юридические или административные барьеры для беспрепятственного доступа к средствам массовой информации на недискриминационной основе для всех политических группировок и отдельных лиц, желающих принять участие в избирательном процессе;

– обеспечивать, чтобы кандидаты, получившие необходимое число голосов, определенное законом, надлежащим образом вступали в должность и могли оставаться в должности до истечения срока своих полномочий или до их прекращения иным образом, который регулируется законом в соответствии с демократическими парламентскими и конституционными процедурами.

  3. Избирательный процесс, т.е. деятельность по подготовке и проведению выборов, проходит несколько стадий, последовательно сменяющих одна другую от момента назначения даты выборов до объявления о результатах голосования. Это и есть избирательный процесс, представляющий собой сложную систему правоотношений, в которых участвуют избиратели, средства массовой информации, политические партии, общественные организации и государственные органы по проведению выборов.

Основные стадии избирательного процесса жестко регулируются законодательством и другими нормативными правовыми актами. Это объясняется необходимостью исключить чей бы то ни было волюнтаризм, способный порождать конфликты и задержки в развитии процесса. Демократические выборы проходят под пристальным наблюдением общественности, которая весьма болезненно реагирует на любые отступления от законности.

1. Составление списков избирателей. Все граждане, достигшие 18 лет, включаются в списки избирателей. Списки избирателей составляются участковой избирательной комиссией на основании сведений, получаемых из жилищных органов. Гражданин может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до выборов. Каждый гражданин вправе заявить в избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей, но только до начала подсчета голосов.

2. Образование и утверждение избирательных округов и избирательных участков. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются соответствующей избирательной комиссией и утверждаются соответствующим представительным органом. 

3. Формирование избирательных комиссий. Существует система избирательных комиссий: Центральная избирательная комиссия РФ; избирательные комиссии субъектов РФ окружные избирательные комиссии; территориальные избирательные комиссий (районные, городские и др.); участковые избирательные комиссии. Порядок формирования избирательных комиссий определен законодательством.

4. Выдвижение, регистрация кандидатов. Это наиболее важная стадия, где определяется круг лиц, из числа которых будут избраны Президент, депутаты.

5. Предвыборная агитация – это деятельность граждан, общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против тех или иных кандидатов (списка кандидатов). Она может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий (собраний, встреч с избирателями), публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов. Кандидат, избирательное объединение имеют право на бесплатное предоставление им эфирного времени по каналам государственных и муниципальных телекомпаний, а также вправе получить за плату эфирное время сверх предоставленного бесплатно.  При проведении предвыборной агитации не допускаются злоупотребление свободой массовой информации, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны.

6. Голосование – это главная стадия избирательного процесса, в результате которого часть кандидатов получает право на выборный мандат либо на участие во втором туре.

7. Подсчет голосов и установление результатов выборов. 

 


Тема 17. Президент Российской Федерации и его конституционно-правовой статус

 

    1.    Особенность Российской Федерации заключается в том, что, формально закрепляя самостоятельность исполнительной ветви власти, Конституции предоставляет такие полномочия Президенту, которые позволяют определять содержание и сущность деятельности исполнительной власти. Более того, некоторые федеральные органы исполнительной власти непосредственно подчинены Президенту. Поэтому о самостоятельности исполнительной власти можно говорить лишь с большой долей условности. Акты Правительства должны издаваться на основе и во исполнение Конституции РФ, законов, указов Президента. Необходимо учитывать, что Конституция не определяет сфер общественных отношений, где Президент может осуществлять свое регулирование, и уж тем более не разграничиваем компетенцию Президента и правительств. Поэтому Президент может принимать указы по вопросам, входящим в сферу деятельности Правительства. В том случае, если акты Правительства противоречат Конституции, законам, указам, Президент вправе их отменить.

    Кроме того, Президент РФ:

1)назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

2)имеет право председательствовать на заседании Правительства Российской Федерации;

3)принимать решения об отставке Правительства Российской Федерации;

4)представляет Государственной думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального Банка Российской Федерации, ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального Банка Российской Федерации;

5)по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

6)представляет Совету Федерации кандидатуру для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховном Суда Российской Федерации, Высшего арбитражного суда Российской Федерации, а также кандидатуры Генерального прокурора Российской Федерации, вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации, назначает судей других федеральных судов;

7)формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

8)утверждает военную доктрину Российской Федерации;

9)формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

10)назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

11)назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил Российской Федерации;

12)назначает и отзывает после консультации с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федеральном Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

    Президент обладает полномочиями, связанными с организацией и деятельностью законодательной власти:

1) назначает выборы Государственной думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом;

2)распускает Государственную Думу в случаях и в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации;

3)назначает референдум в порядке, установленным федеральным конституционным законом;

4)вносит законопроекты в Государственную думу;

5)подписывает и обнародует федеральные законы;

6)обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

    В области внешней политики, международных отношений Президент РФ:

1)осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

2)ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

3)подписывает ратификационные грамоты;

4)принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей;

5)назначает дипломатических представителей.

    В области обороны и безопасности:

1)является Верховным главнокомандующим вооруженными силами Российской Федерации;

2)утверждает военную доктрину;

3)назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил;

4)вводит на территории России или в отдельных ее местностях военное положение в случае агрессии против РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной думе,

5)        вводит на территории Российской федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение при обстоятельствах ив порядке, предусмотренном федеральным конституционным законом, с незамедлительным сообщением об этом палатам Федерального Собрания (указы Президента по этим вопросам подлежат утверждению Советом Федерации).

    В настоящее время в России, исходя из президентских функций и реальной политической ситуации, можно говорить о смешанной форме республики. Смешанные республики сочетают в том или ином соотношении признаки президентской и парламентской республики. Главная черта такой формы правления – двойная политическая ответственность правительства, возглавляемого председателем, перед главой государства и парламентом.    

    2.    Президентская власть в Российской Федерации за несколько лет своего существования подверглась принципиальным изменениям. В первые месяцы функционирования (июнь – октябрь 1991 г.) она скорее всего напоминала полупрезидентскую форму правления, близкую, например, к французской модели. Президент являлся главой исполнительной власти. Он назначал Председателя Совета Министров с согласия Верховного Совета, формировал Правительство, руководил его деятельностью, осуществлял общее руководство иными органами федеральной исполнительной власти. Исполнительная власть была разделенной, то есть осуществлялась президентом и правительством (Советом Министров) во главе с премьер-министром. Однако решающую роль играл президент. Он персонально отвечал за все принципиальные решения исполнительной власти. Определенный круг полномочий в структуре этой власти осуществлял вице-президент. В этот период взаимоотношения между президентской структурой и законодательной властью (Съезд народных депутатов и Верховный Совет РСФСР) отмечены довольно сильным воздействием парламента на исполнительную власть. Такое положение не устраивало президентскую вертикаль власти. Она стремилась расширить и усилить свои позиции, в том числе и в отношении парламента. Соотношение между исполнительной властью и парламентом постепенно изменялось в сторону усиления власти президента. В результате с середины ноября 1991 г. президентская власть приобретает черты, присущие президентской форме правления (например, в США). С ноября 1991 г. по март 1992 г. Президент РФ непосредственно возглавлял правительство. В декабре 1992 г. правительство вновь возглавил премьер-министр. Не прекращавшаяся все это время борьба между исполнительной и законодательной властью за ведущие позиции в государстве привела к очередному изменению в форме исполнительной власти. С конца 1992 г. она постепенно переходит к так называемой ультрапрезидентской форме правления, для которой характерно сосредоточение самых широких властных полномочий. Отношения с парламентом (Верховным Советом) достигают крайнего обострения и вступают в стадию конфликта, который в октябре1993 г. перерос в открытое вооруженное столкновение, закончившееся устранением (роспуском) высшего законодательного органа государственной власти России. Заметим, что для мировой истории такое развитие и исход борьбы за власть – явление чрезвычайно редкое. На некоторое время (октябрь – декабрь 1923 г.) вся исполнительная и законодательная власть практически оказалась в руках президентских структур. С принятием 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации в стране сложилась ныне действующая форма государственного правления, которая может быть квалифицировала как смешанная.    Российская Федерация в период учреждения поста Президента РФ входила в состав Союза Советских Социалистических Республик. В тот период Президент РФ рассматривался как глава исполнительной власти союзной республики, руководивший Правительством, подотчетным и ответственным не только перед ним, но и перед союзными законодательными органами. Он был наделен правом вето (отклонения закона), но это вето легко преодолевалось простым голосованием Верховном Совета, а в отношении актов съездов народных депутатов у него такого права не было. Принцип разделения властей по Конституции РСФСР проводился непоследовательно. В Конституции существовало положение о полновластии высшего представительного органа власти – Съезда народных депутатов РСФСР, о все объемлющей его компетенции. Принятие Конституции РФ в 1993 году означало новый этап в развитии государственной власти в Российской Федерации. Законодательный орган приобрел черты парламента, действующего в режиме разделения властей. Внесены большие изменения в правовой статус Президента РФ. В Российской Федерации в значительной мере проявляются черты президентской республики. Рассмотрим конкретней конституционный статус Президента РФ, его положение в системе государственной власти. Президент РФ является главой государства. Как глава государства он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, выступает в качестве высшего представителя государственной власти, высшего должностного лица государства определяет основные направления внешней и внутренней политики. Конституция РФ ставит институт президентства на первое место среди федеральных государственных органов. Президент РФ наделен большими полномочиями от народа на основе Конституции РФ, он не подчинен и не подотчетен никакому органу власти. Исключение составляет лишь юридическая ответственность в случае обвинения его в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, соблюдение сложной в несколько этапов процедуры отрешения, осуществляемой палатами Федерального Собрания. Таким образом глава государства в Российской Федерации обладает неприкосновенностью, что обусловливает повышенную защищенность, устойчивость президентской власти. Однако это совсем не означает, что Президент РФ может делать все, что ему придет в голову. Он должен реализовывать государственную власть в соответствии с Конституцией РФ, не выходя за рамки своих полномочий, исполняя федеральные законы. Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости. Президент может отменить постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам. В его компетенции приостанавливать действие решений органов исполнительной власти субъектов федерации в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам государства или нарушения прав и свобод человека до решения вопроса соответствующим судом. Президент (а также Правительство РФ) обеспечивает осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории России, гарантируя ее целостность и суверенитет. На Президента РФ возложена очень важная функция в системе органов государственной власти: он в установленном конституцией РФ порядке обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В рамках этой функции Президент может использование согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами власти РФ и органами государственной власти ее субъектов, а также между органами власти субъектов. Если же не удается достичь согласованном решения, он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Президент РФ избирается непосредственно народом – гражданами РФ на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. президентом РФ может быть избран гражданин Российской федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской федерации не менее 10 лет. Президент приступает к исполнению своих полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным президентом. досрочное прекращение исполнения полномочий Президента происходит по следующим основаниям: а) отставка; б) стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять эти полномочия; в) отрешение от должности. В случае досрочного прекращения президентских полномочии не позднее трех месяцев с момента прекращения должны состояться выборы Президента РФ. Во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности их временно берет на себя председатель Правительства РФ. Но исполняющий обязанности главы государства не имеет права осуществлять некоторые полномочия президента РФ: распускать Государственную Думу, назначать референдум, вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. Президент обладает важными полномочиями в разных сферах государственной жизни, в том числе по организация деятельности исполнительной и судебной власти:

1)назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

2)имеет право председательствовать на заседании Правительства Российской Федерации;

3)принимать решения об отставке Правительства Российской Федерации;

4)представляет Государственной думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального Банка Российской Федерации, ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Цёнтрального Банка Российской Федерации;

5)по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

6)представляет Совету Федерации кандидатуру для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховном Суда Российской Федерации, Высшего арбитражного суда Российской Федерации, а также кандидатуры Генерального прокурора Российской Федерации, вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации, назначает судей других федеральных судов;

7)формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

8)утверждает военную доктрину Российской Федерации;

9)формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

10)назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

11)назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил Российской Федерации;

12)назначает и отзывает после консультации с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федеральном Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

    Президент обладает полномочиями, связанными с организацией и деятельностью законодательной власти:

1) назначает выборы Государственной думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом;

2)распускает Государственную Думу в случаях и в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации;

3)назначает референдум в порядке, установленным федеральным конституционным законом;

4)вносит законопроекты в Государственную думу;

5)подписывает и обнародует федеральные законы;

6)обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

    В области внешней политики, международных отношений Президент РФ:

1)осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

2)ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

3)подписывает ратификационные грамоты;

4)принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей;

5)назначает дипломатических представителей.

    В области обороны и безопасности:

1)является Верховным главнокомандующим вооруженными силами Российской Федерации;

2)утверждает военную доктрину (о чем речь шла выше);

3)назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил;

4)вводит на территории России или в отдельных ее местностях военное положение в случае агрессии против РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной думе,

5)      вводит на территории Российской федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение при обстоятельствах ив порядке, предусмотренном федеральным конституционным законом, с незамедлительным сообщением об этом палатам Федерального Собрания (указы Президента по этим вопросам подлежат утверждению Советом Федерации). Президент РФ решает также ряд вопросов правового положения личности, награждения, присвоения званий, он:

1) предоставляет политическое убежище;

2)награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации высшие воинские и высшие специальные звания,

3)осуществляет помилование.

    Форму правления Российской Федерации можно обозначить как смешанную, гибридную форму республики, которая в том или ином виде сочетает в себе признаки президентской и парламентской республики.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!