Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Конспект по дисциплине «Конституционное право России»»

/ Конституционное право
Конспект, 

Оглавление

Тема 9. Система конституционных прав, свобод и обязанностей в Российской Федерации

 

    1. В отличие от идеологизированных конституций бывшего Союза ССР и союзных республик, включая предшествующую Конституцию РСФСР, провозглашавших высшей целью построение коммунистического общества, положения действующей Конституции России (ст. 2) четко определяют, что высшей ценностью являются человек, его права и свободы. При этом Конституция не ограничилась, как это нередко бывало ранее, декларацией, а установила, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Далее, в Конституции имеется отдельная глава (гл. 2), которая содержит конкретные нормы и предписания, раскрывающие совокупность основных прав и свобод, гарантированных высшим Законом. По объему это самая обширная глава Конституции. Она состоит из 47 статей. В целом же вопросы, непосредственно связанные со статусом личности, регламентируются более чем в 60 статьях Конституции.

    Права и свободы традиционно делятся в науке на три группы: а) личные, б) политические и в) экономические, социальные и культурные. Эта классификация помогает уяснению относительной целостности прав и свобод каждой группы. В Конституции России такое разделение на группы прямо не делается, но в изложении заметна сгруппированность прав по указанным основаниям. Данная классификация в достаточной мере условна, поскольку отдельные права по своему характеру могут быть отнесены к разным группам. Например, свобода слова в равной мере может быть отнесена как к личным, так и к политическим правам. Все права и свободы неразделимы и взаимосвязаны, так что любая их классификация носит условный характер.

    Личные права и свободы включают: право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, на судебную защиту своих прав, на юридическую защиту, на процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и др.

    Политические права и свободы включают: право на объединение, на проведение собраний, митингов и демонстраций, на участие в управлении делами государства, избирать и быть избранным и др.

    К числу экономических, социальных и культурных прав относятся: свобода предпринимательства, право частной собственности, право на труд, на отдых, на забастовку, на охрану семьи, на социальное обеспечение, на жилище, на охрану здоровья, на образование, на участие в культурной жизни, свобода творчества и др.

     2. Конституционное закрепление прав и свобод граждан на разных этапах развития государства имело свои особенности.

В Конституции РСФСР 1918 года нормы о правах и обязанностях граждан не выделялись в качестве особого раздела. Наряду с иными нормами они получили отражение как в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, являвшейся составной частью Конституции, так и в ее разделе «Общие положения».

    Впервые особая глава о правах и обязанностях граждан появилась в Конституции СССР 1936 года (в Конституции РСФСР 1937 года). Однако эта глава была одной из последних глав в ее структуре (гл. Х Конституции СССР).

    В Конституции РСФСР 1978 года (вслед за Конституцией СССР 1977 года) был выделен раздел «Государство и личность», состоящий из двух глав «Гражданство РСФСР. Равноправие граждан» и «Основные права, свободы и обязанности граждан РСФСР». Причем раздел об основах правового положения граждан был помещен после раздела об основах общественного строя и политики, т.е. в начале Конституции.

    Значительно расширился перечень основных прав, свобод и обязанностей граждан. Впервые были закреплены права на охрану здоровья, жилища, на пользование достижениями культуры, свобода научного, технического и художественного творчества, право участвовать в управлении государством и многие другие. Конституция расширила содержание прав, закреплявшихся и в прежнем Основном Законе, а также их гарантии, более полно определила основные обязанности граждан. Были включены нормы об основах правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

    Несмотря на все эти нововведения, основные сущностные черты социалистической концепции прав личности сохранились и в этой Конституции «развитого социализма».

    После принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина раздел «Государство и личность» был существенно изменен – дан в новой редакции. В нем были выделены две главы: «Права и свободы человека и гражданина» (гл. 5) и «Обязанности граждан Российской Федерации» (гл. 6).

    В Конституции Российской Федерации 1993 года нормы, рассматриваемого института содержатся в гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» (ст. 17–64).

    Сохраняя в качестве исходных принципы, провозглашенные в Декларации прав и свобод человека и гражданина, Конституция вместе с тем, по сравнению с прежней, юридически более точно раскрывает содержание многих прав и свобод. Прежде всего следует подчеркнуть, что определяющая для данного института норма-принцип о человеке, его правах и свободах как высшей ценности отнесена к основам конституционного строя и включена в гл. 1 Конституции.

    Введена статья о допускаемых пределах ограничений прав и свобод в условиях чрезвычайного положения и определен перечень тех прав и свобод, которые не подлежат такому ограничению.

    Усилена правовая защита норм о правах и свободах человека и гражданина путем отнесения гл. 2 к числу тех, которые не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

    Конституция не выделяет в качестве отдельной главы нормы об обязанностях граждан. Не упомянуто о них и в названии главы (как это было в последней редакции прежнего Основного Закона), хотя нормы такого рода в ней содержатся. Данный подход можно объяснить тем, что конституционное провозглашение прав и свобод человека и гражданина является центральной самостоятельной функцией основного закона. Однако нет оснований для вывода о том, что обязанностям граждан Конституция не уделяет внимания. В ней закреплен общий принцип о равных обязанностях граждан (ст. 6), конкретно указаны некоторые важнейшие из обязанностей. 

   3.    Конституционно-правовой статус личности представляет собой систему прав, свобод и обязанностей, которые нашли свое четкое правовое закрепление в нормах конституционного права, характеризующих политико-правовое состояние личности. В ст. 64 Конституции РФ закреплено, что положения главы 2, содержащей права и свободы человека и гражданина составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией России.

    Конституционно-правовой статус личности в российском государстве характеризуется следующими основными чертами:

q      права, свободы и обязанности, составляющие правовой статус, являются равными, каждая личность (в пределах своего статуса) имеет право на равную защиту со стороны закона, независимо от каких-либо обстоятельств, юридическую возможность воспользоваться предоставленными ей правами и исполнить возложенные на нее обязанности;

q      права, свободы и обязанности личности, зафиксированные в правовых нормах, являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита – главной обязанностью государства; их реализация обеспечивается как государством, так и самими гражданами;

q      права, свободы и обязанности гарантированы в интересах общества и государства, каждой личности в отдельности;

q      права, свободы и обязанности личности выступают как единая система, постоянно расширяющая и углубляющая свое внутреннее содержание по мере цивилизации общественных отношений;

q      права, свободы и обязанности являются необходимым условием и предпосылкой бытия личности, в определенной мере отражают природу государства;

q      права, свободы и обязанности, входящие в правовой статус личности, характеризуются единством, которое проявляется в их социально-экономическом назначении.

    Конституционно-правовой статус – это ценное правовое явление, выражающее то высокое значение, которое личность имеет в обществе. Основой конституционно-правового статуса личности в совокупности является единый, целостный, внутренне согласованный и целенаправленный комплекс, обладающий системными характеристиками.  В юридической литературе сделана попытка рассмотреть конституционно-правовое положение личности через “факторное воздействие”. На правовое положение граждан в государстве, в отдельных областях государственной и общественной жизни оказывают влияние чрезвычайно много факторов. Все эти факторы могут быть разделены на две группы: 1) Оказывающие непосредственное воздействие на правовое положение граждан факторы можно именовать в их совокупности правовым статусом в узком, собственном смысле. К ним относятся права, свободы, обязанности, права-обязанности, право и дееспособность. Ими обладает каждый гражданин; 2) Влияющие на правовой статус опосредованно, главным образом через деятельности государственных органов и государственных служащих и иных субъектов, факторы можно условно назвать правовым статусом в широком смысле. Его основу составляет правовой статус в собственном смысле, Но, помимо него, в правовой статус в широком смысле входят принципы правового статуса, гарантии прав, свобод и обязанностей (реализуемые главным образом не гражданами, а другими компетентными субъектами), ответственность (применяемая соответствующими организациями и лицами к гражданам, уклоняющимся от исполнения юридических обязанностей) и некоторые иные элементы.  Положительна сама попытка рассмотреть реализацию конституционно-правового статуса в узком смысле слова. Однако получается некоторая пассивность граждан в плане реализации прав и свобод в широком смысле слова. К тому же не совсем ясно, что же тогда понимать под правовым положением, что же остается за пределами факторов?   Конституционно-правовой статус личности нужно рассматривать как родовое понятие, состоящее из четырех разновидностей: а) правового статуса российского гражданина, б) правового статуса иностранного гражданина, в) правового статуса лица без гражданства, г) правового статуса лица, которому представлено убежище. Каждую из разновидностей конституционно-правового статуса личности необходимо рассматривать как неразрывное единство общего, особенного и единичного. Так, например, следует различать общий правовой статус иностранного гражданина, специальный правовой статус иностранного гражданина и индивидуальный правовой статус иностранного гражданина. Принятие Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ позволило бы отобразить разнообразие этой категории личностей. Представляется необходимым более детальное закрепление правового статуса лиц без гражданства, а также лиц, которым представлено убежище, хотя бы потому, что такие лица бывают как иностранными гражданами, так и лицами без гражданства. Конституционно-правовой статус личности нужно анализировать в двух аспектах – в статике и в динамике, что позволит в некоторой степени снять теоретические споры: включать или не включать в его содержание права, свободы и обязанности, вытекающие из конкретных правоотношений. Существует единый и равный для всех граждан правовой статус. Если же включать в его содержание права и обязанности, вытекающие из конкретных правоотношений, то правовой статус будет постоянно меняться, так как права и обязанности граждан в конкретных правоотношениях неодинаковы. В содержании правового статуса входят только те права и обязанности, которыми наделен каждый гражданин, а не те, которыми он обладает в конкретных правоотношениях. В противном случае было бы столько правовых статусов, сколько граждан. Мы имеем в виду правовой статус гражданина вообще. Рассмотрение конституционно-правового статуса личности в статическом состоянии предусматривает включение в его содержание таких прав, свобод и обязанностей, юридически выражающих идею равенства, суть которого состоит в признании одинаковой, равной ценности каждой личности во всех сферах экономической, политической, социальной и культурной жизни.  В области экономической под равенством понимается уничтожение классовых различий в системе общественного производства, в области политической – равноправие женщины и мужчины, всех граждан, принадлежащих к различным национальностям и расам. Каждый человек обладает всей полнотой прав и свобод, позволяющих ему принимать активное участие во всех областях общественной и государственной жизни. Конституционно-правовой статус личности в статическом состоянии есть система, совокупность прав, свобод и обязанностей, иначе говоря, совокупность правовых возможностей, обусловленных социально-экономическим строем, обеспечивающих как общественные, так и личные интересы, гарантированных государством для всестороннем и рационального, в высшей степени гармоничного развития личности. Государство по отношению к личности обладает правами, которым, следовательно, корреспондируют обязанности, лежащие наличности, гражданине, в частности. В то же время у личности по отношению к государству есть права, а на государстве лежат обязанности по отношению к личности, гражданину. Тем самым между государством и гражданином создаются очень сложные содержательные отношения, юридическим аспектом которых являются правовые отношения между личностью и государством, складывающиеся на началах равенства и справедливости, причем правовое равенство различных субъектов права (в том числе индивида и государства) состоит, следовательно, в том, что отношения между ними протекают в форме взаимности их прав и обязанностей по обязательной для них обоих норме правового закона. В целом правовой тип отношений возможен лишь на базе сочетания правовой организации государственных властей с государственным признанием и защитой всего комплекса прав и свобод личности, закреплением в правовых законах прав и соответствующих им обязанностей всех субъектов общественной, политической и государственной жизни.   Государство, все его органы, отмечалось в первой части статьи 4 Конституции бывшего СССР, действуют на основе социалистической законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства, говорится в ст. 2 Конституции РФ.  Конституционно-правовой статус представляет собой систему правовых норм, фиксирующих права, свободы и обязанности, выступающую как важное средство регулирования взаимоотношений личности и государства, а также личностей между собой. Рассмотрение конституционно-правового статуса личности в динамическом состоянии возможно не только в конкретном правоотношении. так как реализация норм права, отражающих права, свободы и обязанности, связываются с существованием определенного круга общих прав и общих обязанностей, вытекающих непосредственно из закона.

    Соглашаясь с трактовкой прав и обязанностей, выходящих за пределы конкретных правоотношений, следует дифференцированно подходить к проблеме правоотношения, как главного средства, при помощи котором права, свободы и обязанности претворяются в жизнь, воплощаются в поведение людей.

    Характеристика правоотношений в качестве “всеобщего” средства в процессе реализации юридических норм требует дифференцированного подхода к правоотношениям, признания их многообразия. Наряду с конкретными, полностью индивидуализированными правовыми связями, свойственными материальным и процессуальным отраслям, существуют и общие (общерегулятивные) отношения. В области государственного права они выступают в виде состояний, выражающих положение данного лица по отношению к другим видам, обществу, государству. Реализация конституционно-правового статуса личности (его динамическая характеристика) происходит в правоотношениях, как в общих, так и в конкретных.  Следует присоединиться к точке зрения ученых, считающих, что дополнение узконормативной характеристики правового статуса таким компонентом, как законный интерес, подлежит сомнению. Таким образом, те интересы личности, которые возникают в соответствии с фактическими жизненными обстоятельствами, попадают под категорию законных интересов, подлежат правовой охране и защите со стороны государства, но в содержание правового статуса не входят до тех пор, пока не будут опосредованы правом и не станут правовыми нормами, выражающими конкретные права, свободы и обязанности.

    Анализ конституционно-правового статуса личности в динамическом состоянии представляет собой рассмотрение вопроса осуществления прав, свобод и обязанностей личности. Эта реализация в современных условиях приобретает новые черты и характеристики. Во-первых, все более уменьшающаяся степень гарантированности прав, свобод и обязанностей личности со стороны государства, с одной стороны, возрастающая социально- политическая активность каждой личности в реализации ее конституционно-правового статуса – с другой. Это две стороны одного и того же взаимообусловленного и взаимозависимого процесса. Он ориентирован не столько на меры административно-принудительного воздействия, сколько на проявления правовой активности личности, направленной на приумножение материальных и духовных ценностей общества, его творческого потенциала. Во-вторых, реализация прав, свобод и обязанностей личностей есть воплощение в жизнь при помощи правовых средств преимущественно и личных интересов и потребностей сочетаемы с общественными. Реализация конституционно-правового статуса личности характеризуются углублением связей между возможностями всестороннего использования предоставленных правомочий и добросовестным исполнением каждой личностью возложенных на нее законом обязанностей. В-третьих, в реализации конституционно-правового статуса личности, в бесперебойном и эффективном действии заинтересована как сама личность, так и государство в силу того, что государственные органы, активно воздействуя на процесс формирования и развития личности, сами в то же время совершенствуются под влиянием изменений, происходящих в обществе.


Тема 10. Личные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации

 

    1-2.    В действующей Конституции личные права и свободы не только открывают перечень последних, но и отражены в значительно более широкой степени, чем это было в предшествующих советских конституциях. Специфические особенности этой группы прав и свобод заключаются в следующем.

 1.  Они являются по своей сущности правами человека, т.е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него.

2. Эти права человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

      3.   Они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства как человеческой личности и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

    Основным правом человека является право на жизнь (ст. 20). Оно впервые было закреплено в российской Конституции после принятия декларации прав и свобод человека и гражданина. Это естественное право человека, защита которого охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и подержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни. К такого рода факторам относятся, прежде всего, политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия и пр. Важное значение имеют и мероприятия медицинского характера, надлежащее медицинское обслуживание, служба скорой помощи, борьба с наркоманией и т.д. Обеспечение права на жизнь напрямую связано также с сохранением и восстановлением природной среды обитания человека. Расширяя гарантии права на жизнь, Конституция включает норму, значительно сужающую возможности применения смертной казни. Эта мера наказания: сохраняется временно; может устанавливаться федеральным законом лишь в качестве исключительной меры; назначается только за особо тяжкие преступления против жизни; связана с предоставлением обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. К сфере личных прав человека относится право на охрану государством достоинства личности. Уважение человеческого достоинства неотъемлемый признак цивилизованного общества. Ничто не может быть основанием для его умаления. Любые меры воздействия на неправомерное поведение лица не должны быть сопряжены с умалением человеческого достоинства. Конституция устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Уважение личности, ее достоинство должно включать  в себя не только внимательное отношение к удовлетворению прав и законных интересов человека, но и этику поведения работников государственных органов при общении с людьми, уважительное к ним отношение, чуткое внимание к человеку в трудных для него жизненных ситуациях, особую уважительность к лицам преклонного возраста, к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны. Включение нормы об уважении достоинства человека в Конституцию свидетельствует о том, что оно является правовой обязанностью должностных лиц и всех работников государственных структур. Однако жизнь показывает, что эта конституционная норма работает еще очень плохо. Отсутствие уважения к человеческому достоинству является преградой на пути самоутверждения человека как личности, выявления его творческих, интеллектуальных способностей. Значительное место в системе личных прав занимают права на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых телеграфных и иных сообщений (ст. 22-25 Конституции). Неприкосновенность личности как личная свобода заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями и поступками, пользоваться свободой передвижения. Никто не может быть подвергнут аресту, заключению под стражу и содержанию под стражей иначе как на основании судебного решения. Основания к аресту регламентированы уголовно-процессуальным и другим законодательством, предусматривающим развернутую систему гарантий от неосновательного ареста. Гарантия неприкосновенности жилища означает, что никто не имеет права без законного основания войти в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих в нем лиц. Законодательство четко регламентирует случаи, когда это допускается, и круг уполномоченных на то органов. Предусмотрены различные формы ответственности за неосновательное вторжение в личную жизнь граждан, разглашение тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений. Только в строго определенных законом случаях – в связи с расследованием уголовных дел и при наличии судебного решения может быть наложен арест на корреспонденцию и произведена выемка ее из почтово-телеграфных учреждений. Впервые в Конституции закреплено право человека на защиту своей чести и доброго имени. Причем законодательно установлен судебный порядок защиты, включая право на возмещение морального вреда. Проявлением права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну является запрещение без согласия лица сбора, хранения, использование и распространения информации о его частной жизни. Каждому должна быть предоставлена возможность ознакомления с материалами и документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Новым в конституционном закреплении личных прав является и включение такой важной формы свободы личности как свобода передвижения. В ст. 27 указывается, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать места пребывания и жительства. В прошлом это право не только не закреплялось конституционно, но и не могло быть реализовано фактически. Существовавшая с 1932 г. прописка и ее строго регламентируемые правила, отсутствие в течение длительного времени паспортов у колхозников, рынка жилья и т.п. приводили к фактической невозможности человека свободно решать вопрос о своем месте жительства. В настоящее бремя сделаны первые шаги к устранению правовых препятствий для реализации этого права. На основе конституционной нормы принят Закон Российской Федерации о свободе передвижения от 25 июня 1993 г. Он закрепил отмену прописки и ввел регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и жительства в пределах Российской федерации. При этом регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией. Однако для претворения в жизнь данного закона пока еще отсутствуют необходимые условия. Этому препятствуют жилищные проблемы, социальная нестабильность в стране, неупорядоченность правового режима границ государства, крайне высокий уровень преступности и пр. Закон устанавливает и определенные ограничения на свободу передвижения и выбора места жительства. Они касаются местностей, в которых установлен особый режим (пограничная полоса, закрытые военные городки и административно-территориальные образования, зоны экологического бедствия, территории, где введено чрезвычайное положение, или опасные для проживания в связи с массовыми инфекционными заболеваниями). Конституция признает также право каждого свободно выезжать за пределы Российской федерации, а гражданина Российской Федерации беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. Российский закон, регламентирующий порядок реализации этого права, пока еще не принят. действуют нормы закона бывшего Союза ССР от 20 мая 1991 г. “О порядке выезда из СССР и въезда в СССР граждан СССР” в той мере, в какой он не противоречит Конституции Российской Федерации и ее суверенитету. Закон установил порядок выдачи заграничных паспортов, случаи временных ограничений на выезд и порядок разрешения споров в связи с отказом выдачи заграничных паспортов. К личным правам человека и гражданина относится конституционно закрепленное право определять и указывать национальную принадлежность. Закрепление этого права вытекает из отрицания правового значения признака национальности для каждого конкретного человека, означает его свободу ассимилироваться в иной национальной среде, которая стала для него родной и близкой по языку и образу жизни. Важной дополнительной правовой гарантией равноправия независимо от национальности является конституционная норма о том, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности (ст. 26). В официальных анкетах не допускается постановка вопроса о национальности. Как известно, в прошлом печально знаменитая графа пятая в анкетах выполняла далеко не просто познавательную функцию. Важное место в системе личных прав занимает свобода совести, свобода вероисповедания (ст. 28 Конституции). Российская Федерация является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Наличие в многонациональной России различных конфессий, религиозных верований делает эту конституционную норму особенно значимой. Она обеспечивает свободу выбора религии, не стесненную никакими внешними, посторонними мотивами. Наличие религиозных убеждений запрещено фиксировать в официальных анкетах. Личным правом человека является принятие или непринятие религиозных верований, исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Государство не вмешивается в вопросы определения человеком своего отношения к религии. Свободе выбора религиозных или атеистических воззрений содействует и светский характер образования. Оно не преследует цели формирования того или иного отношения человека к религии. Преподавание вероучений может осуществляться в негосударственных учебных и воспитательных заведениях, частным образом на дому или при религиозных объединениях. Важной сферой личных прав человека и гражданина является свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29 Конституции). Мысли, убеждения, мнения человека относятся к сфере его внутренней жизни, в которую без его согласия никто не может вторгаться. Конституция, признавая эту свободу, устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений и отказу от них. В условиях тоталитарного режима эта естественная и, казалось бы, не могущая быть ущемленной свобода человека нарушалась различными способами. Среди них – общая установка на недопустимость именно инакомыслия, отрицание права человека иметь мысли и мнения, идущие в разрез с господствующей идеологией, отторгающие так называемые ценности социализма. К формам нарушения свободы мысли относились и имевшие широкое распространение формы понуждения людей (зачастую носящего массовый характер высказывать мнения, не соответствующие их мыслям и убеждениям). Мысль не является свободной, если она не может быть высказана без неблагоприятных или опасных для человека последствий. Поэтому свобода мысли неразрывно связана со свободой. слова. Она означает безусловное право человека делать свои мысли, убеждения и мнения общественным достоянием. Это обеспечивается не только гарантиями свободы слова, но и правом свободно передавать, производить и распространять информацию, запретом цензуры. Закон Российской Федерации “О средствах массовой информации” предусматривает, что учредителем средств массовой информации может быть любой гражданин России, достигший 18-летнего возраста, кроме лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда, и душевнобольных граждан, признанных судом недееспособными. Это право подлежит судебной защите.

    Известно, что мало провозгласить определенные права и свободы – главное материализовать их, претворить в жизнь. А это более сложная задача. В условиях возникшего в стране глубокого экономического, политического и духовного кризиса сам этот институт подвергается серьезным испытаниям. С одной стороны, общество наконец осознало необходимость и безусловную ценность естественных и неотъемлемых прав человека, присущих ему от рождения, с другой, – оно пока не в состоянии обеспечить их полное и гарантированное осуществление.

    Данное трудноразрешимое противоречие становится все более острым и болезненным, выступает одним из сильнейших социальных раздражителей, источником недовольства и протестов людей. Это значит, что следует различать теорию и практику прав человека. Права и свободы человека легко постулируются на бумаге, но очень трудно реализуются в жизни.

    Сегодня словам, написанным на бумаге, мало кто верит, так как высокие идеи и суровая действительность расходятся. “Не секрет, что Россия в настоящее время находится далеко не. на первом месте по уровню жизни, и ряд социально-экономических прав человека, входящих в международный стандарт, государство физически не может обеспечить”. В этом особенность сложившейся ситуации.

    Если раньше права личности нарушались тоталитарным режимом, то сейчас они страдают от анархии и неразберихи, криминального беспредела, войны законов, разрушительных конфронтационных процессов. Гражданин чувствует себя беззащитным перед лицом стихии и неуправляемости. При этом слабым утешением является то, что ни водной стране мира права человека не обеспечены на сто процентов, в каждой есть свои проблемы. Но у нас они стоят особенно остро.

    Мешают осуществлению прав все те неурядицы и катаклизмы, которые происходят в обществе – социальная напряженность, политическая нестабильность, разгул преступности, коррупция, юридический нигилизм, трудности вхождения в рыночные отношения, другие аномалии. В частности, права и законные интересы граждан ущемляются проявлениями некоторых форм неравенства и несправедливости. Пресса пишет о том, что у нас был период обостренной борьбы с привилегиями. Он завершился, когда их приобрели те, кто с ними боролся.

    Иными словами, для нормального функционирования института прав и свобод граждан не создана пока надлежащая социальная среда. В экстремальных же условиях даже традиционные элементарные возможности, предоставленные субъектам законом, не могут быть реализованы. Чего стоят одни только многомесячные невыплаты зарплаты, пенсий, пособий. Сплошь и рядом возникают ситуации, когда право есть, а блага нет, закон действует, а цели его не достигаются. Убедительный пример – невыплата зарплаты, пенсий, подобий. Это напоминает известный каламбур: “Я имею право? – Имеете. – А я могу? – Нет, не можете”.

    Не обеспечено право на жизнь, здоровье, безопасность (от рук преступников ежегодно погибают свыше 30 тыс., человек, число самоубийств только в 1998 г. составило 75 тыс.; смертность превысила рождаемость; эколого-демографический кризис; потери в межнациональных и межэтнических конфликтах). Население России сокращается на 1 млн. в год. Все это сводит на нет указанные выше фундаментальные ценности. Под угрозой оказался генофонд нации.

    Ослаблены гарантии социальных прав. Менее доступными для значительной части населения становятся высшее образование, медицинское обслуживание, отдых, жилье, лекарства, санаторное лечение. Положение усугубляется быстрым расслоением общества на “очень богатых” и “очень бедных”. Разница между 10% тех и других стала более чем 40-кратной. Ясно, что вторая группа не может осуществить многие свои права.

    Появились такие непривычные для нас понятия, как бедность, голод, недоедание, нищета, безработица, нездоровье, выживание. Резко упал жизненный уровень подавляющей массы населения, за чертой бедности оказалось свыше одной трети российских граждан. В стране 4 млн. беспризорников, более 5 млн. наркоманов, 2,5 млн. официально зарегистрированных алкоголиков, около 1 млн. психически больных.

 


Тема 11. Политические права и свободы граждан Российской Федерации

 

    1. Вслед за международными соглашениями Конституция Российской Федерации провозгласила в части третьей статьи 55 возможность ограничений в определенной степени федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Такие ограничения необходимы в любом демократическом обществе. Права и свободы человека нельзя рассматривать как абсолютные – человек живет в обществе и действует в системе общественных взаимосвязей. для нормального функционирования демократического общества нужен определенный порядок. Поэтому невозможно представить цивилизованные общества без соблюдения его членами обязанностей как перед государством, на территории которого они проживают, так и перед другими людьми. Если бы каждый имел ничем не ограниченные права и свободы, то любое общество было бы ввергнуто в хаос и анархию. В законодательстве практически всех стран мира содержатся специальные положения, ограничивающие определенные права и свободы человека. Конституция Российской Федерации предусматривает, что такие ограничения возможны в строго установленных случаях. Они вводятся прежде всего для защиты конституционного строя страны. Уголовное законодательство России, например, предусматривает суровые меры ответственности за действия, направленные на подрыв конституционного строя. Права и свободы человека ограничиваются в интересах нравственности и здоровья населения. Поэтому запрещаются, например, распространение взглядов, направленных на разжигание расовой или национальной ненависти, порнографии и другие аморальные действия. Закон может устанавливать особые ограничения прав и свобод, такие, как, например, въезд или проживание в определенных районах страны, когда существует серьезная опасность для здоровья населения. Закон особо защищает права и законные интересы людей от посягательства других лиц системой норм уголовного и гражданского права. При этом закон не только защищает людей от посягательства правонарушителей и преступников, но и проводит четкую границу между использованием личностью своих прав и злоупотреблением ими. Именно поэтому в России приняты законы, запрещающие оскорбления или ограничивающие проведение публичных собраний и демонстраций в определенных местах (статья 1 Указа Президента Российской Федерации от 25 мая 1992 г. “О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования”). Защита прав и интересов человека от посягательств со стороны других лиц является такой же важной гарантией соблюдения его прав и свобод, как и защита от произвола государства. Наконец, права и свободы ограничиваются в интересах обороны страны и безопасности государства. Запрещается распространение сведений, могущих причинить ущерб интересам обороны и безопасности государства. Закон предусматривает и ограничения права выезда за рубеж по соображениям государственной безопасности для определенной категории людей, осведомленных о государственных секретах. Ограничения некоторых прав и свобод граждан возможны также при введении в стране чрезвычайного положения.

     2. Это произошло по следующим причинам.

В ст. 32 Конституции указано, что граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Российское государство, заинтересованное в развитии творческой инициативы, социальной и политической активности граждан, их участии в управлении государством и обществом, гарантирует гражданам РФ свободу создания общественных объединений. В ст. 30 Конституции указано, что каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. В то же время никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Спектр общественных объединений разнообразен. Закон «Об общественных объединениях» 1995 г. отказался от перечня общественных объединений по их отраслевой или социальной окраске. Хотя он предполагает данный фактор как основу их существования, т.е. создание общественных организаций, общественных движений с политическими, социальными целями, профсоюзов, культурных, научных, спортивных и иных обществ по интересам, обществ, фондов, союзов и иных объединений для организационной и материальной поддержки различных категорий граждан, а также предпринимательства и т.д.

Но все-таки основой для типизации общественных объединений по Закону «Об общественных объединениях» стали организационно-правовые формы их существования. Статья 7 Закона так и именуется – «Организационно-правовые формы общественных объединений». Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

         общественная организация;

         общественное движение;

         общественный фонд;

         общественное учреждение;

         орган общественной самостоятельности;

         политическая партия.

Таким образом, «общественное объединение» есть родовое понятие, охватывающее все названные организационные формы и конкретные разновидности объединений.

   3. Потому что подобное обращение может воздействовать на власть, а значит являться средством политического воздействия.


Тема 12. Федерализм и его конституционно-правовые признаки в Российской Федерации

 

    1. Форма государственного устройства – это национальное и административно-территориальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти. Форма государственного устройства показывает:

q      из каких частей состоит внутренняя структура государства, их правовое положение и каковы взаимоотношения их органов;

q      как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

q      в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, прожинающей на территории данного государства.

    По форме государственного устройства государства можно подразделить на три основные группы: унитарные, федеративные и конфедеративные. Унитарное государство (фр. – единое, составляющее одно целое) – это простое по составу, единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц (департаменты, провинции, округа, области, кантоны и т.д.), не имеющих каких-либо суверенных прав и подчиненное центральным органам власти и местным представительным органам. В унитарных государствах с многонациональным составом населения возможно преобразование отдельных административных единиц в виде автономии. Автономия (греч. – сам + закон) – право какой-либо части государства, с компактно проживающим на ней населением иной национальности, самостоятельно решать свои внутренние вопросы. Это делается для зашиты этнической цельности и создания больших гарантий и лучших условий развития проживающего там народа, сохранения его языка и культуры. Автономные образования могут создаваться в составе как унитарных, так и федеративных государств (например, Квебек в унитарной Канаде и автономии в федеративной России). Федеративное государство (лат. – союз, объединение) – сложное, союзное государство, объединяющее административно-территориальные или национальные образования – субъектов (членов) федерации, которые обладают значительной степенью самостоятельности (штаты в США, земли в Германии, области и края в России) или суверенитетом (кантоны в Швейцарии, республики в России). Наряду с высшими органами государственной власти федерации, субъекты федерации имеют свое законодательство, особую судебную систему и самостоятельные органы управления. Федерации бывают как в многонациональных государствах (Россия, Югославия, СССР), так и в мононациональных (США, Мексика, Бразилия и др.), в последнем случае говорят об административных федерациях. Существуют так называемые договорные федерации (Россия), особенность которых проявляется в большей самостоятельности ее субъектов.

    Россия является национально-территориальной федерацией. Совмещение национальной или территориальной основ структурной организации федерации выражается прежде всего в том, что субъектами Российской Федерации провозглашаются не только национально-государственные образования (21 республика, 1 автономная область и 10 автономных округов), но и соответствующие административно-территориальные единицы (6 краев, 49 областей и 2 города федерального значения). Такая конструкция федеративного устройства России уникальна, так как всякая федерация как форма национально-государственного устройства является выражением и воплощением определенных общественных отношений. Совмещение сугубо территориального и национального принципов построения федерации (ст. 5 Конституции) означает нетрадиционный подход к способу ее существования и функционирования.

    2. Идея делегирования полномочий субъектами Центру и наоборот впервые была юридически оформлена Федеративным договором от 31 марта 1992 г. Однако в новой Конституции право участников федеративных отношений заключать соглашения о взаимном делегировании полномочий по сравнению с Федеративным договором существенным образом скорректировано. Если раньше в качестве субъектов этого права назывались органы государственной власти Федерации и ее субъектов, то теперь только органы исполнительной власти. Однако, несмотря на это, уже после принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. подписан ряд договоров между Россией и ее субъектами о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий органов государственной власти. Это, в частности. Договор Российской Федерации и Республики Татарстан “О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан” от 15 февраля 1994 г., Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Калининградской области от 12 января 1996 г., Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Свердловской области.

    Взаимная передача Федерацией и ее субъектами своих полномочий в сфере исполнительной деятельности служит средством децентрализации властных функций в разумных пределах без ущерба для управляемости страной. Это договорный способ перераспределения полномочий между Федерацией и ее субъектами. Возможность передачи своих полномочий служит формой выражения равноправия участников федеративных отношений и направлена на выравнивание различий между регионами по уровню жизни и условиям экономического развития.

    Договоры между органами исполнительной власти Федерации и ее субъектов о передаче полномочий не имеют учредительного характера. Перераспределение может касаться только тех полномочий, которые уже закреплены Конституцией Российской Федерации и конституциями, уставами ее субъектов. Передача полномочий:

q      затрагивает сферу совместного ведения Федерации и ее субъектов (верхний предел делегирования ориентирован на исключительные полномочия федеральных органов исполнительной власти);

q      касается только одной ветви власти – исполнительной;

q      допускается только на определенное время, т.е. не может иметь постоянного характера, ибо это привело бы к неконституционному перераспределению полномочий между Федерацией и ее субъектами;

q      требует взаимного согласия сторон;

q      предполагает контроль за реализацией делегированных полномочий.

    Путем заключения соглашений (договоров), не противоречащих Конституции Российской Федерации, Федеративному договору, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституциям и законодательству республик, уставам и другим нормативным правовым актам краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, могут быть урегулированы конкретные вопросы перераспределения полномочий между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектами по предметам совместного ведения.

    Взаимная передача полномочий корреспондирует с взаимными обязанностями и взаимной ответственностью органов исполнительной власти Федерации и ее субъектов.

    Взаимную передачу полномочий между органами исполнительной власти Федерации и ее субъектов нельзя рассматривать как ограничение самостоятельности участников федеративных отношений. Двусторонние договоры о перераспределении полномочий органов исполнительной власти между Федерацией и ее субъектами не являются договорами об определении статуса Федерации и ее субъектов. Их нельзя приравнивать также к межгосударственным договорам и соглашениям; они не подлежат ратификации, как это предусмотрено п. “ш” ст. 74 Конституции Северной Осетии-Алании.

    На основе Конституции Российской Федерации, которая закрепляет принципы разграничения полномочий между Центром и субъектами Федерации, возможны двусторонние договоры и соглашения между участниками федеральных отношений. Так, в Договоре о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Калининградской области от 12 января 1996 г. закреплено, что в целях разграничения полномочий между органами исполнительной власти Калининградской области по предметам совместного ведения, установленным ст. 72 Конституции Российской Федерации и определенным настоящим Договором, органы исполнительной власти Российской Федерации и органы исполнительной власти Калининградской области заключают соглашения о разграничении полномочий по отдельным предметам совместного ведения.

Соглашения о разграничении полномочий по предметам совместного ведения могут быть подписаны в любое время после подписания Договора и являются неотъемлемой составной частью настоящего Договора.

    Договорная практика перераспределения полномочий между органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти приводит к гибкой модели федерализма, позволяет согласовывать интересы Федерации в целом и каждого субъекта в отдельности.

    Договоры между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, равно как и договоры между органами государственной власти субъектов, подлежат правовой оценке Конституционного Суда Российской Федерации с позиций их соответствия федеральной Конституции (п. “б”, “в” ст. 3 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации” от 24 июня 1994 г.).

 


Тема 13. Конституционные принципы государственного устройства и структура Российской Федерации

 

    1-2. Наличие своего суверенитета у республик не противоречит суверенитету Федерации. При этом необходимо заметить, что отличие от других субъектов Федерации республики признаются государствами. Однако власть в этих государствах не является полностью суверенной, республики самостоятельны только в рамках, установленных федеральной Конституцией. Республики не вправе нарушать государственную целостность России, единство системы государственной власти. Их народы свободно реализовали свое право на самоопределение, создав сначала автономию, а затем преобразовав ее в государство, являющееся частью Российской Федерации. Изменить этот статус, вернуть назад переданные Федерации суверенные права можно только с согласия Российской Федерации, путем изменения Конституции РФ или в соответствии с федеральным конституционным законом.

       Конституция РФ не закрепляет право выхода республик из состава Федерации, чего не делает и ни одна другая федерация мира. Основания для этого носят не только юридический, но и этический характер. Экономика республик была создана на средства всего многонационального народа России, она может успешно функционировать только как составная часть всей экономики страны. С национальной точки зрения население республик давно носит смешанный характер, вследствие чего выделение той или иной республики в самостоятельное государство неизбежно породило бы дискриминацию и межнациональные конфликты. Отделение от России привело бы также к культурному отставанию народов, ни о какой подлинной независимости в этом случае не могло бы быть и речи, сепаратизм, следовательно, противоречит коренным интересам как народов республик, так и их титульной нации.

    Однако, преувеличенное представление о суверенитете подталкивает некоторые республики к провозглашению своей собственности на землю, недра и природные богатства, для чего нет правовых оснований. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами относятся к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Республика Саха (Якутия) закрепила в Конституции положение о своей территории как «исконной земле традиционного расселения ее коренных народов», хотя трудно себе представить, как на огромных просторах в 3,1 млн. кв. км могли утвердиться «коренные народы», которых и сейчас насчитывается не более 1 млн. человек. Произвольно определенные в советское время границы некоторых республик ныне рассматриваются в республиках как якобы сложившиеся исторически.

    Между тем происходившая в то время частая перекройка границ носила чисто административное значение, в результате чего, например, в территорию нынешней Чеченской Республики были включены районы из соседнего Ставропольского края. Территорию республик, следовательно, можно рассматривать только во взаимосвязи с их пребыванием в составе Российской Федерации. Вместе с тем должно быть, безусловно, признано, что закрепленная за ними территория является пространственным пределом их власти, на эту территорию не может распространяться власть других субъектов Федерации.

    Неправомерны и претензии многих республик на приоритет (верховенство) своих законов над федеральными. Закрепление в конституционных актах республик такого рода положений противоречит основам конституционного строя Российской федерации и ведет к ослаблению конституционной законности и охраны прав человека.

    3. Юридическое равенство субъектов Российской Федерации проявляется в следующем.

Являясь субъектами Российской Федерации, республики, края, области и города федерального значения обладают определенной учредительной властью. Они вправе принимать свои уставы, законы и иные нормативные, правовые акты. Каждая республика, край, каждая область, Москва и Санкт-Петербург образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые действуют на основе Конституции Российской Федерации, а также уставов края, области, города федерального значения. Следует отметить, что если прежде органы власти краев, областей, городов республиканского значения относились законодательством к местным органам власти, то в настоящее время они к таковым не относятся, а являются органами государственной власти субъектов Федерации.

Республики, края, области, города федерального значения вправе иметь свою символику. Так, согласно Уставу Иркутской области (ст. 68), область имеет свои герб и флаг, утверждаемые Собранием области. Порядок использования официальной символики области определяется законом области. Республики, края, области, Москва и Санкт-Петербург являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими краями, областями, а также республиками, автономной областью, автономными округами, если это не противоречит Конституции и законам Российской Федерации. Координация международных и внешнеполитических связей краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации совместно с органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Статус края, области, города федерального значения может быть изменен только по взаимному согласию Российской Федерации и соответствующего края, области, города федерального значения, согласно федеральному конституционному закону. В некоторых уставах краев и областей устанавливается порядок изменения их статуса. Так, по Государственному Уставу Краснодарского края (ст. 16) лишение края статуса субъекта Российской Федерации или придание ему статуса иного субъекта Российской Федерации возможно только на основе Конституции Российской Федерации и Федеративного договора при условии одобрения соответствующего решения на краевом референдуме. Конституция Российской Федерации, Федеративный договор и уставы, республик, краев, областей и городов федерального значения определяют предметы ведения краев, областей и городов федерального значения. Предметы ведения подразделяются на предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов – краев, областей и городов федерального значения – и предметы, находящиеся в исключительном ведении краев, областей и городов федерального значения. Согласно Конституции Российской Федерации и Федеративному договору, в совместном ведении Федерации и краев, областей и городов федерального значения в сфере государственного строительства находятся обеспечение соответствия уставов, законов и иных нормативных правовых актов края, области, города федерального значения Конституции Российской Федерации и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон. К совместному ведению Российской Федерации и краев, областей и городов федерального значения относится широкий круг вопросов законодательного регулирования, включающий административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. К совместному ведению Российской Федерации и краев, областей и городов федерального значения отнесены также кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура и нотариат; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. В области экономического и социально-культурного строительства в совместное ведение Российской Федерации и краев, областей, городов федерального значения входят вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными И другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экономической безопасности; особо охраняемые природные территории; установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

    4. Общее. Субъекты федерации имеют свою правовую систему, в которую входят конституция (в республиках), уставы (в других субъектах РФ), законы, подзаконные акты. Правовая система субъектов РФ как бы образует собственное конституционное право, которое, однако, не разрывает единого поля конституционного права Российской Федерации, составляя его федеративный аспект. Свои правовые акты субъекты принимают самостоятельно. Однако требуется, чтобы конституции, уставы и другие правовые акты соответствовали Конституции РФ и федеральным законам, находились в пределах совместного ведения федерации и ее субъектов, ведения субъектов федерации.

    Правовой статус субъекта РФ может быть расширен путем создания в пределах его территории особой экономической зоны. Например, особая экономическая зона в Калининградской области установлена Федеральным законом от 22 января 1996 г. Статус особой экономической зоны предоставляет органам государственной власти соответствующего субъекта РФ дополнительные права и льготы в области таможенного регулирования, транзита товаров, налогов, режима инвестиций и предпринимательской деятельности. Органам государственной власти Калининградской области в целях экономической безопасности предоставляется право самостоятельно устанавливать ограничения для определенных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства относительно срока и места пребывания в Калининградской области. При этом, как сказано в Законе, данные ограничения не должны нарушать права и свободы человека, гарантированные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. Можно предположить, что такая необычная норма связана со специфическим географическим положением этого региона.

    По своей юридической силе конституции республик и уставы других субъектов Федерации равнозначны, различия только в терминах, присущих государствам и государственным образованиям. К тому же бывшие автономные республики, из которых образовалось большинство нынешних республик, прежде имели свои конституции, что повлияло на их желание сохранить эту традицию в условиях расширения самостоятельности республик. Республики вправе иметь государственный язык, в то время как другие субъекты РФ – нет. Конституции и уставы субъектов РФ должны строиться на общих с Конституцией РФ принципах (разделения властей, правового социального государства и др.). Проверку соответствия конституций республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации осуществляет Конституционный Суд Российской Федерации. Субъекты Федерации в лице своих органов законодательной и исполнительной власти вправе обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ (ч. 2 ст. 125). Право на такой запрос имеют также Президент России, Совет Федерации, Государственная Дума и ряд других органов. Конституционный Суд РФ, кроме того, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов РФ, между высшими государственными органами последних.

    Субъекты Федерации обладают своей территорией, которая является частью территории Российской федерации. Границы между субъектами федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия.

    Система органов государственной власти устанавливается субъектами Федерации самостоятельно. Есть только два конституционных требования, которые они при этом должны соблюдать. Во-первых, чтобы эта система соответствовала основам конституционного строя Российской Федерации, что, в частности, означает разделение и самостоятельность трех властей: законодательной, исполнительной и судебной. Во-вторых, система органов власти должна строиться на основе общих принципов организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом. Такие требования Конституции РФ, весьма характерные для всех федеративных государств, призваны обеспечить принципиальное единообразие организации государственной власти в федерации на всех уровнях.

    Особенное. В отличие от других субъектов федерации республики признаются государствами. Однако власть в этих государствах не является полностью суверенной, республики самостоятельны только в рамках, установленных федеральной Конституцией. Республики не вправе нарушать государственную целостность России, единство системы государственной власти. Их народы свободно реализовали свое право на самоопределение, создав сначала автономию, а затем преобразовав ее в государство, являющееся частью Российской федерации. Изменить этот статус, вернуть назад переданные Федерации суверенные права можно только с согласия Российской Федерации, путем изменения Конституции РФ или в соответствии с федеральным конституционным законом. Республики самостоятельны в определении своих государственных языков. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик эти языки употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации, т. е. русским языком. В республиках, в которых титульная нация составляет большинство населения (таковых 6 из 21), законодательно закреплено двуязычие. Многоязычие закреплено в многонациональном Дагестане. Двуязычие принято и в некоторых республиках, где титульная нация не составляет большинства (Татарстан, Калмыкия). Но в ряде республик законы о языках пока не приняты. Практически все республики признают и гарантируют права всех наций на пользование своим языком и на его развитие,

    Статус краев, областей определяется Конституцией Российской Федерации (гл. 3), Федеративным договором от 31 марта 1992 г., включающим в себя Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей Российской Федерации; другими федеральными актами. Являясь субъектами Российской Федерации, края, области и города федерального значения обладают определенной учредительной властью. Они вправе принимать свои уставы, законы и иные нормативные, правовые акты. Устав закрепляет конституционно-правовой статус края, области, организацию государственной власти; порядок нормотворческой деятельности; административно-территориальное деление и организацию местного самоуправления. Так, в Государственном Уставе Краснодарского края содержатся: преамбула; разделы об основных принципах; о Краснодарском крае в составе Российской Федерации; об организации государственной власти; о законодательстве; о собственности и хозяйстве; о финансах и бюджетном устройстве; об административно-территориальном делении и местном самоуправлении; заключительные положения. Края, области располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия. Границы между ними и другими субъектами Российской Федерации могут быть изменены с согласия края, области.

    Каждый край, каждая область образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые действуют на основе Конституции Российской Федерации, а также уставов края, области, города федерального значения.

    Следует отметить, что если прежде органы власти краев, областей, городов республиканского значения относились законодательством к местным органам власти, то в настоящее время они к таковым не относятся, а являются органами государственной власти субъектов Федерации.

    Края, области вправе иметь свою символику. Так, согласно Уставу Иркутской области (ст. 68), область имеет свои герб и флаг, утверждаемые Собранием области. Порядок использования официальной символики области определяется законом области. Края, области являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими краями, областями, а также республиками, автономной областью, автономными округами, если это не противоречит Конституции и законам Российской Федерации. Координация международных и внешнеполитических связей краев, областей осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации совместно с органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Статус края, области может быть изменен только по взаимному согласию Российской Федерации и соответствующего края, области, города федерального значения, согласно федеральному конституционному закону. В некоторых уставах краев и областей устанавливается порядок изменения их статуса. Так, по Государственному Уставу Краснодарского края (ст. 16) лишение края статуса субъекта Российской Федерации или придание ему статуса иного субъекта Российской Федерации возможно только на основе Конституции Российской Федерации и Федеративного договора при условии одобрения соответствующего решения на краевом референдуме. Конституция Российской Федерации обеспечивает участие представителей краев, областей, городов федерального значения в решении вопросов, отнесенных к компетенции Российской Федерации. Для этого от краев, областей избираются депутаты в Государственную Думу и входят по два представителя в Совет Федерации. Представительные органы власти краев, областей обладают правом законодательной инициативы в федеральном парламенте. Кроме того, представительные органы и администрация края, области вправе вносить на рассмотрение Президента и Правительства Российской Федерации проекты актов, принятие которых относится к компетенции Президента и Правительства Российской Федерации.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!