Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Конспект по дисциплине «История отечественного государства и права»»

/ История государства и права
Конспект, 

Оглавление

Тема 8. Советские конституции

 

2.

Преемственность всех советских конституций в тех принципах, на который они покоились. Исходные принципы тоталитарного государственного права обусловливались учением марксизма-ленинизма, которое рассматривает государство как главное орудие перестройки всех общественных отношений в соответствии с целями коммунизма. Общий подход большевиков к государству был не просто далек от распространенной на Западе концепции правового государства, но прямо противоположен. Государству никаким образом не предписывалось охранять права и свободы граждан или воздерживаться от вмешательства в индивидуальную свободу, даже если речь шла о представителях «трудящихся классов». На словах права были гарантированы, но на деле ни один индивид не мог требовать их от государства, ибо действовал принудительный коллективизм в пользовании правами, а государство рассматривалось как олицетворение общих интересов. Эта концепция – плод классовой теории, она закабаляла человека, создавая иллюзию преодоления буржуазного формализма свободы. Фактически право закрепляло государственное руководство обществом, отказ даже от минимальной независимости общественной жизни от государственного вмешательства; контроль огромной бюрократической машины распространялся не только на каждое действие человека, но и на мысли.

Исторически первой, классической формой тоталитаризма стала военно-коммунистическая система советского типа, сформировавшаяся в общих чертах в 1918 г. и получившая свое окончательное завершение в сталинизме. Тоталитаризм коммунистического типа в большей степени, чем его другие разновидности, выражает свои основные сущностные черты, так как он предполагает полное уничтожение частной собственности, а значит и всякой автономии личности, абсолютную власть государства. Сущность сталинской модели тоталитаризма состоит в отсутствии или полном уничтожении разделения между государством и гражданским обществом. Для тоталитаризма вообще характерно поглощение одной господствующей партией как государства, так и общества. Такая «партия-государство» обладает неограниченными возможностями вмешательства в частную жизнь граждан. Здесь государство доминирует над обществом. Не государство существует для людей, а наоборот, люди живут для государства. Каждый отдельный индивид один на один с огромным всесильным аппаратом принуждения. Естественно, что это препятствует свободному движению общественных сил. Победу одерживает конформизм, народ превращается в население, приобретая атрибуты толпы, поскольку чрезмерная опека государства над своими гражданами наносит непоправимый вред энергии, деятельности и характеру людей. Тот, кем постоянно и настоятельно руководят, кого направляют, в конечном счете приходит к тому, что отказывается от доли самостоятельности, которой он располагает, и превращается в послушного и бездумного исполнителя. В условиях тоталитаризма партийному монизму соответствует монизм идеологический, который пронизывает всю иерархию властных отношений сверху донизу. Идеология превращена здесь в своего рода государственную религию с собственными догматами, священными книгами, святыми, апостолами, «богочеловеками» (в лице вождей, генсеков, фюреров и т.д.). Здесь государство выступает, по сути дела, в виде системы теократического правления, где верховный жрец-идеолог одновременно является и верховным правителем. Это, по словам Н. Бердяева, «обратная теократия». Здесь все сводится к тому, чтобы добиться единства человека-массы, государства, партии, к слитности всех структур. А победа принципа единства над принципами плюрализма неизбежно ведет к диктатуре, более соответствует свободе человеческого духа не монистическая, а плюралистическая социальная система. Монистическая социальная система всегда ведет к тирании и угнетению человеческой личности. Монизм тоталитарного государства во всяком случае несовместим с христианством, он превращает государство в церковь. При тоталитаризме все ресурсы направлены на достижение главной универсальной цели – создание какого-либо светло-голубого будущего. Все установки и принципы подобной ориентации с помощью разветвленной сети средств массовой информации и пропаганды, семьи и школы настойчиво внедряются в сознание широких народных масс. 

Необузданная исполнительная власть – самое страшное, что внесли большевики в новое государственное право. При полном отрицании прав и свобод человека эта власть, сразу ставшая самой главной, не стесненная судебным контролем, рождала чудовищные злоупотребления. На основе негласных указаний расстреливались сотни людей, тысячи были арестованы, выселены из домов, вынуждены эмигрировать. 

Новая структура власти практически исключили свободу выборов. Глава 13 Конституции 1918 г. установила откровенную дискриминацию, предоставив право избирать и быть избранными только тем, кто «добывает средства к жизни производительным и общественно-полезным трудом», а также солдатам и нетрудоспособным. Этого права лишались лица, прибегающие к наемному труду, живущие на проценты с капитала, частные торговцы, священнослужители, служащие и агенты бывшей полиции. Многоступенчатая система выборов практически лишала рядовых граждан возможности реально влиять на состав высших органов власти. Вся система Советов, постепенно выстраиваясь в централизованную систему, являла собой олицетворение диктатуры верхов, требовавших со все большей настойчивостью выполнения своих приказов и уходивших от ответственности за беззакония на местах. Это была безраздельная, бесконтрольная и абсолютная власть. Большевики быстро разделались с политическими партиями, они были запрещены, а их лидеры репрессированы или расстреляны.

Произошли сращивание партийной и государственной власти и ее полная централизация. На съездах партии и на пленумах ЦК открыто обсуждались и решались коренные вопросы жизни страны, затрагивающие права и интересы всех граждан, независимо от их партийной принадлежности. Все назначения в советский, т.е. государственный, аппарат, как и во все общественные организации, прессу и т.д., осуществлялись только через партийные решения; партийный аппарат тем самым становился главным механизмом выдвижения политического руководства страны на всех уровнях, люди «со стороны» в расчет не принимались. Партийные лидеры откровенно присвоили себе титул «вождей народа». Диктатура пролетариата, таким образом, вырождалась в диктатуру партии, а через нее – в диктатуру вождей. 

 

4.

Развитие нового государственного права началось с утверждения Республики Советов – В.И. Ленин объявил, что парламентская республика была бы «шагом назад». Но через непродолжительное время было разогнано Учредительное собрание и началось свертывание свободной деятельности местных Советов. В сущности, с января 1918 г. не осталось никаких надежд на демократическое государственное устройство, принятая в июле того же года Конституция РСФСР это подтвердила. Создатели Конституции 1918 г. отбросили почти все выработанные к тому времени демократические принципы представительной системы. Ни о каких парламентских учреждениях, ответственном правительстве, признании прав оппозиции, подчинении государства праву и т.д. не было и речи. Проблема превышения власти или ее злоупотреблений не вставала, а потому оказался ненужным принцип разделения властей. В.И. Ленин прямо обосновал единство исполнительной и законодательной власти в пику буржуазному парламентаризму – его не заботили опасность злоупотребления властью и необходимость взаимного уравновешивания властей. Взамен свободного парламента появился эрзац – Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, который избирался громоздким, легкоуправляемым и формальным съездом Советов. Хотя ВЦИК был наделен большими полномочиями, он все же не стал действительно высшим органом власти. Только в тандеме с назначаемым им Совнаркомом (значительно более узким органом) создавался подлинный центр власти, фактически никем не контролируемый. Как и следовало ожидать, съезды Советов созывались все реже (от одного раза в квартал к одному разу в год), большевики манипулировали ими, как хотели, и практически не ставили на их обсуждение вопросов первостепенного значения. Власть Совнаркома была заведомо определена как самая значительная, ибо он, также как и ВЦИК, издавал законодательные декреты и вообще любые распоряжения, а работал при закрытых дверях. 

Сталинский режим личной власти сложился в ленинских государственно-правовых формах, установленных Конституциями 1918 г. (РСФСР) и 1924 г. (СССР). Но И. В. Сталин, провозгласивший курс на всемерное укрепление государственной власти, со временем пришел к выводу, что требуется демократизировать фасад этой власти. В результате появилась Конституция 1936 г., действительно очень демократическая для своего времени. В этой Конституции авторы показали знание принципа разделения властей, основанного на известной независимости парламента, правительства и суда друг от друга. Конституция ушла от откровенной дискриминации в избирательных правах, провозгласив принцип равноправия всех граждан. Впервые в истории Советского государства в конституционном тексте говорилось о политических и личных правах и свободах, социально-экономических правах. Но это была лишь бутафория, практически никаких улучшений в правовом статусе советского гражданина не произошло, этот гражданин как был, так и остался фактически бесправным.

В марте 1936 г., незадолго до принятия «своей» Конституции, И. В. Сталин изложил собственное видение свободы при социализме, отвергая мысль, что социализм отрицает личную свободу: «Это общество мы построили не для ущемления личной свободы, свободы без кавычек... Настоящая свобода имеется только там, где уничтожена эксплуатация, где нет угнетения одних людей другими, где нет безработицы и нищенства, где человек не дрожит за то, что завтра может потерять работу, жилище, хлеб. Только в таком обществе возможна настоящая, а не бумажная, личная и всякая другая свобода». В соответствии с таким подходом первое место среди зафиксированных конституцией прав занимали социально-экономические права: на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности, на образование. Это были не столько индивидуальные права, сколько направления государственной социальной политики. Гарантии этих прав опирались только на государственные меры, исключающие какие-либо частные системы (страхования, школ, бирж труда, санаториев и т.д.). В конституции были записаны политические права и свободы (слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, на объединение, избирательные права). Гарантии, как и в первой Конституции, свелись к типографиям, запасам бумаги, общественным зданиям, улицам, средствам связи и другим материальным условиям, которые в действительности ничего не могли гарантировать, а только усиливали зависимость человека от государства. Лицемерием и цинизмом были пронизаны положения Конституции, связанные со свободой совести. В основном они воспроизводили Декрет от 23 января 1918 г. и положения Конституции 1918 г., которые ввели свободу религиозной и антирелигиозной пропаганды в РСФСР и драконовский государственный контроль над церковью. Но сталинская Конституция пошла еще дальше. Она сохранила свободу антирелигиозной пропаганды, исключив свободу религиозной пропаганды, сведя свободу совести к свободе отправления религиозных культов. И. В. Сталин, обосновывая эти изменения, даже сформулировал «право бороться против всякой религии». При Совете Министров СССР был создан Совет по делам Православной церкви, без разрешения которого церковь не могла ступить ни шагу; она также была поставлена под контроль органов государственной безопасности. Продолжалось уничтожение и закрытие храмов и монастырей, о церковном образовании и издательской деятельности не могло быть и речи. Конституция закрепила неприкосновенность личности, жилища и тайны переписки, как бы гарантировав людей от незаконных арестов, обысков, выемок, осмотров личной корреспонденции и иных мер, ограничивающих личную свободу. Это была абсолютно формальная декларация, поскольку ни свободного правосудия, ни контроля над карательными органами в стране не существовало. Было объявлено, что по мере успехов в социалистическом строительстве классовая борьба обостряется, что ведет к ужесточению диктатуры пролетариата, а значит – к произволу и беззаконию. 

По иронии судьбы или в силу цинизма И. В. Сталина конституционные нововведения совпали по времени с чудовищными репрессиями против миллионов невинных людей, которые без суда и следствия лишались свободы, подвергались заключению в концлагеря, где их труд использовался в целях «социалистического строительства». Многие были расстреляны или погибли на каторге. Но репрессии 30-х гг. – это не только акт политической борьбы конъюнктурного характера. Гораздо важнее другое – их возведение в принцип функционирования самой системы. В сущности, такой принцип был заложен еще В. И. Лениным, но И. В. Сталин довел его до своеобразного совершенства, сделав постоянным политическим и правовым фактором. Он выдвинул концепцию «врагов народа», которая составила «моральный», политический и юридический фундамент массовых репрессий. Реализация этой концепции должна была привести к физическому истреблению инакомыслящих и в то же время создать психологическую атмосферу страха в стране, чтобы сделать народ абсолютно послушным.

Сталинизм обусловил появление в Конституции раздела об основах общественного строя – экономической и политической основы социализма. Это был способ юридического навязывания определенной идеологии и ее правовых институтов. «Основы» ничего не добавляли к правам и свободам граждан, они не только не способствовали развитию личной инициативы человека, но откровенно губили ее. В сущности, дело сводилось к закреплению господства в экономике государственной собственности и планового ведения хозяйства, а также к исключению политического плюрализма. Государственное право приобрело характер некоего внешнего демократического фасада, но по существу оставалось только прикрытием грубой диктатуры. Таким же формальным являлся новый советский федерализм, легший в основу государственного устройства СССР после его образования в 1922 г. Россия продолжала оставаться федеративным государством, но мало кого заботил странный характер этой «федерации». В ней не было равноправных субъектов, а были образованы, наряду с обычным административно-территориальным делением, отдельные автономные республики и автономные области, создавшие видимость национальной государственности. Единое государство было искусственно расчленено в угоду идеологическому лозунгу большевиков о праве наций на самоопределение. На самом деле ни одна из наций этого не требовала, и все нации после «самоопределения» в равной мере страдали от гнета большевизма.

Модификации государственного права в годы правления Н.С. Хрущева и Л.И. Брежнева не затронули его сути. Государственно-правовые институты, несмотря на некоторую демократизацию, по-прежнему лишь оформляли власть коммунистической партии, игнорировали приоритет человека, его права и свободы. В стране действовали «правовые» механизмы, которые начисто перечеркивали свободу слова, печати, вероисповедания, политической деятельности, многие личные права граждан. Репрессии вплоть до массовых расстрелов (1962 г. в Новочеркасске), ссылки и высылки по-прежнему применялись для расправы над инакомыслием и свободолюбием. Представительная система пребывала в состоянии застоя и формализма.

В 1977 г. была принята Конституция СССР, отразившая двойственный характер брежневской политики. Она полностью сохранила в неприкосновенности антидемократическую машину власти, созданную еще И.В. Сталиным, и в то же время попыталась расширить перечень гражданских прав и свобод. Но и на них легла печать двойственности: к формулировкам из международных документов добавлялись «цели коммунистического строительства». В Конституцию, красочно расписывавшую достижения «развитого социализма», была включена пресловутая ст. 6, закрепившая руководящую роль КПСС в общественной и государственной жизни. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Тема 9. Чрезвычайные органы Советского государства

 

2.

С момента свержения Временного правительства в октябре 1917 года большевики поставили перед собой задачу укрепления и окончательного удержания своей власти. Для этого они провели ряд мероприятий, которые в первую очередь включали в себя разгон старых учреждений или их реорганизационно-кадровое обновление и создание новых органов, выполнявших функцию подавления. С октября 1917 года функционировали ревтрибуналы – волостные, уездные, губернские. В декабре 1917 года была создана ВЧК. Причинами образования ВЧК провозглашалась необходимость борьбы с противниками советской власти, с контрреволюцией. Однако, уже тогда ВЧК предоставлялись самые широкие функции, что давало возможность превращения этой организации в «карающий меч» не только против реальных противников большевиков, но и против любого несогласного с их политикой, из любой социальной среды, включая крестьян и рабочих. Поэтому неудивительно, что эта организация очень быстро превратилась в орудие узурпации власти отдельных большевистских лидеров, в средство для подчинения огромной, необъятной страны с помощью всеобъемлющей атмосферы страха. Решением СНК РСФСР от 20 декабря 1917 г. перед ВЧК были поставлены следующие задачи: 1) «преследовать и ликвидировать все контрреволюционные и саботажные попытки и действия по всей России, со стороны кого бы они не происходили»; 2) «предание суду ревтрибунала всех саботажников и контрреволюционеров и выработка мер борьбы с ними»; 3) «комиссия ведет только предварительное расследование, поскольку оно нужно для пресечения». С наступлением немцев на Петроград 21 февраля 1918 г. СНК принял Декрет «Социалистическое отечество в опасности», которым ввел расстрел на месте без суда и следствия германских шпионов, неприятельских агентов, спекулянтов, хулиганов, контрреволюционных агитаторов и даже «членов буржуазного класса независимо от пола, отказывающихся рыть окопы».  Декрет не устанавливал, какой орган будет осуществлять эти акции. Однако на следующий день после его выхода ВЧК от себя лично опубликовала в «Известиях» объявление о том, что именно она будет обеспечивать реализацию декрета «Социалистическое отечество в опасности» в части применения репрессивных мер к нарушителям советских законов. При этом говорилось, что расстрел будет применяться не только к лицам названным в декрете, но и к организаторам и участникам восстаний, всем бегущим на Дон для поступления в контрреволюционные войска Каледина и Корнилова и др. Подобные действия ВЧК превращали ее из скромной следственной комиссии в грозный судебный и правотворческий орган советской власти. ВЧК присвоила себе не только право вершить правосудие и приводить приговоры в исполнение, но и существенно дополнила декрет СНК, расширив круг лиц, подпадающих под расстрел. Подобную норму могли принимать только ВЦИК или СНК, но не следственная комиссия. И тем не менее компетентные органы никак не прореагировали на подобные самовольные действия ВЧК. По заключении Брестского мира 3 марта 1918 г. опасность немецкого вторжения миновала и декрет СНК как временный акт утратил свое действие. Однако ВЧК продолжала вершить правосудие и заниматься правотворческой деятельностью. В марте 1918 г. ВЧК снова подменила СНК, приняв постановление о создании чрезвычайных комиссий при местных советах. Принятое некомпетентным органом постановление советы исполнили достаточно активно и уже к 1 июля 1918 г. в РСФСР действовало 365 уездных и 40 губернских чрезвычайных комиссий.   Первоначально аппарат ВЧК был немногочисленным и насчитывал 120 человек. Работу возглавлял Президиум, состоявший из председателя, двух заместителей и двух секретарей. В ВЧК входили информационный, организационный отделы и отдел по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Затем возникли отделы по борьбе со спекуляцией, бандитизмом, должностными преступлениями и др. ВЧК значительно расширила свои ряды и даже имела в ведении специальные войска.

В рассматриваемый период для уголовно-процессуального права были характерны множественные недостатки: отсутствовало надлежащее нормативно-правовое регулирование уголовно-процессуальных отношений, повсеместно наблюдались судебный произвол, низкая профессиональная подготовка судей, бездействие кассационных инстанций и отсутствие института пересмотра приговоров в надзорном порядке.

Спекулянты как следует из вышеизложенного были также причислены к ярым врагам советской власти.

 

4.

Руководствуясь декретом «О красном терроре», ВЧК, по официальным данным, в течение 1918 года репрессировала 31 369 человек. Из них было расстреляно 6185 человек, заключено в тюрьмы 14829 человек, направлено в концентрационные лагеря 6407 человек, взято заложниками 4968 человек. Не менее жестокой была реакция Белой гвардии. Только в июне-сентябре 1918 г. на территории России жертвами белогвардейского террора стали более 10 тыс. рабочих и крестьян. Деятельность ВЧК, осуществляемые ею расстрелы без суда и сколько-нибудь серьезного предварительного расследования и даже без специального законодательного акта, который бы предоставлял право ВЧК осуществлять подобную деятельность, вызвали резкую критику в печати со стороны отдельных деятелей партии большевиков и государства.   28 октября 1918 г. ВЦИК вынужден был принять Положение о ВЧК и тем самым придать минимум законности его деятельности. Однако Положение было весьма кратким и в основном закрепляло структуру органов ВЧК и порядок их взаимодействия. Полномочия же ее как карательного органа были определены одной и весьма абстрактной фразой. В Положении говорилось, что ВЧК является центральной организацией «проводящей в жизнь непосредственную борьбу с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности на всей территории РСФСР».

Окончание гражданской войны, переход к мирной жизни и выдвижение на первый план задач восстановления разрушенного хозяйства, создание передовой промышленности, способной удовлетворить потребности населения в промышленных товарах, развитие сельского хозяйства – все это требовало дальнейшего развития советского государства и его основных компонентов. Советское государство в этот период Новой экономической политики было вынуждено создать видимость решительного разрыва с прошлым негативным отношением к представителям имущих классов, вовлекать их в сотрудничество с собой. Для этого нужно было прежде всего жертвовать органами, которые наиболее активно проводили диктатуру пролетариата и сыскали себе неприязнь всех слоев общества. Тем самым судьба ВЧК была предрешена. 29 ноября 1921 г. Ленин в записке Каменеву предложил осуществить реорганизацию ВЧК и порекомендовал привлечь к ответственности Наркомат юстиции за пробелы в положении о ВЧК, позволившие ей грубо нарушать права граждан РСФСР, и за недонесение о конкретных нарушениях в работе чекистов.  29 декабря 1921 г. IХ Всероссийский съезд Советов дал поручение Президиуму ВЦИК сузить деятельность ВЧК и ее органов, поскольку укрепление советской власти вовне и внутри позволяет сузить круг деятельности Всероссийской Чрезвычайной Комиссии и его органов, возложить борьбу с нарушением законов Советских республик на судебные органы. Однако на заседании 23 января 1922 г. Политбюро РКП(б) приходит к выводу о необходимости полного упразднения ВЧК. В достаточно тяжелом положении оказался ВЦИК. Высший орган государственной власти предписывает ему сузить права ВЧК, а центральный партийный орган – ликвидировать этот орган. И ВЦИК выполнил партийную директиву. Декретом от 6 февраля 1922 г. «Об упразднении Всероссийской Чрезвычайной комиссии и о правилах производства обысков, выемок и арестов», он постановил ВЧК и ее местные органы упразднить. Задачи, выполняемые ВЧК, ВЦИК возложил на новый орган – Государственное Политическое управление, создаваемое в составе Наркомата внутренних дел, а председателем ГПУ стал не кто иной, как Председатель упраздненной ВЧК – Ф. Дзержинский. Этим же декретом на ГПУ возлагались задачи предупреждения и подавления открытых контрреволюционных выступлений, борьбы с бандитизмом, раскрытия контрреволюционных организаций и лиц, деятельность которых направлена к подрыву хозяйственных органов страны. Большое место в деятельности ГПУ занимала охрана государственной тайны, борьба со шпионажем, охрана железнодорожных и водных путей сообщения, границ РСФСР, борьба с экономической и политической контрабандой и незаконным переходом границ, выполнение специальных заданий ВЦИК и СНК по обеспечению революционного порядка. Словом, вместе с руководителем ГПУ унаследовала и задачи ВЧК. Менялось только название и на некоторое время методы работы вновь созданного органа.

Декретом ВЦИК от 16 октября 1922 г. вновь было решено в целях скорейшего искоренения всякого рода бандитских налетов и вооруженных ограблений, предоставить Государственному политическому управлению право внесудебной расправы, вплоть до расстрела, в отношении всех лиц, взятых с поличным на месте преступления при бандитских налетах и вооруженных ограблениях. 23 ноября 1923 г. ГПУ стало ядром вновь образованного при СНК СССР Объединенного государственно-политического управления и прекратило существование как самостоятельный орган РСФСР.

 

 

 

 


Тема 10. Организация советского суда

 

2.

В ноябре 1922 г. было принято Положение о судоустройстве РСФСР, положившее начало новой судебной реформе. Создавалась единая судебная система: 1) народный суд в составе постоянного народного судьи; 2) народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей; 3) губернский суд; 4) Верховный суд РСФСР и его коллегии. Наряду с единой системой народных судов РСФСР создавались специальные суды: военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы, трудовые сессии народных судов, земельные комиссии, арбитражные комиссии [при СТО и губэкосо (губернских экономических совещаниях)].Судьи и заседатели народных судов избирались губисполкомами из рабочих, крестьян и военнослужащих. Кандидаты в судьи должны были обладать стажем ответственной работы. Верховный суд РСФСР избирался ВЦИК и состоял из Президиума, Пленума и семи коллегий: двух судебных (по уголовным и гражданским делам), двух кассационных, военной, военно-транспортной и дисциплинарной (по делам судебных работников). Для всех судебных органов Верховный суд был надзорной инстанцией, для губернских судов – кассационной, по делам об особо опасных преступлениях – первой инстанцией. За период с 1922 по 1925 г. Верховные суды были созданы во всех союзных республиках. Для осуществления предварительного следствия при отдельных судебных учреждениях (губсудах, Верховном суде РСФСР), следственных участках и отделе прокуратуры Наркомюста закрепились народные следователи, действующие под наблюдением прокуроров и губернских судов.

 

4.

Характерная особенность уголовного процесса этого периода состояла в том, что народный судья местного суда должен был самолично вести предварительное следствие по подсудным делам. Допускалось также расследование преступлений следственной комиссией в составе народного судьи и двух народных заседателей.  В революционных трибуналах и окружных судах предварительное следствие осуществлялось следственными комиссиями, избираемыми местными советами. Следственные комиссии революционных трибуналов наделялись чрезвычайными полномочиями и имели право требовать от всех государственных органов и должностных лиц, органов местного самоуправления, судов и нотариальных учреждений, общественных организаций, предприятий, как государственных, так и частных предоставления необходимых сведений и документов, а также неоконченных производством дел. Следственные же комиссии окружных судов могли обращаться только за содействием к Красной гвардии или народной милиции, государственным и общественным учреждениям, частным и должностным лицам. Процессуальное положение лиц, обвиняемых в совершении преступлений, декреты не регламентировали. На стадии предварительного следствия допускались защитники лишь по спискам, утвержденным местными советами. Во время судебного процесса к защите мог допускаться любой гражданин из публики, но только один. Декрет о суде №1 предусматривал кассационное обжалование решений и приговоров местных судов в уездный суд. Однако работа уездных судов не была организована должным образом, поэтому данный институт уголовного процесса фактически не действовал, а жалобы заинтересованных лиц, направляемые в самые различные инстанции, оставались без удовлетворения. В стадии постоянного реформирования находились революционные трибуналы. Советская власть никак не могла окончательно решить, кому конкретно предоставить право судить контрреволюционеров: ВЧК или революционным трибуналам. Положением ВЦИК от 12 апреля 1919 г. предусматривалось сокращение сети революционных трибуналов. Они могли образовываться и действовать только при губернских советах и в городах численностью более 200 тыс. жителей. Все остальные трибуналы подлежали упразднению. Революционные трибуналы состояли из председателя и двух народных заседателей, избираемых губернскими советами. К участию в судебном разбирательстве по усмотрению трибунала допускались защитники и обвинители.  8 января 1919 г. Реввоентрибунал Республики, используя уже накопленный опыт деятельности реввоентрибуналов, издал Инструкцию революционным трибуналам фронтов и армий. Это был первый документ из центра, регламентировавший деятельность революционных военных трибуналов и ориентирующий их на строжайшее соблюдение революционной законности при производстве предварительного следствия и рассмотрения дел в судебных заседаниях.

18 марта 1920 г. ВЦИК утвердил новое Положение о революционных трибуналах. В их состав обязательно входил представитель губернской ЧК. При ревтрибунале вводилась должность следователя-докладчика, который должен был готовить заключения по поступившим делам и докладывать свое заключение на заседании революционного трибунала.

В период гражданской войны появляется ряд специализированных судов. В Красной Армии, на железных дорогах и в действующих войсках были созданы революционные военные трибуналы для рассмотрения наиболее опасных преступлений, совершаемых военнослужащими. В Главном революционном военном железнодорожном трибунале были разработаны инструкции и положения, четко регламентировавшие деятельность всех его структурных подразделений.

С 1 января 1923 г. также должны были прекратить свою деятельность общие революционные трибуналы. Дела, ранее подсудные губернским и областным трибуналам, подлежали рассмотрению в создаваемых губернских и областных судах, а дела, подсудные Верховному трибуналу – учреждаемом Верховном суде РСФСР. Однако в ряде мест осуществление судебной реформы затягивалось. Как удалось установить исследователям по архивным источникам, последний революционный трибунал на территории РСФСР – Джетысуйский областной трибунал в Туркестанской АССР прекратил свою деятельность в конце июня 1923 года. Это затягивание осуществления судебной реформы было связано с недостатками в работе местных советских, партийных органов, а в ряде мест с острой классовой борьбой.

 

 

 

 

 

 

 


Тема 11. Образование и развитие советской прокуратуры

 

2.

В мае 1922 г. ВЦИК утвердил Положение прокурорском надзоре. При разработке проекта большинство членов комиссии высказывались за двойное подчинение органов прокуратуры; по вертикали – вышестоящим прокурорским органам и по горизонтали – местным исполкомам. В.И. Ленин возражал против принципа «двойного подчинения», настаивал на единственном вертикальном подчинении прокурорских органов. Его концепция составила основу Положения о прокурорском надзоре (именно в этом и заключалось отличие от других ведомств). ВЦИК учреждал государственную прокуратуру в составе Наркомюста, но не как автономную систему. Нарком юстиции возглавлял прокуратуру, являясь Прокурором Республики. Прокурор Республики в своей деятельности опирался на помощников. Губернские прокуроры и их помощники назначались Прокурором Республики. При трибуналах состояли особые прокуроры, подчиненные помощнику Прокурора Республики. На прокуратуру возлагалось: осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных, общественных и частных организаций и частных лиц (общий надзор); наблюдение за деятельностью следственных органов и дознанием, за деятельностью органов ОГПУ; поддержание обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей. (Эти четыре основные функции прокуратуры сохранятся затем во всех последующих положениях о прокурорском надзоре.) Прокурор Республики наделялся правом входить с предложениями об отмене незаконных постановлений наркоматов и иных центральных ведомств, опротестовывать их решения в СНК и Президиуме ВЦИК, руководить деятельностью прокуроров на местах.

 

4.

Структура, задачи, компетенция и порядок деятельности Прокуратуры РСФСР, закрепленные Положением ВЦИК от 28 мая 1922 г., не претерпели каких-либо существенных изменений в период с 1926 по 1936 гг. Как орган государственного надзора за законностью действий государственных органов, должностных лиц и граждан Прокуратура РСФСР по-прежнему осуществляла свои задачи путем опротестования постановлений и решений, нарушающих законы, и возбуждения уголовного, дисциплинарного, и административного преследования против виновных лиц. Прокурорский надзор в стране совершенствовался в процессе создания Прокуратуры СССР. Конституция СССР 1924 г. не предусматривала создания такого органа. Предусматривалось лишь введение должностей Прокурора Верховного Суда СССР и его заместителя, которые должны были давать заключение по вопросам, подлежащим разрешению Верховным Судом СССР, поддерживать обвинение в заседаниях Верховного Суда СССР и, в случае несогласия с решениями пленарного заседания Верховного Суда СССР, опротестовывать их в Президиум ЦИК СССР. Отсутствие Прокуратуры СССР негативно сказалось на реализации общесоюзных законов в стране. Во-первых, вне прокурорского надзора оказались общесоюзные наркоматы, а принимаемые ими акты, противоречащие союзным законам, не всегда своевременно обнаруживались и отменялись. Во-вторых, отсутствовало постоянное и систематическое наблюдение за правильным и единообразным применением общесоюзного законодательства судебными учреждениями союзных республик. Республиканские прокуратуры действовали разобщено, без какого-либо согласования, координации их деятельности по надзору за применением судами и иными органами общесоюзных законов. Между тем задачи единообразного понимания и применения общесоюзных актов требовали создания центра, способного проводить единую линию в этом деле. Прокуратура СССР была учреждена постановлением ЦИК и СНК СССР 20 июня 1933 г. в целях укрепления социалистической законности и должной охраны общественной собственности от покушений антиобщественных элементов. Прокуратура Верховного Суда СССР упразднялась. На Прокуратуру СССР возлагались следующие задачи: 1) надзор за соответствием постановлений и распоряжений министерств и ведомств СССР, союзных республик и местных органов государственной власти Конституции СССР, постановлениям ЦИК и СНК СССР; 2) наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестование приговоров и решений судов в вышестоящие инстанции и приостановление их исполнения; 3) возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории СССР; 4) надзор, на основании особого положения за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых учреждений. С образованием Прокуратуры СССР прокуроры союзных республик сохраняли свою подчиненность Наркому юстиции республики, а прокуратуры оставались в системе наркоматов юстиции. Одновременно республиканские прокуроры были подчинены и Прокурору СССР в порядке выполнения им функций общего руководства деятельностью республиканских прокуратор. Указания и распоряжения Прокурора СССР были обязательными для исполнения всеми органами прокуратуры. В условиях сталинской диктатуры прокуроры, включая и Генерального находились под фактическим непрерывным надзором как высших руководителей государства, так и органов госбезопасности. Зловещую роль в сталинских репрессиях сыграли Генеральные прокуроры СССР: Н.В. Крыленко, А.Я. Вышинский. Были исполнители и меньшего ранга: В.С. Абакумов, В.Н. Меркулов, Л.Ф. Райхман, Л.Р. Шейнин. Часть из них также будет уничтожена в годы «сталинских чисток».

 


Тема 12. Кодификация советского права в 1920-х г.

 

2.

ГК различал собственность: государственную, кооперативную, частную. Причем земля, недра, леса, горы, железные дороги, их передвижной состав и летательные аппараты могли быть исключительно собственностью государства, т.е. исключались из гражданского оборота. С отменой частной собственности на землю деление имущества на движимое и недвижимое упразднялось. Предметом частной собственности могли быть: немуниципализированные строения, торговые предприятия, предприятия промышленные с числом рабочих не выше установленного законом количества, орудия производства, ценности, не воспрещенные законом к продаже товары, предметы хозяйства и домашнего обихода и всякое имущество, не изъятое из частного оборота. Собственностью кооперативных организаций могли быть предприятия с неограниченным числом работающих на них в отличие от частных предприятий. Собственнику принадлежало в пределах, установленных законом, право владения, пользования и распоряжения имуществом.

ГК знал наследование как по закону, так и по завещанию. Важным положением наследственного права являлось ограничение имущества, передаваемого по наследству, в пределах 10 тыс. золотых рублей. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 29 января 1926 г. ограничение размера наследования было отменено, но имущество облагалось высоким налогом.

 

4.

Кодекс законов о труде (КЗоТ) РСФСР 1922 г. состоял из 17 глав и 192 статей. Остановимся на принципиальных отличиях КЗоТ 1922 г. от КЗоТ 1918 г. В условиях нэпа, рыночных отношений отпала необходимость всеобщей трудовой повинности. От методов принуждения в регулировании трудовых отношений государство переходит к методам свободного найма рабочей силы. Всеобщая трудовая повинность отменялась. Трудовые отношения теперь возникали в результате заключения трудового договора. Трудовой договор являлся соглашением двух или более лиц, по которому одна сторона (нанимающийся) предоставляет свою рабочую силу другой стороне (нанимателю) за вознаграждение. Трудовой договор заключался как при отсутствии коллективного договора, так и при его наличии. Специалисты считают, что обычно заключению трудового договора предшествовало заключение коллективного договора. КЗоТ проводил принцип добровольности заключения трудового договора. Договор заключался либо на неопределенный срок, либо на время выполнения определенной работы, либо на определенный срок (не более одного года). Трудовой договор мог быть расторгнут по соглашению сторон, по требованию нанимателя в случаях, установленных законом, и желанию работника в любое время, предупредив об этом нанимателя за семь дней. Это касалось трудового договора, заключенного на неопределенный срок. Условия трудового договора определялись соглашением сторон. Недействительными условиями договора являлись условия, ухудшавшие положение трудящегося по сравнению с условиями, установленными законами о труде, условиями коллективного договора и правилами внутреннего распорядка, распространявшимися на данное предприятие или учреждение, а также условия, ограничивавшие политические и общегражданские права трудящихся. Наниматель не мог требовать от нанявшегося выполнения работы, не относящейся к тому роду занятий, для которых он был нанят, а также работы, сопряженной с явной опасностью для жизни или не соответствующей законам о труде. Кодекс допускал в исключительных случаях (борьба со стихийными бедствиями, недостаток в рабочей силе для выполнения важнейших государственных заданий) привлечение граждан к труду в порядке трудовой повинности по специальным постановлениям СНК или органа, уполномоченного на то СНК.

В Кодексе 1922 г. появились положения о коллективных договорах. Коллективные договоры являлись соглашением, заключаемым профессиональным союзом как представителем рабочих и служащих и нанимателем, которое устанавливало условия труда и найма для отдельных предприятий, учреждений или труппы таковых и определявших содержание будущих личных трудовых договоров найма. Недействительными признавались статьи коллективного договора, ухудшавшие условия труда по сравнению с условиями, установленными КЗоТ и другими нормативными актами о труде. Коллективный договор касался всех работников, в том числе и нечленов профсоюза. Профсоюзы имели право выступать перед различными органами от имени работавших по найму в качестве стороны, заключившей коллективные договоры, а также представительствовать от их имени по всем вопросам труда и быта.

По КЗоТ 1922 г. вместо социального обеспечения вводилось социальное страхование. Социальное страхование распространялось на всех лиц наемного труда. Страховые взносы вносились предприятиями, учреждениями, хозяйствами или лицами, пользовавшимися наемным трудом, без права обложения страхуемого и без вычета их из заработной платы. Социальное страхование охватывало; оказание лечебной помощи, выдачу пособий при временной утрате трудоспособности, выдачу дополнительных пособий (на кормление ребенка, предметы ухода, погребение), выдачу пособий по безработице, инвалидности, членам семей трудящихся по найму в случае смерти или безвестного отсутствия их кормильца.

 

6.

До Постановления ЦИК и СНК СССР от 29 января 1926 г. все три члена семьи должны наследовать имущество в пределах 10 тыс. золотых рублей. Т.е. на каждого приходилось примерно 3333 золотых рублей.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!