Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Конспект по дисциплине «История Отечества»»

/ История России
Конспект, 

Оглавление

21. Гражданская война

   

          1.Гражданская война – это наиболее острая, вооруженная борьба за государственную власть между классами и социальными группами внутри страны. Причинами гражданской войны в России (1918 – начало 20-х гг.) являются: во-первых, коммунистические преобразования, затеянные большевиками, которые кровно затронули интересы десятков миллионов людей, целых классов и слоев. Все политические партии и движения оказались отторгнутыми от возможности влиять на власть демократическим путем, во-вторых, октябрьский переворот произошел в обстановке войны  с Германией, когда миллионы людей оказались вооружены и уже сделали привычкой решать проблемы военной силой; в-третьих, все преобразования большевики проводили жестоко и грубо, не считались ни с общепринятой моралью, ни с правами людей, не признавая позиции нейтральности (по принципу: «Кто не с нами – тот против нас»). А это приводило к ответному сопротивлению, к террору, к которому, как и большевики, прибегали их противники; в-четвертых, национальная политика Советов вызывала всплеск национализма и национальной борьбы (Закавказье, Средняя Азия и др.); в-пятых, вмешательство иностранных государств (сначала Германии, затем стран Антанты); в-шестых, стоило войне разгореться, как для ее ведения потребовалось множество средств и продовольствия. Большевики и их противники прибегали к массовым  поборам и грабежам, что вызывало сопротивление населения, репрессии и т.п.

          2.В январе 1919г. была введена продразверстка, фактически полное изъятие сначала зерна, а затем и других видов продовольствия у крестьян.  Началась национализация (т.е. переход в государственную собственность) частных банков.   Была национализирована железная дорога. Затем очередь дошла и до промышленности  хаосу, к резкому падению производства. Поэтому, отвергая рабочий контроль, большевики, начиная с весны 1918г., провозгласили курс на национализацию важнейших отраслей промышленности. Для руководства национализированной промышленностью в июне 1918г. был создан Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ), а на местах – Совнархозы. Для наведения порядка на предприятиях большевики начали ужесточать дисциплину, принимать планы выработки продукции, применять уголовные наказания. Но главным средством в условиях войны стала карточная система, т.е. нормированное распределение различных видов продукции, прежде всего продовольствия. Советская власть аннулировала все прежние долги, что особенно сильно ударило по мелким вкладчикам. Для покрытия расходов постоянно печатались новые деньги (в результате чего росла инфляция при отсутствии необходимых товаров), казна также пополнялась чрезвычайными налогами, реквизициями, конфискациями. В области торговли все шло к ее запрету. Внешняя торговля стала монополией государства, внутренняя контролировалась путем введения твердых цен, наказания за так называемую спекуляцию. Фактически торговля была свернута, а власть пыталась развернуть прямой продуктообмен между городом и деревней. Провозгласив лозунг «Кто не работает, тот не ест», советская власть ввела всеобщую трудовую повинность и трудовую мобилизацию населения для выполнения работ общегосударственного значения: лесозаготовительных, дорожных, строительных и т.д. Была отменена плата за жилье, транспорт, коммунальные и прочие услуги. Государство, мобилизовав рабочего, почти полностью брало на себя его содержание. Вся совокупность этих вышеназванных чрезвычайных мер в годы гражданской войны получила название политики «военного коммунизма». «Военного» – потому, что политика эта была подчинена единственной цели – сконцентрировать все силы для военной победы над своими политическими противниками, «коммунизм» – потому, что предпринимаемые большевиками меры удивительным образом совпадали с марксистским прогнозом некоторых социально-экономических черт будущего коммунистического общества.

          3.Гражданская война подобная в России учит нас, что наиболее сложные вопросы необходимо решать путем переговоров, поиском взаимных компромиссов, а не кровавой резней как это было в эти годы, иначе Россию ждут еще более тяжкие беды и страдания.1


22. Годы нэпа (1921-1928)

   

          1.В марте 1921 г. Х съезд РКП(б), принял решение о замене продразверстки продналогом, что послужило началом Новой экономической политики (нэпа). Сущность этой политики заключалась в осуществлении определенных социально-экономических изменений с целью достижения намеченной цели построения коммунистического общества при полном сохранении политического господства партийно-государственной номенклатуры. Значение нэпа  в том, что в этот период были достигнуты определенные социально-экономических достижениях новой власти. Появились товары на рынке, начался рост производства. Государство сосредоточилось на выполнении плана электрификации страны (ГОЭРЛО), строя ряд электростанций и других крупных объектов. Быстро росло производство продовольствия. К концу 20-х гг. страна по основным экономическим показателям, в том числе и по национальному доходу, достигла довоенного уровня (но в то же время по этому последнему показателю отставала от США в пять раз). Все это создавало условия для некоторого улучшения материального положения рабочих, крестьян, служащих. И все же в целом ощущалась резкая нехватка промышленных товаров, что приводило к увеличению цен, а это в свою очередь тормозило рост жизненного уровня всех категорий населения. Серьезной проблемой была безработица (в середине 20-х гг. в СССР было свыше 1,5 млн. безработных). Жилищный вопрос не только не был решен, но и еще больше обострился. Миллионы беспризорных в 20-е годы серьезно обостряли социальные проблемы. Монополия государства на производство и продажу алкогольной продукции с одной стороны существенно пополняли казну, но в то же время вело к росту пьянства и алкоголизма в стране. Но главное значение  нэпа было в том, что он показал советскому руководству необходимость пересмотра всей политико-экономической линии, на что оно в силу своей тоталитарной сущности пойти не желало и более того –  стало осуществлять меры, направленные на свертывание всей новой экономической политики.

          2.Опыт 20-х гг. позволяет заметить, что  внимание необходимо уделять не только в достигнутым или не достигнуты экономическим результатам. Рыночная экономика предполагает как обязательный элемент свободного товаропроизводителя (свободного от диктата и принуждения со стороны властных партийных структур), человека независимого, в том числе и в политических вопросах. Экономическая реформа, не сопровождающаяся глубоким реформированием «социалистической» политической системы, подлинной демократизацией, при подавлении инакомыслия – как это происходило в СССР в 20-30-е годы – обречена. Остается почва для ее перерождения вновь в очередную диктатуру красного или черного цвета. Пример свертывания НЭПа в СССР в 20-е годы яркий тому образец. И наоборот: авторитарные страны (Чили, Тайвань), где развивается рыночная экономика, при дальнейшей демократизации и отказе от диктата в политике  продолжают и дальше    лидировать в экономике.1


23.Советский Союз в 30-е годы

   

          1.К концу 20-х годов в России окончательно утвердилась власть большевиков. Для придания ей устойчивости и для дальнейшего укрепления тоталитарного режима большевикам во главе со Сталиным необходимо было менять экономические ориентиры: от ограниченной экономической свободы в период НЭПа они переходили к более жесткой централизованной модели, в центре которой стояло полное подчинение индивидуума интересам государства. Для этого в 20-30-е годы были проведены массовые репрессии, а также индустриализация и коллективизация. Основой существования сталинской диктатуры  был террор (репрессии). Репрессия – карательная мера, наказание. Чем были вызваны сталинские репрессии, какие цели они преследовали?   Необходимо вспомнить, что репрессии как метод борьбы с противниками был изобретен отнюдь не Сталиным, а был взят на вооружение большевиками уже в 1917 г. Об этом говорят факты уничтожения политических противников большевиков, их расправы над так называемым классовым врагом. Но не только. Революционное насилие являлось к тому же фактически главным стимулом в условиях «военного коммунизма», так как остальные были, по существу, сведены на нет. В период новой экономической политики были частично восстановлены экономические стимулы к труду, но преодолеть политику репрессий нэп не мог. И когда в конце 20-х – начале 30-х годов встал вопрос об источниках ускоренной индустриализации страны и о методах сплошной коллективизации крестьянства, у сталинского руководства был уже готов «апробированный» ответ: орудием проведения индустриализации и коллективизации стал развитой репрессивный аппарат, исправительно-трудовые лагеря «архипелага  ГУЛАГ». Дешевая рабочая сила, подневольный рабский труд заключенных, новое «крепостное право» в деревне, жители которой были лишены паспортов и работали за нищенские трудодни, – таковы были внутренние ресурсы сталинских методов строительства социализма.

          2.С 1928 г. по 1941г. было введено в строй 9 тысяч крупных промышленных предприятий. Наиболее крупными объектами были: в первой пятилетке (1928-1932 гг.) металлургические комбинаты в районе горы Магнитной на Урале и в Кузнецке, Днепрогэс, автомобильные заводы в Горьком (ГАЗ) и в Москве, Уралмаш в Свердловске, Ростсельмаш, Сталинградский и Харьковский тракторный заводы и многое другое. Всего 1500 больших предприятий. Во второй пятилетке (1933-1937 гг.)Челябинский тракторный завод, Уральский завод тяжелого машиностроения, Харьковский турбогенераторный завод, Уральский вагоностроительный завод в Нижнем Тагиле и многое другое. Всего введено в эксплуатацию 4500 крупных предприятий. Третья пятилетка (1938-1941гг., не завершена): комбинат Североникель (в Мурманской области), Балхашский медеплавильный завод, Крамоторский завод тяжелого машиностроения и др., всего около 3 тысяч. Разумеется, надо помнить, что сталинская и вообще советская статистика была насквозь лживой, поэтому цифры могут быть искажены. Но другой точной пока нет.

          Результаты коллективизации. С точки зрения партийно-чиновничьего класса главным результатом стала окончательная ликвидация негосударственной экономики, что позволило резко увеличить объем общественного богатства, которым он распоряжался, сосредоточить в своих руках невиданную прежде возможность распоряжаться трудом и жизнью народа, возможность грабить его в прямом смысле. Результаты для крестьянства были прямо противоположны: потеря самостоятельности, массовая гибель людей при раскулачивании, голоде и репрессиях, бесплатная работа на государство, полное бесправие, нужда и бедность. Результаты для сельского хозяйства тоже были плачевны: животноводство так и не оправилось от массового забоя скота, плохих условий его содержания (за 1929-1933 гг. было уничтожено, пало, забито: 17,7 млн. лошадей, более 25 млн. голов крупного рогатого скота, более 10 млн. свиней, 71 млн. овец и коз). Валовые сборы зерна не поднимались. Удалось лишь увеличить сборы хлопка, сахарной свеклы и других технических культур. Конечно, техника широко вошла в быт колхозов, кое-что делалось для развития образования, культуры, улучшения быта, но все это не могло закрыть страшную трагедию большинства русского и других народов. С точки зрения исторического развития страны самым страшным ударом для нее было уничтожение гигантского слоя мелких собственников, а без существования этой социальной группы немыслимо  нормальное развитие общества. Уничтожение крестьянина-собственника навсегда подорвало продуктивность советского сельского хозяйства, обрекло страну на постоянную нехватку продовольствия.1

          3.Репрессии служили также удобным орудием Сталину для расправы со своими настоящими и мнимыми врагами.   государством. С его точки зрения, массовые репрессии были самым действенным средством, чтобы с помощью страха добиться слепого послушания подчиненных и держать общество в повиновении. В 1930 г. были осуждены крупные ученые-экономисты А. В. Чаянов, Н. Д. Кондратьев и другие, которым было предъявлено ложное обвинение в создании не существовавшей контрреволюционной «трудовой крестьянской партии».В потоке репрессий 1937-1938гг. было арестовано около двух тысяч писателей и поэтов (И.Э. Бабель, О.Э. Мандельштам, Б.А. Пильняк и др.), режиссер В.Э. Мейерхольд, сотни ученых (особенно чувствительный урон понесла биологическая наука: погибли Н.И. Вавилов, Н.И. Тулайков и многие другие), разработчики новой техники (в том числе ведущие ракетчики И.Т. Клейменов, Г.Э. Лангемак). 

          Для расправы со своими противниками Сталин использовал разветвленные карательные органы, куда относились органы ОГПУ-НКВД, коллегии ОГПУ, «особые совещания» НКВД-МГБ, прокуратура СССР, руками которых были уничтожены тысячи и тысячи советских граждан. Во главе этих органов стояли наиболее преданные и послушно выполнявшие волю Сталина руководители. Наибольшую роль играли органы НКВД (преобразованы из ОГПУ в 1934 году).   В 1937 году штаты НКВД были еще более расширены, наркомат превратился в огромную армию со своими дивизиями и полками, сотнями тысяч работников охраны, десятками тысяч офицеров. Управления НКВД имелись не только во всех областных, но и во всех районных центрах. Специальные отделы НКВД были на всех крупных предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях. Под контролем НКВД находились и все средние предприятия, а также парки, библиотеки, железные дороги, театры др. По все стране была создана громадная сеть осведомителей и доносчиков, работавших на «общественных началах». Специальные досье заводились на десятки миллионов людей.  Сотрудникам НКВД прививалось убеждение, что чекистская дисциплина выше партийной. В программу подготовки кадров входило изучение ремесла, в том числе история инквизиции. Конечно, пыткам и многому другому обучали на практике – в теории такое осуждалось Полномочия и права органов госбезопасности были необычайно велики и в начале 30-х годов, однако по предложению Сталина летом 1936 года ЦК ВКП(б) принял постановление о предоставлении органам НКВД «чрезвычайных полномочий» сроком на один год – для полного разгрома «врагов народа». На июньском (1937 года) Пленуме ЦК ВКП(б) эти «чрезвычайные полномочия» были на неопределенное время продлены, а также расширены судебно-карательные функции НКВД. После этого Пленума в течение суток было арестовано 18 членов ЦК ВКП(б). Кроме Особого совещания при наркоме внутренних дел, во всех крупных управлениях НКВД была создана система «троек», которые выносили заочные приговоры, не считаясь ни с какими формальностями и нормами судопроизводства. Карательные органы были выведены из под контроля партии, а тем более прокуратуры. Санкция прокурора имела для НКВД чисто формальный характер. Во многих областях прокуроры подписывали не только задним числом любые санкции, но и чистые бланки, в которые следователи НКВД могли затем вносить какие угодно фамилии. Вся эта чудовищная, непомерно разросшаяся карательная система подчинялась приказам и воле только одного человека – Сталина, была прочной опорой сталинского режима. Однако она обладала и определенной собственной инерцией, ибо значительная часть офицеров из привилегированного аппарата НКВД не хотела оставаться без работы, а «работа» эта состояла в том, чтобы искать, судить и изолировать «врагов народа». 


24. Великая Отечественная война (1941-1945 гг.)

   

          1.В конце 30-х годов для того, чтобы достичь мирового господства и на время обезопасить себя на Востоке, Гитлер делает очень хитрый ход. Он предлагает Советскому Союзу заключить договор о ненападении и о разделе сфер влияния. В условиях, когда надо было выбирать между неясными и не дающими реальных приобретений союзами с западными демократиями и возможностью расширить свои владения без войны, Сталин, понятно, предпочел союз с Германией. Этому способствовало и то, что старые связи еще не забылись, и то, что режим Гитлера был намного понятнее и симпатичнее Сталину, чем демократия. Сталин надеялся, гарантировав Германии нейтралитет СССР, толкнуть ее агрессию на Запад, выиграть время для дальнейшего укрепления обороноспособности Советского Союза. 23 августа 1939 г. в Москве министром иностранных дел Германии И. Риббентропом и наркомом иностранных дел В.М. Молотовым (он сменил М.М. Литвинова на этом посту в мае 1939 г.) был подписан пакт о ненападении и секретный протокол, который предопределял судьбу Польши и делил ее между Кремлем и Берлином. Пакт с Гитлером нанес престижу СССР огромный урон. Сталинская дипломатия, обвиняя Англию и Францию в намерении отказаться от идей коллективной безопасности в Европе, в закулисных контактах с Гитлером сама осуществляла то, что приписывала другим. Тем самым безопасность СССР обеспечивалась за счет других народов. Поделив с Германией «сферы влияния», Сталин превратил Советский Союз в соучастника гитлеровской агрессии. 1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу. Началась Вторая мировая война. 17 сентября 1939 г. на восточные земли гибнущего под ударами вермахта Польского государства вводятся советские войска. К СССР были присоединены Западная Украина и Западная Белоруссия – территории, ранее входившие в состав Российской империи, но утерянные в результате советско-польской войны по мирному Рижскому договору 1921 года. В.М. Молотов, выступая на сессии Верховного Совета 31 октября 1939 г., назвал вступление Красной Армии на территорию Западной Украины и Западной Белоруссии совместным с немецкими войсками «ударом», приведшем к распаду польского государства, «уродливого детища Версальского договора». 28 сентября 1939 г. Риббентроп вновь прилетел в Москву, чтобы подписать договор о дружбе и границе (а также секретные протоколы), который окончательно делил приобретения двух агрессоров. В телеграмме Гитлеру Сталин подчеркнул, что «дружба народов Германии и Советского Союза, скрепленная кровью, имеет все основания быть длительной и прочной». Теперь между СССР и Германией бурно развиваются торговля и военное сотрудничество. Более того, Гитлеру будут выданы немецкие антифашисты, которые после 1933 года нашли политическое убежище в СССР. В результате подобных действий наша страна оказалась в международной изоляции: из-за нападения на Финляндию СССР был исключен из Лиги Наций как государство-агрессор, политический престиж советского государства снизился. Наши будущие противники увидели многие слабые стороны Красной Армии, что, конечно, ускорило принятие Гитлером решения о войне с СССР.

         2.Можно выделить следующие факторы, характеризующие создавшееся положение, осложнявшие и затруднявшие организацию обороны страны. Во-первых, массовые необоснованные репрессии как руководящих кадров Вооруженных Сил, народного хозяйства и военной экономики, так и рядовых граждан нашей страны. Часто используемая в наши дни цифра – около или свыше 40 тысяч репрессированных командиров Красной Армии – не отражает действительных размеров репрессий. По архивным сведениям только с 27 февраля 1937г. по 12 ноября 1938г. НКВД получил от Сталина, Молотова и Кагановича санкции на расстрел 38679 военнослужащих. Если к этому числу прибавить 3 с лишним тысячи уничтоженных офицеров флота и учесть, что истребление шло до 27 февраля 1937г. и после 12 ноября 1938г., то можно говорить о 50 тыс. погибших. Общее количество репрессированных военных было, разумеется, еще больше. В 1941г. только в сухопутных войсках было 66900 командирских вакансий. Некомплект в летно-техническом составе ВВС достиг 32,3%. Всего накануне войны репрессировано до 80% военных командиров, в том числе 3 из 5 маршалов, 13 из 15 командармов, 57 из 85 командиров корпусов, 110 из 195 командиров дивизий, 220 из 406 комбригов, почти все командующие военными округами, все командующие эскадрами. Жертвами репрессий в предвоенные годы стали также сотни тысяч работников промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, в том числе руководящие кадры. Во-вторых, грубые просчеты нашего политического и военного руководства в боевой подготовке войск, определении сроков начала фашистской агрессии и направления главного удара противника, недооценка его сил и переоценка возможностей своих войск. Все более тревожные сообщения о возможности начала войны ежедневно поступали в Кремль по самым различным каналам (советский разведчик в Японии Рихард Зорге; разведчики в центральном аппарате гестапо в Берлине, штабе Геринга; советские пограничники, доносившие о сосредоточении немецко-фашистских войск вблизи советской территории; президент США Рузвельт и английский премьер-министр Черчилль; и даже посол немецкий в СССР граф Ф. Шуленбург). Однако Сталин упрямо игнорировал все донесения и предостережения о реальной угрозе, нависшей над страной. В-третьих, к войне с Советским Союзом Германия готовилась долго и основательно. Прежде всего была создана мощная экономическая база агрессии, которая после 1938г. расширилась и укрепилась за счет использования людских и материальных ресурсов побежденных и присоединившихся к агрессивному блоку государств. Для ведения войны против СССР гитлеровское командование выделило (включая вооруженные силы своих союзников) 191 дивизию, в том числе 19 танковых и 14 моторизованных. В целом группировка, нацеленная на СССР, насчитывала 5,5 млн. человек, около 4300 танков, 47,2 тыс. орудий и минометов, 4980 боевых самолетов и 192 боевых корабля. Против СССР было брошено 83% сухопутных войск вермахта, в том числе 86% танковых и 100% моторизованных дивизий. К тому же 4 из 5 имевшихся воздушных флотов гитлеровцы развернули для действия против Советского Союза. Все эти силы и средства к двадцатым числам июня 1941 г. были развернуты вдоль западных границ СССР на четырех стратегических направлениях. При создании группировки для нападения на СССР германское командование делало главный упор на достижение превосходства в силах и средствах в начальный период боевых действий на главных стратегических направлениях. Считалось бесспорным, что с выходом немецких войск на рубеж Днепра, Западной Двины будут разгромлены основные силы Красной Армии и достигнут решающий перелом в ходе войны. Гитлеровское командование придавало большое значение внезапности нападения.  В Советском Союзе, несмотря на подготовку к войне, в беспорядочном состоянии находилась система пограничных фортификационных сооружений. Заградительное строительство на новых рубежах, на которые вышел Советский Союз в 1939-1940гг., было еще далеко от завершения, между тем как старые заграждения частично демонтировались именно с целью ускорить создание новой оборонительной линии. Противоречивую картину являл собой арсенал вооружения. В относительном изобилии имелись пулеметы, но не хватало легкого автоматического оружия. Артиллерия, которой славилась еще старая русская армия, даже превосходила немецкую, но у нее не было средств механической тяги. Очень плохо были оснащены – и это отрицательно скажется на ходе дел в начальный период войны – связисты. Скудными были запасы хлеба: армия была обеспечена им на полгода; другими сырьевыми ресурсами – на еще меньший срок. Просчеты имелись также в стратегических концепциях. После истребления всего руководящего ядра вооруженных сил в 1937г. советская военная мысль длительное время находилась в застое. Основное упущение заключалось в том, что упор делался на исключительно наступательные операции. Вопросы обороны, особенно затяжной обороны, а также отступления и, следовательно, маневрирования с целью избежать окружения почти не рассматривались. Пренебрежение к этим вопросам – результат сталинского пропагандистского триумфализма, получившего полное развитие именно накануне войны и нашедшего в лице Ворошилова своего главного распространителя. Если кто-нибудь отважится напасть на СССР, гласил Полевой устав вооруженных сил 1939г., ответом ему будет «сокрушающий удар»: война будет вестись на территории противника и «малой кровью»; Красная Армия «будет самой нападающей из всех когда-либо нападавших армий». Хотя после кровопролитной кампании в Финляндии фраза насчет «малой крови» подвергалась критике, в общем и в целом военные планы еще несли на себе отпечаток такой шапкозакидательской постановки вопроса. Все это весьма мало служило психологической подготовке солдат и гражданского населения к тем подлинным испытаниям, которые принесет с собой Великая Отечественная война.

           3.Итоги и значение Великой Отечественной войны. 1. Изменения в мире в результате Второй мировой войны. Как только стало ясно, что союзники победят, они начали договариваться о послевоенном устройстве мира. В январе 1945г. в Ялте, а затем летом 1945г. в Потсдаме были обговорены основные территориально-политические изменения в мире. Все предвоенные присоединения к СССР были признаны. Правда, США никогда официально не признавали оккупации Прибалтики, но и попыток вернуть ей самостоятельность, естественно, не предпринимали. СССР также присоединил к себе в 1944г. Тувинскую республику. От Чехословакии к нему отошла Закарпатская Украина. Япония возвращала ему южную часть Сахалина, утерянную в результате русско-японской войны, а также были заняты Курильские острова. У Китая был взят в аренду Порт-Артур. Восточная Пруссия отходила к Польше и частично к СССР. Германия делилась на четыре зоны оккупации (четвертая – французская), Берлин тоже. Германия оставалась оккупированной страной. Ее армия сдалась в плен. Пленные немцы в СССР должны были своим трудом возмещать ущерб. Последние пленные вернулись домой в 1951г. Нацистская партия запрещалась, военные преступники должны были понести наказание. Германию обязывали выплатить репарации, в том числе СССР – 20 млрд. золотых марок. Нашей стране в счет репараций разрешалось вывозить из Германии материальные ценности. Было вывезено много заводов, оборудования, судов, техники, а также большое количество различных культурных и иных ценностей. 2. Создание социалистической системы. Раскол мира на два лагеря. Вскоре между союзниками возникли серьезные разногласия. Главные из них были связаны с тем, что СССР пытался в освобожденных им странах, где теперь стояла Советская Армия, насадить социалистические режимы помимо воли народов. Особенно острые споры шли по вопросу о правительстве Польши. Но реально союзники не могли ничего поделать со Сталиным. В результате в Польше началась «малая» гражданская война, противники социализма были подавлены с помощью Советской Армии. Везде, где были советские войска, за исключением Австрии, СССР в 1946-49 годах поставил у власти преданные ему режимы, которые начали по его примеру проводить «социалистические» преобразования. Это происходило в Болгарии, Чехословакии, Восточной Германии, Румынии, Венгрии и в ряде других государств. С помощью Советского Союза победили в гражданской войне в Китае коммунисты, с его одобрения вспыхнула гражданская война в Корее. При этом сталинский режим грубо вмешивался во внутренние дела новых соцстран. Таким образом, в результате войны, победы над Германией и внешней политики Москвы образовался ряд, союзных с СССР, подчиняющихся ему государств, – «социалистическая система». В результате мир раскололся на два враждебных друг другу «лагеря», началось ухудшение отношений между СССР и его бывшими союзниками. Стараниями нашей страны оказалась расколотой и Германия на ФРГ и ГДР. Стала реальной опасность новой мировой войны, теперь уже атомной. Началась холодная война, нарастало постоянное противостояние, разжигание конфликтов в разных точках земного шара, угрозы в адрес друг друга, наращивание военной мощи. 3.Цена победы. Она куплена очень большой кровью. Надо помнить, что, кроме непосредственно жертв войны, тех, кто умер от ран после нее или стал инвалидом, были еще и многочисленные, так сказать, «дальние» жертвы войны: репрессированные (вернувшиеся из плена, «сотрудничавшие» с немцами, бывшие в оккупации, переселенные народы: поволжские немцы, калмыки, крымские татары, чеченцы, ингуши и др.); репрессированные в новых соцстранах, погибшие в новых, развязанных с одобрения СССР войнах, искалеченные в результате подготовки к новым войнам и т.д. Что же касается непосредственной цены победы, то она исключительно велика, подсчитать истинные потери крайне сложно: во-первых, все еще архивы открыты не полностью, во-вторых, жертвы войны трудно отделить от жертв сталинского террора, в-третьих, статистика тех лет совершенно искажена. Раньше общепринятой цифрой были потери в 20 миллионов человек. Теперь большинство исследователей склоняется к цифре в 27 миллионов. Очень многие умерли в плену, от истощения, болезней и голода. Конечно, и рождаемость в этот период резко упала. Надо включить в цену те миллионы советских людей, которые, будучи в плену, из-за боязни репрессий или по другим причинам не вернулись на Родину, остались в эмиграции (речь идет о сотнях тысяч наших сограждан). Нельзя забывать и о 1710 разрушенных городов, более 70 тыс. сожженных сел и деревень.1

    


25. СССР в 1946-1953 годы: «апогей сталинизма»

    

        1.Чрезвычайно быстрые темпы восстановления разрушенной войной промышленности были достигнуты благодаря ряду социально-экономических мероприятий. В частности, в течение 1945-48 годов была проведена постепенная демобилизация многомиллионной армии. Истощенная страна  получила рабочие руки, истосковавшиеся семьи встретили родных. Всего из армии было уволено 8,5 млн. человек.  Восстановление народного хозяйства требовало огромных усилий и средств. И опять как раньше упор делался на энтузиазм советских людей помноженным на сталинский репрессивный режим.   В первую очередь шло возрождение тяжелой промышленности в пострадавших районах. С другой стороны, следовало часть перебазированных в войну заводов вернуть на место, сократить военное производство и перевести ряд предприятий на выпуск мирной продукции. Необходимо было наладить выпуск предметов потребления хотя бы в небольших размерах, чтобы одеть и обуть людей. Демилитаризация экономики   в основном завершится к 1947 г. Особенностью ее было то, что она носила частичный характер, ибо одновременно с сокращением удельного веса выпускаемой боевой техники огромные средства вкладывались в модернизацию военно-промышленного комплекса, в разработку новых видов оружия. В 1949 г. СССР успешно испытал атомную бомбу, а в 1953 г. впервые в мире – водородную. Прямые военные расходы поглощали тогда около 25% годового госбюджета – всего лишь в два раза меньше, чем в 1944 г. Возрождалось машиностроение, металлургия, топливно-энергетический комплекс. Следует отметить быстрое развитие нефтяной и газовой промышленности, строительство первых газопроводов: Саратов – Москва и других. Были успехи в производстве тяжелого машиностроения, станков, турбин, электродвигателей и др. Началось строительство целого каскада Волжских ГЭС, которые сыграли важную роль в обеспечении страны электроэнергией, но под ними было затоплено много земель, и нарушено экологическое равновесие Волги. Были построены некоторые каналы, например, Волго-Донской, восстановлены старые. Однако диспропорции и перекосы в народном хозяйстве продолжали углубляться: тяжелая и военная промышленность развивалась гораздо быстрее, чем легкая и, тем более, чем сельское хозяйство, поэтому подобное развитие не могло удовлетворить даже минимальных потребностей населения. В целом за годы 4-ой пятилетки (1946-1950 гг.) было восстановлено и построено вновь около 6200 крупных промышленных предприятий. По данным официальной статистики промышленное производство в стране значительно увеличилось и в целом превзошло довоенные показатели. Однако, если верить в правдивость официальных цифр, то нельзя забывать, на чем основывался подобный рост. Это достигалось благодаря высокой мобилизационной способности директивной экономики, сохранившейся в условиях еще далеко не исчерпанных возможностей экстенсивного развития (за счет нового строительства, вовлечение в производство дополнительных источников сырья, топлива, людских ресурсов). Большую роль играли репарации с Германии. Они обеспечили до половины объема оборудования, установленного в промышленности. В огромном ГУЛАГе, бесплатно работала многомиллионная армия советских заключенных (8-9 млн. человек) и военнопленных (1,5 млн. немцев, 0,5 млн. японцев и др.). Продолжалась политика перераспределения средств из легкой промышленности и социальной сферы в пользу индустриальных отраслей. Ее составной частью меры по снижению покупательной способности населения.   Конфискационный характер носила и денежная реформа, проведенная в 1947 г.  Продолжали существовать принудительные государственные займы у населения на покупку облигаций, что в среднем забирало у рабочих и служащих в среднем 1-1,5 месячных зарплаты ежегодно.     

        2.Прекращение военных действий не привело к политическим изменениям в стране. По-прежнему вся власть концентрировалась в руках И.В. Сталина, опиравшегося на мощный репрессивный аппарат. Сталин продолжал оставаться ничем и никем не ограниченным диктатором. Наступил «апогей сталинизма». Но в первые послевоенные годы советский народ надеялся на улучшение своей жизни. Среди крестьянства ходили слухи о роспуске колхозов и расширении свободы хозяйствования. Интеллигенция надеялась на смягчение политического режима. В ряде городов (в Москве, Воронеже, Свердловске, Челябинске и др.) даже возникли молодежные антисталинские группы. Но надежды людей на то, что после войны порядки станут справедливее, отношения – чище, жизнь – честнее, были быстро растоптаны. Важнейшим направлением внутренней политики стало усиление репрессий. В годы войны выселили немцев, крымских татар, калмыков, ингушей, чеченцев и др. народы. После войны их дополнили греки и др. Особое раздолье для бериевских карателей было в отношении тех, кто «сотрудничал с немцами», был в плену, находился на оккупированной территории и т.д. В благодарность за победу народ отправляли в ГУЛАГ. Другой заботой режима являлась борьба с национальным движением на Украине, Белоруссии, в Прибалтике, которое оказалось очень упорным и долгим. Только в Западной Украине в антиправительственную борьбу было вовлечено до 300 тыс. человек. На присоединенных до войны и после нее территориях проводились «социалистические преобразования» в виде депортаций населения, раскулачивания, коллективизации и т.п. Сталин и его окружение после победы уверовали в свою непогрешимость и несменяемость. Поэтому и без того жесткий режим идеологии был усилен: начались гонения на писателей и интеллигенцию, которые возглавил Жданов. Окончательно была разгромлена генетика, искусственно тормозилось развитие кибернетики, продолжались преследования верующих. В августе 1946 г. по инициативе Сталина началась кампания публичной травли многих выдающихся деятелей культуры: писателей А.А. Ахматовой, М.М. Зощенко, композиторов А.И. Хачатуряна, Д.Д. Шостаковича, кинорежиссеров В.И. Пудовкина, С.М. Эйзенштейна и др. Вся эта кампания имела своей целью «приструнить» интеллигенцию в целом, втиснуть ее творчество в прокрустово ложе «партийности» и «социалистического реализма». Аналогичные цели преследовали развернувшиеся с 1947 г. погромные «дискуссии» по философии, биологии, языкознанию, политэкономии.                                   

         В 1949 году Сталину исполнилось 70 лет, и до самой смерти газеты все печатали поздравления, присланные к юбилею. Казалось, уже никто и ничто не может противостоять ему, можно бы и успокоиться. Но в своем безумии он не в состоянии был остановиться, выискивая и выискивая врагов. На ХХII съезде Хрущев говорил, что Сталин мог посмотреть на товарища, с которым сидел за одним столом, и сказать: «Что-то у вас глаза сегодня бегают». И после этого товарища, у которого якобы бегали глаза, брали под подозрение. Сталин начинает перетрясать военных, которые, по его выражению, «слишком высоко задрали хвост. В 1948 году умер Жданов, который был любимцем Сталина. После его смерти выдвинулся Маленков, а бывшие сторонники Жданова подверглись репрессиям. Вновь был перетряхнут государственный аппарат. Начинался новый виток репрессий. В частности, в конце 40-х – начале 50-х годов фабрикуются новые судебные процессы («Ленинградское дело», «Дело врачей»). Расправившись с десятком-двумя народов, Сталин решил воспользоваться опытом Гитлера и начать гонения против евреев, что, вероятно, было также связано с политикой нового государства Израиль. В 1949 году была развернута кампания борьбы с так называемым космополитизмом. Шли репрессии и в новых соцстранах. В этот период кровавый режим достиг своего расцвета, а класс номенклатуры окончательно сформировался. Бюрократизм расцвел еще более пышным цветом, захватывая еще больше науку и искусство, школу и здравоохранение. Это выражалось даже в таких внешних признаках, как форма во многих учреждениях и в школе, появление знаков различия, возвращение к старым, заклейменным званиям и названиям (министры, воинские звания и пр.). Новый класс уже перерос своего создателя и с нетерпением ждал его смерти, чтобы изгнать страх репрессий, свободно пользоваться своими немалыми привилегиями. После ХIХ съезда, прошедшего в октябре 1952г., выдвинулись в так называемой неуставной «пятерке» Бюро Президиума ЦК КПСС Маленков, Берия, Булганин, Хрущев (и сам разумеется Сталин). Зато прежние любимцы, Молотов, Микоян и другие, не вошли в состав Бюро Президиума. Была арестована жена Молотова. Вероятно, готовилась новая кровавая перетряска в высшем руководстве, но ее оборвала смерть диктатора.1    

        3.Победоносное окончание Второй мировой войны значительно изменило международное положение Советского Союза, который стал играть роль одного из признанных лидеров мирового сообщества. Однако новое положение СССР, расширение его границ, наличие мощной армии, рост влияния в мире породили у Сталина стремление к дальнейшим территориальным притязаниям, реанимации, казалось забытой идеи мировой коммунистической революции. Внешняя политика страны в этот период характеризуется трениями с бывшими союзниками, нагнетанием напряженности, противостоянием с Западом, разжиганием локальных конфликтов.  В отношении социалистических стран Сталин вел себя как с советскими республиками. Их руководители не могли принять ни одного более или менее серьезного решения без совета из Кремля и должны были беспрекословно выполнять приказания Москвы. На этой почве в 1948 г.  произошел разрыв между советским и югославским руководством (маршал И. Броз Тито), предлагавшим, в частности, идею создания балканской федерации и ее собственного пути к социализму. Сталин разорвал дипломатические, экономические отношения с Югославией и способствовал ее изоляции среди стран социализма. Сталин пытался создать социалистические режимы во Франции, в Италии, в Греции, но безуспешно. Зато с помощью Советского Союза в 1949 г. победила в гражданской войне компартия Китая. В июне 1950 года с подачи Сталина Северная Корея во главе с ее коммунистическим лидером Ким Ир Сеном начала агрессию против Южной. Эта война стала одним из самых крупных локальных конфликтов 20 в. Имея примерное равенство в живой силе – порядка 100 тыс. человек, северокорейская армия благодаря помощи СССР имела на вооружении значительное число современных танков, истребителей и др. технику. Поэтому на третий день войны была взята столица Южной Кореи – Сеул. На стороне Северной Кореи выступили вооруженные силы Советского Союза (это были военные летчики) и Китая. Именно тогда в дело вмешались США. Под флагом ООН была создана группа войск 16 различных стран мира (90% из них составляли американские войска) для того, чтобы остановить наступление северокорейских войск. Вмешательство США в этот конфликт резко изменило ход боевых действий. Северокорейские части, прорвавшиеся на юг, были быстро окружены и разгромлены. В последующие месяцы военные действия шли с переменным успехом, пока фронт не установился вдоль 38-ой параллели и ситуация не стабилизировалась, хотя конфликт продолжался еще в течении двух лет до июля 1953 г., когда между двумя Кореями было подписано перемирие. В результате этой войны погибло более 3 млн. корейцев, потери китайских частей составили около 1 млн. человек, погибло более 300 советских летчиков, потери американцев только погибшими составили несколько десятков тысяч человек. Несомненно, что вина за подобные отношения, выливающиеся даже в военные конфликты в ходе «холодной войны» в той или иной степени лежит на всех ее участниках, т.к. решение различных политических проблем мыслилось с позиции силы.1 


                   26. Десталинизация СССР и начало «оттепели» (1953-1964 гг.)

   

          1.Действия Хрущева, направленные на определенное политическое и экономическое реформирование советской системы, его стремление усилить свою власть вызвало недовольство большинства членов высшего руководства страны и привело к попытке смещения Хрущева в июне 1957 г. на заседании Президиума ЦК КПСС. Однако, Хрущев воспользовался поддержкой значительной части обновленного аппарата ЦК КПСС, армии (возглавляемой Г.К. Жуковым) и КГБ. Это позволило ему полностью изгнать из партийно-государственного руководства так называемую «антипартийную группу» в составе тех же Маленкова, Кагановича, Молотова, Ворошилова и др., и укрепить свою власть, став с марта 1958 г. Председателем Совмина СССР. Для этого же Хрущев предпринял и действия, направленные против Г.К. Жукова, сместив его осенью 1957 г. с поста министра обороны, т.к. он опасался популярности и влияния этого человека. Наряду с реформациями в самой партии были предприняты шаги к переменам в государственном строительстве, в функционировании общественных организаций. Были расширены права союзных республик в решении экономических вопросов, в правовой сфере. В 1957 г. были восстановлены упраздненные при Сталине автономии балкарского, ингушского, калмыцкого, карачаевского, чеченского народов. В 1957 г. была реорганизована система управления профсоюзами, что вело к расширению прав первичных организаций, сокращению бюрократического аппарата. Реорганизовано было и управление комсомолом. Началось раскрепощение и колхозников, которых постепенно уравняли в правах с горожанами (в частности, им стали выдавать паспорта). Создавались новые правовые кодексы (уголовный, семейный, трудовой и др.). Возрождалась роль судов. Вместе с тем, даже эти робкие, часто непоследовательные шаги руководства вызывали тревогу и опасения у тех, чьи интересы были задеты в результате реформ. В частности, против этих преобразований выступил партийный аппарат, чье влияние могло постепенно ослабнуть, серьезное недовольство реформами высказывали военные в виду резкого сокращения Вооруженных Сил. Но самое главное заключалось в том, что реформы конца 50-х – начала 60-х годов не опирались на развитие процессов демократизации. Все это в конечном итоге привело к тому, что в октябре 1964 г. в результате партийного заговора (во главе которого стояли Л.И. Брежнев, М.А. Суслов, А.Н. Шелепин) Хрущев был смещен со своих постов и отправлен на пенсию «в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья». Первым секретарем был избран Л.И. Брежнев, а председателем Совета Министров СССР – А.Н. Косыгин.1

          2. Роль высших законодательных органов (Верховных Советов) и все подчиненной ей структуре постепенно сводится к нулю. В частности, работа в Советах приобретает все больше формальный характер, правилом становится единогласное утверждение решений. При выборе кандидатов в депутаты Советов всех уровней отсутствовал процесс состязательности, обсуждения кандидатур. Недостаточно учитывались организаторские способности, умение руководить, разбираться в текущих проблемах. Все это вело к злоупотреблению властью в центре и на местах, исключалась возможность эффективно контролировать действия руководящих должностных лиц.

 


27.СССР в годы правления Брежнева (1964-1982 гг.). Эпоха «развитого социализма» или «годы застоя»?

   

          1.После отставки Хрущева новое советское руководство, в том числе и председатель Совета Министров А.Н. Косыгин, выступило за проведение экономической реформы. Это была очередная попытка добиться стимулирования промышленного и сельскохозяйственного производства без изменения основ административно-командной системы управления и отказа от внеэкономического принуждения. Реформа была начата в 1965 г. Однако не успев начаться, она начала выхолащиваться и уже через несколько лет была окончательно свернута. В неудачах реформы 1965 г. виноваты две причины: непоследовательность осуществления (противоречивость принимаемых решений, отступление от общей линии на повышение материальной заинтересованности, сочетания интересов работника, предприятия и общества в целом) и некомплексность реформы (изменения в экономике рассматривались вне связи с демократизацией производственных отношений). У авторов реформы отсутствовало право на вариантность, экономические приоритеты во всех случаях оставались за государственной собственностью, политические структуры дозировали степень самостоятельности и инициативы рабочих, инженерно-технических служащих, ученых. Тем не менее, сыграв определенную роль экономическая реформа способствовала сравнительно высоким темпам развития советской экономики. Однако уже в начале 70-х годов экономический механизм начал давать серьезные сбои, а затем привел к экономическому кризису начала 90-х годов.

          В чем же выражались застойные явления в советской экономике в этот период?             

    1.Производство росло все медленнее, а его рост требовал все больше денег и ресурсов. Трудящиеся не  просто теряли интерес к работе, но и утрачивали стимулы к повышению своей квалификации. 2.Страшно разросся военно-промышленный комплекс (ВПК). Он достиг невиданных размеров, а его влияние на всю жизнь страны и на высшее руководство во главе с Брежневым было колоссальным.  3.Невиданно разросся управленческий аппарат. К началу 80-х годов количество отраслевых министерств и ведомств составило уже более 100 союзных и 800 республиканских, на их содержание уходило до 40 млрд. руб. в год. 4.Губительную роль для советской экономики сыграл нефтяной бум.  Приток валюты, «нефтедолларов», позволял теперь широко покупать продовольствие. Таким образом, стимулы к развитию своей технологии в мирных отраслях были задушены валютой. 5.Существовавшая система не стимулировала и развития научно-технического прогресса, что затрудняло переход от индустриального к научно-индустриальному обществу. 6.Количественный рост приводил к гигантомании, к созданию таких крупных производств, которые часто бывали неэффективны.  7.Несмотря на очень большие вложения в сельское хозяйство, результаты там были не очень существенны. 8.Результаты экономики по-прежнему были направлены не для человека, а против него. Советское общество в основном лишь декларировало достижения в социальной сфере, не выполняя их, или выполняя частично. И наоборот, широкое распространение получили негативные социальные явления, вообще присущие советской системе, но в этот период ставшими особенно явными. Это и рост пьянства и алкоголизма, связанный прежде всего с тем, что доходы от продажи спиртного составляли огромную часть государственного бюджета. Рост пьянства подрывал здоровье и мораль народа, разлагал семьи и подрастающее поколение, способствовал росту преступности и паразитизма. Крайнее распространение получило воровство на предприятиях. В результате мелкие хищения захватили десятки миллионов людей, а воровство перестало рассматриваться как безнравственность и преступление, оно как бы стало частью работы, своего рода доблестью: чем больше украл, тем умнее.1 

          2.В период брежневского «застоя» как и в предыдущие годы существовал слой инакомыслящих, несогласных с генеральной линией партии людей, так называемых «диссидентов» (от лат. – не соглашаться, расходиться). На Западе диссидентами называли советских граждан, открыто выступающих против существовавшего в СССР тоталитарного режима. По своему содержанию и формам проявления общественное движение 60-х – 80-х годов было направлено на защиту прав человека и соблюдение конституционных норм, выступало за демократию и свободу, отдавало приоритет духовно-нравственным ценностям. Оно не было однородным, не имело массового характера, но и не было борьбой одиночек.   

          3.Постепенная смена новым советским руководством ориентиров во внутренней политике не могла не сказаться и на направленности его внешнеполитического курса. Несмотря на стабилизацию отношений Восток – Запад к 1962 году, наследие, которое досталось Брежневу в сфере международных отношений, не было завидным: единый в прошлом социалистический лагерь находился в состоянии раскола; отношения с Западом вновь осложнились из-за начавшейся открытой агрессии США во Вьетнаме; роль и влияние СССР в странах третьего мира не приносили ожидаемых результатов и не оправдывали колоссальных затрат. Поэтому триединой задачей советской внешней политики во все годы правления Брежнева оставалось: недопущение распада мировой социалистической системы; нормализация отношений с Западом; поддержка «дружественных режимов» и движений в странах третьего мира. Однако над всем этим доминировала идея о глобальном распространении советского влияния во всем мире. Поэтому неудивительна и политика вмешательства во внутренние дела других стран, проводимая советским руководством и получившая название – «доктрина Брежнева». Примером этого могут служить события в Чехословакии в 1968 году. В этом году здесь к руководству пришли реформаторы (А. Дубчек, О. Шик и др.), которые ставили задачу построить «социализм с человеческим лицом». Начало реформ в идеологии и народном хозяйстве окрестили «пражской весной». Однако, советское руководство во главе с Брежневым все более и более проявляло недовольство таким курсом. Поэтому в августе 1968 года на территорию этой страны были введены войска пяти государств Варшавского Договора. Чехословакия была оккупирована, а ее руководство насильственно заменено. СССР активно вмешивался в войну во Вьетнаме, Лаосе, Камбодже, поддерживал Индию в войне с Пакистаном, помогал всевозможным «народно-освободительным» движениям. Правда, его диктат привел к конфликту с Китаем, дело дошло до вооруженных столкновений на границе двух стран (наиболее крупные столкновения произошли 2 марта 1969 года, в результате которых с советской стороны погибло несколько десятков пограничников). Оба государства активно готовились к возможной войне. Были прерваны и отношения с Албанией, откуда пришлось вывести военно-морские базы.

         С конца 60-х годов (возможно, в связи с попытками хозяйственных реформ и более активной торговли с Западом) в советском руководстве возобладала более реальная и разумная линия, которая превратилась в первой половине 70-х годов в политику разрядки международной напряженности. Нормализовались отношения с ФРГ (в августе 1970 г. во время визита канцлера ФРГ В. Брандта в Москву был подписан так называемый Московский договор, согласно которому стороны обязались неукоснительно соблюдать территориальную целостность всех государств в Европе в их нынешних границах), подписали ряд договоров о нераспространении ядерного оружия. С США были заключены договоры об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1 в 1972-1973 гг., а в 1979 г. – ОСВ-2, но последний не был ратифицирован). Советский Союз и США добились подписания договора по Вьетнаму. В 1975 году в Хельсинки СССР вместе с другими странами Европы и Америки (всего 35 государств) подписал очень важный документ – «Заключительный акт» об основах взаимных отношений между государствами и о правах человека внутри страны. Однако стремление к военной и политической экспансии, привели к новому усилению напряженности. СССР активно вмешивался (через Кубу) в конфликт Эфиопии и Сомали, в гражданскую войну (и войну с ЮАР) в Анголе и Мозамбике, пытался устанавливать марксистские режимы в странах Карибского бассейна. С его подачи Вьетнам вторгся в Кампучию (Камбоджу), что привело к войне Китая с Вьетнамом. Наконец, 27 декабря 1979 года «ограниченный контингент» советских войск по приказу из Москвы (решение об этой акции принималось всего лишь четырьмя советскими руководителями: Л.И. Брежневым, Ю.В. Андроповым, Д.Ф. Устиновым и А.А. Громыко) прибыл в столицу Афганистана город Кабул, захватил дворец президента Х. Амина, убил афганского руководителя, а вместо него во главе восточного советского соседа был поставлен Б. Кармаль. Тем самым советское руководство поддержало одну из противоборствующих сторон, вызвав разгорание гражданской войны в Афганистане. Более чем девятилетнее пребывание советских войск на территории этой страны (до 15 февраля 1989 года), отрицательно сказалось на престиже СССР на международной арене и вызвало негативное отношение к руководству внутри Советского Союза. Эта война потребовала огромных материальных затрат.  Через Афганистан прошло около миллиона наших соотечественников, из них только по официальным данным погибло почти 15 тысяч человек.1 Конфронтация с Западом еще больше возросла. Наряду с событиями в Афганистане этому способствовал конфликт в Польше между коммунистическим режимом и профсоюзом «Солидарность». Там разразился экономический, а затем и политический кризис. Реальной была агрессия советских войск в эту страну. Дело закончилось в декабре 1981 года, когда генерал В. Ярузельский (не без советского благословения) совершил военный переворот. Лидеры оппозиции были интернированы. События в Польше стали началом развала мировой системы социализма, хотя реально этот процесс произошел лишь в 1989 году. Начало 80-х годов было связано с размещением советских ракет средней дальности, которые Советский Союз устанавливал в большом количестве, а также с уничтожением в сентябре 1983 года советскими ВВС южнокорейского гражданского самолета, что еще больше накалило обстановку. Таким образом, к середине 80-х годов внешняя политика Советского Союза характеризовалась сильным противостоянием Востока и Запада, гонкой вооружений, попытками СССР расширить экспансию и застоем в развитии внешней политики с позиций нынешних общечеловеческих ценностей. С другой стороны, выдержать гонку вооружений и противостояние во всемирном масштабе СССР стало уже не под силу.

 


28. М.С. Горбачев и перестройка

   

        1.В марте 1985 г. умер Генсек К.У. Черненко, и на этот пост был избран М.С. Горбачев. Другим возможным кандидатом был Г.В. Романов. Но на этот раз дело было не в личности генерального секретаря, а в курсе развития общества. Как писал французский историк А. Токвиль, худшие времена для плохого режима наступают тогда, когда он предпринимает попытки исправиться. Реформирование, тем более радикальное, – опасный социальный и политический процесс. Изменения второй половины 80-х – начала 90-х гг. дестабилизировали предыдущий советский уклад жизни, нарушили жизненный баланс многих слоев и групп населения, активизировали и стимулировали новые общественные силы – с их идеями либерализма и западных ценностей. Пусть и не в равной степени, но эти силы противостояли консервативной идеологии коммунистической партии, десятилетиями внедрявшейся в сознание людей. Советские граждане обретали свободу. Но свобода без собственности и духовной культуры – страшная социальная язва. «Веховские» философы были, вероятно, правы: без внутреннего, духовного освобождения и развития человека бесплодны радикальные, политические перемены. Значит ли это, что тогдашние советские руководители во главе с Горбачевым совершили ошибку? Нет. Оставлять страну в том положении, в каком Горбачев унаследовал ее было невозможно. Перемены жестко диктовались жизненной необходимостью. Экономический, политический, идеологический кризисы и другие пороки системы были налицо. Страна уже не выдерживала гонку вооружений, не хватало сил и средств вести войну в Афганистане и в других местах. Экспорт окончательно принял сырьевой характер: нефть, газ и пр. Но цены на нефть начали падать, а зависимость от импорта (в т.ч. продовольствия) была огромной. Упала и дисциплина сверху донизу, плановые задания все чаще не выполнялись. Становилось ясно, что экономическое соревнование с капитализмом Советский Союз проигрывает. В обществе ощущалось глухое недовольство недостатками и непорядками. Однако тоталитарный строй еще обладал политическим господством и немалыми ресурсами. Перед страной имелись две возможности: первая – оставить все, как есть, углубляя кризис до такой степени, до какой бы выдержал народ. К этому пути и склонялось брежневское руководство. Другой путь – попытаться вдохнуть новую жизнь в социалистическую идею, обновить руководство, внести в политическую жизнь элементы демократии, а в экономическую – элементы частной собственности и хозрасчета, сделать КПСС больше похожей на социал-демократические партии западных стран. Сам Горбачев склонялся ко второму варианту, но и он сам позже признавал, что на первых порах предусматривалось лишь совершенствование устоявшегося за последние десятилетия общества и выправление «отдельных деформаций» социализма. Задача была крайне противоречивой и трудной. В конечном счете она не осуществилась, т.к. советские лидеры мыслили в прежних идеологических категориях, т.е. в рамках социализма. Отсюда лозунг: «Перестройка!» – перестройка социализма, от которой и вся эпоха второй половины 80-х годов получила свое название. Отсюда и установка на возврат к якобы истинно социалистическим, ленинским нормам, от которых после его смерти отошли. Таким образом, главные причины перестройки заключались в следующем: 1.Необходимость для страны преодолеть экономическую отсталость, ликвидировать мучительный недостаток – дефицитность экономики. 2.Сделать политику более мирной, обеспечить для экономического подъема разрядку международной напряженности, прекратить гонку вооружений, начать разоружение и конверсию, а следовательно уменьшить роль военно-промышленного комплекса в стране. 3.Сделать экономическую и политическую жизнь более свободной, с тем чтобы сохранить социализм и власть компартии, дать возможность приспособиться к новым условиям.1

       2. Понятие «тоталитаризм» означает «весь», «целый», «полный». В каждой из стран, в которых возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем есть общие черты, которые присущи всем формам тоталитаризма и отражают его суть. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии. Признаки тоталитарного политического режима: государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти; общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о «единстве», «слиянии» власти и народа; монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д. вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей; абсолютная «правовая», а точнее, антиправовая регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом»; государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена «ореолом тайны» и недоступна для контроля со стороны народа; доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор; господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил; права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации; экономической основой выступает крупная собственность: общинная, монополистическая, государственная; наличие одной официальной идеологии, фактически устраняется плюрализм; централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением; бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества; отсутствие правовой государственности и гражданского общества; государственная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.

           Кризисная ситуация является предшественником перехода к демократии при наличии у населения данной страны определенной политической культуры и способности к соответствующим переменам. Тем более, если речь идет об эволюционном переходе. Какие элементы культуры имеются в виду? Прежде всего, традиционное уважение воли большинства и вместе с тем признание за каждым членом сообщества и отдельными меньшинствами (будь то социальными или этническими) защищать свои интересы, выражать свою волю. Нетерпимость, враждебность во взаимоотношениях, непримиримый антагонизм, разделяющий общество на полярные социально-политические полюса, перечеркивают возможность достижения договоренности между политическими силами и реальности компромиссов, необходимых в ходе любых социальных демократических преобразований. Следовательно, наличие культурно-политических предпосылок, обеспечивающих способность большинства общества, его элит к социально-политическим изменениям в направлении демократии, и ответственность за судьбы прогресса, выступает другим общим признаком переходного процесса.

         Конкретные особенности как политического национального кризиса, так и реформаторского процесса определяются спецификой общественно-политической ситуации, характерной для той или иной страны. Общие черты переходного процесса проявляются по разному и в условиях авторитарных и тоталитарных режимов. И естественно. Тоталитарный режим существенно отличен от авторитарного. При нем государство поглощает гражданское общество. Оно стремится контролировать все стороны жизни людей; принуждает граждан к единообразию их социальных отношений, придавая им государственную идеологизированную форму. Что касается авторитарного режима, то он мягче, в смысле контроля государства над обществом, его гражданами. Здесь правящая элита неоднородна, в ее среде, как и в обществе, возможен ограниченный плюрализм. Политическая система обладает большей самостоятельностью по отношению к экономике и наоборот. Отмеченные и другие особенности режимов, конечно, существенно влияют на переходный политический процесс. И еще большее различие политических процессов имеет место в тех странах, где утверждение демократических режимов связано со сменой социально-экономических систем: в странах Восточной Европы, в республиках бывшего Союза ССР. 


              29. Независимая Россия на этапе экономических и политических 

                                                           преобразований

   

          1.В первую очередь можно дать характеристику политическим партиям демократического направления. Находящийся  на   крайне  правом   фланге  российской политической жизни Демократический союз (ДС) под руководством  В. Новодворской  относится  к категории  крайне  малочисленных, но известных. Старейшая антикоммунистическая организация России, она объявила о себе в конце 80-х гг. ДС выступал  и выступает не столько за развитие  рыночных начал  в экономике,  сколько  против  КПСС и ее наследников. Критикует режим Б.Н. Ельцина за  «мягкотелость» в отношении левой оппозиции (но активно   поддерживал правительство  в кризисной  ситуации).  В  этом случае ДС  руководствовался принципом  «меньшего зла». В национальном вопросе союз занимает  ультраинтернационалистические   позиции, отстаивая право любой нации на отделение и образование  самостоятельного государства.  Призывал  к  выводу  российских  войск из Чечни, одобрял «акции» Ш. Басаева.  ДС всегда  был крайне   немногочисленной (несколько сот человек),но шумной организацией.    Деятельность ограничивалась Москвой и  Санкт-Петербургом,  попытки участия в избирательных кампаниях (в союзе с другими  группами) неудачны. Внимание  СМИ к нарочито скандальным действиям ДС в наибольшей степени поддерживает его существование. Идеи классического либерализма: свобода частного   предпринимательства,  нерушимые права  личности  и   демократия  служат   идеологическим  фундаментом  партии  Демократический  выбор  России   (ДВР)  под руководством  Е.Т. Гайдара.  Партия  возникла   на  базе движения  «Выбор  России»,  которое  было  создано  для участия  в выборах  декабря 1993 г. Предполагалось, что союз реформистов-администраторов  и   части  участников  диссидентского  движения  советских  времен  добьется  победы  на  них. План  потерпел крах,  ДВР эволюционировал в сторону «конструктивной оппозиции». По мнению лидеров партии,  экономические  проблемы  страны  порождены  не  реформами,  а   их  половинчатым,   незавершенным характером. Признавая  принцип  целостности России, ДВР ратует за  обеспечение ее  демократическим  путем.  Выступала  за безоговорочный  вывод  войск  из  Чечни,  согласна с  выходом республики  из  состава  Федерации. ДВР располагает региональными отделениями,  численность партии колеблется в  пределах 10-15  тысяч  человек. Основная масса членов – интеллигенция, меньшая часть –  предприниматели   и   сотрудники исполнительной власти. В ходе президентских выборов ДВР поддержала Б.Н. Ельцина, по мере обострения  кризиса  зимой 1997 г. вернулась  к  роли  лояльной  оппозиции. Один из функционеров партии, А. Чубайс,  сыграл важную роль  в организации  предвыборной кампании  и возглавил  администрацию  Президента.  В  ходе выборов в Государственную Думу (1995 г.) число  голосов поданных за ДВР сократилось в три раза по сравнению  с положением 1993 г. (с 15,5% до 4,1%). Серьезной проблемой остается   негативное восприятие массами лидеров  партии,  люди  видят в  них лиц, которые несут прямую  ответственность  за  трудности  реформ.  До сих пор  не  найдено адекватных  новым условиям  форм работы с  населением в  промежутках между избирательными кампаниями.                              

          Функции представительства интересов партии власти на выборах в декабре 1995 г. попыталась взять на себя специально  созданная для  этого организация –  «Наш  дом –  Россия» под  руководством теперь уже бывшего премьер-министра В.С. Черномырдина. Характеризовалась  учредителями как  правоцентристская   группа.  Последовательно отстаивала курс правительства. Слабости НДР типичны для   верхушечной  политической  группы, созданной по разнарядке нерядовых членов и низовом активом, формальна деятельность  региональных  структур, движение несет на себе груз политической ответственности  за  последствия  политики  власти,  в  нем  не хватает  подлинных  лидеров. НДР  смог собрать  по итогам  выборов  1995 г.  лишь 8% голосов.  Сегодня «Едина Россия» является фактическим преемником НДР – правительственной партией.

         Движение «Яблоко» под руководством Г.А. Явлинского традиционно  причисляют к  правым, «демократическим» партиям страны. Но программные  заявления  лидеров,  устойчивая  критика  правящих кругов, защита интересов интеллигенции и  высококвалифицированной  части  лиц  наемного труда позволяют выделить «Яблоко» особое место. Оформившееся в 1993  г. движение последовательно в  неприятии  высокой  социальной   цены  реформ, издержки  которых  легли  на плечи  рядовых граждан. Не  отвергая  рыночные механизмы   «Яблоко»  требует развития  социальной  сферы,  борется   против  сращивания  госаппарата  и  финансовых  воротил, оппозиционное  к  нынешнему режиму  движение. По  межнациональному  вопросу  требует использовать  мирные средства  разрешения конфликтных ситуаций. На выборах 1995-96 гг.  «Яблоко»  получило 6-7%  голосов избирателей. (Серьезной проблемой движения  является организационная слабость, особенно на региональном уровне, отсутствие реальной партийной деятельности в массах. Сильной стороной позиций «Яблока» видится  равноудаленность как от нынешней власти, так и от коммунистов,   платформа «третьей силы». Движение и его лидер пользуются значительной  поддержкой средств массовой информации.

        Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) – основана в июне 1990 г., зарегистрирована 24 марта 1993 г. под № 1618. Инициаторами создания КП РСФСР (предыдущее название этой партии) выступили антиреформистски настроенные члены КПСС (делегаты 28 съезда КПСС), представлявшие ряд региональных организаций КПСС и ее центральное руководство, объединившееся в Инициативное движение коммунистов РСФСР.  19-20 июня 1990 г. они собрали Российскую партийную конференцию, которая приняла решение о преобразовании ее в Учредительный съезд КП РСФСР. В числе инициаторов были: Полозков И.К., Шенин О.С., Зюганов Г.А., Купцов В.А. и др. После событий августа 1991 г. указом Президента РФ от 23 августа 1991 г. деятельность КП РСФСР был приостановлена, а затем в ноябре 1991 г. – прекращена. Однако в октябре 1992 г. Конституционный Суд РФ разрешил создание новых центральных руководящих органов коммунистической партии. Восстановительный съезд коммунистической партии состоялся в феврале 1993 г. Организационная структура состоит из: первичных партийных организаций, создаваемых учредительным собранием не менее чем 3-х членов КПРФ по территориальному или профессионально-территориальному принципу. Первичные организации регистрируются партийными комитетами соответствующего уровня. Руководство первичными организациями осуществляют выборные органы местного, районного, городского, окружного (областного или республиканского) уровня и общероссийского уровня (комитеты, бюро). Органы управления партии: Съезд как высший орган партии, созывается не реже 1 раза в 2 или 3 года. Он вправе рассматривать любой вопрос, относящийся к полномочиям центральных органов КПРФ, в том числе: принимает и изменяет программу и устав партии; определяет стратегию и тактику партии во всех областях ее деятельности; утверждает предвыборную платформу партии и др. Центральный комитет – высший орган исполнительной власти в партии в период между съездами. Высший орган ЦК – пленум ЦК. Президиум ЦК – высший орган в период между пленумами ЦК. Избирается ЦК для решения текущих политических и организационных вопросов. Центральная контрольно-ревизионная (ЦКРК) – организует контроль за выполнением устава и финансово-хозяйственной деятельностью партийных органов, рассматривает апелляции коммунистов. Для организации работы она избирает из своего состава Президиум, председателя (высшее должностное лицо партии) и его заместителей. Председателем Президиума ЦК является Зюганов Геннадий Андреевич. Членство в партии: индивидуальное, фиксированное, возраст члена партии должен быть не менее 18 лет. Количественный состав: на момент создания летом 1990 г. КП РСФСР насчитывала до 10 млн. членов. Осенью 1995 г. численность КПРФ достигла 600 000 тыс. человек (самооценка). После выборов 17 декабря 1995 г. в новом составе Государственной Думы КПРФ принадлежит 149 мандатов (наибольшее число). Руководителем фракции является Г.А. Зюганов. Организационная структура КПРФ, сеть ее региональных комитетов и местных ячеек, деятельность актива выделяют ее из общего ряда российских партий. КПРФ располагает несколькими центральными и большим количеством региональных печатных изданий с массовыми тиражами. Прямая наследница КПСС, КПРФ унаследовала и позитивное и негативное от партии монополиста. От КПСС к ней перешли высокая дисциплина актива и рядовых членов, которая не только позволяет слаженно работать многотысячной организации, но и гасить центробежные импульсы, порожденные идейно неоднородностью коммунистического движения. В ней существуют по крайней мере три идейных течения: 1) «социал-демократическое» (В. Купцов, Г. Селезнев); 2) «державно-патриотическое» (Г. Зюганов, Ю. Белов); 3) «ортодоксально-коммунистическое» (Р. Косолапов, Т. Авалиани). Конечно, это деление весьма условно, так как «социал-демократизм» лидеров КПРФ имеет очень мало общего с классической европейской социал-демократией. Это, по сути, лишь наследники «умеренно-реформистской» линии КПСС, которых «ортодоксальные» коммунисты называют «постгорбачевцами». Несмотря на то, что среди рядовых членов КПРФ «ортодоксально-коммунистические» взгляды распространены достаточно широко, в руководстве партии группа Р. Косолапова пользуется наименьшим влиянием. Доминирующее положение в руководящих органах занимают сторонники так называемого «державно-патриотического» направления во главе с Г. Зюгановым, которые делают акцент не на собственно коммунистических положениях программы, а на задачах «национального освобождения России от засилья компрадорского капитала» и на этой основе стремятся к союзу с «патриотически настроенными предпринимателями», а также с представителями некоммунистических организаций, принадлежащих к непримиримой оппозиции. Правда, на последнем совещании представителей левых сил практически из всех бывших республик СССР, состоявшемся в ноябре 1998 г., руководство КПРФ не пришло к соглашению с другими коммунистическими организациями и приняло решение идти на предстоящие выборы в Государственную Думу отдельным составом.1


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.    Абрамов Ю.К., Головина Т.Ю. Политические партии и движения России. 1996. – М., 1996

2.    Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. – Новосибирск, 1991

3.    Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России. – Л., 1988

4.    Анисимов Е.В. Петр Первый: Рождение империи // Вопросы истории. – 1989. – № 7

5.    Анисимов Е.В. Россия в середине 18 в.: Борьба за наследие Петра. – М., 1986

6.    Белов Г.А. Политология. Гл. 3 п.1 Становление и судьбы либерализма в России. – М., 1996

7.    Большаков А.В., Грехнев В.С., Добрынина В.И. Основы философских знаний. – М., 1994 

8.    Верт Н. История Советского государства. – М., 1992

9.    Водарский Я.Е. Петр Первый // Вопросы истории. – 1993. – № 6

10.Гимпельсон Е.Г. Политическая система и НЭП: неадекватность реформ // Отечественная история. – 1993. – № 2

11.Головатенко А. История России: спорные проблемы. – М., 1994

12.Гражданская война: 1918-1920 (неизвестные страницы) // Родина. – 1990. – № 10

13.Громов Б.В. Ограниченный контингент. – М., 1994

14.История государства и права. Ч. 1 // Под. ред. Ю.П. Титова. – М., 1988 

15.История современной России: 1985-1994. Экспериментальное учебное пособие. – М., 1995

16.Каргалов В.В. Свержение монголо-татарского ига. – М, 1973

17.Медведев Р.А. Личность и  эпоха. Кн.1. – М., 1991

18.Медведев Р.А. Н.С. Хрущев: Политическая биография. – М., 1990

19.Медведев Р.А. О Сталине и сталинизме. – М., 1990

20.Павленко Н.И., Кобрин В.Б., Федоров В.А. История СССР с древнейших времен до 1861 г. – М., 1989  

21.Пособие по истории СССР для подготовительных отделений вузов. – М., 1987 

22.Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. – М., 1991 

23.Россия и мир. Часть 1. – М., 1994

24.Сироткин В. «Властитель слабый и лукавый», или почему не пошла перестройка у Александра I // Наука и жизнь. – 1990. – № 6 

25.Скрынников Р.Г. Россия в начале 17 в. «Смута». – М., 1988 

26.Соколов Б. Цена победы. Великая Отечественная война: неизвестное об известном. – М., 1991

27.Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. – М., 1990

28.Черкасов П.П., Чернышевский Д.В. История императорской России. – М., 1994 

29.Юрганов А.Л., Кацва Л.А. История России 16-18 вв. – М., 1994



1 Гражданская война: 1918-1920 (неизвестные страницы) // Родина. – 1990. – № 10

1 Гимпельсон Е.Г. Политическая система и НЭП: неадекватность реформ // Отечественная история. – 1993. – № 2. С. 45-61

1 Верт Н. История Советского государства. – М., 1992. С. 189-237

1 Соколов Б. Цена победы. Великая Отечественная война: неизвестное об известном. – М., 1991

1 Медведев Р.А. О Сталине и сталинизме. – М., 1990

1 Верт Н. Указ. соч. С. 314-326

1 Медведев Р.А. Н.С. Хрущев: Политическая биография. – М., 1990

1 Медведев Р.А. Личность и  эпоха. Кн.1. – М., 1991. С. 160-166

1 Громов Б.В. Ограниченный контингент. – М., 1994

1 История современной России: 1985-1994. Экспериментальное учебное пособие. – М., 1995

1 Абрамов Ю.К., Головина Т.Ю. Политические партии и движения России. 1996. – М., 1996

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!