Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Конспект по дисциплине «Финансы»»

/ Финансы
Конспект, 

Оглавление

 

Тема 1. Сущность финансов и их функции

            Если говорить о финансах в целом, то, видимо, следует считать, что они выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Та часть финансов, которая функционирует в сфере материального производства, как например финансы предприятий, и участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений, выполняет не только распределительную и контрольную, но и функцию формирования денежных доходов.    Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной. Среди огромного многообразия финансовых отношений нет ни одного, которое не было бы связано с контролем за формированием и использованием денежных фондов. В то же время нет и таких финансовых отношений, которым была бы присуща только функция контроля. С помощью финансов государство осуществляет распределение общественного продукта не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости. В связи с этим становится возможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства. Контрольная функция финансов – это прежде всего контроль рублем в процессе объективно существующих денежных отношений. Однако, при развитии коммерческой банковской деятельности в современной России данные функции будут уходить от государства, что может сказаться на деятельности всей финансовой системы. Контроль пронизывает всю систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и представляет собой стоимостный контроль, контроль через форму стоимости. Поскольку финансы выражают отношения, возникающие на основе реального денежного оборота, то контроль рублем как функция финансов – это только контроль реального денежного оборота.

            Термин finansia возник в XIII–XV вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. Понятие «финансы» зачастую отождествляют с деньгами. Однако если финансы и деньги – это одно и то же, то зачем существуют два разных термина для одной и той же категории? Например, денежные отношения, возникающие между гражданами, между гражданами и розничной торговлей (даже в условиях регулирования государством розничных цен), нельзя отнести к финансам, так как государство здесь регулирует денежные отношения гражданско-правовым методом, для которого характерной чертой является равноположение субъектов (равенство в их правах и обязанностях), объединенных данными отношениями.  Таким образом, финансы – это всегда денежные отношения, но не любое денежное отношение – всегда финансовое отношение. Исходя из вышесказанного можно сформулировать общее определение финансов. Таким образом, финансы – это всегда денежные отношения, но не любое денежное отношение – всегда финансовое отношение. Исходя из вышесказанного можно сформулировать общее определение финансов.  Финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач. Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы – экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Определяющая сторона финансов, которая, собственно, и лежит в основе их выделения как самостоятельной и специфической экономической категории, заключена в том, что финансы представляют собой распределительные отношения. Отметим, что финансирование, рассматриваемое как выделение денежных средств, их адресация, уже есть распределение. Однако когда заходит речь о распределительных отношениях, то под ними понимается нечто более широкое и разнообразное, чем обеспечение финансовыми ресурсами. В процессе функционирования экономики происходит перераспределение стоимости между хозяйственными субъектами, конкретизация целевого ее использования, что тоже происходит на основе финансов. Благодаря им осуществляются многообразные процессы перераспределения стоимости общественного продукта о всех структурных подразделениях экономики и на разных уровнях хозяйствования.

             Торговля, деньги, кредит возникают в период разложения первобытного строя, когда еще не существовало государства. Общество же готово к созданию финансовых отношений при возникновении государственных структур. На первых этапах развития общества подавляющая часть государственных расходов и доходов имела натуральный характер. Ресурсы монарха не были отделены от государства. При рабовладении основная часть потребностей государства удовлетворялась в форме личного труда рабов, продуктов их труда, натуральных податей и повинностей. В составе расходов выделялись затраты на содержание армии, ведение войн и выкуп пленных; строительство военных укреплений, судов, общественное строительство (храмы, водопроводы, дороги, содержание двора монарха). Основными доходами служили поступления от земель, регалий (отдельных промыслов), военные трофеи, дань с народа, трудовые и личные повинности крестьян, ремесленников, налоги. При создании государства финансы отражали, во-первых, денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть финансов); во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями; в-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет. Следовательно, можно отметить, что эти отношения носили фондовый характер; в-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата. Субъектами финансовых отношений, между которыми образуются финансовые потоки, являются: предприятия и предприниматели (финансы хозяйствующих субъектов), работающее население (финансы домашних хозяйств), государство (централизованные фонды: бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок).

 


Тема 2. Финансовая система: основные субъекты и вспомогательные структуры

 

К 1992 г. в стране произошла смена политических ориентиров, государство провозгласило курс на демократизацию и рыночную экономику, что потребовало коренной перестройки всей экономики в целом и финансов в частности. Огромное значение в данном процессе имело разгосударствление и появление хозяйствующих субъектов различных форм собственности. На месте государственных предприятий возникли кооперативы, товарищества, малые предприятия, арендные предприятия, акционерные общества, фирмы с иностранным капиталом и т.д., институты рыночной экономики: коммерческие банки, биржи, фонды и т.д. Рыночная экономика привела к усилению роли финансов. Во-первых, с возникновением новых хозяйствующих субъектов наряду с традиционными возникают новые группы финансовых отношений, взаимосвязи между ними усложняются. Во-вторых, финансы становятся самостоятельной сферой денежных отношений, приобретают некую обособленность. Это обусловлено тем, что в рыночных отношениях деньги (материальная основа финансов), выполняя функцию средства обращения, становятся капиталом, т.е. самовозрастающей стоимостью. В-третьих, происходит смена приоритетов; постепенное снижение роли финансов на макроуровне и увеличение значения финансов на микроуровне.

Источником финансовых ресурсов коммерческих предприятий выступает стоимость реализованной продукции, и они формируются в основном из прибыли, амортизационных отчислений, выручки от реализации выбывшего имущества, пассивов, целевых поступлений, продажи акций и других ценных бумаг, кредитов и достаточно редко за счет бюджетных субсидий.

Принцип самофинансирования. Реализация этого принципа – одно из основных условий предпринимательской деятельности и обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и, при необходимости, банковских и коммерческих кредитов. В настоящее время не все предприятия и организации способны полностью реализовать этот принцип. Предприятия и организации ряда отраслей народного хозяйства, выпуская продукцию, необходимую потребителю, по объективным причинам не могут обеспечить ее достаточную рентабельность. К ним относятся отдельные предприятия городского пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства, оборонной промышленности, добывающих отраслей. Такие предприятия получают дополнительные ассигнования из бюджета на разных условиях.

 

Субъект экономических отношений

Источники финансовых ресурсов

собственные

привлеченные

Предприятие

Уставной капитал, сформированный за счет денежных поступлений. Прибыль как один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляются финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников.

Кредиты, прочие займы, кредиторская задолжность, расчеты по дивидендам.

Заемный капитал характеризует привлекаемые для финансирования развития предприятия на возвратной основе денежные средства или другие имущественные ценности. Все формы заемного капитала, используемого предприятием‚ представляют собой его финансовые обязательства, подлежащие погашению в предусмотренные сроки.

 

Семья

Зарплата, доходы от собственности и предпринимательской деятельности

Кредиты, ссуды

Банк

Собственные средства (капитал) банка представляют особую форму банковских ресурсов. Собственный капитал, имея четко выраженную правовую основу и функциональную определенность, является финансовой базой развития банка. Он позволяет осуществлять компенсационные выплаты вкладчикам и кредиторам в случае возникновения убытков и банкротства банков; поддерживать объем и виды операций в соответствии с задачами банков. В составе собственных средств банка выделяют: уставный, резервный и другие специальные фонды, а также нераспределенную в течение года прибыль. Основным элементом собственного капитала банка является уставный фонд. В зависимости от формы организации банка по-разному формируется его уставный фонд. Если банк создается как акционерное общество, то его уставный фонд образуется за счет средств акционеров, поступивших от реализации акций. Банк, являющийся обществом с ограниченной ответственностью, формирует уставный фонд за счет паевых взносов участников. Независимо от организационно-правовой формы банка его уставный фонд полностью формируется за счет вкладов участников (юридических и физических лиц) и служит обеспечением их обязательств.

Привлечение средств на расчетные и текущие счета юридических и физических лиц; открытие срочных счетов граждан, предприятий и организаций; выпуск ценных бумаг; займы, полученные от других банков, и т.д.

 

 

Да, сказанное относится к финансовой системе РФ. Финансовая система в широком смысле слова представляет собой совокупность финансовых отношений, существующих в рамках данной экономической формации, в узком смысле слова – это система финансовых учреждений, социально-экономическое содержание, функции и структура которых определяются политикой государства, включающая в себя финансовые организации и все структурные подразделения государственной налоговой службы.   В основу построения финансовой системы положены три основополагающих элемента: 1) функциональное назначение, проявляющееся в том, что каждое звено системы выполняет свои задачи; например, государственный бюджет выражает распределительные отношения между государством, предприятиями, населением, обусловленные формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Имущественное и личное страхование – один из методов создания резервных фондов для граждан. Финансы предприятий выражают отношения по созданию и использованию денежных фондов, предназначенных для обеспечения многообразных потребностей первичных звеньев общественного производства, выполнению обязательств перед государственным бюджетом и коммерческими банками; 2) территориальность – каждая область, республика имеют соответствующий аппарат финансовых и страховых органов; 3) единство финансовой системы предопределяется единой экономической и политической основой государства. Это обусловливает единую финансовую политику проводимую государством через центральные финансовые органы, единые цели. Управление всеми звеньями происходит на единых основных законодательных и нормативных актах.   Финансовая система включает в себя общегосударственные, отраслевые и общественные финансовые отношения. Поскольку финансы являются носителем распределительных отношений, то это распределение происходит прежде всего между различными субъектами. Поэтому в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему, выделяются три крупные сферы (не считая домашних хозяйств):

q      финансы предприятий, учреждений, организаций, так как они обслуживают основное звено общественного воспроизводства. Им присущи, с одной стороны, черты, характеризующие экономическую природу финансов в целом, а с другой – особенности, обусловленные функционированием финансов в разных сферах общественного производства. Финансы предприятий представляют собой денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и их использованием на выполнение обязательств перед финансово-банковской системой и финансирование затрат по расширенному воспроизводству, социальному обслуживанию и материальному стимулированию работающих;

q      страхование, значительная часть финансовой системы, связанная с перераспределением денежных средств, поступающих от юридических и физических лиц. Такая деятельность связана с наличием вероятности наступления внезапных, непредвиденных и непреодолимых событий, влекущих за собой нанесение ущерба, которые впоследствии «раскладываются» между участниками страхования;

q      государственные финансы, представляющие собой денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов государства и его предприятий и использованием государственных средств на затрат по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления.

         Каждая из этих сфер состоит из менее крупных звеньев. Например, в первой сфере выделяют финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах, источником финансовых ресурсов таких предприятий выступает стоимость реализованной продукции, и они формируются в основном из прибыли, амортизационных отчислений, выручки от реализации выбывшего имущества, пассивов, целевых поступлений, продажи акций и других ценных бумаг, кредитов и достаточно редко за счет бюджетных субсидий. Основным направлением использования финансовых ресурсов таких предприятий выступают платеж к органам финансово-банковской системы (налоги, проценты, погашение кредитов, страховые платежи), инвестирование в капитальные затраты (реинвестирование), связанное с расширенным воспроизводством, техническим обновлением. Инвестирование в ценные бумаги (покупка на финансовом рынке акций, облигаций, государственных ценных бумаг), образование социальных фондов и благотворительность; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, оказывающих услуги социального характера. Основная часть данных предприятий финансируется за счет средств государственного бюджета. В целом же ресурсы некоммерческих предприятий – это  денежные средства, мобилизуемые из различных источников на осуществление деятельности. В частности, к таким источникам относят помимо средств из государственного бюджета денежные средства государственных и муниципальных, частных и кооперативных предприятий, населения, уплачиваемые за выполненные работы, поступления от оказания платных услуг арендная плата за сданное в аренду имущество, добровольные взносы и безвозмездно передаваемые материальные ценности, прочие денежные поступления. Все поступившие средства образуют фонд финансовых ресурсов и используются на заработную плату, возмещение затрат, расчеты с другими учреждениями и банками, создание социальных фондов. Мобилизация и использование финансовых ресурсов на таких предприятиях осуществляется в зависимости от методов ведения хозяйства на основе сметного финансирования и полной самоокупаемости.

          Финансы общественных организаций включают денежные отношения между общественными объединениями и их членами, общественными объединениями и предприятиями, внутри общественного объединения по формированию и использованию фондов. Источником финансовых ресурсов выступают собственные средства, полученные за счет взносов членов организаций, поступлений от государства, доходов от деятельности. Все ресурсы используются на общее обслуживание.

        Во второй, страховой, сфере можно выделить в качестве звеньев: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков.

        В сфере государственных финансов в качестве звеньев, соответственно, выделяются: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит. Если рассмотреть финансовую сферу государственных финансов развитых стран Запада, то в ней выделяется 4 звена: государственный бюджет, местные финансы, специальные фонды, финансы государственных корпораций (ФРГ, Англия, Франция, Италия).

Каждое звено финансовой системы в свою очередь можно подразделить на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нефинансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т.д., а в зависимости от форм собственности – финансы государственных предприятий; кооперативных, акционерных, частных и других. В составе финансов общественных организаций выделяют финансы профсоюзов, политических партий и общественных движений, специальных, целевых и благотворительных фондов. В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования, например имущественное страхование подразделяется на страхование личного имущества, транспортное страхование. В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации, местный).

Финансовый рынок любой страны состоит из денежного рынка и рынка капиталов. Разделение финансового рынка на эти две части определяется особым характером обращения финансовых ресурсов, обслуживающих оборотный и основной капитал.

Либерализация экономики означает развитие рыночных начал, допущение на рынок новых предпринимательских субъектов, поощрение государством предпринимательской деятельности, принятие соответствующих законодательных актов.

Капиталы пересекают границы – возможность размещения капитала в различных странах, инвестирование предпринимательских проектов.

Биржевые крахи – падение котировок ценных бумаг ведущих компаний, т.е. их обесценивание, банкротство, что в конечном итоге может привести к мировому экономическому кризису, как это было в 1929 г.

Финансовые спекуляции – спекуляции ценными бумагами, валютой и т.п. с целью получения прибыли от разницы между покупной и продажной ценой.

Денежная стабильность означает устойчивость национальной валюты, умелую кредитно-денежную политику.

 


Тема 3. Финансовая политика государства как инструмент регулирования экономики

 

            Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Финансовый механизм – это внешняя оболочка финансов, проявляющаяся в финансовой практике. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

            Финансовый механизм – наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финансовое отношение может быть организовано государством по-разному. Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей. При этом система налогов может включать различный перечень прямых и косвенных, общегосударственных и местных налогов, а каждый налог будет иметь особый субъект, объект обложения, ставки, льготы и другие элементы, изменяющиеся в связи с развитием налогового законодательства.

            Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

             Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений – агент государства (финансы государственных предприятий).

              Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.

              Возрастающий дефицит бюджета, инфляция и обесценение капитала, убыточность, тяжесть налогового бремени, государственного долга, платежный кризис – все эти явления свидетельствуют об актуальности теоретического осмысливания финансовых взаимоотношений предприятий и государства (прежде всего с бюджетной системой), влияния на реальный сектор общей государственной политики финансовой стабилизации и новых для России рыночных финансовых и кредитных институтов.

              Возникновение нового рыночного типа финансовых взаимосвязей государства и предприятий не избавило российскую экономику от неэффективности, диспропорциональности, не привело к стабилизации государственных финансов. Объективно присущие положительные свойства и преимущества рыночной экономики не реализуются в конкретных российских экономических условиях. Так, предприятия реального сектора не имеют возможностей своего воспроизводства капитала: процентные ставки по кредитам превышают в десятки раз их рентабельность. Половина предприятий большинства отраслей убыточна; объем кредитных вложений в экономику составляет 12% ВВП, тогда как нормальное соотношение должно быть в несколько раз выше; объем денежной массы в обращении значительно ниже объективной потребности (недостаток денег восполняется долларовой массой, денежными суррогатами, бартером).

              Ситуация кризиса в сфере финансовых взаимоотношений предприятий и государства проявляется в системно воспроизводящихся явлениях: хронической неплатежеспособности предприятий по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды; сжатии реального бюджетного потенциала и вынужденности проведения политики непрерывного секвестирования бюджетных расходов, упадке и оттеснении на второстепенные роли инвестиционной функции государственных финансов; низкой собираемости налогов и массовом сокрытии доходов от налогообложения; истощении оборотных средств предприятий, особенно денежных фондов, и крайне ограниченной способности предприятий погашать свои обязательства именно в денежной форме; падении инвестиционной активности предприятий и оттоке инвестиционных ресурсов предприятий (амортизационных отчислений, части прибыли) из реального кругооборота; переключении ресурсов капитала в сферу их бюджетного непроизводственного (потребительского) использования и финансовый кругооборот спекулятивного капитала, паразитирующего на росте государственного долга; переливе внутренних капитальных и бюджетных ресурсов, в том числе и посредством фондового рынка, за пределы национального оборота и финансово-политической зависимости государства и в целом российской экономики от внешних факторов.

             Проводимая длительное время политика финансовой стабилизации, в которой преобладает антиинфляционная направленность, создала ситуацию финансового кризиса, характеризующуюся признаками финансового банкротства, неплатежеспособности не только предприятий, но и самого государства (как на федеральном уровне, так и на региональном и местном). Эти попытки финансовой стабилизации «не смогли достичь своей цели, так как отличались отсутствием комплексного характера, непоследовательностью и краткосрочностью». Это свидетельствует о неадекватности политики и применяемых стабилизационных мер, серьезности и опасности положения в стране, и в том числе в сложившихся финансовых отношениях государства с предприятиями реального сектора экономики.

             Финансовой политикой государство формирует свои отношения с предприятиями, определяет свои требования к финансовым ресурсам, привлекаемым из народного хозяйства в систему государственных финансов, создает финансовые условия деятельности предприятий, их простого и расширенного воспроизводства, влияет на финансовые связи и потоки между различными секторами экономики, реальным сектором и кредитно-банковской системой, между отраслями производства и непроизводственной сферой.

               Финансы предприятий, управленческие решения в этой сфере выступают объектом финансовой политики государства. Однако сами предприятия (организации) проявляют себя и как субъекты финансовых отношений с государством, руководствуются своими интересами. В реальной действительности имеет место взаимодействие не между государством и предприятием, а между государством и совокупностью самостоятельных юридических лиц (хозяйствующих субъектов), реализующих в своих финансовых отношениях с государством свои экономические интересы и цели.

              Необходимость государственной политики финансовой стабилизации вызывается объективными свойствами самой рыночной системы, ее противоречиями и неустойчивостью, цикличностью и стихийностью происходящих в ней процессов, вызванных игрой рыночных сил, конкурентной борьбой и нерегулируемой погоней за прибылью и новыми сферами предпринимательской деятельности. Рынок как механизм обмена и конкуренции структурировался в системе воспроизводства и обращения капитала, в системе его финансовых кругооборотов.

              Макроэкономическая стабилизация означает устранение нарушений или кризиса экономического кругооборота, но в то же время и стагнации экономического роста, обеспечение общего экономического равновесия спроса и предложения в условиях расширенного воспроизводства.

              Финансовая стабилизация, являясь одним из главных направлений общей экономической стабилизации, имеет своим предметом более конкретную сферу экономики, а именно систему денежных отношений и процессов (потоки и кругообороты денежных ресурсов). Ее основная задача – нормализация системы денежных отношений и денежных (в том числе финансовых) потоков и кругооборотов, создание финансовых условий для обеспечения воспроизводства и обращения совокупного капитала (и соответственно индивидуальных капиталов) в соответствии с объективно присущими им закономерностями. Эта задача должна быть представлена совокупностью целевых задач (стабилизация национальной валюты, сбалансированность бюджетной системы, стабильность цен, ликвидность предприятий и коммерческих банков и т.д.).

              Политика финансовой стабилизации предстает как система воздействия государства на общеэкономические процессы и на оздоровление финансов предприятий, их рентабельность, формирование инвестиционных ресурсов и т.п.

            Стабилизационная политика стала применяться в России при отсутствии соответствующей теоретической базы, а главное, в условиях, когда политические цели и задачи демонтажа социалистической экономики и ускоренного насаждения формально-рыночных структур и отношений были главными и приоритетными по сравнению с целями развития экономики и экономического роста.

             Специфическая российская стабилизационная политика породила глубокий кризис денежной, финансовой и кредитной систем. Диспропорции финансово-кредитной сферы и ее противопоставление производству вызвали истощение капитала реального сектора экономики. По инвестиционной политике и потенциалу накопления был нанесен удар всеми главными инструментами финансово-экономической политики: приватизация не только лишила государственный бюджет доходных источников, но и сделала 6ес-смысленным накопление капитала в период его раздела между разными собственниками; либерализация цен обесценила капитал, причем была «позабыта» переоценка основных фондов при увеличении товарных цен в 1992 г. в 26 раз.

              Политика достижения «реальной» ставки банковского кредита оторвала процент от нормы прибыли и лишила интереса предпринимателей во вложениях в реальный капитал; жесткое ограничение денежной массы в условиях монопольного роста цен вызвало платежный кризис, переход частного сектора на наличное денежное обращение и его уход от налогообложения, неинвестиционное кредитование бюджетного дефицита ЦБ России также способствовали истощению ссудного капитала, его изъятию из народнохозяйственного оборота.

              Существенные недостатки и пороки проводившейся финансовой политики вызваны ее однобокой направленностью на стабилизацию преимущественно уровня инфляции в ущерб стабилизации всей государственной и денежной системы и финансов реального сектора экономики. Неспособность формальной финансовой стабилизации обеспечить оздоровление финансов реального сектора экономики и создание условии экономического роста отчетливо проявилась в обострении финансового кризиса в августе 1998 г., сопровождавшемся девальвацией рубля и разрушением финансового кругооборота, связанного с обращением государственных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ, ОФСЗ). Кризис политики формальной финансовой стабилизации настоятельно указывает на необходимость новой стабилизационной политики, базирующейся на концепции реальной финансовой стабилизации, отвечающей закономерным условиям финансового оздоровления предприятий.

Сегодня разрабатывается принципиально новый финансовый механизм. Государство отказывается от директивного руководства внутрихозяйственными отношениями на предприятиях и переводит их отношения с бюджетом на налоговую основу, которая ставит заслон произвольному изъятию доходов. Все экономические субъекты следуют единым правилам распределения созданных финансовых ресурсов на достаточно длительную перспективу. Конечно, в этих условиях всю тяжесть налогового бремени несут плательщики. Не следует забывать, что снижение налогового изъятия доходов возможно только при сокращении расходов бюджета, а их размер в основном зависит от широты выполняемых государством функций. Поэтому важнейшей задачей было изменение расходов бюджета. Эта проблема имела два главных аспекта.

1. Сокращение расходов в целях уменьшения бюджетного дефицита. Произошло сокращение бюджетного финансирования оборонных отраслей промышленности, расходов на финансирование народного хозяйства, на содержание убыточных предприятий. К сожалению, при решении этих вопросов имеются крупные недостатки, которые связаны с планированием завышенных объемов бюджетного финансирования и поступления доходов в бюджет, и другие недостатки. Это приводит к невозможности профинансировать в полном объеме запланированные расходы, а тем самым способствует усилению напряженности в экономической и социальной сферах жизни общества.

2. Изменение порядка предоставления бюджетных средств. Все большее значение приобретает нормативный метод планирования расходов, особенно в непроизводственной сфере. Кроме того, заслуживает внимания переход к выделению не только безвозвратных бюджетных ассигнований, но и бюджетных ссуд. Все это приводит к повышению эффективности использования бюджетных средств.

Получила новое направление система государственного кредита. Впервые за последние 60 лет государственный кредит стал важным и открытым источником покрытия бюджетного дефицита. Государство стало использовать его рыночные формы – различные краткосрочные и среднесрочные государственные займы при отказе от прямого кредитования расходов со стороны Центрального банка РФ.

Изменяется в последнее время организация бюджетной системы. На смену централизованной бюджетной системе пришла бюджетная система, основанная на реальной самостоятельности и равноправии бюджетов всех уровней. Новое развитие получают бюджетные взаимоотношения. Начиная с 1994 г. применяется система трансфертных платежей, которая позволяет увязать объем предоставляемых средств из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации со среднедушевым бюджетным доходом отдельных регионов.

Большое значение в плане активизации финансовой политики имеет изменение практики перераспределения финансовых ресурсов. Кроме вертикального метода, осуществляемого посредством бюджета, применяется и горизонтальное перераспределение средств. Для этой цели используется формируемый в настоящее время финансовый рынок, посредством которого финансовые ресурсы перераспределяются между экономическими субъектами исходя из спроса и предложения.

Широкое распространение получила система внебюджетных фондов государства. Она позволяет сконцентрировать необходимые средства для целевого финансирования социальных расходов. Решению этих проблем могут помочь создаваемые в настоящее время негосударственные пенсионные фонды, обеспечивающие переход к накопительной системе финансирования пенсионных расходов.

Развитие рыночных методов управления привело к демонополизации страхового дела и появлению страхового рынка – созданию независимых частных страховых компаний, введению новых отраслей и видов страхования, изменению в соотношении между обязательной и добровольной формами страхования в пользу последней.

Кардинально изменилась система управления финансами. На смену единому органу управления – Министерству финансов пришла целая система специализированных финансовых и контрольных органов: Министерство по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции, Счетная палата, Государственный таможенный комитет и т.д. Наряду с развитием государственных органов контроля широко используется независимый аудиторский финансовый контроль.

Назрела необходимость проведения налоговой реформы, направленной на укрепление налоговой системы и улучшение реального формирования доходов бюджета. Пути реализации налоговой реформы связаны со снижением налогового бремени и упрощением налоговой системы за счет отмены низкоэффективных налогов, расширения налоговой базы путем отмены некоторых налоговых льгот, увеличения круга плательщиков и облагаемых доходов, постепенного перемещения налогового бремени с предприятий на доходы физических лиц. Большое значение для осуществления налоговой реформы имеет усиление контроля за соблюдением налогового законодательства.

Будет продолжаться государственная поддержка структурной перестройки экономики посредством проведения льготной налоговой и кредитной политики, а также прямых бюджетных ассигнований. Бюджетные средства, направленные на инвестиции, будут предоставляться в первую очередь для промышленных высокоэффективных проектов на конкурсной основе. В промышленности государственные инвестиционные ресурсы предусмотрено направлять на поддержку проектов, финансируемых с привлечением частного капитала, с постепенным переходом от прямого государственного льготного кредитования к долевому участию государства в окупаемых проектах, а также к предоставлению государственных гарантий предприятиям для привлечения частных кредитных ресурсов. Предоставление государственных гарантий должно осуществляться в рамках имеющихся бюджетных средств. Следует расширить практику применения инвестиционных налоговых кредитов как части инвестиционной политики государства.

Дальнейшее развитие получат расходы бюджета на социальные нужды. Основное направление здесь – повышение эффективности использования средств.

Продолжается совершенствование бюджетного устройства Российской Федерации. Для этого предусматривается проведение бюджетной реформы, включающей:

          реформирование бюджетной системы в целом на основе самостоятельности и равноправия всех бюджетов;

          установление регламента бюджетного процесса;

          уточнение системы межбюджетных отношений;

          укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов.

Большое внимание должно уделяться развитию и регулированию рынка ценных бумаг. Предстоит найти оптимальное сочетание обращения на этом рынке государственных и корпоративных ценных бумаг, что позволит, с одной стороны, обеспечить потребности государства в средствах покрытия бюджетного дефицита, а с другой – создаст условия для нормального перелива финансовых ресурсов между отдельными предприятиями и отраслями экономики. Важный аспект этой проблемы – установление государственного контроля за финансовым рынком, который обеспечит защищенность юридических и физических лиц, оперирующих на этом рынке.

Важным представляется повышение качества работы государственных финансовых органов. Для этого предполагается повысить квалификацию аппарата финансовых, налоговых и таможенных органов, продолжить работу по созданию региональных агентств Федерального казначейства, расширить функции органов финансового управления в области аналитической, методической и консультационной работы.

 


Тема 4. Основы функционирования финансов коммерческих предприятий. Прибыль как финансовый результат работы предприятия

Одним из высших учебных заведений г. Магнитогорска является магнитогорский филиал Экономического Института, образованный при Челябинском государственном Южно-уральском университете, стремящийся к расширению своей деятельности на территории г. Магнитогорска. Рассмотрим финансовый план данного учебного заведения.

На планируемый 2004 год руководство вуза наметило решение следующих стратегических задач (табл. 1):

1. Обеспечить лидерство по качеству образовательных услуг в области высшего экономического образования среди негосударственных вузов региона.

2. Занять лидирующую позицию в области высокого качества заочного и очного обучения на основе сочетания дистанционных технологий. Обеспечить максимальные темпы роста численности студентов заочного обучения и довести их количество до 622 человек.

3. Обеспечить прирост числа студентов по всем формам обучения на 50% к уровню предыдущего года и довести их численность на конец года до 950-1000 человек.

4. Обеспечить прирост числа семинаров повышения квалификации и довести численность слушателей факультет повышения квалификации до 1500 чел. Войти в число трех ведущих институтов региона по численности слушателей краткосрочных программ обучения и качеству обучения. Использовать опыт «Морозовского проекта», фондов Сороса и Свисконтакта.

5. Занять лидирующую позицию в области стратегического менеджмента, разработки проектов социально-экономического развития крупных организаций на основе стратегического альянса с научно-исследовательским экономическим институтом и областным комитетом по статистике. Выполнить объем НИР свыше 400 тыс. руб.

6. Выполнить инвестиционную программу по улучшению материально-технической базы на сумму 1165 тыс. руб., обеспечив приоритетность модернизации компьютерной техники, программы информатизации учебной и научной деятельности (АИС) и закупки ведомственного жилья для иногородних преподавателей.

7. Обеспечить эффективную экономическую деятельность на основе увеличения выручки от всех видов деятельности до 4974 тыс. руб., роста производительности труда не менее чем на 20% к уровню предыдущего года и увеличения прибыли до 441 тыс. руб. Закрепить лидирующее положение института среди других вузов региона в сегменте высокого качества образования; ценовую стратегию – в сегменте «средней цены», а по заочному обучению – «низкой цены».

Таблица 1

Контрольные цифры вуза

 

Показатели

Ед. измерения

Факт 2003 г.

План 2004 г.

В%

1. Учебная деятельность

1.1. Прием студентов – всего:

чел.

258

406

155

Факультет очного обучения

чел

50

100

200

Факультет заочного обучения

чел.

208

300

144

1.2. Численность студентов - всего:

чел.

627

935

149

Факультет очного обучения

чел.

219

273

125

Факультет заочного обучения

чел.

408

622

168

1 .3. Обучение на краткосрочных курсах:

Выпуск слушателей

чел.

1299

1500

115

Количество курсов и семинаров

шт.

62

70

113

Объем учебных и научных публикации

п. л.

155

150

96

2.Научно-исследовательская деятельность

2. 1 . Объем выполнения НИР

тыс. руб.

290

400

138

2.2. Количество научно-консалтинговых проектов

шт.

7

10

142

2.3. Проведение научных конференций

шт./чел.

1/45

1/60

128

3.Коммерческая и хозяйственная деятельность

3.1. Закупка и продажа книг

тыс. руб.

151

182

121

3.2. Приобретение мебели

тыс. руб.

78

108

138

3.3. Продажа оргтехники

тыс. руб.

110

100

91

4.Экономические результаты

4.1.Выручка от реализации работ и услуг –всего:

тыс. руб.

4135

4974

120

Учебная

тыс. руб.

3506

4184

119

Научная

тыс. руб.

290

400

137

Коммерческая

тыс. руб.

339

390

115

4.2. Производительность труда (выработка на 1 сотрудника)

тыс. руб /чел.

47

55

117

4.3.Среднесписочная численность сотрудников

чел.

88

90

102

4.4. Прибыль

тыс. руб.

270

441

163

4.5. Рентабельность

тыс. руб.

7

10

143

4.6. Объем инвестиций – всего

тыс. руб.

1137

1165

102

 

 

Смета доходов и расходов

Плановая смета доходов и расходов приведена в табл. 2. Плановые доходы определены в сумме 4974 тыс. руб., или 120% к фактическим данным 2003 г. Основные доходы обеспечиваются за счет очного и заочного обучения студентов – всего 3344 тыс. руб., или 67% от выручки. Учебная деятельность дает поступление 4184 тыс. руб. Или 84% всех доходов. Объем и структура плановых расходов составляет 4533 тыс. руб. и включает структурные изменения расходов в связи с амортизацией ОПФ, ростом арендной платы и сокращением накладных расходов. По плану предусмотрено получение прибыли в размере 441 тыс. руб., которая полностью идет на инвестиционную программу.

Таблица 2

Смета доходов и расходов

 

Наименование статей

Факт 2003 (в тыс. руб.)

План 2004 (в тыс. руб.)

В %

от плана 2004 г.

к факту 2003 г.

1.

Доходы (выручка) – всего

4135

4974

100

120

1.1.

Очное отделение

1386

1610

32

116

1.2.

Заочное отделение

1219

1734

35

142

1.3.

Магиструправления

106

130

3

123

1.4.

Краткосрочные курсы ФПК

458

360

7

79

1.5.

Автошкола

337

350

7

104

1.6.

НИР и консалтинг

290

400

8

138

1.7.

Коммерческая деятельность

339

390

8

115

2.

Расходы – всего

3865

4533

100

117

2.1.

Заработная плата

1006

1408

31

140

2.2.

Обязательные отчисления

362

535

12

148

2.3.

Амортизационные отчисления

527

520

11

99

2.4.

Аренда и коммунальные услуги

359

400

9

11

2.5.

Материалы

501

720

16

144

2.6.

Накладные расходы

1110

950

21

86

3.

Прибыль

270

441

9

163

 

 

Инвестиционная программа

Инвестиционная программа вуза на 2004 г. сформирована исходя из следующих потребностей:

·          необходимости расширения аудиторного и библиотечного фонда института;

·          развития материально-технической базы автошколы;

·          необходимости развития ТСО и копи-центра.

Таблица 3

Инвестиционная программа

 

№ п/п

Мероприятия

Факт 2003 г. (в тыс. руб.)

План 2004 г. (тыс. руб.)

В % 2003 г. 2004 г.

1

Приобретение и модернизация компьютерной техники

200

402

200

2

Приобретение 2 автомобилей для автошколы

268

134

50

3

Приобретение 3 квартир для преподавателей

260

322

124

4

Пополнение библиотечного фонда

50

100

200

5

Текущий ремонт помещений и приобретение мебели

359

207

58

 

Итого:

1137

1165

102

 

Прибыль на один аппарат = 42 руб. – 35 руб. = 7 руб.

Общая прибыль за год = 30 тыс. изделий × 7 руб. = 210 руб.

Допустимая стоимость производства на одно изделие = 40% от 60 руб. = не более 24 руб.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!