Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Конспект по дисциплине «Философия»»

/ Общая философия
Конспект, 

Оглавление

1.Проблема научности и многообразия философского видения мира

 

     Наука – это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности. Наука – это система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний. Наука – это общественное явление, важнейшей характеристикой является развитие собственного познания исследуемых областей. Наука – это особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве. Граница между донаучной, вненаучной и научной формами знаний заключается в том, что в последнем случае человек переходил от эмпирического уровня научного познания (наблюдение, эксперимент, измерение) к теоретическому уровню научного исследования на рациональной (логической) ступени познания, когда происходит раскрытие наиболее глубоких, существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям. Различия между экономическими и юридическими науками по сравнению с естествознанием заключаются в том, что первые имеют отношение прежде всего к субъекту (человеку), а вторые основаны на разделении субъекта (человека) и объекта (природы, которую познает субъект), при преимущественном внимании, уделяемом объекту.

    Философия как способ  и форма  духовной деятельности людей является одной  из наиболее  древних частей общей  духовной  культуры человечества. Философствование, т.е. осмысление основополагающих, коренных, принципиально важных проблем  природы,  общества и мышления, вопросов существования человека и смысла его жизни, предназначения и цели развития общества и каждого отдельного человека во все времена  было присуще  людям.  Ответы  на  эти вопросы,  полученные за тысячи  лет  существования  философии можно оценивать по-разному. Объясняется это  тем, что  в истории человечества неоднократно изменялись приоритеты этих вопросов. Одни из них становились центральными  и их исследование  привлекало большинство  философов, другие вопросы уходили на задний  план или  совсем переставали  интересовать  философию. Наконец,  в философии всегда возникали новые проблемы, ставились новые вопросы.                                                 

    Как только радикально  менялась жизнь  общества, в нем  возникали  проблемы, требующие своего философского осмысления. Изменения в материальной  и духовной культуре  каждого народа  и каждого  человека заставляют людей заново переосмысливать  бытие, вносить коррективы в представления обо всем существующем. Философия  неоднократно  ставила также вопросы, которые затем становились предметом исследования естествознания  или  искусства, морали  или политики, права  или религии. Это бесконечное,  существующее в течение тысячелетий рождение основных и новых проблем в  ходе философского  отражения мира,  вызвано к жизни  особенностями самой философии, которую всегда интересуют центральные, коренные  проблемы бытия. Кроме того, во все  времена философия  стремится использовать наиболее общие методы и способы познания, те методы, которые философия самостоятельно разрабатывает или берет их из других областей духовного производства,  в  первую  очередь и  главным   образом, из естествознания. Поэтому достаточно давно возникла традиция   рассматривать философию как  одну из  наук, которыми   располагает   человечество.  Эта   традиция  особенно усилилась  в ХVIII – ХIХ в.,  когда для  многих людей  понятия  философия  и   наука  стали   казаться  тождественными. В действительности   связь    между   философией  и  наукой  существует,   но  философское   знание  может выступать как  в  научной,  так  и  в донаучной  и заведомо  ненаучной  форме, не переставая  в  то   же  время быть философией. Более того, исследования философских  школ показывают,  что  граница  между   научностью  и   ненаучностью  в философии   не   проходит   по  традиционному   делению  философов   на  материалистов   и  идеалистов   и  определяется  не  ответом  на  тот  основной,  по словам  Ф. Энгельса, об отношении сознания к бытию, а его вторую сторону – как вопрос о тождестве мышления и бытия в процессе познания объективного мира.

    Понятие мировоззрения охватывает более широкий круг явлений, чем понятие философии. Мировоззрение – это сложное синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. Соотношение мировоззрения и философии схематично можно представить в виде двух концентрических кругов, где больший круг – мировоззрение, а входящий в него меньший – философия. В отличие от всех других форм и типов мировоззрения, философские системы взглядов претендуют на теоретическую мировоззрение обоснованность как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний о действительности, а также принципов            философия и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей. Философ в высоком смысле этого слова не только сам является носителем, творцом, реформатором определенного мировоззрения, но и видит свою задачу в том, чтобы сделать мировоззрение вообще предметом своего теоретического анализа, специального изучения, обязательно подвергнуть его критическому суду разума, воссоздать систему миропонимания и наиболее зрелой интеллектуальной форме.

    Вокруг вопроса о том, является ли философия наукой, ведутся споры. Ряд                       философов отрицают ее принадлежность к миру науки, выдвигая следующие аргументы: философские воззрения не нуждаются в подтверждении фактами, наблюдениями, экспериментами, т.е. не удовлетворяют критерию научного знания; утверждения  философии  эмпирически (т.е. в  опыте, эксперименте) неопровержимы  (как,    например,   опровергнуть утверждение, что в основе развития природы лежит саморазвитие духа);                                                 в   философии  никогда   не  было   положений,  признаваемых всеми философами, для нее  характерен плюрализм  взглядов, и каждый  самостоятельный  мыслитель  создает  свою  собственную философскую систему. Выдвигаются и аргументы, провозглашающие  ненаучность методов, проблем, языка философии.                         

    Распространена и противоположная позиция,  согласно которой философия  является наукой. При этом  указывается на такие общие с другими науками  черты философии,  как рационально-понятийная  форма  познания,  логическая  доказательность, аксиоматические построения и др. Отвергаются утверждения об эмпирической недоказуемости и неопровержимости философских  воззрений, одни из которых опровергаются ходом мировой истории или открытиями естественных наук (например, утверждения ряда философов древности об атоме как  первооснове бытия), другие развиваются и обогащаются.     

    Философы,  считающие  философию наукой,  по-разному определяют ее предмет. Так,  в отечественной  литературе распространены определения онтологического типа:             

§       философия – это наука о всеобщих законах движения и развития природы, общества, мышления;                     

§       философия – наука о всеобщем в отношении человека и  мира;                                                      

§       философия – это наука о всеобщих началах сущего.      

    Другой  тип  определений    антропологического  типа. Так,  русский  философ-экзистенциалист  Н.  А.  Бердяев определил  философию как науку о духе, считая, что наука о  духе есть  прежде всего наука о человеческом существовании. Непосредственной целью  науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности,  составляющих предмет ее изучения,  на основе открываемых ею законов. Философия всегда в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции  методологии познания и мировоззренческой интерпретации ее результатов. Философию объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности своих выводов.

    Европейская традиция,  восходящая  к античности,  высоко ценившая единство разума и нравственности,  вместе с тем прочно связывала философию  с  наукой.  Еще  греческие мыслители придавали большое значение подлинному знанию и компетентности в отличии от менее научного, а порой и просто легковесного мнения. Такое различие имеет принципиальный характер для многих форм человеческой деятельности,  в том числе и для философии. Так чем же являются результаты интеллектуальных усилий философов:  надежным знанием или только мнением, пробой сил, своего рода игрой ума? Каковы гарантии истинности философских обобщений, обоснований, прогнозов?  Вправе ли философия притязать на статус науки или же такие притязания беспочвенны?  Попробуем ответить на эти вопросы обратившись к истории.

    Первую попытку обрисовать круг задач философии,  перед лицом  существующих  и только начинающих формироваться конкретных наук,  в свое время предпринял Аристотель.  В отличии от частных наук, каждая из которых занята исследованием своей области явлений, он определил философию как учение о первопричинах,  первопринципах, самых общих  началах бытия. Ее теоретическая мощь представилась Аристотелю несоизмеримой с возможностями частных наук и вызывала его восхищение.  Он  назвал  эту область знания «госпожой наук»,  считая что другие науки,  как рабыни, не могут сказать ей и слова против. В размышлениях Аристотеля отражено характерное  для его эпохи резкое расхождение философской мысли и специальных дисциплин по уровню их теоретической зрелости. Такая ситуация сохранялась  в течении многих веков.  Подход Аристотеля надежно утвердился в сознании философов титулами «королева наук» и «наука наук».

    В Древней Греции философия зародилась  в  качестве  всеобъемлющей науки  – само слово «философия» означает «наука».  Эта наука была направлена на все,  что вообще было способно или казалось способным стать объектом познания. Будучи сначала единой и нераздельной наукой, философия,  при дифференцированном состоянии отдельных  наук,  становилась отчасти  органом,  соединяющим  результаты деятельности всех остальных наук и одно общее познание, отчасти проводником нравственной и религиозной жизни. В 19-20 веках, на новом этапе развития знаний, зазвучали противоположные суждения о величии науки и неполноценности философии. В  это время  возникло  и  приобрело влияние философское течение позитивизма, поставившего под сомнение познавательные возможности философии, ее научность,  одним словом развенчивающее «королеву наук» в «служанки».  В позитивизме был сформирован вывод о том,  что философия  это  суррогат науки,  имеющий право на существование в те периоды, когда еще не сложилось зрелое научное познание.  На стадиях же развитой науки познавательные притязания философии объявляются несостоятельными.  Провозглашается, что зрелая наука – сама себе философия, что именно ей посильно брать на себя и успешно решать запутанные философские вопросы, будоражившие умы в течении столетий.

 


2.Проблема метода в философии. Диалектика или метафизика?

 

    Понятие метод (от греч. слова «методос» – путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике. Существует целая область знания, которая специально занимается изучением методов и которую принято именовать методологией. Методология дословно означает «учение о методах» (ибо происходит этот термин от греч. слов: «методос» – метод и «логос» – учение). Изучая закономерности человеческой познавательной деятельности, методология вырабатывает на этой основе методы ее осуществления. Важнейшей задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания. Методы научного познания принято подразделять по степени их общности, т.е. по широте применимости в процессе научного исследования. Всеобщих методов в истории познания известно два: диалектический и метафизический. Это общефилософские методы. Метафизический метод с середины 19 века начал все больше и больше вытесняться из естествознания диалектическим методом.

    Метафизика – это способ мышления противоположный диалектическому. Метафизика как метод имеет ряд своих принципов:

1) истина принимается как нечто конечное, застывшее, а не как процесс, не дитя своего времени;

2) утверждается, что все стороны познаваемого мира абсолютны;

3) признается развитие, но не видит причины саморазвития, самодвижения; признаются изменения предметов, процессов количественно, но не качественно:

4) все объекты рассматриваются вне связи друг с другом.

    Термин «метафизика» относится к I в. до н.э. Им обозначали ту часть философского наследия Аристотеля, которая шла после физики. В философии Средневековья метафизика служила теологии как ее теоретико-философское основание. В XVII в. (Декарт, Спиноза, Лейбниц и др.) метафизика выступала в тесной связи с естественно-научным и гуманитарным знанием. Эта связь была прервана в ХVIII в. В Новое время метафизика понимается как антидиалектика, как способ мышления рутинный, односторонний (вещи неизменны и независимы друг от друга. Термин «метафизика» как антидиалектика впервые употребил Г. Гегель. Метафизика как способ мышления был связан с состоянием наук (неразвитость в XIV – XVIII вв.), а также ограниченностью самого процесса познания того времени.

    Диалектика есть общая теория  развития‚ учение о развитии и связях бытия. Она исследует причины развития. его механизм и направления. При изучении связей диалектика акцентирует внимание на связях всеобщих, устойчивых. повторяющихся, необходимых. Слово «диалектика» впервые применил Сократ, обозначавший им свой метод философствования. Диалектику Сократ любил сравнивать с майевтикой, так как диалектика – такой способ рассуждений‚ в результате которого вскрываются внутренние противоречия в речи противника или в исследуемом воззрении отбрасываются мнения, которые ведут к противоречивым следствиям. Это позволяет выявить те мнения, которые ведут к знанию, истине. Таким образом и осуществляется «родовспоможение» или помощь рождению истины. Сократ полагает, что пробуждая в других стремление к истине, он продолжает в нравственной области дело своей матери, повитухи Фенареты. Но еще ранее, чем появилось само слово «диалектика» и значение его как метода философии, начала складываться диалектическая теория в философии античности. Уже древние мыслители исходили из представления о космосе как мировом завершенном целом, пребывающем в покое; внутри этого целого вечно совершаются непрерывные процессы изменения, становления. В смысле, близком к современному, понятие диалектики впервые употребил Гегель, трактовавший ее как умение отыскивать противоположности в развитии действительности, т.е. как учение о развитии через противоречие. Однако сам Гегель оказался в парадоксальной ситуации. Доказав универсальность диалектического принципа – принципа развития, раскрыв его всеобщий механизм и источник –  возникновение и борьбу противоположностей, он вместе с тем отрицал развитие в природе. У Гегеля природа не развивается, а лишь разнообразится. Тем временем идея развития прочно утвердилась в естествознании. Открытия клеточного строения органического вещества, закона сохранения и превращения энергии, эволюционной теории Дарвина полностью подтвердили выдвинутые философией предположения о всеобщности развития всех сфер универсума. Диалектика стала пониматься как учение о всеобщей связи и развитии. И если десятки специальных наук изучают многочисленные процессы возникновения и разрушения от химических соединений до организмов и государств, и ни одна из них не может ответить на вопрос о характере изменений и развития универсума в целом, то диалектика имеет своим предметом именно универсальные всеобщие закономерности, охватывающие природу, общество и мышление. диалектика понимается как учение «о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления», «учение о развитии в его наиболее полном, глубокому свободном от односторонностей виде». Центральной проблемой диалектики является проблема развития. Современная диалектика оформлялась на основе обобщения огромного фактического материала. Причем она обобщает материал не отдельной области знаний, а совокупность фактов бытия природы и всемирно-исторической практики и опирается на потенциал всего человеческого познания, на данные истории и достижения современного научно-технического прогресса. Само развитие не есть элементарный процесс количественного увеличения или уменьшения и не может быть изображено так движение от структуры с n количеством элементов к структуре с n + 1 или n – 1 элементов. В процессе развития элементы могут возникать и исчезать, а видимые качественные изменения могут иметь место и без изменения числа элементов, за счет трансформации характера взаимоотношения между ними. Под развитием в общем случае понимаются необратимые, направленные, качественные изменения. Существуют три типа подобных изменений:

– переход объекта из качественного состояния одной степени сложности в другое качественное состояние той же степени сложности – так называемое одноплоскостное развитие,

– переход объекта из качественного состояния большей степени сложности в другое качественное состояние меньшей степени сложности – регрессивное развитие,

– переход объекта из качественного состояния меньшей степени сложности в качественное состояние большей степени сложности – прогрессивное развитие.

    Суть принципа развития может быть выражена в следующем: как бы ни сочетались прогрессивные, регрессивные и одноплоскостные изменении, любой объект или сам проходит стадию прогрессивного развития, или входит в другой объект, проходящий такую стадию. Развитие материи и сознания. взятое в целом, отличается безусловной прогрессивной направленностью, восхождение от низшего к высшему. Оно есть бесконечное движение по восходящей спирали, движение противоречивое, включающее в себя отступления, возвращения назад. Однако в целом – это движение от форм простых к формам более сложным, от систем примитивных к высокоорганизованным. В отличие от движения как изменения вообще развитие должно быть понято как самодвижение. т.е. как такой процесс, источники которого были заложены в самом развивающемся предмете. Развитие возникает в результате борьбы противоположностей как друг друга обуславливающих и друг друга отрицающих крайностей. другим отличительным признаком развития является то, что развитие в отличие от движения выступает как необратимый, направленный закономерный процесс изменений. Всеобщая универсальная связь и взаимодействие явлений и процессов должна найти свое адекватное отражение во взаимодействии человеческих понятий.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!