Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Конспект по дисциплине «Экономическая теория»»

/ Общая экономика
Конспект, 

Оглавление

Тема 9. Банковская система

          1.Кредитная система США состоит из следующих основных элементов: банковской системы (Федеральной резервной системы – ФРС, выполняющей функции центрального банка страны; коммерческих банков; инвестиционных банков; сберегательных банков; ссудо-сберегательных ассоциаций) и небанковских кредитных институтов: почтовых сберегательных касс; финансовых компаний; кредитных кооперативов; страховых компаний; пенсионных фондов; фондов социального страхования; обществ взаимного кредита; институтов страхования депозитов и пр. В экономической литературе встречаются и иные классификации.

       Американская банковская система имеет ряд уникальных особенностей в построении и организации ее работы.

       Функции центрального банка в США выполняет Федеральная резервная система, основанная в 1913 г. вопреки оппозиции крупных банков и банковских корпораций. Целями образования ФРС были: создание здорового экономического климата в стране, поддержка и контроль за деятельностью банков.

        В Германии число кредитных институтов составляет свыше 4 тыс., в том числе: более 1 тыс. средних и мелких банков с годовым оборотом менее 100 млн. дм. Эти кредитные институты имеют почти 45 тыс. филиалов, в Германии насчитывается около 49 тыс. кредитных организаций. При численности населения 80 млн. человек каждое отделение банка обслуживает в среднем 1600 человек.

    Двухуровневая структура банковской системы Германии включает:

• Дойче Бундесбанк (федеральный центральный банк);

• коммерческие (универсальные) банки;

• сберегательные банки;

• кооперативные центральные банки;

• кредитные кооперативы;

• банки специального назначения (государственные и частные ипотечные банки);

• почтовые, коммунальные и сберегательные банки;

• специализированные банки.

    По характеру выполняемых операций банки делятся на универсальные и специализированные. Универсальные банки могут выполнять весь набор банковских услуг, обслуживать клиентов независимо от направленности их деятельности, как физических, так и юридических лиц. В числе специализированных банков находятся банки, специализирующиеся на внешнеэкономических операциях, ипотечные банки и др. В отличие от универсальных банков специализированные банки специализируются на определенных видах операций.

    В России чаще всего декларируется необходимость развития универсальных банков. Считается, что универсальность деятельности способствует диверсификации и уменьшению риска, более удобна клиенту, поскольку он может удовлетворять потребности в более многообразных видах банковского продукта. Универсальным банкам уделяют значительное внимание в большинстве европейских стран.

    Идея универсальной банковской деятельности развивалась параллельно с развитием специализации банковского хозяйства. Такова закономерность развития мирового банковского сообщества. Принято считать, что специализация позволяет банкам повышать качество обслуживания клиентов, снижать себестоимость банковского продукта. Идея специализации более характерна для банков США.

          3. Это можно увидеть на примере вложений банка в ценные бумаги. Банковским инвестициям присущи следующие факторы риска: кредитный, рыночный, процентный. Кредитный риск может быть вызван изменениями финансовых возможностей эмитента ценных бумаг по выполнению своих обязательств. Например, способность правительства рассчитываться с населением по долгам подвержена изменениям (кризис экономики страны может привести к приостановке погашения облигаций по внутреннему государственному займу).

    Рыночный риск бывает обусловлен непредвиденными обстоятельствами, возникшими на рынке ценных бумаг или в экономике, при которых привлекательность отдельных видов ценных бумаг в качестве инвестиций будет потеряна, а их продажа возможна лишь с большой скидкой.

    Ценные бумаги с невысокой степенью кредитного и рыночного риска тем не менее могут быть подвержены риску изменения процентных ставок, а отсюда возможен риск снижения рыночной цены на ценные бумаги.

    Инвестиционная деятельность коммерческих банков, связанная с рисками от их активных операций с ценными бумагами, требует выработки определенной политики в этой сфере.

    4. Государство в лице Центрального банка России осуществляет регулирование и контроль за деятельностью коммерческих банков Центральный банк осуществляет на всех этапах их деятельности, начиная от лицензирования и заканчивая лишением того или иного коммерческого банка лицензии на банковскую деятельность.

    В целях обеспечения устойчивой работы коммерческих банков и защиты интересов кредиторов Центральный банк устанавливает ряд обязательных нормативов деятельности коммерческих банков. В число таких нормативов входят минимальный размер уставного капитала, предельное соотношение между размером собственных средств и суммой активов этих банков, показатель ликвидности баланса, размер обязательных минимальных резервов, которые размещаются коммерческими банками в Центральном банке, а также предельно допустимые размеры риска на одного заемщика. Коммерческие банки обязаны предоставлять финансовые отчеты и финансовые документы Центральному банку. Центральный банк осуществляет следующий обширный круг операций: предоставляет кредит правительству (Министерству финансов) на принципах срочности, платности и возвратности в пределах тех лимитов, которые устанавливают законодательные органы; выдает кредиты другим банкам на срок по соглашению, покупает и продает векселя, а также щенные бумаги, выпускаемые правительством, предоставляет кредиты на срок, под залог векселей, ценных бумаг; покупает и продает иностранную валюту и платежные документы в иностранной валюте, которые выставляют российские и иностранные банки; участвует в отечественных и иностранных предприятиях и организациях (в виде такого участника он может инвестировать средства как в отечественной, так и в иностранной валюте); устанавливает официальный курс рубля к денежным единицам иностранных государств; осуществляет расчетное и кассовое обслуживание государства, коммерческих банков и, в порядке исключения, отдельных организаций.

    Все эти операции соответствуют деятельности Центрального банка как эмиссионного, кредитного и расчетного центра страны.

    В связи с широким развитием в условиях рыночной экономики коммерческих банков важной функцией Центрального банка стало лицензирование, то есть выдача разрешений на деятельность коммерческих банков. Законом определено, на каких условиях и какие документы должны быть предоставлены для лицензирования коммерческих кредитных учреждений. Центральный банк ведет общегосударственную книгу регистрации банков. Иностранные банки, их филиалы могут осуществлять банковские операции также только с момента их регистрации в этой книге.

    Центральный банк по согласованию с Министерством финансов определяет порядок создания страховых и резервных фондов, которые формируются за счет прибыли банков. Такие страховые и резервные фонды предназначаются для покрытия возможных убытков коммерческих банков.

    Являясь «банком банков» и организатором всей кредитной системы в стране, Центральный банк, разумеется, имеет право при обнаружении нарушений коммерческими банками установленных нормативов их деятельности применять соответствующие меры воздействия. Так, в случае систематических нарушений нормативов, неисполнения предписаний в отношении сроков и условий проведения банковских операций, при подведении итогов года с убытками, при возникновении положения, которое угрожает интересам клиентов коммерческого банка, Центральный банк может ставить вопрос перед учредителями коммерческого банка о финансовом оздоровлении банка, о его реорганизации и даже о полной ликвидации такого банка. В качестве санкции при наступлении обстоятельств, предусмотренных выше, может быть назначена временная администрация по управлению банком на период финансового оздоровления (санации). 

 


Тема 10. Денежно-кредитная политика: цели и инструменты

 

    1. В целях снижения уровня инфляции экономисты неоклассического направления предлагают механизм денежно-кредитного регулирования.

    Этот вид регулирования проводился формально неподконтрольным правительством ЦБ, который изменяет количество денег в обращении и ставке ссудного процента, воздействуя таким образом на экономику. Иными словами, эти экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные предприятия для ограничения платежеспособного  спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения ежемесячного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией, росту цен и номинальной з/п. Однако, следует отменить сдерживание инфляции с помощью сокращения количества денег в обращении неизбежно приведет к сокращению производства, снижению ВНП, росту безработицы.

 


Тема 11. Рынок ценных бумаг и его регулирование

        1. Регулирование рынка ценных бумаг это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. 

Регулирование рынка ценных бумаг охватывает всех его участников: эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников, организации инфраструктуры рынка. 

Регулирование деятельности участников рынка может быть внешним и внутренним. Внутреннее регулирование – это подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, ее подразделений и ее работников. Внешнее регулирование – это подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям. 

Регулирование рынка ценных бумаг охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем: эмиссионные, посреднические, инвестиционные, спекулятивные, залоговые, трастовые и т.п. 

Регулирование рынка ценных бумаг осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функции регулирования. С этих позиций различают: 

государственное регулирование рынка, которое осуществляется государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;

регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка. Этот процесс может развиваться двояко: с одной стороны, государство передает часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг, а с другой – эти последние сами договариваются о том, что созданная организация получает от них некие права регулирования по отношению ко всем учредителям или участникам данной организации;

общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение. В конечном счете, именно реакция широких слоев общества в целом на какие-либо действия на рынке ценных бумаг является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг обычно имеет следующие цели:

поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций и преступников вообще;

обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;

в определенных случаях – создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т.п.;

воздействие на рынок с целью достижения каких-либо общественных целей (например, для повышения темпов роста экономики, снижения уровня безработицы и т.д.);

защита общественных интересов на рынке.

Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает:

создание нормативной базы функционирования рынка, т.е. разработку законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;

отбор профессиональных участников рынка. Современный рынок ценных бумаг, как, пожалуй, и любой другой рынок, невозможен без профессиональных посредников. Однако не любое лицо или организация может занять место такого посредника. Чтобы это сделать, необходимо удовлетворять определенным требованиям по знаниям, опыту и капиталу, которые устанавливаются уполномоченными на это регулирующими организациями или органами;

контроль за соблюдением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка. Этот контроль выполняется соответствующими контрольными органами;

систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке; такими санкциями могут быть устные и письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из рядов участников рынка.

Принципы регулирования российского рынка ценных бумаг во многом зависят от существующих в стране политических и экономических условий, но одновременно они должны отражать и проверенную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг.

Основными принципами являются:

1.Разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка – с другой. В первом случае регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом, по ней обязанным. Во втором – отношения, связанные с заключением и исполнением сделки, между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками.

2.Выделение из всех видов ценных бумаг так называемых эмиссионных, т.е. тех, которые выпускаются в массовом порядке, сериями и могут быстро распространяться и рынок которых может быть быстро организован. Операции именно с такими бумагами нуждаются в тщательном регулировании, поскольку именно этими инструментами злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка.

3.Максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка – эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках. Этим достигается возможность получения участниками рынка информации друг о друге для принятия деловых решений при операциях на рынке.

4.Необходимость обеспечения конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Этот принцип реализуется через непринятие регулятивных документов, делающих преференции отдельным участникам рынка. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами: в нормах не упоминаются конкретные имена или фирменные названия.

5.При разделении полномочий между регулирующими органами следует исходить из того, что нормотворчеством и нормоприменением не должно заниматься одно и то же лицо.

6.Обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка. Такой принцип повышает качество нормотворчества и его объективность.

7.Соблюдение принципа преемственности российской системы регулирования рынка ценных бумаг, имеющей определенную историю и традиции. Вместе с тем нельзя не учитывать и все возрастающую интеграцию национального фондового рынка с международным. Неэффективно начинать строить новую систему регулирования рынка «с центра поля» – необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные регуляционные решения. Вместе с тем не следует делать из этого опыта догмы – повторение чужих ошибок может замедлить прогресс в регулировании рынка.

8.Оптимальное распределение функций регулирования рынка ценных бумаг между государственными и негосударственными органами управления (коммерческими организациями, общественными организациями).

    2. Для оценки движения биржевых курсов на всех биржах рассчитывается индекс курса акций. Индекс курсовой цены каждой акции (облигации) определяется как произведение ее курса на число акций этого типа, котирующихся на бирже, деленное на номинал акции. В дальнейшем индексы курсовых цен акций используются для расчета агрегированного биржевого индекса. Наиболее распространенным считается индекс Доу Джонса (Dow Jones, DJ) Нью-йоркской фондовой биржи. По его образцу рассчитываются индексы всех других бирж. Индекс Доу Джонса публикуется с 1884 г. фирмой «Доу Джонс эндКо инкорпорейтед», издающей еженедельник «Уолл Стрит Джорнэл»; он рассчитывается как индекс среднеарифметической биржевой цены (курса) акций ведущих американских компаний.

    Индекс Доу Джонса рассчитывается: а) для акций 30 ведущих промышленных корпораций СНIА, имеющих наибольшую престижность, с точки зрения инвесторов, среди них – «Дженерал моторс» (General Motors), «Дженерал электрик» (General Electric), «Тексакох» (Texaco) и др.; б) для акций 20 ведущих транспортных компаний; в) для акций 15 ведущих компаний коммунального хозяйства.

    Наиболее важным является промышленный индекс. Суммарный показатель (composite) индекса Доу Джонса определяется для всех указанных 65 компаний. Если компания, акции которой учтены в индексе, поглощается или сливается с другой, то ее акции исключаются из индекса и заменяются акциями новой крупной корпорации. Следует отметить, что индекс Доу Джонса имеет значение только тогда, когда возможно регулярное сопоставление его текущих и предыдущих значений. Например, значение индекса 1870,5 сравнивается с его значением 1871,71, имевшим место днем раньше. Разница между дневными значениями измеряется в пунктах. Так, разница значений . индекса – 1,21 (1870,5 – 1871,71) указывает на падение курсов акций на 1,21 пункта. Значение индекса Доу Джонса выходит далеко за рамки Соединенных Штатов Америки. Поскольку на Нью-йоркской бирже концентрируется около 50% всего биржевого оборота развитых стран (суммарная стоимость выпущенных на ней акций оценивается в несколько триллионов долларов), движение рассматриваемого индекса служит важным сигналом положения в финансовых и экономических делах стран с рыночной экономикой. С учетом этого на биржах он рассчитывается и официально объявляется каждые полчаса.

    Вместе с тем у индекса Доу джонса существуют серьезные конкуренты. Так, крупнейшая в США фирма по исследованию рынка ценных бумаг «Стэндард энд Пурс» с 1957 г. начала расчет индекса средневзвешенной цены акций 500 ведущих американских компаний. Этот индекс более репрезентативен, потому что охватывает 400 промышленных, 20 транспортных предприятий, 40 предприятий сферы коммунального обслуживания и 40 финансовых компаний. Рассчитываются и отдельные (самостоятельные) индексы для этих групп отраслей. Но индекс средневзвешенной цены акций имеет недостаток: его числовое значение во много раз меньше значения индекса Доу Джонса. Скажем, когда индекс Доу Джонса равен 2965,56, индекс «Стэндард энд Пурс» –лишь 377,75. Поэтому рыночные колебания, измеренные по последнему показателю, не так заметны.

    В свою очередь, американская система NASDAQ имеет большую долю акций компаний высокотехнологического сектора, что определяет ряд психологических особенностей инвесторов и игроков на этом рынке. Например, велик соблазн сыграть на повышение акций быстро растущих компаний, «поймать восходящую звезду». В результате акции некоторых компаний оказываются сильно переоцененными.

    4. Согласно ст. 32 Закона об акционерных обществах:

1. Акционеры – владельцы привилегированных акций общества не имеют права голоса на общем собрании акционеров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или уставом общества для определенного типа привилегированных акций общества.

Привилегированные акции общества одного типа предоставляют акционерам – их владельцам одинаковый объем прав и имеют одинаковую номинальную стоимость.

2. В уставе общества должны быть определены размер дивиденда и (или) стоимость, выплачиваемая при ликвидации общества (ликвидационная стоимость) по привилегированным акциям каждого типа. Размер дивиденда и ликвидационная стоимость определяются в твердой денежной сумме или в процентах к номинальной стоимости привилегированных акций. Размер дивиденда и ликвидационная стоимость по привилегированным акциям считаются определенными также, если уставом общества установлен порядок их определения. Владельцы привилегированных акций, по которым не определен размер дивиденда, имеют право на получение дивидендов наравне с владельцами обыкновенных акций.

Если уставом общества предусмотрены привилегированные акции двух и более типов, то уставом общества должна быть также установлена очередность выплаты дивидендов и ликвидационной стоимости по каждому типу привилегированных акций.

Уставом общества может быть установлено, что невыплаченный или не полностью выплаченный дивиденд по привилегированным акциям определенного типа, размер которого определен в уставе, накапливается и выплачивается впоследствии (кумулятивные привилегированные акции).

В уставе общества могут быть определены также возможность и условия конвертации привилегированных акций определенного типа в обыкновенные акции или привилегированные акции иных типов.

3. Акционеры – владельцы привилегированных акций участвуют в общем собрании акционеров с правом голоса при решении вопросов о реорганизации и ликвидации общества. Акционеры – владельцы привилегированных акций определенного типа приобретают право голоса при решении на общем собрании акционеров вопросов о внесении изменений и дополнений в устав общества, ограничивающих права акционеров – владельцев этого типа привилегированных акций, включая случаи определения или увеличения размера дивиденда и (или) определения или увеличения ликвидационной стоимости, выплачиваемых по привилегированным акциям предыдущей очереди, а также предоставления акционерам – владельцам иного типа привилегированных акций преимуществ в очередности выплаты дивиденда и (или) ликвидационной стоимости акций.

4. Акционеры – владельцы привилегированных акций определенного типа, размер дивиденда по которым определен в уставе общества, за исключением акционеров – владельцев кумулятивных привилегированных акций, имеют право участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции, начиная с собрания, следующего за годовым общим собранием акционеров, на котором не было принято решение о выплате дивидендов или было принято решение о неполной выплате дивидендов по привилегированным акциям этого типа. Право акционеров – владельцев привилегированных акций такого типа участвовать в общем собрании акционеров прекращается с момента первой выплаты по указанным акциям дивидендов в полном размере.

Акционеры – владельцы кумулятивных привилегированных акций определенного типа имеют право участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции, начиная с собрания, следующего за годовым общим собранием акционеров, на котором должно было быть принято решение о выплате по этим акциям в полном размере накопленных дивидендов, если такое решение не было принято или было принято решение о неполной выплате дивидендов. Право акционеров – владельцев кумулятивных привилегированных акций определенного типа участвовать в общем собрании акционеров прекращается с момента выплаты всех накопленных по указанным акциям дивидендов в полном размере.

       5. Устав общества может предусматривать право голоса по привилегированным акциям определенного типа, если уставом общества предусмотрена возможность конвертации акций этого типа в обыкновенные акции. При этом владелец такой привилегированной акции обладает количеством голосов, не превышающим количество голосов по обыкновенным акциям, в которые может быть конвертирована принадлежащая ему привилегированная акция.


Тема 12. Финансовая система и финансовая политика государства

 

    1. Существуют 3 варианта балансирования Государственного бюджета:

1.    Ежегодное балансирование.

       До недавнего времени ежегодно балансируемый бюджет считался целью финансовой политики.

2.    Балансирование в ходе экономического цикла.

       Этот вариант предполагает, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не за каждый год. Правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет.

3.    Концепция функциональных финансов.

       В соответствии с этой концепцией целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета. Сбалансированность бюджета является второстепенной проблемой. Почему? Во-первых, налоговые поступления в бюджет возрастают по мере экономического роста и процветания, а макроэкономическая сбалансированность стимулирует этот рост, следовательно, дефицит бюджета будет автоматически самоликвидироваться.

       Во-вторых, при определенных правах правительства в установлении налогов и создании денег его возможности финансировать дефицит бюджета практически безграничны.

       Данная концепция отличается от двух первых именно тем, что балансирование бюджета при ней является второстепенной проблемой.

        Я считаю, что концепция балансирования в ходе экономического цикла наиболее приемлема для России.

       Логическое обоснование этой концепции бюджетной политики просто, разумно и привлекательно. Для того, чтобы противостоять спаду, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т.е. сознательно вызывает дефицит бюджета. В ходе последующего инфляционного подъема правительство повышает налоги и снижает правительственные расходы. Возникающее положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие дефицита, возникшего в период спада. Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, то не обязательно ежегодно, а, возможно, за период в несколько лет.

       Но у данной концепции есть минусы – это то, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности. Поэтому можно применить концепцию функциональных финансов.

          2. Основные статьи затрат местного самоуправления – транспорт, здравоохранение, ЖКХ, образование, социальная защита – это 94% всех расходов местного бюджета. Около 20% всех расходов местного бюджета составляет заработная плата работников бюджетных организаций, при этом основная доля – заработная плата работников сферы образования (11% всех расходов бюджета), здравоохранения (5,5%). В общем объеме доходов местных бюджетов удельный вес трех его основных регулирующих источников (налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, НДС) составляет более 50%.

В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством (Бюджетным кодексом Российской Федерации) исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов: 1) обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год; 2) функционирование федеральной судебной системы; 3) осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества); 4) национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонной промышленности; 5) фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; 6) государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта; 7) государственная поддержка атомной энергетики; 8) ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба; 9) исследование и использование космического пространства; 10) содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ; 11) формирование федеральной собственности; 12) обслуживание и погашение государственного долга РФ; 13) компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета; 14) пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва; 15) проведение выборов и референдумов Российской Федерации; 16) федеральная инвестиционная программа; 17) обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению, бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней; 18) обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти; 19) финансовая поддержка субъектов Российской Федерации; 20) официальный статистический учет; 21) прочие расходы.

          6. На сегодняшний день корректным является определение внутреннего долга как совокупности обязательств федерального правительства перед резидентами, а внешнего долга – как совокупности обязательств федерального правительства перед нерезидентами (вне зависимости от того, в чьей национальной валюте номинировано обязательство).

    Практическим воплощением механизма государственного кредита, приводящим к образованию государственного долга, являются государственные займы. Наиболее распространенной формой государственных займов являются облигации.

    Государственная облигация (ценная бумага, удостоверяющая долговое обязательство государства) дает ее держателю право получить при погашении в определенный срок основную сумму долга и проценты. Номинальная цена государственной облигации устанавливается эмиттентом – то есть, государством; она выражает сумму, которую эмиттент получил во временное пользование. Именно эта сумма подлежит возврату с начисленными на нее процентами в оговоренный срок. Реальная доходность облигаций для инвесторов может отклоняться от номинального процента, поскольку сделки с облигациями заключаются по курсовой цене, складывающейся на основе рыночной конъюнктуры. Под курсом облигации в мировой практике понимается ее цена на рынке, сложившаяся на основе спроса и предложения.

    Облигации государственного займа представляют собой особую форму фиктивного капитала. В самом деле, если источником дохода по ценным бумагам предприятий выступает прибавочная стоимость, то проценты по государственным бумагам выплачиваются за счет доходов бюджета, поскольку средства, полученные по государственным займам, как правило, не инвестируются в производство, а идут на финансирование бюджетного дефицита. Следовательно; государственный фиктивный капитал не связан непосредственно с производством прибавочной стоимости; инвесторы в государственные ценные бумаги становятся собственниками части будущих налоговых и неналоговых поступлений государства. В этом и заключается специфичность государственного фиктивного капитала, приводящая, в конечном счете, к увеличению налогового бремени.

        При неумелой и неправильной финансовой политике государства внутренний долг может представлять собой серьезную проблему. Так, стремительный рост государственного долга в 1995–1998 годах имел для экономики негативные последствия. Высокая доходность по ГКО привела к переориентации финансовых потоков внутри национальной экономики из реального сектора в финансовый, что обусловило как отсутствие инвестиций в реальный сектор экономики, так и хроническую нехватку в реальном секторе оборотных средств.


Тема 13. Экономическая роль налогов

          1. В ходе парламентских слушаний по гл. 25 Налогового кодекса РФ рассматривалось несколько вариантов проекта закона. Компромисс снижения ставки до 24% по сравнению с 35%, но с отменой льгот, оказался для большинства депутатов Федерального Собрания России вполне приемлемым. Представляется, что этот компромисс потенциально достигнут за счет плательщиков, так как реальная ставка налога на прибыль с учетом ранее действовавших льгот за последние три года составляла около 19-20%, а для некоторых инвестиционно активных предприятий – 7-10% (с учетом действия региональных инвестиционных льгот). Таким образом, внешне крайне привлекательное снижение ставки на 11 пунктов, по сути, приводит к увеличению налогового бремени. По данным Минфина РФ, увеличение поступлений в бюджетную систему только по этому фактору оценивается в размере 40 млрд. руб. Отрицательный эффект состоит в том, что не все плательщики находятся в одинаковых условиях и в зависимости от сферы деятельности и отраслевой специфики ими применяются различные пропорции распределения средств между фондом накопления и фондом потребления.

          2. По налогу на прибыль продолжается налоговая реформа, направленная на снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей, стимулирование предпринимательской деятельности и инвестиционной активности в стране. Совокупная ставка налога снизилась с 35 до 24% с одновременной отменой льгот. Реформирование налогообложения прибыли предусмотрело снятие ограничений отнесения на затраты таких расходов, связанных с извлечением прибыли. Именно это может позволить сделать налоговые ставки более оптимальными.

          3. Если увеличить налоги, то потребительские расходы уменьшатся, снизятся инвестиции. Увеличение налога на инвестируемую прибыль приведет к сокращению производства. Что значительно усугубит кризисные явления в экономике, приведет увеличению безработицы.

    В условиях экономического кризиса государство, с целью оживления производства, предпринимает ряд антикризисных мер, направленных на стимулирование увеличения инвестиций и совокупного спроса путем снижения ставок налога, регулирования ставки процента, государственного бюджета. Если в этой ситуации ставка налога будет увеличена, то это приведет к обострению кризисной ситуации. В периоды слишком большого бума, грозящего кризисом перепроизводства кредитно-финансовые мероприятия, направленные на ограничение роста инвестиций и совокупного спроса. В этом случае увеличение налогов будет действительной мерой, направленной на ослабление кризисных явлений.

    4. Потому что, например НДС, являясь косвенным налогом, нейтрален по отношению к результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Однако предоставление льготы повышает конкурентоспособность предприятия, так как позволяет снижать цены на продукцию даже при более высокой себестоимости по сравнению с другими предприятиями, а при равных условиях – получать дополнительную прибыль (до суммы освобождения от налога). Налоговым законодательством установлены льготы по НДС. Их перечень является единым для всей территории РФ и не может быть изменен решениями местных органов власти. Льготы по налогу не распространяются на продукцию, поставляемую в другие государства-участники СНГ. В том случае, если предприятие производит и реализует одновременно товары (работы, услуги) как подлежащие, так и не подлежащие обложению НДС, то для получения льготы по налогу необходимо ведение раздельного учета затрат по производству и реализации этих товаров (работ, услуг).

    Косвенные налоги применяют преимущественно по отношению к товарам неэластичного спроса, потому что таким образом государство гарантирует получение налога в казну государства, т.к. при неэластичности спроса на конкретный товар при изменении цены спрос на товар остается прежний.

      5. Современная налоговая политика в России пока не достигает заявленных результатов и не стимулирует развитие предпринимательства в нашей стране. Реформирование бюджетно-налоговой системы в России проводится в крайне сложных условиях экономического спада, инфляции, кризиса государственных финансов и огромного бюджетного дефицита. Поэтому не случайно на первое место поставлена задача поиска путей замедления и последовательного сокращения дефицита бюджета, прежде всего за счет сокращения его расходных статей, в частности, снижения производственных инвестиций, не связанных с производством товаров народного потребления, сокращения расходов на оборону и управление, прекращения выплат необоснованных дотаций и субсидий государственным предприятиям, их активной приватизации и проведения разумной социальной политики. Одновременно необходимо провести реформу и системы налогообложения с тем, чтобы, с одной стороны, увеличить поступление в бюджет, и, с другой стороны, не создавать новые антистимулы для развития предпринимательской активности. К сожалению, эволюция налоговой системы в России шла долгое время в направлении, обратном эволюции в остальном цивилизованном мире. Прямые налоговые связи предприятий с бюджетом, существовавшие в 20-х годах, были заменены неоформленным, ненормированным распределением прибыли, многообразное и гибкое обложение оборота сменилось гипертрофированным акцизом, налоговые и иные изъятия сосредоточились во взаимоотношениях предприятий с бюджетом, что свидетельствует о слабом развитии личных доходов граждан. Мировая практика построения налоговой системы шла совершенно иным путем: во-первых, косвенные налоги эволюционировали к единому, равномерно распределяемому налогу на добавленную стоимость; во-вторых, сложилось единообразное обложение корпораций; в-третьих, все большую роль в налогообложении играют личные доходы граждан. Видимо, при проведении налоговой реформы в нашей стране следует внимательно изучить мировой опыт в этой области и сообразовывать наши изменения в налоговой сфере с основными тенденциями мировой налоговой практики.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!