Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Конспект по дисциплине «Экономическая теория»»

/ Общая экономика
Конспект, 

Оглавление

Тема 4. Собственность и предпринимательство в рыночной экономике

1. В работе “Проблема социальных издержек” Р. Коуз показал, что неоклассическая модель, которая служит фундаментом большинстве экономических теорий западных ученых, справедлива лишь при чрезвычайно жесткой предпосылке о том, что трансакционные издержки равны нулю. Однако в России их вес очень велик и в связи с этим возрастает роль государства. 

2. О цивилизационной значимости института частной собственности в условиях экономической свободы можно говорить применительно к двум основным группам проблем. Это, во-первых, проблемы обеспечения автономии и свободы человека, осознания им своей значимости и отстаивания своего достоинства. Во-вторых, проблемы повышения эффективности экономической и хозяйственной деятельности, без чего в принципе невозможно и повышение качества жизни человека. Наличие института частной собственности есть необходимая предпосылка активизации механизмов экономической саморегуляции, рынка и конкуренции. Частная собственность дает ее владельцу не только право, но и реальную возможность выступать в качестве независимого свободного частного предпринимателя и товаропроизводителя, активного участника отношений рынка и конкуренции. Если он такой возможности, такого права будет лишен, его деятельность не может достичь высокой степени производительности, эффективности. Никакая другая форма собственности не создает столь полной свободы, столь широких возможностей, столь большого простора и одновременно столь очевидной объективной принуды (если воспользоваться этим емким словом русской народной речи) – не административно-бюрократической или авторитарной, а сугубо внутренней принуды – для развития и проявления предприимчивости, новаторской энергии, инициативы, способности самостоятельно принимать решения и выбирать цели, направления и способы деятельности, смелости и готовности идти на риск, наконец, прямой личной ответственности за экономические последствия своих действий и поступков.    

    Рыночной экономике свойственны многочисленные признаки, однако главный признак все же можно выделить. Это принцип свободной хозяйственной деятельности, или экономической свободы. Естественно, экономическая свобода, как и политическая, социальная, духовая, нравственная ограничена общественно устанавливаемыми пределами, не позволяющими ей вылиться в анархию, превратиться в средство необузданного экономического произвола. Без системы общественных ограничений свобода одних станет “клеткой” для других. В то же время наличие ограничений не свидетельствует, что в условиях их действия свобода скована до предела. Весь вопрос в том, каков уровень ограничений. Сужая ограничения, можно свести зону экономической свободы к нулю, расширяя свободное экономическое пространство можно сделать его и при наличии ограничений не сковывающим хозяйственную деятельность, инициативность и предприимчивость. Главный принцип рыночной экономики декларирует право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и  осуществлять эту деятельность в любой допускаемой государственным законом форме. Под видами экономической деятельности подразумевается производство разнообразных видов продукции, товаров, оказание услуг, а также торгово-посредническая, финансово-кредитная, научно-информационная, управленческая деятельность. Словом, любые виды действий в сфере производства, распределения и перераспределения, обмена, потребления и использования общественного продукта, которые не запрещены законом как преступные, криминальные. Закон же призван ограничивать и запрещать только те виды экономической и хозяйственной деятельности, которые представляют реальную опасность жизни и свободе людей, общественной стабильности, противоречат нормам морали. Все остальное должно быть разрешено как в форме индивидуальной трудовой, так и в групповых, коллективных и государственных формах деятельности, не ограниченных рамками региона и даже страны. В рыночной экономике снимаются запреты не только на производство, но и на продажу и перепродажу, обмен товаров как самими товаропроизводителями, так и любыми посредниками, стоящими между производителями и потребителями. На определенных условиях открывается доступ всех экономических субъектов, в том числе индивидуалов, частников, к традиционно государственным работам и услугам. включая науку, образование, медицинское обслуживание, транспортные услуги, услуги связи. Таким образом, в рыночной экономике действует следующий исходный принцип: “Каждый субъект вправе избирать для себя произвольную форму экономической, хозяйственной деятельности, кроме запрещенных законом ввиду их общественной опасности”. Кроме того необходимо заметить, что исходный принцип свободного выбора видов и форм деятельности в рыночной экономике не исчерпывает понятия экономической свободы, которая имеет в виду также возможность проникновения рынка, рыночных отношений в самые разнообразные сферы экономической жизнедеятельности.

    3. Это приведет к различным, в первую очередь юридическим последствиям. Возникнет новая форма предпринимательской деятельности – организация, которая:

     имеет обособленное имущество,

     отвечает этим имуществом по своим обязательствам,

– может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права,

– нести обязанности,

– быть истцом и ответчиком в суде,

– иметь самостоятельный баланс или смету.

Указанные организации как юридические лица могут быть двух типов:

во-первых, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности; такие организации являются коммерческими;

во-вторых, не преследующие извлечения прибыли в качестве основной цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками; такие организации признаются “некоммерческими”.

    На этапе, когда производство достигнет больших масштабов потребуются новые способы привлечения капиталов и их использования, которые бы обеспечивали стабильное функционирование предприятия. И такая форма предпринимательства создается акционерным обществом. Акционерным является такое общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Акция – это ценная бумага, свидетельствующая о доле ее владельца в капитале и дающая право на участие в его прибылях. Прибыль, приходящаяся на акцию, называется дивидендом. Акционерные общества (АО) могут быть “закрытого” и “открытого” типа. В закрытых АО акции распространяются только среди учредителей или иного, заранее определенного круга лиц (например, среди работников данного предприятия). АО, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признаются “открытыми акционерными обществами”. Каков механизм образования акционерного общества? Допустим, для создания АО нужен капитал в 50 млн. рублей. Это – уставный капитал АО. Для того, чтобы собрать нужную сумму, учредители, разделив величину уставного капитала на 50 тыс. долей, выпускают акции, каждая из которых имеет номинал в 1 тыс. рублей. Выпускаемые АО акции могут быть “именными” или “предъявительскими”. На именных акциях указываются данные ее владельца, а сам владелец регистрируется в документах акционерного общества. Продать такую акцию владелец может, поставив в известность АО. После такого извещения общество выписывает акцию для нового владельца, а старую погашает. Именные акции позволяют фиксировать движение акций данного акционерного общества. Акции на предъявителя носят анонимный характер.

    4.  Этот вес очень велик. Во многом это связано с политическими системами, которые не определили права собственности. Политическим системам органически присуща тенденция производить неэффективные права собственности, которые приводят к стагнации или упадку. На это есть две причины. Во-первых, доходы, которые получают правители, могут оказаться выше при такой структуре прав собственности, которая хотя и неэффективна, но зато Легче поддается контролю и создает больше возможностей для взимания налогов, чем эффективная структура, которая требует высоких издержек контроля и сбора налогов. Во-вторых, правители, как правило, не могут позволить себе устанавливать эффективные права собственности, поскольку это может оскорбить одних подданных и тем самым поставить под угрозу соблюдение прав других. Интересы эффективности приносятся в жертву интересам самосохранения, диктующим иной образ действий, поскольку эффективные нормы могут ущемить интересы сильных политических группировок. Высокие трансакционные издержки часто ассоциируются со слабыми институтами (слабое общественное принуждение в выполнении законов), но они также могут быть связаны и с сильными институтами, которые оставляют агентам мало прав. В сумме институциональные рамки общества определяют издержки контроля активов, которые влияют на то, как ресурсы используются, и на желание индивидов приобретать активы и инвестировать в них. Говоря об отношениях трансакционных издержек и институтов, мы не должны забывать, что трансакционные издержки находятся под влиянием некоторых других факторов, например таких, как технология оценки и мониторинга, физических характеристик активов и природа обмена. При прочих равных трансакционные издержки относительно высоки, если:

        в обмене участвуют активы со сложными атрибутами (коммерческий самолет, фабрика и т.п.);

        обмен включает фактор времени (как в случае, когда собственник угольной шахты заключает долговременное соглашение с железной дорогой на перевозку угля к местам сбыта);

        обмен происходит между несвязанными индивидами и не будет повторяться (как в случае с уличным продавцом и туристами);

        активы обесцениваются путем, который трудно измерить, и сам обмен не носит постоянного характера (например, когда отдельные части оборудования сдаются в аренду и дорого стоит установить, является ли поломка оборудования следствием первоначальной механической ошибки) естественного физического износа или плохого обращения);

    активы носят особый характер и зависят от специфического использования (случай с трубопроводом, который нефтеочистительная компания отдает в аренду для транспортировки своей продукции, или завод, выпускающий запчасти для неродственного производителя). Специфические активы и зависимость являются притягательными для нечестных партнеров, которые пытаются нажиться на зависимой стороне.

    В работе “Проблема социальных издержек” Р. Коуз показал, что неоклассическая модель, которая служит фундаментом большинстве экономических теорий западных ученых, справедлива лишь при чрезвычайно жесткой предпосылке о том, что трансакционные издержки равны нулю; если же трансакционные издержки положительны, то необходимо учитывать влияние институтов. Как подчеркивает Д. Норт, в неоклассической модели никаких институтов нет, поэтому и с экономическим ростом никаких проблем не возникает: его темп задается просто коэффициентом рождаемости и нормой сбережений. Но институты и организации существуют, и чтобы понять почему это так, необходимо выяснить, почему они были выбраны на роль ограничителя трансакционных издержек. Теория трансакционных издержек пытается дать объяснение, почему одни трансакционные издержки проявляются на рынке, в то время как другие имеют место внутри иерархий и организаций. В рыночном, или контрактном, обмене обо всем, относящемся к сделке или обмену, соглашаются до сделки. Все условия оговариваются в контракте, нет, никакой неопределенности, никакой почвы для пересмотра условий и т.д. В иерархии все, относящееся к сделке, не оговаривается сразу. Напротив, оставляется зазор для непредвиденных событий, для торга и новых переговоров. Кроме того, существуют авторитарные системы, в которых руководитель имеет право принятия решений и навязывания их по мере развития событий. Существуют издержки написания первоначальных контрактов, которые могут быть высокими в сложных ситуациях с большой долей неопределенности, и издержки контрактов по сделкам, уже осуществляемым. Когда рыночные трансакционные издержки высоки, можно найти альтернативные структуры обмена, например, иерархии в форме организации (фирмы).

    5. Можно выделить следующие особенности российского предпринимательства.

    Во-первых, продолжается внутренний процесс дележа собственности, иногда вырывающийся на поверхность в форме судебных разбирательств по имущественным вопросам. В основном же этот процесс идет негласно и представляет собой хорошую почву для различного рода злоупотреблений и создания криминальных структур.

    Во-вторых, значительный сектор экономики все еще составляют государственные предприятия, большей частью полностью или частично бездействующие, поскольку исходная нерентабельность или огромная капиталоемкость не позволяют им справиться с трудностями организации рыночной деятельности. Исходный крен экономики в сторону I подразделения общественного производства (производство средств производства и продукции ВПК) явно противоречит потребностям зарождающегося рынка.

    В-третьих, определенная часть предпринимательской активности не нацелена на длительную перспективу, а служит исключительно как временное средство накопления первоначального капитала, что усиливает нестабильность, неопределенность и недоверие в сфере бизнес-деятельности.

    И все же, не смотря на болезненные “трудности роста”, предпринимательство в России развивается. По мере накопления капиталов появляются устойчивые фирмы, пытающиеся делать бизнес цивилизованным путем. Постепенно из сферы торговли и обслуживания капиталы перемещаются в производство и особенно в строительство.

    Можно выделить следующие моменты, сдерживающие развитие российского предпринимательства и при этом назвать, что необходимо для активизации отечественного предпринимательства:

        Влияние государственных структур. Здесь чрезвычайно важны роль и усилия государства и других общественных институтов (средств массовой информации и др.), направленных на финансовую поддержку российского предпринимательства, на формирование цивилизованного класса предпринимателей в нашей стране, законодательное и организационное обеспечение этого процесса

        Негативная роль криминала. Необходимо уменьшить влияние криминальных структур на российский бизнес

       Необходимо создание системы образования, которая даст отечественному предпринимательству не только современные управленческие знания, но сумеет привить и определенную систему моральных ценностей, выработать новую предпринимательскую этику и предпринимательское мышление

       Необходимо осознание предпринимателями (в любой форме предпринимательства) своей социальной ответственности. В такой стране как Россия предприниматели могут стать потенциально более важным элементом общественно-политической жизни, чем в некоторых странах с развитой рыночной экономикой.


Тема 5. Государство в рыночной экономике

1. Да с этим утверждением можно согласиться. Деятельность предприятий рыночного типа может иметь как отрицательные, так и положительные последствия, не имеющие непосредственной денежной меры, но реально влияющие на благосостояние других членов общества. Таковы, к примеру, внешние эффекты, связанные с загрязнением окружающей среды в результате производственной деятельности, исчерпание природных запасов из-за безудержного вовлечения их в хозяйственный оборот, возникновение региональных и структурных диспропорции в производстве и пр. Конечно же, рыночный механизм “сам по себе” не способен нейтрализовать эти негативные последствия, потому что ориентирует экономику исключительно на постоянно возрастающий платежеспособный спрос. Поэтому регулирование внешних эффектов по необходимости должно взять на себя государство. Однако, чрезмерное возрастание роли государства может также привести к отрицательным последствиям, что ярко проявилось в Великобритании в 70-е годы и было причиной проведения преобразований правительством консерваторов во главе с М. Тэтчер. Одним из важнейших элементов программы М. Тэтчер являлась приватизация обобществленного сектора. С августа 1984 г. по май 1987 г. в частную собственность были переданы 9 важнейших концернов, или около 1/3 всей собственности государства в промышленности, в том числе телекоммуникации и предприятия газовой промышленности. В октябре 1987 г. правительство провело еще более крупную операцию – продажу акций нефтяной компании Бритиш петролеум. Следующими отраслями в списке денационализации стали сталелитейная промышленность, а затем электроэнергетика и водоснабжение. Широкая продажа этих отраслей промышленности значительно увеличила число держателей. Большое значение в программе перестройки британской экономики уделялось вопросам приватизации жилья. Все эти и другие мероприятия этого периода применительно к Великобритании оказались достаточно эффективными. Лицо Англии существенно изменилось. “Тэтчеризм” как британская модель неоконсерватизма подтвердил, что капитализм оказался гибкой системой, способной приспосабливаться к изменяющимся социально-экономическим условиям, перестраиваться и модернизироваться.

2. Блага – средства удовлетворения человеческих потребностей. Предпринимательство может осуществляться как в сфере обмена, так и в сфере производства, а также в финансовой сфере. Система отношений, возникающих в связи с предпринимательством, есть бизнес. Эти отношения предусматривают наличие прямой и обратной связи, системы обеспечения и воспроизводства, инфраструктуры и т.д. Таким образом, возникает общественно-экономическая связь – с одной стороны которой предприниматель и его бизнес, с другой клиенты. В этой связи мы разделяем точку зрения американского ученого Питера Ф. Друкера о том, что теоретической основой предпринимательской деятельности является экономическая теория динамического неравновесия. Родоначальником этой теории был Шумпетер, который в своей книге ‘Теория экономической динамики” (1911 г.) отказался от традиционной экономической теории и утверждал, что “нормой” здоровой экономики является не равновесие или оптимизация, а динамическое неравновесие, вызванное деятельностью новатора-предпринимателя, которая направлена на создание нового потребительского спроса, на получение чего-то иного, отличного от предыдущего, обеспечивающего качественно более полное удовлетворение потребностей. Правда, последнее не всегда означает что-то совершенно новое. Оно, как правило, основывается на уже известной потребительской стоимости (товаре или услуге), но, внедрив новую технологию, повысив отдачу на капиталовложения, предприниматель создает новый рынок и нового потребителя. Примером этого является сеть ресторанов Макдональдс, деятельность которых является чистым предпринимательством. Мы здесь имеем положение, при котором спрос на эту продукцию вырос до такой степени, что образовалась особая “рыночная ниша”.

    Добиться всего этого предприниматель может с помощью имеющегося “ресурса”, в который он должен “вдохнуть” новую жизнь или найти новый ресурс, который поможет создать новые потребительские стоимости, приводящие в конечном итоге к так называемому созидательному разрушению. Дело в том что тобой ресурс становится полезным только тогда, когда человек отыщет его в природе и нацелит его экономической ценностью, т.е. может получить из него или создать с его помощью новые товары или услуги. Отсюда следует, что основным принципом теории динамического неравновесия является инновационность подхода, в результате осуществления которого создается новый ресурс, нарушающий принятый баланс.

    Этот инновационный подход следует рассматривать как инновационный процесс, происходящий постоянно и целенаправленно в поиске изменений существующей практики как источника получения социальных и экономических благ. 

    3. Это может вызвать неравномерное распределение ресурсов в обществе, привести к ряду кризисных явлений. Создавая систему государственного регулирования следует иметь в виду, что чрезмерно интенсивное использование экономических методов управления ослабляет эффективность рыночных механизмов и способно нанести экономике не меньший вред, чем увлечение административными методами. Так, например, стремление сократить дефицит государственного бюджета за счет увеличения налогов окажет дестимулирующее воздействие на предприятия и отдельных работников, что может затруднить преодоления спада в переходной экономике. Существенное расширение системы налоговых льгот и преференций искажает систему народнохозяйственных пропорций, адекватных закономерностям рынка, и может вызвать серьезные структурные диспропорции. Чрезмерная активизация кредитно-денежной политики с целью стимулирования деловой активности чревата резким увеличением темпов инфляции. Сфера распространения и интенсивность использования любых, в том числе и экономических, методов государственного регулирования в переходной экономике должна быть строго ограничена. Их применение допустимо лишь там и лишь в той мере, в какой рыночные регуляторы не справляются с решением жизненно важных социально-экономических проблем. Экономическими регуляторами следует пользоваться осторожно, чтобы не помешать рыночным связям. Хорошо понятно, что налоговая и денежная политика по силе своего влияния на экономику вполне сравнима с централизованным планированием. Платой за неосмотрительное использование экономических методов регулирования рынка могут стать рост безработицы, неконтролируемая инфляция, расстройство денежной системы и государственных финансов, трудности с обновлением структуры производства, медленное продвижение к новому качеству экономического роста. Среди экономических регуляторов нет ни одного идеального. Каждый из них приносит положительный результат в одном месте, а в другом вызывает негативные явления. Государство должно постоянно контролировать положительные и отрицательные эффекты. Например, стимулируя освоение новых технологий, государство неизбежно усиливает высвобождение работников, осложняет ситуацию на рынке рабочей силы. Поэтому оно должно заранее позаботиться о мерах, направленных на урегулирование данной ситуации. Можно привести еще один пример. Допустим, государство занимается антиинфляционным регулированием, ограничивает прирост денежной массы в обращении, проводит дефляционную политику. Но это оборачивается удорожанием кредита, ростом процентных ставок. В этих условиях затрудняется финансирование инвестиций, начинается торможение экономического роста.

    4. Можно обозначить следующие критерии оценки эффективности государственного регулирования рынка.

    Эффективность. Государство призвано создать такой экономический “фон”, используя различные экономические инструменты, который обеспечил бы эффективное функционирование производства. В частности, большое значение имеет антимонопольная деятельность государства, обеспечение максимально благоприятных условий для действия рыночного механизма, активизации конкуренции. Современное государство оказалось “встроенным” в рыночную систему хозяйствования. Поддержание действия конкуренции – его важнейшая функция. Справедливость. Рынок признает лишь один критерий распределения доходов: итог участия в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Поэтому справедливыми будут считаться как высокие доходы тех, кто преуспел в конкуренции, так и низкие тех, кто потерпел неудачу. Чисто рыночное распределение вовсе не гарантирует получение прожиточного минимума. Понадобилось определенное время, чтобы общество осознало и признало, что распределение доходов, справедливое с точки зрения рынка, несправедливо в общечеловеческом плане. В конце концов государство взяло на себя функцию перераспределения доходов через налоги, а также поддержание нетрудоспособных, престарелых и т.п. Кроме того, рыночная экономика не обеспечивает полной занятости населения, в ней неизбежна вынужденная безработица (естественной считается безработица до 6%), поэтому регулирование рынка рабочей силы, материальное обеспечение безработных – это тоже функция государства в рыночной экономике. Государство к тому же должно позаботиться о занятых, гарантировать минимальный уровень их потребления через минимальную зарплату. Стабильность. Государство вовлекается в макроэкономическую функцию поддержания экономической стабильности, сглаживания циклической формы развития экономики. Проводит оно и антиинфляционную политику. Помимо этих глобальных задач, государство берет на себя обеспечение правовой основы и социального климата, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики; компенсацию негативных сторон рынка; поддержку малого и среднего бизнеса; проведение фискальной политики – изъятие части дохода хозяйствующих субъектов с целью формирования государственного бюджета; обеспечение развития фундаментальных научных исследований стимулирует развитие таких направлений НТП, которые требуют вложения очень больших средств, длительных сроков окупаемости и связаны с большим риском. Это же касается развития новых отраслей с неясными перспективами. Государство также берет на себя решение региональных проблем.

Итак, государственное регулирование дополняем, корректирует чисто рыночный механизм. Как образно пишет П. Самуэльсон, управлять экономикой в отсутствие того или другого – равно, что пытаться аплодировать одной рукой. Однако, говоря о государственном вмешательстве в экономику, мы должны поставить вопрос о допустимых пределах этого вмешательства. Это исключительно важно. Если государство, пусть даже руководствуясь исключительно благими намерениями, переступает этот предел, то происходит деформация самого рыночного механизма. В этом случае рано или поздно приходится говорить о разгосударствлении экономики. Правда, надо отметить, что в экономической теории существуют разные точки зрения по поводу допустимых границ вмешательства государства. Ответ на этот вопрос будет различным в зависимости оттого, кто отвечает: кейнсианцы или сторонники неоклассических теорий. Но в любом случае надо иметь в виду, что экономическими регуляторами следует пользоваться осторожно, не ослабляя рыночные стимулы; среди них нет ни одного идеального, который, давая положительный результат в одной сфере, не давал бы негативного эффекта в другой (подобно лечению человека лекарствами).1


Тема 6. Теория спроса и предложения 

    1. Во время инфляционной ситуации растет и спрос. Дело в том, что повышение цены показывает наметившуюся тенденцию изменения цены на данный товар в обозримый период. Между тем сознание потребителей уже продлило эту тенденцию ожиданием еще большего роста цен. И покупателю нетрудно сообразить, что большие затраты сегодня, даже по возросшей цене, обернутся очевидной выгодой завтра – экономией на непокупке по еще большей цене. Следовательно, причиной повышенных закупок является не сам по себе рост цены (с чего бы он вдруг стимулировал рост объема покупок?), а ожидание, предположение, что раз наметилась такая тенденция, то следует ожидать еще большего роста цены на данный товар. Потратить больше сегодня, чтобы многократно сэкономить завтра, – вот смысл этого “парадокса”, и он полностью укладывается в механизм действия закона спроса. Таким образом, рост величины закупок при росте цены на данный товар отражает ожидание покупателем еще большего роста цены. Понятно, что здесь покупатель рискует, ибо его ожидания могут и не оправдаться, но продавцу выгодно поддерживать эти опасения путем распространения слухов, намеков и т.п.1

    2. Между эластичностью предложения и общей выручкой производителя также существует зависимость. Она выражается в следующем. Предложение, подобно спросу, можно разграничить на “эластичное” и “неэластичное”. Разумеется, для продавца более привлекательна ситуация неэластичного предложения, гарантирующая стабильность производства при резком изменении цены. Поэтому часть предпринимателей озабочена не столько производством, сколько “переводом” эластичного предложения в неэластичное состояние. Для этого имеется только один способ – искусственное ограничение объема производства, а следовательно, и величины предложения. Но это возможно при двух условиях: 1) монополии данного производителя на рынке (отсутствие конкурентов); 2) отсутствие товаров-заменителей (субститутов). Именно этим и объясняется ситуация, связанная с закупкой “De Beers” большого количества необработанных алмазов. Цена на обработанные камни будет повышаться.

3. Спрос и предложение изменяются в зависимости от изменения цены. Зависимость объема спроса от изменения цены иллюстрирует кривая спроса Д. Например, понижение цены от Р1 до Р2 приводит к изменению величины спроса от Q1 до Q2. Движение идет по кривой спроса от А до Б.


 

Зависимость объема предложения от цены показывает кривая предложения S. При понижении цены от Р1 до Р2 количество предполагаемой продукции сокращается от Q1 до Q2 и наоборот при повышении цены количество предполагаемой продукции увеличивается. Движение вдоль кривой предложения.


 

На изменение спроса оказывают влияние и неценовые факторы:

1)     вкусы, или предпочтения потребителей

2)    число потребителей на рынке

3)    денежные доходы потребителей

4)    цены на сопряженные товары

5)  потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов

Изменение спроса под влиянием вышеперечисленных неценовых факторов – это движение всей кривой спроса либо до Д2, если спрос увеличивается, либо до Д1, если спрос уменьшается.


На изменение предложения влияют следующие факторы:

1)    цены на ресурсы. Например, снижение ресурсных цен снизит издержки производства и увеличит предложение, т.е. переместит кривую предложения вправо (и наоборот);

2)    технология. Совершенствование технологии означает возможность производить продукцию с меньшими затратами. Кривая предложения сдвинется вправо;

3)    налоги и дотации. Повышение налогов снижает предложение, понижение – увеличивает предложение;

4)    изменение цены на товары, производимые из тех же ресурсов, что и данный товар;

5)    число продавцов. Чем больше число продавцов, тем больше рыночное предложение.

Предложение увеличивается – кривая предложения S сдвигается вправо до S2. Предложение уменьшается – кривая предложения сдвигается влево от S до S1 . Эти сдвиги происходят под влиянием неценовых факторов.


    Рыночное равновесие устанавливается, если спрос и предложение равны при заданной цене. Если цена выше равновесной Р1, на рынке наблюдается излишек предлагаемых товаров. Если цена ниже равновесной, то на рынке наблюдается дефицит товара.


    Излишки будут оказывать понижающее воздействие на цену, а дефицит повышающее. Если под влиянием неценовых факторов произойдет повышение спроса при неизмененном предложении или сокращении предложения при неизменном спросе, то равновесная цена возрастет.


    Если под влиянием неценовых факторов произойдет понижение спроса при неизменном предложении или увеличении спроса, то равновесная цена понизится.


 

Если под влиянием неценовых факторов изменятся одновременно и спрос и предложение, то при неизменной равновесной цене равновесный объем увеличится. Например, при увеличении спроса на спортивные велосипеды в силу того, что появляется большое количество людей, ведущих здоровый образ жизни и занимающихся велосипедным спортом, и одновременном увеличении предложения из-за того, что налоги, выплачиваемые производителем спортивных велосипедов, уменьшаются – равновесный объем спроса и предложения велосипедов может увеличиться, а цена останется прежней. На графике кривая Д сдвигается в положение Д1, а кривая предложения S сдвинется в положение S1. Равновесный объем увеличится при неизменной цене.


 

    4. К факторам изменения спроса относятся неценовые детерминанты рыночного спроса. Основные из них следующие:

         вкусы, или предпочтения потребителей

         число потребителей на рынке

         денежные доходы потребителей

         цены на сопряженные товары

         потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов


Тема 7. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и неравновесие

1. Потребители приходят на рынок с определенным объемом совокупного дохода, предназначенного для приобретения товаров. Потребители хотят купить товар подешевле. Хотя они и понимают заботы продавцов, которые хотят продать товар подороже. Поэтому потребители предлагают за товары цены, равные так называемым ценам спроса. Под ценой спроса понимается та предельная максимальная цена, за которую покупатели еще согласны купить товар. Выше нее рыночная цена подняться не может, поскольку у потребителей больше нет денег, чтобы осуществить покупку. Между ценой спроса и количеством продаваемой продукция существует следующая взаимная связь: с одной стороны, чем меньше количество товара, тем выше потребитель оценивает его полезность, тем большую цену он согласен за него уплатить; с другой – когда цена спроса велика, товар становится остродефицитным, и его трудно найти. Если же цена спроса идет вниз, товар становится более доступным. А число потребителей растет вместе с количеством продаваемых изделий.

Производители-продавцы хотят продать товар подороже, хорошо понимая, что у потребителей совершенно иные устремления. В результате на рынке обнаруживаются цены предложения. Под ценой предложения понимаются такие предельные минимальные цены, по которым производители еще готовы продать свои товары покупателям. Рыночная цена не может опуститься ниже цены предложения потому, что тогда производство и сбыт станут нерентабельными. А это несовместимо с экономическими законами и интересами производителей. Чем меньше цена предложения, тем меньшее количеств товаров поступит в продажу. Низкая цена предложения означает, что у многих производителей издержки производства и обращения окажутся выше этой сравнительно небольшой цены. Это сделает невыгодным выпуск товаров. По мере повышения цен предложения будет возрастать и число производителей, и объемы поставок товаров на рынок. При определенных условиях интересы производителей и потребителей совпадают. Достигается равновесие рынка, т.е. наилучший объем производства и продаж. При этом рыночная цена становится ценой равновесия. Действительно, предпринимателям невыгодно дальнейшее повышение цены и расширение предложения, ибо тогда товар не найдет спроса. Те предприниматели, которые все же расширят производство, проиграют рыночную игру и обанкротятся. И потребителям не приходится рассчитывать на приобретение большего количества товара или на снижение его цены, поскольку такое развитие событий противоречит интересам производителей. В состоянии равновесия рынок является сбалансированным. Ни у продавцов, ни у покупателей нет внутренних побуждений к его нарушению. Напротив при любой другой цене, отличающейся от цены равновесия рынок оказывается несбалансированным. У покупателей или у продавцов появляется желание изменить ситуацию на рынке. Здесь возможны два случая:

1)  реальная рыночная цена оказывается выше равновесной цены. При такой цене возникает избыток предложения. В таком случае производители предпочтут несколько снизить цену, чем поддерживать выпуск продукции в объеме, существенно превышающем объем спроса. Таким образом, избыток предложения будет оказывать понижающее давление на цену;

2)  реальная рыночная цена оказывается ниже равновесной цены. Тогда объем спроса окажется выше объема предложения. И товар станет дефицитным. Некоторые покупатели предпочтут заплатить более высокую цену. В результате избыток спроса будет оказывать повышающее давление на цену.

    Данный процесс будет продолжаться до тех пор, пока цена вновь не установится на равновесном уровне, при котором объемы спроса и предложения равны. Равновесие на рынке при определенных условиях оказывается устойчивым. Любое отклонение от положения равновесия приводит в действие силы, которые возвращают рынок в исходное состояние.

2. 4. Теория равновесия считается одной из фундаментальных в экономической науке. Ее разработкой занимались многие известные экономисты. Условия частичного равновесия обстоятельно анализировал А. Маршалл. Спрос и предложение формируются не сами по себе, а в процессе их взаимодействия. В относительно короткие отрезок времени (при неизменных размерах производства) “давит” спрос. В продолжительные периоды спрос выравнивается и определяющую роль играет предложение. В условиях свободной конкуренции, некоторых других предпосылок рынок в силу действия внутренних закономерностей стремится к достижению равновесия. Проблему рыночного равновесия в условиях несовершенной конкуренции анализировал Дж. Робинсон и Э. Чемберлин. Они отмечали, что в условиях монополии цена устанавливается выше средних и предельных издержек. Причины нарушения равновесия в экономике и условия равновесия в развивающейся системе рассматривал Дж. Кларк. Теоретиком общего экономического равновесия считается Л. Вальрас. Он пришел к выводу, что общее равновесие предполагает наличие ряда условии, в том числе свободную конкуренцию, равенство всех покупателей на рынке, неизменность ситуаций, замкнутость экономических систем. Л. Вальрас построил модели общего равновесия, широко используя математический аппарат. Условия общего равновесия, о которых говорится в “чистой экономической теории” Вальраса, существуют в идеале как потенциальная возможность. Теоретическая конструкция Вальраса помогает выявить систему функциональных зависимостей представить механизм формирования равновесных цен, уяснить, в силу чем рыночная экономика стремится к равновесному состоянию. В действительности общее равновесие может иметь место и при структурных диспропорциях, когда налицо межотраслевая несбалансированность перекосы цен, неэффективное использование ресурсов. Но это будет специфическое, не соответствующее рыночному “идеалу” равновесие. В то же время прогрессивная структура не ведет автоматически к устойчивому равновесию, потому что условия, о которых писал Вальрас, полностью не воплощаются на практике. Поэтому на основе существующих пропорций и частичных равновесий нельзя судить о равновесности народном хозяйства в целом.

    По Вальрасу равновесная цена устанавливается методом “нащупывания”, как на аукционе, т.е. существует целый ряд промежуточных цен пока не установится равновесная цена. По Вальрасу доходы одних субъектов рыночной экономики являются расходами других. Равновесие на отдельном рынке зависит от равновесия на всех остальных рынках, т.е. изменение равновесия на одном из рынков в результате конкурентной борьбы приводит к изменению равновесия всей рыночной системы, т.е. всей системы равновесных цен.

    По А. Маршаллу конкуренция приводит к изменению предложения и сдвигу кривой предложения. Это не предполагает существования промежуточных равновесных цен, а просто устанавливается новая равновесная цена.

3. В условиях свободной конкуренции под воздействием законов рыночного ценообразования цена выравнивается автоматически. Однако рыночное ценообразование может быть нарушено либо деятельностью монополий, либо вмешательством государства, волевым способом устанавливающего цены выше или ниже точки равновесия. В таких случаях говорят о ценах “пола” и “потолка”. В бытовом понимании пол находится внизу, а потолок – наверху. В микроэкономике принято обратное представление, поскольку цена потолка ограничивает рост цены (движение цены вверх) – это искусственно заниженная цена. И наоборот, цена пола не позволяет цене снизиться за пределы этого лимита – это искусственно завышенная цена. Поэтому на графике цена пола будет установлена выше точки равновесия, а цена потолка ниже нее. Разберем два примера отклонения цены от точки равновесия ( см. рис.). В примере равновесная цена составляет 100 тыс. руб. При этой цене количество товара, на которое предъявляется спрос, равно количеству, предлагаемому производителями, и составляет 15 ед. При равновесной цене нет ни неудовлетворенных продавцов, ил неудовлетворенных покупателей. Ни один из них не может пожаловаться на невозможность сбыть или приобрести товар. Теперь предположим, что цена на этот товар в силу каких-то причин изменится и составит 120 тыс. руб. В таком случае часть покупателей не смогут приобрести товар, а, следовательно, часть продавцов не смогут его продать. В нашем примере непроданными останутся 10 ед. товара. Предложение S превысило спрос D на 10 ед. Единственный вывод для продавца – опять понизить цену до 100 тыс. руб. Снижение цены уравновесит спрос и предложение. При этом следует отметить, что снижение цены даже одним продавцом вынуждает других последовать его примеру, так как в противном случае покупатели прежде всего будут покупать у того продавца, который предлагает товар по более низкой цене. Рассмотрим вариант, когда рыночная цена. ниже равновесной. При цене 80 тыс. руб. на рынке не будет хватать 10 ед. товара и часть покупателей не смогут его приобрести (см. рис.). Только повышение пены вновь до 100 тыс. руб. поможет уравновесить рынок. Нехватка (дефицит) полностью устранится, и рыночная цена будет на уровне точки равновесия до тех пор, пока не изменятся либо спрос, либо предложение. Таким образом, когда рыночная цена выше равновесной, то образуются излишки и возникает неудовлетворенность продавцов. Занижение цены, наоборот, ведет к образованию дефицита и неудовлетворенность покупателей. Цены пола и потолка могут устанавливаться государством посредством принудительных методов регулирования цен для их поддержания выше или ниже уровня равновесия. Примером установления цены пола являются многочисленные случаи завышения цен на продовольственные товары, в частности на пшеницу, кукурузу в США, посредством предоставления субсидий фермерам, с тем чтобы спасти их от разорения и обеспечить им достаточный уровень жизни. Однако при завышении цены образуются излишки непроданного товара. В Соединенных Штатах излишки зерновых скупаются федеральным правительством за счет средств госбюджета и в дальнейшем экспортируются. В противном случае одно лишь декларативное установление завышенной цены не дало бы никакого результата. С ценами потолка, регулируемыми государством, мы сталкиваемся чаще. К примеру, в России в качестве цен потолка можно рассматривать устанавливаемые ограничения на железнодорожные тарифы, стоимость топлива и электроэнергии и т.п.


    4. Прогресс технологии выгоден также и потребителям. Научно-технический прогресс способствует росту производства материальных благ, растет предложение, снижаются цены. При этом может возникнуть эффект роста выгоды. Любая покупка имеет объективным пределом равенство расходов на приобретение товара и полезности от него. Снижение цены уменьшает расходы при прежней полезности товара, т.е. изменяет соотношение расходов на товар и полезности от него к большой выгоде покупателя.

        5. Предложение кофе понизилось.  



1 Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общей ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. – М., 1999. С. 129-130

1 Современная экономика // Под ред. О.Ю. Мамедова. – Ростов-на-Дону, 1997. С. 82-83

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!