Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Конспект по дисциплине «Экономическая теория»»

/ Общая экономика
Конспект, 

Оглавление

 

Тема 1. Предмет и метод экономической теории

1. С момента возникновения экономическая теория выражала потребности развития хозяйства и в соответствии с ними разрабатывала рекомендации для предпринимателей и государства. В современных условиях теория хозяйственного развития играет все возрастающую роль в обосновании прогрессивных преобразований во всех странах мира. Видный английский экономист Джон Кейнс имел веские причины заявить: “...Идеи экономистов и политических мыслителей – и когда они правы, и когда ошибаются – имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они и правят миром. Люди практики, которые считают себя совершенно неподверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста. Безумцы, стоящие у власти, которые слышат голоса с неба, извлекают свои сумасбродные идеи из творений какого-нибудь академического писаки, сочинявшего несколько лет назад”.1

    В справедливости этих слов можно не раз убедиться при изучении современной хозяйственной жизни, в частности, при анализе социально-экономических преобразовании, которые проводятся в нашей стране в последние годы. При этом поучительный урок состоит в следующем: необходимую экономическую грамотность нельзя приобрести без знания основных моментов истории экономической мысли.

    Зачатки экономической науки появились еще в древнем мире. Уже ученые-философы древней Греции, Рима, Востока, Египта, Китая и Индии пытались решить отдельные вопросы экономики: что лежит в основе цены товара, как наживать состояние. Экономическая мысль древней Греции и ученые той поры, например Платон (427–347 гг. до н.э.) и Аристотель (384–322 гг. до н.э.), сформулировали исходные положения экономической теории о полезности как исходной ценности материальных благ, равновеликом обмене эквивалентов. Мыслители древнего Рима – Сенека (4–65 гг. до н.э.), Лукреций Кар (39–55 гг. до н.э.) и др. исследовали экономические причины разложения и гибели рабства, главной из которых, по их мнению, было отсутствие материального интереса. Взгляды Сенеки оказали влияние на формирование экономических концепций христианства, которое в последующем историческом процессе развития человечества совершило коренной переворот во взглядах на хозяйственную жизнь. Христианские мыслители и проповедники объявили простой хозяйственный труд необходимым и святым делом, считая, что “Если кто не хочет трудиться, тот пусть и не ест”. Христианское учение обосновывало принципы справедливого ценообразования, социальной, а не индивидуальной оценки благ с учетом затрат труда. Однако мыслители древности еще не выделяли экономические явления из всей суммы общественных процессов, не создали систематизированного учения об экономике. Первой теоретической школой был меркантилизм (от итальянского “мерканте” – купец, торговец). Представители этой школы считали, что богатство общества возникает только в торговле (деньги, золото). Главный предмет своей науки они видели в процессах товарного и денежного обращения. Такие представления не были случайными. Они соответствовали начальному виду капиталистической деятельности – международной торговле, когда товары покупались в одной стране по более низким ценам, а продавались в другой по более высоким. Поэтому меркантилисты советовали государству расширять торговлю, накапливать золото в стране. Представитель этой школы – Томас Мак (1571–1641 гг.). Идеи меркантилизма – государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, протекционизм в торговле – используются и в современной экономике. Между тем критики меркантилизма справедливо отмечали, что во время торговой сделки не возникает вообще никакого богатства, а происходит лишь обмен денег на товар и наоборот. При нарушении равенства в обмене богатство лишь перераспределяется в пользу одной из сторон. Когда же обмен равноценен, то никто не может обогатиться. Позже появляется теоретическое учение физиократов (“физиократия” в переводе с греческого – власть природы). Вслед за основателем учения Франсуа Кенэ (1694–1724 гг.) физиократы считали, что источником богатства является производство, хотя и существует только одна его отрасль – сельское хозяйство, где богатство возникает естественным путем и представляется даром природы. Отсюда рост богатства они связали только с естественным плодородием земли, а промышленность не считали отраслью, где создается прирост доходов. Однако сама по себе природа без приложения капитала и труда не может постоянно умножать богатство общества. Поворот к исследованию производства открыл путь для возникновения научной политической экономии. Наиболее обоснованные ответы на рассматриваемые вопросы дала классическая школа. Ее представители Давид Рикардо (1772–1823 гг.), Адам Смит (1723–1790) установили, что богатство нации возникает в материальном производстве, причем во всех его отраслях. Его всеобщей универсальной формой выступает стоимость товаров. А. Смит заложил основы трудовой теории стоимости, подчеркнув роль производительного труда, создал учение о доходах. Рост богатства происходит тогда, когда первоначально затраченная сумма прирастает на дополнительную величину (прибавочную стоимость, или прибыль). Это принципиально важное открытие, которое и позволило экономической теории в конечном счете стать подлинной наукой. В это же время формируются взгляды утопического социализма, основные положения которого изложены в трудах Томаса Мора “Утопия”, Кампанеллы “Город Солнца”. Позднее в это учение внесли вклад Ш. Фурье, К. Сен-Симон, Р. Оуэн. На основе классической политической экономии и утопического социализма складывается марксистское направление. До сих пор экономическая наука нашей страны развивалась в основном в рамках марксистской школы. В любом серьезном исследовании истории экономической мысли этой школе уделяется большое внимание. Так, П. Самуэльсон и В. Нордхаус ставят “Капитал” К. Маркса в один ряд с “Богатством народов” А. Смита и “Общей теорией занятости, процента и денег” Д. М. Кейнса, рассматривая все эти произведения как узловые пункты развития мировой экономической теории. К числу современных направлений экономической мысли относится неоклассическая школа, представители которой формулируют субъективную теорию стоимости и теорию равновесия. Экономическое хозяйство рассматривается ими как совокупность микроэкономических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках. Исходным пунктом в этом анализе выступает спрос и предложение, потребность и потребление. В ХIХ в. экономическая наука все больше изучает законы ценообразования и рационального использования ресурсов, оптимального использования факторов производства и достижения предельных результатов (основные представителя этой школы – А. Маршалы, К. Кобб, П. Дуглас). Развивается и теория общего динамичного равновесия (Л. Вальрас), с помощью которой можно установить то, как спрос на товары и услуги влияет на спрос на факторы производства (труд, землю, капитал). В современной экономической теории следует выделять несколько крупных направлений: неоклассическое, кейнсианское, монетаристское, институционально-социологическое. Эти направления производят анализ динамических процессов в экономике (циклов, инфляции, занятости, изменения экономических структур, в денежных измерителях и др.). Особо следовало бы подчеркнуть роль и течение экономической мысли России. Развитие ее начинается с образования всероссийского рынка в XVII в. и трактовок известного экономиста и государственного деятеля Ордын-Нащокина (1605–1630 гг.) Его взгляды – проявление русского меркантилизма в централизованном государстве. В последующем экономические воззрения представлены такими учеными, как И.Т. Посошков (1652–1726 гг.), М.В. Ломоносов (1711–1765 гг.), М.М. Сперанский (1772–1839 гг.), а также трудами А.Н. Радищева, А.И. Герцена, С.Ю. Витте, П.А. Столыпина, Г.В. Плеханова и др. Они обосновывали необходимость рыночных связей между сферами и регионами России на основе проведения финансовых, аграрных и промышленных реформ. Особое место в истории российской экономической мысли занимает марксистское направление, которое господствовало с 20-х до 90-х годов двадцатого столетия. Монопольное господство марксистских воззрений, как сорняк среди ценных растений, душило прогрессивные экономические трактовки, хотя они и развивались. Особую ценность представляют идеи Н.Д. Кондратьева (1891–1938 гг.), разработавшего теорию экономических циклов (“длинных волн”), А.В. Чаянова (1888–1938 гг.), обосновавшего организационно-производственные направления в экономике и семейно-крестьянском хозяйстве, К сожалению, под влиянием диктатора Сталина многие направления экономических трактовок объявлялись “политически вредными для социализма”.1

    2. Становление экономической науки как самостоятельной академической дисциплины произошло в XVIII веке, хотя ее предыстории уходит в глубь веков. За прошедшие три столетия были сформулированы три основных определении ее предмета. Но только в ХХ веке все они подверглись сравнительной критике. Начиная с 30-х годов этого века начался длительный процесс переосмысления оснований экономической науки, который, по всей видимости, не закончится и с наступлением следующего столетия. Для того чтобы понять, в каком направлении развивается этот процесс, рассмотрим последовательно все три определения предмета экономической науки.

    Согласно первому экономическая наука изучает закономерности размещения материальных благ (“богатства”) ради удовлетворения материальных потребностей. Это определение господствовало весь XVIII век и первые две трети ХIХ века, не потеряло оно свою интеллектуальную привлекательность и позднее. Его придерживались многие (если не все, но, естественно, в различных вариантах) классические экономисты. “Отец” политической экономии Адам Смит так и назвал свой главный труд – “Исследование о природе и причинах богатства народов”. И даже один из основателей современной неоклассической теории Альфред Маршалл писал: “Экономическая наука занимается исследованием нормальной жизнедеятельности человеческого общества; она изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана. с созданием и использованием материальных основ благосостояния”.2

    Узость такого определения стала очевидна большинству экономистов только со второй трети ХХ века, когда бурно начала развиваться сфера услуг и произошло резкое изменение долей выпуска различных отраслей в валовом внутреннем продукте (ВВП) наиболее динамично развивающихся стран. В настоящее время почти три четверти ВВП США производится не в сфере материального производства, а в сфере услуг. Хотя аналогичный показатель по европейским странам ниже, он, тем не менее, также весьма значителен (например, в Германии – около 65%). В России доля услуг в произведенном ВВП также уже превысила 50%. Экономисты сегодня с неменьшим успехом анализируют закономерности размещения услуг образования и киноиндустрии, если взять для сравнения размещение мяса и автомобилей.

    Второе в нашем списке определение предмета экономической науки было сформулировано в ХIХ веке. Хотя оно не было растиражировано в научных трудах и учебных пособиях так широко, как первое, очень многие экономисты неявно придерживались его и продолжают оставаться его сторонниками. Оно гласит, что предметом экономической науки является денежное (или рыночное) хозяйство.

    Например, английский экономист Артур Пигу считал, что экономическая наука исследует “экономическое благосостояние”, которое в свою очередь определялось им как сфера благосостояния, где можно прямо или косвенно применить денежную шкалу измерения.

    Если буквально следовать формулировке Пигу, то ни первобытнообщинное общество, ни полностью централизованная экономика в принципе не могут быть предметом исследования экономистов. Да и многие явления современного мира также не попадают в этот круг. По Пигу получается, что экономисты не должны изучать, на пример, такое социальное явление, как брак, ведь семьи не создаются на рынке. Многие подобные представления изменил нобелевский лауреат по экономике Герри Беккер. Он, в частности, убедительно показал, что существует неявная (вмененная) цена семейной жизни. Беккер писал: “Человек решает вступить в брак, когда ожидаемая полезность брака превосходит ожидаемую полезность холостой жизни. Точно так же человек, состоящий в браке, решает прервать его, когда ожидаемая полезность возвращения к холостому состоянию или вступления в другой брак превосходит потери полезности, сопряженные с разводом (в том числе из-за разлуки с детьми, раздела совместно нажитого имущества, судебных расходов и т.д.). Так как многие люди заняты поиском подходящей для себя пары, можно говорить о существовании брачного рынка... Существует тенденция к заключению браков среди людей, близких по коэффициенту интеллектуальности, уровню образования, цвету кожи, социальному происхождению, росту и многим другим переменным, но различающихся по ставкам заработной платы и некоторыминi1iм показателям... Лица с более высокими доходами вступают в брак более молодыми и разводятся реже... Рост относительных заработков жен повышает вероятность расторжения браков, чем частично объясняется большая частота разводов среди черных семей по сравнению с белыми”.1

    Таким образом, если в формулировке Пигу под ценами понимать не только явные денежные, но и вмененные цены, то его определение становится подобным другому (третьему в нашем списке) определению предмета экономической науки, получившему в ХХ веке наибольшее распространение. Оно гласит: экономическая наука занимается изучением закономерностей размещения редких благ для удовлетворения конкурирующих целей. Иными словами, в фокусе внимания экономистов должны находиться и, что более важно, действительно находятся, независимо от их желаний, проблемы выбора направлений использования редких благ.

3. А. Смит ввел понятие позитивного и нормативного анализа. Позитивный анализ и нормативный направлен на выявление объективных закономерностей и явлении в том виде, как они существуют, т.е. имеет целью констатацию факта. Нормативный анализ предполагает оценочные суждения. Это подход с точки зрения долженствования, выяснения того, благоприятно или нет данное экономическое явление. Нормативный анализ очень важен при формировании экономической политики. Вместе с тем при нормативном подходе особенно сильно затрагиваются интересы людей и, следовательно, резко возрастает субъективизм оценок. Цели, представляющиеся важными и полезными одним, с точки зрения других могут выглядеть второстепенными или вредными. Например, российские монетаристы считают важнейшей целью государственной политики в нашей стране поддержание стабильности рубля и подавление инфляции, в то время как кейнсианские рекомендации отдают приоритет началу экономического роста и поддержанию высокой занятости. Беда в том, что одновременное решение этих задач маловероятно. Таким образом, при проведении нормативного анализа важнейшей проблемой становится верный выбор цели.

4. Рыночная экономика очень сложна, поскольку в ней одновременно участвует множество самостоятельных производителей, экономические процессы неостановимы, а жизнь общества претерпевает постоянные изменения. Учитывая такую сложность, экономическая теория вынуждена строить логические модели экономических процессов. Для экономической науки такие модели (графики и уравнения) заменяют эксперименты, которые широко применяются в естественных науках. По существу вся история экономической науки есть непрерывная борьба научных и лженаучных экономических моделей. Экономические модели всегда упрощают реальные экономические процессы. Упрощение состоит в том, что всякая экономическая модель предполагает, будто:

а) все стороны (участники) изучаемого процесса действуют одинаково;

б) вся экономика сведена к рассматриваемой модели, к представленной в ней зависимости.

    Именно эти два упрощения и имеют в виду, когда говорят “при прочих равных условиях”, ибо любая экономическая модель подразумевает наличие указанных двух условий. Вот почему изучать современную экономическую теорию – это значит изучать строгий мир графиков и уравнений.

 


Тема 2. Общие проблемы экономического развития и основные экономические системы

    1. Для любого этапа развития экономики объективными условиями выступают ресурсы и потребности общества. Под потребностью понимается нужда в чем-либо, требующая удовлетворения. Разнообразные потребности человека изменяются в зависимости от времени и обстоятельств. По степени их удовлетворения они различаются так:

      жизненно необходимые потребности, удовлетворение которых нужно для сохранения жизни человека (питание, одежда и жилье, воздух, вода и здоровая окружающая среда и т.п.);

       духовные потребности, определяющие культурный уровень человека и создающие комфортные условия жизни (картины, книги, предметы роскоши, изысканная одежда и т.п.).

       Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами. Одни из них имеются в распоряжении общества в неограниченном количестве (например, воздух), другие – в ограниченном. Последние называются экономическими благами. для получения экономических благ необходимы соответствующие ресурсы.

    С расходованием ресурсов для удовлетворения потребностей связаны все проблемы экономического развития. И все решения этих проблем базируются на двух экономических аксиомах:

       потребности общества (индивидов и институтов) безграничны, полностью неутолимы;

       ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг, ограничены или редки.

    Отмеченное противоречие разрешается путем выбора. Не случайно одно из определений экономики гласит: экономика описывает и анализирует выбор из ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей. Надо иметь в виду, что ограниченность не означает недостаток или нищету. Если какой-то ресурс является ограниченным, это означает лишь то, что прирост запасов этого ресурса должен быть использован надлежащим образом.

    2. Противоречия экономического развития, связанные с ограниченностью ресурсов, разрешаются путем выбора альтернативных путей их использования. диапазон применяемых альтернативных решений охватывает большинство проблем жизни страны и всего мира: от распределения времени студента между учебой и развлечением до решения президента о численном составе правительства. В упрощенном виде эта эффективность моделируется с помощью кривой производственных возможностей. Эта простая модель позволяет раскрыть общие принципы, применяемые к более сложным, реальным ситуациям. Вводится такое важное экономическое понятие, как граница производственных возможностей. Граница производственных возможностей показывает максимально возможный объем производства некоторого конкретного товара или вида услуг при заданных ресурсах и знаниях, которыми располагает экономики, и заданных объемах производства других товаров и услуг. Кривая, обозначающая граничу производственных возможностей, представляет собой соотношение производства двух видов благ в воображаемой экономике. для каждого возможного уровня производства одного товара кривая показывает максимально возможный выпуск другом товара, который может быть обеспечен в данной экономике с полным использованием всех имеющихся в ней ресурсов. Выпуклость кривой отражает тот факт, что, чем выше выпуск первого товара, тем от большем количества другого товара надо отказаться для получения прироста производства первого товара. Поскольку ресурсы ограничены, общество, которое хочет потребить больше первого товара, должно сократить потребление второго товара. Альтернативная стоимость любом прироста потребления первого товара определяется сокращением потребления второго товара, которое должно сопровождать этот прирост. Эффективное использование ресурсов означает, что для общества невозможно получить большее количество одного блага без уменьшения количества другого. Следовательно, точки, лежащие на кривой производственных возможностей, являются эффективными, а внутри кривой производственных возможностей – соответствуют ситуации, когда экономика растрачивает ресурсы. Если предложение имеющихся в распоряжении общества ресурсов увеличивается, то появляется возможность произвести больше как первого, так и втором альтернативных товаров. Это отражается сдвигом кривой производственных возможностей. Сдвиг кривой производственных возможностей, а значит, и экономический рост обеспечиваются увеличением капитальных ресурсов, ростом квалификации и уровня образованности кадров и научно-техническим прогрессом. Однако все эти направления экономического роста характеризуются одной общей чертой: общество может реализовать их в будущем, только ограничив текущее потребление. Компромиссы между сегодняшними издержками и завтрашними выгодами касаются всех, кто принимает решения. – отдельных потребителей, предприятий и государственных органов. Каждое общество, в принципе, в любой момент времени характеризуется своей кривой производственных возможностей, показывающей максимальное количество какого-либо товара или услуг, которое оно может произвести для каждого возможном уровня производства всех других товаров и услуг. Но все рассуждения о некоем обществе, выбирающем в каждый момент времени точку на или внутри кривой производственных возможностей, никак не помогут нам понять, как на практике принимаются решения о том, что, как и для ком производить. Распределение ограниченных ресурсов на альтернативные нужды может осуществляться государством или на основе рынков и цен. В командной экономике все решения о производстве и потреблении принимаются государством. В экономике свободного рынка государство, напротив, не играет такой роли в распределении ресурсов. В смешанной экономике и государство, и частный сектор играют важную роль в ответах на вопросы что, как и для кого производить. Экономические системы всех стран являются смешанными.

    3. В экономическом аспекте социалистический путь (командную экономику) развития многие экономисты считают тупиковым. За 70 лет н нашей стране и в соответствующие периоды развития в других социалистических странах так и не проявились провозглашенные преимущества государственной собственности на средства производства сравнительное частнокапиталистической Государственные предприятия машиностроения, металлургии топливно-энергетической и других отраслей промышленности в социалистических странах оказались менее эффективными, чем аналогичные капиталистические. Не были доказаны и преимущества колхозов и совхозов. За все годы советской власти в нашей стране так и не была решена проблема производства зерна, мяса и молока. Общественная собственность, и прежде всего общенародная, не обеспечила подлинной мотивации труда. Помимо этого, важнейшим элементом социалистической системы хозяйствования всегда считалось жесткое нейтрализованное планирование. Его принципиальная неэффективность особенно четко впервые проявилась в период разрушения нэпа, когда очень быстро ухудшились важнейшие показатели экономического развития. В 60–70-х годах, в длительный мирный период, вслед за восстановлением народного хозяйства после Великой Отечественной войны, несмотря на “проедание” национальном богатства (нефть, газ, якутские алмазы, магаданское золото), не удалось приостановить падение темпов экономического роста, подавленную инфляцию, ухудшение положения населения. По сути дела, эти годы – время медленного, но последовательного вползания в общий экономический кризис. Характерной чертой социалистической экономики в течение многих десятилетий (до 60-х годов) было обеспечение относительно высоких темпов экономического роста за счет низкого уровня жизни народа. Мало-мальски сносный уровень жизни городского населения обеспечивался за счет нищенства сельского населения, голода во многих регионах страны. И наконец, социалистическая экономическая система навязывала всем экономическим субъектам реализацию совершенно неправильного, абсурдном, так называемого закона преимущественного роста производства средств производства сравнительно с производством предметов потребления. В.И. Ленин приписал открытие этом общеэкономического закона К. Марксу, хотя у Маркса ничего подобном нет. Попытка управлять народным хозяйством, руководствуясь этим законом, – одна из главных причин вползания экономики страны в общий кризис в 60–70-х годах. Таким образом, социалистический путь является тупиковым в экономическом аспекте, ведь развитие экономики могло продолжаться и далее, но все сильнее нарушалось макроэкономическое равновесие, повышались темпы инфляции, ухудшался жизненный уровень населения, уменьшалась продолжительность его жизни. Социальный взрыв огромной разрушительной силы был бы неминуем.

    Рынок свободной конкуренции – это регулятор общественного производства, поскольку позволяет решить ряд специфических экономических задач. Рынок свободной конкуренции дает возможность сочетать экономические интересы производителей и потребителей, обеспечивая при этом выигрыш (“излишек”) тем и другим. Это осуществляется путем уравновешивания спроса и предложения и установления цены равновесия. Следовательно, свободный рынок дает механизм равновесной цены. Рынок свободной конкуренции ориентирует всю экономику на потребителя, на его запросы, выраженные через платежеспособный спрос. Иначе говоря, свободная рыночная система работает на одну цель – на конечные потребности человека. Исторический опыт показывает, что рыночная система решает эту задачу лучше других систем. Почему? Потому что, во-первых расширение закупок товаров потребителями сопровождается увеличением их предложения и снижением цен. во-вторых, рынок выявляет вкусы и предпочтения потребителей и реагирует на них; в-третьих, при наличии свободного рынка явления дефицита носят временный характер. Рынок свободной конкуренции эффективно распределяет ограниченные ресурсы благодаря информации, которую дают цены. Это значит, во-первых, что рынок позволяет находить нужное, соответствующее спросу, количество производителей; во-вторых, задает производителям свой уровень требований, исходящих от потребителей; в-третьих, заставляет производителя поддерживать высокую рентабельность, поскольку все производители, у которых издержки выше равновесной цены, вынуждены либо снизить их, либо покинуть рынок. Наконец, у рынка свободной конкуренции есть еще одно важное преимущество: он разрушает экономические границы государств, стремясь создать механизм равновесных цен в интернациональном (международном) масштабе. Таким образом, если обобщить все сказанное, то рыночная система наиболее эффективно справляется с решением трех фундаментальных проблем: Что производить? Как производить? Для кого производить? Так что можно по-разному относиться к рынку, но никакой другой механизм не сможет его заменить с той же эффективностью.

    “Провалы” рынка свободной конкуренции. Однако в своей жизнедеятельности общество встречается с множеством других проблем, решать которые рынок не может. Было бы неправильно в данном случае говорить о недостатках рынка в буквальном их понимании. Речь, скорее, идет о том, что рынку не принадлежит по самой его природе. Избавляя общество от товарного дефицита, стимулируя научно-технический прогресс, рыночная организация экономики вместе с тем демонстрирует явную неспособность решать другие, может быть, не менее важные социально-экономические проблемы. К ним прежде всего относится удовлетворение тех общественных потребностей, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в платежеспособный спрос. В современном обществе круг таких потребностей весьма широк, а их игнорирование абсолютно немыслимо. Никакое общество не может обходиться без национальной системы обороны, народного образования, единой энергетической системы, сил охраны общественного порядка, аппарата управления государством и т. п. Поскольку речь идет о товарах и услугах, которыми поровну пользуются все граждане страны, они получили название “общественных” (или “коллективных”) товаров. “Производство” этих товаров и услуг целиком вынуждено брать на себя государство, финансируя его из средств бюджета за счет налогов на доходы предприятий и отдельных граждан. При этом государство должно учитывать, что “общественные товары” имеют весьма сложную структуру, ибо часть из них (например, национальная оборона) “потребляется” всем населением страны поровну, другая – лишь частью населения (услуги милиции данного региона), третья – лишь малым коллективом (коммунальные услуги, предоставляемые муниципалитетом данного населенного пункта). Но тем не менее совершенно ясно, что удовлетворение потребностей на “общественные товары” не может происходить на рыночной основе. Вторая проблема, лежащая за пределами досягаемости рыночного механизма, связана с так называемыми “внешними эффектами”. Суть их в том, что деятельность предприятий рыночного типа может иметь как отрицательные, так и положительные последствия, не имеющие непосредственной денежной меры, но реально влияющие на благосостояние других членов общества. Таковы, к примеру, внешние эффекты, связанные с загрязнением окружающей среды в результате производственной деятельности, исчерпание природных запасов из-за безудержного вовлечения их в хозяйственный оборот, возникновение региональных и структурных диспропорции в производстве и пр. Конечно же, рыночный механизм “сам по себе” не способен нейтрализовать эти негативные последствия, потому что ориентирует экономику исключительно на постоянно возрастающий платежеспособный спрос. Поэтому регулирование внешних эффектов по необходимости должно взять на себя государство. Оно делает это путем их измерения и организации перераспределения доходов через госбюджет с целью погасить негативные внешние эффекты или справедливо перераспределить выгоды, полученные от положительных внешних эффектов (например, ирригационных работ, инициатором которых выступил один производитель, а положительными результатами пользуются многие). Ликвидация негативных внешних эффектов возможна и путем прямого администрирования, т.е. запрета эксплуатации части невосполнимых природных ресурсов, применения вредных технологий, производства товаров и услуг, наносящих ущерб здоровью людей, и т.п. Виновные в нарушении таких запретов подвергаются штрафам, размер которых многократно превосходит возможные выгоды производителя. В своей борьбе с негативными внешними эффектами государство не одиноко. Ему помогают многочисленные общества по защите прав потребителей, свободная пресса, институты представительной демократии. Все это дает возможность существенно корректировать действие рыночного механизма, смягчать или вовсе ликвидировать негативные последствия слепой игры рыночных сил, проявляющейся во внешних эффектах. Наконец, третья группа проблем, порождаемых ограниченностью рыночного механизма, связана с важнейшими социально-экономическими правами личности и в первую очередь с правом на труд. Надо иметь в виду, что теоретически немыслима и практически невозможна рыночная экономика с полной занятостью. Выше мы говорили о мобильности всех видов ресурсов, включая трудовые, как об одной из существенных черт рыночной экономики. Такая мобильность автоматически предполагает периодическое возникновение, рост или уменьшение разных видов безработицы: технологической (из-за свертывания устаревших производств), структурной (из-за перестройки структуры экономики), региональной (из-за неравномерности развития разных регионов), скрытой (из-за разорения части фермеров).1

    4.


До 1913 г. в России наблюдался экономический подъем, обусловленный многими причинами. Именно этот год в период советской власти был годом для проведения сравнительного социально-экономического анализа. С началом Первой мировой, а затем гражданской войны страна постепенно начинает погружаться в трясину политического, а вместе с ним и социально-экономического кризиса. Новая экономическая политика, которую были вынуждены начать большевики в 1921 году была лишь временным улучшением экономической обстановки в стране. Уже в конце 20-х годов вводится карточная система, начинается коллективизация, репрессии, что приводит массовому голоду, уничтожению огромного количества людей. Проведение индустриализации за счет обнищания деревни, не дает основания говорить об “великих трудовых свершениях”. Тем не менее, если отбросить шелуху пропаганды о том, что она делается для блага советских людей, то сущность ее такова. Быстрая индустриализация была нужна, прежде всего, для того, чтобы быстро создать мощную армию и самые современные виды вооружения (авиацию, флот, танки и пр.). С помощью такой армии СССР мог влиять на мировую политику, захватывать при удаче соседние государства, угрожать Западу, поддерживать революцию в любой стране (что и делалось в Китае, Испании), претендовать на мировое господство. Эта же армия должна была увековечить коммунистическое господство внутри страны. Методы индустриализации 20-30-х годов в целом можно охарактеризовать как внеэкономические, т.е. основанные, главным образом, не на материальной заинтересованности работников и руководителей, а на грубом принуждении, страхе наказания, идеологическом обмане и др. подобных методах. Их можно обобщенно выделить следующие: 1.Использование принудительного труда. 2.Постоянное усиление эксплуатации рабочих и служащих. 3.Связанный с первыми двумя метод использования страха и обмана, чтобы заставить и побудить людей работать. С помощью пропаганды людям постоянно внушалась мысль, что они строят светлое будущее для себя и своих детей, что нужно потерпеть, поработать на благо страны. Для тех, кто не поддавался пропаганде, существовала постоянно угроза сурового наказания. 4.Практиковалась также беспощадная эксплуатация природных ресурсов, особенно лесных. 5.Концентрация всех сил и ресурсов на определенном направлении за счет ограничения потребления и менее значимых производства. Как проводилась индустриализация? По размаху строительства, изменению облика многих городов, социальной структуры населения эти годы действительно были необычными для нашей страны и даже для всемирной истории. С 1928 г. по 1941г. было введено в строй 9 тысяч крупных промышленных предприятий. Наиболее крупными объектами были: в первой пятилетке (1928-1932 гг.) металлургические комбинаты в районе горы Магнитной на Урале и в Кузнецке, Днепрогэс, автомобильные заводы в Горьком (ГАЗ) и в Москве, Уралмаш в Свердловске, Ростсельмаш, Сталинградский и Харьковский тракторный заводы и многое другое. Всего 1500 больших предприятий. Во второй пятилетке (1933-1937 гг.)Челябинский тракторный завод, Уральский завод тяжелого машиностроения, Харьковский турбогенераторный завод, Уральский вагоностроительный завод в Нижнем Тагиле и многое другое. Всего введено в эксплуатацию 4500 крупных предприятий. Третья пятилетка (1938-1941гг., не завершена): комбинат Североникель (в Мурманской области), Балхашский медеплавильный завод, Крамоторский завод тяжелого машиностроения и др., всего около 3 тысяч. Разумеется, надо помнить, что сталинская и вообще советская статистика была насквозь лживой, поэтому цифры могут быть искажены. Но другой точной пока нет. В годы Великой Отечественной войны Отечественной экономике был нанесен огромный ущерб, что отбросило страну по многим даже индустриальным показателям за 1913 г. В послевоенный период и до начала 80-х годов используя в основном экстенсивные методы производства (например, освоение целинных земель), полуреформ (Косыгинская реформа 1965 г.)  стал повышаться жизненный уровень населения, однако наибольшие успехи как и следовало ожидать в милитаризированной экономике были достигнуты в отраслях военно-промышленного комплекса. Уже в начале 80-х годов экономический кризис обостряется. При Горбачеве в годы “перестройки” была сделана попытка выйти из этого кризиса (“ускорение”), но обострение этого кризиса привело к проведению “шоковой терапии” и тем экономическим мероприятиям, последствия которых будут сказываться еще долгие годы.

    5. Возникновение и развитие теории человеческого капитала обусловлено теми коренными изменениями, которые происходят в обществе в эпоху научно-технической и информационной революции, когда человек, его научно-образовательный потенциал становятся решающим фактором социального и экономического прогресса. Категория человеческого капитала широко используется современной мировой экономической наукой и занимает одно из центральных мест в теории и практике рыночного хозяйства. Отдельные положения, связанные с проблемой оценки труда и анализа производительных способностей человека, были разработаны еще классиками политической экономии. Формирование современной теории человеческого капитала относится к 60-м годам, когда в американских экономических изданиях был опубликован ряд статей по данной проблеме. Основные положения теории сформулированы такими экономистами, как Г. Беккер, У. Боуэн, М. Блауг, Б. Вейсброд, Э. Денисон, Дж. Кендрик, Дж. Минцер, Г. Псахаропулос, Л. Туроу, М. Фишер, Т. Шульц и др. В 1992 г. американский экономист Г. Беккер за работы по теории человеческого капитала удостоен Нобелевской премии по экономике. Применение инструментария данной теории позволило по-новому подойти к решению проблем, связанных с факторами экономического роста, распределения доходов, экономической роли образования, взаимосвязи инвестиций в человека с уровнем производительности труда и доходов, мотиваций предпринимательской деятельности. Особое значение приобретает изучение комплекса вопросов обеспечения рациональной занятости и оптимального функционирования рынка труда. Под человеческим капиталом обычно понимается имеющийся у человека запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые содействуют росту его производительности труда и влияют на рост доходов (заработков). Все виды затрат, которые носят целесообразный характер и определяют будущий денежный доход человека, расцениваются как “инвестиции в человеческий капитал”. К ним относятся расходы по поддержанию здоровья, получению образования, затраты, связанные с поиском работы, профессиональной подготовкой на производстве, рождением и воспитанием детей. Индивиды принимают определенное решение о инвестициях в свое образование, здоровье, профессиональную подготовку на основе сопоставления связанных с данными вложениями выгод и издержек. Выгоды предстают в виде ожидаемых в будущем более высоких доходов, получения престижной работы, повышения социального статуса и др. Издержки определяются денежной оценкой осуществляемых затрат на обучение, подготовкой, а также альтернативной стоимостью этих инвестиции. Человеческий капитал в виде навыков и способностей людей может быть накапливаемым, он неотделим от его носителя – живой человеческой личности. В макроэкономическом понимании человеческий капитал является главным фактором экономического роста. Вложения в него дают довольно длительный по времени и интегральный по характеру эффект как экономический, так и социальный. Инвестиционный период человеческого капитала значительно длиннее, чем физического. Только в образовании он может достигать 12–18 лет. Функционирование человеческого капитала, степень отдачи от его применения детерминированы свободным волеизъявлением субъекта, его индивидуальными интересами и предпочтениями, ответственностью и общей культурой.

    Можно дать следующую характеристику “человеческого капитала” в экономике России. В настоящее время нижняя граница трудоспособного возраста в России составляет 16 лет, а верхняя – 59 лет для мужчин и 54 года для женщин. В большинстве развитых стран верхняя граница трудоспособного возраста составляет 64 года. В России повышение верхней границы трудоспособного возраста пока нереально, так как большинство мужчин не доживают до 59 лет. Лица трудоспособного возраста составляли в середине 90-х годов основную часть трудовых ресурсов России – 95,0%. Доля работающих пенсионеров – около 4,5%; доля работающих подростков (до 16 лет) – менее 0,1%.1 В России в 1995 г. средняя заработная плата в промышленности составляла 1381 долл. в год (по среднемесячному курсу валют) против 5433 долл. ВВП на 1 занятого в экономике (соотношение 25,4%). Среди тенденций развития спроса на рабочую силу на российском рынке труда следует выделить две основные, имеющие очевидную социальную значимость. Первая – тенденция к профессионально-квалификационной поляризации. На российском рынке труда сформировался относительно устойчивый спрос на представителей двух в большой мере автономных крупных групп наемного труда. Одна включает в себя высокомобильных в производственном и социальном отношении работников. Другая – работников, обладающих низкой адаптационной способностью к организационно-технологическим изменениям на производстве либо лишенных этого качества вообще. В последнем случае речь идет о группе совокупного работника, фактически близкой к маргинальной. Нельзя сказать, что указанная тенденция не обнаруживает свое действие на рынках труда в других экономически развитых странах. Однако ситуация в нашей стране отличается одной характерной особенностью: здесь не наблюдается ощутимого сокращения спроса на работников второй группы, как это имеет место в странах с развитой экономикой.

    Вообще, как свидетельствует практика ведущих западных стран, даже самый высокий уровень организационно-технологического развития современного производства не исключает той или иной его потребности в работниках – носителях простой рабочей силы, в том числе рабочих физического труда, малоквалифицированных. Едва ли не во всех ведущих западных странах в самых различных отраслях хозяйства сохраняются анклавы малоквалифицированного труда, порой обширные. Во Франции, например, в середине 90-х годов почти каждый шестой работающий в промышленности был занят малоквалифицированным трудом, в ФРГ – каждый десятый. Таким образом, сохраняющаяся у экономики потребность в труде, для выполнения которого не требуется специальная подготовка, очевидна. Прямым следствием реализации этой потребности на рынке труда является некоторая стабилизация доли малоквалифицированных рабочих в общем числе лиц, работающих по найму. Подобный, на первый взгляд, парадоксальный в период бурных научно-технических преобразований феномен, который легко можно обнаружить практически повсеместно, объясняется целым рядом причин. И, в частности, не в последнюю очередь, по-видимому, тем, что автоматизации поддаются пока далеко не все виды вспомогательных работ.

    Впрочем, можно с уверенностью утверждать: на любом этапе своего развития процесс труда, точнее, качественная эволюция наемного труда, в любой стране, даже экономически продвинутой, сопровождается двумя тенденциями: к повышению уровня профессиональной квалификации и одновременно – к деквалификации рабочей силы. Суть дела в том, какая из указанных тенденций доминирует и с какой динамикой и данной стране (сфере хозяйства, отрасли промышленности) в тот или иной период. Согласно статистическим данным ведущих западных стран, в целом качество используемой на их предприятиях рабочей силы прогрессирующе повышается. Что выражается в росте медианы образования работников, сокращении в общем числе наемных работников лиц, занятых преимущественно физическим трудом (“синих воротничков”) и одновременном увеличении доли работников умственного труда (‘белых воротничков”), а также в расширении особой новой категории наемного труда – работников, обслуживающих высокую технологию (“технологически ориентированных работников”, “воротничков”), составляющих в настоящее время в некоторых отраслях промышленности передовых в экономическом отношении западных стран около трети общей численности занятых. Таким образом, тенденции спроса на рабочую силу указанных качеств с той или иной полнотой отражают потребности производства.

    Что касается России, то, несмотря на скудность официальной статистической информации по этой проблеме, ряд косвенных сведений дает основание зафиксировать факт нарастания в нашей стране в ходе последнего десятилетия обратной тенденции – к общей деквалификации рабочей силы. Одна из главных причин этого процесса, очевидно, состоит в том, что в отечественном народном хозяйстве все еще сохраняется доминирующее положение фактически отживших в развитом мире свой исторический век укладов – простого машинного и конвейерного производств, ориентирующихся на мало- и полуквалифицированную рабочую силу. При отсутствии целенаправленного и усиливающегося давления со стороны сферы производства российское государство не уделяет должного внимания развитию системы расширенного воспроизводства сложной рабочей силы. Вторая тенденция – направленность к сохранению повышенного спроса на женскую рабочую силу. По доле последней в общей занятости в народном хозяйстве наша страна давно и стабильно опережает все развитые страны Запада. Однако существо проблемы – в нетождественности причин, в силу которых в различных социально-экономических – российских и западных условиях – сложились примерно аналогичные ситуации в области предложения и спроса на женскую рабочую силу. Одна из главных причин роста доли женской рабочей силы на Западе – преобразования в отраслевой структуре занятости. Суть их состоит в перемещении основной массы самодеятельного населения из материального в нематериальное производство, сферу услуг. Практически повсеместно во всех отраслях последней женская занятость значительно превышает соответствующие показатели, характерные для всего народного хозяйства, доходя в учреждениях образования, например, до двух третей общей численности работающих. В России эти показатели иные. Здесь женская занятость не сконцентрирована преимущественно в сфере услуг, но рассредоточена по всем сферам хозяйства и отраслям промышленности. Это традиционно обусловлено в основном экономическими обстоятельствами – потребностью дополнительного к мужскому заработка в семье.

 


Тема 3. Рынок, его сущность и функции. Структура и инфраструктура современного рынка

1. Один из главных признаков свободного рынка заключается в абсолютной мобильности, подвижности всех видов ресурсов (материальных, финансовых, трудовых). Никто и ничто не должно сдерживать перелив ресурсов из менее эффективных сфер производства в более эффективные. Перелив ресурсов в свободной рыночной экономике происходит благодаря развитой системе “горизонтальных” связей, опирающихся на такие экономические институты, как банки, биржи, оптовые предприятия и т.д. Они служат как бы каналами перераспределения ресурсов, инструментами наиболее выгодного помещения капиталов и сбережений населения. Мобильность ресурсов, в свою очередь, работает как мощный катализатор структурных изменений в рыночном хозяйстве, обновления производства, самоорганизации рыночного обмена.

    Еще одно важное условие функционирования свободного рынка состоит в свободном ценообразовании. Для нашего человека, привыкшего жить при системе централизованного директивного ценообразования, это, видимо, самое трудное звено в понимании рыночной экономики. Свободные цены – это своего рода “сердце” рыночной системы. Они передают информацию о колебаниях конъюнктуры, стимулируют применение наиболее экономичных методов и технологий производства, распределяют и перераспределяют доходы. Подчеркивая огромную важность и самоценность для рыночной экономики свободного ценообразования, выдающийся западный экономист Ф. фон Хайек утверждал, что любые отступления от этого условия, с какими бы благородными намерениями они ни совершались, в перспективе ведут к установлению диктатуры.

2. Экономические связи обеспечивают движение продуктов от производителя к потребителю, происходит многосторонний обмен между производителями, с одной стороны, и потребителями – с другой. Такие обменные процессы обусловлены общественным разделением труда, которое, с одной стороны, разъединяет производителей, разобщает их по видам трудовой деятельности, с другой – порождает устойчивые функциональные взаимосвязи между ними. Первое перерастает в экономическую обособленность, в независимость хозяйствования каждого производителя и выступает экономической основой формирования субъектов рыночных отношений. Второе модифицируется в обменные процессы на эквивалентной основе через куплю-продажу товаров. В результате экономическая предпосылка превращения простого производителя в субъект рыночных отношений материализуется и производство становится товарным. Производители самостоятельно организуют производство и реализацию продукции, возмещают издержки, расширяют и совершенствуют производство. Обменные процессы в условиях товарно-денежных отношений принимают форму рыночных отношений.

    3. В своей жизнедеятельности общество встречается с множеством проблем, решать которые рынок не может. Было бы неправильно в данном случае говорить о недостатках рынка в буквальном их понимании. Речь, скорее, идет о том, что рынку не принадлежит по самой его природе. Избавляя общество от товарного дефицита, стимулируя научно-технический прогресс, рыночная организация экономики вместе с тем демонстрирует явную неспособность решать другие, может быть, не менее важные социально-экономические проблемы. К ним прежде всего относится удовлетворение тех общественных потребностей, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в платежеспособный спрос. В современном обществе круг таких потребностей весьма широк, а их игнорирование абсолютно немыслимо. Никакое общество не может обходиться без национальной системы обороны, народного образования, единой энергетической системы, сил охраны общественного порядка, аппарата управления государством и т.п. Поскольку речь идет о товарах и услугах, которыми поровну пользуются все граждане страны, они получили название “общественных” (или “коллективных”) товаров. “Производство” этих товаров и услуг целиком вынуждено брать на себя государство, финансируя его из средств бюджета за счет налогов на доходы предприятий и отдельных граждан. При этом государство должно учитывать, что “общественные товары” имеют весьма сложную структуру, ибо часть из них (например, национальная оборона) “потребляется” всем населением страны поровну, другая – лишь частью населения (услуги милиции данного региона), третья – лишь малым коллективом (коммунальные услуги, предоставляемые муниципалитетом данного населенного пункта). Но тем не менее совершенно ясно, что удовлетворение потребностей на “общественные товары” не может происходить на рыночной основе. Вторая проблема, лежащая за пределами досягаемости рыночного механизма, связана с так называемыми “внешними эффектами”. Суть их в том, что деятельность предприятий рыночного типа может иметь как отрицательные, так и положительные последствия, не имеющие непосредственной денежной меры, но реально влияющие на благосостояние других членов общества. Таковы, к примеру, внешние эффекты, связанные с загрязнением окружающей среды в результате производственной деятельности, исчерпание природных запасов из-за безудержного вовлечения их в хозяйственный оборот, возникновение региональных и структурных диспропорции в производстве и пр. Конечно же, рыночный механизм “сам по себе” не способен нейтрализовать эти негативные последствия, потому что ориентирует экономику исключительно на постоянно возрастающий платежеспособный спрос. Поэтому регулирование внешних эффектов по необходимости должно взять на себя государство. Оно делает это путем их измерения и организации перераспределения доходов через госбюджет с целью погасить негативные внешние эффекты или справедливо перераспределить выгоды, полученные от положительных внешних эффектов (например, ирригационных работ, инициатором которых выступил один производитель, а положительными результатами пользуются многие). Ликвидация негативных внешних эффектов возможна и путем прямого администрирования, т.е. запрета эксплуатации части невосполнимых природных ресурсов, применения вредных технологий, производства товаров и услуг, наносящих ущерб здоровью людей, и т.п. Виновные в нарушении таких запретов подвергаются штрафам, размер которых многократно превосходит возможные выгоды производителя. В своей борьбе с негативными внешними эффектами государство не одиноко. Ему помогают многочисленные общества по защите прав потребителей, свободная пресса, институты представительной демократии. Все это дает возможность существенно корректировать действие рыночного механизма, смягчать или вовсе ликвидировать негативные последствия слепой игры рыночных сил, проявляющейся во внешних эффектах. Наконец, третья группа проблем, порождаемых ограниченностью рыночного механизма, связана с важнейшими социально-экономическими правами личности и в первую очередь с правом на труд. Надо иметь в виду, что теоретически немыслима и практически невозможна рыночная экономика с полной занятостью. Существует мобильность всех видов ресурсов, включая трудовые, как одна из существенных черт рыночной экономики. Такая мобильность автоматически предполагает периодическое возникновение, рост или уменьшение разных видов безработицы: технологической (из-за свертывания устаревших производств), структурной (из-за перестройки структуры экономики), региональной (из-за неравномерности развития разных регионов), скрытой (из-за разорения части фермеров).

4.Экономическая структура российского общества – это миллионы крупных, средних и малых предприятий (фирм), десятки миллионов домашних хозяйств. Между ними сложная система связей, которую нелегко представить, даже имея в распоряжении подробные данные, статистические справочники. Одни фирмы конструируют, другие производят, третьи транспортируют, четвертые реализуют, пятые предоставляют деньги, шестые используют. Кто-то специализируется на поставках ресурсов, а кто-то выпускает готовую продукцию. Одни заняты созданием потребительских товаров, другие – выпуском станков, оборудования, третьи – утилизацией отходов.

Во всей этой необычайно разветвленной и неоднородной, находящейся в постоянном движении экономической деятельности трудно разобраться и опытному специалисту, и тем более рядовому участнику. Отсюда вытекает необходимость сделать скрытые связи прозрачными, а сложные – по возможности простыми. Однородные и сходные связи следует сгруппировать и укрупнить, или, как выражаются экономисты, агрегировать. В укрупнении и структуризации экономических отношений и заключается одна из задач макроэкономики.

Для начала представим самую простую картину экономических связей, т.е. попробуем изобразить укрупненную схему движения расходов и доходов, денег, ресурсов и продукции в сфере экономической деятельности. Это будет картина экономического кругооборота.

Вначале в ней будут присутствовать лишь две основные хозяйственные «единицы»: домашние хозяйства и фирмы. Мы абстрагируемся от внешних связей.

В упрощенной для наглядности схеме объединим (агрегируем) «ручейки» и «реки» разнообразных товаров и услуг, расходов и доходов в однородные «потоки», протекающие между предприятиями и домашними хозяйствами и объединяющие их в хозяйственную систему.

 

 
 


Рис. Кругооборот товаров и услуг, доходов и расходов

 

В нашей (весьма упрощенной) схеме кругооборота (рис.) все ресурсы принадлежат домашним хозяйствам. Они предоставляют рабочую силу, капитал, природные ресурсы и т.д. Предприятия, когда они предлагают эти ресурсы, выступают в роли домашних хозяйств.

В схеме наглядно представлены основные связи;

– домашние хозяйства предъявляют спрос и потребляют потребительские товары (хлеб, одежду, бытовую электронику) и услуги (бытовые, транспортные). Они оплачивают потребительские товары и услуги за счет доходов, которые получают, предоставляя в распоряжение предприятий рабочую силу, капитал, природные ресурсы и др.;

– предприятия включают ресурсы (факторы производства) в производственный процесс и поставляют готовые потребительские товары и услуги домашним хозяйствам. Хлеб, одежда, бытовая электроника, транспортные и иные услуги, потребляемые домашними хозяйствами, заканчивают свое движение, и процесс кругооборота начинается снова.


1 Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. – М., 1978. С. 458

1 Экономическая теория. Учеб. для вузов / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб., 1999. С. 13-15

2Маршалл А. Принципы политической экономии. Т. 1. – М.: Прогресс, 1983. С. 56

1 Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение. Т. 1. Вып. 1. – М., 1993. С. 32-33

1 Экономика: Учебник / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М., 1998. С. 67-74

1 Генкин Б.М. Экономика и социология труда. – М., 1998. С. 75

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!