Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Конспект по дисциплине «Экономическая география России»»

/ Экономическая география и регионалистика
Конспект, 

Оглавление

 

Тема 4. Понятие географической среды. Природно-ресурсный потенциал и его экономическая оценка

 

1. В 1970-1990-х гг. прошлого столетия наблюдалось резкое замедление темпов развития добывающей промышленности США. Причинами этого стали рост издержек на геолого-разведочные работы и эксплуатацию месторождений полезных ископаемых, ресурсосбережение в промышленности, более низкие затраты на добычу минерального сырья в развивающихся странах. С целью экономии средств и снижения загрязнения окружающей среды добыча и первичная переработка минерального сырья постепенно выводились за пределы страны. В результате произошло уменьшение доли сырьевых отраслей в экономике страны, а также усилилась зависимость США от импорта многих видов минерального сырья. Таким образом, проведенная в США структурная перестройка экономики отчасти сняла остроту энергетических проблем, однако коренного качественного изменения энергетической ситуации в американской экономике пока не произошло. К началу XXI в. США продолжили политику консервации собственных значительных запасов углеводородов и сделали ставку на внешнюю импортную энергетическую базу. США стремятся усилить свое влияние в нефте- и газодобывающих регионах мира.

2. Созданные в прошлые годы инфраструктура и производственные мощности по добыче и производству нефти, природного газа, каменного угля, железной руды, цветных и благородных металлов, алмазов, агрохимического сырья пока обеспечивают внутренние потребности экономики России, а также позволяют поставлять значительную часть минерального сырья на внешний рынок. Вместе с тем по удельному показателю обеспеченности активными запасами (отношение запасов к текущей годовой добыче), разработка которых экономически целесообразна по критериям мирового рынка, Россия по основным видам минерального сырья заметно уступает отдельным зарубежным странам. Только по природному газу, золоту, серебру и алмазам этот показатель выше общемирового. По многим видам минерального сырья обеспеченность составляет всего 25-50 лет, а по свинцу, цинку, сурьме и россыпному золоту обеспеченность весьма низкая – менее 20 лет. Кроме того, на территории России отсутствуют отвечающие современным требованиям промышленности разведанные запасы марганцевых, хромовых, циркониевых руд, высококачественных каолинов, барита, слюды-мусковита. Потребность промышленности России в марганце, хроме, ртути, сурьме, титане и ряде других видов минерального сырья почти полностью обеспечивается поставками из бывших союзных республик. По важному показателю ресурсонасыщенности экономики страны – количеству потребляемых ресурсов или продуктов их первичной переработки на душу населения – Россия значительно уступает промышленно развитым странам. В частности, в середине 90-х годов в России на душу населения приходилось: угля – 2,5 т (США – 3,5 т, Германии – 6,2 т ), алюминия – 10 кг (США – 15,5 кг, Германии – 26 кг), меди – 4,6 кг (США – 7,3 кг, Германии – 13,7 кг), фосфорных удобрений – 16 кг (США – 157 кг, Германии – 122 кг). В мировом масштабе, по оценкам зарубежных исследователей, добыча и потребление минерального сырья будут возрастать, хотя и более низкими темпами, чем в 70-80-х годах. Существенный урон народному хозяйству наносит низкая комплексность (по отношению к мировому уровню) в использовании добытых полезных ископаемых. В частности, потери попутного газа и ценных компонентов нефтяных месторождений составляют до 30–50% учтенных в недрах запасов. Наиболее значительны потери на стадии переработки добытых руд. В отвалах горнодобывающих предприятий безвозвратно теряются многие ценные компоненты, содержащиеся в рудах. Так, в настоящее время из добытых и прошедших обогащение хибинских апатитовых руд отбирается и направляется на переработку для получения глинозема лишь 15% нефелинового сырья, что приводит к потере 2,5 млн. т глинозема в год. Практически не извлекаются стронций и редкоземельные элементы. При плавке медно-никелевых руд на Норильском металлургическом комбинате более 1 млн. т остродефицитной для России серы выбрасывается в атмосферу. Здесь же не извлекают достаточно полно платиноиды и кобальт. Крупные объемы серы теряются при добыче природного газа. Ежегодно в стране происходит до 700 крупных разрывов нефте- и газопроводов. При этом теряется от 2 до 3% всех добываемых в стране нефти и газа. Несмотря на весьма острые проблемы в добывающей промышленности России, именно эта отрасль обеспечивает почти треть валютных поступлений страны. Однако модель экономического развития, ориентированная на приоритетное развитие сырьевых отраслей, имеет тупиковый характер и не способна вывести страну из глубочайшего кризиса. Ориентация на одностороннюю интеграцию России в мировую экономику через развитие сырьевых отраслей будет способствовать консервации России в качестве сырьевого придатка промышленно развитых государств.

3. Успешное завершение экономических реформ, переход на рыночные отношения с учетом местных особенностей, обуздание инфляции при наличии богатейших природных, людских и материальных ресурсов позволит России в ближайшие годы выйти на путь стабильного социально-экономического развития. Рост производительности труда, повышение эффективности производства во многом будут зависеть от углубления территориального разделения труда на основе объективных различий в природных, исторических, национальных, экономических и социальных условиях.

4.

Переход к новой стратегии развития для России, находящейся в чрезвычайно противоречивой социально-экономической ситуации является жизненно важным этапом ее развития. Но переход от природохищнической, технократической парадигмы развития к экоразвитию требует определенных условий. Сформулируем основные условия перехода к концепции экоразвития.

1. Наличие глубоко проработанной единой государственной экологической политики, подкрепленной долгосрочной стратегической программой. На фоне поворота к гражданскому обществу и обеспечению прав человека хуже всего обстоит дело как раз с обеспечением права людей на безопасную среду жизни, на гарантированную защиту от техногенного загрязнения и поражения. Правительство не может не знать, что широко понимаемая проблема безопасности страны сейчас ставит экологические приоритеты выше оборонных и намного выше приоритетов военно-промышленного комплекса. Между тем, промышленность России, наши самые мощные в мире центры бесхозяйственности, очаги радиации и лесные пожары оказывают губительное влияние на состояние здоровья значительной части населения, угнетают природные системы и вносят очень ощутимый вклад в глобальное антропогенное загрязнение планеты. Это становится существенным объектом критики со стороны других государств, еще больше роняет наш престиж и мешает благоприятному экономическому обмену. Из многих документов – бюджетов, государственных докладов и программ видно, что нам до глобального уровня далеко, хватило бы сил лечить свои самые больные раны – Чернобыль, «Маяк», Волгу, Алтай, Байкал и др. И все же для того, чтобы концепцию экоразвития претворить в государственную политику, необходимо включить экологические цели в число главных приоритетов реформы. Необходима сильная поддержка целей экоразвития в Правительстве и в Государственной Думе.

2. Наличие глубоко проработанного законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды. Экологическое законодательство должно опираться на сильную и конкретную конституционную норму. При определении приоритетных направлений развития права в области охраны природной среды и природопользования необходимо учитывать, что отношения в этой сфере регулируются наряду с собственно «экологическими» актами, также нормами законодательства государственного, гражданского, уголовного, земельного и др. Без такой правовой и организационной структуры принятые экологические законы и подзаконные акты не будут иметь необходимого правоприменительного механизма и не дадут желаемого эффекта.

3. Достаточное финансовое и материальное обеспечение.

Годовая сумма затрат на охрану природы и окружающей среды в России на порядок меньше наносимого экоущерба и не превышает 1% ВНП. За счет средств федерального бюджета и средств территорий продолжается финансирование нескольких природоохранных реабилитационных программ, но выделяемые суммы намного меньше требующихся ассигнований. К тому же расходование этих средств оставляет желать много лучшего. Резкий дефицит финансирования – путь к продолжению и усугублению национального экологического кризиса. В сложившейся ситуации трудно рассчитывать на то, что государственное финансирование быстро достигнет требуемого уровня. Реализация принципа платности природопользования сама по себе тоже нескоро сможет изменить положение. Поэтому необходимо проведение такой федеральной и региональной финансово-кредитной и налоговой политики, которая способствовала бы активизации предпринимательской деятельности в области природопользования, привлечению инвестиций, в том числе и иностранных, направляемых на экологически ориентированное технологическое перевооружение.

4. Участие населения в процессе выработки и принятия решений по наиболее важным практическим задачам экоразвития.

Это нелегкое, но необходимое условие. Особенно важен общественный контроль при переходном процессе либерализации экономики и приватизации хозяйственных объектов. Современный инструментарий информационных связей между населением, специалистами и системой управления разнообразен. Применительно к рассматриваемым задачам наиболее подходящими являются проблемные социологические обследования и методы социального проектирования. Для этого необходима доступность, открытость и публичность всей информации о техногенном загрязнении среды и обусловленном им риске для здоровья людей. Практика показывает, что несоблюдение этого требования сильно затрудняет и искажает оценку социально-экологической ситуации, а при общественной настороженности по отношению к пробелам в информации приводит к серьезным коллизиям. В частности, сокрытие данных о вредных эмиссиях на предприятиях ВПК приносит неизмеримо больший вред, чем раскрытие его тайн, чаще всего мнимых. Следует помнить, что психологическая реакция людей на техногенные изменения в окружающей среде входит в объективную оценку экологической ситуации.

5. Научно-методическая, информационная и нормативная обеспеченность территориальных, эколого-экономических программ. Сегодня эта обеспеченность недостаточна. Существует острая потребность в детальной разработке научно-методических, справочных материалов, рабочих методик и нормативов по широкому кругу прикладных проблем природопользования. Наиболее важными из них являются:

­      соизмерение производственных и природных потенциалов конкретных территорий; количественная оценка природоемкости производства   и   экологической   техноемкости   природной   среды (территориальные экологические нормативы);

­      организация и проведение экологической паспортизации и экспертизы хозяйственных объектов;

­      процедура предпроектной оценки воздействия намечаемых к созданию хозяйственных объектов на окружающую среду (ОВОС);

­      создание специализированных банков региональной эколого-экономической информации.

6. Правильная кадровая политика, при которой доступ к власти и управлению природопользованием определяется профессионализмом и компетентностью. Вся система управления природопользованием независимо от ее самооценки испытывает острый дефицит квалифицированных специалистов, восприимчивых к новым требованиям эколого-экономической политики и способных полностью нейтрализовать экологическую безграмотность правительственных чиновников и хозяйственных руководителей. Руководство страны длительное время пренебрегало подготовкой кадров экологов-природопользователей, а когда небольшое число их все же появилось, их часто оттесняли от прямой профессиональной деятельности и от выхода в практику управления. В последнее время положение несколько исправляется. Но вузовская подготовка экологов-практиков остается несовершенной. Необходимо создание специализированных факультетов, где был бы обеспечен развернутый макроэкологический подход к образованию.

7. Международное сотрудничество и поддержка.

Экологический кризис и мощные источники техногенных эмиссий России представляют ощутимую глобальную опасность. Экономическое и социальное напряжение, региональные кризисы, экологические беженцы, трансграничные переносы радионуклидов, кислотных оксидов, парниковых газов, дыма лесных пожаров, ядерные свалки и склады отравляющих веществ, затопленные реакторы и боеголовки – все это стало крупным национальным «вкладом» во всемирное ухудшение экологической обстановки. Учитывая реальную экономическую ситуацию в России, развитые зарубежные страны готовы оказать, а мы вынуждены с благодарностью принять помощь для экологической стабилизации. Существует несколько программ международного сотрудничества, в рамках которых зарубежные партнеры оказывают финансовую, технологическую и научно-методическую помощь для улучшения экологической обстановки и рационализации использования ресурсов в различных регионах России (Русский Чернобыль, Верхняя Волга, Северный Каспий, Байкал). Такое сотрудничество соответствует рекомендациям РИО-92. Однако, несмотря на то, что Россия в настоящее время находится в условиях значительной экономической и социальной напряженности, что ей приходится решать беспрецедентные по сложности задачи, она все-таки должна нести ответственность, в том числе и весьма ощутимую материальную ответственность за трансграничное загрязнение и нарушение квот на выбросы парниковых газов. Выполнение указанных требований за короткий исторический срок кажется практически невозможным, так много для этого социально-психологических, политических, экономических, этических, религиозных и прочих препятствий. Большинство специалистов единодушны в том, что процесс экологически ориентированного развития не может быть ограничен только изменением мировой экономической стратегии, хозяйственными и технологическими мерами; он должен сопровождаться глубокой переоценкой человеческих устремлений, становлением новой идеологии, новых норм поведения людей.

5. В Российской Федерации возделываются озимые и яровые формы пшеницы. Озимая пшеница по зимостойкости среди хлебных злаков занимает второе место. Она хорошо произрастает в районах с умеренными и теплыми зимами и достаточным количеством осадков. Наиболее благоприятным для ее выращивания является Северо-Кавказский экономический район, особенно Краснодарский край, где получают высокие стабильные урожаи этой культуры с отличными сортовыми качествами. Здесь выращивают сорта твердых и сильных пшениц. Широко возделывается озимая пшеница на правобережье Поволжья, районах Нечерноземной зоны, в предгорьях Алтая.

6. Дальний Восток – это район, где лесные ресурсы могут воспроизводиться за минимальный срок. На долю Дальнего Востока приходится 31% запасов древесины страны.

7. Экстремально высокое загрязнение водоемов, превышающее допустимые нормы в 100 и более раз, характерно для Свердловской, Пермской, Челябинской, Мурманской, Оренбургской, Кемеровской и Волгоградской областей. Наибольший объем сбросов загрязненных сточных вод (12 млрд. м3) приходится на долю бассейна Каспийского моря (в том числе на долю бассейна Волги – 11,2 млрд. м3). На втором месте – Карское море (бассейн Оби – 2,9 и бассейн Енисея – 2,7 млрд. м3), на третьем – Азовское (4,2 млрд. м3), на четвертом – Балтийское (2,7 млрд. м3).

Важным показателем оценки водных ресурсов является водообеспеченность (удельное значение естественного среднего годового стока на единицу площади и в расчете на одного жителя). Водообеспеченность России в расчете на единицу площади составляет примерно 250 тыс. м3/год, что намного выше по сравнению с любой из республик ближнего зарубежья (исключая Грузию – 765 тыс. м3/год). По этому показателю Россия занимает в мире несколько более скромное место, чем по суммарному объему речного стока, значительно (в 3 раза) уступая Бразилии и Норвегии, заметно уступая Индии, и находится почти на одном уровне с США, КНР и Канадой. Водообеспеченность в расчете на одного жителя составляет в России 28,5 тыс. м3/год, что значительно выше, чем в любой соседней республике ближнего зарубежья. Внутреннее распределение водных ресурсов в России крайне неравномерно. Огромен разрыв между регионами по показателю суммарного стока. Так, Дальний Восток имеет на своей территории 1812 км3/год, а Центрально-Черноземный район только 21,0 км3/год. Отсюда резко отличается и удельная водообеспеченность.


Тема 5. Экономическое районирование и регионализм

1. Научно обоснованное экономическое районирование необходимо в условиях становления и развития рыночных отношений для осуществления территориального управления, повышения его совершенствования при учете исключительного разнообразия и богатства природно-ресурсного потенциала во всех регионах России. Экономическое районирование оказывает огромное влияние на повышение эффективности развития и размещения производительных сил каждого региона и страны в целом. Экономические районы образуются и развиваются на основе общественного территориального разделения труда. В связи с отраслевым разделением труда, расчленением производства на мелкие и более узкие отрасли, созданием специализированных производств оно ведет к расчленению хозяйственной территории на более дробные взаимосвязанные регионы, к формированию специализированных экономических районов. Общественное разделение труда способствует массовому и эффективному производству различных видов продукции и расширению рынка. Экономическое районирование служит важным научным инструментом территориального управления. Наша страна располагает богатым научным наследием теории экономического районирования и обладает большим практическим опытом экономического районирования.

2. Сетка экономических районов России была сформирована в условиях советской экономики, которую принято характеризовать как централизованно-плановую, административно-командную. В последние годы произошел слом этой системы и на рыночных, либеральных принципах формируется новая территориальная структура экономики России. В отличие от прежней, советской экономики она является более гибкой, чувствительной к изменению общественных потребностей (личных и производственных), более динамична (т.е. подвержена частым изменениям), менее милитаризирована, более диверсифицирована (т.е. предполагает отказ от исключительно отраслевого принципа построения, допускает и стимулирует создание и функционирование многопрофильных предприятий). Сетка экономических районов должна отражать существующую территориальную структуру экономики страны. Однако для сегодняшних условий России это нереально. Процессы трансформации ее экономики протекают слишком стремительно и, по всей видимости, вопрос о создании новой сетки экономических районов можно будет поставить где-то на этапе завершения переходного периода, т.е. при достижении необходимой степени устойчивости территориальной структуры экономики как системы, сформированной совокупностью рыночных факторов. Особенности новой сетки экономических районов России, судя по всему, в большой степени будут определяться характером функций государственной власти по отношению к экономике, которые также находятся в стадии формирования. Они, возможно, будут определяться и функциями новых региональных властных структур, появление которых происходит и неизбежно будет происходить в ходе набирающих силу интеграционных процессов внутри территорий России. Экономические районы призваны характеризовать оптимальную территориальную организацию экономики страны. Данный вопрос в советское время был в немалой степени дискуссионным. Представления о содержании данного понятия применительно к условиям переходной экономики на научном уровне пока не сформулированы.

3. На момент распада СССР в 1991 г. площадь России (РСФСР) составляла 17 075, 4 тыс. кв. км.

Из состава РСФСР в 1922 – 1991 гг. были выведены следующие территории:

­      в 1924 г. – Туркмения

­      в 1924 г. – Узбекистан

­      в 1929 г. – Таджикистан

­      в 1936 г. – Казахстан

­      в 1936 г. – Киргизия

­      в 1954 г. Крымский полуостров был передан Украинской ССР

 


Тема 6. Структура экономики РФ и ее регионов

1. В годы после Второй мировой войны Советский Союз по праву занимал место одной из супердержав мира. По размерам произведенного ВВП Советский Союз в период с 1950 по 1970 г. уступал лишь США. Россия в том же году по размеру ВВП занимала 3-е место в мире после США и Великобритании. В 1951 г. по объему ВВП Россию обошла Германия, в 1961 г. – Япония, в 1983 г. – Китай, в 1989 г. – Франция, в 1990 г. Италия, в 1996 г. – Бразилия, Южная Корея, Канада и Испания. По размеру валового внутреннего продукта, исчисленного в постоянных ценах 1989 г., Россия занимала в 1996 г. 12-е место в мире. Начиная с 1990 г. прослеживается устойчивая тенденция к снижению стоимости ВВП в России. Валовой внутренний продукт России, по данным Госкомстата, исчисленный в соответствии с новой концепцией национальных счетов, в период с 1990 по 1996 г. сократился более чем наполовину: 1991 г. – 12,5%, 1992 г. – 14,5, 1993 г. – 8,7, 1994 г. – 12,6, 1995 г. – 4,1, 1996 г. – 4,9%, а в 1997 г. – на 0,2%, 1998 г. – на 4,6%. Для сравнения за годы первой мировой войны (1914–1917 гг.) ВВП России сократился на четверть, во время гражданской войны (1918–1922 гг.) – на 23%, за годы второй мировой войны (1941-1945 гг.) – на 21%. В настоящее время Россия по темпам снижения ВВП является одним из мировых лидеров среди государств, имеющих отрицательный прирост ВВП. Финансовый кризис в России, разразившийся в конце 1998 г., усугубил положение в экономике страны и явился катализатором дальнейшего падения стоимости ВВП страны. В 1999 г. ВВП сократился еще на 6% и на 8% – в 2002 г. Сокращение абсолютных размеров ВВП в России сопровождалось снижением ВВП на душу населения. Этот показатель в 1996 г. составлял 3004 долл., что соответствовало 40-му месту в мире. Причем Россию опережали по этому показателю многие развивающиеся страны, в том числе Колумбия, Таиланд, Чили, Малайзия и др.

2. Региональное распределение капитальных вложений характеризуется резкими диспропорциями в пользу индустриально развитых регионов. На Центральный район, Западную Сибирь и Урало-Поволжье приходится примерно по 1/5 всех инвестиций, что в сумме дает 60%. Еще выше доля этих регионов в вводе основных фондов (более 70%). При этом в Западно-Сибирском нефтегазодобывающем регионе на строительство объектов производственного назначения приходится в 3 раза больше капитальных вложений, чем в непроизводственную сферу. В Центральном районе, напротив, более половины всех инвестиций направляется в непроизводственную сферу. Близкие показатели имеют Волго-Вятский и Северо-Западный районы. Удельный вес капитальных вложений в непроизводственную сферу при общем сокращении инвестиций непрерывно рос. Максимальные удельные значения капитальных вложений (на 1000 жителей) наблюдались в Центральном, Западно-Сибирском (за счет Тюменской обл.) и Дальневосточном (за счет Якутии) районах. Наихудшая ситуация сложилась в Центрально-Черноземном, Северо-Западном, Северо-Кавказском и Поволжском районах. Подобная территориальная структура явно коррелирует с размещением экспортных отраслей производства и столичными функциями, ведущими к сверхконцентрации инвестиционных ресурсов. За годы реформ произошли существенные изменения в формах собственности. Капитальные вложения в непроизводственную сферу по формам собственности соотносились в 1996 г. следующим образом: государственная – 29%, муниципальная – 16, частная – 22, смешанная – 32%. Однако по районам имеются существенные различия. Максимальна доля государства в капитальных вложениях на Дальнем Востоке, в Восточной Сибири и Поволжье. Муниципальная собственность преобладает в Северо-Западном, Восточно-Сибирском и Дальневосточном районах. Частная собственность является ведущей на Северном Кавказе (особенно в Краснодарском и Ставропольском краях). Смешанная собственность господствует в Центральном (в Москве – 66%) и Западно-Сибирском (особенно в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах) районах. Велика ее роль в Центрально-Черноземном (Липецкая обл.) и Уральском (Оренбургская, Челябинская и Пермская обл.) районах. Легко заметить, что и здесь господство смешанных форм собственности тесно связано с регионами концентрации экспортных отраслей экономики.

Еще более значимы территориальные различия в объемах инвестирования средств в жилищное строительство. Выше среднего по РФ капитальные вложения в жилищное строительство (в расчете на 1000 жителей) в Центральном, Западно-Сибирском и Дальневосточном районах. При этом абсолютными лидерами являются Москва, Самарская и Тюменская обл. и особенно Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа (в 3 раза выше среднего уровня), а также Якутия. Если учесть еще Кемеровскую обл. и Республику Коми, то нетрудно видеть, что жилищное строительство сегодня сосредоточено почти исключительно в столице России, а также в «экспортных» регионах. На другом полюсе «неэкспортные» республики и области европейской части страны, где удельные капитальные вложения в несколько раз ниже среднероссийских. Среди экономических районов наихудшая ситуация в Северо-Кавказском, Центрально-Черноземном, Северо-Западном, Волго-Вятском районах. Серьезным сдерживающим фактором для инвестирования в российскую экономику служит высокий уровень коммерческих рисков. В тех же случаях, когда такие вложения осуществляются, то ресурсы направляются в сектора, дающие максимально быструю отдачу: топливная промышленность (около половины всех прямых инвестиций), торговля и общественное питание (около 10%), деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (7,5%). Основными приоритетными районами в реальном распределении инвестиций являются Западная Сибирь и Центральная Россия (исключительно за счет Москвы). На них приходится около 40% инвестиций в основной капитал и 62% иностранных инвестиций. При этом на Центр приходится свыше 50% иностранных инвестиций, поступивших в Российскую Федерацию за период 1994–2000 гг. Удельный вес большинства других регионов снизился (за исключением Урала). Иностранные инвестиции практически не поступали на Урал, в Восточную Сибирь, Северный Кавказ, Центрально-Черноземную Россию (столько же, сколько и в Калининградскую обл.). Таким образом, можно утверждать, что происходит концентрация инвестиционных ресурсов в столице и в районах размещения предприятий топливно-энергетического комплекса (Западная Сибирь), а иностранных инвестиций, помимо Москвы, – в приморских регионах (Северный, Северо-Западный, Дальневосточный районы, Калининградская обл.). Это говорит о том, что в настоящий момент инвестиционные потоки ориентируются и на иные факторы, кроме тех, которые определяют инвестиционный климат.

3. Для промышленности России характерны большое разнообразие, завершенность производственных процессов (от добычи и обогащения сырья до получения готовой продукции) в основных отраслях, высокий уровень концентрации, относительно крупные размеры производства. Вместе с тем в экспортируемой части ее продукции преобладают топливо и металлы. За годы реформ количество промышленных предприятий увеличилось (только с 1990 по 1999 г. оно выросло с 46,6 тыс. до 144,6 тыс.) при сокращении численности промышленного персонала, что свидетельствует о процессах деконцентрации производства. Во многих отраслях промышленности объем производства значительно снизился. Тем не менее Россия остается в СНГ главным производителем промышленной продукции (все виды топлива, электроэнергия, черные и многие цветные металлы, металлообрабатывающие станки, ткани и пр.). Структура промышленности – важнейший показатель направления развития производства. Она складывается под совокупным влиянием различных факторов. Важнейшие из них:

• особенности природной среды (лучшая обеспеченность основными видами естественных ресурсов по сравнению с другими странами);

• исторические особенности развития, влияющие на современную структуру промышленности;

• технико-экономический уровень развития производства, связанный с темпами научно-технического прогресса, влияющего на соотношение добывающих и обрабатывающих отраслей, на характер связей с природной средой;

• степень интеграции с мировой экономикой в условиях международного (географическое) разделения труда; от этого зависят размер спроса на ту или иную продукцию, а следовательно, и масштабы ее производства, и соотношение отраслей.

Полнота и разносторонность структуры промышленности России – характерная ее черта по сравнению со многими странами мира. Как видно из сведений, приведенных в табл. 17, в 1998 г. среди отраслей отечественной индустрии преобладали машиностроение (18,0%) и электроэнергетика (17,0%). Далее следовали топливная и пищевая промышленность, затем – черная и цветная металлургия и химическая индустрия. На долю черной металлургии вместе с цветной приходилось 15,3%, топливной промышленности вместе с электроэнергетикой (ТЭК) – 32,5%. Итого, доля ТЭК и металлургии составляла 47,8%.

Таблица 1

Структура промышленности России, % (текущие цены)

 

Отрасль промышленности

1990 г.

1995 г.

1998 г.

Топливная

7,6

16,4

15,5

Электроэнергетика

4,3

13,5

17,0

Черная металлургия

5,3

9,1

7,7

Цветная металлургия

5,7

6,5

7,6

Машиностроение и металлообработка

31,2

17,9

18,0

Химическая и нефтехимическая

7,3

7,5

7,3

Строительных материалов

3,5

4,8

3,8

Лесная и деревообрабатывающая

5,4

5,1

3,9

Легкая

12,1

2,5

1,6

Пищевая

12,7

12,1

13,7

Прочие отрасли

4,9

4,3

3,9

ВСЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

100

100

100

 

Россия уступает подоле машиностроения в структуре промышленности развитым странам Запада, особенно тем из них, у которых из-за ограниченности природных ресурсов слабо представлены топливно-энергетический и металлургический комплексы (поэтому доля машиностроения не во всех случаях может быть достаточно точным показателем уровня экономического развития). Высокая доля ТЭК и металлургии – не только следствие влияния природной среды, но и результат негативных процессов в экономике, связанных с переходом на рыночные отношения. Неоправданно мала доля легкой промышленности – одной из старейших отраслей промышленности России.

Показательно сравнение структуры промышленности в 1998 и в 1990 г. Именно за этот период в ней резко уменьшилась доля машиностроения и легкой промышленности при росте доли ТЭК и металлургии (табл. 1). В какой-то степени это связано с более быстрым ростом цен на продукцию ТЭК и металлы по сравнению с ценами на другие товары. Другая причина – более существенное снижение объема производства в машиностроении и легкой промышленности по сравнению с ТЭК. Для нас интересен прежде всего региональный аспект структуры промышленности России, связанный с неоднородностью ее природной среды и историческими особенностями развития. Есть районы (Западная Сибирь), где доля топливной промышленности достигает 55,0% (вместе с электроэнергетикой – 68,9%). В других районах эта отрасль отсутствует или на нее приходится крайне небольшая доля. В значительной степени с природными условиями связаны и территориальные различия в доле цветной металлургии (от 43% в Восточной Сибири до 0,8% в Волго-Вятском районе; в Центрально-Черноземном районе она отсутствует). Доля черной металлургии велика (18,0%) в структуре промышленности Урала (следствие исторических особенностей его развития в сочетании с хорошей обеспеченностью ископаемыми ресурсами). Но ее показатель не является здесь максимальным, так как на Урале хорошо развиты и другие отрасли промышленности. Самый высокий показатель – в Центрально-Черноземном районе (29,1%) и на Севере (23,0%), где черная металлургия – относительно «молодая» отрасль. В Центрально-Черноземном районе ее развитию способствовала обеспеченность ресурсами высококачественных железных руд, выявленных сравнительно недавно. Доля машиностроения и металлообработки в структуре промышленности достигает максимальных показателей в Волго-Вятском районе (40,6%) и Поволжье (29,4%), т.е. в тех регионах, где исключительно удобное ЭГП сочетается с малой обеспеченностью ископаемыми ресурсами. Меньшая доля машиностроения в промышленности Центра по сравнению с Волго-Вятским районом объясняется развитием в нем легкой индустрии. Подоле машиностроения выделяются также Урал и Северо-Запад. Минимальные показатели характерны для Севера, Сибири и Дальнего Востока – слабоосвоенных районов с большой ролью добывающих отраслей, развивающихся на основе естественных богатств. Максимально высокая (среди районов России) доля химической промышленности наблюдается в Поволжье (13,4%), где развитие нефтехимических производств связано с добычей нефти, обеспеченностью водными ресурсами и наличием потребителя. Минимальна доля химической индустрии в структуре промышленности Дальнего Востока (0,8%). Доля лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отраслей сравнительно велика в промышленности Северного района: из регионов с большими запасами древесины он наиболее близок к потребителю. Доля легкой промышленности в структуре производства колеблется от 4,5% в Центре до 0,6% на Севере и 1,6% на Дальнем Востоке. Роль пищевой промышленности возрастает в районах с наиболее интенсивным сельским хозяйством, развитие которого связано с благоприятным сочетанием природных условий (в Черноземном Центре – 18,0%, на Северном Кавказе – 27,9%). Минимальны ее показатели в Сибири и на Урале, специализирующихся на металлургических и добывающих отраслях промышленности. Еще значительнее территориальные различия в структуре промышленности на уровне административных районов (области, края, республики). В структуре промышленности Тюменской области на долю топливной отрасли приходятся 81,1%. Доля черной металлургии в промышленности Липецкой области составляет 55,1%, а Челябинской – 46,8%. Доля цветной металлургии в промышленности Магаданской области – 52,0%, Якутии – 65,9, а Чукотского автономного округа – 40,6%. При этом здесь развиты лишь добыча и обогащение сырья. В большинстве же областей черная и цветная металлургия отсутствуют. Максимальна доля машиностроения в структуре промышленности не в Москве (25,0%) и Петербурге (34,8%), где сильно развиты и другие отрасли (химическая, легкая и пищевая индустрия), а в Чувашии (36,0%), Ульяновской (51,0%) и Самарской (53,3%) областях. Немногим меньше его доля в Курганской, Нижегородской, Владимирской и Калужской областях. Минимальна доля машиностроения и металлообработки в структуре промышленности многих восточных областей: Тюменской – 2,2%, Иркутской – 7,7, Магаданской – 2,2, Сахалинской – 2,6%, а также Якутии – 0,8%, Чукотского автономного округа – 0,3%. Специализация на химической промышленности более выражена в Новгородской (34,4%), Тульской (20,3), Томской (33,4%) областях, в Татарстане(20,3%), Карачаево-Черкесской Республике (22,0) и Башкортостане (13,6%). Крайне велика доля лесной промышленности в структуре производства Карелии (41,8%) и Архангельской области (44,3%); сравнительно велика она в Кировской (15,0%) и Иркутской (16,9) областях, в Адыгее (14,2%). В Ивановской области 33% промышленной продукции приходится на долю легкой индустрии. Велика ее доля и во Владимирской (5,9%), Московской(5,5) и Тверской (5,9%) областях, а также в Республике Алтай (7,0%) и Еврейской автономной области (5,4%). Минимальный показатель доли легкой промышленности характерен для районов с развитой тяжелой промышленностью(области Свердловская – 0,5%, Челябинская – 0,5, Кемеровская – 0,6%), а также почти для всех административных районов Восточной Сибири, Дальнего Востока и Севера. Специализация на пищевой промышленности резко выражена в трех группах регионов: в районах с развитой рыбной промышленностью (области Мурманская – 17,1%, Астраханская – 20,2, Сахалинская – 40,6, Камчатская – 49,0% и Приморский край – 46,4%); в регионах с высокоинтенсивным сельским хозяйством (области Орловская – 25,6, Воронежская – 23,6, Тамбовская – 26,0% и Краснодарский край – 43,3%), в относительно слабо урбанизированных республиках (Адыгея – 50,8, Дагестан – 19,3, Алтай – 30,5%). На уровне административных районов большую роль играют природная среда и ЭГП. В труднодоступных районах с суровыми природными условиями преимущественно используют наиболее ценные, дефицитные, иногда даже уникальные природные ресурсы. Поэтому доля добывающих отраслей в структуре промышленности здесь особенно велика.


Тема 7. Транспортный комплекс

1. Железнодорожный транспорт – основной вид магистрального транспорта, обеспечивающий межрайонные перевозки пассажиров. Его ведущее значение обусловлено двумя факторами: технико-экономическими преимуществами над большинством других видов транспорта и совпадением направления и мощности основных транспортно-экономических межрайонных и межгосударственных (в границах СНГ) связей России с конфигурацией, пропускной и провозной способностью железнодорожных магистралей (в отличие от речного и морского транспорта). Железнодорожный транспорт отличают универсальность, высокая провозная и пропускная способность (двухпутная электрифицированная железная дорога может пропустить в сутки до 150–200 пар поездов в каждом направлении), сравнительно невысокая себестоимость перевозок (в отличие от воздушного и автомобильного транспорта), независимость от природных условий (строительство железных дорог практически на любой территории, возможность ритмично осуществлять перевозки во все времена года, в отличие от речного транспорта), сравнительно высокая скорость движения и др. Сеть железных дорог обеспечивает основные грузопотоки не только между экономическими районами России, но и между Россией и странами ближнего зарубежья. Именно железные дороги относятся к основным элементам территориального «каркаса» хозяйственного ландшафта страны на макро- и мезоуровнях.

2. Вследствие экономического кризиса в России наблюдается снижение перевозок грузов и грузооборота железнодорожного транспорта. Если в 1985 г. отправление грузов составляло 2,2 млрд. т, а грузооборот – 2,5 трлн т/км, то в 1995 г. соответственно 1,0 млрд. т и 1,2 трлн т/км. Железные дороги России обеспечивают при этом примерно 35% мирового грузооборота. Уменьшение грузооборота сказалось и на грузонапряженности железных дорог. Средняя густота перевозок на 1 км эксплуатационной длины снизилась с 29,5 (1985 г.) до 26,8 млн. т/км (1991 г.).

3. С целью уменьшение затрат на перевозку грузов из Китая и ряда других сопредельных стран началось строительство новой железнодорожной магистрали «Великий шелковый путь».

4.

Интенсивность перевозок грузов в России в 4 раза больше, чем в США, и в 10 раз больше, чем в ФРГ и во Франции.


Тема 8. Топливно-энергетический комплекс РФ

1.

­      Создание мощных тепловых электростанций преимущественно на дешевом твердом топливе

­      Использование дешевого и нетранспортабельного топлива (например бурого угля)

­      Строительство тепловых электростанций принципиально нового типа (газотурбинных электростанций, парогазотурбинных установок, магнитогидродинамических генераторов)

2. В последние годы в России возрос интерес к развитию малой и нетрадиционной энергетики. Разработана программа развития нетрадиционной энергетики России, согласно которой в начале следующего тысячелетия планируется построить ветровые электростанции – Калмыцкую, Тывинскую, Магаданскую, Приморскую, Западно-Приморскую и геотермальные электростанции – Верхне-Мугимовскую, Океанскую, Паужетскую. На юге России, в г. Кисловодске, планируется соорудить первую в стране опытно-экспериментальную электростанцию, работающую на солнечной энергии. Ввод в эксплуатацию указанных электростанций позволит к 2010 г. довести долю нетрадиционной и малой энергетики в энергобалансе России до 2%. Следует подчеркнуть, что, если в ведущих промышленных державах наметилась устойчивая тенденция к сокращению энергоемкости создаваемой единицы ВВП, то в России с начала 90-х годов сохраняется противоположная тенденция – роста энергоемкости ВВП. За период с 1990 по 1999 г. энергоемкость ВВП России увеличилась на 32%, а энергоемкость промышленного производства – более чем на 45%. В конце 90-х годов энергоемкость промышленного производства в России была почти в 50 раз выше, чем в Японии, Швейцарии и Гонконге. Росту энергоемкости ВВП России в целом и промышленного производства в частности в 90-е годы способствовали факторы структурного характера, а также рост стоимости энергии и увеличение ее доли в общих издержках производства конечной продукции. Так, если в США в автомобильной промышленности доля энергоносителей в себестоимости продукции в 90-х годах составляла 1-2%, то в России аналогичный показатель достигал 12-18%. Потенциал энергосбережения в промышленности используется не более чем на 2%. В целом по России лишь чуть более 10% промышленных предприятий инвестируют капитал в энергосберегающие проекты. В результате мер, которые начали приниматься в промышленности, за 1997 г. было сэкономлено около 8 млн. т условного топлива. Уже в ближайшей перспективе необходимо уделять значительное внимание повышению эффективности использования электроэнергии.

По расчетам специалистов, благодаря внедрению эффективных энергосберегающих технологий к 2005 г. в России может быть достигнуто годовое сокращение потребления электроэнергии на 29 млрд. кВт-ч, а к 2010 г. – на 112 млрд. кВт-ч. Рост энергоэффективности предприятий позволит получить к 2005 г. экономию топлива в размере примерно 100 млн. т. Однако до сих пор государство практически никак не поощряет деятельность по эффективному использованию энергии, хотя мировая практика, равно как и российский опыт, доказала, что энергосбережение обходится дешевле, чем строительство и ввод в эксплуатацию новых энергетических мощностей.

3. Разработанная в 90-х гг. ХХ в. усилиями представителей заинтересованных министерств и ведомств, научных центров (прежде всего Российской Академии наук) и утвержденная Правительством Российской Федерации в 1995 г. «Энергетическая стратегия России», сохраняя определенную преемственность с энергетическими программами бывшего СССР, коренным образом отличается от них, поскольку исходит из новой геополитической ситуации формирования рыночных отношений в экономике России. Она опирается на методы ситуационного анализа, определяет цели, приоритеты, направления и средства структурной, региональной, технологической политики развития топливно-энергетического комплекса страны, исходя из общих интересов национальной экономики и социальных приоритетов энергоснабжения потребителей. Она ставит целью в перспективе достичь среднеевропейских по уровню потребления и экологической безопасности условий жизни населения, делая упор на комплексный подход к проблемам энергообеспечения регионов России: определение объемов производства с учетом платежеспособного спроса на продукцию и его роста по мере выхода экономики страны из кризиса; инвестиционные программы с акцентом на источники финансирования; ценовая и налоговая политика; разумная приватизация, разгосударствление, изменение в структуре управления; взаимоотношения между Россией и странами СНГ, российскими и иностранными инвесторами; предложения по совершенствованию законодательства и др. В рамках «Энергетической стратегии России» координируются федеральные и региональные общественные и хозяйственные интересы, а предлагаемые количественные оценки имеют обоснованный прогнозный характер. В 1996 г. был принят закон об энергоснабжении, определивший принципы и механизмы энергосберегающей политики: программы производства приборов учета и контроля энергопотребления, конверсионного производства высокоэффективных газотурбинных и парогазовых энергоустановок, региональные программы с социальной ориентацией мероприятий по энергопотреблению и энергоснабжению во всех сферах хозяйства.

4. Крайне жесткая налоговая политика в сочетании с кризисом платежей (размеры неплатежей за топливно-энергетические ресурсы непрерывно росли и в 1996 г. составили десятки триллионов рублей) негативно отразилась на инвестиционных возможностях энергетических компаний и на их заказах смежным, в том числе конверсионным отраслям промышленности. Среднегодовые объемы капиталовложений в ТЭК уменьшились в 1991–1996 гг. в 2,4 раза по сравнению с периодом 1986–1990 гг. В топливно-энергетическом комплексе возник опасный инвестиционный кризис. В нефтяной и угольной промышленности капиталовложений не хватает даже на поддержание достигнутого уровня добычи ТЭР, в электроэнергетике едва компенсируется выбытие действующих мощностей из-за окончания проектного (неоднократно продленного) срока службы оборудования. Только в газовой промышленности идет некоторый прирост производственных фондов. Сегодня состояние и технический уровень действующих мощностей ТЭК оцениваются как критические. В ТЭК исчерпан проектный ресурс: более 50% оборудования угольной промышленности, более 30% газоперекачивающих агрегатов, свыше 50% оборудования в нефтедобыче и более 35% в газовой промышленности. В нефтеперерабатывающей промышленности износ фондов превышает 80%, в ближайшие несколько лет отработает проектный ресурс половина мощностей электростанций страны. Более половины магистральных нефтепроводов эксплуатируется без капитального ремонта дольше 25–35 лет, требует реконструкции половина мощностей АЭС.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!