Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Конспект по дисциплине «Бухгалтерский учет»»

/ Бухучет
Конспект, 

Оглавление

 

Тема 9. Организационные модели формирования издержек

 

Учет затрат по местам их возникновения – одно из возможных направлений организации учета производственных издержек. Место возникновения затрат – это структурное подразделение предприятия, по которому организуется планирование, нормирование и учет издержек производства для контроля и управления затратами производственных ресурсов. Местами возникновения затрат могут являться рабочие места, участки, бригады, цехи, отделы предприятия, например конструкторское бюро, отдел технического контроля и контроля качества, инструментальная мастерская, отдел рекламы, плановый, финансовый отделы и т.п. Каждому такому участку присваивается свой регистрационный номер, который фиксируется в номенклатуре мест возникновения издержек на предприятии. Места возникновения затрат являются объектами аналитического учета затрат на производство по экономическим элементам и статьям калькуляции. Они часто подразделяются на места возникновения главных затрат и места возникновения вспомогательных затрат. Под первыми понимают подразделения, непосредственно производящие и реализующие продукцию на сторону. Все подразделения, производящие продукт (оказывающие услуги) для внутреннего потребления, относятся к местам возникновения вспомогательных затрат. Для каждого места возникновения затрат в управленческом учете устанавливаются единицы измерения, на которые приходятся издержки (базы распределения издержек). Они необходимы для последующего калькулирования себестоимости продукции.

Учет издержек по местам их возникновения позволяет руководству предприятия обеспечить:

• действенный и всесторонний контроль эффективности работы как предприятия в целом, так и его структурных подразделений;

• распределение накладных издержек между отдельными видами продукции, что необходимо при калькулировании себестоимости продукции.

Еще одним направлением учета производственных затрат является учет по центрам ответственности. Центр ответственности может быть определен как сегмент предприятия, за результаты работы которого отвечает его руководитель. В управленческом учете каждому месту возникновения затрат должна соответствовать своя сфера ответственности. Цель организации учета по центрам ответственности состоит в накоплении данных о затратах и доходах по каждому центру ответственности таким образом, чтобы отклонения от сметы (плана, утвержденного для центра ответственности) могли возлагаться на ответственное лицо. Фактические данные по центрам ответственности отражаются бухгалтером-аналитиком в отчетах об исполнении сметы, составляемых через короткие промежутки времени. Из этих отчетов руководители центров ответственности получают информацию об отклонениях от сметы по различным статьям расходов. Администрация решает сама, в каких аспектах классифицировать затраты, насколько детализировать места возникновения затрат и как увязать их с центрами ответственности. Как правило, продукция в процессе своего изготовления проходит ряд последовательных стадий в различных подразделениях предприятия. Располагая сведениями о себестоимости продукции, невозможно точно определить, как распределяются затраты между отдельными производственными участками (центрами ответственности). Эту задачу можно решить, если установить связь затрат и доходов с действиями лиц, ответственных за расходование ресурсов. Такой подход в управленческом учете назван учетом затрат по центрам ответственности, он может реализовываться на практике при делении затрат на регулируемые и нерегулируемые (или контролируемые и неконтролируемые). Регулируемые затраты подвержены влиянию менеджера центра ответственности, на нерегулируемые он воздействовать не может. Работа менеджера оценивается по способности управлять регулируемыми затратами. Например, производственным цехом допущен перерасход материалов. Являются ли эти затраты регулируемыми для начальника цеха? Ответ неоднозначен. Если перерасход связан с нарушением трудовой или технологической дисциплины в цехе, то эти затраты окажутся контролируемыми. Если же причина кроется в низком качестве поступивших в цех материалов, то эти непроизводительные затраты рассматриваются как не регулируемые начальником цеха, и «на ковер» вызовут начальника отдела снабжения.

Непроизводственные издержки складываются из административных расходов, общих для всей организации, расходов на маркетинг и содержание общехозяйственных служб организации, на уплату местных и других необоротных налогов, расходы на рекламу и презентации товаров и услуг; другие расходы торговых подразделений организации все другие расходы, связанные с функционированием организации. Внепроизводственные затраты, или затраты отчетного периода (периодические затраты), – это издержки, которые нельзя проинвентаризировать. В управленческом учете данные затраты иногда называют издержками определенного периода, так как их размер зависит не от объемов производства, а от длительности периода. Эти расходы, как правило, связаны с полученными в течение отчетного периода услугами. В соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности они не используются в расчетах себестоимости готовой продукции (незавершенного производства), а следовательно, и для оценки производственных запасов предприятия. Поэтому их иногда называют незапасоемкими. Периодические расходы представлены издержками непроизводственного характера, не связанными непосредственно с производственным процессом. Они состоят из коммерческих и административных расходов. Первые предполагают расходы, связанные с осуществлением продаж и поставок продукции, вторые – расходы по управлению предприятием. Учет этих затрат ведется соответственно на балансовых счетах 26 «Общехозяйственные расходы» и 44 «Расходы на продажу». Периодические затраты всегда относятся на месяц, квартал, год, в течение которых они были произведены. Они не проходят через стадию запасов, а сразу же оказывают влияние на исчисление прибыли. В соответствии с Международными стандартами бухгалтерского учета в отчете о прибылях и убытках их вычитают из выручки как расходы, не принимаемые в расчет при калькулировании и оценке производственных запасов.


Тема 10. Экономические модели формирования затрат

 

На предприятии часто имеют место экономические ситуации, связанные с колебанием объемов производства (колебания загрузки производственных мощностей) и реализации продукции. Кроме того, наблюдается тенденция увеличения доли постоянных затрат в их общем объеме. Эти процессы существенно сказываются на колебании себестоимости изделий, а значит, и на прибыли.

Для руководителей, менеджеров главной факторной цепочкой, формирующей прибыль предприятия, является следующая:

Затраты à объем производства à прибыль.

Анализ зависимости «затраты–объем–прибыль» лежит в основе системы управленческого учета «директ-кост».

Основные цели анализа:

q      определение критического объема производства, выручка от которого покрывает совокупные затраты производства;

q      выбор реального объема производства, обеспечивающего реальную прибыль;

q      обоснование цены равновесия и допустимых пределов ее снижения;

q      определение эффекта, который может быть получен от экономии (снижения) затрат.

При помощи данного анализа можно просчитать различные варианты производственной программы, когда изменяется один или несколько параметров производства (цены на материалы, затраты на рекламу). Инструментом анализа являются графические и аналитические модели взаимосвязи показателей затрат, объема производства и выручки. Поскольку модель – абстракция реальных условий, то определены основные допущения, ориентированные на стабильные условия деятельности предприятия (объем производства равен объему реализации, неизменные цены реализации, выручка пропорциональна объему производства, ассортимент продукции постоянный) и прямолинейный характер поведения затрат при изменении объема производства в области релевантности. Графическая модель анализа безубыточности при данных допущениях называется бухгалтерской моделью безубыточности. На графике безубыточности (рис. 6-7) – три главные линии, показывающие зависимость переменных затрат, постоянных затрат и выручки от реализации продукции. График безубыточности может быть построен как для предприятия в целом, так и для отдельных видов продукции и подразделений предприятия.

В точке К, которая называется критической точкой, точкой рентабельности, точкой равновесия, общая сумма затрат равна общей сумме выручки. При объеме реализации ниже точки К предприятие несет потери, при большем объеме – получает прибыль.

Построение аналитических моделей безубыточности состоит в следующем.

На уровне точки безубыточности К

где В – выручка от реализации; Зпост. – совокупные постоянные затраты; Зпер. – совокупные переменные затраты; К – объем производства или реализации; ц – цена за единицу продукции; зпер. – переменные затраты в расчете на единицу продукции; МД – маржинальный доход на единицу продукции.

Таким образом, уравнение для точки К в единицах продукции:

В точке К величина маржинального дохода равна сумме постоянных затрат, т.е. МД = Зпост – это видно на рис. 2.

Точка К может быть выражена величиной критической выручки, т.е. в д.е., а не в натуральных показателях:

Умножим К на ц:

Уравнение для точки К в д.е.: В = Зпост./1 – зпер./ц.

Точка К выражается через норму маржинального дохода:

В = Зпост./ ц – зпер. / ц = Зпост./ МД/ц или В = Зпост. / МД (% от В), МД/ ц – норма маржинального дохода (доля маржинального дохода в цене единицы продукции).

Критическая точка как характеристика анализа безубыточности – это точка, в которой суммарный объем выручки от реализации продукции равен суммарным затратам.

Сущность концепции безубыточности – определение производства такого количества продукции, после которого производство каждой дополнительной единицы продукции пойдет на формирование прибыли. Критическая точка – это точка, с которой предприятие начинает зарабатывать прибыль.

Величина прибыли определяется разницей между выручкой от реализации продукции и суммарными затратами. На графике безубыточности область прибыли (Пр) возникает при объеме производства, превышающем критический, т.е. выручка (В) превосходит размер совокупных затрат (З):

Прибыль на единицу продукции различна при различных объемах производства. Но маржинальный доход является постоянным для любого объема: МД = ц – зпер, так как по исходным допущениям анализа безубыточности ц – неизменны, а зпер – переменные затраты на единицу продукции постоянны.

Анализ изменения уровня прибыли от изменения объемов производства представлен в числовом примере 2, исходные данные и расчеты для которого приведены в табл. 1. Рассматриваются три варианта плана производства, где вариант К соответствует безубыточному объему производства. Цена единицы продукции (ц), переменные затраты в расчете на единицу продукции (зпер.) и постоянные затраты (Зпост.), одинаковы для всех вариантой.

 

Рост прибыли на 125% превышает рост объема производства, который составил 25%, в 5 раз. Рост прибыли вызван снижением затрат на единицу продукции, так как Зпост на единицу продукции при росте объема производства снижаются (рис. 2 Б). Маржинальный доход является постоянным для любого объема производства:

 – общая сумма прибыли при любом объеме производства равна маржинальному доходу на единицу продукции – МД = ц – зпер., умноженному на объем производства (К) и уменьшенному на сумму постоянных затрат (Зпост.).

Для рассматриваемого примера величина прибыли при объеме производства:

К = 160 шт. à Пр160 = (8,5 – 6,0) 160 – 400 = 0 д.е.,

К = 200 шт. à Пр200 = (8,5 – 6,0) 200 – 400 = 100 д.е.,

К = 250 шт. à Пр250 = (8,5 – 6,0) 250 – 400 = 225 д.е.

Если МД = 2,5 д.е. на единицу продукции, постоянные затраты 400 д.е., то должно быть продано 160 шт. продукции, чтобы маржинальный доход покрывал постоянные затраты. После этого за каждую дополнительную единицу продукции сможем получить прибыль 2,5 д.е.

Если предприятие ставит перед собой задачу получить целевую прибыль определенного размера (Прц), то объем производства исчисляется:

В денежном выражении целевой объем производства, т.е. целевую выручку (Вц), с учетом желаемой суммы прибыли (Прц), исчисляют через норму маржинального дохода.

Норма маржинального дохода:

МД (% от В) = ц – зпер /ц × 100% = (8,5 – 6,0)/8,5 × 100% = 29,4% – каждая денежная единица выручки дает 29,4% маржинального дохода.

Выручка с целевым значением прибыли исчисляется:

По данным примера 2:

при Прц = 100 д.е. – Вц = (400 + 100)/0,294 = 1700 д.е.;

при Прц = 225 д.е. – Вц = (400 + 225)/0,294 = 2125 д.е.

Таким образом, планирование прибыли состоит в ее исчислении на основе информации о маржинальном доходе, величине постоянных затрат и объеме производства, превышающем критический объем производства.

Следующим параметром данного анализа является критическая продажная цена или цена равновесия, покрывающая полные затраты:

Цена равновесия: .

В рыночных условиях при ценообразовании учитывается прежде всего спрос, а не предложение. После того как установлена цена равновесия (покрывающая полные затраты), предприятие должно проанализировать все затраты и постараться сократить их.

Менеджерам нужно иметь сведения о возможных пределах снижения цен в зависимости от влияния различных рыночных факторов. Существуют понятия долгосрочного и краткосрочного нижнего предела цен. Долгосрочный нижний предел показывает, какую цену можно установить, чтобы минимально покрыть полные затраты на производство и сбыт. Краткосрочный нижний предел ориентирован на цену, покрывающую лишь прямые (переменные) затраты, себестоимость в части только прямых (переменных) затрат (демпинговая политика). Применять демпинговый подход к ценообразованию целесообразно в тех случаях, когда постоянные накладные расходы могут возмещаться и фактически возмещаются в ценах, установленных для определенного базового количества производимых изделий, а цены определяют на базе переменных затрат только для дополнительного количества изделий.

Таким образом, основными составляющими анализа безубыточности, на основе которого формируются управленческие решения, являются:

q      постоянные затраты (Зпост.);

q      переменные затраты (Зпер.);

q      цена единицы продукции (ц).

Эти три элемента связаны с объемом продаж, т.е. выручкой (В). Практическое использование моделей безубыточности позволяет просматривать различные ситуации, связанные с изменением уровня основных элементов безубыточности. Менеджера прежде всего интересует, какой эффект может быть получен от экономии затрат, изменения цен.

Эффект снижения постоянных затрат представляется следующим образом (рис. 8).

Постоянные затраты можно снизить за счет, например, снижения накладных расходов или более интенсивного использования имеющегося оборудования. Снижение Зпост. приводит к снижению уровня совокупных затрат Зн и, следовательно, к снижению минимального безубыточного объема производства Кн. Вследствие этого эффект изменения прибыли начнет срабатывать на более низком уровне объема производства (Кн). Таким образом, снижение постоянных затрат – это эффективный путь уменьшить минимальный безубыточный объем производства, чтобы повысить прибыльность предприятия.

 

 

 


Тема 11. Технологические модели формирования издержек

 

Готовая продукция – это изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам или утвержденным техническим условиям, принятые на склад или заказчиком. Готовая продукция, как правило, должна быть сдана на склад в подотчет материально ответственному лицу. Крупногабаритные изделия и продукция, которая не может быть сдана на склад по техническим причинам, принимаются представителем заказчика на месте их изготовления, комплектации и сборки. Планирование и учет готовой продукции ведут в натуральных, условно-натуральных и стоимостных показателях. Условно-натуральные показатели используют для получения обобщенных данных об однородной продукции. Например, количество выработанной каустической соды выражается в тоннах условного веса, консервов – в условных банках и т.д. Поступление из производства готовой продукции оформляется накладными, спецификациями, приемными актами и другими первичными документами. Количественный учет готовой продукции по ее видам и местам хранения обычно осуществляется аналогично учету материальных запасов. В последнее время многие организации применяют бескарточный метод учета готовой продукции. При данном методе с помощью ЭВМ ежедневно составляют оборотные ведомости учета выпуска из производства и движения готовой продукции относительно складов (других мест хранения). Остатки готовой продукции периодически инвентаризируют. На автоматизированных складах вместо карточек складского учета используют, как правило, оперативные машинограммы и видеограммы остатков и движения готовой продукции по каждому наименованию и виду. Как и по материальным запасам, по готовой продукции составляют номенклатуру-ценник. Помимо ценника разрабатываются справочники продукции, в которых содержатся сведения об облагаемой и необлагаемой различными видами налогов продукции, о плательщиках и грузополучателях, среднеквартальной и среднегодовой себестоимости и др.

В настоящее время применяют следующие виды оценки готовой продукции:

по фактической производственной себестоимости. Этот способ оценки готовой продукции используется сравнительно редко, в основном в организациях индивидуального производства, выпускающих крупное уникальное оборудование и транспортные средства. Может применяться в организациях с ограниченной номенклатурой массовой продукции;

по неполной (сокращенной) производственной себестоимости продукции, исчисляемой по фактическим затратам без общехозяйственных расходов; может применяться в тех же производствах, где применяется первый способ оценки продукции;

по оптовым ценам реализации. Оптовые цены используются в качестве твердых учетных цен. Отклонения фактической себестоимости продукции учитывают на отдельном аналитическом счете. При устойчивых оптовых ценах этот вариант оценки продукции был самым распространенным, поскольку позволял сопоставлять оценку продукции в текущем учете и отчетности, что важно для контроля за правильным определением товарного выпуска. При значительном колебании уровня оптовых цен данный способ теряет свои преимущества;

по плановой (нормативной) производственной себестоимости, а также выступающей в качестве твердой учетной цены. Обусловливается необходимость отдельного учета отклонений фактической производственной себестоимости продукции от плановой или нормативной. Достоинство данного способа оценки готовой продукции заключается в обеспечении единства оценки в планировании и учете. Однако если плановая или нормативная себестоимость продукции изменяется часто, то усложняется переоценка остатков готовой продукции. Если же оценивать продукцию по среднегодовой себестоимости, то она не соответствует оценке в месячных и квартальных планах. Вариантом данного способа оценки готовой продукции является оценка:

по сокращенной плановой производственной себестоимости; по свободным отпускным ценам и тарифам, увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость, – при выполнении единичных заказов и работ;

по свободным рыночным ценам – при учете товаров, реализуемых через розничную сеть.

При использовании в учете оптовых цен, плановой себестоимости и рыночных цен необходимо по окончании месяца исчислять отклонение фактической производственной себестоимости продукции от стоимости ее по учетным ценам для распределения этого отклонения на отгруженную (проданную) продукцию и остатки ее на складах. С этой целью составляют специальный расчет (табл. 1) с использованием средневзвешенного процента отклонений фактической себестоимости продукции от стоимости ее по учетным ценам.

По данным табл. 1 этот процент оказался равным 1 от стоимости по учетным ценам.

РАСЧЕТ ФАКТИЧЕСКОЙ СЕБЕСТОИМОСТИ

Таблица 1

 

 

ПП. 

 

Показатель

 

По твердым учетным ценам 

 

По фактической себестоимости 

 

Отклонение (+.-) 

 

1 

 

2 

 

3 

 

4

 

5

 

1

 

Остаток готовой продукции на начало месяца

 

300 000

 

306 000

 

+6000

 

2

 

Поступило из производства

 

2 700 000

 

2 724 000

 

+24 000

 

3

 

Итого

 

3 000 000

 

3 030 000

 

+30 000

 

4

 

Отношение отклонений фактической себестоимости от стоимости по твердым ценам, в % (гр, 5. стр. 3 : гр, 3, стр. 3)

 

X

 

X

 

1,0

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

5

 

Отгружено готовой продукции

 

2 500 000

 

2 525 000

 

+25 000

 

6

 

Остаток готовой продукции на конец месяца

 

500 000

 

505000

 

+5000

 

 

 

Умножением стоимости отгруженной продукции и стоимости ее остатка на складе на конец месяца на исчисленный процент определяют, какая часть отклонений относится на отгруженную и оставшуюся на складе продукцию (2 500 000 х 1 : 100 = 25 000; 2 500 000 + 25 000 = = 2 525 000)

500 000 х 1 : 100 = 5000; 500 000 + 5000 = 505 000.

Подобный расчет составляют и при использований неполной производственной себестоимости. В этом расчете нет необходимости, если организация использует для учета выпуска продукции счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».

На практике указанные в табл. 1 расчеты составляют по однородным группам товаров (примерно с одинаковой рентабельностью), что обеспечивает большую точность в расчетах отклонений.


Тема 12. Специально ориентированные модели формирования издержек

 

Состав затрат, включаемых в себестоимость научно-технической продукции основной деятельности научных организаций, определяется в соответствии с Положением о составе затрат... (постановление Правительства РФ 1992 г. №557), с учетом особенностей состава затрат, обусловленных спецификой отрасли «Наука и научное обслуживание». В том случае, если научная организация занимается производством продукции других видов деятельности, применяются соответствующие отраслевые инструкции. Себестоимость научно-технической продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства научно-технической продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. К научно-технической продукции относятся законченные научно-исследовательские, конструкторские, проектно-конструкторские, технологические, другие инновационные и научно-технические работы (услуги), опытные образцы или опытные партии изделий (продукции), изготовленные в процессе выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в соответствии с условиями, предусмотренными в договоре (заказе) и принятые заказчиками. В себестоимость научно-технической продукции включаются затраты, необходимые для производства продукции и выполнения работ, предусмотренных техническим заданием (программой, методикой, иными аналогичными документами) и договором (заказом) на создание (передачу) научно-технической продукции. Затраты на создание научно-технической продукции группируются:

   по договорам (заказам) на создание научно-технической продукции;

   по календарным периодам, по истечении которых подводятся итоги исполнения сметы затрат;

   по видам затрат (элементам и статьям);

   по источникам финансирования;

   по месту возникновения затрат (по отделам, лабораториям и другим структурным подразделениям) – только для целей внутреннего хозяйственного расчета в научной организации. Природа будущих выгод вследствие затрат на НИОКР и инновации требует тщательного учета этих затрат в текущем периоде и правильного их списания на расходы.

Обеспечение эффективности общественного воспроизводства и повышение уровня жизни населения полностью зависит от развития науки и внедрения результатов научных исследований. Роль финансов в решении задач научно-технической политики проявляется в обеспечении финансирования и стимулировании научно-технических разработок. Традиционно в России развитие науки тесно связано с деятельностью государства. Организация научных исследований в нашей стране, в отличие от зарубежной «университетской науки», была тесно связана с деятельностью государственных учреждений (Российская академия наук, отраслевые академии, их институты, научно-исследовательские институты министерств и ведомств). В советский период это также определялось ориентацией отечественной науки на потребности военно-промышленного комплекса. В целом большая роль прямого государственного финансирования науки (не только в нашей стране, но и за рубежом) объясняется некоммерческим характером научной деятельности, риском неокупаемости, долгосрочным периодом получения и оценки результатов. Источники финансирования НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) могут различаться в зависимости от видов научных исследований: фундаментальных, прикладных, опытно-конструкторских, а также от формы их организации (государственные и негосударственные научно-исследовательские институты,  центры, фонды, научные исследования высших учебных заведений, научно-технические исследования подразделений коммерческих организаций и т.д.). Финансовое  обеспечение   научной   и   (или)   научно-технической деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности  источников финансирования.  Правительство РФ утверждает целевые федеральные научно-технические  программы, определяет приоритетные прикладные научные исследования и экспериментальные разработки, финансируемые за счет средств федерального бюджета, фондов поддержки научно-технической деятельности (например, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонд технологического развития)  и  в  порядке долевого участия за  счет средств организаций, объединений, банков и других хозяйствующих субъектов. В порядке долевого участия могут финансироваться также научно-технические программы, сформированные и реализуемые на основе международных и межотраслевых научно-технических соглашений, научно-технические программы создания новой техники и технологии двойного применения.

Основные источники финансирования НИОКР: средства бюджетов разных уровней бюджетной системы; средства специальных, в том числе отраслевых и межотраслевых фондов; собственные средства исполнителей и негосударственных заказчиков НИОКР; средства физических и юридических лиц, в том числе международных фондов поддержки научных исследований; кредиты международных финансово-кредитных организаций и др.

Бюджетное финансирование НИОКР осуществляется в различных формах бюджетных расходов: сметное финансирование государственных научно-исследовательских организаций, субсидии и субвенции, бюджетный кредит, оплата государственного и муниципального заказа. Предусмотрено, что средства на финансирование научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения выделяются из федерального бюджета в размере не менее четырех процентов расходной части федерального бюджета. Как и в большинстве стран мира, фундаментальные научные исследования финансируются преимущественно за счет средств федерального бюджета. В целях содействия инициативным проектам фундаментальных научных исследований, отбираемым на основе конкурса, создаются фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности   (например,   Российский   фонд фундаментальных исследований). Главным распорядителем средств федерального бюджета по разделу «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» в большинстве случаев выступает Министерство промышленности, науки и технологий РФ. Средства территориальных бюджетов направляются на финансирование научных работ регионального значения, результаты которых могут быть использованы в других регионах. В соответствии с законом в федеральных органах исполнительной власти, коммерческих организациях, а также в органах государственной власти субъектов Российской Федерации могут создаваться внебюджетные фонды  за счет относимых на себестоимость производимой продукции отчислений организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок.  Федеральные органы исполнительной власти и коммерческие организации могут создавать следующие фонды для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок: Российский фонд технологического развития (Министерство промышленности, науки и технологий РФ); фонды финансирования  научных  исследований  и экспериментальных разработок соответствующих федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти; фонды финансирования научных исследований и экспериментальных разработок коммерческих организаций.

Прикладные научные разработки могут осуществляться непосредственно за счет средств предприятий и организаций, выступающих заказчиками таких работ, а также нередко и их исполнителями. Основной источник финансирования – прибыль предприятий и организаций. Государство стимулирует использование финансовых ресурсов предприятий и организаций на  НИОКР через механизм льготного  налогообложения,  ускоренной  амортизации, долевого участия в финансировании научно-исследовательских работ.

Под инновациями понимаются любые изменения, нововведения, а в узком смысле слова – только те изменения, которые являются улучшениями. Если исходить из того, что все потребители в условиях рыночной экономики действуют рационально в рамках своих бюджетных ограничений, т.е. максимизируют функцию полезности, то к инновациям в узком смысле слова могут быть отнесены только те инновации, которые оплачены их потребителями. Результаты инновационного процесса (инновации) могут быть классифицированы различным образом. С точки зрения содержания могут быть выделены три основных вида: инновации в продукты и услуги, инновации в технологии и инновации в факторы производства.  Первый вид связан с изготовлением неизвестного товара или услуги или созданием нового качества уже известных благ.   Второй – с внедрением нового для данной отрасли и еще практически неизвестного метода производства или нового способа коммерческого использования соответствующего товара. Третий – с повышением уровня квалификации и опыта исполнителей, повышением управленческого мастерства предпринимателей, созданием новых систем управления и более производительных средств производства.    В зависимости от функционального назначения различных благ и технологий первые два вида инноваций могут быть подразделены на инновации в товары и услуги потребительского или производственного назначения и соответственно инновации в производственные технологии и технологии потребления.   В последнее время наряду с данным делением сформировалась классификация результатов инновационного процесса по степени связи с рынком. При таком подходе выделяются знания и технологии. Данное деление основано на том, что знания имеют природу общественных благ, т.е. могут быть использованы любым числом людей и любое число раз. Сами по себе рыночные отношения как механизм распределения ограниченных производственных ресурсов посредством обмена не способствуют производству знаний. Последние производятся в сфере науки, представляющей собой институт нерыночного типа, финансируемый из бюджета и частных пожертвований. В основном это касается фундаментальной науки и тех прикладных исследований, которые имеют широкий ареал распространения. Во многих странах как общественные блага производятся знания о конъюнктуре рынка, предоставляемые коммерческими институтами. Это способствует снижению неопределенности и улучшению эффективности распределения ресурсов по отраслям и сферам деятельности.    Технологии в широком смысле слова, т.е. инновации, выражаемые в новых продуктах, технологиях, «ноу-хау», а также консультационные научно-технические услуги, имеющие коммерческое значение, имеют природу частных благ. Ресурсы на их производство распределяются рыночным механизмом на основе взаимодействия спроса и предложения на рынке технологий как составном сегменте рынка факторов производства. По степени новизны, которую можно определить как «меру» отличия заложенной в новшестве идеи от существующих, научно-технические инновации могут быть разделены на базисные и улучшающие. Базисные связаны с созданием принципиально новых продуктов, новых специальностей, технологий и т.д. Улучшающие – с модификацией существующих: повышением их качества, экономичности и т.д.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!