Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Комплексная экономико-географическая характеристика Волго-Вятского экономического района»

/ Экономическая география и регионалистика
Конспект, 

Оглавление

1. Состав и физико-географическая характеристика 

 

Волго-Вятский экономический район (ВВЭР) относится к числу небольших по площади районов России и занимает 1,6% ее территории. Здесь проживает 8,2 млн. чел., или 5,7% населения РФ. Название района определяется его географическим положением. Южную часть его территории с запада на восток пересекает великий Волжский водный путь, а на северо-востоке в направлении с севера на юг р. Вятка – правый судоходный приток Камы. 

ВВЭР – единственный экономический район России, не относящийся к категории приграничных и не имеющий государственных границ со странами СНГ и дальнего зарубежья. По периметру его границ находятся территории Уральского района (на востоке), Поволжья (на юге), Центра (на западе) и Северного района (на севере).

В состав района входят две области – Нижегородская и Кировская и три республики – Чувашская, Марий-Эл и Мордовская.

Район расположен на востоке Восточно-Европейской равнины и имеет, в основном, низменный рельеф, за исключением возвышенностей, протянувшихся вдоль границ с Республикой Коми – Северных Увалов и Приволжской, – на крайнем юго-востоке. Волга делит территорию ВВЭР на две неравные части: большую левобережную – лесное Заволжье и меньшую – лесостепное Правобережье.

Климат континентальный, причем континентальность усиливается с юго-запада на северо-восток. Продолжительность безморозного периода составляет 140–190 дней в году. На юге района часто бывают засухи, а северная часть увлажнена и заболочена.

Почти весь район размещается в бассейне Волги и ее крупных притоков – рек Оки, Камы с впадающей в нее Вяткой, Ветлуги, Суры. Лишь небольшая северная часть Кировской обл. находится в бассейне Северной Двины – р. Луза и Сысола.

На Волге построены крупные Нижегородское и Чебоксарское водохранилища в составе Волжско-Камского гидроэнергетического каскада.

 

2. Экономико-географическое положение

 

Географическое положение ВВЭР между сырьевым Севером, индустриальными Центром и Уралом и индустриально-аграрными Поволжьем и ЦЧР чрезвычайно благоприятно, так как оно позволяет регулировать межрегиональные товаропотоки, создавать и развивать на их пересечении крупные промышленные узлы, в частности центры металлообработки, нефте- и лесопереработки.

Транспортная инфраструктура района в большей степени обеспечивает промежуточное (транзитное) положение ВВЭР и не имеет системы замыкающихся на едином центре радиальных связей. Наибольшее экономическое значение имеют широтные железнодорожные магистрали (на севере и юге района), а также участок Волжско-Камского водного пути – от Нижнего Новгорода до Казани.

Доминирование в районе отраслей обрабатывающей промышленности сложилось также в результате отсутствия на его территории сколько-нибудь крупных минеральных и топливных ресурсов. Наличие лесных ресурсов позволило развивать комплексы лесной, лесоперерабатывающей, в том числе лесохимической, промышленности.

Участие ВВЭР в международном разделении труда в значительной мере определяется нахождением на его территории Нижегородского промышленного узла, являющегося мировым центром автомобилестроения, судостроения, химии, атомной промышленности (г. Саровск), а также крупнейшим научным центром.

Очень важно, что именно в Нижегородской обл. отрабатывались принципы рыночного реформирования российской экономики. Сейчас область входит в число 20 первых регионов страны по уровню развития промышленности, транспортной инфраструктуры и по концентрации доходов населения.

 

3. Население

 

Общая численность населения Волго-Вятского экономического района на 01.01.2001 г. составляла 8,2 млн. чел., в том числе городского 5,9 млн. чел., или 70,6%. Демографическая ситуация в районе на уровне 2000 г. характеризовалась естественной убылью (порядка 8 чел. на 1000 жителей), особенно высокой в Нижегородской обл. (-10,3 чел. на 1000 жителей), и положительной миграцией (1,7 чел. на 1000 жителей). Население Волго-Вятки продолжало сокращаться: с 1991 по 2000 г. почти на 200 тыс. человек.

В районе проживает 5,7% населения России. Плотность населения составляет около 32 чел./км2, что почти в 4 раза выше, чем в среднем по стране. Внутри района население расселено неравномерно: наиболее плотно заселены Чувашия (76 чел./км2) и Нижегородская обл. (48 чел./км2), минимальная плотность населения в Кировской обл. (13 чел./км2). Большая часть жителей – 70% расселена в городах. Наиболее высокий уровень урбанизации имеют Нижегородская (78%) и Кировская (71%) обл. На остальной территории района уровень урбанизации составляет около 60%. Основная часть городского населения сосредоточена в Нижнем Новгороде и его городах-спутниках (Дзержинск, Бор, Кстово и др.), Кирове, Саранске, Йошкар-Оле, Чебоксарах, Арзамасе.

Большая часть сельского населения проживает в национальных республиках – Чувашии, Мордовии и Марий-Эл, где его доля достигает 40%. Это население составляет резерв продолжающегося в районе процесса урбанизации и обеспечивает перераспределение занятости в пользу промышленности и других сосредоточенных в городах отраслей материального производства и нематериальной сферы.

В целом по району численность занятых в экономике снижается: с 1991 по 2000 г. на 500 тыс. чел., а общая численность безработных выросла за те же годы на 200 тыс. чел. К 2000 г. уровень общей безработицы был близок к среднероссийскому показателю – 13,4% экономически активного населения – в Чувашии, Мордовии и Кировской обл. и был самым низким в Нижегородской обл. – 7,7%, в то время как уровень зарегистрированной безработицы превышал средний по РФ показатель 1,4%: в Мордовии в 1,4 раза, в Кировской обл. в 2,2 раза, а в Нижегородской обл. составлял от него только 50%.

Экономически активное население (занятые в экономике и безработные) в период 1999–2000 гг. сократилось в Республике Марий-Эл и Кировской обл., что в условиях низкой рождаемости является признаком общего старения населения (число людей старше трудоспособного возраста к 2000 г. достигло в районе 22,3% против 20,7% в среднем по России).

Характерной чертой населения района является его многонациональный состав. В общей численности населения преобладают русские, из других национальностей наиболее многочисленны чуваши, мордва, марийцы, татары, удмурты. За много веков до нашей эры сюда пришли и расселились народы уральской языковой семьи (финно-угорская группа) – марийцы и мордва. Представители другой этнической группы населения – тюркской – волжские булгары поселились здесь в IIIIV вв. н.э., а позднее вошли в состав чувашского и татарского этносов, выделившихся из сложного этнического конгломерата Золотой Орды.

Славяне, в основном русские, поселились здесь с XIII в., когда был основан Нижний Новгород. Сейчас русское население преобладает в Нижегородской и Кировской обл., а в республиках составляет от 26% в Чувашии до 60% в Мордовии.

Славянское и финно-угорское население, а также чуваши придерживаются, в основном, православного вероисповедания, татары – мусульманского. Среди марийцев сохранились небольшие группы язычников.

 

4. Природно-ресурсный потенциал

 

Значительные лесные ресурсы района оцениваются в 1,4 млрд. м3, что составляет 2% запасов древесины России. До 80% запасов древесины находится в Кировской обл. и в северной части Нижегородской обл. Около 3/4 лесопокрытой площади района занимает спелый эксплуатационный лес с преобладанием хвойных пород деревьев (ель, сосна, пихта). Из-за длительной эксплуатации лесных ресурсов, больших масштабов промышленных рубок лесные ресурсы значительно истощены, и объем вывоза древесины из района уменьшается.

Водные ресурсы являются одним из основных богатств ВВЭР. Благодаря тому, что через территорию района протекают такие полноводные реки, как Волга и ее притоки Ока, Кама (верховья) и др., здесь самая высокая в России водообеспеченность на 1 км2 территории – около 580 тыс. м3/год и очень высокая (второе место в европейской части России после Севера) водообеспеченность на душу населения – около 18 тыс. м3/год.

ВВЭР не обладает собственными богатыми минерально-сырьевыми ресурсами. Наибольшее значение имеют фосфориты (Вятско-Камское месторождение), торф, сланцы, каменная соль, гипс, известняк, кварцевые пески, глины, доломиты, цементное сырье. Балансовые запасы фосфоритов составляют свыше 20% общероссийских. При этом около 60% запасов местных фосфоритов относятся к числу лучших по качеству. ВВЭР также обладает свыше 9% запасов гипса страны.

По данным геологических исследований, район оценивается как перспективный по запасам нефти, газа, а также россыпных алмазов.

 

5. Ведущие отраслевые комплексы

 

Валовой региональный продукт ВВЭР составляет около 4% ВВП России. Он ниже удельного веса района в населении России – 5,7%. ВРП на душу населения значительно дифференцирован и приближается к среднероссийскому уровню только в Нижегородской обл., а в республиках он уступает ему примерно вдвое.

Во всех субъектах района, за исключением Нижегородской обл., удельный вес отраслей, производящих товары, выше удельного веса отраслей, производящих услуги.

Доля промышленного производства в ВРП района наиболее высокая в Нижегородской обл. – 34%. Удельный вес сельского хозяйства максимальный в Мордовии – 20%.

Промышленные комплексы. Изменения в отраслевой структуре промышленности ВВЭР к 2005 г. обусловливались положительной динамикой следующих отраслей специализации: машиностроение, химическая и лесная, а также пищевая промышленность, что определялось более высоким рыночным спросом на их продукцию. Эти отрасли в 2004 г. производили 73% всей промышленной продукции района, в том числе почти 42% приходилось на продукцию машиностроения.

Машиностроение играет важнейшую роль в хозяйстве района, обеспечивая выпуск 2/5 промышленной продукции. Ведущие отрасли – автомобилестроение, судостроение, станкостроение, самолетостроение, приборостроение, радиоэлектроника, электротехника, в особенности светотехника, химическое машиностроение. Среди машиностроительных предприятий особое место занимает АО «АвтоГАЗ» с его головным заводом в Нижнем Новгороде, выпускающим легковые и грузовые автомобили. Кроме того, в районе выпускают автофургоны (в Шумерле), автосамосвалы, автобусы для сельской местности (в Саранске). В Нижнем Новгороде производят 10% легковых и 30% грузовых автомобилей России.

К началу 2000-х гг. в Нижегородской обл. ежегодно производилось свыше 80 тыс. грузовых (1-е место среди субъектов РФ), 125 тыс. легковых автомобилей и 20 тыс. автобусов. На рынке особенно конкурентоспособны малотоннажные грузовики марки «Газель», осваивается «Бурлак».

Район имеет развитое судостроение, в Нижнем Новгороде находится одно из ведущих предприятий страны – АО «Красное Сормово», где выпускают пассажирские теплоходы, суда на подводных крыльях, речные ледоколы, морские железнодорожные паромы. В Нижегородской обл. судостроение развито в Навашино и Городце.

Другие отрасли транспортного машиностроения представлены заводом транспортного машиностроения в Кирове, выпускающим различные машины для железнодорожного транспорта (снегоочистители, подъемные краны, поворотные круги для депо, различные запасные части и детали), и заводом по производству транспортного оборудования в г. Канаш (Чувашия). В Чувашии создано крупное производство промышленных тракторов.

Значительное развитие получила электротехническая промышленность, ее основные предприятия расположены в Саранске (где производят значительную часть электроламп и выпрямителей, выпускаемых в стране) и в Чебоксарах (электроаппаратный завод, производство кабельных изделий). В настоящее время светотехническая промышленность оформилась в корпорацию «Российский свет», в основе которой крупнейшее в России и Европе ОАО «Лисма», состоящее из 15 предприятий и ВНИИ источников света.

Станкостроение представлено крупным заводом фрезерных станков в Нижнем Новгороде (50% производства в России), заводом по производству деревообрабатывающих станков в г. Кирове и другими предприятиями.

Химическая промышленность. После машиностроения второй по значению отраслью специализации в районе является химическая и нефтехимическая промышленность, обеспечивающая около 12% производства промышленной продукции. Она производит свыше 500 видов товаров. Район занимает видное место в стране по выпуску минеральных удобрений, аммиака, каустической соды, пластмасс, красителей, синтетических смол.

На базе нефтепереработки в Нижнем Новгороде и Кетово увеличивается производство продуктов нефтехимии. Крупнейшим центром химической промышленности района является г. Дзержинск. Здесь особенно развито производство пластмасс и азотных удобрений. В Кирове создано крупное шинное предприятие. На основе вятско-камских фосфоритов делают фосфоритную муку. В Саранске выпускают медицинские препараты. Арзамас (г. Саровск) – один из центров атомной промышленности. Крупный химический комбинат создан в Новочебоксарске.

Одной из наиболее важных проблем региона, связанных с развитием химии, является сложная экологическая обстановка в районе г. Дзержинска, где постоянно высокий уровень загрязнения окружающей среды, опасный для здоровья населения.

Лесной комплекс. Отрасли районной специализации – лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная выпускают 7,5% объема промышленной продукции ВВЭР. На долю района приходится 8,5% производства деловой древесины и 19% бумаги в стране.

В Кировской обл. заготавливается более 1/2 всей древесины, здесь развито лесопиление. Нижегородская обл. выделяется лесохимией и производством бумаги – 92% в районе. Здесь находится крупный Балахнинский целлюлозно-бумажный комбинат, основной поставщик газетной бумаги в стране. Бумагу делают также в Волжске (Республика Марий-Эл) и в Кировской обл. В деревообрабатывающей промышленности особенно выделяются производство мебели (Киров, Нижний Новгород, Шумерля в Чувашии), спичек и спортивного инвентаря (Кировская обл.).

Предприятия целлюлозно-бумажной промышленности и лесохимии являются источником загрязнения окружающей среды, создают острую экологическую ситуацию. Лесопромышленный комплекс Волго-Вятского района в перспективе будет осваивать более глубокую переработку древесины, что способствует ресурсосбережению и восстановлению лесов.

Электроэнергетика обеспечивает 9,2% производства промышленной продукции ВВЭР. Топливно-энергетический баланс района – остродефицитный. Местные ресурсы торфа не могут удовлетворить потребности района в производстве электрической и тепловой энергии. Сюда доставляется уголь из Печорского и Кузнецкого бассейнов, газ и нефть поступают по магистральным трубопроводам из Поволжья и Западной Сибири.

На р. Волга действуют две ГЭС: Чебоксарская и Нижегородская. Но основную часть электроэнергии для региона производят небольшой мощности ТЭС. Район получает недостающую электроэнергию из Объединенной энергосистемы европейской части страны.

Комплексы пищевой и легкой промышленности. Имеющая высокий удельный вес (почти 12% объема производства) пищевая промышленность работает как на местном, так и привозном сырье. Выделяются мясная, молочная, мукомольно-крупяная, на юге – сахарная и овощеконсервная подотрасли. Большинство предприятий размещается в городах, в первую очередь в Нижнем Новгороде. Своим ростом в последние годы пищевая отрасль в значительной мере обязана сокращению импорта продовольствия.

Легкая промышленность района имеет характерные и отличительные черты. Здесь развиты производства хлопчатобумажных, льняных, шерстяных тканей, швейных изделий, кожевенно-обувной, меховой продукции, изделий народных промыслов. Льняная отрасль работает на собственном сырье. Кожевенное и овчинно-шубное производства имеются в Кирове, Нижнем Новгороде, Богородске, Йошкар-Оле. Налажен выпуск высокохудожественных декоративно-прикладных изделий: хохломская и городецкая росписи, резьба по дереву в Нижегородской обл., искусство инкрустации; дымковские игрушки из глины (Киров), художественные металлические изделия; столовые наборы, особенно столовые ножи (Павлово); художественная вышивка.

Легкая промышленность обеспечивает только 3% производства промышленной продукции и переживает кризис, обусловленный износом оборудования, а также высокими затратами на сырье, особенно хлопок-волокно и шерсть.

Агропромышленный комплекс. ВВЭР вносит весомый вклад в производство сельскохозяйственной продукции. Здесь находится около 5% сельскохозяйственных угодий и пахотных земель России и производится до 7% валовой продукции сельского хозяйства страны. Сельскохозяйственные угодья занимают 40% общей площади. Пашня занимает 75% сельскохозяйственных угодий, 25% – луга и пастбища.

Сельское хозяйство специализируется на производстве зерна, картофеля, технических культур – льна-долгунца в Заволжье, конопли и хмеля – на южном Правобережье, а также на молочно-мясном животноводстве и пригородном хозяйстве (вблизи Нижнего Новгорода и других крупных городов).

Ведущая отрасль сельского хозяйства – растениеводство. В структуре посевных земель преобладают зерновые культуры. Основная часть зерновых (60% их посевной площади) находится в Кировской обл. и Мордовии. Выращивают, главным образом, озимую и яровую пшеницу, рожь, ячмень, овес, а также лен-долгунец и картофель, ряд других культур, в том числе в южной части района кукурузу и хмель (в Чувашии).

Животноводство по стоимости товарной продукции в настоящее время превосходит растениеводство. Вблизи городов оно имеет более интенсивный характер (молочно-мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство), а на остальной территории района – мясомолочное, мясошерстное и овчинно-шубное направления. По разведению овец романовской породы, по выделке овчины и шитью из нее одежды особенно выделяется Республика Марий-Эл. В Мордовии и Чувашии хорошо развито пчеловодство, чему благоприятствует наличие здесь значительных массивов липы, садов, посевов гречихи, а в Кировской обл. – кролиководство.

Транспортный комплекс. ВВЭР располагает всеми видами транспорта. Район выделяется высокой плотностью железных и автомобильных дорог с твердым покрытием, особенно на юге – в Чувашии. Через его территорию транзитом проходит основная речная артерия страны – Волжско-Камский судоходный путь, часть Единой глубоководной воднотранспортной системы европейской части страны.

Первое место в структуре грузооборота занимает железнодорожный транспорт, на который приходится свыше 2/3 всех межрайонных перевозок. По территории района проходят три транзитные широтные и одна меридиональная железнодорожные магистрали. В структуре перевозимых по железной дороге грузов значительное место занимают уголь, черные металлы, сырье для химической промышленности. Из района вывозят древесину, продукцию машиностроения, цемент.

Речной транспорт используется для транзитных и местных перевозок массовых грузов: леса, угля, металлов, нефтепродуктов, хлебных грузов и строительных материалов. Нижний Новгород является одним из крупнейших речных портов страны. Строится новый порт – Чебоксары. Весь проходящий по территории района участок Волжского пути доступен для судов типа река–море, что позволяет использовать речной транспорт для международных перевозок.

Во внутренних и межрайонных перевозках, особенно мелкотоннажных и срочных грузов, широко используется автомобильный транспорт. Автострада федерального значения связывает Нижний Новгород с Москвой.

Значительная часть грузооборота приходится и на трубопроводный транспорт. Три нефтепровода проложены от Альметьевска до Нижнего Новгорода. По газопроводам природный газ поступает в район из Западной Сибири и Поволжья.

В целом в транспортном балансе ВВЭР ввоз в натуральном выражении намного превосходит вывоз, что определяется преобладанием в районе отраслей перерабатывающей промышленности.

Природные и культурные комплексы. Все области и республики ВВЭР имеют на своей территории государственные заповедники: Нижегородская обл. – Керженский, Кировская обл. – Нургуш, Мордовия – Мордовский, Чувашия – Присурский, Республика Марий-Эл – Большая Кокшага. Общая площадь заповедников – 117 тыс. га. В республиках Марий-Эл, Чувашия и Мордовия расположены три национальных парка: Марий Чодра, Чаваш Мармане и Смольный, а также чувашский природный парк Заволжье.

 

6. Основные направления отраслевого и территориального развития

 

ВВЭР имеет благоприятные предпосылки экономического развития: 1) сложившийся индустриальный потенциал, на базе которого могут формироваться конкурентоспособные производства в машиностроении, химико-лесном комплексе, легкой и пищевой промышленности; 2) многоотраслевой АПК, растущая эффективность которого основана на относительно высоком плодородии почв, трудообеспеченности села, близости к крупным потребителям сельскохозяйственной продукции на Урале, в Поволжье и Центре; 3) разветвленная сеть транзитных и внутренних железных и автомобильных дорог, водных путей и трубопроводов обеспечивают ВВЭР выгодное разделение труда с соседними районами.

Неблагоприятные условия в настоящее время таковы: 1) более низкий относительно среднего по стране уровень жизни населения, особенно в Республике Марий-Эл и Кировской обл.; 2) нерешенность острых экологических проблем, связанных с функционированием предприятий химико-лесного комплекса, особенно химических предприятий г. Дзержинска Нижегородской обл.; 3) неплатежеспособность потребителей на внутреннем рынке.

В обозримой перспективе в ВВЭР можно ожидать увеличения доли отраслей, производящих товары народного потребления: машиностроения, легкой и пищевой промышленности, большей ориентации обрабатывающей промышленности на внутренний рынок – выпуск импортозамещающей продукции, реализации крупных инвестиционных проектов, в том числе на базе совместных предприятий (СП).

В числе известных инвестиционных проектов: 1) создание на базе ОАО «ГАЗ» совместного производства легковых автомобилей с итальянской фирмой ФИАТ; 2) строительство в г. Кетово химфармзавода с участием японского концерна «Мицуи»; 3) производство оптоволоконного кабеля на базе ОАО «Кировкабель»; 4) дальнейшая реализация проекта по производству тяжелых промышленных тракторов, на базе которых в АО «Чебоксарский завод промышленных тракторов» создаются бульдозеры, трубоукладчики и другая техника; 5) производство стиральных машин «Вятка» нового поколения в г. Кирове; 5) освоение ресурсов Верхнекамского фосфоритового рудника и др.

В районе предстоит осуществить глубокую конверсию оборонного комплекса с переводом на гражданские нужды наиболее высокотехнологичных производств в машиностроении, авиа- и судостроении, электронике и приборостроении.

Примерами конверсионных программ являются: выпуск на АО «Лайме» в Саранске цветных телевизоров пятого и шестого поколений, налаживание производства современной медтехники на АО «Медоборудование» (г. Саранск), производство гражданских самолетов на авиационном заводе «Сокол» в Нижегородской обл. Дополнительное внимание требуется уделить развитию лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, на базе которых необходимо обеспечить более рациональное использование лесных богатств региона, в массовой практике перейти к глубокой переработке древесины.

Предстоит активизировать внешнеэкономическую деятельность, в которую пока, в основном, вовлечена только Нижегородская обл. (на нее приходится до 60% экспортных поставок). Экспорт Нижегородской обл. в свою очередь нуждается в оптимизации (пока в его структуре более 50% продукции приходится на лесной комплекс).

В ВВЭР четко выделяются три экономических подрайона (зоны): Нижегородская и Кировская обл., а также Марийско-Чувашско-Мордовская зона.

Нижегородская обл. входит в число наиболее развитых регионов страны и имеет ярко выраженную специализацию на обрабатывающих отраслях. Ведущее место принадлежит машиностроению – 47%, прежде всего транспортному: автомобилестроению, судостроению, самолетостроению.

Химическая и нефтехимическая промышленность в структуре промышленного производства имеет около 11%. В области сложился один из крупнейших в стране центров основной и органической химии в г. Дзержинске.

Лесной комплекс, являющийся отраслью основной специализации области, выпускает около 7% всей промышленной продукции, в основном за счет деятельности Балахнинского ЦБК, производящего до 12% бумаги в России.

Ожидается, что в перспективе отрасли специализации сохранят в Нижегородской обл. высокий удельный вес и конкурентоспособность.

В Кировской обл. наилучшие перспективы развития имеют машиностроение, структурно меняющееся за счет конверсии оборонных предприятий, лесной комплекс, производящий до 7% деловой древесины в России и лидирующий в производстве лыж и спичек, а также химическая промышленность, развивающаяся на базе освоения ресурсов фосфоритов, а также формирования общероссийского центра биотехнологии.

Развитие южной Марийско-Чувашско-Мордовской зоны связывается как с приоритетом машиностроения, особенно высокотехнологичного (Мордовия, Марий-Эл), и лесного комплекса (Марий-Эл), так и с приоритетом предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья (Чувашия). Все входящие в состав района республики обладают значительными перспективами для интенсификации растениеводства и животноводства традиционных направлений.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!