Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«КОМПЛЕКСНАЯ ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРАЛЬСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА»

/ Экономическая география и регионалистика
Конспект, 

Оглавление

1. Состав и физико-географическая характеристика 

 

Уральский экономический район (УЭР) в составе Республик Удмуртия и Башкортостан, Пермской, включая Коми-Пермяцкий АО, Свердловской, Челябинской, Оренбургской и Курганской обл. имеет площадь 824 тыс. км3 (4,8% территории России). Западные границы Урала общие с Поволжским и Волго-Вятским районами, восточные – с Западно-Сибирским, а на севере он соприкасается с Северным районом. На юге регион имеет протяженную государственную границу с Казахстаном. 

Меридиональная ось района представлена хребтами Южного, Среднего и частично Северного Урала, к западу и востоку от которой его территория плавно спускается к Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинам. Уральские горы невысокие (максимальная высота горы Ямантау на Южном Урале 1640 м над уровнем моря), сильно разрушенные и расчлененные многовековой эрозией, обнажившей необычайное разнообразие минеральных богатств.

Климат континентальный с увеличением засушливости по мере продвижения на восток – за Уральские горы и на юг – в сторону Казахстана. Больше всего осадков выпадает на западных склонах Урала, минимальное количество – на восточных склонах его южной части.

Изменения климатических условий и рельефа отражаются на смене уральских ландшафтов: от степных на юге до лесных, меняющихся от широколиственных до таежных лесов – по мере продвижения на север. Вблизи горных вершин имеются гольцовые, обнаженные ландшафты. Степные ландшафты выделяются наиболее высоким плодородием южноуральских черноземов.

 

2. Экономико-географическое положение

 

Достоинства экономико-географического положения Урала определяются его положением на стыке европейской и азиатской частей России, а также Казахстана, обмениваясь с которыми сырьевыми ресурсами и готовой продукцией, Урал самым эффективным образом, с наименьшими затратами использует свой уникальный природно-ресурсный и накопленный мощный производственный потенциалы, а также квалифицированные трудовые ресурсы.

Через Урал проходят широтные магистрали (железно- и автодорожные, а также трубопроводные – нефти и газа), соединяющие восток и запад Российской Федерации. На территории самого Урала сформировались мощные грузообразующие центры – горнодобывающей промышленности, тяжелого машиностроения, нефтепереработки и нефтехимии, а также производства зерна в АПК. Меридиональные связи Урала направлены, в основном, на юг – в сторону Казахстана и остальной Центральной Азии. Оттуда район получает недостающее топливо (уголь, частично газ), в свою очередь обеспечивая их машинами и оборудованием.

Недостатки ЭГП Урала – отсутствие прямых связей с Северным экономическим районом (железная дорога строится в настоящее время), через который открываются кратчайшие пути к морскому побережью Северного Ледовитого океана. Северный район способен также обеспечивать Урал качественными коксующими углями Печорского бассейна, необходимыми черной металлургии, а также бокситами и глиноземом.

Размещение Урала на горном водоразделе Волги и Оби делает экономически неприемлемым воднотранспортное соединение двух смежных речных бассейнов, каждый из которых имеет собственную судоходную инфраструктуру.

«Утяжеленная» структура промышленности района, с преобладанием отраслей тяжелой промышленности и горной добычи, в условиях высоких транспортных тарифов снижает конкурентоспособность этих отраслей, особенно на рынках дальнего зарубежья.

 

3. Население Урала

 

Общая численность населения Уральского района на 1.01.2005 г. составляла 20,2 млн. чел. (14% населения России), в том числе городского – около 74%. К наиболее урбанизированным относятся Свердловская и Челябинская обл., где удельный вес городских жителей достигал 87,5 и 81,3%. В то же время 74% населения Коми-Пермяцкого АО – сельские жители. Число горожан в Курганской обл. лишь ненамного превышает долю сельского населения и составляет 55,5%.

Демографическая ситуация на Урале с начала 1990-х гг. кризисная: отмечается стабильная естественная убыль населения, в 2000 г. достигшая показателя – 5,5 чел. на 1000 жителей. Тем не менее, данный показатель уступает среднероссийскому (-6,7 чел. на 1000 жителей), главным образом за счет минимальных значений естественной убыли населения в Республике Башкортостан (-2,9 чел. на 1000 жителей) и Республике Удмуртия (-3,4 чел. на 1000 жителей). Миграционный прирост района, хотя и положительный (1,8 чел. на 1000 жителей), но не перекрывающий потерь отрицательного естественного воспроизводства – превышения смертности над рождаемостью. Поэтому население Урала в 1991–2004 гг. в целом сократилось на 121 тыс. чел., а увеличилось только локально (в Республике Башкортостан на 133 тыс. чел.).

Плотность населения УЭР примерно в 3,5 раза выше среднероссийской и составляет 29,6 чел./км2, достигая максимума в Удмуртской Республике, где она приближается к 40 чел./км2.

Экономически активное население составляет около 49% общей численности населения, что близко к среднему показателю по стране. В промышленности работало около 27% занятого населения, в сельском хозяйстве – около 14% (в России соответственно 22,4 и 13,3%). Максимальная численность занятых в промышленности наблюдалась в Свердловской и Челябинской обл. – порядка 30–31%, в то время как по удельному весу занятых в сельском хозяйстве выделяется Курганская обл. – свыше 27%.

Уровень общей безработицы на Урале был близок к среднероссийскому (13,4% экономически активного населения) и значительно – в 1,3 раза – превышал его в Коми-Пермяцком АО. По уровню зарегистрированной безработицы лидировала Удмуртия, где его значения превышали среднероссийский (1,4%) почти в 2 раза.

Этнический состав населения Урала представлен тремя языковыми семьями: индоевропейской – преобладает русское население, алтайской – башкиры и татары, значительная часть которых проживает в Республике Башкортостан, и уральской – удмурты, проживающие, главным образом, в Республике Удмуртия, и коми-пермяки, являющиеся коренным населением Коми-Пермяцкого АО Пермской обл.

Русское население Урала вместе с удмуртами и коми-пермяками придерживается, в основном, православного вероисповедания, башкиры и татары – большей частью мусульмане.

 

4. Природно-ресурсный потенциал

 

Богатейшие минерально-сырьевые ресурсы составляют основу экономической мощи Урала. Здесь обнаружено около 1000 видов минералов, свыше 12 тыс. месторождений полезных ископаемых.

Из 55 элементов таблицы Менделеева, получивших большое народно-хозяйственное значение, на Урале добывается 48.

Месторождения нефти располагаются в западных предгорьях и на юге Урала – в Удмуртии, Пермской и Оренбургской обл., Башкортостане (наиболее крупные). Значительная часть первоначальных запасов жидких углеводородов уже выработана, а для извлечения оставшихся необходимы новые технологии. Современное состояние запасов нефти позволяет добывать на Урале около 39 млн. т жидких углеводородов, что составляет около 13% добычи нефти в России.

Запасы природного газа, в основном, сконцентрированы в Оренбургской обл. (свыше 1 трлн. м3), где находится один из крупных центров газодобычи в России, но имеются также в Башкортостане, Пермской обл. и Удмуртии. Суммарная добыча газа в районе в 2000 г. составляла 28 млрд. м3, или менее 5% добычи газа в России.

Запасы угля на Урале имеют локальное значение: Кизеловский бассейн в Пермской обл., месторождения бурых углей в Челябинской и Свердловской обл. В условиях экономической конкуренции в угольной промышленности добыча угля на Урале не имеет перспективы из-за ее экономической неэффективности.

Запасы железных и медных руд взяты на баланс в Свердловской и Челябинской обл. Причем, если балансовых запасов медных руд достаточно для местной цветной металлургии, то запасов железных руд не хватает для обеспечения Уральской черно-металлургической базы, и поэтому имеет место импорт железной руды из Казахстана (с Соколовско-Сарбайского месторождения в Кустанайской обл.). На Северном Урале есть запасы марганцевых руд.

На Урале находится также 27% разведанных в России рудных запасов бокситов и меди, 12% никеля и 58% цинка. Разведаны и разрабатываются запасы редкометаллических руд, россыпных алмазов, изумрудов, асбеста, мрамора.

В Соликамско-Березниковском промрайоне Пермской обл. разрабатываются крупнейшие в России месторождения калийной и поваренной соли. Отметим, что ископаемые запасы Верхнекамского калийного бассейна имеют мировое значение, поскольку здесь сосредоточена значительная часть мировых запасов калия. В том же районе на базе карналлитовых руд работает комплекс предприятий по производству магния и титанового концентрата.

Уральский район обладает водными ресурсами, принадлежащими трем бассейнам: Волжско-Камскому (на западе), Обь-Иртышскому (на востоке) и Уральскому – р. Урал (на юге). Крупнейшие реки: Кама с притоками Белая и Чусовая, Урал с притоком реки Сакмара и крупные притоки р. Тобол – Тавда, Тура, Исеть (Иртышский бассейн) – берут начало на Уральском водоразделе и не отличаются полноводностью. Удельная водообеспеченность Урала очень низкая и составляет 6,6 тыс. м3/год на душу населения, что более чем в 4 раза ниже среднероссийского показателя. В крупных индустриальных центрах Урала, а также в его южной аграрной зоне наблюдается водный дефицит.

По уровню обеспеченности лесными ресурсами – 4,1 млрд. м3 – УЭР уступает в европейской части страны только Северному району. Всего здесь сосредоточено 5,7% лесных ресурсов страны. 2/3 запасов леса концентрируется в Свердловской и Пермской обл. – на севере района. В степной зоне запасы древесины невелики, минимальны в Оренбургской обл. – около 1%.

В районе находится 17% пахотных сельскохозяйственных угодий России, в том числе более половины в Оренбургской обл. и Башкортостане. Плодородные черноземные почвы этих регионов создают предпосылки для получения высоких урожаев.

 

5. Ведущие отраслевые комплексы

 

Валовой региональный продукт УЭР составлял около 13% ВВП России. Душевое производство ВРП в районе приближается к среднероссийскому уровню только в Пермской и Свердловской обл., в остальных регионах оно на 25–30% ниже, а в Курганской обл. ниже на 52%. Отставание Урала по этому показателю можно объяснить продолжающимся процессом реструктуризации основных отраслей экономики, в первую очередь промышленности.

По удельному весу промышленного производства в ВРП Урала на современном этапе лидировали Челябинская обл. – 44%, Удмуртия – 38% и Свердловская обл. – 39%, а по удельному весу сельского хозяйства выделяется Удмуртия – 8,5%. В производстве услуг с 50% ВРП впереди были Курганская и Пермская обл. – свыше 43%.

Промышленные комплексы. Отрасли главной специализации Уральского района входят в состав ТЭК, металлургического и машиностроительного промышленных комплексов. На их долю в 2000 г. приходилось 76% всего объема промышленной продукции в районе. В качестве отраслей дополнительной промышленной специализации Урала можно выделить химическую и нефтехимическую и промышленность строительных материалов.

Положительная динамика экономического развития к началу 2000-х гг. была характерна для цветной металлургии, топливной промышленности и машиностроения – отраслей, удовлетворяющих потребности как внутреннего, так и внешнего рынка. При этом приоритетная в районе черная металлургия несколько сократила удельный вес в производстве промышленной продукции, что указывает на ее сохранявшееся к 2005 г. кризисное состояние.

Черная металлургия – первая по значению и старейшая отрасль, на которую приходился почти 21% всей продукции Урала. Удельный вес Урала в России: по добыче железной руды – около 20%, по выплавке стали и чугуна, а также производству готового проката – свыше 40%.

Добыча железной руды ведется, в основном, на Качканарском ГОК в Свердловской обл. (свыше 9 млн. т) на базе наиболее крупных (66%) железорудных запасов Урала, а также в Челябинской обл. – около 3 млн. т. Недостающее количество железорудного концентрата поступает на Урал из Казахстана, а также из ЦЧЭР. Коксующиеся угли поступают в район из Кузбасса и в небольшом количестве – из Печорского угольного бассейна.

Черно-металлургический комплекс района в составе наиболее крупных комбинатов полного цикла – Нижне-Тагильского в Свердловской обл., Орско-Халиловского (Новотроицкого) в Оренбургской обл. и Магнитогорского в Челябинской обл., а также Челябинского металлургического завода сосредоточивает свыше 1/3 производства стали и готового проката в России. Здесь также сконцентрировано 60% производства стальных труб в стране (в том числе 2/3 в Свердловской обл. – на Первоуральском новотрубном заводе и 1/3 – на Челябинском трубном заводе).

Черная металлургия Урала – экспортно-ориентированная отрасль. Магнитогорский комбинат проявляет наиболее высокую активность в экспорте стального проката, хотя при этом сталкивается с рыночными ограничениями (квотами), устанавливаемыми ведущими импортерами стали – США и странами ЕЭС.

Цветная металлургия динамично развивается в районе в условиях стабильного спроса на цветные металлы на мировом рынке. Производство цветных металлов (алюминия, меди, цинка, никеля, титана и магния) осуществляется в Свердловской обл. (алюминия – на Богословском и Уральском алюминиевых заводах, меди – на Красноуральском и Кировоградском медеплавильных комбинатах, а также никеля – в Реже), в Челябинской обл. (цинк, рафинированная медь, никель), в Оренбургской обл. (медь, никель) и в Пермской обл. (производство магния и титанового концентрата).

Машиностроение Урала производило около 17% промышленной продукции района и сосредоточено более чем на 150 крупных предприятиях, представляющих различные подотрасли. Тяжелое машиностроение развито в Свердловской обл. (заводы «Уралмаш», «Уралхиммаш», «Уралэлектротяжмаш»), Пермской обл. (производство горно-шахтного оборудования), Оренбургской обл. (оборудование для металлургического и горнодобывающего комплексов) и в Республике Башкортостан (завод горного оборудования в Уфе), Тяжелое машиностроение отличается наибольшей металлоемкостью и тесно связано с основными металлургическими предприятиями района. Важно также отметить его потенциальные возможности для технического перевооружения всего промышленного комплекса Урала.

Транспортное машиностроение развито в Челябинской обл., где производят грузовые автомобили (Миасс), вагоны (Усть-Катав), дорожная техника – бульдозеры, автогрейдеры, экскаваторы, а также тяжелые тракторы. Грузовые и легковые автомобили делают на заводах АО «Ижмаш» в Ижевске в Удмуртии. Там же выпускают мотоциклы (Ирбит). В Курганской обл. производят автобусы, в Оренбургской (Орск) – транспортные прицепы, в Свердловской – вагоны большей грузоподъемности (Нижний Тагил).

На станкостроении и выпуске оружейной техники специализируются предприятия в Свердловской и Челябинской обл. и в Удмуртии. В Удмуртии издавна налажен выпуск стрелкового оружия.

Авиамоторы производят в Пермской обл., где также намечен выпуск электротехнического оборудования.

По производству сельскохозяйственной техники выделяется Курганская обл.

Точное машиностроение – электронная промышленность и радиотехника – наиболее развито в Удмуртии.

Машиностроительный комплекс Урала перенасыщен предприятиями ВПК, что существенно осложняет их конверсию и требует крупных инвестиций. Следовательно, должно пройти определенное время, прежде чем продукция высокотехнологических предприятий закрепится на внутреннем и внешнем рынке.

Доля Урала в производстве и сбыте на внутрироссийском рынке металлорежущих станков, экскаваторов, оборудования для химической промышленности и сельского хозяйства составляет от 20 до 40%.

На Урале имеются значительные мощности для производства товаров народного потребления в машиностроительной отрасли, что позволяет выпускать до 30% холодильников и стиральных машин, 70% мотоциклов в России. Выпуск товаров народного потребления может быть восстановлен до прежнего уровня и далее увеличен за счет конверсии оборонного комплекса.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) Урала – один из самых мощных в стране. По производству электроэнергии район находится на третьем месте после Центра и Восточной Сибири. В составе электростанций Урала: 90% тепловых станций (в их числе Ириклинская, Рефтинская, Троицкая, Сред неуральская, Южно-Уральская, крупнейшая Пермская ГРЭС (4,8 млн. кВт) и др.), две крупные ГЭС (Камская и Боткинская) и одна атомная – Белоярская, работающая на быстрых нейтронах.

Добыча нефти в районе в 2004 г. составила около 38 млн. т (12,5% добычи в России), в том числе около 1/3 в Башкортостане, 1/5 в Удмуртии, а остальное – примерно поровну – в Оренбургской и Пермской обл.

Нефтеперерабатывающая промышленность представлена крупными НПЗ, работающими в Уфе, Салавате, Перми, Орске и других городах. Намечающиеся структурные сдвиги в нефтепереработке связаны с углублением переработки нефти, реконструкцией и расширением предприятий.

Добыча газа – 28 млрд. м3 (2000 г.) сосредоточена, в основном, в Оренбургской обл. В Оренбурге создан крупный газохимический комплекс, на базе которого производят серу, стабильный конденсат, сжиженные газы, гелий, этан. В Оренбург также поступает для переработки высокосернистый газ из Карачаганакского месторождения в Казахстане.

Добыча угля на Урале постоянно снижается из-за высокой себестоимости и невысокого спроса на него и сейчас составляет около 7,5 млн. т (3% общероссийской добычи).

Химическая промышленность УЭР характеризуется 15–35% удельным весом в России по выпуску серной кислоты, кальцинированной соды, минеральных удобрений.

Пермская обл. занимает ведущее место по производству минеральных удобрений (около 4 млн. т, или 1/3 в РФ), в основном калийных, получаемых на базе ресурсов крупнейшего в мире Верх не камского соленосного бассейна. Крупнейшие предприятия области по выпуску различных минеральных удобрений – «Уралкалий», «Сильвинит», «Азот». Азотные удобрения выпускают также в Магнитогорске и Нижнем Тагиле на базе использования металлургического коксового газа. Фосфатные удобрения производят в г. Красноуральске Свердловской обл. из привозных хибинских апатитов.

Сернокислотная промышленность развивается на основе местных ресурсов серного колчедана и отходов металлургии (центры в Ревде и Кировограде Свердловской обл.). Урал также крупный производитель продукции органического синтеза, наиболее известные центры: Уфа (АО «Еашнефтехимзаводы»), Салават, Пермь и др. На базе углеводородного сырья здесь ежегодно производится до 15% полимерных материалов (синтетические смолы и пластмассы) в России. Уральские нефтехимические предприятия входят в состав крупной компании «СИБУР» (Сибирско-Уральская), осуществляющей поставки продукции органического синтеза на внутренний рынок России и на экспорт (при участии РАО «Газпром»).

На территории Челябинской обл., в г. Снежинске, находится один из важнейших центров исследований и опытного производства в области атомной промышленности – горно-химический комбинат «Маяк», Деятельность этого предприятия стала причиной серьезных экологических проблем, связанных с образованием в результате аварии, случившейся в 1970-е гг., челябинского радиоактивного следа.

Лесной комплекс. На предприятиях этого комплекса производилось около 11% деловой древесины, 15% пиломатериалов, 17% бумаги в России. Предприятия лесной промышленности выпускают продукцию, в основном, для внутреннего потребления и расположены в промышленных центрах Пермской и Свердловской обл. (ЦБК в Краснокамске, Соликамске, Красновишерске, предприятия деревообработки в Перми и Серове).

Агропромышленный комплекс. Сельское хозяйство – важная отрасль экономики Урала, на современном этапе производящая до 15% всей агропродукции в России (второе место в стране после Центрального района). В структуре производства (валовых сборов) основных видов сельскохозяйственной продукции в России доля Урала к началу 2000 г. составляла: по сбору картофеля и овощей – 15% для каждого продукта; по сбору зерна – 18%; по производству мяса и молока – 16–17% для каждого продукта (первое место в России), по производству шерсти – 8% (четвертое место).

Продукция животноводства в районе в настоящее время больше продукции растениеводства, в соотношении 3:2, и отличается более высокой товарностью – часть ее поставляется в другие регионы. Из растениеводческой продукции вывозятся, в основном, излишки зерна, а овощеводство и картофелеводство работают на обеспечение местного населения.

Основные направления специализации сельского хозяйства Урала: зерноводство (в основном, производство яровой пшеницы), пригородное овощеводство и молочно-мясное животноводство, включая свиноводство и птицеводство, мясомолочное животноводство.

Определенная специализация существует в производстве и переработке сельскохозяйственного сырья на предприятиях пищевой промышленности. Так, Оренбургская и Курганская обл., Республика Башкортостан занимают ведущее место в производстве зерновой, сыро-молочной продукции, мясных и колбасных изделий. Пищевая промышленность составляет 13% в структуре промышленного производства Курганской обл. и 8% – Удмуртии, а в Коми-Пермяцком АО – почти 21% (в данном случае, из-за общей отсталости и неразвитости производственной структуры).

Транспортный комплекс. Транспортное значение Урала определяется его ролью связующего и распределительного узла между западной и восточной частями России. Грузонапряженность на отдельных железнодорожных и автомобильных магистралях района в 3-4 раза выше средней по стране. В районе г. Екатеринбурга находится один из крупнейших в России аэропортов Кольцове.

Эксплуатационная протяженность железных дорог более 4,7 тыс. км (перевозят около 40%грузов), автомобильных – около 93 тыс. км (54% объема перевозок) и водных путей – 4,7 тыс. км (около 6% грузоперевозок).

Разветвленная сеть нефте- и газопроводов связывает Урал с Западной Сибирью, Средней Азией, Казахстаном и европейской частью России.

Наиболее тесные связи Урал имеет с соседними районами – Западно-Сибирским и Поволжским, а также Казахстаном. С востока и юга в район поступают уголь, нефть, газ, электроэнергия, железная руда, в том числе из Казахстана по импорту. Урал вывозит в другие районы, в основном, продукцию перерабатывающих отраслей – черные и цветные металлы, машины и различное оборудование.

Приоритетное значение для Урала имеет реализация межрегионального проекта по доставке бокситов Среднего Тимана на Уральский и Богословский алюминиевые заводы с целью производства глинозема и снижения зависимости района от его импорта. Для осуществления этого проекта строится меридиональная железнодорожная магистраль Пермь – Архангельск, обеспечивающая Уралу выход не только к бокситам, но и к Белому и Баренцеву морям, а также к богатым минерально-сырьевыми ресурсами районам Крайнего Севера, где добывают коксующиеся печорские угли, марганцевые и титановые руды.

Развитие сферы услуг и инфраструктурных отраслей, в том числе по оказанию транспортных и услуг связи, юридических, финансово-кредитных, страховых и консалтинговых, имеет на Урале важное значение для подъема его экономики. Уже в настоящее время район занимает второе место в России по количеству и значимости региональных банков, здесь высокими темпами расширяется рыночная инфраструктура (товарные и фондовая биржи, инвестиционные и страховые компании).

В районе интенсивно создаются совместные предприятия, акционерные общества и экономические ассоциации. Сформированная Уральскими регионами межрегиональная ассоциация «Большой Урал» – это финансово-экономический союз территорий (субъектов Федерации Урала), созданный с целью переориентации промышленного производства на удовлетворение социальных потребностей за счет конверсии и налаживания экспортных связей.

По состоянию на 2005 г. инвестиционный климат в Уральском экономическом районе наиболее высоко оценивался для Свердловской обл. как имеющий высокий потенциал и умеренный риск. Риски инвестиций для Башкортостана, Оренбургской, Пермской и Челябинской обл. признаны умеренными, а потенциал инвестиций – средним. Пониженный и низкий инвестиционный потенциал и высокий риск инвестиций характерны для Удмуртии и Курганской обл.

Природные и культурные памятники. На территории Урала находятся пять государственных природных заповедников: Басеги и Вишерский – в Пермской обл., Висимский и Денежкин Камень – в Свердловской обл., Башкирский – в Башкортостане, общей площадью 420 тыс. га – все в горах Среднего и Южного Урала. В Челябинской обл. также размещены два ведомственных заповедника: Ильменский и Южно-Уральский, сохраняющие уникальные степные ландшафты и древние городища.

Национальные парки Урала имеют общую площадь около 300 тыс. га. Два из них находятся в Челябинской обл.: Зюраткуль и Таганай, по одному в Удмуртии – Нечкинский, в Башкортостане – Башкирия и Свердловской обл. – Припышминские Боры.

 

6. Основные направления отраслевого и территориального развития

 

Мощный научно-производственный потенциал района способен обеспечить ему стабильный экономический рост, однако нуждается в структурных изменениях.

В результате экономических реформ Урал остается регионом, вывозящим, в основном, непереработанную продукцию. В настоящее время доля топлива, сырья и продуктов их первичной переработки (металлов, пиломатериалов, глинозема и др.) увеличилась в вывозе до 75–80%, а в экспорте превысила 90%. К концу 1990-х гг. Урал все больше превращался в сырьевой регион.

В то же время тяжелая и средняя промышленность Урала уже сейчас может стать базой для подъема и технического перевооружения всего районного хозяйственного комплекса.

Чрезвычайно эффективной способна стать кооперация металлурго-машиностроительного комплекса Урала с топливно-энергетическим и лесным комплексами Западной Сибири (в том числе в рамках сформированного Указом Президента России единого Уральского округа). Другое направление межрегионального сотрудничества связано с участием Урала в освоении перспективной минерально-сырьевой базы Республики Коми и других регионов европейского Севера.

Территориальные особенности экономики Урала определяются некоторыми различиями в специализации составляющих его регионов, что, в свою очередь, зависит от их природно-ресурсного и производственного потенциалов, а также агроклиматических условий. Представляется целесообразным выделить Северный Урал в составе Республики Удмуртия, Пермской и Свердловской обл., а Южный Урал – в составе Республики Башкортостан, Челябинской, Оренбургской и Курганской обл.

Северный Урал в большей степени специализируется в тяжелом и среднем машиностроении, включая высокотехнологичные отрасли, в цветной металлургии и химической промышленности – производстве минеральных удобрений. По производству черных металлов и продукции пищевой промышленности удельный вес Северного и Южного Урала примерно равен.

Перспективы развития Республики Удмуртия связаны с ростом обрабатывающих производств. Помимо совершенствования традиционных отраслей – машиностроения, автомобилестроения, выпуска мотоциклов и спортивных ружей, здесь должно увеличиться производство продукции электронной промышленности и точного машиностроения. Разрабатывается инвестиционный проект выпуска легковых автомобилей совместно с чешской «Шкодой».

В Пермской обл. машиностроение будет иметь опережающее развитие в направлении производства современного оборудования для ТЭК, авиамоторов нового поколения, электротехнической продукции.

В Свердловской обл. структурно и технологически обновленная черная металлургия и высокотехнологичные отрасли машиностроения могут составить основу перспективного развития области. Отрасли специализации–станкостроение, энергетическое машиностроение и др. сохраняют в регионе высокий научно-технический потенциал, обеспечивающий выпуск конкурентоспособных изделий для отечественного и мирового рынков.

Южный Урал преимущественно специализируется в транспортном и сельскохозяйственном машиностроении, нефтехимии, топливной промышленности, а также на производстве сельскохозяйственной продукции.

В Республике Башкортостан сосредоточено производство продукции ТЭК (нефти и первичной ее переработки, электроэнергии) и нефтехимической. В перспективе ведущему в республике АО «Башнефтехимзаводы» предстоит перевести производство на новую технологическую основу, обеспечивающую выпуск конкурентоспособной продукции. Здесь также намечается увеличить производство лекарственных средств, что должно вывести Башкортостан в число ведущих производителей фармацевтической продукции в стране. Республика располагает развитым АПК. По валовому сбору зерновых, картофеля, сахарной свеклы, производству мяса Башкортостан занимает первое место в районе.

В Челябинской обл. приоритетное развитие получают энергетика, металлургия и машиностроение (станкостроение и автомобилестроение). Усиливаются экспортно-ориентированные производства: Магнитогорский металлургический комбинат, Челябинские заводы – тракторный, дорожных машин и автомобильный. В 1998 г. Челябинской обл. в рамках проекта Европейской экономической комиссии ООН «Энергетическая эффективность – 2000» одной из первых в России присвоен статус «Демонстрационная зона высокой энергетической эффективности». Поэтому актуальное значение имеет реализация в области комплексной программы энергосбережения.

В Оренбургской обл. необходимо укрепление базы газоперерабатывающей и газохимической промышленности. Падение объемов добычи углеводородов должно компенсироваться увеличением глубины их переработки, прежде всего на Орском нефтеперерабатывающем заводе. Будет продолжена реконструкция металлургического комплекса с целью улучшения качества металла в черной металлургии и использования многокомпонентных руд в цветной металлургии.

Курганская обл. выделяется на Урале производством зерна, а также продукции машиностроения (автобусы, сельскохозяйственные машины). Большая часть машиностроительных предприятий сосредоточена в городах Кургане и Шадринске, что ставит проблему рассредоточения отрасли в другие города, где могут быть построены небольшие современные предприятия.

Многоотраслевые промышленный, транспортный (густая сеть железных и автодорог, трубопроводов) и аграрный комплексы Урала определяют благоприятные предпосылки его перспективного социально-экономического развития при условии решения сложных проблем реструктуризации хозяйства и экологической безопасности населения.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!