Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Характеристика уровня речевого развития»

/ Психология
Конспект, 

Оглавление

Выявление объема словарного запаса и оценка понимания обращенной речи показали, что наиболее доступными для большинства слабослышащих оказываются вопросы, направленные на раскрытие понимания родовидовых отношений, знаний о профессиях людей. Среди других затруднения вызывают вопросы, для ответа на которые требуется установить причинно-следственные связи. Прослеживается зависимость объема словарного запаса дошкольников от степени снижения слуха и сроков обучения в специальном детском саду [4]. 

Большинство детей, имеющих снижение слуха до 50 Дб, успешно отвечают на предлагаемые вопросы, но в сравнении с нормально слышащими у них отмечается более ограниченный объем словаря. Если нормально слышащие дети называют более пяти наименований предметов, входящих в обобщающие понятия, слабослышащие – три-пять. Объем словарного запаса не выходит у них за рамки, обозначенные программой. Они называют профессии, с которыми чаще всего сталкиваются в повседневной жизни (врач, повар, воспитатель, продавец, учитель), наземные виды транспорта (автомобиль, трамвай, автобус, поезд), диких животных, названия которых наиболее часто упоминаются на занятиях, в сказках и рассказах (медведь, белка, еж, заяц). 

Для детей, имеющих снижение слуха свыше 50 Дб, особое значение приобретают сроки обучения в специальном детском саду. Для подтверждения высказанной мысли, сравним результаты обследования двух групп детей, которые имели примерно одинаковый уровень степени снижения слуха (средний арифметический показатель групп на лучше слышащее ухо – от 50 до 70 Дб). По срокам обучения группы делились следующим образом: 1-я – обучение в течение 4 лет, 2-я – в течение 2 лет. Все дети 1-й группы овладели словарем, предусмотренным программой. Кроме того, 20% дошкольников этой группы владели знаниями сверх программного минимума. При ответе они использовали развернутые высказывания.

Во 2-й группе лишь 70% слабослышащих детей усвоили программный материал. Отвечая на вопросы, в большинстве случаев они использовали простые предложения.

Часть слышащих детей по объему словарного запаса уступала знаниям слабослышащих, которые в течение 4 лет обучались в специальном детском саду, что является доказательством значимости целенаправленной работы над речью в течение длительного периода [4].

При общей тенденции взаимозависимости рассматриваемых параметров (слух, речь, сроки обучения) следует отметить, что некоторые слабослышащие дети, независимо от степени снижения слуха, показывают достаточно обширный объем словарного запаса, не ограниченный программными требованиями. Называя транспорт, они перечисляют и марки автомобилей, наряду с сухопутным транспортом называют водный и воздушный. Например, Рома К.: «Транспорт – автомобили "Волга", "Жигули", метро, самолет "Ту"»; Антон Ч.: «Автобус, "ЗИЛ", ракета, лодка». В перечень профессий дети включают названия современных. Информацию, как слышащие, так и слабослышащие дошкольники получают из телевизионных передач, из литературы, в процессе занятий с родителями.

Значительную часть информации слабослышащие дети получают от взрослых при непосредственном общении в отличие от слышащих детей, для которых основным источником информации являются средства массовой информации, в частности телевидение. Необходимо отметить, что слабослышащие дети нуждаются в дополнительном уточнении, закреплении, повторении полученных знаний. Поэтому основным источником информации для слабослышащих детей являются специально организованные занятия, включающие различные виды деятельности и общение со взрослыми [6].

По уровню понимания обращенной речи слабослышащих детей можно разделить на три группы.

К первой группе относятся дети, которые понимают вопрос при однократном предъявлении. Из рисунка видно, что только треть слабослышащих детей имеет высокий уровень развития импрессивной стороны речи, в то время как среди слышащих таких детей большая часть.

Вторую группу составляют дети, у которых снижение слуха свыше 70 Дб. Однако главной причиной затруднений в восприятии вопросов с первого предъявления является ограниченный объем словарного запаса. Дети затрудняются более в понимании содержания вопроса, чем в его восприятии.

В третью группу входят дети, имеющие снижение слуха свыше 70 Дб, ограниченный словарный запас и низкий уровень слухозрительного восприятия устной речи. Дошкольникам этой группы помимо многократного предъявления вопроса необходима устно-дактильная или письменная речь, помогающая в восприятии вопросов.

Уровень развитии связной речи определяется исходя из критериев, которые характеризуют рассказ детей по серии сюжетных картинок:

1) общая структура текста (наличие всех частей в рассказе, связь предложений, структура предложения;

2) грамматическое оформление текста (отсутствие морфологических, синтаксических ошибок);

3) использование выразительных средств (прилагательных, наречий, экспрессивно-оценочных слов, прямой речи).

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: связная речь как слабослышащих, так и слышащих выпускников подготовительных групп характеризуется недостаточно высоким уровнем. Дошкольники затрудняются в составлении рассказа, с учетом структуры связного текста (вступление, описание основного события, заключение). Лишь немногие (15% слабослышащих, 20% слышащих) составляют рассказ по указанной схеме. У части детей (25% слабослышащих, 30% слышащих) отмечается наличие двух частей рассказа (вступление и основная часть или основная часть и заключение) [17].

Из приведенных примеров видно, что в рассказе детей присутствуют элементы вступления – предложения, которые не относятся непосредственно к основным событиям, происходящим на картинке, но описывают место или время происходящих событий («Было лето», «Лето тут. Жарко», «Это лес, тут река».). Затем дети излагают основную часть рассказа. В конце часть детей дает заключение в виде какого-либо оценочного суждения («Собака хорошая», «Мальчик и собака дружные»). Следует отметить, что в рассказах как слабослышащих, так и части слышащих детей часто не наблюдается связи предложений между собой. Рассказ скорее похож на перечисление действий. По мнению Л.С. Выготского, описание картинки путем перечисления отдельных предметов, действий означает низкий уровень развития речи дошкольников, косвенным образом отражающий уровень синкретического мышления, свойственный детям в раннем онтогенезе.

У большинства как слышащих, так и слабослышащих детей отмечается употребление простых, нераспространенных предложений. Грамматически верно оформляет текст небольшая часть слабослышащих и более половины слышащих. Основные ошибки, которые допускают слабослышащие дети – неправильное изменение слов по родам, числам, падежам (цветок растут, мяч упала), пропуск предлогов (мяч упал вода, бежал река, гулял лес), включение лишних, замена одного предлога другим (мальчик играет б мячом, собака на мяч держать), пропуски главного члена предложения (уронил мяч река, собака быстро), нарушение связей согласования или управления (мальчик положила мяч, собака играют, собака дает мальчик). У слышащих детей в основном наблюдаются ошибки, связанные с изменением формы слова, согласованием слов в предложении, связи предложений между собой [14].

Таким образом:

         как слабослышащие, так и слышащие дети наиболее часто применяют в рассказе экспрессивно-оценочные прилагательные и наречия;

         использование диалогов, прямой речи зафиксировано только среди части слышащих обследуемых, что свидетельствует о достаточно высоком уровне речевого развития у этих детей. Итак, использование выразительных средств при составлении рассказов весьма ограничено как среди слабослышащих, так и среди слышащих дошкольников.

В целом всех детей можно разделить на три группы в соответствии с уровнем владения связной речью.

Первый уровень – в рассказе детей выделяются 2 или 3 части, структура предложения практически оформлена, иногда встречаются нарушения связей (согласования или управления) между словами. Отмечено использование выразительных средств (чаще всего экспрессивно-оценочных прилагательных и наречий).

Второй уровень – дети пользуются чаще всего структурой двухсоставного предложения, но испытывают затруднения в плане конструктивной организации предложения. У части дошкольников наблюдается появление структурных частей в рассказе. Грамматическое оформление текста большинства детей характеризуется наличием морфологических и синтаксических ошибок.

Третий уровень – наиболее низкий. Уровень слов – предложений, несущих функциональное сообщение и являющихся, в связи с этим, синтаксической, а не логической единицей. По мнению К.Г. Коровина, это первый период усвоения языка слабослышащими, который характеризуется преобладанием простого синтаксического целого, представляющего собой своеобразное предложение, состоящее из одного слова.

Анализируя особенности связной речи слабослышащих детей, поступающих в первый класс, в сравнении с их слышащими сверстниками, необходимо отметить, что эта сторона речевого развития как слышащих, так и слабослышащих дошкольников, имеет низкий качественный уровень и нуждается в интенсивном педагогическом воздействии.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!