Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Характеристика трудовых ресурсов мира»

/ Мировая экономика и международные экономические отношения
Конспект, 

Оглавление

§1. Понятие трудовых ресурсов

    Участниками рынка тру­да (трудовыми ресурсами) являются как активно ищущие работу, так и занятые. Именно все экономически активное население находится на рынке труда и испытывает его воздействие. Занятость с точки зрения экономических позиций общества — это деятельность тру­доспособного населения по созданию общественного продукта или национального дохода, а предоставление всем желающим и спо­собным трудиться в общественном производстве ведет в идеале к полной занятости.

    Занятость в общественном производстве не исчерпывает всех видов полезной занятости, таких, как учеба в общеобразователь­ных и специальных учебных заведениях, служба в армии, заня­тость в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за больными и престарелыми, участие в работе общественных организаций (не по найму) и т.д.

    Учет всех видов экономической и социально-полезной деятель­ности нашел свое отражение в понятии глобальной занятости. За ее пределами остаются те, кто по субъективным или объективным причинам не смог найти для себя полезную сферу деятельности, не противоречащую закону.

    Решающее значение с точки зрения развития самого общества имеет занятость в общественном производстве, которая опреде­ляет как экономический потенциал общества, так и уровень и качество жизни населения в целом и благосостояние отдельных граждан. Занятость в общественном производстве можно рассмат­ривать как продуктивную занятость, а соотношение продуктив­ной занятости с другими видами полезной занятости дает воз­можность определить рациональную занятость.

    Какое значение имеют эти понятия для политики занятости на рынке труда?

    Во-первых, они более точно определяют трудовой потенциал общества, участвующем в создании национального дохода, в ус­ловиях, когда участие и неучастие в общественном труде опреде­ляются не только экономическими факторами, но и потребностя­ми самого человека, его приоритетами в сфере занятости и воз­можностями их реализации.

    Во-вторых, они позволяют более точно прогнозировать объем трудового потенциала и его использование как в масштабах всей страны, так и по регионам с учетом их экономического и демо­графического развития.

    В-третьих, появляется возможность более дифференцирован­но разрабатывать социальную политику, выбирать приоритеты, разрабатывать социальные программы, определять источники их финансирования и условия реализации.

    В международной статистике широко применяются категории “экономически активное население” и “экономически неактив­ное население”. Согласно рекомендациям Международной организации труда (МОТ), к экономически активному населению относятся все лица, которые участвуют в производстве товаров и услуг, включая про­изводство товаров для рынка, по бартерным каналам и для лично­го пользования. Это следующие категории: лица наемного труда — рабочие и служащие; самостоятельные работники; неоплачивае­мые члены семьи; сезонные и случайные работники; лица вре­менно не работающие по объективным причинам (болезнь, от­пуск и т.п.); учащиеся, совмещающие учебу с работой на режиме неполном рабочего времени; ученики и лица, проходящие профподготовку на производстве и получающие либо стипендию, либо заработную плату.

    В разных странах определение экономически активного насе­ления несколько различается, например, по возрасту вступления в активную трудовую жизнь. В США этот возраст определен в 15 лет, как в большинстве других стран, в Швеции — 16 лет. Есть отличия и по категориям. Так, в Великобритании в состав эконо­мически активного населения не входят учащиеся, работающие неполное рабочее время или ищущие работу. Они учитываются отдельно. В США в число экономически активного населения включаются неоплачиваемые члены семьи, но при условии, что в неделю обследования они проработали не менее 15 часов. Эконо­мически активное население на текущий период в странах ры­ночной экономики определяется как “рабочая сила”.

    Трудовой статус экономически активного населения количест­венно определяется по числу отработанных недель или дней в определенный период времени (12 месяцев или один календар­ный год). По количеству отработанного времени экономически активное население подразделяется на занятых, безработных и час­тично занятых.

    К экономически неактивному населению международная ста­тистика относит всех, кто, независимо от возраста, не входит в категории экономически активного населения. В составе экономически неактивного населения можно выде­лить также несколько групп. Самую большую группу составляют учащиеся очных форм обучения, домашние хозяйки, пенсионеры по старости и инвалидности, рантье, лица, получающие матери­альную поддержку от общественных организаций и частных лиц, и др.  К экономически неактивному населению относятся также от­дельные функциональные группы населения, такие, как занятые на неоплачиваемой общественной работе, лица, оказывающие добровольные, бесплатные услуги, другие лица, занятые деятель­ностью по оказанию милосердной помощи социально слабым сло­ям населения.

    К той же категории экономически неактивного населения от­носятся лица трудоспособного возраста, которые могут работать, но не ищут работу в силу субъективных и объективных причин. Они составляют особую группу в классификации экономически неактивного населения.

§2. Половозрастные характеристики населения

    По половозрастным категориям деление тру­доспособного населения на экономически
активное и неактивное в странах с при­мерно равным уровнем развития экономики тем не менее различ­но. Это зависит и от политики, проводимой в сфере образования, и от кадровой политики на предприятиях, от развитости систем со­циального обеспечения, экономической конъюнктуры, развития НТП и других факторов. Например, какие тенденции можно проследить среди экономически активного населения молодых возрастов?

    Так, по данным статистики об участии молодежи в возрасте 15—19 лет в общественном производстве, страны можно условно разделить на две группы. В одной группе стран — США, Канада, Великобритания — экономически активное население среди мо­лодежи данной возрастной группы составляет более 50%; в другой группе стран — Япония, Италия — примерно 20—30%. Такая боль­шая разница в степени участия молодежи данного возраста в об­щественном производстве объясняется требованиями к обязательному образованию: более жесткими в одних странах, более либе­ральными в других.

    Какое влияние такая политика в области образования оказы­вает на рынок труда и общественное развитие в целом? С одной стороны, раннее вступление молодежи на рынок тру­да воспитывает у нее уже с первых шагов установку на труд, на самостоятельность и инициативность в трудовой и общественной жизни, формирует такие качества рабочей силы, как мобильность, многопрофильность трудовой деятельности.

    С другой — отсутствие законченного общего среднего или спе­циального среднего и высшего образования ведет к пониженному стартовому уровню качества рабочей силы, повышать который при­ходится уже в процессе трудовой деятельности. Кроме того, чем и более раннем возрасте вступает молодежь на рынок труда, тем выше неустойчивость ее занятости: высокая те­кучесть, безработица. Это ведет к прямым моральным и материальным потерям как у самой молодежи, так и в обществе в целом.

    Взвешенная политика в отношении молодежи этой возрастной группы, комплекс мер по ее профориентации и адаптации к трудо­вой жизни определяют общую ситуацию с занятостью на рынке труда.

    Среди молодежи в возрасте 20—24 лет доля экономически ак­тивного населения выравнивается. В первой группе стран она увеличивается в полтора раза: в США — с 55 до 76%, Канаде — с 58 до 81%, в Великобритании — с 57 до 77%. Во второй группе стран эта доля увеличивается более значительно: в Японии — с 17 до 72%, в Италии — с 28 до 68%. Что же касается молодежи в возрасте 25—29 лет, то в большинстве стран она достигает прак­тически пика участия в экономической жизни (82% — в США, 85 — в Канаде; 78 — в Великобритании, 78 — в Италии, 90% — в Швеции).

    Специфические тенденции отмечаются в занятости экономически активного женского населения. У женщин рост активного участия в общественном производстве происходит в возрастной группе 20—24 года и затем снижается, что связано с появлением у них семейных обязанностей по воспитанию детей. Так, в США в возрастной группе 16—19 лет экономически активное население составляет 54%. Затем его доля резко возрастает у женщин 20—24 лет — до 72%. И потом, начиная с возраста 45—49 лет, постепен­но снижается вплоть до 55-летнего возраста и резко идет на убыль в старших возрастных группах: 54,5% в возрастной группе 55—59 лет, 35,2% — 60—64 года, 16% — в группе 65—69. лет. Аналогич­ные тенденции наблюдаются в Канаде.

    В Швеции участие женщин в общественном производстве резко увеличивается: с 51% в группе до 19 лет до 82% в возрастной группе 20—24 года. Удельный вес экономически активного жен­ского населения продолжает увеличиваться до 94% в возрастной группе 40—44 года и не снижается ниже 80% вплоть до возраст­ной группы 60—64 года. Затем происходит быстрое падение удель­ного веса женщин в общественном производстве.

    Во Франции мы наблюдаем иную картину. Здесь максималь­ный удельный вес — 75,7% — достигается в возрастной группе 25—29 лет, затем он снижается и в возрастных группах от 30 до 59 лет составляет в среднем с небольшими колебаниями от 71 до 63%.

    Весьма специфическое движение в занятости женщин отмеча­ется в Японии. В этой стране участие женщин в общественном производстве по возрастным группам идет скачкообразно. Доля экономически активного населения среди девушек в возрасте 15— 19 лет невелика — 17,3%. Затем идет резкий скачок в возрастной группе 20—24 года, когда женщины еще не обременены семьей и воспитанием детей. Их доля участия в общественном производст­ве составляет 74,3% — самый высокий удельный вес среди прочих возрастных групп. Потом удельный вес резко снижается и в груп­пе 30—45 лет является наименьшим — 51,1% — среди других групп трудоспособного возраста. доля занятости женщин в обществен­ном производстве вновь начинает расти и достигает второго пика 68—70% в возрастных группах 40—44 и 45—49 лет, затем снижает­ся. При этом участие женщин в общественном производстве про­должает оставаться высоким по сравнению с другими странами. Так, например, если в Японии экономически активное женское население в возрасте 65—69 лет составляет 26,3%, то в США —16%, в Италии — 2,2%, в Великобритании — 2,7%.

    Что же касается участия в общественном производстве лиц пенсионных возрастов, от 60 лет и старше, то можно отметить две страны, отличающиеся высокой долей активности пожилых тру­дящихся в экономической жизни. В Японии в возрастной группе 65—69 лет экономически активное население составляет 38%, в возрастной группе 70—74 года — 25% и в возрастной группе 75 лет и старше — 11%.

    Частично такая высокая доля экономически активного населе­ния среди лиц старших возрастов объясняется социальным стату­сом работников. В Японии более высокий удельный вес самоза­нятых работников, предпринимателей и помогающих членов се­мьи, чем в других развитых странах. Здесь надо отметить, что пре дельный возраст у рабочих и служащих для работы на предпри­ятиях фирм составляет 55—60 лет, после чего работник получает выходное пособие размером в несколько годовых сумм заработ­ной платы, и это помогает ему открыть собственное дело.

    В Швеции также высок удельный вес экономически активного населения среди лиц старших возрастов: 51% — в возрастной группе 60—64 года, 13% — в возрастной группе 65—69 лет, 6% — в воз­растной группе 70—74 года, 3% — у лиц 75 лет и старше. В этой стране на столь активное участие в общественном производстве лиц старших возрастов влияют благоприятные условия труда, льгот­ный режим рабочего времени, развитая система услуг.1

§3. Безработица

    Помимо категории занятости, понимаемой как занятость в об­щественном производстве, есть категория незанятости. Эта кате­гория включает два понятия — безработицы и


вынужденной неза­нятости.

    Согласно определению международных ор­ганизаций — МОТ и ОЭСР, безработныеэто люди, не имеющие работы, кто готов приступить к работе и ищет работу в течение последних четырех недель или кто уже устроился на работу, но еще не приступил к работе. Так, например, в США безработными считаются граждан­ские лица, которые: 1) не имели занятости в течение недели об­следования; 2) предпринимали усилия найти работу в течение предыдущих четырех недель (либо обращаясь непосредственно к нанимателю или к услугам государственной службы занятости, либо к друзьям); 3) лица, временно уволенные, или лица, наня­тые на новую работу, которые должны приступить к работе в те­чение 30 дней.

    В Японии безработным считается тот, кто не работал в течение недели обследования ни одного часа; в Великобритании — кто не имеет работы в течение недели обследования, ищет работу в тече­ние этой недели или не может искать ее из-за болезни или кто ждет результатов переговоров об устройстве на работу.

    Если определение статуса безработного в различных странах примерно одинаково и совпадает с определением международных организаций, то в отношении подсчета числа безработных имеет­ся два методологических подхода. Первый подход состоит в опре­делении числа лиц, отвечающих статусу безработного в период недели обследования (США, Япония). В Великобритании такой метод считается дорогостоящим и подсчет численности безработных ведется по числу поданных заявок в государственные службы занятости на пособие по безработице.1 Разница в подсчетах по двум разным методикам, как показало обследование, проведенное вес­ной 1988 г., оказалась невелика: согласно международной методо­логии, в стране насчитывалось 2,37 млн. безработных; согласно методологии, принятой в Великобритании, — 2,41 млн. человек. Однако качественные различия были существенными.

    По международной классификации, среди подавших заявки на пособие по безработице в
Великобритании 630 тыс. человек не подпали под статус безработных, поскольку не искали работу и не могли приступить к ней. Из них 310 тыс. человек заявили, что не хотят работать, около 120 тыс. человек сказали, что хотят рабо­тать, но не могут приступить к работе в силу различных причин. 210 тыс. подавших заявки на пособия могли работать, но не иска­ли работу, 60 тыс. из них были уверены, что не найдут работу.

    Кроме этих лиц еще 160 тыс. желающих получать пособия имели оплачиваемую работу в течение недели обследования и поэтому считались занятыми. У этих людей была низкооплачиваемая ра­бота на неполную рабочую неделю. Вместе с тем 750 тыс. тех, кто, согласно определению МОТ и ОЭСР, был безработным, не пода­вали заявок на пособия по безработице и не регистрировались в службах занятости. 520 тыс. из этого числа были женщины, 70% которых были замужними и искали работу на неполное рабочее время.

    Таким образом, подсчет численности безработных по англий­ской методологии более простой, но он не точен в отношении качественного состава безработных и требует дополнительных мер контроля за поведением лиц, считающих себя безработными и рассчитывающих на материальную помощь.

    Однако эту материальную помощь получают не все ищущие работу: в США – 30%, во Франции – 39, в Швеции – 68%. Длительность выплаты пособия: в США – 26 недель, во Франции и ФРГ – 52 недели, в Дании и Голландии – 130 недель, в России – до 12 месяцев.1

§4. Качество рабочей силы

    В настоящее время период научно-технической революции, несмотря на неуклонное расширение в народном хозяйстве развитых стран сферы применения вы­сокой технологии, характеризуется значительным возрастанием экономи­ческой значимости живого труда, всех связанных с его расширенным воспроизводством механизмов, включая рынок труда. Чему есть достаточно убедительные свидетельства. О наиболее наглядных из них - ниже.

    Первое. Согласно результатам исследований, проведенных амери­канскими


экономическими статистиками, до 70-75% среднегодового прироста совокупной производительности труда в различных отраслях современной промышленности США обеспечиваются живым трудом.1

    Второе. В CШA к началу 90-х гг. стоимость единичной рабочей си­лы в среднем составляла 469,5 тыс. долл., совокупной (стоимость еди­ничной, умноженная на 94,5 млн. - численность самодеятельного населе­ния) - 44,5 трлн. долл. Последний показатель в сущности представляет собой приблизительную стоимостную величину человеческого капитала на начало текущего десятилетия. Следовательно, эта величина в США в 3,5 раза превышала в указанный период стоимость националь­ного материального капитала (сумма всех активов финансовых и нефи­нансовых корпораций оценивалась в 12,8 трлн долл.).2

    Без большого преувеличения можно предположить, что и в других странах с развитой рыночной экономикой соотношение этих показате­лей не отличается сколько-нибудь заметно от приведенного либо при­ближается к нему. Отсюда, следует, как представляется, однозначный вывод: решающей стороной современного производства выступает ра­ботник. Таким образом, от эффективности функционирования системы формирования, совершенствования, распределения и использования его трудового и творческого потенциала непосредственно зависит социаль­ное и экономическое развитие предприятия.

    Третье. Практически во всех развитых странах Запада, по данным их национальной статистики, занятость и эффективность производства в тех видах трудовой деятельности, которые отличаются повышенными требованиями к качеству рабочей силы, прежде всего, к общеобразова­тельной и специальной профессиональной и квалификационной подго­товке ее носителей-работников, растут более высокими темпами, чем в среднем в народном хозяйстве и большинстве традиционных отраслей.

    Существует немало достаточно весомых аргументов в пользу сле­дующего вывода:
высший предел эффективности современного производ­ства определяется преимущественно качественным состоянием исполь­зуемой рабочей силы. То есть объемом накопленных совокупным работ­ником общетеоретических знаний, его профессиональным составом, квалификационным уровнем. В том числе благодаря тому, что с повышением этих качественных параметров на предприятиях создается возможность более четкой дифференциации, специализации выполняемых работни­ком трудовых функций, а, в случае необходимости, их совмещения с дру­гими. Иными словами, в нынешних условиях формирование совокупно­го работника происходит в качественно новом контексте, складываю­щемся под воздействием как макро-, так и микроструктурных сдвигов.

    Уровень квалификации работников относится к важнейшим компонентам трудового потенциала. Само понятие “профессионально-квалификационная структура рабочей силы” неоднозначно. Оно включает три самостоятельных, хотя и тесно связанных между собой понятия профессиональную структуру ра­бочей силы, ее квалификационную структуру, содержание ква­лификации. При этом под профессиональной структурой по­нимается совокупность представителей различных профессий и профессиональных групп, под квалификационной структу­рой — совокупность работников различных уровней квалифи­кации. Содержание квалификации различных профессий пред­ставляет набор требуемых для выполнения данной работы на­выков, знаний, опыта, других компонентов квалификации. В CШA, например, преобладающей профессионально-­квалификационной категорией стали работники пре­имущественно умственного труда, или так называемые белые воротнички (см. табл. 1).1

    Они составили в 1994 г. 58% всей занятой рабочей силы. Сюда относятся инженеры, техники, ученые, административно—управленческий персонал, а также многочисленные группы конторских и торговых служащих. В массе своей это работники наемного труда.

 



   

    Особенно быстрыми темпами растет численность специали­стов принципиально новых профессий, связанных с развитием научно-технического прогресса, — аналитиков систем, специа­листов в области генной инженерии, инженеров по электрон­но-вычислительной технике. В то же время внедрение ЭВМ и иной информационной техники сокращает потребность в ряде категорий высококвалифицированных конторских служащих и низшего управленческого персонала, занятых сбором, система­тизацией и первичной обработкой экономической информации. Доля представителей рабочих профессий составила в США в 1994 г. около 25,5% рабочей силы. Еще одной укрупненной профессиональной категорией рабочей силы, выделяемой аме­риканской статистикой, являются так называемые работники обслуживания. В 1994 г. они составили около 14% рабочей силы страны.

    Говоря о квалификационной структуре, необходи­мо отметить, что характерной чертой качественной эволюции современной рабочей силы является рост ее образовательного уровня. А. Маршалл подчеркивал, что затраты на образование - это лучшее помещение капитала для семьи и для общества. В различных странах неоднократно публиковались расчеты, из которых следует, что затраты на обучение окупаются быстрее, чем на оборудование. В США за 1970-1990 гг. среднее число лет обучения занятых в хозяйстве страны увеличилось с 8,6 до 13, а объем знаний одного работника вырос в 4 раза. Численность специалистов с высшим образованием растет значительно быстрее, чем общая занятость в экономике.

    Эффективность образования в конечном счете определя­ется масштабами распространения знаний и других результа­тов творческой деятельности. В частности, установлено, что рост уровня образования на один класс средней школы обеспе­чивает в среднем рост числа подаваемых рационализаторских предложений на 6% и на 50% сокращает сроки освоения рабо­чими новых операций.

    За последние годы появилось много публикаций об отста­вании России в области образования от мирового уровня. Так, по данным профессора А. Ракитова, в США 35% трудоспо­собного населения имеет высшее образование, в Канаде - 30, в Швейцарии - 24, в Швеции - 21, в Японии - 21, в Финлян­дии - 18, в Германии - 17, в Англии - 15, во Франции -14, в Италии - 6%. Россия в эту десятку не попала. В США 12,5 млн. студентов приходится на население чис­ленностью в 240 млн. человек. В России на 150 млн. человек - 2 млн. 600 тыс. студентов. В США затраты на одного студента составляют 18 тыс. долл. в год, а в России - 1,5 млн. руб., т.е. 300 долл.1

    Некоторые зарубежные исследователи высказывают кате­горичное мнение. Знания и навыки, приобретенные работником в ре­зультате прохождения им общего обучения и профессиональной подго­товки, считают они, по сути дела, уже заняли такое место среди прочих сил, обеспечивающих рост производительности труда, что при их недо­статке главная цель предприятия - его бесперебойное эффективное функционирование оказывается практически недостижимой. Вне зави­симости от объема средств, инвестированных в
производственное обо­рудование и технологию. Вместе с тем, необходимо отметить: развитие субъективного элемента производительных сил работника и их объек­тивной составляющей - производственного оборудования взаимообусловлено. Степень этой взаимообусловленности неуклонно возрастает по мере научно-технического совершенствования производства. И это по­нятно: новая техника не может использоваться с полной отдачей без со­ответствующего ей по качеству работника, а последний – без соответствующей ему по качеству техники.

    Научно-техническая революция вызывает неоднозначные сдвиги в квалификации рабочей силы. В принципе воздействие новой технологии на содержание труда может быть трояким: в результате ее внедрения могут быть ликвидированы некоторые производственные функции, созданы новые функции и, нако­нец, сами функции, сохранившись, переданы машине. Внед­рение компьютерной технологии в общественное производство существенно видоизменяет многие наиболее общие функции работников. Так, функции оценки хода производственного процесса, управления им осуществляются с помощью ЭВМ, функции непосредственного контроля за производственными процессами — с помощью сенсоров и дисплеев, функции фи­зического воздействия на предмет труда — с помощью меха­нических манипуляторов. При этом рутинные функции, как физические, так и умственные, как правило, ликвидируются.

    Основное направление эволюции в содержании квалификации — переход от преимущественно физической ра­боты, состоящей в ручном управлении станками и агрегатами, к преимущественно нефизическому труду, выражающемуся в анализе и контроле производственных процессов. Разумеется, это лишь тенденция, в таком положении находится все еще меньшинство рабочих, поскольку новая технология не является господствующей. Непременным атрибутом рабочей квалифи­кации нового типа является ее способность быстро адаптиро­ваться к меняющейся технике, новым формам организации труда и производства.

    Использование ЭВМ существенно меняет характер труда ин­женерно-технического персонала. Особо в этом плане отметим роль персональных компьютеров, а также систем автоматизи­рованного проектирования. Использование информационной техники требует от инженеров, помимо специальности, знании программирования.

    Коренным образом изменяются содержание труда и функции многих категорий конторских рабочих: они становятся опера­торами ЭВМ, персональных компьютеров или терминальных устройств.



1 Спиридонов И.А. Мировая экономика. – М., 1998. С. 168-173

1 Словарь современной экономической теории. – М., 1997. С. 507

1 Генкин Б.М. Экономика и социология труда. – М., 1998. С. 341

1 Ершов С.А. Мировые тенденции на рынке труда и проблемы его формирования в России // Общество и экономика. – 1997. - №7-8. С. 48

2 Там же

1 Экономика: Учебник // Под ред. А.С. Булатова. – М., 1997. С. 240

1 Поиск. 1997. №13. С. 9

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!