Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Характеристика политических режимов»

/ Конституционное право
Конспект, 

Оглавление

Форма правления и форма территориального устройства государства не могут еще ответить на вопрос о том, как, с помощью каких способов, приемов осуществляется взаимодействие государственной власти с населением, как проявляется в политической сфере действительное соотношение классовых сил, каков политический статус различных общественных организаций, какую роль выполня­ет фактически органы государства по управлению населением, проживаю­щим на его территории. На этот вопрос отвечает третий блок формы (уст­ройства) государства – политический режим.

    В этой характеристике формы государства отражаются внеправовые или правовые способы осуществления власти, методы использования “материаль­ных” придатков государства: тюрем, иных карательных учреждений, дикта­торские или демократические приемы воздействия на население, идеологиче­ское давление, обеспечение или, наоборот, нарушение свободы личности, защиты прав граждан, участия в управлении народа, политических партий, мера экономической свободы, отношение к тем или иным формам собствен­ности и т.д.

    Одним из критериев определения вида политического режима является правовая форма применения тех или иных способов осуществления государ­ственной власти. Идет ли этот процесс государственного властвования в ус­тановленной правовой форме или царит сплошной произвол, своекорыстное усмотрение “власть предержащих”, направлена ли эта правовая форма на за­щиту основных социальных ценностей, прав и свобод граждан, взаимной от­ветственности органов государства и граждан, или служит лишь фасадом, прикрытием чудовищных злоупотреблений властей, которые осуществляют­ся за этим фасадом фактически, в интересах самого аппарата государства, его руководителей или даже одного лидера.

    Политический режим, как правило, всегда является политико-правовым режимом и это обстоятельство нельзя упускать из виду. Определение поли­тического режима всегда связано с тем, в каких правовых или антиправовых формах он предстает перед исследователем. Именно конкретная правовая система в содержании своих правоустановительных и правоприменительных актов, в организации политической и судебной власти, закрепленной роли армии и других характеристиках позволяет достаточно точно опреде­лять вид политического режима, прогнозировать его динамику.

    Вывод о неразрывной связи политического режима и его правовой фор­мы, подкрепленной историческим анализом и теоретическим рассуждения­ми в рамках современного социального знания, имеет научное и практичес­кое значение. По виду политического режима подчас обозначают и само государство, его природу, поскольку политический режим воплощает самые основные характеристики государственного властвования.

    Таким образом, изучение методов и способов, с помощью которых госу­дарство управляет проживающими на его территории людьми, т.е. полити­ческого режима, становится также объективно необходимым для постиже­ния формы (устройства) государства.

    Теория государства в зависимости от тех или иных критериев выделяет виды политических режимов, которые применялись в многовековой исто­рии государственности. Эти виды представляют собой широкий диапазон между авторитарным и демократическим режимами, крайними полюсами на всей шкале политических методов осуществления власти.

Авторитарный режим может существовать в разных формах.

    Но при любой форме авторитаризма государственная власть реально не формируется и не контролируется народом. Несмотря на то, что могут суще­ствовать представительные органы, реально они никакой роли в жизни об­щества не играют. Парламент штампует решения, выработанные правящей элитой во главе с вождем или группой лиц (хунтой, олигархией).

    Реально жизнь в стране направляется правящей элитой, которая себя не ограничивает законом, особенно в части привилегий, льгот. В ее среде вы­деляется еще более узкий круг людей, небольшая группа высших должност­ных лиц, осуществляющих политическое руководство. Тогда, когда руковод­ство государства формируется вследствие военного или государственного переворота, авторитарный режим устанавливает клика или хунта. Это режим военной диктатуры. Внутри правящей клики выделяется лидер. Его влияние очень значительно. Однако единолично он не склонен принимать решения. Советы, рекомендации, учет мнений, обсуждение того или иного вопроса со всей командой становится для него необходимым. Лидером является обыч­но сильная, порой харизматическая личность. И хотя общественное мнение не обожествляет лидера, не называет его вождем, тем не менее оно ориенти­руется на эту сильную личность.

    При режиме военной диктатуры к власти, как правило, в ходе государст­венного переворота приходят военные – представители армейских группи­ровок, тех или иных племенных, национальных структур.

    По-видимому, следует отказаться от огульно отрицательной характерис­тики таких политических режимов. Они являются, как показал ХХ век, но­сителями и прогрессивных, и реакционных тенденций и традиций.

    Современные научные, военно-технические достижения формируют в ар­мейской среде высокообразованных патриотически настроенных военных специалистов. И порой общественное сознание и настроение этноса ищет вы­ход из жутких экономических и политических кризисных ситуаций в под­держке военной диктатуры, да и появление такой диктатуры в некоторых го­сударствах показывает ее экономическую и социальную эффективность.

    При этом также идет перестройка правовой системы: появляются вре­менные чрезвычайные правовые акты, отменяется действие конституции, формируются новые политические структуры, реформируется судебная си­стема (в крайних случаях появляются военно-полевые суды, расширяется юрисдикция военных трибуналов), усиливается режим исполнительной вла­сти “по вертикали”.

    Как правило, некоторые из таких военных диктатур, выполнив свою мис­сию, эволюционируют в ХХ веке в демократические режимы, в том числе с мо­нархической формой правления. Но история знает – и это наиболее типичная ситуация – резко негативные формы военных диктатур: расправы с инако­мыслящими, конфискации имущества и прочие внеправовые методы.

    Зачастую авторитарные режимы в относительно “мягкой” форме осуще­ствляются для проведения реформ, укрепления государства, его целостнос­ти, единства, противопоставления сепаратизму, экономическому развалу.

    В авторитарном государстве управление осуществляется, как правило, цент­рализованно. Решения центральной власти, не учитывающие зачастую экономичес­ких, национальных, географических, бытовых, религиозных и другие осо­бенностей тех или иных групп населения, исполняются отнюдь не добро­вольно. В случае отклонения людей от “генеральной линии” применяется принуждение. Использование насилия становится характерным для автори­тарного режима. Вот почему авторитарное государство не может существо­вать без опоры на полицейский и военный аппарат. Суд в таком государст­ве – вспомогательный инструмент, поскольку широко используются внесудебные методы принуждения людей.

    Оппозиция при авторитаризме не допускается. В политической жизни мо­гут участвовать и несколько партий, однако все эти партии должны ориенти­роваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае они запрещаются, разгоняются. Оппозиционеры, как организация, так и граждане, жестоко наказываются. Власть применяет к инакомыслящим законные и неза­конные методы расправы. Личность в авторитарном государстве фактически не может пользоваться свободами, даже если они и провозглашаются формаль­но, так как отсутствует механизм их реализации, гарантии являются фиктив­ными. Она – личность – лишена также гарантий своей безопасности в ее взаимоотношениях с властью, поскольку власть не стесняет себя в применении принуждения. Провозглашается полный приоритет интересов государства над личностью, а права личности игнорируются. Авторитарная власть осознает, что доверие народа – великая сила, и поэтому она культивирует фанатизм в мас­сах по отношению к себе, используя демагогию и превращая население в про­стой объект манипуляций. В настоящее время авторитарный режим отнюдь не редкость и встречается во многих странах.

    Одним из видов авторитарного режима являлся деспотический режим, который весьма широко был распространен в древнейших государствах ази­атского способа производства.

    Деспотический режим (от греч. despotia – неограниченная власть) был ха­рактерен для монархической формы правления, а именно для абсолютистской монархии, когда неограниченная власть сосредотачивалась в руках одного ли­ца, эмоционально обозначаемого подвластными как деспот, тиран и т.п.

    Деспотия как особая форма государства была выделена еще древнегречес­кими философами (в частности, Платоном). Этот режим характеризовался крайним произволом в управлении (власть осуществлялась подчас болезнен­но властолюбивыми лицами), полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управле­нии. Для многих государств азиатского способа производства с их обществен­ной, государственной собственностью, принуждением к труду, жестокой рег­ламентацией труда, распределением его результатов, завоевательными, имперскими тенденциями деспотический режим становился типичной фор­мой осуществления власти. В деспотическом государстве доминируют кара­тельная, уголовная, жесткая налоговая политика по отношению к народу.

    При деспотии осуществляется жестокое подавление любой самостоя­тельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных. Санкции, применяемые при этом, потрясают воображение своей суровос­тью, причем, как правило, они не соответствуют содеянному, а определяют­ся произвольно. Жестокое подавление применяется весьма широко.

    Психологические основы деспотии также своеобразны: страх пронизы­вает все поры в государстве. Деспотия держится на страхе. Характеризуя де­спотию, Монтескье пишет о том, что все должны чувствовать ежеминутно вечно поднятую длань государя. “Если государь хотя бы на мгновение опус­тит угрожающую руку, если он не может без промедления уничтожить лиц, занимающих первые места в государстве, то все пропало, так как страх –единственное начало этого образа правления – исчез, и у народа нет более защитника”.1

    Деспотический режим встречался в основном в странах Средиземномо­рья, на Ближнем Востоке, в странах Азии, Африки, Южной Америке сло­вом, в государствах “азиатского способа производства”, рабовладельческих обществах, некоторых феодальных странах. Он характерен для ранних эта­пов развития человеческого общества, государственности. Однако этот ре­жим возникал и может возникать и в некоторых современных государствах в силу исторического своеобразия их развития, личностных характеристик их политических лидеров, способов борьбы за власть и ее осуществление или подавление противников режима и т.д.

    Очень близок к деспотическому, по сути являясь его разновидностью, тиранический режим. Он также возник в древности, в некоторых островных греческих городах- государствах.

    Тиранический режим – также основан на единоличном правлении. Од­нако в отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильст­венным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помо­щью государственного переворота. Она также лишена правовых и нравственных начал, построена на произволе, подчас терроре и геноциде. Следует учесть, что понятие “тирания” имеет эмоциональную и политико-правовую оценку. Когда речь идет о тирании как политическом режиме, ис­пользуется именно оценка тех жестоких способов, с помощью которых тиран осуществляет государственную власть. В этом смысл е власть тирана, как правило, является жестокой. Стремясь подавить сопротивление в зародыше, тиранический режим осуществляет казни не только за выраженное непови­новение, но часто за обнаруженный умысел на этот счет. Кроме того, захватчик власти широко использует и превентивное принуждение для того, что­бы посеять страх среди населения. Овладение территорией и населением другой страны обычно связано не только с физическим и моральным наси­лием над людьми, но и над теми обычаями, которые существуют у народа. Тиранический режим можно было наблюдать в полисах Древней Греции, в некоторых средневековых городах-государствах.

    Тирания, как и деспотия, основана на произволе. Однако если в деспо­тии произвол и самовластье обрушиваются прежде всего на головы высших должностных лиц, то при тирании им подвержен каждый человек. Законы не действуют, поскольку тираническая власть в большинстве своем и не стремится их создать.

    Еще одной разновидностью авторитарного режима является тоталитарный режим. Тоталитарный режим является, как правило, порождением ХХ века, это фашистские государства, социалистические государства периодов “культа личности”. Сам термин появился в конце 20-х годов, когда некоторые поли­тологи стремились отделить социалистическое государство от демократиче­ских государств и искали четкое определение социалистической государст­венности. Тоталитарный режим является крайней формой авторитарного режима. Тоталитарное государство выступает как всеохватывающая, всекон­тролирующая и всепроникающая власть.

    Тоталитарный режим характеризуется, как правило, наличием одной официальной идеологии, которая формируется и задается общественно-по­литическим движением, политической партией, правящей элитой, полити­ческим лидером, “вождем народа”, в большинстве случаев харизматическим.

    Тоталитарный режим допускает только одну правящую партию, а все дру­гие, даже ранее существовавшие партии, стремится разогнать, запретить или уничтожить. Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее уста­новки рассматриваются как священные догмы. Конкурирующие идеи о соци­альном переустройстве общества объявляются антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. Правящая партия захватывает бразды государственного управления: происходит сращива­ние партийного и государственного аппаратов. В результате этого становится массовым явлением одновременное занятие партийной и государственной должности, а там, где этого не происходит, государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающих партийные посты. Кроме того, осуществляется демагогическая ориентация всех членов общества на якобы имевшие место выдающиеся достижения правящей партии. Монопо­лия на информацию делает это осуществимым.

    В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива фактически отнюдь не поощряет­ся, а строго наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд. Особенности регионов (экономические, национальные, культурные, социально-бытовые, религиозные и др.), как правило, не учитываются.

    Центром тоталитарной системы является вождь. Его фактическое поло­жение сакрализируется. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критичес­кое отношение к нему пресекается. Обычно на эту роль выдвигается хариз­матические личности.

    На фоне этого происходит усиление мощи исполнительных органов, воз­никает всевластие номенклатуры, т.е. должностных лиц, назначение которых согласуется с высшими органами правящей партии или производится по их указанию. Номенклатура, бюрократия осуществляет власть в целях обога­щения, присвоения привилегий в образовательной, медицинской и иных со­циальных областях. Возрастают дискреционные, т.е. законом не предусмот­ренные и не ограниченные полномочия, растет свобода усмотрения административных органов. Особенно выделяется на фоне разросшихся ис­полнительных органов “силовой кулак”, “силовая структура” (армия, поли­ция, органы безопасности, прокуратура и т.п..), т.е. карательные органы.

    Тоталитарный режим широко и постоянно применят террор по отноше­нию к населению. Физическое насилие выступает как главное условие для укрепления и осуществления власти.

При тоталитаризме устанавливается полный контроль над всеми сфера­ми жизни общества. Государство стремится буквально “слить” общество с собой, полностью его огосударствить. В экономической жизни происходит процесс огосударствления в тех или иных формах собственности. В полити­ческой жизни общества личность, как правило, ограничивается в правах и свободах. А если формально политические права и свободы закрепляются в законе, то отсутствует механизм их реализации, а также реальные возмож­ности для пользования ими. Контроль пронизывает и сферу личной жизни людей. Демагогия, догматизм становятся способом идеологической, полити­ческой, правовой жизни. Тоталитарное государство выступает против эко­номически и соответственно политически свободного человека, всячески ограничивает предприимчивость работника.

    Тоталитарный режим использует полицейский сыск, поощряет и широ­ко использует доносительство, сдабривая его “великой” идеей, например борьбой с врагами народа. Поиск и мнимые происки врагов становятся ус­ловием существования тоталитарного режима. Именно на “врагов”, “вредителей”) списываются ошибки, экономические беды, обнищание населения.

    Милитаризация – также одна из основных характеристик тоталитарного режима. Идея о военной опасности, об “осажденной крепости” становится не­обходимой для сплочения общества, для построения его по принципу военно­го лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути, а агрессия помогает достичь сразу несколько целей: отвлечь народ от его бедственного экономиче­ского положения, обогатиться бюрократии, правящей элите, решить геополи­тические проблемы военным путем. Агрессия при тоталитарном режиме может питаться и идеей мирового господства, мировой революции. Военно-промыш­ленный комплекс, армия – основные опоры тоталитаризма.

    Тоталитаризм имеет и социальные силы, поддерживающие его. Это люмпенизированные слои общества, социальные структуры, зараженные уравнительной идеологией, социальным иждивенчеством, идеями “равен­ства в нищете”. Тоталитарное государство опирается на архаические, об­щинные формы земледелия, быта. Патерналистические представления о го­сударстве также питают поддерживающие его структуры.

    Разновидностью тоталитаризма являются режимы, где осуществляется “культ личности”, культ вождя – непогрешимого, мудрого, заботливого. На деле же оказывается, что это лишь форма правления, в которой реализуют­ся властолюбивые, порой патологические амбиции тех или иных политиче­ских лидеров.

    Государство при тоталитаризме как бы берет на себя заботу о каждом члене общества. Со стороны населения при тоталитарном режиме развива­ется идеология и практика социального иждивенчества. Члены общества по­лагают, что обеспечивать их, поддерживать, защищать во всех случаях долж­но государство, особенно в сфере здравоохранения, образования, жилищной сфере. Развивается психология уравнительности, идет существенная люмпе­низация общества. С одной стороны, насквозь демагогический, декоративный, формальный тоталитарный режим, а с другой – социальное иждивен­чество части населения питают и поддерживают эти разновидности политического режима. Зачастую тоталитарный режим окрашивают в наци­оналистические, расистские, шовинистические краски.

    Однако социальная цена за такой способ осуществления власти со вре­менем все возрастает (войны, пьянство, разрушение мотивации к труду, принудительность, террор, демографические и экологические потери), что приводит в конечном счете к сознанию вредности тоталитарного режима, необходимости его ликвидации. Тогда начинается эволюция тоталитарного режима. Темпы и формы этой эволюции (вплоть до разрушения) зависят от социально-экономических сдвигов и соответствующего этому возрастания сознания людей, политической борьбы, иных факторов. В рамках тоталитар­ного режима, обеспечивающего федеральное устройство государства, могут возникать национально-освободительные движения, которые разрушают и тоталитарный режим, и само федеративное устройство государства.

    Тоталитарный режим возникает в кризисных ситуациях – послевоенных, в ходе гражданской войны, когда надо жесткими мерами восстанавливать хозяйство, наводить порядок, устранять в обществе распри, обеспечивать стабильность. Социальные группы, нуждающиеся в защите, поддержке и за­боте государства, выступают его социальной базой. Как отмечалось, это люмпенизированные слои, но не только. Мощные бюрократические струк­туры также с помощью тоталитаризма обеспечивают свои притязания на власть и, следовательно, на различные блага. Власть и нужна для получения благ и упреки власть имущих в получении привилегий, льгот, борьба с таким состоянием общества оказывается напрасной. Власть без привилегий и льгот – это “жареный лед”.

    Большую роль при тоталитаризме играет политическая практика демаго­гии, лицемерия, двойных стандартов, нравственного разложения и вырож­дения. Примером такой демагогии является практика наименования судов “народными”, с помощью которых зачастую и осуществляется геноцид именно народа, его лучших представителей.

    Политическая элита использует возможности тоталитаризма для получения скрытых от общества привилегий, льгот: бытовых, в том числе медицин­ских, образовательных, культурных и т.п.

    Тоталитаризм имеет определенные преимущества при управлении госу­дарством за счет быстрых сроков принятия необходимых законов, упрощен­ных процедур. Но его финальные формы, как об этом свидетельствуют ис­тория, представляют печальное зрелище тупика, упадка, разложения.1

    Одну из крайних форм тоталитаризма представляет фашистский режим, который прежде всего характеризуется националистической идеологией, представлениями о превосходстве одних наций над другими (господствующей нации, расы господ и т.д.), крайней агрессивностью.

    Фашизм, как правило, основывается на националистической, расистской демагогии, которая возводится в ранг официальной идеологии. Целью фа­шистского государства объявляется охрана национальной общности, решение геополитических, социальных задач, защита чистоты расы. Главная посылка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, влас­тью, судом, их права и обязанности зависят от того, к какой национальности, расе они принадлежат. Одна нация, раса при этом объявляется высшей, ос­новной, ведущей в государстве, в мировом сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Другие нации или расы, если и могут существо­вать, то всего лишь как неполноценные нации, расы, они в конечном счете должны уничтожаться. Поэтому фашистский политический режим это, как правило, человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий в итоге к страданиям прежде всего своего народа. Но фашистские режимы возникают в определенных исторических условиях, при социальных расстройствах обще­ства, обнищании масс. В их основе лежат определенные общественно-поли­тические движения, в которые внедряются националистические идеи, попу­листские лозунги, геополитические интересы и т.п.

    Милитаризация, поиск внешнего врага, агрессивность, склонность к раз­вязыванию войн и, наконец, военная экспансия определенным образом от­личают фашизм от иных форм тоталитаризма.

    Для фашистского режима характерны опора на шовинистические круги крупного капитала, слияние государственного аппарата с монополиями, военно-бюрократический централизм, который ведет к упадку роли цент­ральных и местных представительных учреждений, рост дискреционных полномочий исполнительных органов государственной власти, сращивание партий и профсоюзов с государственным аппаратом, вождизм. При фашиз­ме происходит разрушение общечеловеческих правовых и моральных цен­ностей, растет произвол, упрощается карательные процедуры, ужесточают­ся санкции и вводятся превентивные меры, разрушаются права и свободы личности, увеличивается число деяний, признаваемых преступными госу­дарство при фашизме неимоверно расширяет свои функции и устанавлива­ет контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни. Унич­тожаются либо сводятся на нет конституционные права и свободы граждан. В отношении других прав граждан часто допускаются нарушения со сторо­ны властей и открыто демонстрируется пренебрежение к правам личности, в противовес им подчеркиваются государственные приоритеты, основан­ные на “великой”, “исторической” национальной идее. Противопоставление интересов государства и гражданина решается в пользу государствен­ных интересов, зачастую ложно понятых и провозглашенных. Фашизм питается националистическими, шовинистическими предрассудками, за­блуждениями. Он использует сохраняющиеся национальные структуры в обществе для достижения своих целей, для натравливания одних наций на другие. Фашистское право – это право неравенства людей прежде всего по критерию их национальной принадлежности.

    В настоящее время фашизм в его классической форме нигде не сущест­вует. Однако всплески фашистской идеологии можно увидеть во многих странах. Фашистские идеологи при поддержке шовинистических, люмпени­зированных слоев населения активно борются за овладение государствен­ным аппаратом либо по крайней мере за участие в его работе.

    Авторитарному режиму в его разновидностях противостоит демократиче­ский режим. Собственно демократический режим (“демократия” от др. греч. “демос” и “кратос” – народовластие) – это одна из разновидностей режима, осно­ванного на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы, демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т.е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавлива­ет конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате – широкие права и свободы становятся реальными, а не только формальными.

    В демократическом государстве народ является источником власти. И это становится не просто декларацией, а фактическим положением дел. Предста­вительные органы и должностные лица в демократическом государстве, как правило, избираются, но меняются критерии избрания. Критерием избрания того или иного человека в представительный орган являются его политичес­кие взгляды, профессионализм. Профессионализация власти – отличительный признак государства, в котором существует демократический политичес­кий режим. В основе деятельности народных избранников должны лежать и моральные начала, гуманизм.

    Демократическое общество характеризуется развитием ассоциативных связей на всех уровнях общественной жизни. При демократии существует ин­ституциональный и политический плюрализм: партии, профсоюзы, народные движения, массовые объединения, ассоциации, союзы, кружки, секции, об­щества, клубы объединяют людей по различным интересам и склонностям. Интеграционные процессы способствуют развитию государственности и сво­боды личности.

    Референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения, демон­страции, митинги, собрания становятся необходимыми атрибутами общест­венной жизни. Объединения граждан участвуют и в управлении делами государства. Наряду с исполнительной властью на местах создается параллель­ная система прямого представительства. Общественные органы участвуют в выработке решений, советов, рекомендаций, а также осуществляют кон­троль за исполнительной властью. Таким образом, участие народа в управ­лении делами общества становится поистине массовым и идет по двум ли­ниям: выборы управленцев-профессионалов и прямое участие в решении общественных дел (самоуправление, саморегуляция), а также контроль за исполнительной властью. демократическое общество характеризуется как бы совпадением объекта и субъекта управления.

    Управление в демократическом государстве производится по воле боль­шинства, но с учетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений осуществляется как путем голосования, так и с использованием метода со­гласования при принятии решений.

    На новый уровень поднимается система разграничения полномочий между центральными и местными органами. Центральная государственная власть берет на себя только те вопросы, от решения которых зависит суще­ствование общества в целом, его жизнеспособность: экология, разделение труда в мировом сообществе, предотвращение конфликтов и т.д. Осталь­ные вопросы решаются децентрализовано, в том числе на уровне местных властей, местного самоуправления. В результате этого снимается вопрос о концентрации, монополизации власти.

    Нормативное регулирование приобретает качественно новый характер. В идеале, поскольку демократическое общество характеризуется достаточно высоким уровнем сознания и, кроме того, граждане сами принимают пря­мое и непосредственное участие в выработке решений, снимается вопрос о массовом применении принуждения при неисполнении решений. Люди, как правило, добровольно подчиняют свои действия воле большинства.

    Разумеется, и демократический режим имеет свои проблемы: чрезмерное социальное расслоение общества, временами своеобразную диктатуру демо­кратии (авторитарное господство большинства), а в некоторых исторических условиях этот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, даже скатыванию к анархии, охлократии, порой создает условия для существова­ния разрушительных, экстремистских, сепаратистских сил. Но все же соци­альная ценность демократического режима намного выше его некоторых не­гативных конкретно-исторических форм.

    Следует также иметь в виду, что демократический режим появляется за­частую в тех государствах, где социальная борьба достигает высокого накала и правящая элита, господствующие слои общества вынуждены идти на ус­тупки народу, другим социальным силам, соглашаться на компромиссы в организации и осуществлении государственной власти.

    Кроме того, демократический режим в устройстве государств становится наиболее адекватным тем новым проблемам, которые ставит перед челове­чеством современное состояние цивилизации с его глобальными противоре­чиями, возможными кризисами.

    Демократический режим также знает различные формы, прежде всего наиболее современную – либерально-демократический режим.

    Либерально-демократический режим существует во многих странах. Его значение таково, что некоторые ученые полагают либеральный режим – это, собственно, не режим осуществления власти, а условие существования самой цивилизации на определенном этапе ее развития, даже финальный итог, которым и заканчивается вся эволюция политической организации общества, наиболее эффективная форма такой организации. Но с послед­ним утверждением трудно согласиться, так как в настоящее время идет эво­люция политических режимов и даже такой ее формы, как либерально-де­мократический режим. Новые тенденции в развитии цивилизации, стремление человека уйти от экологических, ядерных и иных катастроф по­рождают новые формы осуществления государственной власти, например все .возрастает роль ООН, появляются международные силы быстрого реа­гирования, но в то же время растут противоречия между правами человека и наций, народов и т.п.

    В теории государства либеральными называются такие политические ме­тоды и способы осуществления власти, которые основаны на системе наибо­лее демократических и гуманистических принципов.

    Эти принципы прежде всего характеризуют экономическую сферу взаи­моотношений личности и государства. При либеральном режиме в этой сфе­ре человек обладает собственностью, правами и свободами, экономически са­мостоятелен и на этой основе становится политически самостоятельным. В соотношении личности и государства приоритет сохраняется за интересами, правами, свободами личности и т.п.

    Либеральный режим отстаивает ценность индивидуализма, противопос­тавляя его коллективистским началам в организации политической и эконо­мической жизни, которые, по мнению ряда ученых, ведут в конечном счете к тоталитарным формам правления. Либеральный режим обусловливается прежде всего потребностями товарно-денежной, рыночной организации эко­номики. Рынок требует равноправных, свободных, независимых партнеров. Либеральное государство и провозглашает формальное равенство всех граждан. В либеральном обществе провозглашается свобода слова, мнений, форм собственности, дается простор частной инициативе. Права и свободы личности не только закрепляются в конституции, но и становятся осуществи­мыми на практике.

    Таким образом, экономическую основу либерализма составляет частная собственность. Государство освобождает производителей от своей опеки и не вмешивается в экономическую жизнь людей, а только устанавливает об­щие рамки свободной конкуренции между производителями, условия эко­номической жизни. Оно же выступает и в качестве арбитра при разрешении между ними споров. На поздних стадиях либерализма правомерное государ­ственное вмешательство в экономические и социальные процессы приобре­тает общественно-ориентированный характер, что обусловливается многи­ми факторами: необходимостью рационально распределять экономические ресурсы, решать экологические проблемы, участвовать в мировом разделе­нии труда, предотвращении международных конфликтов и т.д. Либераль­ный режим допускает существование оппозиции, более того, в условиях ли­берализма государство принимает все меры к существованию оппозиции, представляющей интересы меньшинства, учитывает эти интересы, создает специальные процедуры учета этих интересов. Плюрализм и прежде всего многопартийность – необходимые атрибуты либерального общества. Кроме того, при либеральном политическом режиме существует множество ассоци­аций, корпораций, общественных организаций, секций, клубов, объединя­ющих людей по интересам. Возникают организации, позволяющие гражда­нам выразить свои политические, профессиональные, религиозные, социальные, религиозные, социальные, бытовые, местные, национальные интересы и потребности. Эти объединения составляют фундамент граждан­ского общества и не оставляют гражданина лицом к лицу с государственной властью, которая обычно склонна к навязыванию своих решений и даже к злоупотреблению своими возможностями.

    При либерализме государственная власть формируется путем выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых воз­можностей тех или иных партий, необходимых для проведения избиратель­ных кампаний. Осуществление государственного управления производится на основе принципа разделения властей. Система “сдержек и противовесов” способствует уменьшению возможностей для злоупотребления властью. Го­сударственные решения принимаются, как правило, в правовой форме.

    В государственном управлении используется децентрализация: цент­ральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не мо­жет решить местная власть.

    Разумеется, не следует апологизировать либеральный режим, т.к. и он имеет свои проблемы, главные среди них – социальная защита некоторых категорий граждан, расслоение общества, фактическое неравенство старто­вых возможностей и т.п. Использование этого режима наиболее эффектив­но становится возможным только в обществе, отличающемся высоким уров­нем экономического и социального развития. Население должно обладать достаточно высоким политическим, интеллектуальным и нравственным со­знанием, правовой культурой. Вместе с тем следует отметить, что либера­лизм на сегодняшний день является наиболее привлекательным и желанным политическим режимом для многих государств. Либеральный режим может существовать только на демократической основе, он вырастает из собствен­но демократического режима.

    Либерально-демократический режим основан на идеях и практике наро­довластия, системе разделения властей, защиты прав и свобод личности, при которых важную роль играет судебная власть. При этом формируется уваже­ние к суду, Конституции, правам и свободам других индивидов. Принципы самоуправления и саморегулирования пронизывают многие сферы жизни общества.1 



1 Монтескье Ш. О духе законов: Избр. произв. – М., 1955. С. 185

1 Алексеев С.С. Коммунистическая философия права // Алексеев С.С. Философия права. – М., 1999. С. 148-202

1 Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник. – М., 1999. С. 50-60

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!