Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Характеристика идеального государства в представлениях Платона»

/ Политология
Конспект, 

Оглавление

В истории политических учений учение Платона о наилучшем государственном устройстве – одно из наиболее известных. С одной стороны оно представляет как отражение реальных черт современных Платону государств, например, Египта, так и критику ряда недостатков греческих полисов, и предлагаемый взамен отвергнутых идеальный тип общежития. Государством Платона руководят, как и в олигархии, немногие. Но в отличии от олигархии, где правителями отнюдь не бывают ни самые одаренные, ни наилучшим образом подготовленные, в государстве Платона правителями могут стать лица, способные хорошо управлять государством: во-первых, в силу природных задатков; во-вторых, вследствие долголетней предварительной подготовки. Основным принципом идеального государства Платон считал справедливость. По разъяснению Платона, каждому гражданину государства “справедливость” отводит особое занятие и особое положение. Господство “справедливости” сплачивает разнообразные и даже разнородные части государства в гармоничное целое. Наилучшая государственная система должна, по Платону, обладать рядом черт нравственной, экономической, политической организации, которые в своем соединенном действии были бы способны обеспечить государству решение самых важных задач. Такое государство, во-первых, должно обладать силой собственной организации и средствами ее защиты, достаточными для сдерживания и отражения враждебного окружения; во-вторых, оно должно осуществлять систематическое и достаточное снабжение всех членов общества необходимыми для них материальными благами; в-третьих, оно должно руководить духовной деятельностью и творчеством. Выполнение всех этих задач означало бы осуществление “идеи блага” как высшей идеи, правящей миром. В идеальном государстве Платона необходимые для общества виды работ разделены между специальными разрядами граждан, но в целом образуют гармоническое сочетание. За основу для распределения граждан по разрядам Платон взял различия между отдельными группами людей соответственно их нравственным задаткам и свойствам. При этом основная мысль Платона состоит в утверждении, что потребности граждан, составляющих общество, разнообразны, но способности каждого отдельного лица к удовлетворению этих потребностей ограничены. “Каждый из нас, - говорит Платон, - не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом”.1 Отсюда прямо выводится необходимость возникновения общежития, или “государства”: “Каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства”.2

    Таким образом, разумное устройство совершенного государства, по Платону, должно основываться прежде всего на потребностях. Платон тут же развивает перечисление основных, необходимых для жизни в обществе потребностей. В городе-государстве (“полисе”) должны существовать многочисленные, четко дифференцированные отрасли общественного разделения труда. В нем должны быть не только работники, добывающие средства питания для граждан, строители жилищ, изготовители одежды, обуви, но и работники, изготавливающие для всех них орудия и инструменты их специального труда. Кроме них необходимы еще производители всевозможных вспомогательных работ, например, скотоводы, доставляющие
средства перевозки людей и грузов, добывающие шерсть и кожу. Потребность во ввозе необходимых продуктов и товаров из других стран требует производства в государстве излишка товаров для внешней торговли ими, а также увеличения числа работников, изготавливающих соответствующие товары. В свою очередь развитая торговля требует деятельности посредников по купле и продаже, по ввозу и вывозу. Возникает слой торговцев. Торговля, обмен товарами и продуктами необходимы государству не только для внешних сношений, но и внутри государства. Отсюда Платон выводит необходимость рынка и чеканки монеты как единицы обмена. Платон считает необходимым иметь также специальный разряд обслуживающих наемных работников, продающих свои услуги за плату. Такими “наемниками” Платон называет людей, которые “продают внаем свою силу и называют жалованьем цену за этот найм”.1 Все эти разряды, вместе взятые, составляют низший “класс” граждан в иерархии платоновского идеального государства.

    Над “классом” разделенных по отраслям специализированного труда работников, или “ремесленников”, у Платона стоят высшие “классы” – воинов (“стражей”) и правителей. Весьма важна для  жизни и благополучия общества потребностей в специалистах военного дела. Но это уже не разряд среди прочих разрядов работников. Это особая, высшая в сравнении с ремесленниками часть общества, особый говоря современным языком, класс. Выделение воинов в особую общественную группу необходимо, по Платону, не только в ввиду важности их профессии, но и в силу особой трудности, требующей и особого внимания, и технического умения, и специальных знаний, специального опыта. Воины лишены права на собственность. У них не должно быть ни лично принадлежащего им жилища, ни места для хранения собственного имущества. Все, что необходимо воинам для исполнения их обязанностей, они не должны получать от работников производительного труда, и притом в количестве не слишком малом, не слишком большом. Если бы воины-стражи, рассуждает Платон, предались стяжательству, они уже не могли бы выполнить свой долг: они превратились бы в себялюбивых хозяев, враждебных всем остальным гражданам.  

    Очень важно замечание Платона, смягчающее резкость защищаемой им аристократической точки зрения. Это замечание состоит в признании, что между происхождением человека из того или иного класса и его нравственными и интеллектуальными свойствами нет необходимой связи: люди, наделенные высшими нравственными и умственными задатками, могут родиться в низшем общественном классе, и, наоборот, рожденные от граждан обоих высших классов могут оказаться с низкими душами. Возможность подобного несоответствия явно угрожает гармонии государственного строя. Поэтому в число обязанностей правителей, согласно Платону, входит обязанность и право исследовать нравственные задатки детей и распределять их (а в случае необходимости перераспределять) между тремя основными классами государства. Если в душе родившегося окажется, по образному выражению Платона, “медь” или “железо”, то, в каком бы классе он не родился, его надлежит без всякого сожаления или снисхождения прогнать к земледельцам и ремесленникам. Но если у ремесленника родится младенец с примесью в душе “золота” или “серебра”, то в зависимости от оказавшегося в ней достоинства вновь рожденный должен быть причислен либо к классу правителей, либо к классу воинов (“стражей”). Для Платона важно было строго отделить “высшие” классы от “низшего”. Что еж касается вопроса о том, каким образом работники специализированного труда должны подготовляться к квалифицированному выполнению своих функций, то в подробности его Платон не входит. Все его внимание сосредоточено на воспитании воинов и на определении тех условий их деятельности и существования, которые закрепляли бы свойства, порожденные в них воспитанием.

    Главная задача трактата Платона о государстве – проблема благой и совершенной жизни общества в целом и его членов. Наисовершеннейшее благое государство обладает, как утверждает Платон, четырьмя главными доблестями: это 1) мудрость, 2) мужество, 3) сдерживающая мера и 4) справедливость. Под мудростью Платон понимает высшее знание или способность дать добрый совет, когда речь идет о государстве в целом. Мудрость – свойственна немногим – философам, - и это не столько даже специальность по руководству государством, сколько созерцание занебесной области вечных и совершенных “идей” – доблесть, в основе нравственная. Как утверждает Платон, только при правителях философах государство не будет знать царящего в нем в настоящее время зла: “Пока в государствах не будут царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино – государственная власть и философия… до тех пор… государствам не избавиться от зол”.1 Но для достижения благоденствия правители должны быть не мнимыми, а истинными философами: под ними Платон разумеет только “тех, кто любит усматривать истину”.2 Вторая доблесть, которой обладает наилучшее по своему устройству государство, - “мужество”. Оно, так же как и “мудрость”, свойственно лишь небольшому кругу лиц, хотя в сравнении с мудрыми этих лиц больше. В отличии от “мудрости” и “мужества” третья доблесть совершенного государства, или “сдерживающая мера”, т.е. уже не качество особого класса, а
доблесть, принадлежащая всем членам наилучшего государства. Там, где она налицо, все члены общества признают и соблюдают принятый в совершенном государстве закон и существующее в нем правительство, сдерживающее и умеряющее дурные порывы. “Сдерживающая мера” приводит к гармоничному согласию лучших и худших сторон”.1 Четвертая доблесть совершенного государства – “справедливость”. Ее наличие, ее торжество в государстве подготавливается и обусловливается “сдерживающей мерой”. Именно в силу “справедливости” каждый класс, каждый разряд в государстве и каждый отдельный человек, одаренный известной способностью, получает для исполнения и осуществления свое особое дело. Менее всего Платон стремится к тому, чтобы уделить гражданам и классам граждан одинаковые права. Всеми силами он хочет оградить идеальное государство от смешения классов, от исполнения гражданами одного класса обязанностей и функций другого класса. Он прямо характеризует “справедливость” как доблесть, не допускающую возможности подобного смешения.  

    Наряду с трактатом “Государство” уже в глубокой старости Платон разрабатывал проект совершенного государства в “Законах”. В сравнении с общежитием, изображенном в “Государстве”, общество, изображенное в “Законах”, менее совершенно, а его автор более склонен уступать неизбежным слабостям человеческого рода. Важное отличие “Законов” от “Государства” – в трактовке вопроса о рабах. Проектом “Государства” класс рабов как один из основных классов идеального общества не предусматривается, точнее говоря, открыто не указывается. Он составляет только подразумеваемую основу или условие существования государства. Полное отрицание личной собственности для правителей и стражей исключает возможность владения рабами. Но в “Государстве” кое-где говорится, как о законном, о праве обращения побежденных на войне “варваров” (т.е. негреков) в рабов. Напротив, обращение в рабство пленных, захваченных во время войны, которую греки ведут против греков, воспрещается. В “Законах” в отличии от “Государства” необходимая для существования и благоденствия полиса хозяйственная деятельность возлагается на рабов или иноземцев.

    “Для кого же… и для чего строит Платон свое государство? Не для горсти ли философов и не для того ли, чтоб обеспечить им досуг для “философствования” и дать возможность устранить политические эксперименты? Народная масса у Платона – это толпа гребцов-невольников, которой приводится в движение государственная ладья: она нужна, потому что обществу нужны физический труд и черная работа, но иного места, как в трюме, ей нет; там она должна жить и работать, не зная ни света, ни счастья, ни того, что происходит наверху. Она стоит вне политической организации, как те илоты, на которых покоилось спартанское общество; она создана не для себя, а для философов, и все толки об обязанностях к ней последних теряют всякий реальный смысл”.1  



1 Платон, Государство, II, 369b // Платон. Соч. В 3-х т. Т. 3. Ч. 1. – М., 1971. С. 381

2 Там же

1 Платон, Государство, II, 371е // Платон. Соч. В 3-х т. Т. 3. Ч. 1. – М., 1971. С. 148

1 Платон, Государство, V, 473d // Платон. Соч. В 3-х т. Т. 3. Ч. 1. – М., 1971. С. 275 

2 Там же. 475е // Платон. Соч. В 3-х т. Т. 3. Ч. 1. – М., 1971. С. 278

1 Платон, Государство, V, 430d-432a // Платон. Соч. В 3-х т. Т. 3. Ч. 1. – М., 1971. С. 221-223 

1 Орлов Е. Платон. Его жизнь и философская деятельность // В сб. Сократ. Платон. Аристотель. Сенека. – М., 1995. С. 136

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!