Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Качества личности преподавателя»

/ Педагогика
Конспект, 

Оглавление

Профессия преподаватель - это профессия типа “человек – человек”: предметом труда является другой человек, а целью - непосредственное воздействие на другого человека. Таким образом, творческий процесс педагога представляет собой сложное взаимодействие двух постоянно взаимопроникающих творческих процессов педагога и обучаемого, содержания и результата этих процессов. Творческая педагогическая индивидуальность всегда опосредована личностными качествами педагога. В конечном счете творческая индивидуальность - это высшая характеристика деятельности педагога, поскольку именно в процессе постижения и утверждения им своей творческой индивидуальности педагогический процесс, осуществляемый им, выходя за рамки обычной деятельности, превращается в деятельность творческую. Поэтому успех преподавательского труда зависит не только от профессиональных знаний, но и от определенных качеств личности преподавателя. Какие же личностные качества помогают в деятельности преподавателя?

    Конечно, общительность, умение слушать и говорить, доброжелательность к собеседнику (такт, терпение и выдержка, чуткость, отзывчивость и приветливость). Преподаватель должен уметь сопереживать, сочетать сердечность с мудростью (как правило, не любят студенты слишком рассудочного преподавателя, формального, авторитарного). Помогают в профессии преподавателя такие черты характера, как эмоциональная устойчивость, умение управлять собой, присутствие духа (выдержка, самообладание, терпение) и, конечно, чувство юмора.

    В личности преподавателя студентов привлекает гармоничное единство идеалов, убеждений, принципов, взглядов, увлечений, морально-этические качества, талант педагога, всеохватывающая любовь к своему труду, неустанный поиск путей совершенствования педагогического мастерства, постоянное, неизменное внимание к каждому студенту, умение прививать навыки культуры студентам, формировать их личность. Преподавателю нужно быть воспитателем по убеждениям, духу и сущности. Воспитывающее воздействие личности педагога нельзя подменить никакими ухищренными методами преподавания: личность не может формироваться сама по себе, без участия другой личности. Не просто “транслятор знаний”, а целостная личность преподавателя в наибольшей степени отвечает современным требованиям к подготовке высокообразованных и всесторонне развитых специалистов.

    Студенты высоко ценят в преподавателе чисто человеческие качества: доброжелательность, ненавязчивое воздействие, увлеченность, человеколюбие, чувство такта, умение понять другого, общительность. Для молодых людей, как показывает практика, человеческие качества приобретают большую привлекательность, ценность, чем профессиональные. Студентам в первую очередь важно, чтобы преподаватель был личностью, наставником. Вначале они смотрят, какой он человек, а потом уже обращают внимание на то, как он преподает. У популярных преподавателей студенты и учатся охотнее, редко пропускают занятия. Популярность - синоним уважения, своеобразный аванс доверия.

    Для нравственного облика педагога должны быть характерны доброта, честь и достоинство - стремление сохранить свое имя, авторитет и репутацию, уважение коллег и студентов, получить признание окружающими своих действительных заслуг. Доброта преподавателя заключается в большом чувстве ответственности за настоящее и будущее студента. Право быть наставником имеет прежде всего тот, кто понимает и воспринимает душевное состояние своих питомцев. Доброта преподавателя определяется твердостью его воли, непримиримостью к малейшему признаку духовной пустоты, фальши.   

    На основе этих качеств формируются и умения для успешного педагогического труда. К этим умениям относится, во-первых, умения наблюдать, быть внимательным. Они позволяют преподавателю видеть аудиторию в целом и в то же время быть внимательным к каждому студенту, помогают ориентироваться в межличностных отношениях студентов, узнавать и оценивать сильные и слабые их стороны. Во-вторых, умения планировать. Они обеспечивают правильную подготовку к занятиям, дают возможность организовывать процесс обучения в зависимости от программы и конкретных условий, предвидеть результаты после каждого занятия и в конце обучения. В-третьих, коммуникативные умения, которые помогают создавать благоприятные условия для общения, находить нужный тон общения, говорить на темы, интересующие студентов. В-четвертых, организационные умения нужны для того, чтобы использовать коллективные и индивидуальные формы работы, создавать дружный трудоспособный коллектив, найти помощников среди студентов и т.п.

    Но самую главную роль в педагогическом творчестве играет интеллект, которым обладает тот или иной педагог. Интеллект, который помогает преподавателю решать ту или иную педагогическую задачу и без которого в принципе не возможно формирование педагогического мастерства. Следует подчеркнуть, что педагогическая профессия может являться средством профессионального развития личности, ее интеллекта, чувств и воли, т.е. основы для педагогически эффективного использования любого метода или приема педагогической техники. Прежде всего, целесообразное использование конкретных учебно-воспитательных умений предполагает развитый интеллект преподавателя. Человек без рассудка - человек без воли. Тем более это касается педагогической профессии, которая требует особой продуманности и взвешенности решений. Какие же основные свойства образуют человеческий ум? Это очень важно знать, ибо глубокое понимание ценных качеств ума и осознание недостатков - уже, можно сказать, полдела в самосовершенствовании педагога. Одно из важнейших качеств ума - самокритичность, понимание относительности своих способностей и знаний, стремление осознать недостатки своей умственной деятельности.  Самокритичность ума сочетается с умением видеть умственные достоинства других людей, с интересом к логике рассуждения других, с умением поучиться у них чему-то полезному. Интересно, что чем человек умнее, тем больше оригинального и поучительного находит он у других людей. Люди посредственные и ограниченные, так сказать, серые видят в таких же серых тонах окружающих людей. Человек как солнце, чем он умнее и ярче его сияние, тем сильнее он освещает и видит своеобразие окружающих людей.  Следует учесть, что противоположное самокритичности качество - самодовольство представляет собой остановку в развитии ума, леность и инертность его. Самодовольство обычно сочетается с отрицательным отношением к умственным возможностям других. Ограниченный и самодовольный человек часто склонен к поверхностному скепсису, а то и к злословию. На эту сторону человеческой глупости обращал внимание В. Г. Белинский: в чем не знаешь толку чего не понимаешь, то брани - это общее правило посредственности. К сожалению, так свойственное  и педагогической молодежи стремление к самоутверждению подчас приводит к дешевому скепсису и нигилистической позе. В таком случае, не имея еще достижений в труде и общепризнанных заслуг, но желая как можно быстрее и легче утвердить себя в глазах окружающих, подчеркнуть свою значимость и самостоятельность, молодой преподаватель может прибегать к критиканству и злословию, начинает упрямо отстаивать ошибочное мнение. Правда, со временем эта “болезнь детства” может пройти как под влиянием критического самоанализа, так и благодаря помощи со стороны друзей, старших товарищей, коллектива. Все же если она не излечивается, то затвердевает, превращаясь в опухоль самодовольной ограниченности. Конечно, начинающему преподавателю стоит вспомнить эту особенность ложного самоутверждения, дабы не допустить ее по отношению к себе, а главное - излечить от возможного заболевания своих студентов.

    Итак, два полюса: с одной стороны, самокритичность в сочетании с доброжелательным интересом к умственной деятельности других, а с другой стороны - самодовольство и поверхностный скептицизм. Первый полюс покоится на своеобразном фундаменте – широте ума. Умение оценить явление со всех сторон, отсутствие предвзятости, односторонности, крайностей, субъективизма - ценное качество интеллекта. Человек широкого ума понимает относительность достигнутых знаний, стремится со всех возможных высот и позиций осмыслить и проанализировать научное явление, достичь новых результатов в изучении материального мира.

    Важное свойство ума - его глубина, т.е. способность вскрывать суть явлений, отбрасывать ложное, находить новое и оригинальное. Это то, что обычно принято называть творческим характером ума. Человек может творить не обязательно в плане научных достижений и открытий, а и в плане открытий для себя. К примеру, преподаватель самостоятельно приходит к новым и ценным для себя выводам, о которых он нигде не читал, но в принципе уже известных науке. Однако намного сложнее открыть новое для человечества, для науки. Чтобы понять характер такого рода умственной творческой деятельности, можно представить себе достижения мысли человечества, накопленные тысячелетиями, в виде своеобразного сада, по которому расхаживают люди, привыкшие к его аккуратным и хорошо освещенным дорожкам - устоявшимся знаниям. А за садом - этим островом человеческой мысли - темнота, мгла неизвестности.

    Что же помогает человеку выйти за пределы этих аккуратных освещенных дорожек? Ведь инерция побуждает его идти по проторенному пути. Человек привыкает к определенным знаниям и взглядам, он мыслит, оценивает и сравнивает в конкретных рамках человеческого бытия и сложившихся ранее в науке представлений. Выйти за пределы достигнутого и за границы устоявшихся знаний помогает фантазия. Именно она, как прожектор, высвечивает из окружающей темноты новые знания, помогает разгадать новые тайны Вселенной.  Понятно, что творческое воображение в деятельности преподавателя приобретает весьма важное значение. Прежде всего, это способность предвидеть, эмоционально переживать и оптимально разрешать посредством творческого воображения всегда своеобразные проблемные ситуации школьной жизни, проектировать развитие личности каждого учащегося, предвидеть становление и дальнейшее формирование даже самых незаметных положительных ростков в его психике, иначе - осуществлять опору на положительное в студенте в процессе индивидуального подхода к нему. Способности к творческому воображению противостоят консерватизм, леность, узость мышления, которые составляют антипод ума и характеризуют умственную посредственность. Но все-таки есть основания оптимистично оценивать возможности преодоления умственных недостатков, ибо с ними человек не рождается. Они - то “благоприобретенное”, которое можно устранить. И здесь очень важно верить в свои силы. У многих людей могут быть отдельные недостатки, и это отнюдь не означает, что надо впадать в излишнюю самокритичность и считать себя человеком неспособным, а то и неумным.

    В какой мере можно развить ум человека? Если это связано не с органическими физиологическими нарушениями, когда речь идет о больных, то можно, в принципе, сделать даже уже немолодого человека более умным. Если под влиянием обстоятельств жизни и воздействия на него сильного интеллекта, продуманной критики со стороны коллектива удастся снять, преодолеть позицию самодовольства, упрямства и побудить к самокритичности, то преодолеть сами шаблоны в умственной деятельности, конкретные недостатки в механизмах анализа, аргументации материала сравнительно не так уж трудно. Есть ведь учебники логики. Правда, человек обычно и без них усваивает элементарные способы мышления, так же как он учится говорить на родном языке. Но если все же здесь, а таком сравнительно простом уровне элементарных умственных операций, анализа, синтеза и аргументации, есть пробелы, ошибки, то были бы желание и умный преподаватель, помогающий их исправить. Тогда эта работа вполне посильна любому человеку.

    Весьма важно правильно ориентироваться на указанные ценные качества, образующие в своей совокупности ум человека, под которым понимается способность оптимально решать научные или практические жизненные проблемы, проникать в суть явлений или поступков, устанавливать их причины и приходить при этом к правильному, истинному выводу. Принято говорить: способность человека оптимально решать теоретическую проблему - интеллект ученого, а способность решать практический вопрос представляет собой так называемый житейский ум. Такого рода противопоставление аргументируют тем, что ученый, глубоко вскрывающий смысл научных явлений, может порой в житейских, практических вопросах, во взаимоотношениях с людьми оказаться беспомощным, недостаточно проницательным, даже смешным и, на первый взгляд, неумным. Человек же, обладающий сильным практическим умом, не может, в свою очередь, решить научный вопрос. И все же, несмотря на эти различия, ум человека, в принципе, (хотя особенности и могут быть) един, универсален. Интеллектуально развитый ученый может проявлять беспечность и излишнюю доверчивость в житейских вопросах не потому, что он не умен, а потому, что у него нет опыта этих отношений, он всерьез не анализировал те или иные причины человеческих поступков, был занят сугубо научными проблемами. Для проявления ума человека нужны опыт в определенной деятельности, соответствующие знания, внимание и интерес к вопросам. Зачастую у такого ученого не хватает времени для серьезного продумывания и анализа мелких, по его мнению, вопросов. Так и человек с сильным практическим умом может быть совершенно беспомощным в научных вопросах, потому что не имеет соответствующих знаний, подготовки. Мешает в теоретической работе также и малый интерес к этим знаниям как к абстрактным, отсутствие личного опыта приятных, радостных переживаний в процессе научного поиска, нахождения научной истины. Иначе - не хватает эмоций, “горючего материала”, своеобразного тарана, который помогает пробиться через внешнюю сторону абстрактного и сделать научные явления интересными, значительными. Человек с сильным практическим умом под влиянием обучения и самообучения может развить у себя способность решать теоретические задачи. Как показывает опыт, наиболее талантливые и работоспособные преподаватели хорошо знают и изучают научную литературу по важным для их работы проблемам. 

    Ум проявляется в практических, житейских областях, так же как и в сугубо научных областях, в способности устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, проникать в суть анализируемых явлений и событий, выявлять их причину, глубинный смысл. Конечно, в силу характера человека, большей или меньшей усидчивости, личных интересов и эмоциональности, а также включенности в ту или иную производственную, теоретическую деятельность ум может лучше и эффективнее развиваться и проявляться или в сугубо научном, или в практическом отношении. Яркий пример исключительно сильного проявления человеческого ума как в теоретической, так и в практической области - деятельность ряда выдающихся педагогов, а также ученых-академиков С.П. Королева, А.Н. Крылова, М.В. Келдыша и других. Следует подчеркнуть, что для успешной педагогической деятельности очень важно сочетание у учителя теоретических и практических сторон интеллекта.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!