Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Изменение роли таможенных органов в макрологистических системах управления»

/ Логистика
Конспект, 

Оглавление

В России с 2002 года проводится таможенная реформа. Не смотря на определенные успехи, связанные с разработкой современного таможенного законодательства, подготовкой кадров, реформа не дала пока позитивных результатов. Главным тормозом в проведении реформы стала таможенная инфраструктура. Она не приспособлена сегодня для развертывания на ее базе современных технологий. Главные объекты в портах, на госгранице и внутри страны, которые являются зонами таможенного контроля и должны быть государственной собственностью, принадлежат бизнесу, что способствует коррупции, перемещению контрабандной и контрафактной продукции. Физическое состояние объектов неудовлетворительно: только 12% объектов соответствуют предъявляемым требованиям, 15% – требуют реконструкции, 38% – капитального ремонта и 35% – текущего ремонта.[1]

Частая смена руководства таможни на федеральном и региональном уровнях размывает ответственность за проведение реформы, способствует бесконтрольности использования средств, выделяемых из государственного бюджета на и развитие объектов таможенной инфраструктуры, не способствует налаживанию деловых партнерских отношений между таможней и бизнесом. Для рационального использования ресурсов, которые государство способно выделить для совершенствования таможенной инфраструктуры, как в ближайшие годы, так и в длительной перспективе, необходимо проведение оптимизационных процедур по выбору целесообразных направлений и объемов работ по ее развитию и совершенствованию.

Безусловно, одним из важнейших вопросов, решение которых будет стоять перед ФТС России в 2012 году и от которых зависит развитие макрологистической системы управления, является вопрос о развитии перспективных таможенных технологий. Предполагается создание в регионе деятельности Московской областной таможни центра электронного декларирования. С учетом реализации концепции по переносу таможенного декларирования к местам, приближенных к государственной границе Российской Федерации,  безусловно, это будет правильный и перспективный шаг.

Особо хочется отметить электронное декларирование через Интернет. Это сравнительно новая технология, таможенные органы активно начали развивать ее с сентября-октября 2009 года. До этого электронное декларирование осуществлялось по выделенному каналу связи, когда каждый декларант (как правило, это крупное предприятие) и таможня должны были проложить между собой волоконно-оптический кабель. Это довольно дорогостоящее мероприятие, поскольку выделенный канал надо создавать и поддерживать, а кроме того, декларант оказывается привязанным к определенной «точке входа». Такой вид декларирования был впервые опробован в 2002 году, но так и не был по-настоящему востребован бизнес-сообществом (на пике использования его применяли не более 9-10% участников ВЭД).

Интернет-декларирование начали внедрять осенью 2009 года, в январе следующего года вышли на 2% декларирования. К концу 2010-го этот процент составил 24-25, а к концу 2011 года достигли уже 77%. Сейчас более 90% деклараций на товары подается и выпускается в электронном виде, его применяют более 85% участников ВЭД.[2] При этом интернет-декларирование полностью вытеснило декларирование по выделенному каналу.
Чтобы это стало возможным, надо было обеспечить выполнение ряда условий. Уже к октябрю 2010 года все таможенные органы, наделенные правом принимать декларации, были технически к этому готовы и аттестованы. То есть посты обеспечены необходимой связью, сотрудники обучены, аттестованы и им выданы электронно-цифровые подписи. Такие же ЭЦП были выданы декларантам, таможенным представителям, для них были созданы возможности подключения к системе таможенных органов через Интернет.

Было бы правильно, если бы в ФТС России не только активно использовали словосочетание «перспективные технологии», но и своевременно создавали соответствующие условия, чтобы  участники ВЭД без помех могли применять эти технологии.

Таможенным кодексом ТС определен перечень документов, подлежащих представлению при декларировании товаров. Вместе с тем законом «О таможенном регулировании в РФ» таможенные органы наделены правом сокращать этот перечень. Такая работа сейчас активно ведется. Многие из этих документов выдаются на территории РФ иными федеральными органами исполнительной власти, и естественным становится желание участника ВЭД, однажды получив любой из этих документов от соответствующего ведомства, уже не представлять его в другой госорган, включая и таможню. Эта работа ведется сейчас на правительственном уровне путем создания системы межведомственного электронного взаимодействия СМЭВ во исполнение Федерального закона №210-ФЗ «О предоставлении государственных и муниципальных услуг».

СМЭВ позволит в электронном виде взаимодействовать всем федеральным органам исполнительной власти, реализующим те или иные государственные функции или услуги.

Допустим, подразделение минпромторга выдает сертификат соответствия, который подлежит представлению при декларировании. Участник ВЭД имеет его на руках и указывает номер сертификата в декларации на товар. Таможня, используя свои информационные ресурсы и СМЭВ, получает сведения из этого сертификата в электронном виде напрямую из минпромторга, освобождая участника ВЭД от необходимости представлять его тамоежнным органам. В этом случае решается вопрос и оперативности представления, и достоверности, исключаются возможности каких-либо подтасовок, подделок, которые тоже иногда встречаются при проверке декларации в ходе таможенного контроля.  В рамках работы по созданию СМЭВ таможенная служба заканчивает согласование так называемых технологических карт межведомственного взаимодействия, где описывают не только какие документы необходимо представить, какие предоставляет таможня, но и детально прописывают, какие, как и когда передаются сведения. По данному направлению разработано 26 карт, большая часть из них уже согласована и подписана.

«Дорожная карта» – план действий на перспективу, формулировка, прижившаяся за океаном и в американской деловой культуре получившая название «Road map».

Первая карта называется «Улучшение мер таможенного администрирования». Эксперты рабочей группы АСИ в сотрудничестве с Федеральной таможенной службой предложили сократить сроки таможенного контроля, усовершенствовать его формы и методы и усилить административную ответственность за нарушение таможенных правил. И сделать так, чтобы сначала можно было пропускать товар через таможню, а уже потом заниматься уплатой пошлин и другой сопроводительной деятельностью.

В результате к 2020 году количество документов, требуемых для пропуска товара через границу, для импорта должно снизиться с 10 до 4, для экспорта – с 8 до 4. В пять раз, уменьшится и срок подготовки сопроводительных документов – до 7 дней.

Вторая карта – «Улучшение предпринимательского климата в строительстве». Основная проблема – те же административные барьеры. По мнению специалистов АСИ, также для многих процедур стоит ввести уведомительный порядок вместо разрешительного. Только сократит сроки строительства в 3 раза, подсчитали эксперты. Во-вторых, стоит приватизировать или отдать в аренду неиспользуемые федеральные или муниципальные земли.

В результате серьезной проработки изменений в Градостроительный, Налоговый, Земельный кодексы и ряд законов планируется, что уже через 6 лет количество процедур, необходимых для получения разрешения на строительство, снизится с 51 до 11, а время на их прохождение сократится с 423 дней до 56.

Ситуация с поддержкой экспорта тоже требует серьезных изменений, выраженных в «дорожной карте» «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта». Планируется упростить и ускорить административные и фискальные процедуры, расширить ассортимент и повысить доступность финансовых услуг для экспортеров, а также развить меры поддержки экспорта для малого и среднего бизнеса в регионах. В результате число организаций-экспортеров к 2020 году должно вырасти на 95 процентов, а неэнергетический экспорт – на 143 процента.[3]

И, наконец, четвертая «дорожная карта» – «Повышение доступности энергетической инфраструктуры». Здесь эксперты АСИ предлагают сделать процедуру подключения к энергосети более простой, быстрой и менее затратной. Для этого – снизить количество этапов, необходимых для получения доступа к энергосети (сегодня их 10, к 2020 году должно остаться 5), усовершенствовать правила технологического присоединения, снизить тарифы на него. Пока прохождение всех процедур занимает 281 день, а через 8 лет предприниматели будут тратить на это всего 40 дней.[4]

Правила игры должны быть четкими, прозрачными и, самое главное, выполнимыми для участников ВЭД. Пока же фактически налицо ситуация, когда руководство ФТС России заявляет о поступательном развитии таможенной системы и в то же самое время применение передовых технологий компрометируется всеми силами и способами.

Очень важным представляется в 2012 году вопрос развития приграничной инфраструктуры. Решить его крайне важно; это не только строительство таможенно-логистических терминалов, но и создание необходимых условий для сотрудников таможен и членов их семей.  И здесь все будет зависеть от финансирования конкретных проектов, от необходимой поддержки со стороны администраций приграничных Смоленской, Курской, Воронежской, Брянской и Белгородской областей.

В июне 2011 года таможенные органы России приступили к осуществлению в пунктах пропуска через госграницу РФ дополнительных полномочий по проведению транспортного контроля, а также документального санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля. Совместно с Минтрансом России, Минсельхозом России, Минздравсоцразвития России, Ространснадзором, Россельхознадзором, Роспотребнадзором переработана нормативно-правовая база по осуществлению государственного контроля в пунктах пропуска.

Полностью обновлена нормативно-правовая база, регулирующая действия должностных лиц при совершении таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых морским, авиационным, автомобильным и железнодорожным транспортом. Вводится бескомиссионное оформление морских судов, внедряется электронный документооборот, проводится совмещение грузовых операций и контрольных действий таможенных органов.
Успешно реализуется система таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств с использованием инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК), применение которых позволяет пресекать нелегальное перемещение оружия, наркотиков, сокрытых товаров и добиваться общего профилактического эффекта. С использованием ИДК таможенный контроль прошли более 550 тысяч транспортных средств и контейнеров. По результатам использования ИДК было принято решение о проведении 3,3 тысяч досмотров, возбуждено 1,4 тыс. административных и 15 уголовных дел, принято 201 решение о запрете ввоза товаров на территорию России. Пресечен ввоз на территорию России более 190 радиационно-опасных объектов, загрязненных в результате аварии на АЭС «Фукусима-1».[5]

В условиях интенсивных интеграционных процессов ФТС России продолжала совершенствовать процедуру таможенного транзита и технологию автоматизированного контроля за таможенным транзитом товаров. С 1 января применяется единая процедуры таможенного транзита на основе Временной технологии информационного взаимодействия таможенных органов государств-членов Таможенного союза при контроле за перевозками товаров, перемещаемых в соответствии с процедурой таможенного транзита. С учетом предложений участников ВЭД внесены изменения в порядок заполнения транзитной декларации, формы свидетельства о допущении транспортного средства международной перевозки к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями и порядок его выдачи и использования, утвержденные решениями Комиссии Таможенного союза.

Утверждена Технология приема-передачи сопровождаемых автомобильных транспортных средств международной перевозки, перевозящих товары, и документов на них между таможенными органами Беларуси, Казахстана и России. За 11 месяцев 2011 года таможенные органы России осуществили контроль за транзитом более 1,6 млн. партий товаров как таможенные органы отправления и более 2,2 млн. партий товаров – как таможенные органы назначения. Недоставка не превысила 0,01 процента.
Расширен перечень мест прибытия на таможенную территорию Таможенного союза и убытия, в которых применяется система «красного» и «зеленого» коридора. Таких пунктов пропуска стало 49.

Одной из основных задач, поставленных Правительством РФ перед таможенными органами, является ускорение таможенных операций, в том числе создание условий для сокращения сроков выпуска товаров.

В скором времени в России начнет свою работу институт уполномоченных экономических операторов. Уже в январе 2012 года ФТС России начнет принимать заявления о включении в реестр уполномоченных экономических операторов (УЭО). Приобретая статус УЭО, российское юридическое лицо, осуществляющее импортно-экспортные операции, сможет применять специальные упрощения, предусматривающие временное хранение товаров на своих складах (открытых площадках, иных территориях), выпуск товаров до подачи таможенной декларации и др. Государственная услуга по включению в реестр уполномоченных экономических операторов бесплатна и доступна всем российским юридическим лицам.

Деятельность таможенных органов России, направленная на повышение качества предоставления услуг и сокращение издержек участников ВЭД, позволила сократить время на выполнение таможенных процедур в автомобильных пунктах пропуска до 18,3 минут (плановое значение – 19 минут) и увеличить долю деклараций на товары, срок выпуска по которым составляет не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, в общем объеме деклараций на товары, до 99,2 %.
За 11 месяцев 2011 года принято 2 тыс. 665 предварительных решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС. В целях широкого информирования участников ВЭД Сборник предварительных решений о классификации товаров размещен на официальном сайте ФТС России. Он сегодня включает информацию почти по 19 тысячам предварительных решений.

Реализация приоритетных национальных проектов и целевых программ, в частности, направленных на обеспечение развития и технологического перевооружения отечественной промышленности, стимулирует ввоз технологического оборудования, его компонентов и сырья. ФТС России разработала порядок перемещения крупногабаритного, высокотехнологичного оборудования, которое поставляется в разобранном виде и в течение длительного периода. Такие товары классифицируются по единому коду в соответствии ТН ВЭД, за 11 месяцев 2011 года выдано 796 таких классификационных решений.

В связи с большим количеством обращений по получению предварительных решений о классификации товаров и в целях сокращения сроков их подготовки, региональные таможенные управления наделены полномочиями по принятию таких решений. В 2012 году будет завершена работа по переходу на предоставление государственной услуги по принятию предварительных решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД в электронном виде.

Технология предварительного информирования таможенных органов о товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы, получившая развитие в 2011 году, позволяет значительно ускорить таможенные процессы в пункте пропуска и сократить очереди на границе. Она значительно минимизирует издержки добросовестных участников ВЭД.

Возросло количество сообщений с предварительной информацией о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автотранспортом. За 11 месяцев 2011 года таможенные органы получили более 422 тыс. сообщений с предварительной информацией через Интернет, более 350 тыс. из них использовались при оформлении прибытия товаров, ввозимых на территорию Таможенного союза железнодорожным и автотранспортом.
Портал ФТС России «Электронное представление сведений» (http://edata.customs.ru/Pages/Default.aspx) стал самым доступным способом представления предварительной информации и транзитной декларации участниками ВЭД. С начала 2010 года через Портал было представлено около 140 тыс. сообщений с предварительной информацией, около 115 тыс. из них использовались при оформлении прибытия товаров.

Дополнительным источником предварительной информации о товарах, ввозимых на территорию Таможенного союза автотранспортом, являются электронные сообщения, поступающие от 13 государств – членов Европейского союза. С начала 2011 года таможенные органы ЦТУ, СЗТУ и ЮТУ рассмотрели около 200 тыс. сообщений с предварительной информацией о товарах.

В качестве еще одного средства передачи предварительной информации о товарах рассматривается система TIR EPD, внедряемая Международным союзом автомобильного транспорта (МСАТ). Сейчас российские таможенные органы совместно со специалистами МСАТ ведут переговоры по внедрению этой системы.

В 2012 году будет введено обязательное предварительное информирование в отношении товаров, ввозимых на территорию Таможенного союза автотранспортом. Возможность введения обязательного предварительного информирования, предусмотрена п. 3 ст. 42 ТК ТС.[6]

ФТС России планомерно реализует Концепцию таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. Сокращается проведение таможенных операций, связанных с фактическим контролем, внутри страны и увеличивается в местах, приближенных к госгранице. Внедряются современные технологии, позволяющие усовершенствовать таможенное администрирование и создающие благоприятные условия для ведения бизнеса. Развитие электронного декларирования стало фундаментом для внедрения технологии удаленного выпуска товаров, которая получила широкую поддержку у бизнес-сообщества. Расширяется круг применяющих его участников ВЭД. С начала 2011 года заработали 13 Центров электронного декларирования, что позволило обеспечить пропуск товаров и транспорта с минимальными временными затратами без осуществления полного цикла оформления товарных партий с привязкой к одному месту оформления.

Развивается приграничная таможенная инфраструктура. Из 50 пунктов пропуска, вблизи которых признано целесообразным создание таможенно-логистических терминалов, инфраструктура для таможенного декларирования и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к госгранице РФ, создана вблизи 30 пунктов пропуска. В рамках Концепции продолжена реорганизация таможенных органов. Ликвидировано 96 таможенных постов, создано – 43. Реорганизовано в форме присоединения 5 таможен.



[1] Чигак П.В. Таможенная инфраструктура России :современное состояние и направления развития с учетом зарубежного опыта. М., 2011. С. 90

[2] Давыдов Р. Интернет сокращает время таможенного оформления // http://www.loglink.ru/news/76058

[5] ФТС России в 2011 году: цифры и факты // http://www.tks.ru/news/nearby/2011/12/28/0009

[6] Таможенный кодекс Таможенного Союза // http://www.vch.ru/tk/

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2019 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!