Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
1.1.Религия и школа в царской России начала ХХ века
В начале ХХ в. церковь продолжала спор с передовой светской культурой и школой. Их неприятие было характерно для русского духовенства еще со времен Петра. Именно с тех пор церковь рассматривала светскую культуру и школу как иностранное заимствование, получившее распространение в высших слоях общества и чуждое простому народу. Конечно, с течением времени отношение к светской культуре и школе перестало быть непримиримым. Однако церковь всегда резко реагировала на антиклерикальные тенденции в светской культуре и продолжала попытки изолировать от нее народ.
В противовес этому шло развитие народной школы, отмечаемое современниками с середины 90-х годов XIX века, которое продолжалось и в первые десятилетия нового ХХ века. Попытка правительства, предпринятая в 80-е годы, сохранить церковноприходские школы как основную форму народного образования оказалась безуспешной. Со второй половины 90-х годов наблюдалось их сокращение. В обстановке революционных событий 1905 г. Министерство народного просвещения было вынуждено внести во II Государственную думу проект закона “О введении всеобщего начального обучения в Российской империи”. По этому поводу в 1911 г. между Думой и Государственным советом возникли разногласия. Дума предполагала положить в основу законопроекта светские школы. Это затрудняло дальнейший рост казенных субсидий на церковноприходские школы. Поэтому самую непримиримую оппозицию думский проект встретил в верхней палате со стороны представителей православного духовенства. “Мы хорошо знаем, – заявил вологодский епископ Никон,– что народ еще не просит такого всеобщего обучения, что самая идея этого обучения во многом еще преждевременна”.1 В итоге законопроект был отклонен Государственным советом. Этот вопрос так и не был решен в дореволюционной России.
При известном росте школ число их для удовлетворения реальных потребностей общества в осуществлении всеобщего начального образования было далеко недостаточным. По расчетам статистиков в начале ХХ в. ежегодно открывалось не более 2 тыс. начальных школ, вместо необходимых 5 тыс. В 1910 году почти миллион детей не был зачислен в начальную школу из-за отсутствия мест.1
В 1914 году, спустя 50 лет после школьной реформы (1864), начальным обучением была охвачена едва половина детей соответствующего возраста. В Западной Европе уже в последней четверти ХIХ в. была достигнута полная грамотность населения. На рубеже ХIХ–ХХ вв. начался переход ко всеобщему неполному среднему образованию молодежи в объеме 7-8 классов. По имеющимся в современной литературе данным, грамотность населения в России старше 8-летнего возраста составляла в начале ХХ в. около 40%, т. е. больше половины жителей; крестьянство, в основном, оставалось неграмотным.
Продолжало сохраняться различие в распространении грамотности среди городских и сельских жителей; выше среднего уровня была грамотность среди рабочих. По данным хозяйственной переписи 1918 г., в России было около 64% грамотных рабочих и, примерно, 30% крестьян. В начале ХХ в. учителей начальной школы продолжали готовить учительские семинарии. К 1917 г. их было немногим более 170, из них подавляющая часть (145) – мужские. Учительские институты сохраняли значение основных центров подготовки учителей для городских и уездных училищ. В 1917 г. было 47 таких институтов. Учителей для гимназий в основном готовили университеты.2
Университетское образование сохраняло значение наиболее фундаментальной формы высшего образования. Число университетов в стране практически не изменилось, в 1909 г. появился еще только один университет – в Саратове. Количество студентов увеличилось. Так, в середине 90-х годов в университетах обучались 14 тыс. студентов, в 1907 г. – уже 35,3 тыс.1
Примечательным явлением было распространение частных учебных заведений (Психоневрологический институт В.М. Бехтерева, Вольная высшая школа П.Ф. Лесгафта и др.). В этих институтах преподавали видные русские ученые (И.П. Павлов, М.М. Ковалевский, С.А. Венгров, В.И. Семевский, Е.В. Тарле и др.), многие из которых работали безвозмездно. Наметились некоторые сдвиги в постановке педагогического образования. Открылись несколько высших педагогических заведений, в том числе Женский педагогический институт в Петербурге (1903).
В начале ХХ в. в стране заметно расширилось высшее женское образование. К этому времени насчитывалось около 30 высших женских учебных заведений. В 1900 г. в Москве вновь были открыты Высшие женские курсы В.И. Герье, закрытые в годы политической реакции (1888), и с 1908 г. начали работать Высшие женские сельскохозяйственные Курсы, которыми руководил Д.П. Прянишников. Возникли высшие женские курсы в ряде провинциальных городов (в Саратове, Одессе, Ростове, Харькове и др.), все они содержались на частные или общественные средства. Правительство было вынуждено признать право женщин на получение высшего образования. Закон 1911 г. о высшем женском образовании распространял на женщин права, которые давал диплом об окончании высшего учебного заведения. В 1912 г. состоялся первый Всероссийский съезд по женскому образованию, который, в частности, принял резолюцию о совместном обучении в высших учебных заведениях.
Различные формы внешкольного образования продолжали играть важную роль в просвещении народа. Помимо воскресных школ появились новые формы учебных и культурно-просветительских учреждений для взрослых. Одной из них стали рабочие курсы. Наиболее известными были Пречистинские рабочие курсы в Москве, открытые в 1897 г. на средства В.А. Морозовой, владелицы Тверской мануфактуры. Слушатели учились на трех отделениях, программа которых соответствовала низшей, средней и высшей школе. Преподавали на курсах И.М. Сеченов, В.П. Волгин, В.И. Пичета и другие ученые.
Возникали народные университеты и просветительские рабочие общества. В 1906 г. и последующие годы в столицах, некоторых губернских и уездных городах (Н. Новгороде, Уфе, Воронеже, Твери) были созданы народные университеты. В Москве народный университет был открыт в 1908 г. на средства либерального деятеля народного образования А.Л. Шанявского. Университет им. Шанявского сыграл видную роль в демократизации высшего образования в России. В него мог поступить каждый, кому исполнилось 16 лет, вне зависимости от социального положения, вероисповедания, пола. Обучение осуществлялось по вечерам на двух отделениях – научно-популярном (в объеме гимназии) и академическом. Окончившие последнее получали диплом о высшем образовании.
Важное значение церковь отводила церковноприходским школам. Крестьяне и деятели народного просвещения были недовольны этими школами: их ахиллесовой пятой всегда было преподавание арифметики; хуже, чем в светских школах, шло обучение и другим общеобразовательным дисциплинам. Но церковные власти упорно продолжали политику расширения сети церковноприходских школ, рассматривая их как средство насаждения в народе особой церковной культуры, поддержания патриархальности и монархических настроений. “Поддерживайте и устраивайте в своих селах школы церковноприходские, – признал Антоний Волынский, – в которых наши дети выучатся тому, что знают святые ангелы, т.е. воспеванию божественной славы на церковных службах, научатся читать по-славянски и тем превзойдут даже господ, которые считают себя образованными, а ни одного псалма не могут прочитать без ошибки”.1
К 1899 г. церковно-приходских было около 40 тыс. почти с 1,5 млн. учеников, против 30 тыс. земских школ с более чем 2 млн. учеников.2 Правда, хотя К.П. Победоносцев, обер-прокурор Синода добился значительного
увеличения государственных дотаций для церкви, денег для финансирования этих школ у церкви было гораздо меньше, чем у земств. Поэтому уровень их был значительно ниже: оплата труда учителей церковно-приходских школ была мизерной, а потому и преподавали в этих школах люди недостаточно квалифицированные. Но Победоносцев и не хотел их высокой квалификации. Его цель была дать крестьянским детям элементарные представления о церкви и элементарную грамотность для чтения назидательной литературы и для бытовых нужд, но не превращать сельскую школу в первую ступень для дальнейшего образования, которое он считал вредным, ибо оно начнет колебать традиционные структуру и представления сельского общества. Как указывалось в “Положении о церковных школах ведомства православного исповедания” (1902), главной задачей всех этих школ являлось “распространение в народе образования в духе православной веры и церкви”, утверждение христианской нравственности и сообщение детям необходимых полезных знаний.1
В вопросах образования не смотря на все противодействие со стороны церкви – государственное, а значит светское начало все более проникало в область получения знаний. Здесь Россия стала приближаться к западным образцам.
Западная церковь, принявшись за христианское воспитание общества, прежде всего употребила для этого школу как самое сильное средство общественного образования. Много столетий западная школа находилась исключительно в духовных руках. Когда наконец западное государство включило в число своих задач народное просвещение, оно нашло поле действия уже занятым. Употребив все усилия на борьбу с клерикальной школой, оно и до сих пор еще не достигло в полной мере цели, которую себе поставило. Эта традиционная независимость школы от государства имела своим последствием то, что государство поневоле научилось ценить самостоятельность школы. Раз установившись, это отношение пережило период господства церкви над
школой, оно превратилось из уважения к самостоятельности церкви в уважение к независимости науки.
В России церковь в период своего преобладания в духовной жизни страны, оказалась не в состоянии устроить школу – не только для распространения знаний в обществе, но даже и для поддержания знаний в своей собственной среде. В самой тесной зависимости – хотя чисто отрицательной – от истории русской веры стоит и история русской школы, указывает П.Н. Милюков.1 В результате знания проникали в общество помимо школы. На первый раз, в ХVI в., это были знания, одобренные церковью и почерпнутые из благонадежного византийского источника. Но такими знаниями, восходившими к IX-Х вв. нашей эры, общество не могло удовлетвориться. Еще в том же, ХVI в. стали проникать на Русь обрывки средневековой науки ХI-ХIII столетия. После тщетного и бессильного сопротивления сами представители церкви Подчинились понемногу влиянию этой, тогда уже устаревшей на Западе, науки. Ученейшие из них принялись хлопотать об устройстве в России школы по средневековому образцу. Однако, настало, наконец, то время, когда школа понадобилась государству. Приступив к устройству своей школы, государство уже не встретило конкурента в лице церкви. Напротив, по его же настоянию и церковная администрация завела первые свои духовные школы. На первых порах государственная власть готова была передать в духовное ведомство и светские школы. Но церковь, как и общество, смотрела на школу как на государственную повинность.
При этих условиях школа с самого начала своего существования стала вдвойне правительственной: по своему происхождению и по своему назначению. Школа готовила или для школы же, или для службы.
Правительство с конца ХVIII в. вступило в борьбу с частной школой, подчинило ее к середине ХIХ в. своей регламентации и в конце концов заставило, в выгодах службы, предпочесть казенную школу частной. Таким
образом, общественное образование сосредоточилось вполне в руках государственной власти. Но здесь она натолкнулась на активное отношение самого общества к школе и, вместо содействия обществу в просвещении России, вступила с ним в продолжительную и постепенно обострявшуюся борьбу. Частые реформы школы в ХIХ столетии показали, что результаты школьного преподавания, вопреки всем стеснительным мерам, все-таки оказались подозрительны и совсем не соответствовали намерениям государственной власти. Но при этом государству приходилось бороться не с клерикализмом. Оно, напротив, совершенно основательно находило, что воспитательное влияние церкви входит слишком слабым элементом в состав российского общественного воспитания. К большому удивлению иностранцев, правительство усердно старалось создать государственными средствами клерикальную школу, которой не создала наша прошлая история. Но пока продолжали существовать причины ее неуспеха в прошлом, нельзя было ожидать успеха этой школы и в настоящем. Русская жизнь и в прошлом была не слишком много, а слишком мало проникнута началами веры.1
1.2.Становление светской системы образования в советской школе
Конституция РСФСР, принятая 10 июля 1918 г., провозглашала (параграф 13): “с целью обеспечить трудящимся действительную свободу совести церковь отделяется от государства школа – от церкви и свобода пропаганды, как религиозной, так и антирелигиозной, признается за всеми гражданами”.2 В проведении этого принципа на практике, однако, большевики пошли гораздо дальше того, что подразумевается под приведенными терминами в законодательствах стран, осуществивших те же самые принципы. Прежде всего, хотя декрет об отделении церкви и школы в принципе одинаково прилагался ко всем исповеданиям, католическому, протестантскому, еврейскому, магометанскому, буддийскому и шаманскому – и большевики старались формально выдерживать этот принцип, – тем не менее было очевидно, что главный их удар направлен против господствовавшей православной церкви. Они ни в коем случае не желали иметь дело с представителями православной церковной иерархии. Передавши все духовные имущества в собственность “всего народа или государства”, они отдали затем предметы культа во временное пользование прихожанам – каждому приходу отдельно, – точнее, той “группе верующих”, в количестве не меньше 20 человек, которая соглашалась заключить с местной советской организацией договор, отдававший в ее распоряжение церковь и “культовое имущество”, под условием – заботиться о сохранении церкви в исправности и уплачивать налоги. “Группа” приглашала священника независимо от кого бы тони было, и священник подчинялся всем обязанностям простого гражданина. Все другие церковные объединения не столько формально отменялись, сколько попросту игнорировались – как бы не существовали для новой власти и оставались делом личного частного и добровольного соглашения верующих.
Своеобразной чертой новых порядков была постановка вопроса о религиозном преподавании. Все духовные школы всех исповеданий уничтожались, и преподавание закона Божия было запрещено в общеобразовательных школах и в частных, под угрозой каторжных работ “на год и больше”. Разрешено было только религиозное обучение домашним образом лиц не моложе 18 лет. Таковым можно было даже преподавать специальные богословские курсы – для подготовки служителей культа. В ответ на разные местные ходатайства об изъятиях было разъяснено, что преподавание детям Закона Божия вызывает “затмение молодых умов” и что “на советской власти лежит обязанность воспитывать и обучать детей”, а следовательно, она имеет право и долг препятствовать, чтобы не наполняли детские головы предрассудками, которые духовенство старается вбить в них путем преподавания Закона Божия”.
В самом деле, отделение церкви от государства в советской России вовсе не означало, что государство хочет занять нейтральное положение по отношению к церкви. Коммунистическое государство, напротив, принимало сторону противников религии и обязывалось энергически бороться против религии –уже потому, что коммунистическая партия сливалась с государством при этом режиме. Параграф 13 русской коммунистической программы постановлял, что партия стремится к полному разрушению связи между эксплуататорскими классами и организацией религиозной пропаганды, содействуя фактическому освобождению трудящихся масс от религиозных предрассудков и организуя самую широкую научно-просветительскую и антирелигиозную пропаганду. Обязанность партии становилась обязанностью государства. Когда шведский коммунист Хеглунд попробовал утверждать, что “коммунистическая партия не требует от каждого члена марксистского миросозерцания”, что “социализм, как таковой, вообще не является врагом христианского вероисповедания” и что “объявить атеизм чем-то необходимым для коммунистического мировоззрения членов партии” значит “спуститься до уровня секты”, – он встретил со стороны русских товарищей самый резкий отпор. Лозунг “религия – частное дело” был оставлен “партиям второго интернационала”. В своей руководящей брошюре “О задачах и приемах антирелигиозной пропаганды” И. Степанов писал: “В наших декретах, так же как и в Эрфуртской программе, определенно заявлено, что церковь есть частное дело отдельных граждан. Но оппортунисты вкладывали в эту формулу тот смысл, что государство должно принять относительно религии политику “сложенных рук , а революционный марксизм признает обязанность государства вести самую решительную борьбу против религии средствами идеологического влияния на широкие трудовые массы... Устраивать диспуты с попами на равной ноге... значит обнаруживать оппортунистическое стремление к свободе. Мы не даем свободы обскурантам и никогда не признаем за ними права затемнять сознание масс. Спор ради спора есть чужая, демократическая формула”. “Можем ли мы остановиться (на отделении церкви от государства? – спрашивает Красная газета” (1923) и отвечает – Нет, не можем!.. Наша задача бороться с религией! В школе, в клубе, в обществе – всюду мы противополагаем всякому мистицизму и чертовщине – научный материализм... Мы должны ввести политический элемент в борьбу. Религия и церковь связаны для нас с буржуазией; рабочий класс, восстав против буржуазии, должен активно и энергически бороться с орудиями своего порабощения”.1
Таким образом, партия большевиков объявила борьбу с религией и антихристианскую пропаганду “не частным, а общепартийным, общепролетариатским делом” и применяла к ней обычные способы классовой борьбы с буржуазией. Все это не совсем еще выяснилось ко времени второй сессии православного собора. Самая прочность большевистской власти была еще тогда под сомнением. Но, во всяком случае, декрет об отделении церкви от школы ставил вопрос ребром. На него надо было немедленно реагировать. При известном нам уже настроении собора было ясно, какова будет эта реакция.
В заседании 25 января 1918 г. кн. Е. Трубецкой выступил докладчиком по вопросу о декрете. Отделы собора, говорил он, пришли к единогласному заключению, что мы имеем акт откровенного гонения на православную церковь. “Лица, властьимущие, дерзновенно покушаются на самое существование православной церкви”. Декрет издан “во исполнение этого сатанинского умысла”. Власть “пытается сделать невозможным самое существование церкви, церковных учреждений и духовенства”, “уничтожить самую возможность богопочитания и богослужения”.
Это было верно. Но в распоряжении собора были, однако, только уже испытанные средства: церковные “кары на виновных, вплоть до отлучения”, и... “призыв всего народа сплотиться вокруг храмов и монастырских обителей для защиты попираемой святыни. “Дальше пусть будет, что Господу угодно, –сказал председательствующий после принятия этих решений. Не мирясь с создавшимся положением и ожидая гонений, собор принял тут же предложение, чтобы, на случай “отсутствия” патриарха, он сам “указал ряд местоблюстителей”, известных только ему и снабженных его грамотами, – “чтобы власть от одного, в случае надобности, автоматически переходила к другому” и “церковь ни на один момент не оставалась без высшей центральной власти”, облеченной полнотой патриарших прав”.1
Таким образом, вызов был принят – и открытая борьба началась. Одобренное собором воззвание к народу говорило о “людях, ставших у власти и назвавших себя народными комиссарами”, как о “безбожных, не русских и не православных”. “Даже татары больше уважали нашу святую веру, чем наши теперешние законодатели”. “Если бы совершилось” задуманное, говорилось в воззвании, “то ведь Русь святая православная обратилась бы в землю антихристову... Лучше кровь свою пролить и удостоиться венца мученического, чем допустить веру православную врагам на поругание. Мужайся же, Русь святая. Иди на свою Голгофу!” “Что ж, – писалось в первом номере “Петроградского Церковно-епархиального вестника” (27 февраля), – оно, может, и нужно нам. Пусть гонение освежит и оживит церковь, которая, по выражению славянофилов, лежит в параличе. И тогда она снова будет сиять светом несиянным...”1
28 февраля 1918 г. патриарх и Синод издали соответственное воззвание об организации мирян в приходские союзы, которые “не должны называться церковными или религиозными”. “В крайних случаях союзы эти могут заявлять себя собственниками церковного имущества”. Преподаватели духовно-учебных заведений “должны тесно сплотиться с родителями учащихся” и “добиваться, чтобы строй учебных заведений оставался неизменным вплоть до особых распоряжений церковной власти”. Священные сосуды рекомендовалось спрятать от “грабителей” и “не отдавать добровольно, так же как и прочее церковное имущество. В случае нападения – призывать церковный народ на защиту церкви, ударяя в набат, рассылая гонцов и т.п.”. Словом, воззвание совершенно игнорировало декрет об отделении церкви и школы и призывало к революционному образу действий.
Естественным результатом воззвания 28 февраля были многочисленные церковные демонстрации, случаи прямого сопротивления с неизбежными последствиями этого, арестами и т.д. В Самаре духовенство было привлечено к революционному трибуналу. В Воронеже толпа набросилась на комиссара, посланного в местный монастырь, и убила его. В Орле и Харькове религиозные процессии были обстреляны. В Туле при этом было убито 11 человек. В Пешехонском уезде было арестовано около 100 человек, частью расстрелянных. Еще раньше, 25 января, был убит в Киеве митр. Владимир.
К концу сессии (20 апреля) собор принял “положение о православном приходе”, также не считавшееся с советским декретом и положенное в основу начавшейся открытой борьбы. Ввиду появления многочисленных жертв собор постановил (18 апреля) установить особое возношение за богослужением о “гонимых и о скончавших жизнь свою исповедниках и мучениках”, ежегодное поминовение 25 января “всех усопших в нынешнюю лютую годину исповедников и мучеников”, крестные ходы к местам их погребения, особые патриаршие грамоты “пострадавшим за веру и церковь” и “благословение от священного собора всем исповедникам”. Вместе с тем (19 апреля) “непокоряющиеся и противящиеся церковной власти, обращающиеся к гражданскому начальству” были осуждены как “богопротивники”. Им грозило запрещение, лишение сана и отлучение от церкви.
Директива собора была принята к исполнению. Новые приходские объединения, предназначенные для организации сопротивления, “организовались вовсю”. “Петроградский вестник” открыто призывал (13 апреля, №6) создавать свои приходские кооперативы, свои школы. “Всеобщее мнение было”, по отзыву противников церкви, что “на церкви большевики сломят себе голову”. Только что приведенные меры собора показывают, что его члены не имели понятия о тех тисках, в которые будет скоро введена большевиками церковная жизнь.
Выводы. Развитие светской системы образования возникло в нашей стране относительно недавно. В царское время религия (православие) составляла часть государственной системы, образование и воспитание осуществлялись на ее основе. Однако, по большому счету, не было светским и образование, сложившееся после 1917, хотя декретом и были провозглашены принцип свободы совести, отделение школы от церкви. На практике принцип светскости трактовался как утверждение атеизма. Система образования была ориентирована на воспитание молодых поколений в духе критического непримиримого отношения к религии. Поэтому в силу ограниченности опыта принцип раздельности светского и религиозного образования реализуется со значительными трудностями, остается много нерешенных проблем юридического, управленческого, научного порядка.
1 Русское православие: вехи истории // Науч. ред. А.И. Клибанов. – М., 1989. – С. 431
1 Георгиева Т.С. История русской культуры: история и современность: Учебное пособие. – М., 2000. – С. 361
2 История России XIX – начала ХХ в.: Учебник для исторических факультетов университетов // Под ред. В.А. Федорова. – М., 1998. – С. 679
1 История России XIX – начала ХХ в. Указ. соч. – С. 679
1 Русское православие. Указ. соч. – С. 430
2 Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в ХХ веке. – М., 1995. – С. 22
1 История педагогики. В 2-х ч. Ч. 2. С XVII в. до середины ХХ в.: Учебное пособие для педагогических университетов // Под ред. А.И. Пискунова. – М., 1997. – С. 214
1 Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 тт. Т. 2. ч. 2. – М., 1994. – С. 475
1 Милюков П.Н. Указ. соч. – С. 476
2 Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики от 10 июля 1918 г. // Хрестоматия по истории отечественного государства и права / Под ред. О.И. Чистякова. – М., 1997. – С. 20
1 Поспеловский Д.В. Указ. соч. – С. 100-101
1 Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. – М., 1991. – С. 266-267
1 Там же. – С. 268
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!