Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«История культуры России»

/ Культурология
Конспект, 

Оглавление

Своими корнями русская культура уходит в древнюю языческую эпоху. Язычество – комплекс первобытных воззрений, верований и обрядов – имело свою историю. Поначалу славяне, очевидно, одушевляли различные стихии, поклонялись духам лесов, водных источников, солнца, грозы и пр. Постепенно стала проявляться тенденция к единобожию огромное значение приобрели Род – земледельческое божество, управлявшее дождями, земными водами, подземным огнем и пр. – и тесно связанные с ним богини плодородия – рожаницы. По мере становления государственных отношений на первый план вышел культ Перуна – княжеско-дружинного бога войны (первоначально почитался как бог грозы). Свое художественное выражение. язычество нашло в народном фольклоре: сказках, заговорах и заклинаниях, пословицах и поговорках, обрядовых песнях и пр., хранящих следы магических представлений. В Х–ХI вв. складывается былинный эпос, связанный со становлением Киевского государства, защитой его от врагов. В Х в. на Русь проникает письменность – кириллица, созданная византийскими миссионерами Кириллом и Мефодием.

    Принятие христианства дало мощный толчок развитию культуры. ХI в. – время рождения древнерусской литературы. древнейшее из известных нам произведений «Слово о законе и благодати» (ок. сер. ХI в.) будущего митрополита Илариона. Оно содержит рассказ о том, как слово Божие распространялось в мире, как оно достигло Руси и утвердилось в ней. Большую роль в древней литературе играли жития святых; особенно почитались на Руси князья Борис и Глеб, сыновья Владимира, убитые своим братом Святополком. Блестящим образцом светской литературы стало «Поучение Владимира Мономаха» (конец ХI – начало ХII в.) – рассказ о своей жизни мудрого государственного деятеля, боровшегося за единство Руси. Идея единения, преодоления княжеских междоусобиц во имя общерусских интересов пронизывает «Слово о полку Игореве» (ок. 1187 г.). Своеобразием отличается «Слово», или «Моление Даниила Заточника» (нач. ХII в.), обедневшего мелкого феодала, который просит князя о милости, используя выразительные аллегории, остроумные присказки и пр. Важнейшую роль в русской литературе играло летописание: помимо погодных записей о важнейших событиях, в летописи входили поэтические легенды и предания: о призвании варягов, походе князя Олега на Царьград и пр. Самым значительным памятником является «Повесть временных лет», составленная ок. 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. По мере раздробления Руси летописание теряло общерусский характер, дробясь на летописи Владимиро-Суздальские, Галицко-волынские и пр.

    С принятием христианства получает развитие каменная, прежде всего церковная, архитектура. Из Византии в качестве образца был заимствован крестово-купольный тип храма (четыре свода, сгруппированные в центре храма, в плане давали крестообразную структуру), однако на Руси он получил свое развитие. Так, самый грандиозный архитектурный памятник Киевской Руси – 13-купольный Софийский собор в Киеве (ок. 1037 г.) имел ярко выраженную ступенчато-пирамидальную композицию, которая так же, как и многоглавье, была несвойственна византийским храмам. По несколько упрощенному образцу киевской Софии Софийские соборы были построены в Новгороде и Полоцке (сер. ХI в.). Постепенно русская архитектура получает все большее многообразие форм. В Новгороде в ХII–ХIII вв. создается множество церквей – Бориса и Глеба в Детинце, Спаса-Нередицы, Параскевы Пятницы и пр., которые при небольших размерах и максимальной простоте убранства обладают поразительной красотой и величественностью. Во Владимиро-Суздальском княжестве складывается своеобразный тип архитектуры, отличавшейся изяществом пропорций и нарядностью декора, в частности белокаменной резьбой: Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли.

    В период расцвета Киевской Руси первое место принадлежало монументальной живописи – мозаике и фреске. В киевской Софии мозаики покрывали купол (Христос Вседержитель) и алтарь(Богоматери Ораната, т.е. молящаяся); остальная часть храма была покрыта фресками – сцены из жизни Христа, изображения проповедников и пр., а также светские сюжеты: групповые портреты Ярослава Мудрого с семьей, эпизоды придворной жизни. Из более поздних образцов монументальной живописи наиболее известны фрески церкви Спаса-Нередицы и Дмитриевского собора. Оригинальные русские произведения иконописи известны лишь с ХII в.; большую известность приобрела в это время новгородская школа.

    Монголо-татарское нашествие наложило на русскую культуру неизгладимый отпечаток. По свежим его следам были созданы «Слово о погибели русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем» и др. произведения, в которых оплакивалась Русь и воспевались ее защитники. Историческая победа над татарами в 1380 г. вызывает к жизни в конце ХIV – нач. ХV в. летописное сказание о Куликовской битве, «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщину» Софрония Рязанского, стилистически близкую «Слову о полку Игореве». Отметим и очень популярные на Руси «хожения» – описание путешествий, и прежде всего знаменитое «Хождение за три моря а (в Индию) тверского купца Афанасия Никитина (втор. пол. ХV в.).

    Мощное воздействие на литературу оказало возвышение Москвы. С конца ХIV в. возрождается общерусское летописание, прославлявшее деяния московских князей и порицавшее их врагов. В ХV в. в литературе все настойчивее подчеркивается избранность Москвы и ее князей. В «Сказании о князьях Владимирских» проводилась идея преемственности власти московских государей от византийских и, более того, римских императоров.

    Конец ХV – нач. ХVI в. ознаменованы серьезными религиозными спорами. В 1480-х гг. в Новгороде, а затем и в Москве проявляет себя еретическое движение «жидовствующих», направленное против официальной церкви. Еретики отрицали основные церковные догматы, требовали уничтожения церковной иерархии, монашества и конфискации церковных земель. Последнее требование на какое-то время обеспечило им поддержку великокняжеской власти; однако в 1490 г. церковный собор осудил ересь. В тоже время внутри самой церкви сформировалось течение «нестяжательства», вожди которого монахи-пустынники Нил Сорский и Вассиан Патрикеев стремились поднять авторитет духовенства отказом от собственности, аскетизмом и нравственным самосовершенствованием. Им противостояли иосифляне во главе с игуменом Полоцкого монастыря Иосифом, выступавшие за материально сильную церковь. В начале ХVI в. «нестяжатели» осуждены церковным собором как еретики.

    Архитектура после нашествия монголов переживала период упадка. Монументальное строительство прекратилось на полстолетия. Лишь с начала ХVI в. оно постепенно возрождается, в основном в Новгороде и Пскове, относительно слабо пострадавших от нашествия, и в Москве. В Новгороде форма церквей еще больше упрощается, она удивительно пластична и выразительна (церкви Николы на Липне, Спаса на Ковалеве, Успения на Волотове). Появляются и памятники, отличающиеся богатством внешнего декора (церкви Федора Стратилата и Спаса на Ильине). Неповторимое своеобразие псковским церквам придавали особые звонницы, возводимые над фасадом церкви или в стороне от него (церкви Василия на Горке, Георгия со Взвоза). В Москве своеобразным символом ее возвышения стал белокаменный Кремль (1367). Однако по-настоящему грандиозное строительство разворачивается здесь во втор. пол. ХV – нач. ХVI в. Итальянскими мастерами (П.А. Солари и др.) возводятся новые кирпичные стены Кремля – более 2 км с 18 башнями. На Соборной площади Кремля Аристотель Фиораванти строит Успенский собор; Алевиз Новый – Архангельский; русские мастера возводят Благовещенский собор; Солари и Руффо дополняют этот ансамбль Грановитой палатой. Итальянцы, внеся в московскую архитектуру ряд европейских черт, сумели сохранить ее национальное своеобразие.

    В ХIV–ХV вв. высшего развития достигает русская иконопись. Важнейшую роль здесь сыграл византиец Феофан Грек, приехавший в 1370-х гг. на Русь. В 1378 г. он расписал в Новгороде церковь Спаса на Ильине (фрески частично сохранились). Ему приписываются несколько икон Благовещенского собора в Москве. Феофан, не всегда тщательно прорисовывавший изображения, стремился произвести максимальное воздействие на чувства зрителя. Его живопись сурова по характеру, мрачна по колориту. Иной характер носят произведения Андрея Рублева (ок. 1360–1430). Они всегда узнаваемы благодаря редкому изяществу рисунка, теплому, радостному колориту, общей умиротворенности композиции; в них воплотилась народная мечта о мире, спокойствии, взаимопонимании. Эти черты наиболее ярко проявились в знаменитой рублевской «Троице». Сохранились фрески Рублева в Успенском соборе во Владимире. Традиции Рублева во второй половине ХV – нач. ХVI в. продолжил Дионисий, из творений которого дошли до нас фрески Рождественского собора Ферапонтова монастыря (1502).

    Важнейшим явлением культуры ХVI в. стало начало книгопечатания. В 1564 г. дьяконом одной из московских церквей Иваном Федоровым и его помощником Петром Мстиславцем был напечатан «Апостол» – первая русская печатная книга с выходными данными. Впоследствии во Львове Федоров выпустил первый русский букварь с грамматикой. Однако в ХVI в. печатали в основном богослужебные книги; летописи, сказания и пр. продолжали переписывать от руки.

    ХVI в. дал яркие произведения общественно-политической мысли, связанные с развитием централизованного государства, укреплением царской власти, становлением нового социального слоя –дворянства. В конце 1640 – нач. 1650-х гг. пишет свои челобитные царю Ивану Грозному Иван Пересветов. Он развивает в них идею сильной царской власти, которая должна противостоять «ленивым и нерадивым» боярам, опираясь на надежных 4воинни-кою – дворян. В 1560-х гг. вопросы государственного устройства Руси оказываются в центре внимания Ивана Грозного и бежавшего в Литву Андрея Курбского. В своей переписке они выдвигают два варианта такого устройства: Грозный свой идеал видел в деспотической монархии, в которой царь обладает абсолютной властью, а подданные должны ему безоговорочно подчиняться; Курбский же считал, что царь не может нарушать права своих подданных и должен управлять, опираясь на мудрых советников, причем не только из боярской аристократии, но и «всенародных человек». Ярким и своеобразным памятником является «Домострой», написанный членом Избранной рады священником Сильвестром. Эта книга, посвященная искусству .вести дою, помимо богатейшего бытового материала, интересна и своей основной мыслью: порядок в доме, по Сильвестру, возможен только при абсолютной власти главы семьи, который держит прочих домочадцев в страхе и трепете.

    В XVI в. продолжают развиваться ереси, направленные против официальной церкви. Дворянин Матвей Башкин и постригшийся в монахи беглый холоп Феодосий Косой отрицают обряды, церковную иерархию. Феодосий шел еще дальше, заявляя, что у христиан не должно быть властей и потому призывал не платить налогов и не подчиняться феодалам. Церковные и светские власти боролись с еретиками: Башкин после пыток был сослан в заключение в монастырь, а Феодосий бежал от преследований в Литву.

    Наиболее ярким признаком архитектурных памятников этого времени является шатровый стиль, который обогащает каменные церкви элементами деревянных, в частности невиданной раньше конструкцией верха в виде шатра. Шедевром и одновременно наиболее ранним образцом этого стиля является церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой. Вершиной же русского зодчества ХУI в. является собор Покрова на Рву, посвященный взятию Казани (более известен как храм Василия Блаженного – в честь знаменитого московского юродивого, постоянно ночевавшего в одном из его приделов). Построенный русскими мастерами Бармой и Постником Яковлевым, собор отличается неповторимым своеобразием. В его композиции заключена глубокая идея: огромный центральный шатер объединяет вокруг себя 8 красочных глав, разнообразных и в чем-то похожих; так и Москва объединила вокруг себя разные земли Руси...

    В ХVI в. ведется грандиозное крепостное строительство. В 1680-х гг. к Кремлю было пристроено полукольцо укреплений Китай-города, защищавшего центральную часть посада. В конце ХVI в. замечательный «городовых дел мастер» Федор Конь возвел кольцо укреплений Белого города, заключившее в себя почти всю тогдашнюю Москву. Им же был построен и мощный кремль в Смоленске.

    Иконопись в ХVI в. испытывает все большие сложности. Ее сковывает жесткий канон – образец, за рамки которого иконописцу выходить запрещалось. В результате вырабатывается своеобразное художественное направление, в котором идейное содержание, внутренний мир изображаемых персонажей уходят на задний план. Мастера – Прокопий Чирин, братья Савины – стремились проявить себя в технике живописи, изобразить утонченную красоту фигур, одежды. Это направление получило название «строгановской школы», по имени купцов Строгановых, способствовавших его развитию своими заказами.

    XVII в. характеризовался заметным ростом грамотности среди различных слоев населения: среди помещиков грамотных было около 65%, купечества – 96, посадских людей – около 40, крестьян – 15%. Как и прежде, грамоте в основном учили в семье. Широкое распространение получают учебные пособия; особой популярностью пользовался «Букварь» Василия Бурцена (1633). Появляются средние школы, где изучаются иностранные языки и другие предметы (1640-е – частная школа боярина Ф. Ртищева для молодых дворян; 1650-е – школа в Чудовом монастыре; 1660-е – государственная школа для подьячих). В 1687 г. открывается первое в России высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия – для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы.

    Произведения общественной мысли начала века создаются под свежим впечатлением Смутного времени, бурные события которого рассматриваются в них с различных точек зрения. Дьяк Иван Тимофеев во «Временнике» (1620-е гг.) осуждал Грозного и Годунова, истреблявших боярство и тем, по его мнению, ослаблявших царскую власть; Авраамии Палицын, келарь Троице-Сергиева монастыря в своем «Сказании» винил русских людей в забвении религии и т.д. В середине и второй половине ХVII В. появляются сочинения Симеона Полоцкого, «Политика» Юрия Крижанича, в которых последовательно обосновывается самодержавный образ правления, доказывается, что только единоличная власть способна навести порядок в стране и обеспечить ей процветание. Сочинения, содержащие резкую критику государственной власти и официальной церкви, породили раскол; самым ярким из них было «Житие протопопа Аввакума» – своего рода автобиография, написанная духовным вождем раскола.

    В литературе идет процесс «обмирщения», преодоления религиозной тематики и жестких средневековых канонов. Чрезвычайную популярность приобретает бытовая повесть, посвященная темам, волнующим читателей: столкновение младшего и старшего поколений, нравственный выбор героев, их личные переживания. Основные персонажи – купцы и небогатые дворяне, как правило, люди авантюрного склада, легко отвергающие патриархальные устои и нравственные нормы прошлого. Социальные конфликты ХVII в. породили еще один жанр – демократическую сатиру, которая пародировала жития («Слово о бражнике»), судопроизводство («Шемякин суд», «Повесть о Ерше Ершовиче»).

    Отход от церковно-схоластического мировоззрения коснулся и зодчества. Церкви сер. ХVII в., как правило, нарушали крестовокупольные образцы, отличались асимметричной группировкой объемов и чрезвычайно богатым декоративным украшением фасадов, что отвечало, очевидно, вкусам купечества и посадских людей. Светское, отчасти даже языческое, сказочное начало, которое современники называли «дивным узорочьем», отчетливо проступало в этой архитектуре (московские церкви Рождества Богородицы в Путинках, Троицы в Никитниках; Ярославские церкви Ильи Пророка, Иоанна Златоуста). Патриарх Никон объявил решительную борьбу этому стилю, запретил строительство шатровых церквей, но добился лишь некоторого единообразия конструкций; пышная, светская по сути, декоративность оставалась отличительной чертой церковной архитектуры. Из гражданских построек самыми замечательными были Теремной дворец Московского Кремля и сказочно-причудливый деревянный дворец Алексея Михайловича в Коломенском (не дошедший до наших дней).

    В иконописи пер. пол. ХVII в. продолжала господствовать «строгановская школа», мастера которой (Прокопий Чирин) все свое искусство посвящали тщательному и технически совершенному исполнению канонов. Во втор. пол. ХVII в. заметным явлением становится живопись Симона Ушакова, в которой уже проявляются реалистические тенденции: он пишет иконы с учетом анатомического строения лица, используя светотень и пр. («Спас Нерукотворный»). Новые черты живописного искусства проявились и в парсунах – портретах реальных лиц (царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, юного Петра I).

    Грандиозные реформы Петра I резко ускорили те процессы, которые намечались еще в ХУII в.: «обмирщение» культуры, преодоление ею своего религиозного характера. Огромную роль в этом сыграла созданная Петром система светского образования. Начало ей было положено открытием в 1703 г. Навигацкой (морской) и Пушкарской (артиллерийской) школ в Москве. Затем был создан еще ряд профессиональных школ: инженерная, медицинская, горная и пр. В 1714 г. в провинциальных городах были открыты начальные «цифирные» школы. Дети духовенства обучались в епархиальных, а дети солдат – в гарнизонных школах. Своеобразными учебными заведениями были гимназия и университет при Академии наук (1725) – они должны были готовить кадры для научной работы. Однако при преемниках Петра эта система развалилась. Важной вехой стало открытие Московского университета (1755), сыгравшего огромную роль в подготовке как научных, так и преподавательских кадров. В 1780-х гг. Екатерина II предприняла новую попытку создания единой системы образования. В 1786 г. в губернских городах открылись четырехклассные главные училища (по типу близкие к средней школе); в уездных – двухклассные малые (начальные). «Уставом народных училищ» предусматривалась возможность перехода из малого училища в главное, а оттуда в университет.

    В петровские времена на новый уровень выходит типографское дело: широко издаются учебники, словари, специальная литература и пр. С 1702 г. начала печататься первая газета «Ведомости». Происходит становление в России науки европейского уровня, наиболее ярким и разносторонним представителем которой стал М.В. Ломоносов. Мощное развитие получает общественно-политическая мысль. В нач. ХVIII в. ее представители были заняты в основном разработкой идеалов абсолютизма – рационального и справедливого государства, регулируемого мудрыми законами («Ученая дружина Петра» – Феофан Прокопович, В. Н. Татищев, А.Д. Кантемир и др.; автор «Книги о скудости и богатстве» купец И. Т. Посошков). Однако во втор. пол. ХVIII в. своими деспотическими чертами абсолютизм уже вызывает оппозицию как консервативного, аристократического характера (кн. М.М. Щербатов), так и либерального (Н.И. Новиков) и даже революционного (А.Н. Радищев).

    В литературе ХVIII в. утверждается классицизм – течение, вдохновлявшееся абстрактными идеалами доблести, славы, величия государства и государя (А.П. Сумароков, М.М. Херасков). В то же время вопреки направлению многие характерные черты этой жизни и этих людей оказывались уловленными в великолепных стихах Г.Р. Державина, в замечательных комедиях Д.П. Фонвизина («Бригадир», «Недоросль»). В конце ХVIII в. классицизм начинает вытесняться сентиментализмом, в центре внимания которого – переживания «частного» человека (Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»).

    В становлении русской архитектуры огромную роль сыграло строительство Санкт-Петербурга – первого русского города, создававшегося по плаву, как единый ансамбль. Именно в Петербурге были возведены такие монументальные постройки европейского типа, как Петропавловский собор и здание двенадцати коллегий (Д. Трезиви), Меншиков дворец (Д. Фонтана и Г. Шедель). В Москве тоже возникают небывалые ранее строения – Лефортов дворец (Д.В. Аксамитов), т.н. Меншикова башня (И.П. Зарудный). Для зданий петровской эпохи характерны простота, деловитость, четкие, сдержанные объемы. В сер. ХVIII в. приходит пора барокко – стиля пышного, величавого, динамичного. Блестящим мастером барокко был Ф. В. Растрелли, создатель Зимнего дворца и комплекса Смольного монастыря в Петербурге, Большого дворца в Петергофе, Екатерининского дворца в Царском Селе. Во втор. пол. XVIII в. барокко сменяется классицизмом с его благородной, величавой простотой и ясностью. Наиболее яркие произведения этого стиля – Александровский дворец в Царском селе (Кваренги), дворцовый ансамбль в Павловске (И. Камерон), дом Пашкова (В. И. Баженов), здание Сената, дом Благородного собрания.

    Русская живопись ХVШ в. известна прежде всего великолепными портретистами. Первым в этой плеяде стоит И.Н. Никитин (1720-е гг.; портреты канцлера Г. И. Головкина, напольного гетмана, Петра I на смертном одре). В 1730-е гг. его сменяет А. Матвеев (портрет четы Голицыных, автопортрет с женой). В сер. – втор. пол. ХVШ в. работают А.П. Антропов и М. П. Аргунов. Завершают это созвездие живописцы конца XVIII в. – Д.С. Рокотов (портреты В. Е. Новосильцевой, В.И. Майкова), Д. Г. Левицкий (серия портретов «Смолянки», портрет П.А. Демидова) и В.Л. Боровиковский (портреты Г.Р. Державина, Павла I; великолепный портрет М.И. Лопухиной.

    Одним из важнейших явлений в истории русской культуры первой половины XIX века стало преобразование системы народного просвещения в 1803 г. Нижней ступенью в ней стали 2-классные приходские училища для крестьянских детей; следующей – 4-классные уездные училища для детей мещан; в губернских городах учреждались гимназии для дворянских отпрысков, откуда открывался путь в университет. Система, таким образом, носила сословный характер, но в принципе была открыта, незамкнута: существовала возможность перехода с одной ступени на другую. Центральное место в этой системе занимали университеты: старый, Московский, и новые – Харьковский, Казанский, Виленский, Дерптский, открытые в 1804 г.; в Петербурге был создан Педагогический институт, также вскоре преобразованный в университет. Устав 1804 г. предусматривал широкую автономию университетов; кроме того они стали центрами учебных округов, отвечая за организацию и работу расположенных в нем училищ и гимназий. Особые чиновники, попечители учебных округов, поначалу представляли их интересы в столице, не вмешиваясь во внутренние учебные и организационные вопросы. При Николае I положение изменилось: переход с одной ступени на другую стал практически невозможен. В 1835 г. был издан и новый университетский устав, который свел на нет автономию, передан власть над университетом и учебным округом попечителю.

    В первой половине ХIХ в. русская литература постепенно предопределяет свою подражательность Западу, становясь при этом все более глубокой, яркой и самобытной. Эти черты проявились уже в романизме, который в нач. века постепенно вытеснял унаследованные от ХVIII в. классицизм и сентиментализм, особенно в творчестве таких поэтов, как В. А. Жуковский и К.Н. Батюшков. С именем А.С. Пушкина, чье раннее творчество развивалось также в русле романтизма, связана победа нового и самого значительного в русской литературе ХIХ в. направления – реализма; в его стихах и прозе читатёль впервые столкнулся с реальной Россией, с живыми людьми, с их бедами, радостями и заботами (роман «Евгений Онегин», повесть «Капитанская дочка»). Глубоким знатоком человеческой натуры, великим мастером психологического реализма показал себя М.Ю. Лермонтов, для творчества которого в то же время характерна романтическая направленность (повесть «Герой нашего времени»). В творчестве Н.В. Гоголя реализм приобрел сатирическую, обличительную направленность, нередко приводящую к зловещему гротеску; с невиданной прежде силой Гоголь показал темные стороны русской жизни (поэма «Мертвые души», комедия «Ревизор»). И.С. Тургенев в «Записках охотника» показал внутреннюю красоту и значительность крепостных крестьян, исподволь внушая читателям мысль о необходимости перемен.

    В изобразительном искусстве также упрочивается романтическое восприятие мира, великолепные образцы которого даны в работах О.А. Кипренского (портреты Пушкина и Жуковского) и К.П. Брюллова («Последний день Помпеи», «Наездница», «Автопортрет»). В 1830 – 1840-х гг. в живописи также происходит постепенное становление реализма. Первые шаги в этом направлении были сделаны В.А. Тропининым («Кружевница», «Гитарист», портрет Пушкина) и А. Венециановым («Спящий пастушок», «На гумне», «На пашне»), чьи произведения отличались удивительной естественностью и простотой. Вершиной же реализма в живописи 1840-х тт. стали жанровые картины П.А. Федотова. Особняком стоит трагическая фигура А.А. Иванова – глубоко верующего художника, всю жизнь посвятившего воплощению своих мыслей и чувств в яркой картине «Явление Христа народу».

    Отказ от подражательности, поиски своего пути – все это характерно и для русской музыкальной культуры, вершиной которой стало творчество М.И Глинки, создателя национальной оперы («Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»).

    В архитектуре позиции позднего классицизма, для которого характерны торжественная монументальность, строгость и простота, оказались прочными. Лучшие его творения первой половины ХIХ в. отличают цельность и органичность: здание Адмиралтейства (А.Д. Захаров) и ансамбль Главного штаба (К.И. Росси) в Петербурге, Большой театр (А.А. Михайлов – О. Бове) и отстроенное после пожара здание Московского университета (Д. Жилярди). С конца 1830-х гг. благородная простота этого стиля усложняется чуждой ему декоративностью. Под влиянием теории официальной народности возникает эклектичный русско-византийский стиль (Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата, храм Христа Спасителя – все К. А. Тон).

    В пореформенное время резко возросла потребность в инженерах, учителях, врачах и пр. Старая система просвещения преобразуется. В сфере начального образования большое значение приобретают земские школы. В развитии среднего образования важную роль сыграл новый устав гимназий (1864 г.), упразднявший их сословно-дворянский характер. По этому уставу гимназии разделялись на классические, в основе преподавания – изучение древних языков, и реальные (позже училища), где на первом плане были математика и естествознание. В 1888 г. принят новый университетский устав, возродивший былую автономию. С 1862 г. в России стали открываться женские гимназии, а с 70-х гг. – высшие женские курсы. Эти меры способствовали демократизации образовании, которое стало охватывать все более широкие слои населения. Однако в эпоху реакции Александра III реальные училища были преобразованы в технические школы, готовившие низший технический персонал; в гимназии запрещалось принимать детей «низших сословий»; в 1888 г. принят указ, восстановивший власть попечителей учебных округов.

    Процесс демократизации захватывает и русскую литературу: в ней появляется все больше писателей, чьи произведения носили скорее публицистический, нежели художественный характер, удовлетворяя насущную потребность читателя в четких ответах на жгучие вопросы современности. Самой яркой фигурой из них был Н.Г. Чернышевский, чей роман «Что делать?» пользовался популярностью в среде разночинной интеллигенции. Вторая половина ХIХ в. дала писателей, достойно продолжавших традиции своих гениальных предшественников. Некоторые из них держались демократического направления, выделяясь талантливостью и мастерством – гениальный сатирик М.Е. Щедрин, создатель истинно народных по духу стихотворений Н.А. Некрасов, проникновенный исследователь крестьянской жизни Г.И. Успенский. другие – И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, А.Ф. Писемский, придерживаясь более умеренных взглядов, сумели дать в своих произведениях широкую панораму русской жизни, изображенной с поразительным талантом. Особое место в атом ряду занимают гениальные творения Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, которые, отталкиваясь от повседневной действительности, сумели подняться до «вечных вопросов» о Боге, о душе, о смысле жизни.

    Для русской живописи вторая половина ХIХ в. также стала временем расцвета. Главным событием в ее истории явилась организация в 1870 г. «Товарищества передвижных художественных выставок», объединившего художников-реалистов, которые стремились сделать искусство доступным для самых широких масс. Это стремление выражалось как в творческой манере передвижников, в тематике их картин, так и в постоянной организации ими своих выставок в разных городах России.

    Окончательно складывается национальная русская школа в музыкальной культуре: так же, как и в живописи, здесь определяющую роль играло своеобразное творческое содружество «Могучая кучка», объединившее близких по своим художественным идеалам композиторов: М.А. Балакирева, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова. Все они в своем творчестве были близки к народному мелосу, русской песенной стихии, так же, впрочем, как и творивший вне этого кружка П.И. Чайковский.

    Для архитектуры этот период оказался наименее плодотворным. Подавляющее большинство зданий этого времени – фабрик, заводов, вокзалов, «доходных домов» – создавалось из чисто практических соображений, без всякого архитектурного изыска. В строительстве широко использовали новые материалы – цемент, песок, железобетонные конструкции.

    В начале ХХ в. тяжелые времена переживают высшие учебные заведения. Студенческие волнения становятся постоянным явлением, усугубляемым безрассудно жестокими ответными мерами властей (например, сдача студентов в солдаты за участие в беспорядках). В 1911 г. в борьбе со студенческой забастовкой министр просвещения Л.А. Кассо исключил из университета несколько тысяч студентов. В знак протеста против этого Московский университет оставил цвет его профессуры. Таким образом, нормальная жизнь в высших учебных заведениях была нарушена; политика оттеснила на задний план учебу.

    Кризисные явления заметно проявляются в русской литературе. Мастера реалистического направления – И.А. Бунин, А. И. Куприн, Л.Н. Андреев – создают великолепные по форме произведения, в которых, однако, не ощущается жизнеутверждающий пафос классики –сюжеты их становятся все более мрачными и тревожными, идеалы, которыми они вдохновляются, – все более неясными. Эти черты были присущи и произведениям А.М. Горького, с удивительной силой показавшего мрачные стороны русской жизни; куда менее убедительными были его попытки отыскать силу, способную противостоять этому мраку, сперва среди бунтарей-босяков («Челкаш»), потом в среде революционного пролетариата (роман « Мать»).

    В конце ХIХ в. в русской литературе возникают модернистские течения, враждебные реализму, – символизм, акмеизм и др. Поэты и прозаики этих направлений стремились либо создать в своих произведениях обобщенные символы человеческих чувств и жизненных явлений, оторванные от суетной повседневности, либо увлечь читателя экзотикой дальних стран или давно прошедших эпох, унести его в глубины подсознания или в надзвездные миры, поразить небывалой страстью и т.п. При этом стихи В. Я. Брюсова, К. Д. Бальмонта, Н. С. Гумилева поражали своей звучностью, изысканными рифмами. Самые яркие и глубокие представители этих течений – А.А. Блок, Андрей Белый (В.Н. Бугаев) – по-своему все же откликнулись на проблемы русской жизни, создав в своих произведениях неповторимую атмосферу душевного надрыва, разочарованности, неизбежного краха старого, привычного мира.

    С момента прихода к власти большевиков в 1917 году начинается новый период развития русской культуры. Социализм связал прежде всего с рациональным устройством общества и техническим развитием. Социалисты безусловно верили в силу рассудка и его способность с помощью убеждения организовать в правильном порядке не только внешнюю, но и внутреннюю жизнь человека. Вместо культурных ценностей, связанных с искусством, эстетизмом, религией, философией, приоритет в русской культуре заняли ценности западной культуры: техническое развитие, рациональное управление, наука. И в системе этих культурных ценностей Россия стала мировым лидером. Небывалого расцвета достигла фундаментальная наука. система высшего и среднего образования. Из отсталой полуграмотной страны Россия превратилась в страну сплошной грамотности, в которой все население имело неполное среднее образование (оно было обязательным и бесплатным). Среднее специальное и высшее образование (включая аспирантуру) оставалось также бесплатным, а студенты получали и стипендию от государства. В таких условиях началось бурное развитие науки и культуры. Россия стала могущественной сверхдержавой, первопроходцем в сферах освоения космоса, атомной энергии и многих других наукоемких направлениях, обеспечивающих научно-технический прогресс. Первый в мире спутник Земли был запущен (1957 г.) в России. Первым космонавтом (1961 г.) стал россиянин. Первая атомная электростанция промышленного типа, первый атомный ледокол, первая ракетная артиллерия («Катюша») были созданы в России. Лучшие в мире танки, самолеты во второй мировой войне были русскими. Хотя не к этим достижениям сводятся успехи в развитии культуры в советское время.

    С первых шагов Советской власти начинают активно развиваться все сферы и направления в науке и технике. Так, продолжается начатое в начале века активное изучение и освоение Сибири, дальнего Востока, Антарктики, Камчатки, бассейна Амура и возможности прохода с запада на восток Северным морским путем.

    Активно развивается техника. Так, в самолетостроении Н.Е. Жуковский (1847–1921) создает аэродинамическую трубу. Сооружаются самолетостроительные предприятия. К.Э. Циолковский (1857–1935) создает теорию ракетного движения. Позже его теория была использована для создания межконтинентальных баллистических ракет и ракет космического назначения. Академик С.В. Лебедев создал синтетический каучук, освободив нашу страну от необходимости ввоза сырья из-за рубежа. А.Ф. Иоффе изложил основы физики полупроводников. Академик И.М. Губкин открыл «второе Баку» между Волгой и Уралом. Уже в 30-е годы в нашей стране были созданы лучшие в мире самолеты, многие рекорды мира (по высоте и дальности) были завоеваны нашими летчиками, в том числе первый в мире перелет через Северный полюс В.П. Чкалова, а позже – М.М. Громова.

    В годы Отечественной войны созданы новые образцы военной техники, которые превосходили вооружение противника: самолеты-истребители, бомбардировщики. А штурмовик ИЛ-2 был признан лучшим самолетом второй мировой войны. Появилась талантливая плеяда авиаконструкторов – С.А. Лавочкин, С. В. Ильюшин, А.Н. Туполев, В. М. Петляков, А.С. Яковлев и др. Были созданы лучшие образцы стрелкового автоматического оружия (В.А. Дегтярев, В. Токарев и др.).

    Создают свои фундаментальные произведения писатели демократического направления А. И. Куприн (1870–1938), И.А. Бунин (1870–1953), А.Н. Толстой (1882–1945), А.М. Горький (1868–1936) и др. Возникают новые направления в литературе – футуризм, символизм. И если культура России ХIХ века называлась «золотым веком», то культура начала ХХ века по праву может называться «серебренным веком» России.

    Значительным событием в искусстве явилось создание театра К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко. Эти деятели – реформаторы в области режиссуры и актерского мастерства – создали новое направление в театральном искусстве. Они открыли особые законы поведения актера на сцене, раскрывающие в художественной форме внутренний мир человека, помогли актеру овладеть сценическим мастерством. Лучшие театры мира считали за честь заявить о себе, что они работают по «системе Станиславского». Лучший в мире балет (Г. Уланова и ее школа) был также в России. Важным событием стало появление выдающихся деятелей театра – В. Э. Мейерхольда, В. Комиссаржевской и др.

    Россия дала миру ряд лауреатов Нобелевских премий в области науки, литературы и искусства. Были созданы шедевры мирового киноискусства. Многие кинофильмы, песни, поэтические произведения и до сих пор волнуют людей старшего поколения, вызывая тоску о прошлом высокогуманном искусстве. Прославила русскую музыкальную культуру плеяда композиторов.

    Оживляется культурно-просветительная деятельность. В Советской России культуре стала отводиться прагматическая роль. После революции 1917 года был сделан поворот в сторону расширения доступа очагов культуры всем трудящимся: перешли в распоряжение народа Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата. Национализированы частные коллекции С.С. Щукина, Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, В.И. Даля, И. В. Цветаева.

    Но советская власть несет ответственность и за серьезный ущерб русской культуре ХХ века. Трагическим было изгнание из страны представителей русской культуры, которые не приняли советскую власть. В результате страну покинули сотни выдающихся ученых и деятелей культуры. Среди них – С.Н. Виноградский, ф. И. Шаляпин, С.В. Рахманинов, И.Е. Репин, Ю.П. Анненков, И.А. Бунин и др. И все-таки большинство деятелей науки и культуры осталось на Родине, они продолжали служить России. За годы первой пятилетки в Советском Союзе был сделан переход ко всеобщему начальному образованию. А в послевоенный период – ко всеобщему семилетнему образованию. Было открыто и восстановлено более 300 вузов. Вместе с тем Россия достигла успехов и по восточным критериям – государственная структура достигла сложности, иерархичности и жесткости, характерной для государств восточного типа. Только одна страна – Россия могла объединить в себе такие противоположные высоты культуры.  

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!