Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Историко-культурные и социально-экономические предпосылки возникновения Ренессанса»

/ Культурология
Конспект, 

Оглавление

Само слово «ренессанс» означает отказ от средневековой культуры и возвращение, «возрождение» культуры и искусства греко-римской античности. И хотя термин «возрождение» по­лучил широкое хождение позднее, в начале ХIХ века, сами реальные процессы имели место гораздо раньше. Считается, что термин «Возрождение» впервые употребил итальянский художник Дж. Вазари, автор «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Возрождением он назвал деятельность итальянских художников, противопоставивших эстетический античный идеал средневековому готическому.[1]

         Итальянский феномен возникновения новой культуры не был случайностью, а обусловливался особенностями итальян­ского феодализма. Гористая местность Северной и Средней Италии не позволяла создавать крупные земельные владения. Страна к тому же не имела постоянной королевской династии, не являлась единой и централизованной, но была раздроблена на отдельные города-государства.

         Все это способствовало более раннему (в Х–ХI веках), чем в других странах, и более быстрому росту городов, а вместе с ними – росту и усилению роли пополанов, то есть торгово-­ремесленных слоев, которые в борьбе с феодалами уже в ХIII веке к своему экономическому господству добавили и политическую власть во Флоренции, Болонье, Сиене и других городах.

          В результате создавались благоприятные условия для воз­никновения и развития элементов капитализма. Именно нарождавшийся капитализм, нуждавшийся в свободной рабочей силе, ускорял разрушение системы феодальных отношений.

         К сказанному следует добавить то, что именно в Италии сохранилось многое от римской античности, и прежде всего язык древности – латынь, а также города, деньги и т.д. Сохра­нилась память о величии далекого прошлого. Все это и обес­печило Италии первенство в создании новой культуры.

         Утверждению и развитию культуры Возрождения способст­вовали и многие другие события и явления. К их числу в пер­вую очередь относятся великие географические открытия – открытие Америки (1492), открытие морского пути из Европы в Индию (ХV век) и т.д. – после которых уже нельзя было смотреть на мир прежними глазами. Огромное значение имело изобретение книгопечатания (середина ХV века), положившего начало новой, письменной культуре.

          Почвой, питательной средой эпохи Возрождения, как отмечено выше, был средневековый город. Можно считать, что расцвет городов и городской культуры, появление новых тенденций, свидетельствовавших о том, что город вырывается за рамки феодальной традиции, про­исходит, например, в Италии с ХII в., а в Нидерландах – с ХV в. В Италии развитие городской культуры в силу целого ря­да факторов шло более высокими темпами. Прежде всего надо отметить такие факторы, как благоприятный климат, способст­вующий развитию традиционного хозяйства и промыслов, удоб­ное географическое положение, позволявшее Италии быть тор­говым посредником между Востоком и Западом (особенно с ХIII в., когда старая европейская дорога – водный путь «из ва­ряг в греки» – стала слишком опасной и практически недо­ступной). Очевидно нужно иметь в виду по крайней мере еще один важный фактор: в Италии городская культура опиралась на мощную традицию античной городской культуры, была уко­ренена в исторической памяти народа.

          В чем конкретно выразилось развитие европейского города? Экономический подъем городов был связан с расцветом ре­месел и торговли, накоплением в городах капитала и появлени­ем условий для перехода от ремесленного производства к мануфактуре. Из феодального мира город выделяли:

q      наличие специализированного производства. В отличие от крестьянина, ведущего натуральное хозяйство и вынужденного одновременно быть не только земледельцем, скотоводом и вино­градарем, но и столяром, ткачом, кожевенником, изготовлять собственными руками практически всю свою нехитрую утварь, ремесленники все более и более становились профессионалами. Даже такие традиционные крестьянские работы, как выпечка хлеба или пивоварение, становились в городе вполне самостоя­тельными занятиями. Это был подготовительный этап становления профессионализации, характерной для Нового времени;

q      ориентированность городской экономики на денежный об­мен. То, что крестьянин традиционно производил в собственном хозяйстве, горожанин покупал на рынке. Город с самого своего возникновения был ориентирован на рыночную экономику;

q      все расширяющееся использование наемного труда в горо­де. В городе ремесленники и торговцы, как правило, нанимали подмастерьев и приказчиков, платили им за это заработную плату. Патриархальные «семейные» отношения между мастера­ми и подмастерьями последовательно трансформировались в от­ношения хозяина и наемного работника.

          Вслед за экономическими отношениями трансформирова­лась и городская социальная среда. В ремесленных центрах по мимо цеховых мастеров появляется совершенно новая для сред­невековья общественная группировка – постоянный рабочий, не имеющий собственности и живущий продажей своего труда.

          Новой растущей социальной группой в городах становятся люди свободных профессий, специально занимающиеся наука­ми, искусством, литературой и получающие средства для жиз­ни благодаря своим занятиям, – интеллектуалы (европейская интеллигенция). Появление этой группы стало возможно пото­му, что укреплявшие свое материальное положение бюргеры, подражавшие образу жизни феодальной аристократии, значи­тельно расширили число заказчиков и потребителей светской художественной культуры.

          Специфической городской группировкой был городской патрициат. Как уже отмечалось, богатые горожане во многом подражали феодалам, но образ жизни их принципиально отли­чался от образа жизни подлинных баронов. Во-первых, это бы­ла открытая социальная группа, постоянно пополняющаяся за счет вливавшихся в нее разбогатевших бюргеров. Во-вторых, их богатства складывались главным образом в торгово-ростов­щической сфере, за счет откупных платежей и аренды город­ского имущества. Характерно, что значительная часть патри­циата, особенно в Северной и Средней Италии, а также во Фландрии, все более предпочитала ростовщичеству и откупу го­родских монополий организацию доходного производства (осо­бенно дающего высокий доход сукноделия).

        Следует добавить, что социальная среда города, помимо этих трех динамично развивающихся социальных групп, включала в себя и слои, принадлежавшие феодальному миру: светских се­ньоров, поселившихся в городе, и часть духовенства, которая осуществляла свою деятельность среди горожан (новые монаше­ские ордена доминиканцев и францисканцев). Эти социальные слои все более и более ориентировались на городскую культуру.

          Политические изменения в средневековом городе находят выражение в коммунальном движении и коммунальных рево­люциях. Экономически окрепший город всеми средствами стре­мится освободиться из-под феодальной зависимости. В резуль­тате коммунальных движений многие города становятся вне феодального права, получают привилегию руководствоваться городским правом на территории города и в прилегающих ок­рестностях. Городское право не только обособляло городскую коммуну, изымало ее из-под сеньоральной юрисдикции, но и противопоставляло город феодальной системе. Зависимый кре­стьянин, прожив за городскими стенами определенный срок (год и один день), приобретал свободу согласно известному принципу: «городской воздух делает свободным».

          Многие города изгоняли проживавших в них феодалов или ограничивали их права, создавая таким образом новую город­скую привилегированность. Города, наконец, устанавливали свои формы административной организации. Это были террито­риальные братства, торгово-ремесленные корпорации (цеха и гильдии), объединения подмастерьев и органы коммунального самоуправления – городские советы.

          Вместе с изменениями в экономической, социальной, поли­тической жизни города менялось мировоззрение его обитате­лей: представления об окружающем их мире, времени, прост­ранстве, труде, месте человека в мире, появлялась своя систе­ма ценностей и свои культурные потребности.

          Именно горожане, в силу своих жизненных деловых инте­ресов нуждаясь в развитии естественных наук и мореходства, обеспечили переориентацию науки от познания Бога к позна­нию Природы. Именно они были наиболее заинтересованы в разрушении средневековой иерархической системы, в которой место каждого человека предопределялось его происхождением и отношением к феоду (особенностями пользования и владения земельным наделом). Феодальная иерархия мешала горожанам эффективно заниматься своим делом – ремеслами, торговлей, интеллектуальной деятельностью, разбогатевшим в результате этой деятельности буржуа – занять соответствующую их эко­номическому положению социальную нишу.

          Горожане оказываются заинтересованными в том, чтобы нейтрализовать мощное политическое влияние церкви на жизнь общества, подорвать ее экономическое могущество, ибо церковь, как крупнейший феодал, являлась основной опорой феодальных отношений, средневековой иерархии и регламента­ции жизни. Поэтому Возрождение несло с собой секуляриза­цию культуры. Однако, борясь против всевластия церкви, Воз­рождение, особенно Северное, где реформационное движение даже способствовало укреплению религиозных начал в жизни, никогда не переходило к борьбе с христианской религией.

          В эпоху Возрождения город формирует и свои политичес­кие идеалы. Главные устремления новых социальных сил бы­ли связаны с разрушением существующих феодальных пере­городок между отдельными землями, с созданием единого централизованного (а в Северном Возрождении национально­го) государства. Одним из авторов политических теорий эпо­хи Возрождения можно считать Н. Макиавелли. В своем трак­тате «Государь» или «Князь» он снимает с политики все покровы «мистического» и «божественного». В основу полити­ки положен реальный практический интерес (в данном слу­чае это объединение Италии). Ради достижения этого интере­са политик должен перешагнуть через любые преграды, в том числе и нравственные. Его принцип: «цель оправдывает сред­ства». Создавая образ князя-объединителя, Макиавелли обос­новывает стремление к единству Италии. Политические иде­алы эпохи Возрождения запечатлены также в утопиях Т. Мо­ра и Т. Кампанеллы.

          Поднимающиеся социальные силы оказались заинтересо­ванными в появлении нового типа личности – деятельной, творческой, свободной. Сформировали они и свой человечес­кий идеал, отличавшийся от средневекового рыцарства, но все же сохранивший в себе черты рьцарственности. Этот идеал был представлен в трактате Бальдассарре Кастильоне «При­дворный». Наряду с рыцарскими искусствами (владение ору­жием, верховая езда) новый идеальный человек должен быть образованным (знать литературу, поэзию), способным выра­зить себя в творчестве, обладать хорошими манерами (быть опрятным, избегать грубых выходок и грязных выражений) и отличаться хорошим воспитанием (быть уступчивым и вежли­вым). И самое главное, не чуждаясь светских развлечений, быть в душе, а не на показ глубоко религиозным. Трактат Ка­стильоне свидетельствует, что возрожденческий человек стре­мился, не отказываясь от земных радостей, оставаться суще­ством духовным.

          Итак, по своей сути культура эпохи Возрождения есть куль­тура городская, ее носителями являются социальные слои, несвязанные либо утратившие непосредственную связь с феодаль­ной собственностью.[2]



[1] Емохова Л.Г. Мировая художественная культура: Учебное пособие. М., 2000. С. 151

[2] Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. М., 2000. С. 173-174

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2019 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!