Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Глава 1. Общество и природа
Проблема отношения человека и природы вырастает из объективного противоречия, характеризующего положение человека в природе: человек, являясь природным существом, противопоставляет себя остальной природе посредством своей деятельности. Материальная практика соединяет человека с природой (осуществляется естественный обмен между ними) и одновременно выделяет человека из природы, формируя несводимую к природным закономерностям человеческую сущность, специфические законы развития, подчиняющего себе в конечном счете и саму природную историю.
Что же является определяющим в отношении человека и природы: то, в чем он сходен, един с природой, или то, чем он принципиально отличается от нее?
Решение этого вопроса предполагает понимание сущности человека, его места, роли, назначения в природе, мире.
Поэтому исследование отношения человека к природе с самого начала было связано с самопознанием человека. Эта связь обусловлена и тем, что человек, н отличие от всех других природных существ, относится к природе главным образом не непосредственно, а через других людей через посредство общественных связей с другими людьми.
Природа раскрывается людям в общественно развитых способах их человеческой деятельности как “очеловеченная”, носящая на себе печать самого человека. Человек в известном смысле соотносится в природе с самим собой.
Природа выступает для человека в зависимости от того, как человек выступает по отношению к ней, т.е. каковы те социальные условия, тот общественный организм, внутри которого человек осваивает и “присваивает” природу.
Как человек увидит природу и что он в ней увидит, обусловлено и тем, сквозь какие “очки”, т.е. с точки зрения каких общественно развитых задач, возможностей он на нее смотрит.
Но это значит, что вопрос об отношении человека к природе вовсе не есть абстрактно-познавательный или же производственно-технический вопрос, а есть прежде всего социально-исторический вопрос, содержание которого выражает общественные условия человеческой деятельности. Центром тяжести его являются реальные люди в их конкретном общественном бытии. Закономерно, что проблема отношения человека к природе всегда имела особо острый характер в переломные эпохи истории, в периоды ломки общественных отношении прежних формирований, когда открывались новые перспективы общественного сознания.
Не случайно, что в античной философии интерес к человеку с особой силой выступил в эпоху начала кризиса древнегреческого мира, когда нараставшие экономические противоречия разрушили привычные социальные пропорции, общепринятые нормы, оценки.
Обостренный интерес к человеку возник вместе с поисками устойчивых оснований его гражданственности, нравственной и познавательной деятельности.
Характерно, что Аристотель завершил развитие древнегреческой философии, определив человека “как существо политическое”.
Не случайно, что позже интерес к человеку вспыхнул с новой силой в эпоху Возрождения – начало кризиса феодального общества. Европа просыпалась от “средневековой спячки”. В это время европейское общество выступило против средневековой регламентации.
Костры Мигеля Сервета, Джордано Бруно, Лючилио Ваннни, осуждение Галилео Галилея наглядно показали, в какой мере научное исследование человека явилось актом остросоциального значения.
И, наконец, не случайно, что проблема человека и природы, отношения общества и природы остро встали в современную эпоху.
Если не принять меры, 132 видам млекопитающих грозит полное исчезновение в ближайшее время.
Современная социальная картина мира характеризуется тем, что ярко обозначилась агония старого мира. Противоречия исторического процесса никогда не достигали такого накала.
В двух прошедших мировых войнах сила разума, творчества, созидания обернулась разгулом неразумия, варварства, разрушения. В 1944 г., в разгар войны, крупнейший русский ученый и гуманист Владимир Иванович Вернадский писал:
“Человек на наших глазах становится могучей геологической силой, все растущей. В геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление”.1
Последнее столетие в мире все явственнее обнаруживается антигуманный характер технического прогресса. Все сильнее слышатся голоса, полные тревоги за судьбу человека, человеческого общества.
В середине XVIII века К. Линней в своей “Системе природы” ввел человека как особый вид homo sapiens – человек разумный. В том же веке американский физик и социолог Вениамин Франклин определил человека как “животное, делающее орудия”.
В ХХ веке американский палеонтолог В. Грегори назвал человека “разрушителем с большим мозгом”.
Рассмотреть отношения человека и природы – значит раскрыть специфическую позицию человека в природе, в мире. Философия должна показать, в чем специфичность человеческого отношения к природе, его противоречивость, возможности. Философия ставит вопрос не только о месте человека в мире, но и о соответствии мира человеку, не только о природности человека, но и о человечности мира. Этот гуманистический горизонт философского исследования составляет его характерную черту. Кратко рассмотрим, как ставилась проблема отношения человека и природы в истории философии.
Античная философия разрабатывала и обосновывала идеи гармонии человека и природы, космоса.
Человек есть частица Космоса “микрокосмос” в нем нет ничего, чего бы не было в Космосе в неизмеримо больших размерах. Подобно тому как мело его состоит из элементов, рассеянных в Космосе, мак п разум его есть частица мирового разума. С другой стороны, сам Космос рассматривался как некий живой и одушевленный, совершенный, упорядоченный организм, подчиненный ритму, логосу, закону. Жизнь природы наделялась человеческими свойствами. Природа одушевляется и одухотворяемся. Человек проецирует себя на природу как будто для того, чтобы сделать понятной природу. Перенося свои свойства на природу, человек хотел сделать себя понятным природе, включить себя в природное целое.
Сначала все это выступало в форме мифологических и фантастических представлений, в них заключалась идея об очеловечивающем природу характере человеческой деятельности.
Действительное очеловечивание природы осуществлялось в той мере, в какой люди втягивали природу в свою практическую деятельность, преобразовывали ее согласно общественно диктуемым задачам и целям. Первоначально человек роднил с собой природу идеально, с помощью силы воображения перескакивая через тот реальный процесс, который осуществляет практически его единство с природой.
Другой путь разработки идеи единства человеческого и природного – рассмотрение человека по аналогии с природой, Космосом – предполагал определенное развитие научно-философской мысли. Здесь за исходное сознательно берется не человек, а мир с его собственными, независимыми от человека законами, и человек понимается как одно из проявлении всеобщей совокупности Космоса, единого природного целого. Идеи о естественном происхождении человека из атомов, из ила, тины, от низших животных развивали Демокрит, Эмпедокл, Лукреций Кар. Мир в воззрениях древних выступал как человечески природное единство, взаимопроникновение человеческого п природного.
Поэтому человеческая деятельность естественно вплеталась в жизнь вещей, которые сами выводились из объективированных условий и определений человеческой деятельности. Вода и остальные три элемента (земля, огонь, воздух) являлись первыми естественными условиями и предметами труда.
Аристотель наиболее основательно в древней философии разработал проблему отношения человека и природы. Аристотеля интересовала идея места человека в органическом мире. Он первый ввел слово “антропология”. Он выдвинул идею “Лестницы существ” – ряд последовательного усложнения организации живых существ. Аристотель ставил вопрос о специфическом отличии человека от других живых существ. Отличие он видел в разуме человека.
Центральной проблемой философии Аристотеля есть проблема практической деятельности, в которой реализуется то, что еще не есть, но что может быть осуществлено. Понимание отношения человека и природы, сформировавшееся на почве античного мира, принципиально отличалось от того, которое начало складываться в философии нового времени и нашло свое завершение в современном господстве техницизма. Древние греки принимали природу в ее непосредственной полноте, в богатстве и своеобразии живого бытия. Но так видит природу только человек, открытый для такого видения. Такими людьми были древние греки, и это имеет свое объяснение в исторических особенностях античной эпохи.
Социальное бытие отрицало его отношение к природе как к простому объекту, материалу технического потребления и использования. Личность древнего грека формировалась внутри условий античного полиса, в котором политическое общение выступало естественной человеческой связью, не разрушавшей, а утверждавшей живую всесторонность личности. Аристотелевское определение человека как политического животного утверждало, что человек по самой своей природе есть гражданин городской республики. Для классической древности это столь же характерно, как для буржуазного века определение Франклина, что человек – есть созидатель орудий.
Касаясь древнегреческого искусства, К. Маркс писал: “Разве тот взгляд на природу и на общественные отношения, который лежит в основе греческой фантазии, а потому и греческого искусства, возможен при наличии сельфакторов, железных дорог, локомотивов и электрического телеграфа”. Древний грек классического периода жил в живом сознании своей органической связи с целым, которому он принадлежал по природе, но не был подавлен, нивелирован гигантски развившимся в последующие эпохи разделением труда. Это своеобразное мировосприятие сохранилось и в последующие века заката эллинского мира. В этом отношении очень характерна философия стоиков, основным мотивом которой было: жить в соответствии с природой.
Античное мировосприятие, пронизанное гуманистическим утверждением природы и самоутверждением человека в ней пережило недолгую победоносную реставрацию в эпоху Возрождения. В философии Нового времени начался новый принципиальный поворот в трактовке отношения человека и природы, поворот, отразивший противоречия нового буржуазного мира.
Декарт был одним из родоначальников науки и техники Нового времени. Основное назначение философии он видел в создании метода как орудия, обеспечивающего действительное познание. Начала всех вещей, по мысли Декарта, открываются в искусстве правильного мышления, которое рассматривалось по аналогии с механическим производством.
Природа перед наукой и техникой Нового времени выступила главным образом как технический материал труда, объект производственной эксплуатации. Такое односторонне утилитарное отношение к природе было связано с общим активно-практическим духом времени, отражавшим потребности и возможности складывающегося нового буржуазного способа производства.
Рассмотрение природы с точки зрения ее доступности для техники и производственного использования определило и характер метафизики Нового времени, для которой природа являлась механическим сцеплением сил, где имеются лишь количественные изменения (движения, перемещения).
Природа – с этой точки зрения – огромный механизм, раз и навсегда заведенная самодействующая машина и такое толкование природы надолго переживает Новое время. То, что человек видит в природе, зависит от того, что он способен и хочет увидеть в ней.
Мера, которую человек прилагает к природе, выражает меру самого человека, меру его собственных исторических возможностей. В эту эпоху проблема единства человека и общества обретала новое звучание.
Западная философская мысль разрешала ее по двум путям: понимание человека как простой части природы, растворение законов человеческого существования в общих природных законах; выявление специфики человеческого отношения к миру, идеалистически истолкованного.
Первое направление связано с широким фронтом естественнонаучного материализма и примыкающей к нему философии. Второе – с развитием идеалистической философии, особенно немецкого классического идеализма.
Материализм, используя быстро растущий естественнонаучный материал, обосновал идею, что сущность человека не в противопоставлении природе, а в единстве с ней: “Человек – дело рук природы, он существует в природе, он подчинен ее законам”. В этой концепции человек рассматривается как один из маленьких звеньев в бесконечной цепи мироздания. Здесь деятельным элементом во взаимоотношении природы и человека оказывалась природа.
Проблема взаимодействия природы ноосфере и общества относится к числу вечных проблем. Она постоянно актуальна, пока существует общество, по-новому встает и по-новому решается в каждую историческую эпоху. С новой небывалой остротой она возникла и в наше время.
Уже сейчас человечество стало главной силой в процессах миграции вещества и энергии на поверхности нашей планеты, и эта тенденция будет нарастать дальше. Масштабы человеческой деятельности уже не только сопоставимы с геологическими процессами, но в некоторых отношениях их во много раз превосходят.
Ежегодно в моря и океаны сносится водой более 15 куб. км верхнего слоя почвы. Объем же почвы, перемещаемой человеком только в ходе земледельческих работ, достигал еще во времена академика А.Е. Ферсмана, приводившего этот пример, 3 тыс., куб. км. Еще поразительнее данные по энергетическим процессам. Ориентировочно с начала своего существования человечество израсходовало 6,8х1014 квт-ч первичной энергии, т. е. энергии, образующейся от горения топлива. Цифра невелика. Но темпы ее нарастают очень быстро. Поданным ООН в 1952 г. мировое потребление всех видов энергии составило 2,9х1013 квт-ч, т. е. примерно 1/23 часть всей потребленной человечеством энергии за всю историю. Полагают, что к 2050 г. 8-миллиардное человечество будет потреблять в год 6,4х1014 квт-ч энергии, т.е. почти столько, сколько употребило за всю историю.
Однако для антропогенных процессов важна не только их масштабность, но и сознательная регуляция.
Чрезвычайно важной в настоящее время является разработка общей теории взаимодействия природы и общества. Такая теория призвана вскрыть наиболее общие и глубокие законы развивающегося процесса взаимодействия природы и
общества, позволила бы видеть и оценивать не только ближайшие, но и более отдаленные перспективы этого процесса.
Общий фундамент такой теории заложен классиками науки. Отдельные наметки есть в трудах социологов, философов, естествоиспытателей.
Всю историю можно в общих чертах разделить на несколько основных этапов эволюции взаимодействия природы и общества.
1. Древнейший этап – характеризуется непосредственным присвоением и употреблением готовых продуктов природы (собирательство, охота, рыболовство, использование пещер под жилища).
2. Допромышленный этап экстенсивный рост земледелия, развитие ремесел, городов, гужевого транспорта. К концу периода возникает простое товарное производство (мануфактуры).
3. Промышленный этап – век пара, электричества, ядерной энергетики. В хозяйственный оборот оказались втянутыми огромные количества минеральных, органических и иных ресурсов. Получили бурное развитие города, средства связи, наука.
4. Этап начала техногенной цивилизации.
Природные ресурсы не являются неисчерпаемыми. Техническая мощь человечества становится сравнимой с мощностью природных планетных стихий (ветра, воды, природного теплового баланса). Люди не могут более бесконтрольно потреблять запасы природы.
В настоящее время широкий размах приобретает сознательное управление и преобразование природы.
Человек уже сейчас располагает средствами, позволяющими ему оказывать существенное воздействие на течение процессов в биосфере. Выдвигаются грандиозные проекты перекрытия Берингова пролива с целью перекачки теплой воды из Тихого океана в Ледовитый, что привело бы к потеплению Арктической зоны и нижележащих зон. Более 20 лет назад группа итальянских и немецких инженеров предложила проект орошения Сахары путем поворота реки Конго на север. Мы сейчас подошли к такому рубежу, когда человечество должно предвидеть последствия этих изменений. Общество включено в структуру биосферы и должно считаться с отдаленными последствиями этих изменении.
Например, в целях развития производства будут непрерывно наращиваться нормы выработки атомной энергии, а это связано с большим выделением тепла. Подсчитано, что если тепло, испускаемое атомными станциями, достигнет 10% от солнечной энергии, получаемой поверхностью Земли, то это приведет к повышению температуры биосферы на 7°. Параллельно увеличивается потепление от повышения содержания углекислого газа в результате промышленной деятельности человечества. Это приведет в будущем к таянию льдов мирового океана.
В ХХ столетии понятие о сфере взаимодействия природы и общества стало в науке особенно актуальным.
Антропосфера, техносфера, социосфера, ноосфера последний термин делает упор на активную роль сознания и науки в целесообразно направляемом процессе взаимодействия природы и общества. Термин введен французским философом-идеалистом Э. Леруа и формально заимствован русским ученым В. И. Вернадским. Представление о ноосфере развивал также другой француз – П. Тейяр де Шарден (1881–1955) – крупный геолог-палеонтолог, антрополог и теолог.
Ноосфера де Шардена идеальна: это некая “оболочка мысли”, облекающая земной шар. Выход в космос Шарден считал невозможным.
Вернадский понятие ноосферы насытил естественнонаучным содержанием.
Под понятом ноосфера подразумевают особым образом организованную сознательной деятельностью человека сферу взаимодействия природы и общества, в которой люди сознательно и целесообразно, в соответствии с собственными потребностями и познанными законами природы направляют и контролируют ход природных процессов.
Структура ноосферы сложна. В производственно-экономическом плане могут быть выделены следующие структурные элементы:
1. люди;
2. орудия труда, техника в широком смысле слова;
3. объект воздействия людей – природа (живая и неживая и организмы людей).
В территориально-географическом плане в ноосфере могут быть выделены следующие структурные элементы:
1. экономические;
2. оздоровительные;
3. научные.
Независимо от критерия подхода к структуре ноосферы главный элемент – человек, взаимодействующий с многообразной и дифференцированной природной средой, которую человек изменяет. Несмотря на то, что ноосфера получает первоначальное развитие в географической среде, она не ограничена рамками нашей планеты, а простирается и на космос.
Необходимо помнить, что ноосфера в целом – особый структурный элемент космоса, выделяемый по социальному охвату природы.1
Подведем некоторый итог сказанному. Обзор и обобщение данных об эволюции взаимодействия природы и общества от становления человека и до наших дней позволяет отчетливо сформулировать два главных закона:
1. неуклонное возрастание мощности, охвата и глубины воздействия общества на природную среду в ходе развития общества;
2. вытекающий из первого – закон расширения ноосферы. О взаимодействии биосферы и ноосферы необходимо сказать, что живое вещество – высший организующий элемент биосферы; общество – в ноосфере.
Глава 2. Философский анализ экологической проблемы
Относительно роли философии в решении экологической проблемы высказывались различные взгляды вплоть до отрицания этой роли, поскольку данная проблема сугубо практическая. Однако одна из причин, что экологическая проблема не решена, заключается в недостаточности внимания нее философским аспектам В не столь далекие времена бытовало убеждение, что философия не нужна для улучшения экологической ситуации, просто надо не загрязнять природную среду. Ныне можно встретить утверждения, что философия как таковая в силу своей преимущественно рациональной направленности в принципе не способна помочь решению экологической проблемы, поскольку требуются иные, нерациональные приемы мышления (предлагается название экософии вместо философии).
Однако философия важна для экологической проблемы не только потому, что взаимоотношения человека и природы всегда были предметом пристального философского внимания. Можно сказать, что экология есть нечто переходное между конкретными науками и философией в предметном плане, подобно тому, как методология является переходной от конкретных наук к философии в методологическом плане. Философия, как и экология, нацелена на целостное рассмотрение сложной структуры субъект-объектных отношений, в отличие от преобладающего в современном естествознании стремления к строго объективному знанию и превалирующей в современном искусстве тенденции к выражению преимущественно субъективных переживаний автора.
Важность философского анализа экологической проблемы определяется и тем, что философский инструментарий способен выявить глубинные предпосылки экологических трудностей путем исследования противоречий между сознанием и материей, духом и телом, и в самом духе, и именно эти противоречия, отягощенные социальными и гносеологическими причинами, способствовали обострению противоречий между человеком и природой в эпоху НТР.
Главные экологические трудности определяются характером современного производства и, в более общем плане, стилем жизни. Производство, в свою очередь, зависит от социально-политических особенностей общества и развития науки и техники, влияя на них по принципу обратной связи. Социальный же строй и развитие науки и техники определяются до некоторой степени философским климатом эпохи, в частности, способом решения философских проблем соотношения индивидуальных и общественных целей, рационального и чувственного компонентов познания и т.п. Хотя преодоление экологического кризиса – вопрос практики, необходимо предварительное изменение концептуального аппарата, и в этом процессе философия должна сыграть главную роль. Философия помогает экологической переориентации современной науки, влияет на социально-политические решения в экологической области и способствует ценностной модификации общественного сознания.
В тот период, когда философия только сформировалась и претендовала на замену в полном объеме целостно-культурных функций, которые выполняла мифология, ее экологическая роль была скорее позитивной. В числе предшественников экологической философии можно назвать пифагорейцев, которые были вегетарианцами и соблюдали запрет уничтожать любое живое существо и множество ограничений, чтобы не совершать никакого насилия и сохранить помыслы человека чистыми. Прекрасно выразил объединительную роль природы Платон. Он первый дал определение прекрасного: в него входит и похвальное, и разумное, и полезное, и уместное, и пригожее, а объединяет их согласие с природой и следование природе. В свою очередь, по Цицерону, “всякий, желающий жить в согласии с природой, должен брать за исходное все мироздание и его управление.
Древнегреческие философы понимали, что потребности людей могут расти бесконечно, а возможности их удовлетворения всегда ограничены. Поэтому они считали мудрым ограничение потребностей. “Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам”. Эту начатую Сократом линию продолжили киники. Услышав, как кто-то возразил, что высшее благо иметь все, чего желаешь, Менедем возразил: “Нет, гораздо выше желать того, что тебе и вправду нужно. И противники киников киренаики считали, что “лучшая доля не в том, чтобы воздерживаться от наслаждений, а в том, чтобы властвовать над ними, не подчинясь им. “Преимущество мудреца не столько в выборе благ, сколько в избежании зол”, – заключали гегесианцы. Последнюю точку в этом поставил Эпикур классификацией желаний на естественные необходимые, естественные не необходимые и неестественные. Впрочем, Эпикур думал только о людях. Ему принадлежат и такие слова: “По отношению ко всем живым существам, которые не могут заключить договоры о том, чтобы не вредить друг другу и не тер петь вреда, нет ничего справедливого и несправедливого”. Действительно, можно ли говорить о правах животных в рабовладельческом обществе?
В Средние века экологическое значение философии не выходило за рамки христианского отношения к природе, и только в эпоху Возрождения философия попыталась вновь выйти на первые роли и стать самостоятельной отраслью общественного сознания.
Было ли направление господства над природой единственным в Новое время? Нет. Ему противостоял пессимизм Паскаля с его оригинальным взглядом на взаимоотношения человека и природы: “Заслуга человека при его невинности состояла в пользовании тварями и господстве над ними, а теперь она состоит в отделении от них и подчинении себя им”, позиция немецких и американских романтиков ХIХ века. Но не она оказалась главенствующей, и поэтому можно сказать, что в определенной мере современный экологический кризис – результат преимущественной ориентации новоевропейского мышления на господство час? природой.
Представитель франкфуртской школы “негативной диалектики” Т. Адорно писал в “Диалектике Просвещения”, что с переходом мифа в знание, а природы в чистую объективность люди платят за возрастание своего могущества отчуждением от того, на чем они это могущество осуществляют, – от природы. Две задачи экологической философии – решение экологической проблемы и возвращение к целостному бытию.
Основной ее принцип – принцип гармонии человека и природы. В истории культуры много сказано о гармонии в природе – от представления о природе как “организованном целом”, “гармонии сфер” в Древней Греции до понимания ее современным искусством и наукой. “Невозмутимый строй во всем, созвучье полное в природе”, – эти слова Ф.И. Тютчева создатель учения о биосфере В.И. Вернадский совсем не случайно взял в качестве эпиграфа первого очерка “Биосферы”.
Гармония человека с природой обсуждалась в античности как гармония между макрокосмом – Вселенной и микрокосмом – Человеком. Гармония понимается не только в психологическом смысле, а как реальная вещь. То, что находится между человеком и природой, не менее важно, чем человек и природа как таковые. Между субъектами гармонии не перегородка, а сфера взаимодействия, превращающая их в единое целое. Оно не находится в начале или конце, а становится в процессе развития. Лишь исходя из этой философской предпосылки можно решить экологическую проблему – проблему встречи человека и природы, их глубинного общения, преображающего обе стороны взаимодействия. Именно как такое целое древнегреческие философы понимали космос, а современные экологи – сферу взаимодействия человека с окружающей средой.
Философский вывод отсюда: опасно слишком отдаляться от природы и превозноситься над ней. Это разрушает целое, и трещина проходит не только в природе, но и в человеке, беспокоя его сердце.
Символ гармонии человека с природой – мифический сфинкс. Решая экологическую проблему вместе с другими отраслями культуры философия преображается сама. Рациональные учения склонны ставить человека выше других существ, поэтому синтез философии с менее рационализованными направлениями культуры может иметь позитивный экологический смысл.
Каковы же пути изменения типа отношений между человеком и природой и перспективы создания общества нового типа, построенного на экологических принципах?
Три важнейших аспекта гармонизации взаимоотношений природы и общества: 1) гармония познания окружающего мира; 2) гармония создания внешней среды обитания человека, его дома в широком смысле слова; 3) гармония внутренней среды человека, его тела, духа и души, ответственная за его физическое, душевное и духовное здоровье.
В соответствии с этим разрешение противоречий между человеком и природой возможно на путях гармонизации взаимоотношений человека и природы в трех сферах: преобразовательной, познавательной и этико-эстетической.
В преобразовательной сфере гармонизация взаимоотношений предполагает гармоничное развитие производительных сил и производственных отношений; преодоление классово-обусловленного разделения труда; преодоление чрезмерной урбанизации и соединение преимуществ городской и сельской жизни, физического и умственного труда, а также реализацию других высших социальных идеалов и становление целостной, гармонически развитой личности.
В познавательной сфере гармонизация взаимоотношений предполагает целостное исследование системы “человек – природная среда”, развитие науки как целостной интегративно-разнообразной гармоничной системы и ее экологический синтез с другими отраслями культуры.
В этико-эстетической сфере гармонизация взаимоотношений предполагает замену агрессивно-потребительского подхода к природе любовно-творческим, на основе которого становится возможным распространить этику на систему взаимоотношений человека и природы и творить “также и по законам красоты”.
Коль скоро отношение к природе есть зеркало отношения к человеку и экологическая проблема тесно связана со всеми другими сложными проблемами современности: борьбой за мир и социальную справедливость, улучшением условий жизни человечества и др., – идея гармонизации распространима не только на экологическую область, но и на другие стороны человеческой деятельности.
Однако насколько реально воплощение этой идеи в жизнь? Не выполняет ли наше морализирование по поводу современной экологической ситуации те же функции, что извинения древних охотников перед убийством животных (только в данном случае одни губят, а другие извиняются) – роль покаяния перед лицом экологической катастрофы? Надежду подает, как ни странно, то, что человечество уже подошло к пропасти и может, заглянув в нее, увидеть зловещую тень высыхающего Арала и саркофага Чернобыля.
Имеется лишь одна альтернатива гармонии с природой – новый Чернобыль. И тех, кто обвиняет экологические идеи в утопичности, резонно спросить: а кому нужна реальность Чернобыля? Может ли она удовлетворить людей?
Иногда говорят о невозможности гармонии с природой, обосновывая это тем, что в самой природе гармонии нет. Это, конечно, крайняя точка зрения. Отрицать элементы гармонии в природе столь же неверно, как отрицать в ней объективные противоречия. Часто подсознательной основой такого отрицания выступает представление о том, что там, где есть противоречия, нет места гармонии. Отрицание возможности разрешения противоречий (в рамках, скажем, “негативной диалектики”) или, наоборот, бюрократическая боязных (свойственная, в частности, одному из героев повести А. Платонова “Город Градов”, который рассуждает так: “Самый худший враг порядка и гармонии – это природа. Всегда в ней что-нибудь случается”, служат питательной почвой для недоверия к гармонии. Такое отношение исторически объяснимо тем, что некоторые из признававших ее философов рассматривали ее как нечто абсолютное и предопределенное (“чудо”), а не относительное и становящееся на основе борьбы противоположностей. Однако даже если считать, что гармонии в природе нет, это не значит, что надежды на гармонизацию взаимоотношений человека и природы призрачны. У Н. Заболоцкого есть стихотворение “Я не ищу гармонии в природе, где проводится мысль, что человек призван внести гармонию в природу.
В плане гармонизации важнейшим аргументом выступает учение Вернадского о биосфере, то удивительное соответствие живого со средой, которое он выявил. В какой степени искомая гармония выразима математически (т.е. насколько можно “поверить алгеброй гармонию”) остается проблематичным, хотя в этом направлении достигнуты интересные результаты.
Фундаментальность противоречия между человеком и природой осознается все яснее, как и потребность в гармонии этих компонентов единой системы. Практическая деятельность человека по преобразованию природы укрепляет его единство с ней в смысле роста сети функциональных связей, что позволяет рассматривать человека и природу как единую систему. Однако подлинное единство человека и природы не достигается установлением внешних функциональных связей в процессе утилитарно-технического переустройства мира, как и генетическим порождением человека природой. Человек един с природой не только генетически (по своему происхождению) и функционально (преобразовывая ее в процессе своей деятельности), но также сущностно. Он не может существовать без природы не только физически (телесно), что само собой разумеется, но также душевно и духовно.
Общество будущего, образующееся на новом уровне взаимодействия человека и природы, может быть названо экологическим. Три обстоятельства способствуют его становлению: 1) экологический кризис, 2) открытые наукой экологические закономерности и 3) нравственные качества человека.
Современные футурологи по-разному представляют себе постиндустриальное общество. Наиболее распространены представления об информационном обществе, характеризующемся тем, что важнейшим ресурсом в нем становится информация (концепции Д. Белла и О. Тоффлера). Заметим, что понятие “постиндустриальное” слишком неопределенно; оно указывает, что нечто будет после, а что именно, остается неясным. Понятие “информационное” хоть и в меньшей степени, но тоже оставляет чувство неудовлетворенности, поскольку информация определенного количества и качества, как вещество и энергия, – средство построения чего-либо, а отнюдь не цель развития общества. Таковой в эпоху глобального экологического кризиса должна быть гармония человека с окружающей его природной средой, достигаемая в экологическом обществе.
Экологическое общество основано на целостности системы “человек –природная среда”, включающей в себя целостность культуры, общества и человека. Культура будущего – культура встречи различных ее отраслей, когда ров между ними заполняется материалом, онтологически не менее значимым, чем каждая из них, и образуется подлинное единство. Отдельные отрасли не теряются в нем, наоборот, они пронизываются творческими токами отовсюду и приобретают новую силу и качество. Это совместное коллективное творчество, сотворчество различных отраслей культуры.1
1 Цит. по: Философия: Курс лекций: Учебное пособие // Под ред. В.Л. Калашникова. М., 1999. С. 134
1 Невлева И.М. Философия: Учебное пособие. М., 1999. С. 423-429
1 Философия: Учебник // Под ред. Л.А. Никитич. М., 2000. С. 559-564
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!