Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Источники семейного права»

/ Семейное право
Конспект, 

Оглавление

    В специальном юридическом смысле источниками права признаются формы выражения пра­вовых норм. Отсюда следует, что источники семейного права –это формы внешнего выражения (закрепления) семейно-правовых норм. К ним относятся соответствующие нормативно-правовые акты, которые в совокупности образуют семейное законодательство.

    В соответствии со ст. 72 Конституции РФ семейное зако­нодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ, что закреплено и в п. 1 ст. 3 СК. Семейное законодатель­ство включает в себя Семейный кодекс РФ, другие федераль­ные законы, принимаемые в соответствии с Кодексом, а так­же законы субъектов РФ. С учетом главенствующей роли Конституции РФ в правовой системе России все законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, в том числе и по вопро­сам регулирования брачно-семейных отношений, не должны противоречить положения и Конституции РФ (например: ст. 19 Конституции РФ о равенстве прав и свобод мужчины и жен­щины; ст. 38 Конституции РФ о равенстве прав и обязаннос­тей родителей по воспитанию детей, обязанности совершеннолетних детей заботиться о нетрудоспособных родителях и т. д.).

    Основным источником семейного права, все­го обширного массива действующего семейного законодатель­ства является семейный кодекс РФ. Он был принят Государ­ственной Думой 8 декабря 1995 г. и вступил в силу (за исключе­нием отдельных положений) с 1 марта 1996 г.

    Как известно, в послереволюционной России было три брач­но-семейных кодекса (1918, 1926 и 1969 гг.). Ныне действую­щий Семейный кодекс – четвертый в пор1ядковом ряду осново­полагающих законов в области регулирования брачно-семейных отношений включает в себя 170 статей и состоит из 8 раз­делов (общие положения; заключение и прекращение брака; права и обязанности супругов; права и обязанности родителей и детей; алиментные обязательства членов семьи; формы вос­питания детей, оставшихся без попечения родителей; приме­нение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранцев и лиц без гражданства; заключитель­ные положения).

    Разработка и принятие Семейного кодекса – важное зве­но в системе  мероприятий по коренной реформе семейного законодательства. Концепция развития семейного законодатель­ства Российской Федерации была разработана учеными-юрис­тами отдела гражданского законодательства Института зако­нодательства и сравнительного правоведения при Правитель­стве Российской Федерации. Многие ее положения нашли от­ражение в Семейном кодексе Российской Федерации. С его принятием все основные институты семейного права приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, международ­но-правовыми актами. В нормах Семейного кодекса закрепле­ны демократические принципы построения семейных отношений, гарантии защиты прав и интересов членов семьи. В Ко­дексе учтен опыт применения законодательства о браке и семье (в частности КоБС 1969 г.), нормы семейного законода­тельства зарубежных государств, а также предложения, выс­казанные в процессе подготовки Кодекса учеными, практичес­кими работниками, органами законодательной и исполнитель­ной власти субъектов РФ. Кодекс охватывает широкий круг семейных отношений, вмешательство государства сведено до разумного минимума, введено договорное регулирование ряда отношений между членами семьи. В нем не содержится норм, носящих чисто декларативный характер, предписания нрав­ственного характера сведены до минимума, устранена чрез­мерная и не всегда оправданная лаконичность некоторых ста­тей, что имело место в КоБС.

    Структура Семейного кодекса претерпела изменения по сравнению с КоБС. В отдельные разделы Кодекса выделены нормы, регулирующие заключение и прекращение брака (раз­дел II), права и обязанности супругов (раздел III), права и обя­занности родителей и детей (раздел IV), алиментные обяза­тельства членов семьи (раздел V), формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (раздел VI). С другой сто­роны, имевшийся в КоБС раздел “Акты гражданского состояния” в Семейном кодексе РФ отсутствует, так как эти отноше­ния согласно ст. 47 ГК являются предметом гражданского права. Изменения Семейного кодекса включают в себя новшества не только структурного, но и содержательного плана. Так, в нем впервые появились институты договорного режима имущества супругов (брачного договора), прав несовершеннолетних детей, соглашений об уплате алиментов, приемной семье. Вместе с тем следует отметить, что в Семейном кодексе РФ сохраненные положения ранее действовавшего семейного законодатель­ства, правильность и эффективность которых подтверждены практикой.

    Действие Семейного кодекса во времени определяется ст. 168–169 СК. В соответствии с п. 1 ст. 168 СК он введен в действие с 1 марта 1996 г., за исключением отдельных положе­ний. Следовательно по общему правилу (п. 1 ст. 169 СК) нормы Кодекса должны примениться к семейным отношениям, возникшим после введения его в действие, то есть после 1 марта 1996 г., и не имеют обратной силы. Однако, если семейное правоотношение носит длящийся характер (правоотношения между супругами, правоотношения между родителями и детьми и др.), возникло до 1 марта 1996 г. и продолжает существовать после этой даты, то нормы Кодекса применяются лишь к тем правам и обязанностям, которые возникли после введения его в дей­ствие.

    Для отдельных положений (например: СТ: 125 СК – о су­дебном порядке усыновления детей; ст. 25 СК – об установле­нии момента прекращения брака при его расторжении в суде со дня вступления решения суда о расторжении брака в за­конную силу и др.) Кодексом установлены иные (специальные) сроки введения в действие, то есть не с 1 марта 1996 г. Эти сроки определяются конкретной датой (ст. 25 СК) или связаны с принятием специального (отдельного) законодательного акта (ст. 125 СК). А ряд норм Семейного кодекса в силу прямого указания законодателя имеют обратную силу (ст. 34–37 СК), то есть распространяются на те отношения, которые возникли до 1 марта 1996 г. Так, из п. 3 ст. 169 СК следует, что установ­ленное п. 1 ст. 25 СК правило о моменте прекращения брака при его расторжении в суде со дня вступления решения суда в законную силу применяется только к бракам, расторгнутым судом после 1 мая 1996 г. Поэтому брак, расторгнутый в судеб­ном порядке до 1 мая 1996 г., считается прекращенным со дня государственной регистрации расторжения брака органом загса в книге регистрации актов гражданского состояния (такое поло­жение было предусмотрено ст. 40 КоБС).

    В соответствии с п. 2 ст. 169 СК судебный порядок усынов­ления детей, предусмотренный ст. 125 СК, применяется со дня введения в действие федерального закона о внесении соот­ветствующих изменений и дополнений в Гражданский про­цессуальный кодекс РСФСР. Такой закон в последующем был принят и вступил в силу по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования, то есть с 27 сентября 1996 г.

    С этой даты в РФ применяется судебный порядок установле­ния усыновления детей, регулируемый гл. 291 ГПК. До 27 сен­тября 1996 г. действовал предусмотренный ст. 98 КоБС адми­нистративный порядок усыновления детей. Однако и при усы­новлении детей в административном порядке (то есть по по­становлению главы районной, городской или районной в горо­де администрации, а при усыновлении иностранными гражда­нами детей–граждан РФ по постановлению органа исполнитель­ной власти субъекта РФ) обязательным с 1 марта 1996 г. являлось соблюдение требований норм гл. 19 СК (ст. 124–144) обоснованиях и условиях усыновления и ст. 165 СК (об условиях усыновления детей иностранными гражданами и лицами без гражданства).

    Кодексом (п. 6 ст. 169 СК) предусмотрено, что положения о совместной собственности супругов и о собственности. каж­дого из супругов, установленные ст. 34–37 СК, применяются к имуществу, нажитому супругами (одним из них) и до введе­ния Кодекса в действие (до 1 марта 1996 г.), то есть имеют обратную силу. Таким образом, состав личного и общего со­вместного имущества супругов, нажитого до 1 марта 1996 г., будет определяться по нормам Семейного кодекса.

    Нормы Семейного кодекса, регулирующие брачные договоры и соглашения об уплате алиментов, обратной силы не имеют. В п. 5 ст. 169 СК специально оговорено, что установ­ленные гл. 8 и 16 СК условия и порядок заключения брачных договоров и соглашений об уплате алиментов (ст. 40–44 и 99–105 СК) применяются к брачным договорам и соглашениям об уплате алиментов, заключенным после 1 марта 1996 г., то есть после введения СК в действие. Это связано с тем, что возмож­ность заключения брачного договора и соглашения об уплате алиментов на содержание детей предусматривалась и ранее действовавшим законодательством. По этой причине в Кодек­се (п. 5 ст. 169 СК) уточнено, что заключенные до 1 марта1996 г. в действие брачные договоры и соглашения об уплате алиментов действуют только в части, не противоречащей по­ложениям ст. 40–44 и 99–105 СК.

    В Семейном кодексе не только установлен срок введения его в действие, но и решен вопрос о применении других актов семейного законодательства, ранее применявшихся на терри­тории РФ.

    Так, согласно п. 2 ст. 168 СК со дня введения Кодекса в дей­ствие, то есть с 1 марта 1996 г., признан утратившим силу КоБС РСФСР 1969 г., за исключением раздела IV КoБC (“Акты граж­данского состояния” – ст. 148–159). Данный раздел КоБС дей­ствовал в части, не противоречащей Семейному кодексу, вплоть до вступления в силу Федерального закона от 15 ноября 1997 г. №143-ФЗ “Об актах гражданского состояния , так как для ре­ализации прав и обязанностей членов семьи существенное значе­ние имеет именно государственная регистрация актов гражданс­кого состояния (включая рождение, заключение брака, растор­жение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемену имени), которая производится органами загса пу­тем внесения соответствующих записей в книги регистрации ак­тов гражданского состояния (актовые книги) и выдачи гражда­нам свидетельств на основании этих записей. Поскольку Феде­ральный закон “Об актах гражданского состояния” вступил в силу с 20 ноября 1997. г., то есть с момента его официального опубли­кования, КоБС 1969 г. окончательно утратил силу уже в полном объеме именно с этого момента, то есть с 20 ноября 1997 г.

    В п. 3 ст. 168 СК приведен перечень ранее применявшихся на территории РФ в соответствии с Законом РСФСР от 24 ок­тября 1990 г. №263-1 “О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР” законодательных актов Союза ССР, ко­торые признаны утратившими силу на территории РФ со дня введения в действие Кодекса, то есть с 1 марта 1996 г. К ним относятся: Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, утвержденные Законом СССР от 27 июня 1968 г. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 20 сентября 1968 г. “О порядке введения в действие Основ за­конодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье”. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1967 г. “Об улучшении порядка уплаты и взыскания алиментов на содержание детей”. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 февраля 1985 г. некотором изменении порядка взыскания алиментов на несовершеннолетних детей.

    Кроме того, отдельным Федеральным законом от 14 авгу­ста 1996 г. № 113-ФЗ “О признании утратившими силу некото­рых законодательных актов РФ в связи с принятием Семейно­го кодекса Российской Федерации” признаны утратившими силу Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 фев­раля 1985 г. “О некотором изменении порядка взыскания али­ментов на несовершеннолетних детей” и постановление Вер­ховного Совета РФ от 18 декабря 1992 г. № 4132-1 неотлож­ных мерах по упорядочению усыновления детей, являющихся гражданами РФ, гражданами других государств”, как не со­ответствующие требованиям СК о порядке удержания али­ментов на несовершеннолетних детей и о порядке усыновле­ния детей, являющихся гражданами РФ, иностранными граж­данами.

    В последующем еще одним Федеральным законом от 18 ок­тября 1997 г. № 132-ФЗ признании утратившими силу неко­торых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Семейного кодекса Российской Федерации” при­знаны утратившими силу различные законодательные акты РСФСР и РФ, вносившие различные изменения и дополнения в КоБС: Указы Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 ян­варя 1984 г., от 25 апреля 1984 г., от 19 ноября 1986 г., от24 февраля 1987 г., а также Федеральные законы от 22 ноября 1994 г. № 73-ФЗ и от 7 марта 1995 г. № 28-ФЗ. Принятие данно­го закона непосредственно связано с первоначальной редакци­онной недоработкой п. 2 ст. 168 СК, не предусматривавшего признание утратившими силу изменений и дополнений, вне­сенных в КоБС в период с 1984 г. по 1995 г.

    В состав источников семейного права входят и принимаемые в соответствии с Семейным кодексом федеральные за­коны. Например, в развитие установленных в разделе VI СК “Формы воспитания детей оставшихся без попечения родителей” норм принят Федеральный закон от 21 декабря 1996, г. № 159-ФЗ дополнительных гарантиях по социальной защи­те детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 8 фев­раля 1998 г. № 17-ФЗ). Этим законом определены принципы, содержание и меры государственной защиты детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, он ре­гулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

    Как установлено п. 2 ст. 3 СК, семейное законодательство включаем не только СК и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы, но также и законы субъектов РФ. Необходимо отметить, что в законодательстве субъектов РФ подтвержден установленный Конституцией РФ (ст. 72) и п. 1 ст. 3 СК принцип нахождения семейного законодательства в совместном ведении с Российской Федера­цией.

    Законами субъектов РФ в соответствии с п. 2 ст. 3 СК мо­гут регулироваться семейные отношения лишь в пределах, ус­тановленных Семейным кодексом. Во-первых, законы субъек­тов РФ регулируют семейные отношения по вопросам, непос­редственно отнесенным СК к ведению субъектов РФ. К ним, в частности, относится: установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак ~может быть разрешено в виде исключения до достижения возраста шестнадцати лет (п. 2 ст. 13 СК); выбор супругами двойной фамилии при заключе­нии брака (п. 1 ст. 32 СК); присвоение фамилии и отчества ре­бенку (п. 2 и 3 ст. 58 СК); организация и деятельность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечи­тельства над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 2 ст. 121 СК); определение дополнительных по сравнению с Ко­дексом форм устройства детей, оставшихся без попечения ро­дителей (п. 1 ст. 123 СК); установление размера оплаты труда приемных родителей и льгот, предоставляемых приемной се­мье (п. 1 ст. 152 СК).

    Во-вторых, законы субъектов РФ в области семейных от­ношений могут приниматься по вопросам, непосредственно Семейным кодексом не урегулированным. Это согласуется с принципом единства семейной политики на федеральном и ре­гиональном уровнях, что предполагает, в частности, дополне­ниё и развитие субъектами РФ и органами местного самоуп­равления предоставленных семье федеральным законодатель­ством минимальных социальных гарантий и льгот. Однако в любом случае законы субъектов РФ, регулирующие семейные отношения, не должны противоречить как Семейному ко­дексу (п. 2 ст. 3 СК), так и иным федеральным законам. При наличии противоречий между ними применению подлежит Се­мейный кодекс или федеральный закон.

    В некоторых субъектах РФ предусматривается осуществ­ление наряду с федеральными мерами и иных мероприятий, в том числе законодательного характера, включая разработку и принятие областных и местных программ поддержки семьи, материнства и детства. Нередко функции органов государствен­ной власти субъектов РФ в данной сфере конкретизируются и уточняются. Например, п. “и” ст. 15 Устава – Основного зако­на города Москвы от 28 июня 1995 г. установлено, что непос­редственно в ведении города Москвы находится городские воп­росы образования, воспитания, защиты семьи, охраны мате­ринства, отцовства и детства. При этом координация работы по реализации федеральных, городских и окружных программ по социальной защите семьи, детей-сирот, подростков и молоде­жи, а также контроль за работой комиссий по. делам несовер­шеннолетних, по вопросам опеки и попечительства и соблюде­нием прав детей района возложены на префектов администра­тивных округов. В свою очередь, глава Управы района (лично или через подразделения администрации района) представляет префекту предложения по организации и финансированию ра­боты с детьми, молодежью и семьей, разрабатывает и осуществляет мероприятия по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, руководит работой ко­миссии по делам несовершеннолетних и по защите прав детей и подростков.

    К источникам семейного права относятся не только Кон­ституция РФ, Семейный кодекс и принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и законы субъектов РФ, но и иные нормативные правовые акты, регулирующие семейные отно­шения, включая в первую очередь указы Президента РФ, которые согласно п. 2 ст. 90 Конституции РФ обязательны для ис­полнения на всей территории РФ. Как правило, указы Прези­дента РФ по вопросам регулирования семейных отношений носят нормативный характер, то есть содержат общие правила, рас­считанные на многократное применение. В основном указами Президента РФ утверждаются мероприятия общегосударствен­ного уровня, имеющие комплексный характер (например~ федеральные целевые программы по различным вопросам за­щиты семьи, материнства и детства), или определяются кон­цептуальные подходы к решению проблем в данной сфере. Так, Указом Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 утверждены Основные направления государственной семейной политики, Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 942 утвержде­ны основные направления государственной социальной поли­тики по улучшению положения детей в РФ до 2000 года (Нацио­нальный план действий в интересах детей).

    Как следует из п. 3 ст. 3 СК, Правительство РФ также вправе предпринимать нормативные правовые акты на основании и во исполнение Семейного кодекса, других федеральных законов и ука­зов Президента РФ. Однако, в отличие от законов субъектов РФ, это возможно согласно п. 1 ст. 115 Конституции РФ и п. 3 ст. 3 СК лишь в случаях, непосредственно предусмотренных СК, другими федеральными законами, а также указами Президента РФ.

    В соответствии с СК к компетенции Правительства РФ, в частности, относится: определение видов заработка и иного дохода, из которых производится удержание алиментов несовершеннолетних детей (ст. 82); определение порядка централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей, – впредь до введения в действие федерального закона о порядке формирования и пользования государственным бан­ком о детях, оставшихся без попечения родителей установление полного перечня заболеваний, при наличии которых лицо не мо­жем усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью (ст. 127); определение порядка и размера выплаты опекуну денежных средств на содержание ребенка (ст. 150); утверждение положения о приемной семье (ст. 151); определение порядка выплаты и размера денежных средств на содержание ребенка в приемной семье (ст. 155). С учетом определенных Кодексом вопросов, отнесенных к веде­нию Правительства РФ, в 1996 г. по большинству из них были приняты соответствующие постановления Правительства РФ.

    Федеральным законом от 27 июня 1998 г. № 94-ФЗ вне­сении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации к компетенции Правительства РФ дополнительно отнесено определение порядка передачи детей на усыновле­ние, а также осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории РФ (п. 2 ст. 125); установление по представлению Министерства юс­тиции РФ и Министерства иностранных дел РФ порядка дея­тельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории РФ и порядка контроля за ее осуществлением (п. 2 ст. 1261); определение порядка поста­новки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являю­щихся гражданами РФ и усыновленных иностранными граж­данами или лицами без гражданства (ст. 165).

    Следует иметь в виду, что в ряде случаев нормативные правовые акты (постановления или распоряжения) могут при­ниматься Правительством РФ в соответствии с федеральными законами. Так, Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвер­ждено постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 883 (с последующими изменениями и дополнениями) на основании Федерального закона от 19 мая 1995 г. №81-Ф3 государственных пособиях гражданам, имеющим детей” (с пос­ледующими изменениями и дополнениями). В нем конкретизируются основания, условия и порядок предоставления государ­ством материальной помощи гражданам, имеющим детей.

    В соответствии. с указами Президента РФ нормативные правовые акты Правительства РФ принимаются в основном по вопросам организационно-распорядительного или финансово­го характера. В частности, во исполнение Указа Президента РФ от 18 июня 1996 г. № 932 “О национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года” постановлением Правительства РФ от 29 августа 1996 г. № 1032 утвержден Национальный план по улучшению положения женщин и повышения их роли в обще­стве до 2000 г.

    Существует значительное количество нормативных актов федеральных министерств и ведомств по вопросам семейного права, развивающих и конкретизирующих отдельные положе­ния, содержащиеся в постановлениях Правительства РФ. По­скольку в ст. 3 СК отсутствует упоминание о таких источни­ках семейного права, как нормативные акты федеральных ор­ганов исполнительной власти, в юридической литературе выс­казывается мнение о необходимости существенного ограниче­ния возможности их применения либо о их переутверждении на уровне правительственных постановлений. Такие акты издавались как до, так и после принятия СК. Так, во исполнение постановления Правительства РФ № 542 от 1 мая 1996 г. “Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечи­тельство), взять в приемную”, издан приказ Министер­ства здравоохранения РФ от 10 сентября 1996 г. № 332 “О по­рядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или прием­ными родителями”. Этим приказом утверждены Положение о медицинском освидетельствовании гражданина(ки), желающего стать усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем, и Форма медицинского заключения по результатам освидетельствования гражданина (гражданки), желающего (ей) усыновить, принять под опеку (попечительство) ребенка или стать приемным родителем, выдаваемого государственным уч­реждением здравоохранения. На основании Примерного поло­жения о специализированном учреждений для несовершеннолет­них, нуждающихся в социальной реабилитации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. № 10921, постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 30 января 1997 г. № 4 утвержден Порядок приема, содержа­ния и выпуска лиц, находящихся в специализированном уч­реждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социаль­ной реабилитации.

    В этой связи представляется, что ведомственные норма­тивные акты, затрагивающие отношения, регулируемые семейным правом, могут издаваться только на основании, по поручению и во исполнение постановлений Правительства РФ (в свою очередь принятых в рамках компетенции Правитель­ства РФ по регулированию семейных отношений). В противном случае их издание и применение на практике будут противо­речить требованиям Кодекса.

    При решении вопроса об отнесении того или иного норма­тивного правового акта к источникам семейного права важно учитывать требование принципиального характера о том, что нормативные акты любого государственного или иного органа, в том числе указы нормативного характера Президента РФ, по­становления палат Федерального Собрания РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ и др., должны соответствовать положениям Семейного кодекса и федеральных законов.

    Также следует иметь в виду, что согласно п. 1 ст. 170 СК на период после принятия Кодекса и до приведения в соответ­ствие с ним законов и иных нормативных правовых актов, дей­ствующих на территории РФ (включая законодательные и иные нормативные акты Союза ССР, законы и иные нормативные правовые акты РФ), они применяются в пределах и в порядке, предусмотренных Конституцией РФ (ст. 15), постольку, по­скольку не противоречат СК. Таким образом, применение не­посредственно не отмененных норм ранее действовавшего семейного законодательства признано возможным в части, не противоречащей СК, и только на период до принятия новых нормативных правовых актов, то есть действие таких правовых норм носит (или носило) временный характер. С такими же ограничениями применялись, в частности, нормативные акты по вопросам записи актов гражданского состояния: Инструк­ция о порядке регистрации актов гражданского состояния в СССР, Инструкция о порядке регистрации актов гражданско­го состояния в РСФСР, Формы записей о регистрации актов гражданского состояния и Формы свидетельств, выдаваемых на основании записей о регистрации актов гражданского со­стояния. Или, например, после принятия постановления Пра­вительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 “О приемной семье” и утверждения Положения о приемной семье на территории РФ признано не действующим постановление Совета Министров СССР от 17 августа 1988 г. № 1022 “О создании детских домов семейного типа”, применявшееся в РФ как до введения в дей­ствие СК, так и с 1 марта до 17 июля 1996 г., но только в части, не противоречащей требованиям ст. 151–155 СК.

    Согласно п. 2 ст. 170 СК Правительству РФ дано поруче­ние, имеющее комплексный характер: привести в соответствие с Семейным кодексом изданные им нормативные правовые акты; подготовить и внести в установленном порядке предло­жения о внесении изменений и дополнений в законодательство РФ; принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию Кодекса. Это поручение в определенной части уже реализовано. Так, Правительством РФ признаны утратившими силу некоторые нормативные правовые акты, в том числе: постановление Совета Министров РСФСР от 30 апреля 1986 г. № 175 “Об утверждении Положения об органах опеки и попечительства РСФСР” постановление Совета Министров РСФСР от 14 октября 1987 г. № 401 “О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материально-технического обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” постановление Совета Министров РСФСР от 18 ноября 1988 г. №475 “О создании детских домов семейного типа в РСФСР” п. 4 и 8 постановления Правительства РФ от 20 июня 1992 г. № 409 “О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей”; постановление Пра­вительства РФ от 5 июля 1994 г. № 786 “О мерах государствен­ной поддержки детских домов семейного типа, созданных на основе крестьянских (фермерских) хозяйств”.

    Постановления Пленума Верховного Суда РФ, где обоб­щается практика по делам, вытекающим из брачно-семейных отношений, не являются источниками семейного права. Одна­ко они имеют важное значение для правильного применения норм семейного законодательства. К ним, прежде всего, отно­сятся руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ последнего времени, данные уже после принятия Семейного кодекса, в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. № 9 “О применении судами Семейного ко­декса Российской Федерации при рассмотрении дел об уста­новлении отцовства и о взыскании алиментов”, от 4 июля 1997 г. №9 “О применении судами законодательства при рассмотре­нии дел об установлении усыновления” и от 28 мая 1998 г. № 10 “О применении судами законодательства при разрешении спо­ров, связанных с воспитанием детей”.

    Кроме того, следует также иметь в виду, что до принятия соответствующих законодательных актов РФ нормы бывшего Союза ССР и разъяснения по их применению, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда Союза ССР, могут применяться судами в части, не противоречащей Конституции РФ, законодательству РФ и Соглашению о создании СНГ. Это касается, в частности, постановления Пленума Верховного Суда СССР от 28 ноября 1980 г. №9 “О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака”, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Пленума от 18 июня 1987 г. № 6 и от 30 ноября 1990 г. № 14. Однако при обращении к данному постановлению необходимо учитывать, что разъяснения, содержащиеся в нем, могут при­меняться только в той части, в которой они не противоречат положениям Семейного кодекса.

    С такой же оговоркой возможно применение разъясне­ний, содержащихся в неотмененных пунктах постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 21 февраля 1973 г. № 3 “О некоторых вопросах, возникших в практике применения суда­ми Кодекса о браке и семье РСФСР” (с изменениями и допол­нениями, внесенными постановлениями Пленума от 27 сентяб­ря 1977 г. № 4 и от 24 сентября 1991 г. № 4, в ред. постановле­ния Пленума от 21 декабря 1993 г. № 11, с изменениями и до­полнениями, внесенными постановлениями Пленума от 25 ап­реля 1995 г. № 6, от 25 октября 1996 г. № 9, от 4 июля 1997 г. № 9 и от 28 мая 1998 г. № 10).1 



1 Пчелинцева Л.М. Семейное право России: Учебник. М., 2000. С. 34-49

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!