Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Использования ролевой игры как терапевтического средства для улучшения взаимоотношений между детьми»

/ Психология
Конспект, 

Оглавление

2.1.Игра и общение дошкольников

 

    В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. В этом возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя и не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.

    Этому способствует игровая и различные виды продуктивной деятельности, (конструирование, лепка, рисование и т.п.), а также начальные формы трудовой и учебной деятельности.

    Благодаря игре личность ребенка совершенствуется;

1. Развивается мотивационно-потребностная сфера:

возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение для ребенка, чем личные (происходит соподчинение мотивов)

2. Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм:

ребенок, принимая роль какого-либо персонажа, героя и т.п., учитывает особенности его поведения, его позицию. Ребенку необходимо согласовывать свои действия с действиями персонажа – партнера по игре. Это помогает ориентироваться во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознания и самооценки у дошкольника.   

3. Развивается произвольность поведения: разыгрывая роли, ребенок стремится приблизить ее к эталону. Воспроизводя типичные ситуаций взаимоотношений людей в социальном мире, дошкольник подчиняет свои собственные желания, импульсы и действует в соответствии с социальными образцами. Это помогает ребенку постигать и учитывать нормы и правила поведения.

4. Развиваются умственные действия: формируется план представлений, развиваются способности и творческие возможности ребенка. Сформированность сюжетной игры у дошкольника позволяет воссоздать в активной, наглядно-действенной форме неизмеримо более широкую сферу действительности, далеко выходящую за пределы личной практики ребенка. В игре дошкольник и его партнеры с помощью своих движений и действий с игрушками активно воспроизводят труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними и т.д.

    С точки зрения Д.Б. Эльконина, “игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т.е. Возникает из условий жизни ребенка в обществе” [31, стр. 32]. Социальная обусловленность сюжетно-ролевой игры осуществляется в двух планах:

1) социальность мотивов;

2) социальность структуры.

    Дошкольник не может реально участвовать в производственной деятельности взрослых, что порождает у ребенка потребность воссоздать мир взрослых в игровой форме. Ребенок сам хочет водить машину, готовить обед, и это становится ему по силам благодаря игровой деятельности.

    В игре создается мнимая ситуация, используются игрушки, копирующие реальные предметы, а затем и предметы-заместители, которые благодаря своим функциональным признакам дают возможность заменить реальные предметы. Ведь главное для ребенка заключено в действиях с ними, в воссоздании взаимоотношений взрослых: все это приобщает дошкольника к социальной жизни, дает возможность стать как бы ее участником.

    Социальность структуры и способов существования игровой особенности общения деятельности впервые отметил Л.С. Выготский, который подчеркнул опосредующую роль речевых знаков в игре, их важное значение для специфически человеческих психических функций – речевого мышления, произвольной регуляции действий и т.д.

    Ребенок – дошкольник, входя в коллектив сверстников, уже имеет определенный запас правил, образцов поведения, каких-то моральных ценностей, которые сложились у него, благодаря влиянию взрослых, родителей. Дошкольник подражает близким взрослым, перенимая их манеры, заимствует у них оценку людей, событий, вещей. И все это переносится на игровую деятельность, на общение со сверстниками, формирует личные качества ребенка.

    Содержание, сюжеты игры, предпочитаемые ребенком, особенности его речи позволяют предположительно установить тип общения дошкольника в семье, внутрисемейные интересы и отношения.

    Поощрительное отношение к игровой деятельности со стороны родителей имеет большое позитивное: значение для развития личности ребенка. Осуждение игры, стремление родителей сразу переключить ребенка на учебную деятельность, порождает у дошкольника внутриличностный конфликт. У ребенка возникает чувство вины, которое внешне может проявиться в реакциях страха, низком уровне притязаний, вялости, пассивности, способствует появлению чувства неполноценности.

    Конфликты между родителями или прародителями в семье находят свое отражение в сюжетно-ролевой игре дошкольника.

    В условиях игрового, и реального общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. В игровой деятельности детей непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к партнерам по игре, умения отказаться отличных желаний ради достижения общей цели. В этих ситуациях дети далеко не всегда находят нужные способы поведения. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свои права, не считаясь с правами ровесников. Глубина, длительность конфликтов у дошкольников во многом зависят от усвоенных ими образцов семейного общения.

    В группе сверстников постепенно складываются общественное мнение, взаимная оценка детей, которые существенно влияют на развитие личности ребенка.

    Особенно важна оценка со стороны группы сверстников в старшем дошкольном возрасте. Ребенок чаще старается воздержаться от поступков, вызывающих неодобрение ровесников, стремится заслужить их положительное отношение.

    Каждый ребенок занимает в группе определенное положение, которое выражается в том, как к нему относятся сверстники. Степень популярности, которой пользуется ребенок, зависит от многих причин: его знаний, умственного развития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты с другими людьми, внешности и т.д.

    Сверстники объединяются в игре, в большей степени учитывая собственно-личностные отношения и симпатии, однако иногда в игровую группу на роли, которые никто не хочет выполнять, попадает непопулярный ребенок.

    Вместо взрослого регуляторами сюжетно-ролевой игры и игр с правилами в старшем дошкольном возрасте становятся сверстники. Они сами распределяют роли, следят за выполнением правил игры, наполняют сюжет соответствующим содержанием и т.д. В этом возрасте взаимоотношения с ровесниками в некоторых случаях становятся для ребенка более важными, чем взаимоотношения со взрослыми. Дошкольник стремится утвердиться в своих лучших качествах в коллективе сверстников.

    Действия и взаимоотношения, которые дети разыгрывают в соответствии со взятыми на себя ролями, позволяют им ближе познакомиться с определенными мотивами поведения, поступками, чувствами взрослых, но еще не обеспечивают их усвоения детьми. Игра воспитывает детей не только своей сюжетной стороной, тем что в ней изображается. В процессе реальных взаимоотношений, разворачивающихся по поводу игры – при обсуждении содержания, распределении ролей, игрового материала и т.п. – дети учатся на самом деле учитывать интересы товарища, сочувствовать ему, уступать, вносить вклад в общее дело. Как показали исследования С.Н. Карповой и Л.Г. Лысюк [16; 7], отношения по поводу игры способствуют развитию у детей нравственных мотивов поведения, возникновению “внутренней этической инстанции”.

    Характер реальных взаимоотношений, складывающихся между детьми в связи с игрой, в значительной мере зависит от особенностей поведения “вожаков”, от того, какими путями они добиваются выполнения своих требований (улаживая, договариваясь или прибегая к физическим мерам).

    В исследованиях Л.Г. Лысюк рассматривается усвоение нравственной нормы у дошкольников в различных ситуациях:

1)    в вербальном плане;

2)    в реальных житейских ситуациях;

3)    в отношениях по поводу игры;

4)    в сюжетно-ролевых отношениях.

    Отношения со сверстниками по поводу игры и сюжетно-ролевые отношения оказывают существенное влияние на становление личности ребенка, способствуют развитию таких личностных качеств, как взаимопомощь, отзывчивость и т.п. Особое значение для развития личности ребенка, для усвоения им элементарных нравственных норм имеют отношения по поводу игры, так как именно здесь складываются и реально проявляются усвоенные нормы и правила поведения, которые составляют основу нравственного развития дошкольника, формируют умение общаться в коллективе сверстников.

    Игра в практике детской психотерапии впервые была использована 3. Фрейдом (1913) как вспомогательный метод. Задачей З. Фрейда было выявить через цепь ассоциаций “истинный источник символической игры”. Позже А. Фрейд (1946) использовала игру как основной метод психотерапии в детском возрасте. Целью такой игры было доведение путем интерпретации до сознания ребенка его собственных действий” конфликтов, вызывавших болезненное состояние. Взрослый рассматривался как пассивная фигура. Игра ребенка являлась спонтанной. М. Клейн (1932), которая также применяла игру в целях психологической терапии, считала, что психотерапевт должен занимать по отношению к детям активную руководящую позицию. Она отказалась от утверждения что в игре непременно происходит символизация вытесненных конфликтов, допуская, что в ней могут находить свое отражение реальные жизненные отношения. Важным является положение М. Клейн об обязательном Привлечении к работе родителей с целью коррекции их отношения к воспитанию ребенка. Применение игры как терапевтического средства отечественными психологами основывается на теории игры Л.С. Выготского, А.Н, Леонтьева, Д.Б. Эльконина.

    А.И. Захаров разработал методику игровой терапии, которая является частью целого комплекса различных воздействий на ребенка, включающего и семейную психотерапию.

    Игровая психотерапия выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую и обучающую.

    Терапевтические игры ставят своей целью устранение аффективных препятствий в межличностных отношениях, а обучающие – достижение более адекватной адаптации и социализации детей.

    В нашей работе мы рассматриваем игротерапию в форме терапии отношений, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим миром людьми.

    В практику игротерапии предлагается включать и другие формы психотерапии: арттерапию (искусство), составление рассказов, психогимнасттку, элементы психодрамы, телесную терапию, сказкотерапию и др.

    Различают две формы игротерапии: индивидуальную и групповую. Если социальная потребность уже сформирована, то наилучшей формой коррекции личностных нарушений будет групповая игротерапия.

    Можно применять групповую игротерапию для обучения детей отношениям друг с другом, со взрослыми, а также в качестве коррекции при нарушениях общения.

    Работа состоит из диагностического, коррекционного и контрольного этапов. Вначале проводится собрание с родителями, где дается информация о возможностях игротерапии, определяются запросы родителей, согласовывается режим совместной работы.

    Диагностический этап представляет собой предварительное тестирование детей и взрослых (родителей и воспитателей).

    Коррекционный (формирующий) этап проходит в форме игровой терапии. В курсе игротерапии выделяются три блока. В первом блоке (2 занятия) происходит объединение участников в группы. Во втором блоке (8-10 занятий) психолог, используя сюжетно-ролевые, дидактические игры, игры-драматизации, беседы, изобразительную деятельность, знакомит детей и взрослых с оптимальными формами общения, с возможностями предотвращения конфликтов. В третьем блоке (2 занятия) происходит объединение детей и родителей в совместные развлечения, игры.

    Длительность игрового занятия составляет 50-60 минут. Смена видов коррекционной работы позволяет избежать переутомления детей. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю.

    Контрольный этап состоит из заключительного тестирования детей и взрослых.

    После завершения исследования родители и воспитатели вновь приглашаются на собрание, где подводится итог игровых занятий, обсуждаются результаты работы (опрос родителей и воспитателей, результаты тестирования детей и взрослых, дополнительные диагностические данные, полученные в процессе игротерапии и т.д.). А также даются психологические рекомендации для дальнейшего закрепления полученных навыков во внутрисемейном общении.

 

2.2.Примерный план игровой терапии с детьми

 

    Требования к составлению плана занятий:

1. Учитывается принцип по степеням погружения и выхода из травмирующий ситуации внутри упражнения внутри занятия, внутри занятия, внутри коррекционной работы).

2. Начало и конец занятия должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребенка ощущение целостности и завершенности занятия.

3. В занятия включаются игры (упражнения, приемы), которые соответствуют задачам коррекционного этапа, этапа занятия, индивидуальным запросам каждого ребенка.

4. При реализации недирективного, гибкого подхода к занятиям используются дополнительные, альтернативные игры, приемы, упражнения.

I. Ориентировочные занятия:

    Занятие 1 “Музыканты”

    Коррекционные задачи:

·       раскрепощение участников;

·       объединение их в группу.

1. “Петушок” зовет всех играть (кукла драматизации “петушок” поет веселую песню приглашение):

Всех ребят зову,

Ку – ка – ре – ку, ку – кa – ре – ку.

Очень я играть люблю,

Ку – ка – ре – ку, ку – ка – ре – ку.

Будем вместе мы играть,

Ку – ка – ре – ку, ку – ка – ре – ку.

Будем сказки сочинять,

Ку – ка – ре – ку, ку – ка – ре – ку.

(Можно использовать аудиозапись.)

2. Знакомство с участниками игры с помощью кукол драматизации (петушок заяц, лисичка, белочка, ежик). Дети рассказывают куклам и участникам, игры о любимых игрушках, занятиях, лакомствах.

3. Игра “Съедобное – несъедобное” (объединение участников).

4.Предметная игра с музыкальными инструментами: металлофоном, гармошкой, детским пианино, бубном.

5. Игра в оркестр.

6. Танцы с куклами, хоровод.

7. “Петушок” расстается с друзьями (медленно поет песню-прощание):

Вот закончилась игра,

Ку – ка – ре – ку, ку – кa – ре – ку.

Расставаться лам пора,

Ку – ка – ре – ку, ку – кa – ре – ку.

Буду встречи с вами ждать,

Ку–ка–ре–ку, ку–ка – ре–ку.

Буду всех вас вспоминать,

Ку – ка – ре – ку, ку – кa – ре – ку.

(Можно использовать аудиозапись.)

Занятие 2 “Транспорт”

    Коррекционные задачи:

·       раскрепощение участников;

·       объединение их в группу.

1. “Петушок” называет тему занятия, предлагает игрушки автомобили (введение в игру).

2. Предметная игра с автомобилями.

3. Беседа о любимых машинах (дома, в детском саду и т.д.).

4. Совместная игра “Дорога”. Роли распределяются по желанию детей – одни управляют машинами, другие участвуют в игре, исполняя роли светофора, шлагбаума, моста, здания, дерева и т.п.

5. Подвижная игра “Воробушки и автомобили” (раскрепощение).

6. Подвижная игра “Паровозик” (объединение).

7. “Петушок” завершает игру.

II. Терапевтические занятия

   Занятие 3 “Золотая Рыбка”

    Коррекционные задачи:

·       развитие мимики, пантомимики у детей;

·       развитие адекватных форм проявления эмоций.

1. “Петушок” называет тему занятия, вспоминает “Сказку о рыбаке и рыбке” (введение в игру),

2. Игра “Кто позвал?” (закрепление знания имен участников).

3. Этюды: “Старуха”, “Сердитая старуха”, “ Грустная, старуха” (мимика, пантомимики).

4. Этюды: “Старик”, “Грустный старик”, “Радостный старик”, “Удивленный старик”, “Испуганный старик” (мимика, пантомимики).

5. Театрализованная игра “Сказка о рыбаке и рыбке”. Взрослый пересказывает краткое содержание сказки. Дети исполняют роли героев сказки (мимика, пантомимика).

6. Подвижная игра “Поймай рыбку”.

7. Подвижная игра “Золотая рыбка” (под медленную музыку с морскими звуками все дети танцуют). “Петушок” завершает игру.

Занятие 4 “Воробьиная семья”

    Коррекционные задачи:

·       развитие вербальных форм проявления эмоций (интонации);

·       актуализация семейных переживаний: конфликт, перемирие, родительская ласка.

1. “Петушок” называет тему занятия, предлагает доиграть (введение в игру).

2. Игра “Летает – не летает” (объединение участников).

3. Этюды: “Воробей-сын”, “Хвастливый воробей”, “Задиристый воробей” (мимика, пантомимика, интонации).

4. Этюды: “Воробей-папа”, ;“Сердитый воробей”, “Добрый воробей” (Мимика, пантомимика, интонации).

5. Этюды: “Воробьиха-мама”, “Грустная воробьиха”, “Ласковая воробьиха” (мимика, пантомимика, интонации).

6. Театрализованная игра “Воробьиные шалости”. Взрослый рассказывает сказку (см. текст в описании игр). Дети исполняют роли героев сказки (мимика, пантомимика, интонации).

7. Игра “Воробьиные драки” (раскрепощение, реализация агрессивных потребностей).

8. Игра-сказка “Дождь в лесу” (расслабление).

9. “Петушок” завершает игру;

    Занятие 5 “Три поросенка”.

    Коррекционные задачи:

·       актуализация эмоций;

·       коррекция страхов (метод беседы, арттерапия);

·       развитие творчества.

1. “Петушок” называет тему занятия, вспоминает сказку “Три поросенка” (введение в игру).

2. Игра “Займи свой домик”.

3. Этюды: “Поросенок”, “Испуганный поросенок”, “Веселый поросенок” (мимика, пантомимика, интонации).

4. Этюды: “Волк”, “Веселый волк”, “Испуганный волк” (мимика, пантомимика, интонации).

5. Театрализованная игра “Три поросенка” Взрослый рассказывает последнюю часть сказки. Дети исполняют роли героев сказки (мимика, пантомимика” интонации).

6. Беседа “Кто кого или чего боится?”

7. Рисование на тему “Кого или чего я боюсь?” После рисования дается задание – наказать свой страх.

8. Придумывание детьми смешного продолжения сказки.

9. “Петушок” завершает игру.

Занятие 6 “Пчелка”

Коррекционные задачи:

·       разрядка агрессивных импульсов;

·       коррекция страха темноты;

·       релаксация.

1. “Петушок” называет тему занятия (введение в игру).

2. Игра “Съедобное – несъедобное” (объединение участников).

3. Этюд “Веселая пчелка”.

4. Подвижная игра с вербальной активностью “Пчелкины песни”.

5. Подвижная игра “Пчелкины шалости”.

6. Театрализованная игра “Пчелка в темноте” (снятие страха темноты, страха замкнутого пространства) .

7. Игра “Летает – не летает”.

8. Этюд на расслабление “Пчелка спит” (используется музыка с природными звуками).

9. “Петушок” завершает игру.

Занятие 7 “Кошки”

    Коррекционные задачи:

·       разрядка агрессивных импульсов;

·       коррекция страха темноты;

·       релаксация.

1. “Петушок” называет тему занятия (введение в игру).

2. Чтение рассказан. Носова “Живая шляпа”.

3. Этюды: “Удивление”, “Страх”.

4. Игра “Злые – добрые кошки”.

5. Рисование на тему “Кого или чего я уже не боюсь”. После того как дети изобразят свои страхи, им предлагается сделать рисунки смешными и наказать страх.

6. Подвижная игра “Смелые мышки”.

7. Придумывание историй про шаловливых котят.

8. “Петушок” завершает игру.

Занятие 8 “Смешные клоуны”

Коррекционные задачи:

·       коррекция страхов;

·       разрядка вербальной агрессии;

·       релаксация.

1. “Петушок” называет тему занятия (введение в игру).

2. Сочинение детьми волшебной истории про сказочных злодеев, создание смешных небылиц.

3. Инсценировка “Общей веселой историй”.

4. Рисование пальцами “смешных злодеев”. Используется материал: гуашь с зубной пастой, большие листы бумаги.

5. Игра “Веселые клоуны” (развитие воли, воображения).

6. Игра “Клоуны ругаются” (вербальная активность).

7. Подвижная игра “Паровозике клоунами”.

8. Этюд на расслабление “Отдых в лесу” (используется музыка с природными звуками).

9. “Петушок” завершает игру.

Занятие 9 “Капризная лошадка”

Коррекционные задачи:

·       разрядка агрессивных импульсов;

·       актуализация упрямства;

·       коррекция упрямства.

1. “Петушок” называет тему занятия (введение в игру).

2. Этюды: “Капризная лошадка”, “Шаловливая лошадка”.

3. Этюд “Упрямая лошадка”.

4. Театрализованная игра “Брыкающаяся лошадка” (мимика, пантомимика, интонации).

5. Беседа “Когда я был упрямым”.

6. Игра “Упрямый, капризный ребенок”.

7. Рисование пальцами на тему “Наши капризки-упрямки”. После рисования дается задание прогнать, свои упрямки.

8. Игра “Упрямая подушка”.

9. “Петушок” завершает игру.

Занятие 10 “Жадные медвежата”

    Коррекционные задачи:

·       актуализация жадности;

·       коррекция жадности;

·       релаксация.

1. “Петушок” называет тему занятия (введение в игру).

2. Этюд “Жадный”.

3. Театрализованная игра “Два жадных медвежонка”.

4. Беседа о жадности.

5. Театрализованная игра “Два щедрых медвежонка”.

6. Соревновательная игра “Апельсин”.

7. Релаксационный комплекс “Подснежник”.

8. “Петушок” завершает игру.

    III. Обучающие занятия

    Занятие 11 “Мир наоборот”

Коррекционные задачи:

·       объединение взрослых и детей в совместных играх;

·       раскрепощение детей и взрослых (разрядка агрессивных импульсов);

·       переформирование стереотипов восприятия у детей-взрослых, у взрослых-детей.

1. “Петушок” называет тему занятия (введение в игру).

2. Игра “Съедобное – несъедобное” (объединение).

3. Театрализованная игра “Мир наоборот” (снятие авторитарности со взрослого образа).

4. Подвижная игра “Жужа” (разрядка агрессивных импульсов).

5. Игра “Иголочка и ниточка”; (ведущие–дети).

6. Игра “Да” и “Нет” не говори” (развитие волевых качеств).

7. Соревновательная игра “ Волшебные картинки” (складывание разрезных картинок).

8. Релаксационный комплекс “Гусли-самогуды”.

9. “Петушок” завершает игру.

Занятие 12 “Цветик-семицветик”

Коррекционные задачи:

·       формирование навыков общения у детей со взрослыми, у взрослых – с детьми;

·       актуализация потребностей в совместных детско-родительских играх;

·       развитие взаимной эмпатии у детей и взрослых.

1. “Петушок” называет тему занятия (введение в игру).

2. Игра “Летает – не летает” (объединение).

3. Игра “Колечко” (объединение, развитие воли).

4. Соревновательная игра “Найди свой цветок” (развитие зрительного внимания, памяти).

5. Развлекательная игра “Найди своего ребенка”.

6. Детско-родительская игра “Цветик-семицветик” (развитие сотрудничества, взаимной эмпатии).

7. Танцы с детьми.

8. “Петушок” завершает игру.

9. “Петушок” награждает детей и взрослых памятными медалями.

    На каждом занятии курса игровой терапии для снятия агрессии рекомендуется использовать барабан, а для психической разгрузки – “Минуту шалости”.

    В процессе игровой терапии психолог наблюдает за детьми и фиксирует в протоколах особенности их поведения, эмоциональные реакций, включенность в игры; отношение к детям, к занятиям проблемы ребенка.   

 

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2020 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!