Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Использование игровых методов в учебной деятельности»

/ Педагогика
Конспект, 

Оглавление

    “Игра - одноразовая по природе, она не повторяется, а если и появляется необходимость заимствовать основную канву сюжета, сценария, то она все же будет игрой по-новому, зависящей от творчества ее участников, от импровизации действий”.1 Эффект от уроков столь велик, что учитель просто не может не использовать этих колоссальных возможностей. Эффективность такого урока заключается в том, что пробуждается познавательный интерес предмету, достигается высокая степень усвоения материала на основе эмоционального воздействия в процессе игры. К.Д. Ушинский отмечал, что “в памяти нашей сохраняются с особенной прочностью те образы, которые мы восприняли сами посредством созерцания... к такой врезавшейся в нас картине мы легко и прочно привязываем даже отвлеченные идеи, которые без того изгладились бы быстро”.2 На таком нестандартном уроке создаются условия для формирования творческих начал личности ученика. Уход от обычных форм обучения, привлечение дополнительных знаний и проявление разнообразных умений, которые широко используются в повседневной жизнедеятельности (но не находят места на обычном уроке), дают возможность отличиться ученику, не обладающему хорошими знаниями, служат началом для самовыражения личности школьника. На уроке создается атмосфера раскованности, свободы мышления. Там, где назидание сменяется коллективной работой, находящей свое выражение в игре, когда равнодушие сменяется заинтересованностью, а учитель становится зрителем или равноправным участником действия, мнения учащихся и учителя становятся равнозначимыми. Боязнь учебника со всеми его научными выкладками, боязнь карающего, всезамечающего учителя сменяются доброжелательным соучастием в деятельности

учащихся и учителя. В ходе подготовки и на самом уроке складывается новый, демократичный тип отношений, когда учитель передает учащимся не только знания, но и свой жизненный опыт, раскрывается перед ними как личность.

    Особое значение игровых методов в обучении заключается в том, что они создают участникам игры условия для:

а) развития отвлеченного мышления; б) уяснения сущности проигрываемых ситуаций и собственных чувств, мыслей, профессиональных и социальных установок, связанных с той или иной ролью; в) развития умения “входить в положение других людей”, лучше понимать их позиции и чувства, что непосредственно связано с социально-психологическими явлениями принятия другого как самого себя и понимания эмоционального состояния этого другого, сопереживания и сочувствия ему; г) апробирования новых ролей и форм общения в ситуациях, моделирующих реальную жизнь. В целом все это формирует понимание своего собственного поведения и поведения других людей.

    Понять перечисленные возможности игровых методов обучения можно, обратившись к психологическому анализу игры. Поскольку это всегда деятельность, и деятельность активная, то ее психологический анализ начинается с выяснения потребностей, влечений, побуждений,  мотивов, а организация игровой деятельности – с их формирования. Принципиальное отличие игровой деятельности от других видов деятельности состоит в том, что переживаемые чувства и мотивы игры самим играющим не осознаются. Игра не связана с практической утилитарной деятельностью непосредственно. “В ней действия являются скорее выразительными и семантическими актами, чем оперативными приемами. Они должны скорее выразить заключенный в побуждении, мотиве смысл действия, отношение его к цели, чем реализовать эту цель в виде вещного результата”.1 У участников игры нет боязни нанести своими действиями практический ущерб себе и партнерам, их не связывает и отсутствие реальных материальных орудий и средств, необходимых для осуществления имитируемой ими непосредственно практической деятельности. Эти орудия и средства заменяют воображение, проба творческих способностей, т.е. удовлетворение одной из самых специфических человеческих потребностей, а именно – потребности в творчестве, в свободе выбора. Это делает игровые методы интересными и притягательными. А основной мотив игры выступает “в многообразных переживаниях значимых… для играющего сторон действительности”.2 Переживания связаны с пробой сил, самоутверждением, удовольствием, получаемым от отдельных игровых действий или от самого процесса общения с другими людьми в ходе игры. И, несмотря на условность игровой ситуации, чувства, которые испытывает в ней играющий, являются подлинными, реальными. Реальными являются и желания, замыслы, которые в ней разыгрываются, реальны и вопросы, которые решаются, но при обязательном условии, что все это значимо для играющих.

    За критерий игровой деятельности принимается создаваемая “мнимая” ситуация, в ней расходятся видимое и смысловое поля. Мотивы “мнимой” ситуации заложены уже в самой эмоциональной природе игры. “Мнимая” ситуация заключает в себе правила поведения, они не сформулированы с самого начала, но существуют в жизни как профессиональные умения, способы действий или нормы и правила социального поведения. Профессиональная или социальная роль, которой наделяется каждый участник игры, со стороны ее объективного содержания представляет собой общественно необходимый

вид социальной деятельности и способ поведения личности. Поэтому инструктивное содержание роли, соответствующая форма поведения определяются тем местом, которое человек занимает в системе производственных и общественных отношений. Играющий ведет себя в проигрываемой “мнимой” ситуации согласно тому, как эта ситуация диктует, т.е. согласно правилам, вытекающим из нее. Мнимая ситуация и содержится в скрытом виде в игре с правилами. Игровые правила – это правила для самого себя, правила поведения в данной ситуации, внутреннего самоопределения и самоограничения. Игра непрерывно создает требования действовать вопреки непосредственному импульсу, потому что наслаждение от игры возможно только при условии соблюдения правил во всей структуре игры. “Именно правило, ставшее аффектом (наслаждением), является признаком игры”1. Выполнение правила выступает источником удовольствия, и игра по правилам создает новую форму желаний. Это желания, относящиеся к роли в игре, ее правилу. Поэтому в игре возможно проявление высших достижений человека, которые “завтра станут его средним уровнем, его моралью”.2 В игре исполняется желание, и через переживание пропускаются основные категории действительности, внутренние процессы находят свое выражение во внешних действиях, поступках, так как играющий, желая, выполняет, думая, - действует. И поэтому в игре воображение, мышление и воля выступают как единое целое.3

    Несомненно, что для активизации учебной деятельности учащихся могут быть применены и другие формы организации обучения в современной школе, такие как использование пиктограмм, опорных конспектов по методу В.Ф. Шаталова, уроков интегрированного типа и др.   



1 Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. – М., 1986. С. 102

2 Ушинский К.Д. Собр. Соч. – М.-Л., 1949. Т. 6. С. 267

1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1949. С. 590

2 Там же. С. 592

1 Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966. - № 6. С. 66

2 Там же

3 Короткова М.В. Проблемные игры и познавательные задания на уроках истории средних веков // Преподавание истории в школе. – 1991. - № 4. С. 141

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2019 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!