Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
В духовной культуре эпохи Возрождения одно из центральных мест занимает искусство.
Универсальным гением итальянского Возрождения был Леонардо да Винчи (1452-1519). В своем творчестве Леонардо да Винчи отразил антисхоластический, антискептический дух Возрождения, его стремление постичь жизнь, ее духовные и чувственные радости. Своими произведениями великий художник утверждал красоту природы, чувственную красоту человека и наслаждение от созерцания прекрасного. Многие теоретики искусства эпохи Возрождения настаивали на особенном значении живописи. Так, Леонардо да Винчи ценил живопись выше любого другого искусства, он писал: ..... если поэт служит разуму путем уха, то живописец – путем глаза, более достойного чувства... Картина, как много более полезная и прекрасная, понравится больше... Выбери поэта, который описал красоту женщины ее возлюбленному, и выбери живописца, который изобразил бы ее, и ты увидишь, куда природа склонит влюбленного судью».[1]
Кисти Леонардо да Винчи принадлежит немало совершенных произведений искусства. Он создал такие шедевры, как «Мона Лиза» («Джоконда»), «Святой Иероним», «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта», «Дама с горностаем» и др. Триумфом его творчества стала знаменитая «Тайная вечеря» в миланском монастыре Санта-Мария делла Грацие. Леонардо да Винчи – великий исследователь тайн искусства. Он разработал многие теоретические проблемы искусства, такие, как теория воздушной перспективы, света и цвета, пропорции, отображение эмоций в живописи, построение научной анатомии животных и людей. Эстетические проблемы искусства он рассмотрел в труде «Книга о живописи». В своем творчестве Леонардо был одновременно художником и инженером. Соответственно, его подходы к своим творениям можно обозначить и как предельно общие и одновременно утилитарные.
Условно-плоское, символическое изображение предметов, характерное для средневековья, Леонардо да Винчи заменил реалистичным изображением действительности. Так, средневековые художники изображали ребенка как взрослого человека, только маленького роста. Леонардо да Винчи рисует действительность в ее реальных пропорциях. Великий живописец открывает законы перспективы и по ее законам создает свои произведения. Его «Тайная вечеря» демонстрирует великолепное владение пространственной перспективой.
Не обошел своим вниманием Леонардо да Винчи симметрию, хотя его понимание симметрии было противоречивым. Леонардо, как и его современники, не употреблял слова «симметрия». Он использовал слова «гармония», «совершенство пропорций», «равновесие». Из условий симметрии он вывел, что равные треугольники будут в равновесии относительно точки, отстоящей на равных расстояниях относительно их центров тяжести. Здесь Леонардо ограничился общими рассуждениями, основанными на соображениях симметрии, в то время как еще в III веке до н.э. это положение было строго рассмотрено Архимедом. Подобным образом он рассматривает равновесие шара, имеющего опору в центре тяжести (шар не падал, так как две симметричные половинки уравновешивали друг друга). Так рассуждал Леонардо-инженер.
Леонардо-художник главное внимание, вслед за П. Франческа (1416–1492) и Л. Альберти (1404– 1472), сосредоточил на изучении законов перспективы и пропорций. В своем «Трактате о живописи» (1498 г.) Леонардо да Винчи изложил свое понимание этих проблем. Он писал: «Пропорция – мать и королева искусства». Художник предельно широко понимает пропорцию. Он считает, что пропорция содержится не только в числах и мерах, но также в звуках, тяжестях, временах и положениях и в любой силе, какая она бы ни была. Холодное совершенство произведений Леонардо да Винчи, научную обоснованность его произведений Ницше называл воплощением аполлонийского начала в искусстве.
Позднее Возрождение знаменуют бессмертные работы живописца и скульптора Микеланджело (1475–1564). (А.С. Пушкин называл его создателем Ватикана). Темперамент Микеланджело был южный. Он не терпел компромиссов в вопросах чести, был правдив и не мог лицемерить перед властью. Еще в молодости он посещал кружки гуманистов. Античность, особенно учение Платона, произвели на него неизгладимое впечатление.
Микеланджело, глубоко чувствуя дух своей эпохи, тонко понимая состояние культуры, преломляет собственное и собственный жизненный опыт через осознание единой культурной целостности и создает уникальный и поэтому неповторимый художественный стиль и дух произведений. Его произведения решают вечные онтологические проблемы мира, они философичны, в образной форме дают разрешение самых острых проблем своего времени.
Явления общественной жизни в культуре Ренессанса не нашли широкого отражения. Идеи черпались, как правило, из античности и раннего христианства. Тем ценнее работы Микеланджело, в которых он пытается осмыслить важные социальные проблемы современности. Микеланджело сочувствует народной освободительной борьбе. Он создает своего гиганта «Давида» (1503) и выставляет его на городской площади в качестве символа народного защитника. Давид изображен перед самой битвой. Он замер перед предстоящим высшим напряжением. Юный богатырь выглядит расслабленным, но это не скрывает его физического совершенства. Это произведение символизирует потенциальное, а не только выявленное могущество человека.
Работы Микеланджело полны глубокой символики и представляют собой удивительное переплетение прекрасного, трагического и возвышенного. В созданной им во Флоренции монументальной работе «Гробница Медичи» скорбное и траурное настроение сочетается с эстетически-прекрасным художественным выражением. Трагична фигура «Вечер», символизирующая погружение человеческого духа в вечный сон. Величественна фигура, изображающая утро, она в символической форме передает идею возрождения духа.
Микеланджело мастерски выразительно передает движение в скульптурной композиции. Даже полный покой в его работах воспринимается как скрытое, внутреннее, бесконечное движение. Засыпающий человек в его «Гробнице Медичи» полулежит, рука его покоится на бедре, правая нога теряет опору и скользит, голова безвольно падает на плечо. Полусонная просыпающаяся фигура как будто начинает потягиваться, упираясь ногами в ложе. В скульптуре «Пьета» с колен матери движение, отрицающее смерть, переходит к мертвому Христу. Существующий момент, запечатленный ваятелем в скульптурном изображении, заключает в себе отблеск прошлого и ростки будущего. Даже изображение мертвого человека передает застывший в смерти покой и смирение или сопротивление и борьбу.
Для придания большей динамики Микеланджело использует особенности пространственно-временного восприятия скульптурной композиции. Восприятие обладает временной протяженностью, композиция осматривается с различных сторон. Умирающий раб в скульптуре Микеланджело выпрямляется, но в другом ракурсе его тело бессильно падает. Последовательное обозрение создает впечатление последовательности борьбы, смирения с угнетением и нового усилия освободиться.
Великим художником эпохи Возрождения был Рафаэль Санти (1483–1520). Собственный ранний художественный стиль художника выразился в его «Мадонне Конестабиле», в которой он смог гармонически соединить ностальгические воспоминания, тоску по умершей матери и любовь к родной природе.
Рафаэль свободно владеет перспективой и пространством. В «Сикстинской Мадонне» он изображает дематериализованное пространство. Мадонна, несущая Бога, идет по облаку; ангелы на переднем плане смотрят на нее, хотя по законам пространства не могут ее видеть. Это полотно стало уникальным шедевром мировой культуры.
Альбрехт Дюрер (1471–1528) был представителем северной, немецкой художественной школы. Дюрер был разносторонне одаренным художником. Он сумел сказать новое слово как живописец, рисовальщик, гравер и теоретик искусства. Дарование Дюрера формировалось под влиянием поздней готики, гуманизма Возрождения и собственных теоретических изысков в области искусства. Значительное внимание Дюрер уделял вопросам перспективы. Им он посвятил две своих работы – «Руководство к измерению при помощи циркуля и линейки» (1525) и «Четыре книги о пропорциях человека» (1528). Вместе с Леонардо Дюрер считал, что измерение в изобразительном искусстве должно быть обязательным условием художественной достоверности работы. Из этого следует, что художник, начиная использовать размеры предмета, вольно или невольно будет искать пространственные и числовые отношения между ними. Именно поэтому из пропорции рождается симметрия. Дюрер по вполне понятным причинам придавал большое значение способам построения правильных, симметричных фигур. Это объясняется практическими потребностями (например, необходимостью построения фортов, бастионов, укреплений, в основе которых лежат многоугольники).
Но есть и другой, не менее правильный ответ, который дал сам Дюрер: его понимание прекрасного тождественно правильному, пропорциональному, симметричному. Идея пропорциональности выражает красоту, совершенство, гармонию. Но красота тела – это не только правильность пропорций, здесь существенную роль играют телосложение, поза, освещение, выражение лица, цветовые оттенки. Все это, часто непонятным образом, должно сочетаться с пропорциональностью и симметрией. Симметричное тело, пропорциональное сложение меньше утомляет и поэтому Вызывает чувство удовольствия, а асимметричные формы вызывают неприятное чувство, режут глаз.
Ярким воплощением этих теоретических построений стала работа Дюрера «Тайная вечеря» (создана в 1511 году). Эта работа является этапом в эволюции взглядов Дюрера на красоту, пропорцию, перспективу и средства их выражения в графике. Прежде всего вызывает интерес сама композиция, представляющаяся на первый взгляд гармоничной. Действительно, в центре гравюры Христос, слева и справа от него по пять апостолов. Но при внимательном рассмотрении (на картине тринадцать апостолов), мы видим, что для симметрии Дюрер одного из апостолов размещает на центральной линии, с Христом, а две фигуры выносит на передний план и располагает симметрично по другую сторону стола. Особым образом симметрия подчеркивается овально-симметричной формой сводов, круглого темного окна, подставкой стола и даже складкой на скатерти и способом расположения предметов на столе.
Однако дань симметрии на этом кончается. Собственно фигуры Христа и апостолов асимметричны. Эта асимметрия, соединяясь с общесимметричной композицией, создает удивительный эффект – фигуры оживают. Они не просто наклонены друг к другу и в этом наклоне нарушают симметрию, они воспринимаются как движущиеся, более того, характер этого движения создает тревожное настроение. Мы как будто слышим речь Христа, сообщившего, что один из апостолов предаст его. Асимметрия показывает, как возбуждены ученики – и в воздухе висит их требование назвать предателя. И все же Христос спокоен, он просто утешает младшего из его любимых учеников, который не выдержал и расплакался. Статично-спокойны две фигуры на переднем плане. В одной из них мы узнаем Иуду, пытающегося спрятать за спину кошелек с тридцатью сребрениками. Спокойствие другой фигуры тоже понятно – это старик, наливающий себе вино.
Парадокс асимметрии буквально оживляет картину. Этот прием дает богатейшие возможности, которые Дюрер мастерски использовал, и не просто добился графического эффекта, но и создал целую гамму противоречивых ассоциации.[2]
[1] Цит. по: Чернокозов А.И. История мировой культуры (Краткий курс). Ростов-на-Дону, 1997. С. 115
[2] Вёрман К. История искусств всех народов. Европейское искусство средних веков. М., 2000. Кн. 5. Искусство XV в.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!