Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Интеллектуальное самовоспитание учителя»

/ Педагогика
Конспект, 

Оглавление

Следует подчеркнуть, что  педагогическая профессия может являться средством профессионального развития личности, ее интеллекта, чувств и воли, т. е. основы для педагогически эффективного использования любого метода или приема педагогической техники. Прежде всего, целесообразное использование конкретных учебно-воспитательных умений предполагает развитый интеллект учителя. Человек без рассудка - человек без воли. Тем более это касается учительской профессии, которая требует особой продуманности и взвешенности решений. Какие же основные свойства образуют человеческий ум? Это очень важно знать, ибо глубокое понимание ценных качеств ума и осознание недостатков - уже, можно сказать, полдела в самосовершенствовании педагога. Одно из важнейших качеств ума - самокритичность, понимание относительности своих способностей и знаний, стремление осознать недостатки своей умственной деятельности.  Самокритичность ума сочетается с умением видеть умственные достоинства других людей, с интересом к логике рассуждения других, с умением поучиться у них чему-то полезному. Интересно, что чем человек умнее, тем больше оригинального и поучительного находит он у других людей. Люди посредственные и ограниченные, так сказать, серые видят в таких же серых тонах окружающих людей. Человек как солнце, чем он умнее и ярче его сияние, тем сильнее он освещает и видит своеобразие окружающих людей.  Следует учесть, что противоположное самокритичности качество - самодовольство представляет собой остановку в развитии ума, леность и инертность его. Самодовольство обычно сочетается с отрицательным отношением к умственным возможностям других. Ограниченный и самодовольный человек часто склонен к поверхностному скепсису, а то и к злословию. На эту сторону человеческой глупости обращал внимание В. Г. Белинский: в чем не знаешь толку чего не понимаешь, то брани - это общее правило посредственности. К сожалению, так свойственное  и педагогической молодежи стремление к самоутверждению подчас приводит к дешевому скепсису и нигилистической позе. В таком случае, не имея еще достижений в труде и общепризнанных заслуг, но желая как можно быстрее и легче утвердить себя в глазах окружающих, подчеркнуть свою значимость и самостоятельность, молодой учитель может прибегать к критиканству и злословию, начинает упрямо отстаивать ошибочное мнение. Правда, со временем эта “болезнь детства” может пройти как под влиянием критического самоанализа, так и благодаря помощи со стороны друзей, старших товарищей, коллектива. Все же если она не излечивается, то затвердевает, превращаясь в опухоль самодовольной ограниченности. Конечно, начинающему учителю стоит вспомнить эту особенность ложного самоутверждения, дабы не допустить ее по отношению к себе, а главное - излечить от возможного заболевания своих учеников. Итак, два полюса: с одной стороны, самокритичность в сочетании с доброжелательным интересом к умственной деятельности других, а с другой стороны - самодовольство и поверхностный скептицизм. Первый полюс покоится на своеобразном фундаменте – широте ума. Умение оценить явление со всех сторон, отсутствие предвзятости, односторонности, крайностей, субъективизма - ценное качество интеллекта. Человек широкого ума понимает относительность достигнутых знаний, стремится со всех возможных высот и позиций осмыслить и проанализировать научное явление, достичь новых результатов в изучении материального мира.

    Важное свойство ума - его глубина, т. е. способность вскрывать суть явлений, отбрасывать ложное, находить новое и оригинальное. Это то, что обычно принято называть творческим характером ума. Человек может творить не обязательно в плане научных достижений и открытий, а и в плане открытий для себя. К примеру, учитель самостоятельно приходит к новым и ценным для себя выводам, о которых он нигде не читал, но в принципе уже известных науке. Однако намного сложнее открыть новое для человечества, для науки. Чтобы понять характер такого рода умственной творческой деятельности, можно представить себе достижения мысли человечества, накопленные тысячелетиями, в виде своеобразного сада, по которому расхаживают люди, привыкшие к его аккуратным и хорошо освещенным дорожкам - устоявшимся знаниям. А за садом - этим островом человеческой мысли - темнота, мгла неизвестности. Что же помогает человеку выйти за пределы этих аккуратных освещенных дорожек? Ведь инерция побуждает его идти по проторенному пути. Человек привыкает к определенным знаниям и взглядам, он мыслит, оценивает и сравнивает в конкретных рамках человеческого бытия и сложившихся ранее в науке представлений. Выйти за пределы достигнутого и за границы устоявшихся знаний помогает фантазия. Именно она, как прожектор, высвечивает из окружающей темноты новые знания, помогает разгадать новые тайны Вселенной.  Понятно, что творческое воображение в деятельности учителя приобретает весьма важное значение. Прежде всего, это способность предвидеть, эмоционально переживать и оптимально разрешать посредством творческого воображения всегда своеобразные проблемные ситуации школьной жизни, проектировать развитие личности каждого учащегося, предвидеть становление и дальнейшее формирование даже самых незаметных положительных ростков в его психике, иначе - осуществлять опору на положительное в воспитуемом в процессе индивидуального подхода к нему. Способности к творческому воображению противостоят консерватизм, леность, узость мышления, которые составляют антипод ума и характеризуют умственную посредственность. Но все-таки есть основания оптимистично оценивать возможности преодоления умственных недостатков, ибо с ними человек не рождается. Они - то “благоприобретенное”, которое можно устранить. И здесь очень важно верить в свои силы. У многих людей могут быть отдельные недостатки, и это отнюдь не означает, что надо впадать в излишнюю самокритичность и считать себя человеком неспособным, а то и неумным. В какой мере можно развить ум человека? Если это связано не с органическими физиологическими нарушениями, когда речь идет о больных, то можно, в принципе, сделать даже уже немолодого человека более умным. Если под влиянием обстоятельств жизни и воздействия на него сильного интеллекта, продуманной критики со стороны коллектива удастся снять, преодолеть позицию самодовольства, упрямства и побудить к самокритичности, то преодолеть сами шаблоны в умственной деятельности, конкретные недостатки в механизмах анализа, аргументации материала сравнительно не так уж трудно. Есть ведь учебники логики. Правда, человек обычно и без них усваивает элементарные способы мышления, так же как он учится говорить на родном языке. Но если все же здесь, а таком сравнительно простом уровне элементарных умственных операций, анализа, синтеза и аргументации, есть пробелы,, ошибки, то были бы желание и умный учитель, помогающий их исправить. Тогда эта работа вполне посильна любому человеку.

    Весьма важно правильно ориентироваться на указанные ценные качества, образующие в своей совокупности ум человека, под которым понимается способность оптимально решать научные или практические жизненные проблемы, проникать в суть явлений или поступков, устанавливать их причины и приходить при этом к правильному, истинному выводу. Принято говорить: способность человека оптимально решать теоретическую проблему - интеллект ученого, а способность решать практический вопрос представляет собой так называемый житейский ум. Такого рода противопоставление аргументируют тем, что ученый, глубоко вскрывающий смысл научных явлений, может порой в житейских, практических вопросах, во взаимоотношениях с людьми оказаться беспомощным, недостаточно проницательным, даже смешным и, на первый взгляд, неумным. Человек же, обладающий сильным практическим умом, не может, в свою очередь, решить научный вопрос. И все же, несмотря на эти различия, ум человека, в принципе, (хотя особенности и могут быть) един, универсален. Интеллектуально развитый ученый может проявлять беспечность и излишнюю доверчивость в житейских вопросах не потому, что он не умен, а потому, что у него нет опыта этих отношений, он всерьез не анализировал те или иные причины человеческих поступков, был занят сугубо научными проблемами. Для проявления ума человека нужны опыт в определенной деятельности, соответствующие знания, внимание и интерес к вопросам. Зачастую у такого ученого не хватает времени для серьезного продумывания и анализа мелких, по его мнению, вопросов. Так и человек с сильным практическим умом может быть совершенно беспомощным в научных вопросах, потому что не имеет соответствующих знаний, подготовки. Мешает в теоретической работе также и малый интерес к этим знаниям как к абстрактным, отсутствие личного опыта приятных, радостных переживаний в процессе научного поиска, нахождения научной истины. Иначе - не хватает эмоций, “горючего материала”, своеобразного тарана, который помогает пробиться через внешнюю сторону абстрактного и сделать научные явления интересными, значительными. “Применительно к проблемам педагогической деятельности приведенные выше рассуждения можно конкретизировать в виде следующей гипотезы: психолого-педагогические знания зачастую не используются учителем потому, что не обладают необходимым характером оперативности. Они не оперативны в том смысле, что не обеспечивают регуляции практических педагогических действий, хотя и могут быть оперативными в том смысле, что обеспечивают регуляцию познавательных, исследовательских действий”.1 Человек с сильным практическим умом под влиянием обучения и самообучения может развить у себя способность решать теоретические задачи. Как показывает опыт, наиболее талантливые учителя хорошо знают и изучают научную литературу по важным для их работы проблемам. 

    Ум проявляется в практических, житейских областях, так же как и в сугубо научных областях, в способности устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, проникать в суть анализируемых явлений и событий, выявлять их причину, глубинный смысл. Конечно, в силу характера человека, большей или меньшей усидчивости, личных интересов и эмоциональности, а также включенности в ту или иную производственную, теоретическую деятельность ум может лучше и эффективнее развиваться и проявляться или в сугубо научном, или в практическом отношении. Яркий пример исключительно сильного проявления человеческого ума как в теоретической, так и в практической области - деятельность ряда выдающихся педагогов, а также ученых-академиков С.П. Королева, А.Н. Крылова, М.В. Келдыша и других. Следует подчеркнуть, что для успешной педагогической деятельности очень важно сочетание у учителя теоретических и практических сторон интеллекта.1



1 Ронзин Д.В. Профессиональное сознание учителя как научно-практическая проблема // Психологический журнал. – 1991. – Т. 12, № 5. С. 68

1 Орлов А.А. Профессиональное мышление учителя как ценность // Педагогика. – 1995. - № 6. С. 65

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2019 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!