Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Индивид, индивидуальность, личность, как критерий общественного прогресса»

/ Ответы на вопросы
Конспект, 

Оглавление

Человек как целостность представляет единство взаимосвязанных подструктур: биологической и социальной. Особенность человека как существа природного в том, что он еще и существо общественное, т.е. на его жизнь и деятельность решающее влияние оказывает социальная среда (например, можно ли только биологическими причинами объяснить гибель миллионов советских граждан в годы Великой Отечественной войны или в годы сталинщины?). Человек, представляющий высшую форму организации материи, выделился из царства животных в первую очередь благодаря коллективному труду. Развиваясь сам, человек развивал и общество. Индивид – отдельный представитель человеческого рода. Каждый человек есть индивид по рождению с набором соответствующих биологических признаков и задатками будущей личности. Как личность он формируется в процессе своей жизнедеятельности в обществе. Личность – это единичный человек как система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре, более широко – в социальной жизни. Неповторимость, незаменимость, уникальность каждой личности выражаются понятием индивидуальность. Индивидуальностью является каждый человек, поскольку в нем сочетаются только ему присущие природные и социальные качества, свойства привычки, способности, отличающие его от всех остальных людей.

    При этом необходимо учитывать, что наиболее важным, крите­рием прогресса выступает уровень гуманизации общества, т.е. положение в нем личности: степень ее экономического, полити­ческом и социальном освобождения; уровень удовлетворения ее материальных и духовных потребностей; состояние ее пси­хофизического и социальном здоровья. Заметим, кстати, что внутри этого сложного по своей структуре индикатора можно и нужно выделить один, по сути дела объединяющий в себе все остальные. Таковым, на наш взгляд, является средняя продол­жительность жизни. И если она в данной стране на 10–12 лет меньше, чем в группе развитых стран, да к тому же обнаружи­вает тенденцию к дальнейшему уменьшению, соответственно должен решаться вопрос и о степени прогрессивности этой стра­ны. Ибо, как сказал один из известных поэтов, “все прогрессы реакционны, если рушится человек”.

    Очень важную роль играет критерий свободы. Свобода – это способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намере­ниями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей. Следовательно, для того, чтобы определить, является ли данная ступень в развитии общества бо­лее прогрессивной по сравнению с предшествующей, не обходимо выяснить, насколько полно реализованы в жизни людей данного общества существенные признаки человеческой свободы.

    Свобода выбора играет такую же роль в общественном про­грессе, как естественный отбор в биологической эволюции. Имен­но благодаря свободе выбора в различных сферах деятельности человек становится активным субъектом общественного развития. Обладая свободой выбора, он может использовать в своей дея­тельности не только приобретенный им личный опыт, но и дости­жения общественной культуры. Это сопровождается ускорением по сравнению с биологической эволюцией темпов общественного прогресса, ибо достижения отдельных людей становятся достоя­нием всего человечества.

    Свободная сознательная деятельность, по определению Марк­са, составляет родовой признак жизни человека, выделяющий его среди животных, а сама свобода, которой обладают люди в каж­дую данную эпоху, является необходимым продуктом исторического развития. В современную эпоху, говоря о критериях общественного про­гресса, нельзя игнорировать отношение общества к природе и со­отношение биологического и социального в человеке. Не может быть общество прогрессивным, если оно превращает природу в мертвую пустыню. И о каком прогрессе можно говорить, если социальное подавляет природное в человеке, растет количество наследственных заболеваний, ухудшается генофонд человечества, техника самым разрушительным образом воздействует на здоро­вье людей? Не только природное начало человека должно соответствовать социальным требованиям, предъявляемым обществом к нему, но и социальные требования должны быть адекватны природе лю­дей. Адекватность друг другу природного и социального в челове­ке – непременный критерий общественного прогресса на совре­менном этапе. Каждая последующая формационная и цивилизационная ступень является более прогрессивной и в плане личностном – она расширяет круг прав и свобод личности, влечет за собой развитие его потребностей и совершенствование его способно­стей. достаточно сравнить в этом отношении статус раба и кре­постного, крепостного и наемного рабочем при капитализме. На первых порах может показаться, что особняком стоит в этом отношении рабовладельческая формация, знаменовавшая собой начало эры эксплуатации человека человеком. Но, как разъяс­нял Ф. Энгельс, даже для раба, не говоря уже о свободных, ра­бовладение было прогрессом в плане личностном: если раньше пленном убивали или съедали, то теперь его оставляли жить. Итак, содержанием общественного прогресса было, есть и будет “очеловечение человека”, достигаемое путем противоречивого развития его естественных и общественных сил, т.е. про­изводительных сил и всей гаммы общественных отношений. Это­му содержанию должен быть адекватен и избираемый нами ос­новной критерий общественного прогресса.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2019 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!