Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Человек как целостность представляет единство взаимосвязанных подструктур: биологической и социальной. Особенность человека как существа природного в том, что он еще и существо общественное, т.е. на его жизнь и деятельность решающее влияние оказывает социальная среда (например, можно ли только биологическими причинами объяснить гибель миллионов советских граждан в годы Великой Отечественной войны или в годы сталинщины?). Человек, представляющий высшую форму организации материи, выделился из царства животных в первую очередь благодаря коллективному труду. Развиваясь сам, человек развивал и общество. Индивид – отдельный представитель человеческого рода. Каждый человек есть индивид по рождению с набором соответствующих биологических признаков и задатками будущей личности. Как личность он формируется в процессе своей жизнедеятельности в обществе. Личность – это единичный человек как система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре, более широко – в социальной жизни. Неповторимость, незаменимость, уникальность каждой личности выражаются понятием “индивидуальность”. Индивидуальностью является каждый человек, поскольку в нем сочетаются только ему присущие природные и социальные качества, свойства привычки, способности, отличающие его от всех остальных людей.
При этом необходимо учитывать, что наиболее важным, критерием прогресса выступает уровень гуманизации общества, т.е. положение в нем личности: степень ее экономического, политическом и социальном освобождения; уровень удовлетворения ее материальных и духовных потребностей; состояние ее психофизического и социальном здоровья. Заметим, кстати, что внутри этого сложного по своей структуре индикатора можно и нужно выделить один, по сути дела объединяющий в себе все остальные. Таковым, на наш взгляд, является средняя продолжительность жизни. И если она в данной стране на 10–12 лет меньше, чем в группе развитых стран, да к тому же обнаруживает тенденцию к дальнейшему уменьшению, соответственно должен решаться вопрос и о степени прогрессивности этой страны. Ибо, как сказал один из известных поэтов, “все прогрессы реакционны, если рушится человек”.
Очень важную роль играет критерий свободы. Свобода – это способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей. Следовательно, для того, чтобы определить, является ли данная ступень в развитии общества более прогрессивной по сравнению с предшествующей, не обходимо выяснить, насколько полно реализованы в жизни людей данного общества существенные признаки человеческой свободы.
Свобода выбора играет такую же роль в общественном прогрессе, как естественный отбор в биологической эволюции. Именно благодаря свободе выбора в различных сферах деятельности человек становится активным субъектом общественного развития. Обладая свободой выбора, он может использовать в своей деятельности не только приобретенный им личный опыт, но и достижения общественной культуры. Это сопровождается ускорением по сравнению с биологической эволюцией темпов общественного прогресса, ибо достижения отдельных людей становятся достоянием всего человечества.
Свободная сознательная деятельность, по определению Маркса, составляет родовой признак жизни человека, выделяющий его среди животных, а сама свобода, которой обладают люди в каждую данную эпоху, является необходимым продуктом исторического развития. В современную эпоху, говоря о критериях общественного прогресса, нельзя игнорировать отношение общества к природе и соотношение биологического и социального в человеке. Не может быть общество прогрессивным, если оно превращает природу в мертвую пустыню. И о каком прогрессе можно говорить, если социальное подавляет природное в человеке, растет количество наследственных заболеваний, ухудшается генофонд человечества, техника самым разрушительным образом воздействует на здоровье людей? Не только природное начало человека должно соответствовать социальным требованиям, предъявляемым обществом к нему, но и социальные требования должны быть адекватны природе людей. Адекватность друг другу природного и социального в человеке – непременный критерий общественного прогресса на современном этапе. Каждая последующая формационная и цивилизационная ступень является более прогрессивной и в плане личностном – она расширяет круг прав и свобод личности, влечет за собой развитие его потребностей и совершенствование его способностей. достаточно сравнить в этом отношении статус раба и крепостного, крепостного и наемного рабочем при капитализме. На первых порах может показаться, что особняком стоит в этом отношении рабовладельческая формация, знаменовавшая собой начало эры эксплуатации человека человеком. Но, как разъяснял Ф. Энгельс, даже для раба, не говоря уже о свободных, рабовладение было прогрессом в плане личностном: если раньше пленном убивали или съедали, то теперь его оставляли жить. Итак, содержанием общественного прогресса было, есть и будет “очеловечение человека”, достигаемое путем противоречивого развития его естественных и общественных сил, т.е. производительных сил и всей гаммы общественных отношений. Этому содержанию должен быть адекватен и избираемый нами основной критерий общественного прогресса.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!