Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Игровая деятельность в системе коррекционно-реабилитационной работы с дошкольниками»

/ Психология
Конспект, 

Оглавление

Известно, что ведущей формой деятельности ребенка ран­него и дошкольного возраста является игра [38], в связи с чем ро­дителям и специалистам, работающим с ребенком, следует особое внимание обратить на стимуляцию игровой деятель­ности. Известно, что игра у здорового ребенка развивается поэтапно. На первом этапе игры ребенка являются действиями определенными предметами – это предметные игры, ко­торые развиваются на основе предметно-манипулятивной де­ятельности. 

Считается [7], что для малыша самой первой «игрушкой» явля­ется он сам. С помощью рук он начинает узнавать собственное тело, а с помощью рта он исследует свои руки. С первых месяцев жизни он рассматривает все, что его окружает, он вытягивает руки и смотрит на них, приближая их к лицу. Все его поведе­ние направлено на исследование и познание окружающего. В возрасте 4–8 мес. у ребенка развивается возможность узнава­ния знакомых предметов на расстоянии и захватывания их с участием большого пальца и конечных фаланг других. Родите­лям следует учить ребенка в процессе совместной игры иссле­довать предметы путем повторных проб с ними, в том числе и проб с их опорожнением и наполнением. 

Родителям и воспитателям следует научить ребенка пить из чашки, пользовать­ся ложкой. С этой целью полезно проводить игры-упражнения с наливанием и выливанием воды. Ребенку полезно предлагать иг­рушки, в захватывании которых необходимо участие большого пальца и конечных фаланг остальных (игрушки на ниточках). Постепенно развивают манипулятивную деятельность и так­тильно-осязательное восприятие. На этом же этапе необходимо стимулировать все представленные выше навыки, проводить ак­тивные игры с малышом. При этом важно научить ребенка одно­временно держать два предмета и манипулировать ими.

На первом этапе игровые действия носят в основном подра­жательный характер.

На втором этапе игровое действие в большей степени соот­ветствует реальной действительности, более четко разделяются функции, наблюдается логическая последовательность дей­ствий, отражающих реальную действительность.

На третьем этапе действия становятся еще более разнообраз­ными их логика и характер, определяемый взятой на себя ролью. В игре начинает использоваться специфическая ролевая речь.

Наконец, на четвертом этапе содержание игры включает в себя выполнение действий, отражающих отношения с другими людьми, роли которых выполняют другие участники игры. Наблюдается тесная связь ролевых функций, речь четко выпол­няет ролевую функцию. Характерна четкая последовательность игровых действий, отражающих реальную последовательную логику событий [18].

В игре развиваются различные виды взаимоотношений меж­ду детьми, которые определяются сюжетом и содержанием игры, что имеет важное значение для развития коммуникатив­ного поведения и личности.

Наконец, в старшем дошкольном возрасте ребенок начина­ет осваивать новый тип игры – игра с правилами. В этих играх уже более четко определена основная задача, отмечается более четкое соотнесение сюжетно-ролевого содержания с правила­ми. Особые группы игр с правилами составляют подвижные игры, например, «Кошки-мышки» [12, с. 45-46].

К играм с правилами относятся так называемые дидакти­ческие игры. В этих играх детям предлагается решение опреде­ленных умственных задач, представленных в игровой форме. Эти игры развивают познавательную деятельность ребенка, фор­мируют у него познавательную активность.

Известно, что многие дети с отклонениями в развитии и раз­личными заболеваниями центральной нервной системы не умеют играть, что еще более задерживает их психическое развитие. Сле­дует иметь в виду, что непродуктивность игровой деятельности, и даже игры совместно со взрослым, может быть обусловлена по­вышенной психической истощаемостью малыша и в связи с этим низким уровнем мотивации. Поэтому мать должна стимулировать и побуждать ребенка к игре. Важное значение имеет похвала и одобрение действий ребенка. Если при виде игрушек ребенок са­мостоятельно не играет, взрослый начинает играть вместе с ним. При этом взрослый прежде всего воспитывает у ребенка интерес к игрушкам, играя вместе с ним, заинтересовывает его в контакте. Важно воспитывать у ребенка адекватность игровых действий в соответствии с игровым материалом.

Упрощенный процесс обучения протекает следующим образом:

1. Ребенку дается инструкция, что он должен сделать.

2. Если необходимо, ему оказывается помощь.

3. Ребенку дают понять, что он сделал хорошо.

Важное значение имеет одобрение, чтобы похвала не потеря­ла своего побуждающего действия, ребенок должен хорошо представлять себе, за что его хвалят.

Главное правило – выражать свое одобрение самым естествен­ным образом. Помните, что похвала – это самая естественная и самая доступная форма поощрения. Похвала стимулирует дея­тельность ребенка. Но в некоторых случаях слишком частая похвала может стать привычной и потерять свою стимулирующую способность. Чтобы этого не произошло, следует разнообразить формы похвалы. Разными способами дайте понять малышу, за что вы его хвалите. Это особенно важно для детей более старшего возраста. Выделяйте похвалу особой интонацией. Научите ребен­ка ценить похвалу. Поощрения должны стать естественной час­тью общения между родителями и детьми [19].

Таким образом, начальное обучение ребенка начинается в игре. Обучение представляет собой трехступенчатый процесс (до, во время, после). Каждый этап следует планировать.

Важное значение для психического и личностного развития ребенка и подготовки его к школе имеют специальные игры – упражнения на конструктивную деятельность. Они особо важ­ны для детей с двигательными расстройствами, для которых также используются игры с разборными игрушками.

Спектр предлагаемых ребенку игр достаточно широк: это игры-драматизации, игры с предметами, настольно-печатные, словесные и др. Но во всех случаях игра является важнейшим фактором развития и организации жизни ребенка.

Синдром стереотипных игр

Стереотипные игры возникают у детей в условиях социаль­ной и эмоциональной депривации. У детей с синдромом госпитализма он наблюдается уже на первом году жизни, но особенно ярко он проявляется в возрасте после 1–1,5 лет. Проявления синдрома сходны с гиперкомпенсаторными депривационными играми в сочетании с некоторыми проявлениями аутистических стереотипических игр. Депривационная игра состоит из од­нообразных двигательных стереотипии – раскачиваний, под­прыгиваний, вращений, перебираний пальцами, кручения го­ловой. Эти действия могут сменяться игрой неигровыми пред­метами даже при наличии игрушек. Характерно, что игра про­исходит на фоне пониженного настроения без эмоционального оживления. Депривационная игра проявляется в виде выражен­ной задержки формирования игровых навыков. Характерной чертой этой игры является ее принципиальная обратимость при изменении ситуации.

Психотерапевтическая роль игры

Особо важное значение имеет развитие игры ребенка с от­клонениями в развитии. Направляя игру, родители учат его нравственным элементарным нормам поведения, помогают ему войти в коллектив здоровых детей. Надо стремиться к тому, чтобы взаимопонимание, взаимопомощь стали привычными фор­мами поведения ребенка с отклонениями в развитии. Все про­водимые с ребенком занятия должны активно воздействовать не только на интеллектуальную, сенсомоторную и речевую сферу, но также и на его эмоции. С этой целью следует широко использовать различные музыкальные занятия или музыкаль­ное сопровождение при проведении тех или иных занятий. Хо­рошо известно благоприятное влияние музыки на многих де­тей с отклонениями в развитии, и особенно на детей с болезнью Дауна. Часто прогресс в развитии такого ребенка начинается в процессе проведения с ним музыкальных занятий. К музыкаль­ным занятиям очень восприимчивы дети с гидроцефалией и син­дромом Ретта [10].

При этом немалую роль играет настрой ребенка, его эмоцио­нальное состояние. Поэтому жизнь малыша надо наполнить кра­сотой природы, игрой, сказками, музыкой. Все это даст толчок к практическому освоению мира.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!