Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Глава 1. Государство и его роль в послевоенном внешнеэкономическом развитии
Япония – страна экономического успеха, сумевшая в исторически короткий срок стать одним из мировых лидеров. Ее новейшая история началась в 70-х годах XIX в., когда Япония вышла из феодальной изоляции с сильным национальным консенсусом: избежать участи колонии Запада. Японии нужны были западные технологии и институциональные примеры, и все это было импортировано и усвоено. Ускоренная индустриализация опиралась на внутренние финансовые и людские ресурсы без прямой финансовой помощи стран Запада.
После переворота 1867-1868 гг. («революции Мэйдзи») Япония за сто лет прошла путь от распада традиционной феодальной социально-экономической системы к развитой рыночной экономике. Путь от аграрной к индустриальной экономике был пройден ею за первые десятилетия XX в. Еще в начале модернизации страна столкнулась с острым противоречием между потребностями в сырьевых и топливных ресурсах и бедностью собственных недр. Это противоречие решалось традиционными для той эпохи методами военной экспансии и захвата колоний – сначала Тайваня (1896 г.), Кореи (1910 г.), Маньчжурии (1931 г.). Страна пережила периоды промышленного подъема в первые десятилетия XX в., финансовый кризис в 1927 г., была охвачена мировым экономическим кризисом 30-х годов [2, с. 231].
В середине 30-х под влиянием примеров прямого контроля над экономикой, показанных Германией и Советским Союзом, в среде высшей японской бюрократии, офицерства и части делового мира сложилась идеология «преображения Японии», оправдывавшая военную экспансию в Китае и переход к методам командной экономики для подготовки страны к большой войне. В 1938 г. была провозглашена «всеобщая мобилизация нации», в отраслях стратегического значения (нефтяной, угольной, химической промышленности, черной и цветной металлургии) установлена система фиксированных цен и создан планово-распределительный аппарат. Компании – исполнители военных заказов были подчинены министерству вооружений, гражданское население мобилизовано на военные заводы, в городах введено карточное снабжение.
Военный контроль над экономикой Японии распался в конце войны, в условиях блокады портов и бомбежек с воздуха, разрушивших около четверти промышленных предприятий и сильно повредивших транспортную сеть. Жилищный фонд в городах и системы искусственного орошения сельскохозяйственных земель были сильно разрушены. Япония потеряла колонии, которые были основой ее сырьевого снабжения, и утратила океанский флот. Военные потери составили 2 млн. 800 тыс. человек убитыми, но численность населения увеличилась на 100% ввиду притока репатриантов из бывших колоний [2, с. 232].
После поражения во Второй мировой войне американская оккупационная администрация провела в Японии серию глубоких институциональных реформ. Как и в Западной Германии, здесь прошла либерализация цен, был стабилизирован бюджет и введен фиксированный валютный курс. При этом реформы были более масштабными и глубокими, чем в Западной Германии. Оккупационные власти осуществили программу демонополизации экономики, которая включала роспуск довоенных концернов во главе с семейными холдингами («дзайбацу»), широкую распродажу их акций, дробление крупнейших промышленных компаний и принятие антимонопольного закона. Цель этой программы состояла в том, чтобы ликвидировать чрезмерную концентрацию экономической мощи и усилить рыночную конкуренцию.
Далее была проведена радикальная аграрная реформа с ликвидацией крупных владений и массовой перепродажей земли, что привело к созданию сельского хозяйства мелких независимых фермеров. Оккупационные власти перестроили систему государственных предприятий и предприняли финансовое оздоровление частных корпораций и банков. Они провели налоговую реформу, которая обеспечила предприятиям внутренние источники накопления. Без этих реформ японское «экономическое чудо» не могло бы состояться.
Темпы экономического роста послевоенной Японии, достигнув наивысшего значения в 50-х годах (среднегодовой прирост ВВП составлял 14.9%), показали долговременный понижающий тренд: в 60-х – 11.3, в 70-х – 4.5, в 80-х – 3.8, в 90-х – 1.4%. За понижающимися темпами роста стоит смена этапов экономического развития страны. Можно выделить следующие этапы: реформы первых послевоенных лет (1946-1952 гг.), период высоких темпов (1955-1973 гг.), период адаптации к росту цен на ресурсы сырья и топлива и интернационализации экономики (1974-1989 гг.) и структурный кризис 90-х годов [5, с. 110].
В годы «экономического чуда» Япония преодолела техническое отставание от наиболее развитых стран и освоила технологии массовой переработки сырьевых и топливных ресурсов и массового стандартизованного выпуска готовых изделий. В 50-х годах были реконструированы предприятия черной металлургии, угольные шахты и электростанции и заново построен разрушенный во время войны торговый флот. В 60-х на базе конверсии военных предприятий и нового промышленного строительства «с нуля» были созданы производство электробытовых приборов и радиоприемников, автомобильная промышленность. Также были созданы отрасли послевоенного поколения: нефтехимия, производство синтетических волокон и смол, электроника. В это же время были закрыты почти все угольные шахты, не выдержавшие конкуренции дешевой импортной нефти, которая стала топливной базой энергетического хозяйства.
Главным направлением в перестройке отраслевой структуры было создание на новой технической базе практически универсального набора отраслей обрабатывающей промышленности. Это направление было продиктовано сочетанием следующих факторов: дешевая, хорошо обученная и обильная рабочая сила; отсутствие собственного сырья и топлива, которое нужно было импортировать; доступность новых технологий, которые можно было импортировать; а также достаточные внутренние источники накопления и механизмы финансирования капиталовложений.
Бюджет страны сводился с профицитом, и до 1968 г. Япония не прибегала к внутренним заимствованиям. У страны не было сколько-нибудь значительной внешней задолженности, и, кроме нескольких целевых займов Всемирного банка, она не пользовалась крупными внешними кредитами. Доступ иностранным инвесторам на внутренний рынок был ограничен при валютном контроле над всеми внешними связями. Запас прочности денежной системы позволял Банку Японии поощрять кредитную экспансию банков путем рефинансирования, удерживая ставки по ссудам ниже равновесного уровня. Капиталовложения предприятий финансировались главным образом банками.
Послевоенный «бум» деторождения дал стране прирост численности населения между 1955 и 1970 гг. с 90 до 104 млн. человек. Индустриализация вызвала массовый отток рабочей силы из сельского хозяйства. Численность занятых в несельскохозяйственных отраслях увеличилась с 17 до 36 млн. человек – более чем удвоилась. Этот процесс сопровождался беспрецедентно быстрым ростом доходов наемных работников (в среднем на 10% в год) и массовым созданием новых мелких предприятий, число которых выросло в полтора раза. Период высоких темпов создал в Японии современный средний класс.
На макроэкономическом уровне главной составной частью совокупного спроса были личные потребительские расходы населения, обеспечившие около 60% прироста валового продукта. На экономический рост затрачивалось около 30% ВВП, в том числе 18-20% приходилось на инвестиции в оборудование и производственное строительство [1, с. 68]. Пока Япония не построила на основе технического обновления конкурентоспособные экспортные отрасли, главным ограничителем роста было состояние внешних расчетов. При фиксированном курсе иены, который существовал в 1949-1971 гг. в рамках Бреттон-Вудской валютной системы, на высших точках промышленного подъема вырастал объем импорта, а не цены импортных товаров, как это было бы в случае свободного курса иены, и баланс по торговле и платежный баланс по текущим статьям сводились с дефицитом.
Для данного периода было характерно активное вмешательство государства в распределение ресурсов между отраслями и в организацию отраслей с целью формирования определенной структуры промышленности, то есть осуществлялась промышленная политика. Ее важнейшим инструментом была система валютных квот на оплату необходимого импорта – практически карточное распределение валютных ресурсов и разрешение доступа для иностранных инвесторов только на индивидуальной основе. Тем самым сводилась к минимуму иностранная конкуренция на внутреннем рынке. Протекционизм был главной составляющей тогдашней промышленной политики.
Другими составляющими были налоговые льготы приоритетным отраслям, а также ограничение доступа новых конкурентов на рынки и регламентация специализации предприятий в ряде отраслей (в нефтепереработке, нефтехимии, банковской деятельности и страховании). Специфически японский метод помощи приоритетным отраслям, не применявшийся ни в одной другой стране, состоял в предоставлении отраслевым союзам предпринимателей права на создание подконтрольных правительству картелей на время циклических спадов. Компаниям разрешалось фиксировать цены и ограничивать выпуск продукции до того момента, как на внутреннем рынке страны возникнет достаточный спрос. Эта мера применялась также для поддержки новых отраслей на стадии становления. В тех случаях, когда отраслям была необходима массовая смена технологии, разрешались картели для координации свертывания неперспективных производств. Промышленная политика опиралась на групповое поведение предприятий в отрасли (союзе предпринимателей) и не давала предприятиям индивидуальных льгот.
К концу 60-х годов в Японии был создан промышленный потенциал для конкурентоспособного экспорта. По мере того, как продукция обновленной промышленности выходила на международные рынки, внутренний рынок открывался для иностранных товаров. В середине 60-х годов исчезли периодические дефициты торгового баланса. К началу 70-х был отменен валютно-лицензионный контроль над импортом, сняты ограничения для притока иностранного капитала, а затем и ограничения экспорта японского капитала за границу. Фиксированный курс иены, установленный еще в 1949 г. на уровне 360 иен за доллар США, оказался сильно заниженным. В конце 1971 г. Япония ввела плавающий курс в рамках узкого коридора, а с февраля 1973 г. перешла к свободному плавающему курсу.
В 70-х годах два мировых нефтяных кризиса вызвали в Японии, промышленность которой работает на привозном сырье и топливе, острые вспышки инфляции и резкое замедление темпов роста. В 1973-1974 гг. импортные цены выросли в 2.1 раза, в 1979-1980 гг. – на 86% [1, с. 15].
К тому же в 70-х годах были исчерпаны резервы экстенсивного роста путем привлечения новых ресурсов рабочей силы и обновления товарной номенклатуры промышленной продукции. Экологические трудности в конечном счете привели к удорожанию капитального строительства. Поднялся уровень заработной платы, дороже стало оборудование новых рабочих мест. В результате экономика вступила на путь сбережения ресурсов и капиталоемкого роста. Хотя темп роста снизился более чем наполовину, норма накопления осталась очень высокой (около 30% ВВП).
Промышленность стала все больше ориентироваться на наукоемкие отрасли. Ее лидерами стали электронное машиностроение и производство современных средств связи. Для форсирования их развития была проведена серия государственных программ финансовой и организационной поддержки научно-исследовательских работ, выполнявшихся крупнейшими фирмами в области высоких технологий.
Для структурно депрессивных отраслей в 1978-1988 гг. были осуществлены две пятилетние программы, которые помогли частично свернуть те отрасли, где положение было наиболее тяжелым: выплавка алюминия и мартеновской стали, производство химических удобрений и волокон на нефтяной основе, судостроение, текстильная и швейная промышленность. Это были последние программы промышленной политики: потребность промышленности в государственном патернализме ушла в прошлое. Внутреннее производство продукции, потерявшей конкурентоспособность, стало замещаться импортом. Все более серьезным источником снабжения промышленности становятся зарубежные филиалы и совместные предприятия японских корпораций.
В итоге японская экономика еще глубже интегрируется в мировое хозяйство. Либерализация внешнеэкономических связей была сильно растянута во времени и дала японским промышленникам при сильной внутренней конкуренции основательно подготовиться к конкуренции на международных рынках. Но в мире сформировалось негативное представление о Японии как о стране, закрытой для внешней конкуренции. Хотя формальные ограничения были сняты, традиционная практика долгосрочных связей в мире бизнеса и партнерские отношения между правительством и деловыми кругами все больше воспринимаются как признаки протекционистской защиты. В середине 80-х годов огромное положительное сальдо в торговле с США и странами Европы стало источником острых конфликтов и ключевым вопросом межгосударственных экономических отношений для Японии.
В середине 80-х годов правительство признало, что положительное сальдо торгового баланса есть результат структурной диспропорции экономики, слишком сильно ориентированной на экспорт. Были введены льготы для импортеров, чтобы выровнять торговый баланс и переориентировать промышленность на внутренний рынок и сделать именно внутренний спрос опорой экономического роста. Но ревальвация иены (ее курс к доллару поднялся с 200 в 1985 г. до 125 в 1991 г.), несколько притормозив рост товарного экспорта, ускорила вывоз капитала. В 1985-1989 гг. зарубежные инвестиции Японии росли в среднем на 62% в год [6, с. 311]. Япония стала экспортировать не только и не столько товары, сколько рабочие места.
От продолжительного экспортного бума японские банки получали огромный приток ликвидных средств, который из-за высокой стоимости японской рабочей силы вкладывался не столько в производственные мощности промышленных предприятий, сколько в спекулятивные сделки с акциями и недвижимость. Гипертрофированный рост курсов акций и земельных участков, покупавшихся для последующей перепродажи, получил в прессе и обществе название «экономики мыльного пузыря». Когда в 1990 г. «пузырь» лопнул, рыночная цена акций и земельных участков начала падать. По мере их падения обнаруживались и накапливались долги банкам со стороны корпораций, вкладывавших свободные средства в эти активы. Министерство финансов, которому в правительстве была поручена инспекция банков, не могло отказаться от привычного патернализма и поощряло сокрытие банками информации о состоянии их кредитных портфелей. Только в 1995 г. впервые за весь послевоенный период начались банкротства банков, которые в Японии всегда казались непотопляемыми.
Кризис японской финансовой системы оказывает угнетающее влияние на развитие реального сектора японской экономики. После того как «пузырь» лопнул, вниз пошли капиталовложения: их доля в ВВП снизилась с 20 до 15-16%, так как предприятия потеряли часть ресурсов для финансирования капиталовложений и обесценилось имущество, которое обеспечивает банковские кредиты в качестве залога.
В то же время решить задачу переключения экономического роста на внутренний спрос пока не удалось. Сейчас предприятия и капиталы свободно выбирают страны, где им действовать, и если экономика страны перестает соответствовать их требованиям, они уходят, экономика «опустошается». Недостаток спроса на внутреннем рынке как был, так и остался структурной слабостью Японии, в связи с чем кризис 90-х годов можно назвать структурным.
В 90-х годах Япония сохранила положительное сальдо по торговым платежам и доходам от зарубежных вложений, и оно не компенсируется оттоком капитала. Финансовый кризис в странах Юго-Восточной Азии сказался на японской экономике не столько прямо (на этот регион приходится всего около 11% внешнеторгового оборота Японии), сколько косвенно, через ухудшение условий деятельности для филиалов японских компаний. Именно в этот регион перемещены трудоемкие производственные операции многих японских предприятий.
Кризисная полоса затянулась более чем на 10 лет и вызвала цепь самых серьезных последствий.
Первое – массовые банкротства компаний, у которых обесценивается имущество, под которое можно получить кредиты, и накапливаются долги. Сокращение кредитования напрямик привело к промышленным спадам в 1992-1993 и в 1998 гг.
Второе – «дефляционная спираль»: снижение цен на фоне падающего производства. Механизм действия «дефляционной спирали»: домохозяйства и компании откладывают решения о сколько-нибудь крупных расходах «на потом», когда все станет дешевле. В результате сбережения растут, а потребительские расходы и инвестиции падают. Любой держатель финансового ресурса с неизменной номинальной ценой (например, срочного вклада в банке) получает реальный и притом безрисковый доход. Инвестирование в падающую
экономику и крупные потребительские траты, напротив, сопряжены с повышенным риском.
Кризис не вызвал социальных потрясений. Безработица велика только по японским меркам (4.7%), существенного падения номинальных доходов не произошло. Но падение цен на недвижимость нанесло ущерб и кошелькам потребителей. Цены на квартиры, купленные в начале 90-х, упали так, что их продажа не покрывает задолженности по закладным. Низкий уровень процентных ставок урезал денежные доходы пенсионеров (из-за падения доходности траст-банков, управляющих пенсионными фондами) [5, с. 112-113].
Третье – нарастание государственного долга. Правительство теряет налоговые сборы и накачивает деньги частных вкладчиков и финансовых учреждений в экономику. Цель – восстановить эффективный спрос по испытанному кейнсианскому рецепту через бюджетные инвестиции. Финансовые потоки из частного сектора уходят в неэффективный и пораженный коррупцией «смешанный» сектор общественных работ. Но для правительства возвращение к экономическому росту – самый высокий приоритет, от которого оно не может отказаться.
Давление кризиса, наконец, заставило правительство в 1999 г. пойти на настоящую реформу финансового сектора. Она получила название «большого взрыва» по аналогии с финансовой реформой, успешно прошедшей в Англии в 1986 г. Реформа представляет собой пакетный пересмотр законов о банках, сделках с ценными бумагами и биржах, о страховом деле. В частности, устранены барьеры доступа на финансовые рынки – разрушена так называемая «кирпичная стена», разделявшая банковское дело, страхование и операции с ценными бумагами. Банки, брокерские и страховые компании получили возможность заниматься всеми видами финансовых операций. Отменено запрещение доступа нефинансовых компаний на финансовые рынки. Разрешена торговля ценными бумагами вне фондовых бирж и создание электронных торговых систем. Для финансовых учреждений введены жесткие правила открытия информации о «неработающих активах», аналогичные стандартам, которые применяются Комиссией по ценным бумагам и биржам США.
«Большой взрыв» положил начало крупномасштабной реорганизации финансового сектора Японии. Этот сектор стал конкурентным: различные игроки работают на одних и тех же финансовых рынках, большую активность проявляют иностранные финансовые институты.
Еще в 1998 г. началась волна слияний и поглощений с активным участием иностранных инвесторов, которые нередко выступают инициаторами сделок. Число слияний растет темпами в 35-40% в год. Иностранные совладельцы отказываются от традиционных приемов управления, в том числе от патерналистских отношений с поставщиками и сбытовой сетью.
Глава 2. Современное развитие японской экономики и ее связь с мировым рынком
2000 и 2001 годы были годами несостоявшегося подъема. Начинался он хорошо – казалось, экономика вышла из длительного застоя. В I квартале 2000 г. все основные экономические показатели были неожиданно высокими: прирост ВВП к предыдущему кварталу составил 2.4% (на годовом уровне – 10%), промышленного производства – 4.5%. Казалось, что начинается долгожданный подъем, поддерживаемый спросом на внутреннем рынке. И действительно, инвестиции в частном секторе увеличились на 4.2%, частное жилищное строительство на 8.7%, а потребительский спрос на 2.1%. Уровень промышленного производства был на 4.5% выше, чем год назад. Конъюнктуру поддерживал высокий темп прироста экспорта (12.8% на годовом уровне) [5, с. 116].
В начале года министр финансов Киити Мияд-зава и генеральный директор Управления экономического планирования Тайити Сакайя предсказывали, что страна к концу года «выйдет на путь полномасштабного восстановления роста». Больше того, УЭП объявило, что частные компании закончили ликвидацию избыточного основного капитала. Признаки слабости конъюнктуры появились в последнем квартале 2000 г., когда объем потребительских расходов населения (самый крупный компонент совокупного спроса – 55% ВВП) сократился на 0.6% впервые за четыре квартала, а прирост экспорта практически прекратился из-за замедления темпов роста в США и ряде стран Азии.
Тенденция переломилась: прирост потребительского спроса затормозился (за год он составил всего 0.5%), абсолютно сократилось жилищное строительство (годовой прирост – только 1.2%). Государственные инвестиции в инфраструктуру экономики уменьшились на 5.3%. В последнем квартале темп роста промышленного производства начал снижаться. Уровень безработицы достиг 4.8% от численности трудоспособного населения. Товарный импорт увеличился значительно быстрее, чем экспорт (соответственно на 16.1% и 8.6%). Курс иены к доллару в конце года пошел вниз. Во II квартале прирост ВВП снизился почти до нуля, в третьем был со знаком минус. В результате годовой прирост ВВП составил всего 1.7%.
По результатам предыдущего года и I квартала 2000 г. правительство надеялось поддержать конъюнктуру таким традиционным способом, как бюджетные инвестиции в инфраструктуру, дожидаясь, когда же инвестиционный подъем, наконец, приведет к созданию новых рабочих мест, росту доходов и потребительского спроса. Оно рассчитывало на политику низких (практически нулевых) процентных ставок, проводившуюся Банком Японии с февраля 1999 г., надеялось на рост курсов акций и оборотов фондовых бирж как на способ финансирования крупных корпораций (ведь за предыдущий год индекс Никкей поднялся на 28%, а оборот Токийской биржи вырос на 24%). Разумеется, оно ожидало благоприятной конъюнктуры на мировых рынках, несмотря на то, что в мире уже давно ждали конца биржевого бума и начала рецессии в Соединенных Штатах [5, с. 116].
Однако не всем этим ожиданиям было суждено оправдаться. Мартовский опрос компаний, проводимый Банком Японии («танкан»), показал, что большинство компаний впервые за 4 года рассчитывало на устойчивый рост продаж и прибылей. Но декабрьский опрос продемонстрировал, что ожидания хорошей конъюнктуры, появившиеся весной, прошли. В сентябре-декабре только 10% крупных компаний считали условия благоприятными.
Единственной силой, поддерживавшей экономическую динамику, оставались частные инвестиции в основной капитал (годовой прирост составил 4.5%). Но они были сосредоточены в довольно узком круге отраслей, непосредственно связанных с новейшими информационными технологиями. Частные корпорации сделали ставку на них как на ключ к успеху в 2000 г. Все прогнозы начала года строились на расчете, что этот рынок «вывезет».
Вложения в информационные технологии состоят в увеличении производственных мощностей по выпуску массовых продуктов – электронных компонентов, компьютеров и средств мобильной связи. Они рассчитаны скорее на спрос компаний, заинтересованных в обновлении своего информационного потенциала, чем на спрос потребителей (так, «пик» продаж персональных компьютеров на внутреннем рынке – 10 млн. шт., прирост на 22.5% за год – был пройден в 1999 г.). Большой спрос на эту технику предъявляют компании розничной торговли, которые устанавливают компьютерные терминалы в магазинах для круглосуточной работы с покупателями в Интернете. Их вложения в информационные системы увеличились за год на 11.6%. Считается, что по развитию электронной торговли Япония отстает от США на 3-5 лет, и оборот розничной торговли в Интернете будет быстро расти.
В перспективе вложения в информационные технологии активизируют производственный спрос в широком круге отраслей, но сейчас в Японии инвестиции в информационные технологии достигают только 15-20% общего объема капиталовложений против 30-40% в США. В результате годовой прирост промышленной продукции на 5.7% достигнут только благодаря успехам электромашиностроения, где выпуск увеличился сразу на 16.9%, при весьма скромных результатах в остальных отраслях. К концу года выпуск продукции, связанной с информационными технологиями, сократился из-за трудностей с экспортом, и запасы непроданных изделий начали расти.
На конец года объем избыточных запасов оценивался в 4 трлн. иен (37-40 млрд. долл.).
В 2000 г. сохранился высокий уровень безработицы, но к концу года численность полностью безработных сократилась на 90 тыс. человек, а норма безработицы снизилась с 4.9 до 4.7%. Созданием новых рабочих мест в торговле и сфере услуг было компенсировано сокращение занятости в промышленности и особенно в строительстве. Началось дерегулирование рынка труда. Численность работающих по временным контрактам стала расти после того, как были сняты ограничения на профессии по временному найму. До последнего времени японские компании устанавливали низкий возрастной лимит (40 лет) для приема на работу, но в конце года по примеру США возрастной лимит был вообще запрещен.
«Всплеск» инвестиций в частное жилищное строительство в начале года – результат налогового стимула: гражданам разрешено вычитать из налоговой базы часть задолженности по жилищному кредиту. Благоприятно для строительства снижение цен на землю под жилую застройку в городах, идущее непрерывно с 1992 г. (в 2000 г. цены на участки в мегаполисах Токио, Осака и Нагоя снизились на 4.1%). Но за 2000 г. начатое жилищное строительство увеличилось всего на 1.3%. Подъем переживает только строительство многоквартирных домов, а спрос на индивидуальные дома сокращается.
Не ликвидировано долговое бремя прежних лет в частном секторе, и оно только увеличивалось из-за невысокого уровня продаж, а также из-за массовых банкротств. За год обанкротилась 19071 компания – на 23.4% больше, чем в 1999 г. Долги компаний-банкротов увеличились за год на 77% и составили 23987 трлн. иен – рекордную величину за полвека.
Весной 2000 г. введена процедура «ускоренного банкротства», состоящая в том, что компании с согласия половины своих должников могут подавать в суд иски о признании их банкротами раньше, чем их обязательства превысят активы. Принята также процедура посредничества суда между компанией и ее кредиторами. Компания сама разрабатывает план оздоровления и выясняет отношения со своими акционерами. Но этот закон задевает интересы банков. Банки опасаются, что должники будут менее ответственно относиться к выплате долгов [1, с. 231].
Мелкие и средние фирмы успели набрать кредитов в банках под государственную программу гарантий, но она действовала только два года и закрылась. Другая причина возникновения долгов – перед введением международных стандартов бухгалтерской отчетности крупные корпорации ликвидируют убыточные дочерние компании, проводя их через процедуру банкротства. Новые правила введены 1 апреля 2001 г., но в 2000 г. начата подготовка к их применению. Они требуют, чтобы активы записывались в баланс в текущих рыночных ценах. В апреле 2000 г. Японский институт аудиторов призвал компании провести «принудительную переоценку» тех объектов недвижимости, которые потеряли более половины от цены приобретения. Они обязаны показывать убытки в своих отчетах. Это довело до неплатежеспособности многие строительно-подрядные компании, котирующие акции на бирже, то есть самые крупные.
В некоторых случаях банки уступают нажиму очень крупных должников, которые настаивают на списании (то есть прощении) своих долгов. Так, были списаны долги строительных компаний «Кумагаи гуми», «Фудзита», «Аоки» и «Сато когё».
Крупные торговые компании не выдерживают конкуренции «дискаунтеров» (главным образом иностранных супер- и гипермаркетов), которые развернули подлинное нашествие на японский рынок. Оборот универмагов и супермаркетов снизился за год на 4.7%; оборот розничных сетей – на 5.1%. Шумным скандалом сопровождался крах оператора универмагов «Сого». Группа компаний «Сого» задолжала 140 кредиторам, среди которых 73 банка. Группа просила, чтобы ей списали долги на сумму в 639 млрд. иен (6.1 млрд. долл.). Банки отказались. Группа была объявлена банкротом и закрыла несколько своих универмагов.
По данным Промышленного банка Японии на сентябрь 2000 г., задолженность компаний всех отраслей по кредитам и облигациям выросла по отношению к предыдущему году на 16% и составила 581.9 трлн. иен (5466 млрд. долл.). При нынешнем уровне прибылей на выплату этой задолженности потребуется 11.6 года. Среди банкротов – 12 корпораций, котировавших акции на фондовых биржах. Поэтому корпорации распределяют текущую чистую выручку между капиталовложениями и выплатой долгов, не берут новых кредитов, отказываются от сделок с постоянными клиентами и распродают их акции, находившиеся в перекрестном владении. Те делают то же самое.
Процесс распродажи акций идет очень активно. С середины года распродажа начала угнетать курсы акций на фондовых биржах. Поэтому, по данным министерства финансов на март 2001 г., за год совокупная стоимость акций, оставшихся в перекрестном владении, сократилась на 28.2%. Выручка покрывает убытки от обесценения активов и позволяет держать в порядке показатели годовой отчетности для инвесторов [5, с. 117].
Компании переводят долги кредитным учреждениям в ценные бумаги – облигации и закладные под залог недвижимости (используя для залога офисные здания). Рынок продажи долговых обязательств быстро растет. На этом рынке активно работают местные филиалы иностранных, главным образом американских инвестиционных банков. Корпорации распродают не используемые ими земельные участки. Цены на участки под коммерческую застройку в Токио упали на 74% от уровня 1991 г. Падение цен на землю и курсов акций генерирует все новые долги.
Банки погасили «неработающие активы» на сумму в 4.5 трлн. иен – почти в три раза больше, чем рассчитывали. Они выиграли на росте курсов акций и ускорили распродажу акций перекрестного владения. К продаже таких акций присоединились компании страхования имущества, которые всегда считались стабильными инвесторами, покупавшими акции клиентов для поддержания деловых связей. Но и в этом секторе впервые за послевоенную историю начались банкротства.
В результате к концу 2000 г. «долговой навес» снова вырос. Сумма сомнительных долгов оценивается в 14 трлн, иен (126 млрд. долл.). Объем выданных за год кредитов сократился на 4.7%. Он сокращается уже четвертый год подряд, но только в 2000 г. банки столкнулись с тем, что им стало труднее находить заемщиков. Глава Агентства финансового надзора предложил банкам не ограничиваться погашением, но и списывать такие долги, чтобы положить конец «негативному циклу» и восстановить достаточность капитала банков.
В конце сентября три ведущих банка (Промышленный банк, «Дайити-Кангё» и «Фудзи») начали реализовывать свой план объединения в холдинговую группу «Мидзухо». По размерам активов это будет одна из крупнейших в мире финансовых групп. В 2001 г. планируется объединение в холдинг банков: «Токай», «Асахи» и «Санва», а также банков «Сумитомо» и «Сакура» в единый банк «Сумитомо Мицуи». Этот процесс – результат глобальной конкуренции в банковском деле и безусловный плюс для японской экономики. Но, объединяя активы, банки объединяют свои невысокого качества кредитные портфели.
Нестабильность фондового рынка связана также с начатой в апреле 2000 г. реформой финансовой отчетности акционерных обществ. По новым правилам компании должны были к 31 марта 2001 г. переоценить активы по рыночной стоимости. Все латентные прибыли и потери должны быть отнесены на капитал. Наибольшие потери ожидались у риэлторских и строительных компаний в связи с продолжающимся снижением цен на землю. На динамику фондового рынка действует, кроме того, распродажа акций, находившихся в перекрестном владении промышленных компаний и финансовых учреждений. Ее торопились провести до 30 сентября, перед подведением корпоративных балансов за полугодие.
Распродажа акций компаниями и банками – только одна из причин снижения курсовых показателей на японском фондовом рынке. Дело в том, что в начале года фондовый рынок стал привлекательнее для иностранных инвесторов, чем рынки Европы и особенно США, где снижение котировок и даже крах ожидался давно. Японские аналитики говорили о предстоящем снижении котировок на американском рынке как о факторе большого риска.
Аналитики считают, что в падении акций больше всего виноваты иностранные, в первую очередь американские, инвесторы. Они активно покупали акции японских компаний, связанных с «новой экономикой», и они же начали продавать их одновременно в Токио и в Нью-Йорке. В 1999 г. иностранные инвесторы купили акции японских компаний на 8.46 трлн. иен (75.53 млрд. долл.), но только за две недели декабря «сбросили» на 67 млрд. иен. Падение курса Никкей в мае синхронизировалось с курсами акций на Нью-йоркской бирже и NASDAQ.
Доходность акций японских компаний снизилась на 25%, и 68 компаний ушли из листинга бирж и внебиржевого рынка.
Иностранные инвестиционные фонды скупают обесцененные акции неплатежеспособных компаний и банков и занимаются оздоровлением этих предприятий. Например, фонд Ripplewood Holdings LLC купил у правительства обанкротившийся и переведенный под кризисное управление Банк долгосрочного кредита, провел его санацию и продал частным японским владельцам (в том числе Softbank). Фонд Cerberus Group с той же целью купил сеть супермаркетов Nagasakiya Co. Японские корпорации продают неприбыльные подразделения, и все больше объектов привлекают внимание иностранцев.
В результате только за апрель-сентябрь 2000 г. объем прямых иностранных инвестиций в Японии увеличился на 42.1% по сравнению с тем же периодом 1999 г. Из 1297 японских компаний в листинге Токийской биржи уже в 27 иностранные акционеры держат пакеты более 30%. В то же время объем прямых инвестиций японских компаний за границей начал сокращаться.
Токийская биржа пыталась привлечь внимание индивидуальных вкладчиков к ценным бумагам. Для этого она потребовала, чтобы компании в ее листинге уменьшили свои минимальные лоты, так как они слишком велики для индивидуальных вкладчиков. В 1999 г. доля индивидуальных вкладчиков в структуре совокупного акционерного капитала страны достигла 6.8%, а их численность впервые превысила 30 млн. При ставке процента по депозитам, равной 0.05%, вполне естественно, что часть сбережений населения ушла на рынок акций.
Но когда иностранцы стали сбрасывать акции японских компаний, индивидуальные вкладчики начали делать то же самое. Ценные бумаги еще не стали привычным способом помещения сбережений. Доля акций в активах домохозяйств составляет всего 7.4%, это одна пятая от уровня США. К тому же резкие колебания курсов на биржах не прибавляют осторожным японцам доверия к фондовым инструментам. Но это имеет свою положительную сторону: японские потребители не так сильно страдают от падения курсов акций, как американцы. Для «эффекта богатства» в Японии еще нет причин.
Объем подрядов на строительные работы за счет бюджетных расходов – главное средство стимулирования спроса – значительно (на 28.5% в апреле) меньше, чем год назад, и не дает нужного воздействия на совокупный спрос. Реальные проекты финансировались на 20-25% меньше, чем по сметам. Причины – непопулярность бюджетного строительства, а также кризисное состояние местных финансов (2/3 строительных подрядов финансируются из местных бюджетов). В 1999 г. было принято законодательство о частичном переводе финансирования этих работ в частный сектор («частной финансовой инициативе»), но оно практически не работает. Оформление подрядов требует такой бумажной работы, что не вызывает никакого энтузиазма у небольших строительных фирм.
Эта сфера японской экономики находится в состоянии длительного упадка. Летом 2000 г. был предпринят пересмотр всех имеющихся проектов общим числом в 5.7 тыс. Среди них много начатых и незавершенных строек. После длительных и трудных переговоров с администрациями префектур только 102 проекта было закрыто. При этом экономится всего 1-1.5% годового бюджета всех строек. Но администрации нескольких префектур потребовали компенсировать им якобы сделанные затраты.
Дело в том, что никто в Японии не следит за реальным расходованием бюджетных денег на «общественные работы», так как ассигнования открываются по дополнительным бюджетам, переносятся из года в год, и на местном уровне ситуация чудовищно запущена. Между тем значительная часть средств ассигнуется на совершенно необходимые объекты: строительство и ремонт дорог, морских и портов и аэродромов, подготовку участков под жилую застройку, канализацию и водопровод, орошение сельскохозяйственных земель. Этими работами занимается около полумиллиона мелких подрядчиков; за последние 10 лет в отрасли создано около 1 млн. новых рабочих мест. Их можно сохранить только при условии непрерывного притока подрядов.
Но самым важным ограничителем «общественных работ» стало состояние бюджетной системы. К концу 2000 фин. г. (к апрелю 2001 г.) совокупный внутренний долг центрального правительства и местных администраций достиг 130% ВВП. Это наихудшая в развитом мире фискальная ситуация. Абсолютная цифра накопленного долга составила 689 трлн. иен (5.6 трлн. долл.). Отрицательные эффекты долгового кризиса, испытываемого правительством, будут серьезны. Только на обслуживание государственного долга в 2000 фин. г. было затрачено 25.8% расходной части бюджета. Кроме того, всегда существует опасность, что держатели облигаций японского правительства, видя, что национальный долг растет, уходя в бесконечность, начнут предъявлять эти бумаги к продаже. Тогда ставки по государственным облигациям начнут расти и давить на ставки по долгосрочным кредитам, а это был бы удар по частному сектору.
Считается, что государственные ценные бумаги такой страны, как Япония, должны иметь самый высокий рейтинг: эта страна – крупнейший кредитор в мире, она обладает колоссальными валютными резервами, а накопленные финансовые активы ее населения достигли 1.3 квадриллиона иен. Между тем ресурсы для такой политики на исходе.
Источником текущего финансирования государственного строительства, а также государственных и смешанных предприятий и учреждений является система государственных почтово-сберегательных касс. Она держит 13% облигаций государственного долга. Сумма сберегательных и страховых депозитов в ее 24 тыс. отделений в марте 2001 г. составляла 258 трлн. иен. Это примерно 20% всей суммы финансовых активов населения. Ставки по ним такие же низкие, как в банках (0.1-0.2% годовых).
В 2000-2001 гг. истек срок почтовых депозитов на сумму в 106 трлн. иен. Эти вклады были сделаны более 10 лет назад, еще при высоких процентных ставках. Министерство почты и телекоммуникаций опасалось, что колоссальные суммы могут уйти из-под государственного контроля. Оно рассчитывало, что удастся сохранить примерно 57 трлн. иен. Банки и брокерские компании включились в борьбу за деньги населения.
Но рядовые японцы повели себя на редкость осторожно. К октябрю 2000 г. 70% депозитов, срок которых закончился, были снова депонированы на счетах почтово-сберегательных касс. Остальные средства были инвестированы в облигации (корпоративные и государственные) и акции инвестиционных фондов с низкой степенью риска. Но часть денег была просто положена «в чулки». Такой вывод сделал Банк Японии, исходя из соотношения депозитов и наличных денег в обращении, и это явление, редкое в развитых странах, не могло не встревожить денежные власти.
На внутреннем рынке оптовые цены практически неизменны. Их годовой прирост на 0.1% объясняется только подорожанием импортной нефти. Розничные цены снизились на 0.7%. Это считается тревожным явлением, напоминающим об опасности «дефляционной спирали». Цены на товары длительного пользования снизились больше всего – на 20% по сравнению с уровнем 1995 г. Растущий импорт из Китая и других стран с низкими издержками тоже оказывает давление на цены. Но важнейшей причиной снижения цен является вялость потребительского спроса.
Банк Японии 11 августа 2000 г. принял решение о прекращении политики нулевого процента, обосновав его тем, что в стране начался экономический рост и угроза «дефляционной спирали» миновала. На самом деле при нулевом проценте и крайней низкой межбанковской ставке у банков скапливались избыточные резервы, на которые покупались краткосрочные облигации государственного долга (30% всей эмиссии в 2000 г.), а самое опасное в сложившейся ситуации было бы спровоцировать рост ставок по этим облигациям.
Решение Банка сопровождалось настоящей политической бурей. Политики из ЛДП, члены кабинета министров, Федерация экономических организаций Японии и даже Международный валютный фонд были против этого решения как преждевременного. Дело в том, что политика «нулевых процентных ставок» в начале 2000 г. привела к подъему биржевой торговли, что сделало доступнее для корпораций финансирование на рынке. Поэтому многие инвесторы рассматривали возможный отказ Банка Японии от политики «нулевых ставок» как фактор риска. Давление на Банк показало, как серьезна для него угроза потери независимости, гарантированной Законом от 1998 г. Решение Банка, однако, не вызвало никакой катастрофы. Процентные ставки остались крайне низкими.
Банк Японии не принимал никаких мер для стимулирования спроса. Его управляющий Масару Хаями заявлял, что в стране идет «доброкачественная дефляция», связанная с дерегулированием связи, ростом импорта, развитием электронной торговли, техническим прогрессом. «Низкие цены уменьшили разрыв между уровнями цен внутреннего рынка и цен, по которым японские товары продаются за границей», – заявлял Хаями. Но призрак «дефляционной спирали» заставил Банк Японии в феврале 2000 г. вернуться к политике «нулевых процентных ставок» и накачке денег в экономику.
Япония закончила 2001 г. с огромным грузом нерешенных задач. Не сделано ничего для поддержки индивидуальных вкладчиков в акции и паи инвестиционных фондов. Для этого нужны серьезные изменения в налоговом законодательстве. Только начата реформа пенсионного обеспечения и медицинского страхования. Не вышла из стадии обсуждения реформа системы почтово-сберегательных касс, которые предлагается превратить в банк и затем приватизировать. Не начата реформа бюджетной системы, предлагавшаяся еще в 1996 г. и отложенная до лучших времен.
Пересмотр Коммерческого кодекса, начатый с тем, чтобы облегчить разделение компаний на самостоятельные предприятия, «завис», так как требует поправок в налоговом законодательстве. Дело в том, что японские законы не разрешают отделять от компании неприбыльные подразделения, трактуя это как уход от налогов. Требуется, чтобы закон разрешал списывать убытки таких подразделений из будущего дохода, иначе никто не сможет от них избавиться.
Не доведена до завершения реформа банковской системы. Сейчас банковской деятельностью разрешено заниматься любым фирмам, крупные торговые компании вышли на рынок обслуживания расчетов физических лиц через собственные сети банкоматов. Нужны гарантии от вмешательства акционеров этих компаний в их банковскую деятельность.
Не завершена реформа фондовых бирж, которые реорганизуются из партнерств в акционерные общества. Десять ведущих фондовых бирж мира, в число которых входит Токийская, планируют организовать единый глобальный рынок акций, который работал бы 24 часа в сутки. Но Токийская биржа свою реорганизацию так и не провела.
Практически все в Японии поддерживают нововведения на словах, но внутри правящей партии есть «старая гвардия» – группа законодателей, защищающих интересы своих традиционных избирателей, которые проигрывают от реформ.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!