Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Государственная система измерений»

/ Общая экономика
Конспект, 

Оглавление

 

1. Организационные основы Государственной метрологической службы

 

    Государственная метрологическая служба России (ГМС) пред­ставляет собой совокупность государственных метрологических органов и создается для управления деятельностью по обеспе­чению единства измерения. Общее руководство ГМС осуществляет Госстандарт РФ, на ко­торый Законом “Об обеспечении единства измерении” возло­жены следующие функции:

    межрегиональная и межотраслевая координация деятель­ности по обеспечению единства измерений;

    представление Правительству РФ предложений по еди­ницам величия, допускаемым к применению;

    установление правил создания, утверждения, хранения и применения эталонов единиц величин;

    определение общих метрологических требований к сред­ствам, методам и результатам измерений;

    государственный метрологический контроль и надзор;

    контроль за соблюдением условий международных дого­воров РФ о признании результатов испытаний и поверки средств измерений;

    руководство деятельностью Государственной метрологи­ческой службы и иных государственных служб обеспече­ния единства измерений;

    участие в деятельности международных организаций по вопросам обеспечения единства измерений;

     утверждение нормативных документов по обеспечению единства измерений;

     утверждение государственных эталонов;

     установление межповерочных интервалов средств изме­рений;

     отнесение технических устройств к средствам измерений;

     установление порядка разработки и аттестации методик вы­полнения измерений;

     ведение и координация деятельности Государственных научных метрологических центров (ГНМЦ), Государст­венной метрологической службы, Государственной служ­бы времени и частоты (ГСВЧ), Государственной службы стандартных образцов (ГССО), Государственной службы стандартных справочных данных (ГСССД);

     аккредитация государственных центров испытаний средств измерении;

     утверждение типа средств измерения;

     ведение Государственного реестра средств измерений;

     аккредитация метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений;

     утверждение перечней средств измерений, подлежащих поверке;

     установление порядка лицензирования деятельности юри­дических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений;

     организация и координация деятельности государственных инспекторов по обеспечению единства измерений;

     организация деятельности и аккредитация метрологиче­ских служб юридических лиц на право проведения ка­либровочных работ;

     планирование и организации выполнения метрологиче­ских работ.

    В состав ГМС входят семь государственных научных метрологических центров, Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы (ВНИИМС) и около 100 цен­тров стандартизации и метрологии. Наиболее крупные среди на­учных центров — НПО “ВНИИ метрологии имени Д.И. Мен­делеева” (ВНИИМ, Санкт-Петербург), НПО “ВНИИ физико­ и радиотехнических измерении (ВНИИФТРИ, Мос­ковская область), Сибирский государственный научно-исследовательский институт метрологии (СИНИМ, Новосибирск), Уральский научно-исследовательский институт метрологии (УНИИМ, Екатеринбург). Научные центры являются держате­лями государственных эталонов, а также проводят исследования по теории измерений, принципам и методам высокоточных изме­рений, разработке научно-методических основ совершенствования российской системы измерений.

    В состав ГМС входят центры государственных эталонов, ко­торые специализируются на различных единицах физических величин. Среди них как выше названные метрологические институты, так и специализированные организации. Так, НПО “ВНИИМ им. Д.И. Менделеева” специализируется на величинах длины и массы, а также механических, теплофизических, электри­ческих, магнитных величинах, ионизирующих излучениях, дав­лении, физико-химическом составе и свойствах веществ.

    НПО “ВНИИФТРИ” занимается эталонами радиотехниче­ских и магнитных величин, времени и частоты, акустических и гидроакустических величин, а также низких температур, твердости и др.

    Центрами эталонов являются также: ВНИИ расходометрии (Казань), специализация которого — расход и объем веществ; НПО “Эталон” (Иркутск), область деятельности котором — региональные эталоны времени и частоты, а также электриче­ских величин; НПО “Дальстандарт” (Хабаровск), специализи­рующееся на региональных эталонах времени и частоты, а так­же теплофизических величинах.

    Чтобы обеспечить единообразие средств измерений в стра­не, необходима отлаженная служба передачи размеров единиц ве­личин от государственных эталонов к соподчиненным эталонам. Для этого следует поддерживать метрологические характер и стихи эталонов на уровне лучших мировых образцов, а главное —        их погрешности. Этим занимаются государственные научные метрологические центры, которые хранят и совершенствуют око­ло 120 государственных эталонов различных величин. Самое большое количество эталонов находится в НПО “ВНИИМ им. Д.И. Менделеева” и НПО “ВНИИФТРИ”.

    Наряду с Государственной метрологической службой вопро­сами обеспечения единства измерений занимаются: Государст­венная служба времени, частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ); Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССО); Го­сударственная служба стандартных справочных данных о физи­ческих константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД). Деятельностью этих служб руководит Госстандарт РФ, который координирует их работу с работой ГМС на основе единой тех­нической политики.

    ГСВЧ, не являясь составной частью ГМС, тесно связана с ней, поскольку занимается воспроизведением, хранением и пе­редачей размеров единиц времени и частоты, шкал атомного, всемирного времени, координированного времени, координат полюсов Земли. ГССО организует создание и использование системы эта­лонных образцов состава и свойств веществ и материалов(сплавов, медицинских препаратов, образцов твердых различ­ных материалов, почв и др.). Служба также обеспечивает разра­ботку средств сопоставления характеристик стандартных образ­цов с характеристиками веществ и материалов, которые производятся промышленными, сельскохозяйственными и другими предприятиями, для их идентификации или контроля. ГСССД занимается созданием достоверных характеристик физических констант, свойств веществ и материалов, мине­рального сырья и др., периодически публикуя справочные дан­ные. Обычно такие публикации появляются после утверждения данных международными метрологическими организациями или ИСО.

    Во многих государственных органах управления создаются метрологические службы, которые функционируют в соответст­вии с Положением о метрологической службе, подлежащим согласованию с Госстандартом РФ. Основные задачи, права и обязанности таких служб государственных органов управления и юридических лиц независимо от формы собственности опре­делены в Правилах по метрологии ПР 50-732-93 “ГСИ. Типо­вое положение о метрологической службе государственных ор­ганов управления и юридических лиц”. Этот документ преду­сматривает введение в структуру органов управления метрологиче­ских подразделений. Так, в центральном аппарате создается должность главного метролога. в отраслях — головные и базо­вые метрологические службы; на предприятиях и в организаци­ях — калибровочные лаборатории и подразделения по ремонту средств измерений. На основании Закона “Об обеспечении единства измерений” создание метрологических служб обяза­тельно в сферах: здравоохранения, ветеринарии, охраны окру­жающей среды, обеспечения безопасности труда, торговых опера­ций, взаимных расчетов между покупателем и продавцом, госу­дарственных учетных операций, обеспечения обороны страны, геодезических и гидрометеорологических работ; банковских, налоговых, таможенных и почтовых операций; производства продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд; испытаний контроля качества продукции в целях опре­деления соответствия – обязательным требованиям государствен­ных стандартов; обязательной сертификации; измерений, прово­димых по поручению судебных органов, прокуратуры и арбитраж­ного суда, а также государственных органов Российской Феде­рации.

    Метрологические службы государственных органов управ­ления и юридических лиц организуют свою деятельность на основе положений Законов “Об обеспечении единства измере­ний”, “О стандартизации”, “О сертификации продукции и ус­луг”, а также постановлений Правительства РФ, администра­тивных актов субъектов федерации, областей и городов, норма­тивных документов Государственной системы обеспечения единства измерений и постановлений Госстандарта РФ.

    В соответствии с действующим законодательством к основ­ным задачам метрологических служб относятся обеспечение единства и требуемой точности измерений, повышение уровня метрологического обеспечения производства, осуществление метрологического контроля и надзора путем:

        калибровки средств измерений;

     надзора за состоянием и применением средств измере­ний, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, применяемыми для ка­либровки средств измерений, соблюдением метрологиче­ских правил и норм;

     выдачи обязательных предписаний, направленных на предотвращение, прекращение или устранение наруше­ний метрологических правил и норм;

     проверки своевременности представления средств изме­рений на испытания в целях утверждения типа средств из­мерений, а также на поверку и калибровку.

    В России принято Типовое положение о метрологических службах. Этим Положением определено, что метрологическая служба государственного органа управления представляет собой систему, образуемую приказом руководителя государственного органа управления, которая может включать:

     структурные подразделения (службу) главного метролога центрального аппарата государственного органа управ­ления;

     головные и базовые организации метрологической служ­бы в отраслях и подотраслях, назначаемые государствен­ным органом управления;

     метрологические службы подразделений, объединений, организаций и учреждений.

    В составе концернов, акционерных обществ, ассоциаций, межотраслевых объединений по решению их руководящих ор­ганов создается и функционирует аналогичная структура мет­рологической службы. В состав метрологических служб пред­приятий и организаций могут входить самостоятельные калиб­ровочные лаборатории, а также структурные подразделения по ремонту средств измерений. допускается возложение отдель­ных функций метрологической службы на иные структурные подразделения юридических лиц.

    Права и обязанности структурных подразделений метроло­гической службы в центральном аппарате, в головных и базо­вых организациях метрологической службы, а также на пред­приятиях и в организациях определяются Положением о мет­рологической службе государственного органа управления или юридического лица (концерна, ассоциации и т.д.), утверждаемым их руководителем.

    Деятельность метрологических служб поддерживается зако­нодательными и нормативными документами, регламентирую­щими различные направления, в том числе по метрологическо­му обеспечению производства и сертификации систем качества; эталонами и средствами измерений, контроля и испытаний; специалистами, имеющими специальную профессиональную подготовку, квалификацию и опыт в выполнении метрологических работ и услуг.

    Метрологические службы предприятий особое внимание должны уделять состоянию измерений, соблюдению метрологических правил и норм при испытаниях и контроле качества выпускаемой продукции в целях определения соответствия обя­зательным требованиям государственных стандартов Россий­ской федерации при выполнении предприятием работ по обя­зательной сертификации продукции и услуг, в производстве продукции, поставляемой предприятием по контрактам для го­сударственных нужд в соответствии с законодательством РФ.

    Специалисты метрологических служб предприятия должны принимать активное участие в аттестации испытательных под­разделений, в подготовке и аттестации производств и сертифи­кации систем качества в соответствии с требованиями Системы сертификации продукции ГОСТ Р.

    Головные и базовые организации метрологической службы подлежат аккредитации, которую проводят государственные органы управления с привлечением специалистов ГМС. Науч­но-методическое руководство работами по аккредитации го­ловных и базовых организаций осуществляет ВНИИМС — главный центр метрологической службы, который по материа­лам аккредитации ведет регистрацию головных и базовых орга­низаций метрологической службы государственных органов управления и объединений юридических лиц.

    Метрологические службы предприятий могут быть аккреди­тованы на право калибровки средств измерений на основе до­говоров, заключаемых с государственными научными метро­логическими центрами или органами ГМС. Заинтересованные метрологические службы предприятий любой ведомственной принадлежности и формы собственности по своей инициативе могут быть аккредитованы на техническую компетентность в области обеспечения единства и требуемой степени точности измерений. Эта деятельность может определяться и как метрологическая услуга, оказываемая юридическим и физическим лицам.

 

2. Государственный метрологический контроль за средствами измерений

 

    Закон “Об обеспечении единства измерений” устанавливает следующие виды государственного метрологического контроля:

     утверждение типа средств измерений;

     поверка средств измерений, в том числе эталонов;

     лицензирование деятельности юридических и физических лиц на право изготовления, ремонта, продажи и проката средств измерений.

    Государственный метрологический контроль и надзор (ГМК и Н) осуществляются только в сферах, установленных Законом. Поэтому разрабатываемые, производимые, поступающие по импорту и находящиеся в эксплуатации средства измерений де­лятся на две группы:

     предназначенные для применения и применяемые в сфе­рах распространения ГМК и Н.   Эти средства измерений признаются годными для применения после их испытаний и утверждения типа и последующих первичной и перио­дической поверок;

     не предназначенные для применения и не применяемые в сферах распространения ГМК и Н. За этими средствами измерений надзор со стороны государства (Госстандарта России) не проводится.

    Юридические и физические лица — владельцы таком рода средств измерений сами должны устанавливать систему поддержа­ния их в работоспособном состоянии (в соответствии с условиями эксплуатации и установленными требованиями), в том числе в рамках Российской системы калибровки и добровольной серти­фикация средств измерений.

    Данное обстоятельство говорит об отмене деления парка средств измерений на выпускаемые серийно и единичными эк­земплярами, но если последние применяются в сферах ГМК и Н, то они подлежат испытаниям (по сокращенной программе) с последующим утверждением типа.

    Аналогом регистрации на право поверки выступает аккре­дитация метрологических служб юридических лиц на право по­верки средств измерений. Анализ сфер распространения ГМК и Н показывает, что достаточно трудно четко разделить весь парк средств измерений на две указанные группы.

    Так, ГМК и Н распространяются на:

     здравоохранение, ветеринарию, охрану окружающей сре­ды, обеспечение безопасности труда; торговые операции и взаимные расчеты; обеспечение обороны государства;

     производство продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд в соответствии с законода­тельством Российской Федерации;

     испытания и контроль качества продукция в целях опреде­ления соответствия обязательным требованиям государст­венных стандартов Российской Федерации; обязательную сертификацию продукции, услуг и т.д.

    ГМК и Н в сфере обеспечения обороны страны предполага­ет проведение поверки средств измерений, применяемых при разработке, производстве и испытаниях оружия и военной тех­ники, а также средств измерений военного назначения при их выпуске из производства.

    В соответствии с Законом Россий­ской Федерации “О стандартизации” обязательными являются требования государственных стандартов по обеспечению безо­пасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан, для обеспечения техни­ческой и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и маркировки, а так­же иные требования, установленные законодательством Рос­сийской Федерации. В этой связи должны поверяться средства измерений, применяемые для контроля соответствия требова­ниям: к защитным устройствам, к характеристикам детских иг­рушек, одежды и обуви, к прочностным характеристикам элементов изделий и:

     к уровню и времени вредных воздействий (уровню шума, вибрации, радиационных и электромагнитных излучений, допустимым нормам давления на почву, величине пре­дельно допустимых выбросов и концентраций вредных веществ и другим опасным и вредным свойствам);

     к материалам, используемым при изготовлении продук­ции (ограничений по химическому составу, ограничений на допустимый уровень содержания вредных и опасных веществ, микробиологических критериев безопасности, требований к воздухонепроницаемости, гигроскопично­сти, электролизуемости и др.);

     к правилам эксплуатации (применения) продукции, ее технического обслуживания и ремонта, невыполнение которых может угрожать безопасности.

    На основания сказанном выше можно сделать вывод, что для всех сфер измерений, предназначенных для серийного производства, целесообразно проводить испытания с целью утверждения типа. Надо также учесть, что предприятию ­изготовителю практически неизвестно, где будут использовать­ся выпускаемые им средства измерений. Априори можно гово­рить о большой вероятности применения их в тех случаях, на которые распространяется государственный метрологический контроль. В связи с чем предприятиям-изготовителям целесо­образно проводить первичную поверку, если они имеют надле­жащие условия.

    Утверждение типа — это первая составляющая государст­венного метрологического контроля. Утверждение типа средств измерений проводится в целях обеспечения единства измере­ний в стране и постановки на производство и выпуск в обра­щение средств измерений, соответствующих требованиям, ус­тановленным в нормативных документах.

    Правила ПР 50-006-94 “ГСИ. Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения” устанавливают, что фак­тически разделение всех средств измерений на две группы воз­можно только в процессе их использования в той или иной сфере, что определяет юридическое (физическое) лицо, приме­няющее конкретное средство измерения.

 

 
 


    Структурная схема утверждения типа и поверки средств из­мерений как вида государственного метрологического контроля приведена на рис.1.


    Система испытаний и утверждения типа средств измерений (далее Система) включает:

     испытания средств измерений с целью утверждения типа;

    принятие решения об утверждении типа, его государственную регистрацию и выдачу сертификата об утверждении типа;

    испытания средств измерений на соответствие утвер­жденному типу;

     признание утверждения типа или результатов испытаний типа, проведенных компетентными организациями зару­бежных стран;

     информационное обслуживание потребителей измери­тельной техники, контрольно-надзорных органов и орга­нов государственного управления.

    Организованно в Систему входят:

     Научно-техническая комиссия по метрологии и измери­тельной технике (НТК) Госстандарта России;

     Управление Госстандарта России, на которое возложено руководство работами в Системе;

     Всероссийский научно-исследовательский институт мет­рологической службы (ВНИИМС);

     государственные центры испытаний средств измерений;

     органы Государственной метрологической службы.

    Испытания средств измерений для целей утверждения типа проводят по программе, которая в отличие от ранее принятого порядка устанавливает не только объем и методику испытаний, но и продолжительность испытаний, номенклатуру и количество документов, представляемых на испытания, а также перечень до­кументов, необходимых для государственной регистрация сред­ств измерений утвержденных типов.

    Программа испытаний средств измерений может предусмат­ривать только определение метрологических характеристик конкретных образцов средств измерений и эксперименталь­ную апробацию методики поверки, что по объему работ равносильно метрологической аттестации. Однако и в первом, и во втором случаях Госстандарт России утверждает тип средств измерений, регистрирует его в Государственном реестре и вы­дает заявителю сертификат об утверждении типа.

    Заявки на проведение испытаний направляют в Госстандарт России. Госстандарт России принимает решение по заявке и направляет поручение государственным центрам испытаний средств измерений (ГЦИ СИ) на проведение испытаний средств измерений для целей утверждения типа. При испыта­ниях средств измерений для целей утверждения типа проверя­ют соответствие технической документация и технических ха­рактеристик средств измерений требованиям технического за­дания, проекта технических условий и распространяющихся на них нормативных и эксплуатационных документов, а также обеспеченность средств измерений методиками и средствами поверки.

    На испытания средств измерений для целей утверждения типа заявитель представляет:

     образцы средств измерений;

     программу испытаний типа, утвержденную ГЦИ СИ;

     проект технических условий (если предусмотрена их раз­работка), подписанный руководителем организации-раз­работчика.

    Для импортируемых средств измерений:

     проспект фирмы-изготовителя;

     проект нормативного документа по поверке при отсутст­вии раздела “Методика поверки” в эксплуатационной документации и другое по договоренности продавца и по­купателя.

    Количество представляемых образцов средств измерений и экземпляров документов на испытания, а также необходимость представления дополнительных документов определяются программой испытаний. Кроме того, по согласованию с ГЦИСИ представляют необходимые для испытаний оборудование и средства измерений. После проведения испытаний оборудова­ние и средства измерений возвращают предприятию, предста­вившему средства измерений на испытания. По результатам проведенных испытаний средств измерений исполнитель согла­совывает методику поверки, описание типа и составляет в трех экземплярах акт испытаний средств измерений. При отрица­тельных результатах испытаний ГЦИ СИ составляет только акт испытаний. После утверждения акта испытаний средств изме­рений для утверждения типа ГЦИ СИ, проводивший испыта­ния, направляет первый экземпляр акта испытаний с приложе­ниями, отчетом об устранении замечаний по результатам испы­таний, документами, представляемыми на испытания, в адрес ВНИИМС. Сопроводительное письмо ГЦИ СИ должно содер­жать наименование и обозначение типа средства измерении, номер письма-поручения Госстандарта России, а также заклю­чение о возможности утверждения типа средств измерений.

    ВНИИМС проверяет представленные в его адрес материалы испытаний на соответствие необходимым требованиям и готовит проект решения Госстандарта России по результатам испы­тания средств измерений.

    Госстандарт России рассматривает представленные ИМС документы и принимает решение об утверждении типа средств измерений, которое удостоверяется сертификатом об утверждении типа. Срок действия сертификата устанавливает Госстандарт России. После утверждения типа средств измерений Госстандарт России регистрирует его, а ВНИИМС формирует де­ло в Государственном реестре. Госстандарт России или по его поручению ВНИИМС направляет сертификат об утверждении типа организации, представившей средства измерений на испыта­ния. Копии сертификата об утверждении типа направляют ор­ганизаций, проводившей исследование, и во ВНИИМС. Средства измерений, на которые выданы сертификаты об утверждении ти­па, подлежат регистрации в Государственном реестре средств измерений.

    В соответствии с международными соглашениями России Госстандарт РФ может принять решение о признании результатов испытаний и утверждения типа, проведенных в зарубежной стране. Это обязательное условие для внесения типа импорти­руемого средства измерения в Государственный реестр и его применения в России. Периодические контрольные испытания изделия на соот­ветствие утвержденному типу проводят в следующих ситуациях:

     при наличии информации от потребителей об ухудшении качества выпускаемых или импортируемых средств изме­рений;

     при внесении в конструкцию или технологию изготовле­ния средств измерений изменений, влияющих на их нормированные метрологические характеристики;

     при истечении срока действия сертификата об утвержде­нии типа;

     по решению Госстандарта России при постановке на производство средства измерений изготовителем

     в случае выдачи лицензий на право производства средств измерений предприятию, не являющемуся изготовителем образцов средств измерений, по результатам испытаний которых утвержден их тип.

    Правила ПР 502.010-94 “ГСИ. Требования к государствен­ным центрам испытаний средств измерений и порядок их ак­кредитации” устанавливают требования к ГЦИ СИ и порядок их аккредитации в Системе испытаний и утверждения типа средств измерений. Аккредитация ГЦИ СИ в Системе служит официальным признанием их компетентности в проведении работ, связанных с испытаниями типа средств измерений и его утверждением в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения единства измерений. ГЦИСИ, аккредитованные в Системе, дополнительным проверкам в рамках Системы сертификации средств измерений не подлежат и по представлению заявки должны быть зарегистрированы в качестве испытательных лабораторий по сертификации.

    Научно-методическое руководство работами по аттестации и аккредитации ГЦИ СИ, а также регистрацию аккредитован­ных ГЦИ СИ осуществляет ВНИИМС. Расходы, связанные с подготовкой и проведением аккредитации ГЦИ СИ, проверкой материалов аккредитации и регистрацией. возмещаются в соот­ветствии с условиями договоров, заключаемых между заявите­лем и исполнителем этих работ. ГЦИ СИ, подлежащие аккредитации, должны иметь организационную структуру, персонал, испытательное оборудование, эталоны, средства измерении и помещения, обеспечивающие проведение испытаний средств измерений для целей утверждения типа.

    Срок действия аттестата аккредитации не должен превы­шать трех лет.

    Правила ПР 50.2011-94 устанавливают порядок ведения Го­сударственного реестра средств измерений.

    Государственный реестр ведется в целях:

     учета средств измерений утвержденных типов и создания централизованных фондов информационных данных о средствах измерений, допущенных к производству, вы­пуску в обращение и применению в Российской Федера­ции;

     учета выданных сертификатов об утверждении типа средств измерений и аттестатов аккредитованных госу­дарственных центров испытаний средств измерений;

     регистрации аккредитованных государственных центров испытаний средств измерений;

     учета типовых программ испытаний средств измерении для целей утверждения типа;

• организации информационного обслуживания заинтере­сованных юридических и физических лиц, в том числе национальных метрологических служб стран, прини­мающих участие в сотрудничестве по взаимному признанию результатов испытаний и утверждения типа средств измерений. Ведение Государственного реестра возложено на ВНИИМС. Руководство и контроль за правильным ведением Государственного реестра осуществляет Гос­стандарт России.

    Таким образом, документы ПР 50.2.009-94 “ГСИ Требова­ния к государственным центрам испытаний средств измерений и порядок их аккредитации” и ПР 50.2.011-94 “ГСИ. Порядок ведения Государственного реестра средств измерений” состав­ляют нормативную базу Системы испытаний и утверждения типа средств измерений, которая гармонизована с международ­ными документами МОЗМ, в частности, с МД 19 “Испытания и утверждение типа средств измерений” и международными документами ИСО/МЭК по аккредитации испытательных ла­бораторий.

    Реализация этих документов в отечественной практике тре­бует некоторого времени — переходного периода, в течение ко­торого действуют прежние. Ранее выданные Госстандартом России сертификаты об утверждении типа средств измерений с введением в действие Закона РФ “Об обеспечения единства изме­рений” свою силу не теряют, и эти средства измерений не подле­жат повторным испытаниям в целях утверждения типа. По за­явкам предприятий и организаций взамен свидетельств о метрологической аттестации, выданных в 1994 г., Госстандарт Рос­сии оформляет сертификаты об утверждении типа. Этот порядок не распространяется на средства измерений, закупаемые по импорту.

    Рассмотрим вторую составляющую государственного метрологического контроля — поверку средств измерений.

    Поверка средств измерений — совокупность операций, вы­полняемых органами Государственной метрологической службы (органами ГМС) или другими уполномоченными на то органа­ми и организациями с целью определения и подтверждения со­ответствия средств измерений установленным техническим требованиям.

    В соответствии с Законом Российской Федерации “Об обеспечении единства измерений” средства измерений, подле­жащие государственному метрологическому контролю и надзору, подвергаются поверке при выпуске из производства или ремон­та, при ввозе по импорту и эксплуатации. допускаются прода­жа и выдача на прокат только поверенных средств измерений.

    В развитие Закона Госстандарт России утвердил ряд доку­ментов, регламентирующих различные аспекты поверочной деятельности, основные из них:

     ПР 50.2.006-94 “ГСМ Поверка средств измерений. Орга­низация и порядок проведения”;

     ПР 50.2.012-94 “ГСИ. Порядок аттестации поверителей средств измерений”;

     ПР 50.2.007-94 “ГСИ. Поверительные клейма”.

    В ПР 50.2.006-94 установлено, что поверку средств измере­ний осуществляют органы ГМС, государственные научные метрологические центры (ГНМЦ), а также аккредитованные мет­рологические службы юридических лиц.

    Поверка проводится физическим лицом, аттестованным в ка­честве поверителя в соответствии с ПР 50.2.012-94, по норма­тивным документам, утверждаемым по результатам испытаний с целью утверждения типа. Результат поверки — подтверждение пригодности средств измерений к применению или признание средства измерений непригодным к применению. Если средство измерений по результатам поверки признано пригодным к применению, то на нем и (или) техническую документацию наносится оттиск поверительного клейма и (или) выдается “Свидетельство о поверке”. В России применяются следующие виды поверок средств измерений: первичная, периодическая, внеочередная, инспек­ционная и экспертная.

 

                                                  3. Государственный метрологический надзор

 

    Закон Российской Федерации “Об обеспечении единства из­мерений” (далее Закон) разделил понятия “государственный метрологический контроль” (ГМК) и “государственный метрологический надзор” (ГМН). К первому относятся процедуры утверждения типа средств измерений, поверки средств измерений, лицензирования деятельности по изготовлению, ремонту, про­даже и прокату средств измерений, а ко второму — процедуры проверок соблюдения метрологических правил и норм, требо­ваний Закона, нормативных документов системы ГСИ, принятый в связи с введением Закона, а также действующих ранее и не противоречащих Закону.

    От эффективности ГМН зависит достижение основной цели Закона — защита интересов граждан и государства в целом от от­рицательных последствий, вызванных неправильными результа­тами измерений.

    Функции ГМН возложены на органы Государственной мет­рологической службы. Для их выполнения необходимо наличие нормативной базы, материально-технического обеспечения и квалифицированных и ответственных кадров. В настоящее время действуют три нормативных документа, регламентирую­щих проведение ГМН разного вида и позволяющих органам Государственной метрологической службы проводить работы по осуществлению ГМН на местах. Основной документ — правила ПР 50.2.002-94 “ГСИ. Порядок осуществления государствен­ного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами и соблюдением метрологи­ческих правил и норм”. Это наиболее традиционный вид ГМН, не требующий существенной перестройки в работе как государ­ственных инспекторов, проводящих проверки, так и предпри­ятий — объектов надзора.

    Основные нововведения в этой деятельности сводятся к следующему: надзор за состоянием и применением средств из­мерений распространяется только на средства измерений, от­носящиеся к сфере распространения государственного метрологического контроля и надзора. Поэтому первоочередная за­дача каждого предприятия — составить перечень средств изме­рений, относящихся к этой классификационной группе, т.е. подлежащих поверке.

    К объектам ГМН относятся аттестованные методики выполнения измерений, т.е. имеющие утвержденный аттестат, свидетельство об аттестации, отчет об аттестации или другой документ, утвержденный в установленном на предприятии по­рядке. Последний должен содержать информацию о том, что методика прошла метрологическую аттестацию и метрологическую экспертизу.

    Второй документ по Государственному метрологическому надзору — правила ПР 50.2.003-94 “ГСИ. Порядок осуществле­ния государственном метрологического надзора за количест­вом товаров, отчуждаемых при совершении торговых опера­ций”. Имеются в виду операции, при которых материальные ценности переходят из собственности одного юридического (физического) лица в собственность другого, количество этих ценностей определяется тем или иным способом измерений, а цена и стоимость фиксируются. Сфера применения этого вида ГМН довольно широка и относится к любым организациям, занимающимся реализацией продукции.

    Нарушением метрологических правил и норм считается не только использование средств измерений и вспомогательного оборудования, не соответствующих утвержденному типу, непо­веренных, с нарушенным клеймом, дающих неправильные по­казания, но и отчуждение (продажа) меньшем количества то­вара по сравнению с засвидетельствованным для продажи (т.е. обвес и обмер) и отчуждение меньшего количества товара, чем то, которое соответствует уплаченной сумме (обсчет). Стандарт­ная процедура, необходимая для обнаружения нарушений мет­рологических правил и норм при торговых операциях — кон­трольная покупка — не может осуществляться государственны­ми инспекторами по обеспечению единства измерений самостоятельно, она возможна только при проведении совместных с Госторгинспекцией проверок. При обнаружении нарушений метрологических требований, не касающихся средств измере­ний, права государственного инспектора ограничиваются воз­можностью выдачи предписания об устранений нарушений, со­ставления протокола о нарушениях, который должен быть на­правлен в территориальный орган Госторгинспекции для при­нятия мер. Последнее определяется Законом РФ “О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с упорядочением ответственности за неза­конную торговлю”. Этим Законом обмеривание, обвешивание и обсчет потребителей квалифицируются как их обман.

    Органы Государственной метрологической службы на местах обычно работают в контакте с местными органами Госторгин­спекции при проведении совместных проверок и других меро­приятий, направленных на обнаружение, предотвращение и устранение нарушений метрологических требований при торго­вых операциях, связанных с определением количества отчуж­даемых товаров.

    Третьим документом по ГМН являются правила ПР 50.2.004-94    “ГСИ. Порядок осуществления Государственного метрологического надзора за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже”. Этот вид Государственном метрологического надзора абсолютно нов для России, в то время как в зарубежных странах он использу­ется широко. Метрологические требования к упаковке делятся на две группы: требования к индивидуальной упаковке и требо­вания к партии товаров в упаковках. Требования к индивидуальной упаковке сводятся к тому, что недовложение товара в упаковку не должно превышать допускаемого предела, указанного в нормативной документации на продукцию. Если такая норма не указана, то следует руководствоваться требова­ниями, содержащимися в международном документе МР №87 МОЗМ “Содержимое нетто в упаковках”. Данное требование легко контролируется традиционными способами. Правила ПР50.2.004-94 вводят единственное дополнение — погрешность определения содержимого нетто фасованного товара в каждой упаковке при осуществлении ГМН не должна превышать 1/5 предела допускаемого отклонения (недовложения).

    Надзор за соблюдением метрологических требований, предъявляемых к партии фасованных товаров  в упаковках, — несколько более сложная процедура. Данный вид надзора основан на методах статистического контроля ка­чества с использованием таких понятий, как выборка, среднее арифметическое значение, среднее квадратическое отклонение и т.д. Необходимость расчета таких значений при отсутствии элементарных программируемых вычислительных средств мо­жет вызвать определенные трудности.

    Основное требование, предъявляемое к партии фасованных товаров в упаковках: среднее содержимое партии фасованных товаров в упаковках не должно быть меньше номинального ко­личества, указанного на упаковке. Другими словами, если в дан­ной упаковке — недовложение, то в другой должно быть “перевложение”, а в среднем партия должна соответствовать номинальному количеству, указанному на упаковке. Это очень важное требование, защищающее не каждого конкретного по­требителя, а потребителя как общественную категорию от матери­ального ущерба, который может нанести производитель или расфасовщик фасованных товаров.

    Практика показывает, что несоблюдение этом требования наиболее распространено, так как производителю выгодно настроить технологический процесс расфасовки на нижнюю гра­ницу поля допуска, и при этом до введения ГМН никто его в этом не может уличить. Ущерб, наносимый потребителю, мо­жет оказаться очень существенным, поскольку определяется произведением “недовложения” на количество выпускаемых упаковок и стоимость единицы продукции. Обнаружение такого нарушения может повлечь за собой строгую административную или уголовную ответственность в соответствии с дей­ствующим законодательством.

    Для успешного внедрения данного вида ГМН необходимо проведение ряда организационно-технических мероприятий:

    разработка более детальных методик по надзору за кон­кретными группами фасованных товаров в упаковках и методик по надзору за фасованными товарами в упаков­ках без разрушения упаковок с использованием статисти­ческих характеристик тары;

    разработка компактного оборудования для государствен­ных инспекторов, включающего весоизмерительный при­бор и ПЭВМ, чтобы процесс проведения проверок был в достаточной степени формализован. Кроме того, требу­ется введение соответствующих характеристик в норма­тивные документы на фасованные товары.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!