Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
1. Организационные основы Государственной метрологической службы
Государственная метрологическая служба России (ГМС) представляет собой совокупность государственных метрологических органов и создается для управления деятельностью по обеспечению единства измерения. Общее руководство ГМС осуществляет Госстандарт РФ, на который Законом “Об обеспечении единства измерении” возложены следующие функции:
• межрегиональная и межотраслевая координация деятельности по обеспечению единства измерений;
• представление Правительству РФ предложений по единицам величия, допускаемым к применению;
• установление правил создания, утверждения, хранения и применения эталонов единиц величин;
• определение общих метрологических требований к средствам, методам и результатам измерений;
• государственный метрологический контроль и надзор;
• контроль за соблюдением условий международных договоров РФ о признании результатов испытаний и поверки средств измерений;
• руководство деятельностью Государственной метрологической службы и иных государственных служб обеспечения единства измерений;
• участие в деятельности международных организаций по вопросам обеспечения единства измерений;
• утверждение нормативных документов по обеспечению единства измерений;
• утверждение государственных эталонов;
• установление межповерочных интервалов средств измерений;
• отнесение технических устройств к средствам измерений;
• установление порядка разработки и аттестации методик выполнения измерений;
• ведение и координация деятельности Государственных научных метрологических центров (ГНМЦ), Государственной метрологической службы, Государственной службы времени и частоты (ГСВЧ), Государственной службы стандартных образцов (ГССО), Государственной службы стандартных справочных данных (ГСССД);
• аккредитация государственных центров испытаний средств измерении;
• утверждение типа средств измерения;
• ведение Государственного реестра средств измерений;
• аккредитация метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений;
• утверждение перечней средств измерений, подлежащих поверке;
• установление порядка лицензирования деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений;
• организация и координация деятельности государственных инспекторов по обеспечению единства измерений;
• организация деятельности и аккредитация метрологических служб юридических лиц на право проведения калибровочных работ;
• планирование и организации выполнения метрологических работ.
В состав ГМС входят семь государственных научных метрологических центров, Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы (ВНИИМС) и около 100 центров стандартизации и метрологии. Наиболее крупные среди научных центров — НПО “ВНИИ метрологии имени Д.И. Менделеева” (ВНИИМ, Санкт-Петербург), НПО “ВНИИ физико и радиотехнических измерении (ВНИИФТРИ, Московская область), Сибирский государственный научно-исследовательский институт метрологии (СИНИМ, Новосибирск), Уральский научно-исследовательский институт метрологии (УНИИМ, Екатеринбург). Научные центры являются держателями государственных эталонов, а также проводят исследования по теории измерений, принципам и методам высокоточных измерений, разработке научно-методических основ совершенствования российской системы измерений.
В состав ГМС входят центры государственных эталонов, которые специализируются на различных единицах физических величин. Среди них как выше названные метрологические институты, так и специализированные организации. Так, НПО “ВНИИМ им. Д.И. Менделеева” специализируется на величинах длины и массы, а также механических, теплофизических, электрических, магнитных величинах, ионизирующих излучениях, давлении, физико-химическом составе и свойствах веществ.
НПО “ВНИИФТРИ” занимается эталонами радиотехнических и магнитных величин, времени и частоты, акустических и гидроакустических величин, а также низких температур, твердости и др.
Центрами эталонов являются также: ВНИИ расходометрии (Казань), специализация которого — расход и объем веществ; НПО “Эталон” (Иркутск), область деятельности котором — региональные эталоны времени и частоты, а также электрических величин; НПО “Дальстандарт” (Хабаровск), специализирующееся на региональных эталонах времени и частоты, а также теплофизических величинах.
Чтобы обеспечить единообразие средств измерений в стране, необходима отлаженная служба передачи размеров единиц величин от государственных эталонов к соподчиненным эталонам. Для этого следует поддерживать метрологические характер и стихи эталонов на уровне лучших мировых образцов, а главное — их погрешности. Этим занимаются государственные научные метрологические центры, которые хранят и совершенствуют около 120 государственных эталонов различных величин. Самое большое количество эталонов находится в НПО “ВНИИМ им. Д.И. Менделеева” и НПО “ВНИИФТРИ”.
Наряду с Государственной метрологической службой вопросами обеспечения единства измерений занимаются: Государственная служба времени, частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ); Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССО); Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД). Деятельностью этих служб руководит Госстандарт РФ, который координирует их работу с работой ГМС на основе единой технической политики.
ГСВЧ, не являясь составной частью ГМС, тесно связана с ней, поскольку занимается воспроизведением, хранением и передачей размеров единиц времени и частоты, шкал атомного, всемирного времени, координированного времени, координат полюсов Земли. ГССО организует создание и использование системы эталонных образцов состава и свойств веществ и материалов(сплавов, медицинских препаратов, образцов твердых различных материалов, почв и др.). Служба также обеспечивает разработку средств сопоставления характеристик стандартных образцов с характеристиками веществ и материалов, которые производятся промышленными, сельскохозяйственными и другими предприятиями, для их идентификации или контроля. ГСССД занимается созданием достоверных характеристик физических констант, свойств веществ и материалов, минерального сырья и др., периодически публикуя справочные данные. Обычно такие публикации появляются после утверждения данных международными метрологическими организациями или ИСО.
Во многих государственных органах управления создаются метрологические службы, которые функционируют в соответствии с Положением о метрологической службе, подлежащим согласованию с Госстандартом РФ. Основные задачи, права и обязанности таких служб государственных органов управления и юридических лиц независимо от формы собственности определены в Правилах по метрологии ПР 50-732-93 “ГСИ. Типовое положение о метрологической службе государственных органов управления и юридических лиц”. Этот документ предусматривает введение в структуру органов управления метрологических подразделений. Так, в центральном аппарате создается должность главного метролога. в отраслях — головные и базовые метрологические службы; на предприятиях и в организациях — калибровочные лаборатории и подразделения по ремонту средств измерений. На основании Закона “Об обеспечении единства измерений” создание метрологических служб обязательно в сферах: здравоохранения, ветеринарии, охраны окружающей среды, обеспечения безопасности труда, торговых операций, взаимных расчетов между покупателем и продавцом, государственных учетных операций, обеспечения обороны страны, геодезических и гидрометеорологических работ; банковских, налоговых, таможенных и почтовых операций; производства продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд; испытаний контроля качества продукции в целях определения соответствия – обязательным требованиям государственных стандартов; обязательной сертификации; измерений, проводимых по поручению судебных органов, прокуратуры и арбитражного суда, а также государственных органов Российской Федерации.
Метрологические службы государственных органов управления и юридических лиц организуют свою деятельность на основе положений Законов “Об обеспечении единства измерений”, “О стандартизации”, “О сертификации продукции и услуг”, а также постановлений Правительства РФ, административных актов субъектов федерации, областей и городов, нормативных документов Государственной системы обеспечения единства измерений и постановлений Госстандарта РФ.
В соответствии с действующим законодательством к основным задачам метрологических служб относятся обеспечение единства и требуемой точности измерений, повышение уровня метрологического обеспечения производства, осуществление метрологического контроля и надзора путем:
• калибровки средств измерений;
• надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм;
• выдачи обязательных предписаний, направленных на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм;
• проверки своевременности представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений, а также на поверку и калибровку.
В России принято Типовое положение о метрологических службах. Этим Положением определено, что метрологическая служба государственного органа управления представляет собой систему, образуемую приказом руководителя государственного органа управления, которая может включать:
• структурные подразделения (службу) главного метролога центрального аппарата государственного органа управления;
• головные и базовые организации метрологической службы в отраслях и подотраслях, назначаемые государственным органом управления;
• метрологические службы подразделений, объединений, организаций и учреждений.
В составе концернов, акционерных обществ, ассоциаций, межотраслевых объединений по решению их руководящих органов создается и функционирует аналогичная структура метрологической службы. В состав метрологических служб предприятий и организаций могут входить самостоятельные калибровочные лаборатории, а также структурные подразделения по ремонту средств измерений. допускается возложение отдельных функций метрологической службы на иные структурные подразделения юридических лиц.
Права и обязанности структурных подразделений метрологической службы в центральном аппарате, в головных и базовых организациях метрологической службы, а также на предприятиях и в организациях определяются Положением о метрологической службе государственного органа управления или юридического лица (концерна, ассоциации и т.д.), утверждаемым их руководителем.
Деятельность метрологических служб поддерживается законодательными и нормативными документами, регламентирующими различные направления, в том числе по метрологическому обеспечению производства и сертификации систем качества; эталонами и средствами измерений, контроля и испытаний; специалистами, имеющими специальную профессиональную подготовку, квалификацию и опыт в выполнении метрологических работ и услуг.
Метрологические службы предприятий особое внимание должны уделять состоянию измерений, соблюдению метрологических правил и норм при испытаниях и контроле качества выпускаемой продукции в целях определения соответствия обязательным требованиям государственных стандартов Российской федерации при выполнении предприятием работ по обязательной сертификации продукции и услуг, в производстве продукции, поставляемой предприятием по контрактам для государственных нужд в соответствии с законодательством РФ.
Специалисты метрологических служб предприятия должны принимать активное участие в аттестации испытательных подразделений, в подготовке и аттестации производств и сертификации систем качества в соответствии с требованиями Системы сертификации продукции ГОСТ Р.
Головные и базовые организации метрологической службы подлежат аккредитации, которую проводят государственные органы управления с привлечением специалистов ГМС. Научно-методическое руководство работами по аккредитации головных и базовых организаций осуществляет ВНИИМС — главный центр метрологической службы, который по материалам аккредитации ведет регистрацию головных и базовых организаций метрологической службы государственных органов управления и объединений юридических лиц.
Метрологические службы предприятий могут быть аккредитованы на право калибровки средств измерений на основе договоров, заключаемых с государственными научными метрологическими центрами или органами ГМС. Заинтересованные метрологические службы предприятий любой ведомственной принадлежности и формы собственности по своей инициативе могут быть аккредитованы на техническую компетентность в области обеспечения единства и требуемой степени точности измерений. Эта деятельность может определяться и как метрологическая услуга, оказываемая юридическим и физическим лицам.
2. Государственный метрологический контроль за средствами измерений
Закон “Об обеспечении единства измерений” устанавливает следующие виды государственного метрологического контроля:
• утверждение типа средств измерений;
• поверка средств измерений, в том числе эталонов;
• лицензирование деятельности юридических и физических лиц на право изготовления, ремонта, продажи и проката средств измерений.
Государственный метрологический контроль и надзор (ГМК и Н) осуществляются только в сферах, установленных Законом. Поэтому разрабатываемые, производимые, поступающие по импорту и находящиеся в эксплуатации средства измерений делятся на две группы:
• предназначенные для применения и применяемые в сферах распространения ГМК и Н. Эти средства измерений признаются годными для применения после их испытаний и утверждения типа и последующих первичной и периодической поверок;
• не предназначенные для применения и не применяемые в сферах распространения ГМК и Н. За этими средствами измерений надзор со стороны государства (Госстандарта России) не проводится.
Юридические и физические лица — владельцы таком рода средств измерений сами должны устанавливать систему поддержания их в работоспособном состоянии (в соответствии с условиями эксплуатации и установленными требованиями), в том числе в рамках Российской системы калибровки и добровольной сертификация средств измерений.
Данное обстоятельство говорит об отмене деления парка средств измерений на выпускаемые серийно и единичными экземплярами, но если последние применяются в сферах ГМК и Н, то они подлежат испытаниям (по сокращенной программе) с последующим утверждением типа.
Аналогом регистрации на право поверки выступает аккредитация метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений. Анализ сфер распространения ГМК и Н показывает, что достаточно трудно четко разделить весь парк средств измерений на две указанные группы.
Так, ГМК и Н распространяются на:
• здравоохранение, ветеринарию, охрану окружающей среды, обеспечение безопасности труда; торговые операции и взаимные расчеты; обеспечение обороны государства;
• производство продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации;
• испытания и контроль качества продукция в целях определения соответствия обязательным требованиям государственных стандартов Российской Федерации; обязательную сертификацию продукции, услуг и т.д.
ГМК и Н в сфере обеспечения обороны страны предполагает проведение поверки средств измерений, применяемых при разработке, производстве и испытаниях оружия и военной техники, а также средств измерений военного назначения при их выпуске из производства.
В соответствии с Законом Российской Федерации “О стандартизации” обязательными являются требования государственных стандартов по обеспечению безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан, для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и маркировки, а также иные требования, установленные законодательством Российской Федерации. В этой связи должны поверяться средства измерений, применяемые для контроля соответствия требованиям: к защитным устройствам, к характеристикам детских игрушек, одежды и обуви, к прочностным характеристикам элементов изделий и:
• к уровню и времени вредных воздействий (уровню шума, вибрации, радиационных и электромагнитных излучений, допустимым нормам давления на почву, величине предельно допустимых выбросов и концентраций вредных веществ и другим опасным и вредным свойствам);
• к материалам, используемым при изготовлении продукции (ограничений по химическому составу, ограничений на допустимый уровень содержания вредных и опасных веществ, микробиологических критериев безопасности, требований к воздухонепроницаемости, гигроскопичности, электролизуемости и др.);
• к правилам эксплуатации (применения) продукции, ее технического обслуживания и ремонта, невыполнение которых может угрожать безопасности.
На основания сказанном выше можно сделать вывод, что для всех сфер измерений, предназначенных для серийного производства, целесообразно проводить испытания с целью утверждения типа. Надо также учесть, что предприятию изготовителю практически неизвестно, где будут использоваться выпускаемые им средства измерений. Априори можно говорить о большой вероятности применения их в тех случаях, на которые распространяется государственный метрологический контроль. В связи с чем предприятиям-изготовителям целесообразно проводить первичную поверку, если они имеют надлежащие условия.
Утверждение типа — это первая составляющая государственного метрологического контроля. Утверждение типа средств измерений проводится в целях обеспечения единства измерений в стране и постановки на производство и выпуск в обращение средств измерений, соответствующих требованиям, установленным в нормативных документах.
Правила ПР 50-006-94 “ГСИ. Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения” устанавливают, что фактически разделение всех средств измерений на две группы возможно только в процессе их использования в той или иной сфере, что определяет юридическое (физическое) лицо, применяющее конкретное средство измерения.
Структурная схема утверждения типа и поверки средств измерений как вида государственного метрологического контроля приведена на рис.1.
Система испытаний и утверждения типа средств измерений (далее Система) включает:
• испытания средств измерений с целью утверждения типа;
• принятие решения об утверждении типа, его государственную регистрацию и выдачу сертификата об утверждении типа;
• испытания средств измерений на соответствие утвержденному типу;
• признание утверждения типа или результатов испытаний типа, проведенных компетентными организациями зарубежных стран;
• информационное обслуживание потребителей измерительной техники, контрольно-надзорных органов и органов государственного управления.
Организованно в Систему входят:
• Научно-техническая комиссия по метрологии и измерительной технике (НТК) Госстандарта России;
• Управление Госстандарта России, на которое возложено руководство работами в Системе;
• Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы (ВНИИМС);
• государственные центры испытаний средств измерений;
• органы Государственной метрологической службы.
Испытания средств измерений для целей утверждения типа проводят по программе, которая в отличие от ранее принятого порядка устанавливает не только объем и методику испытаний, но и продолжительность испытаний, номенклатуру и количество документов, представляемых на испытания, а также перечень документов, необходимых для государственной регистрация средств измерений утвержденных типов.
Программа испытаний средств измерений может предусматривать только определение метрологических характеристик конкретных образцов средств измерений и экспериментальную апробацию методики поверки, что по объему работ равносильно метрологической аттестации. Однако и в первом, и во втором случаях Госстандарт России утверждает тип средств измерений, регистрирует его в Государственном реестре и выдает заявителю сертификат об утверждении типа.
Заявки на проведение испытаний направляют в Госстандарт России. Госстандарт России принимает решение по заявке и направляет поручение государственным центрам испытаний средств измерений (ГЦИ СИ) на проведение испытаний средств измерений для целей утверждения типа. При испытаниях средств измерений для целей утверждения типа проверяют соответствие технической документация и технических характеристик средств измерений требованиям технического задания, проекта технических условий и распространяющихся на них нормативных и эксплуатационных документов, а также обеспеченность средств измерений методиками и средствами поверки.
На испытания средств измерений для целей утверждения типа заявитель представляет:
• образцы средств измерений;
• программу испытаний типа, утвержденную ГЦИ СИ;
• проект технических условий (если предусмотрена их разработка), подписанный руководителем организации-разработчика.
Для импортируемых средств измерений:
• проспект фирмы-изготовителя;
• проект нормативного документа по поверке при отсутствии раздела “Методика поверки” в эксплуатационной документации и другое по договоренности продавца и покупателя.
Количество представляемых образцов средств измерений и экземпляров документов на испытания, а также необходимость представления дополнительных документов определяются программой испытаний. Кроме того, по согласованию с ГЦИСИ представляют необходимые для испытаний оборудование и средства измерений. После проведения испытаний оборудование и средства измерений возвращают предприятию, представившему средства измерений на испытания. По результатам проведенных испытаний средств измерений исполнитель согласовывает методику поверки, описание типа и составляет в трех экземплярах акт испытаний средств измерений. При отрицательных результатах испытаний ГЦИ СИ составляет только акт испытаний. После утверждения акта испытаний средств измерений для утверждения типа ГЦИ СИ, проводивший испытания, направляет первый экземпляр акта испытаний с приложениями, отчетом об устранении замечаний по результатам испытаний, документами, представляемыми на испытания, в адрес ВНИИМС. Сопроводительное письмо ГЦИ СИ должно содержать наименование и обозначение типа средства измерении, номер письма-поручения Госстандарта России, а также заключение о возможности утверждения типа средств измерений.
ВНИИМС проверяет представленные в его адрес материалы испытаний на соответствие необходимым требованиям и готовит проект решения Госстандарта России по результатам испытания средств измерений.
Госстандарт России рассматривает представленные ИМС документы и принимает решение об утверждении типа средств измерений, которое удостоверяется сертификатом об утверждении типа. Срок действия сертификата устанавливает Госстандарт России. После утверждения типа средств измерений Госстандарт России регистрирует его, а ВНИИМС формирует дело в Государственном реестре. Госстандарт России или по его поручению ВНИИМС направляет сертификат об утверждении типа организации, представившей средства измерений на испытания. Копии сертификата об утверждении типа направляют организаций, проводившей исследование, и во ВНИИМС. Средства измерений, на которые выданы сертификаты об утверждении типа, подлежат регистрации в Государственном реестре средств измерений.
В соответствии с международными соглашениями России Госстандарт РФ может принять решение о признании результатов испытаний и утверждения типа, проведенных в зарубежной стране. Это обязательное условие для внесения типа импортируемого средства измерения в Государственный реестр и его применения в России. Периодические контрольные испытания изделия на соответствие утвержденному типу проводят в следующих ситуациях:
• при наличии информации от потребителей об ухудшении качества выпускаемых или импортируемых средств измерений;
• при внесении в конструкцию или технологию изготовления средств измерений изменений, влияющих на их нормированные метрологические характеристики;
• при истечении срока действия сертификата об утверждении типа;
• по решению Госстандарта России при постановке на производство средства измерений изготовителем
• в случае выдачи лицензий на право производства средств измерений предприятию, не являющемуся изготовителем образцов средств измерений, по результатам испытаний которых утвержден их тип.
Правила ПР 502.010-94 “ГСИ. Требования к государственным центрам испытаний средств измерений и порядок их аккредитации” устанавливают требования к ГЦИ СИ и порядок их аккредитации в Системе испытаний и утверждения типа средств измерений. Аккредитация ГЦИ СИ в Системе служит официальным признанием их компетентности в проведении работ, связанных с испытаниями типа средств измерений и его утверждением в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения единства измерений. ГЦИСИ, аккредитованные в Системе, дополнительным проверкам в рамках Системы сертификации средств измерений не подлежат и по представлению заявки должны быть зарегистрированы в качестве испытательных лабораторий по сертификации.
Научно-методическое руководство работами по аттестации и аккредитации ГЦИ СИ, а также регистрацию аккредитованных ГЦИ СИ осуществляет ВНИИМС. Расходы, связанные с подготовкой и проведением аккредитации ГЦИ СИ, проверкой материалов аккредитации и регистрацией. возмещаются в соответствии с условиями договоров, заключаемых между заявителем и исполнителем этих работ. ГЦИ СИ, подлежащие аккредитации, должны иметь организационную структуру, персонал, испытательное оборудование, эталоны, средства измерении и помещения, обеспечивающие проведение испытаний средств измерений для целей утверждения типа.
Срок действия аттестата аккредитации не должен превышать трех лет.
Правила ПР 50.2011-94 устанавливают порядок ведения Государственного реестра средств измерений.
Государственный реестр ведется в целях:
• учета средств измерений утвержденных типов и создания централизованных фондов информационных данных о средствах измерений, допущенных к производству, выпуску в обращение и применению в Российской Федерации;
• учета выданных сертификатов об утверждении типа средств измерений и аттестатов аккредитованных государственных центров испытаний средств измерений;
• регистрации аккредитованных государственных центров испытаний средств измерений;
• учета типовых программ испытаний средств измерении для целей утверждения типа;
• организации информационного обслуживания заинтересованных юридических и физических лиц, в том числе национальных метрологических служб стран, принимающих участие в сотрудничестве по взаимному признанию результатов испытаний и утверждения типа средств измерений. Ведение Государственного реестра возложено на ВНИИМС. Руководство и контроль за правильным ведением Государственного реестра осуществляет Госстандарт России.
Таким образом, документы ПР 50.2.009-94 “ГСИ Требования к государственным центрам испытаний средств измерений и порядок их аккредитации” и ПР 50.2.011-94 “ГСИ. Порядок ведения Государственного реестра средств измерений” составляют нормативную базу Системы испытаний и утверждения типа средств измерений, которая гармонизована с международными документами МОЗМ, в частности, с МД 19 “Испытания и утверждение типа средств измерений” и международными документами ИСО/МЭК по аккредитации испытательных лабораторий.
Реализация этих документов в отечественной практике требует некоторого времени — переходного периода, в течение которого действуют прежние. Ранее выданные Госстандартом России сертификаты об утверждении типа средств измерений с введением в действие Закона РФ “Об обеспечения единства измерений” свою силу не теряют, и эти средства измерений не подлежат повторным испытаниям в целях утверждения типа. По заявкам предприятий и организаций взамен свидетельств о метрологической аттестации, выданных в 1994 г., Госстандарт России оформляет сертификаты об утверждении типа. Этот порядок не распространяется на средства измерений, закупаемые по импорту.
Рассмотрим вторую составляющую государственного метрологического контроля — поверку средств измерений.
Поверка средств измерений — совокупность операций, выполняемых органами Государственной метрологической службы (органами ГМС) или другими уполномоченными на то органами и организациями с целью определения и подтверждения соответствия средств измерений установленным техническим требованиям.
В соответствии с Законом Российской Федерации “Об обеспечении единства измерений” средства измерений, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору, подвергаются поверке при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации. допускаются продажа и выдача на прокат только поверенных средств измерений.
В развитие Закона Госстандарт России утвердил ряд документов, регламентирующих различные аспекты поверочной деятельности, основные из них:
• ПР 50.2.006-94 “ГСМ Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения”;
• ПР 50.2.012-94 “ГСИ. Порядок аттестации поверителей средств измерений”;
• ПР 50.2.007-94 “ГСИ. Поверительные клейма”.
В ПР 50.2.006-94 установлено, что поверку средств измерений осуществляют органы ГМС, государственные научные метрологические центры (ГНМЦ), а также аккредитованные метрологические службы юридических лиц.
Поверка проводится физическим лицом, аттестованным в качестве поверителя в соответствии с ПР 50.2.012-94, по нормативным документам, утверждаемым по результатам испытаний с целью утверждения типа. Результат поверки — подтверждение пригодности средств измерений к применению или признание средства измерений непригодным к применению. Если средство измерений по результатам поверки признано пригодным к применению, то на нем и (или) техническую документацию наносится оттиск поверительного клейма и (или) выдается “Свидетельство о поверке”. В России применяются следующие виды поверок средств измерений: первичная, периодическая, внеочередная, инспекционная и экспертная.
3. Государственный метрологический надзор
Закон Российской Федерации “Об обеспечении единства измерений” (далее Закон) разделил понятия “государственный метрологический контроль” (ГМК) и “государственный метрологический надзор” (ГМН). К первому относятся процедуры утверждения типа средств измерений, поверки средств измерений, лицензирования деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений, а ко второму — процедуры проверок соблюдения метрологических правил и норм, требований Закона, нормативных документов системы ГСИ, принятый в связи с введением Закона, а также действующих ранее и не противоречащих Закону.
От эффективности ГМН зависит достижение основной цели Закона — защита интересов граждан и государства в целом от отрицательных последствий, вызванных неправильными результатами измерений.
Функции ГМН возложены на органы Государственной метрологической службы. Для их выполнения необходимо наличие нормативной базы, материально-технического обеспечения и квалифицированных и ответственных кадров. В настоящее время действуют три нормативных документа, регламентирующих проведение ГМН разного вида и позволяющих органам Государственной метрологической службы проводить работы по осуществлению ГМН на местах. Основной документ — правила ПР 50.2.002-94 “ГСИ. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами и соблюдением метрологических правил и норм”. Это наиболее традиционный вид ГМН, не требующий существенной перестройки в работе как государственных инспекторов, проводящих проверки, так и предприятий — объектов надзора.
Основные нововведения в этой деятельности сводятся к следующему: надзор за состоянием и применением средств измерений распространяется только на средства измерений, относящиеся к сфере распространения государственного метрологического контроля и надзора. Поэтому первоочередная задача каждого предприятия — составить перечень средств измерений, относящихся к этой классификационной группе, т.е. подлежащих поверке.
К объектам ГМН относятся аттестованные методики выполнения измерений, т.е. имеющие утвержденный аттестат, свидетельство об аттестации, отчет об аттестации или другой документ, утвержденный в установленном на предприятии порядке. Последний должен содержать информацию о том, что методика прошла метрологическую аттестацию и метрологическую экспертизу.
Второй документ по Государственному метрологическому надзору — правила ПР 50.2.003-94 “ГСИ. Порядок осуществления государственном метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций”. Имеются в виду операции, при которых материальные ценности переходят из собственности одного юридического (физического) лица в собственность другого, количество этих ценностей определяется тем или иным способом измерений, а цена и стоимость фиксируются. Сфера применения этого вида ГМН довольно широка и относится к любым организациям, занимающимся реализацией продукции.
Нарушением метрологических правил и норм считается не только использование средств измерений и вспомогательного оборудования, не соответствующих утвержденному типу, неповеренных, с нарушенным клеймом, дающих неправильные показания, но и отчуждение (продажа) меньшем количества товара по сравнению с засвидетельствованным для продажи (т.е. обвес и обмер) и отчуждение меньшего количества товара, чем то, которое соответствует уплаченной сумме (обсчет). Стандартная процедура, необходимая для обнаружения нарушений метрологических правил и норм при торговых операциях — контрольная покупка — не может осуществляться государственными инспекторами по обеспечению единства измерений самостоятельно, она возможна только при проведении совместных с Госторгинспекцией проверок. При обнаружении нарушений метрологических требований, не касающихся средств измерений, права государственного инспектора ограничиваются возможностью выдачи предписания об устранений нарушений, составления протокола о нарушениях, который должен быть направлен в территориальный орган Госторгинспекции для принятия мер. Последнее определяется Законом РФ “О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с упорядочением ответственности за незаконную торговлю”. Этим Законом обмеривание, обвешивание и обсчет потребителей квалифицируются как их обман.
Органы Государственной метрологической службы на местах обычно работают в контакте с местными органами Госторгинспекции при проведении совместных проверок и других мероприятий, направленных на обнаружение, предотвращение и устранение нарушений метрологических требований при торговых операциях, связанных с определением количества отчуждаемых товаров.
Третьим документом по ГМН являются правила ПР 50.2.004-94 “ГСИ. Порядок осуществления Государственного метрологического надзора за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже”. Этот вид Государственном метрологического надзора абсолютно нов для России, в то время как в зарубежных странах он используется широко. Метрологические требования к упаковке делятся на две группы: требования к индивидуальной упаковке и требования к партии товаров в упаковках. Требования к индивидуальной упаковке сводятся к тому, что недовложение товара в упаковку не должно превышать допускаемого предела, указанного в нормативной документации на продукцию. Если такая норма не указана, то следует руководствоваться требованиями, содержащимися в международном документе МР №87 МОЗМ “Содержимое нетто в упаковках”. Данное требование легко контролируется традиционными способами. Правила ПР50.2.004-94 вводят единственное дополнение — погрешность определения содержимого нетто фасованного товара в каждой упаковке при осуществлении ГМН не должна превышать 1/5 предела допускаемого отклонения (недовложения).
Надзор за соблюдением метрологических требований, предъявляемых к партии фасованных товаров в упаковках, — несколько более сложная процедура. Данный вид надзора основан на методах статистического контроля качества с использованием таких понятий, как выборка, среднее арифметическое значение, среднее квадратическое отклонение и т.д. Необходимость расчета таких значений при отсутствии элементарных программируемых вычислительных средств может вызвать определенные трудности.
Основное требование, предъявляемое к партии фасованных товаров в упаковках: среднее содержимое партии фасованных товаров в упаковках не должно быть меньше номинального количества, указанного на упаковке. Другими словами, если в данной упаковке — недовложение, то в другой должно быть “перевложение”, а в среднем партия должна соответствовать номинальному количеству, указанному на упаковке. Это очень важное требование, защищающее не каждого конкретного потребителя, а потребителя как общественную категорию от материального ущерба, который может нанести производитель или расфасовщик фасованных товаров.
Практика показывает, что несоблюдение этом требования наиболее распространено, так как производителю выгодно настроить технологический процесс расфасовки на нижнюю границу поля допуска, и при этом до введения ГМН никто его в этом не может уличить. Ущерб, наносимый потребителю, может оказаться очень существенным, поскольку определяется произведением “недовложения” на количество выпускаемых упаковок и стоимость единицы продукции. Обнаружение такого нарушения может повлечь за собой строгую административную или уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Для успешного внедрения данного вида ГМН необходимо проведение ряда организационно-технических мероприятий:
• разработка более детальных методик по надзору за конкретными группами фасованных товаров в упаковках и методик по надзору за фасованными товарами в упаковках без разрушения упаковок с использованием статистических характеристик тары;
• разработка компактного оборудования для государственных инспекторов, включающего весоизмерительный прибор и ПЭВМ, чтобы процесс проведения проверок был в достаточной степени формализован. Кроме того, требуется введение соответствующих характеристик в нормативные документы на фасованные товары.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!