Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Стратегической целью государственной политики в области обеспечения безопасности в сфере экологии является: сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечение экологической безопасности страны.
Для этого необходимы: сохранение и восстановление природных систем, их биологического разнообразия и способности к саморегуляции как основного условия существования человечества; обеспечение рационального природопользования и равноправного доступа к природным ресурсам ныне живущих и будущих поколений людей; обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения.
Государственная политика в области экологии базируется на следующих основных принципах[1]:
устойчивое развитие, предусматривающее равное внимание к экономической, социальной и экологической составляющим, и признание невозможности развития человеческого общества при деградации природы;
приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию ее ресурсов;
справедливое распределение доходов от использования природных ресурсов и доступа к ним;
предотвращение негативных экологических последствий хозяйственной деятельности, учет отдаленных экологических последствий;
отказ от хозяйственных и иных проектов, связанных с воздействием на природные системы, если их последствия непредсказуемы для окружающей среды;
природопользование на платной основе и возмещение населению и окружающей среде ущерба, наносимого в результате нарушения законодательства об охране окружающей среды;
открытость для всех экологической информации;
участие граждан, органов самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении и реализации крупных решений в области охраны окружающей среды.
Основными направлениями государственной политики в области обеспечения безопасности в экологической сфере являются:
обеспечение устойчивого природопользования – неистощительное использование возобновляемых и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов;
снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение – уменьшение выбросов, сбросов и отходов, а также удельной энерго- и ресурсоемкости продукции и услуг;
сохранение и восстановление природной среды – ландшафтного и биологического разнообразия, достаточного для поддержания способности природных систем к саморегуляции и компенсации последствий антропогенной деятельности.
Приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности России включают в себя[2]:
обеспечение безопасности при осуществлении потенциально опасных видов деятельности и при чрезвычайных ситуациях – гарантия экологической безопасности потенциально опасных видов деятельности, реабилитация территорий и акваторий, пострадавших в результате техногенного воздействия на окружающую среду;
соблюдение экологических приоритетов в здравоохранении – улучшение качества жизни, здоровья, увеличение продолжительности жизни населения путем снижения неблагоприятного воздействия экологических факторов, а отсюда – улучшения экологических показателей окружающей среды;
предотвращение и снижение экологических последствий чрезвычайных ситуаций – выявление и минимизация экологических рисков для природной среды и здоровья населения, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
предотвращение терроризма, создающего опасность для окружающей среды – предупреждение террористических актов, вызывающих ухудшение экологической обстановки и деградацию природной среды;
контроль за использованием чужеродных видов и генетически измененных организмов – организация контроля за ввозом, использованием и распространением на территории страны чужеродных видов и генетически измененных организмов.
Путями и средствами реализации государственной политики в области экологии являются:
развитие системы государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием – обеспечение эффективного государственного управления охраной окружающей среды и использование природных ресурсов в соответствии с демократическим устройством и требованиями рыночной экономики;
нормативное правовое обеспечение и правоприменение – создание эффективного правового механизма обеспечения сохранения природной среды и экологической безопасности, а также совершенствование правоприменительной практики в целях обеспечения адекватной ответственности за экологические правонарушения и ее неотвратимости;
экономические и финансовые механизмы – экономическое регулирование рыночных отношений в целях рационального неистощительного природопользования, снижения нагрузки на природную среду, ее охраны, привлечения бюджетных и внебюджетных средств на природоохранную деятельность;
экологический мониторинг и информационное обеспечение – обеспечение государственных и муниципальных органов, юридических лиц и граждан достоверной информацией о состоянии окружающей среды и ее возможных неблагоприятных изменениях и др.
Одним из важнейших инструментов контроля государства за проведением рациональной экологической политики является привлечение к этой работе национальных спецслужб.
Исходя из существующей отечественной и зарубежной практики, на органы контрразведки в этой сфере возложены следующие функции.
вскрытие диверсионно-вредительской и террористической деятельности иностранных спецслужб и враждебных элементов через направленное воздействие на природную среду с применением биологических, химических, радиоактивных и иных веществ, предотвращение преступных посягательств на объекты повышенной экологической опасности;
предупреждение крупных аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций, участие в расследовании причин и ликвидации последствий стихийных бедствий, экологических катастроф и других чрезвычайных происшествий;
участие совместно с органами МВД в мероприятиях по нормализации обстановки в условиях чрезвычайных ситуаций, охране объектов жизнеобеспечения населения, важных народнохозяйственных объектов;
борьба с организованной преступной деятельностью по контрабандному вывозу за границу ценных природных ресурсов и редких видов флоры и фауны;
участие совместно с государственными природоохранными и правоохранительными органами в раскрытии наиболее опасных экологических преступлений;
получение сведений о внешних угрозах экологической безопасности России, планах и действиях иностранных государств и организаций, противоречащих международным соглашениям, договорам и конвенциям;
выявление и пресечение попыток иностранных спецслужб использовать канал международного сотрудничества в области экологических проблем для осуществления разведывательной деятельности;
защита совместно с погранвойсками экономической зоны России, участие в разработке и осуществлении мер по охране континентального шельфа страны и др.
Требования к уровню безопасности формулируются с учетом всей системы социально-экономических связей. В действие приводятся экономические механизмы, обеспечивающие реализацию сформулированных требований с минимальными потерями в экономической эффективности.
Структуру системы экономических механизмов обеспечения экологической безопасности можно представить в виде ряда слагаемых:
механизмы экономической ответственности – включают в себя систему стандартов (норм, нормативов и квот, отклонения от которых ведут к определенным экономическим санкциям, от штрафов до полной остановки производства или запрещения строительства);
механизмы перераспределения риска – в основном это механизмы страхования рисков (государственного, независимого и взаимного). Основная проблема – определение размера страхового взноса;
механизмы формирования и использования общественных фондов – здесь наиболее слабым звеном является распределение фондов. Эффективные механизмы распределения фондов должны опираться на систему комплексной оценки уровня безопасности в регионе;
механизмы стимулирования повышения уровня безопасности (снижения ожидаемого ущерба) – это механизмы льготного налогообложения, кредитования, а также бюджетного финансирования мероприятий по повышению безопасности;
механизмы резервирования на случай чрезвычайных ситуаций – объединяют механизмы образования резервов трудовых и материальных ресурсов (запасы продовольствия, транспорт и др.), мощностей для быстрой организации производства продукции, необходимой для ликвидации или уменьшения потерь от чрезвычайной ситуации.
Особую роль в системах экономических механизмов играет механизм комплексной оценки уровня безопасности. Практически он присутствует в каждой из групп экономических механизмов.
[1] Дзлиев М., Урсул А.Д. Основы обеспечения безопасности России. М., 2005. С. 369
[2] Алексеев С.В., Пивоваров Ю.П. Экология человека. М., 2005. С. 394
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!