Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Государственная политика в сфере обеспечения экологической безопасности»

/ КСЕ
Конспект, 

Оглавление

Стратегической целью государственной политики в области обеспечения безопасности в сфере экологии является: сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечение экологической безопасности страны. 

Для этого необходимы: сохранение и восстановление природных систем, их биологического разнообразия и способности к саморегуляции как основного условия существования человечества; обеспечение рационального природопользования и равноправного доступа к природным ресурсам ныне живущих и будущих поколений людей; обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения. 

Государственная политика в области экологии базируется на следующих основных принципах[1]:

устойчивое развитие, предусматривающее равное внимание к экономической, социальной и экологической составляющим, и признание невозможности развития человеческого общества при деградации природы;

приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию ее ресурсов;

справедливое распределение доходов от использования природных ресурсов и доступа к ним;

предотвращение негативных экологических последствий хозяйственной деятельности, учет отдаленных экологических последствий;

отказ от хозяйственных и иных проектов, связанных с воздействием на природные системы, если их последствия непредсказуемы для окружающей среды;

природопользование на платной основе и возмещение населению и окружающей среде ущерба, наносимого в результате нарушения законодательства об охране окружающей среды;

открытость для всех экологической информации;

участие граждан, органов самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении и реализации крупных решений в области охраны окружающей среды.

Основными направлениями государственной политики в области обеспечения безопасности в экологической сфере являются:

обеспечение устойчивого природопользования – неистощительное использование возобновляемых и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов;

снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение – уменьшение выбросов, сбросов и отходов, а также удельной энерго- и ресурсоемкости продукции и услуг;

сохранение и восстановление природной среды – ландшафтного и биологического разнообразия, достаточного для поддержания способности природных систем к саморегуляции и компенсации последствий антропогенной деятельности.

Приоритетные направления деятельности по обеспечению экологической безопасности России включают в себя[2]:

обеспечение безопасности при осуществлении потенциально опасных видов деятельности и при чрезвычайных ситуациях – гарантия  экологической  безопасности  потенциально  опасных видов деятельности, реабилитация территорий и акваторий, пострадавших в результате техногенного воздействия на окружающую среду;

соблюдение экологических приоритетов в здравоохранении – улучшение качества жизни, здоровья, увеличение продолжительности жизни населения путем снижения неблагоприятного воздействия экологических факторов, а отсюда – улучшения экологических показателей окружающей среды;

предотвращение и снижение экологических последствий чрезвычайных ситуаций – выявление и минимизация экологических рисков для природной среды и здоровья населения, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

предотвращение терроризма, создающего опасность для окружающей среды – предупреждение террористических актов, вызывающих ухудшение экологической обстановки и деградацию природной среды;

контроль за использованием чужеродных видов и генетически измененных организмов – организация контроля за ввозом, использованием и распространением на территории страны чужеродных видов и генетически измененных организмов.

Путями и средствами реализации государственной политики в области экологии являются:

развитие системы государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием – обеспечение эффективного государственного управления охраной окружающей среды и использование природных ресурсов в соответствии с демократическим устройством и требованиями рыночной экономики;

нормативное правовое обеспечение и правоприменение – создание эффективного правового механизма обеспечения сохранения природной среды и экологической безопасности, а также совершенствование правоприменительной практики в целях обеспечения адекватной ответственности за экологические правонарушения и ее неотвратимости;

экономические и финансовые механизмы – экономическое регулирование рыночных отношений в целях рационального неистощительного природопользования, снижения нагрузки на природную среду, ее охраны, привлечения бюджетных и внебюджетных средств на природоохранную деятельность;

экологический мониторинг и информационное обеспечение – обеспечение государственных и муниципальных органов, юридических лиц и граждан достоверной информацией о состоянии окружающей среды и ее возможных неблагоприятных изменениях и др.

Одним из важнейших инструментов контроля государства за проведением рациональной экологической политики является привлечение к этой работе национальных спецслужб.

Исходя из существующей отечественной и зарубежной практики, на органы контрразведки в этой сфере возложены следующие функции.

вскрытие диверсионно-вредительской и террористической деятельности иностранных спецслужб и враждебных элементов через направленное воздействие на природную среду с применением биологических, химических, радиоактивных и иных веществ, предотвращение преступных посягательств на объекты повышенной экологической опасности;

предупреждение крупных аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций, участие в расследовании причин и ликвидации последствий стихийных бедствий, экологических катастроф и других чрезвычайных происшествий;

участие совместно с органами МВД в мероприятиях по нормализации обстановки в условиях чрезвычайных ситуаций, охране объектов жизнеобеспечения населения, важных народнохозяйственных объектов;

борьба с  организованной  преступной  деятельностью  по контрабандному вывозу за границу ценных природных ресурсов и редких видов флоры и фауны;

участие совместно с государственными природоохранными и правоохранительными органами в раскрытии наиболее опасных экологических преступлений;

получение сведений о внешних угрозах экологической безопасности России, планах и действиях иностранных государств и организаций, противоречащих международным соглашениям, договорам и конвенциям;

выявление и пресечение попыток иностранных спецслужб использовать канал международного сотрудничества в области экологических проблем для осуществления разведывательной деятельности;

защита совместно с погранвойсками экономической зоны России, участие в разработке и осуществлении мер по охране континентального шельфа страны и др.

Требования к уровню безопасности формулируются с учетом всей системы социально-экономических связей. В действие приводятся экономические механизмы, обеспечивающие реализацию сформулированных требований с минимальными потерями в экономической эффективности.

Структуру системы экономических механизмов обеспечения экологической безопасности можно представить в виде ряда слагаемых:

механизмы экономической ответственности – включают в себя систему стандартов (норм, нормативов и квот, отклонения от которых ведут к определенным экономическим санкциям, от штрафов до полной остановки производства или запрещения строительства);

механизмы перераспределения риска – в основном это механизмы страхования рисков (государственного, независимого и взаимного). Основная проблема – определение размера страхового взноса;

механизмы формирования и использования общественных фондов – здесь наиболее слабым звеном является распределение фондов. Эффективные механизмы распределения фондов должны опираться на систему комплексной оценки уровня безопасности в регионе;

механизмы стимулирования повышения уровня безопасности (снижения ожидаемого ущерба) – это механизмы льготного налогообложения, кредитования, а также бюджетного финансирования мероприятий по повышению безопасности;

механизмы резервирования на случай чрезвычайных ситуаций – объединяют механизмы образования резервов трудовых и материальных ресурсов (запасы продовольствия, транспорт и др.), мощностей для быстрой организации производства продукции, необходимой для ликвидации или уменьшения потерь от чрезвычайной ситуации.

Особую роль в системах экономических механизмов играет механизм комплексной оценки уровня безопасности. Практически он присутствует в каждой из групп экономических механизмов.



[1] Дзлиев М., Урсул А.Д. Основы обеспечения безопасности России. М., 2005. С. 369

[2] Алексеев С.В., Пивоваров Ю.П. Экология человека. М., 2005. С. 394

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!