Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Государственная поддержка малого предпринимательства»

/ Общая экономика
Конспект, 

Оглавление

    Рассмотрим один из наиболее важных факторов развития малого бизнеса – государственную поддержку. Без государственной поддержки малый бизнес просто не сможет выжить. Например, в США, государство оказывает предпринимательству широкую поддерж­ку. В стране, наряду с поддерживающим предпринимательство федеральным органом — Администрацией малого бизнеса, при органах исполнительной власти на местах действуют 19 тыс. региональных комиссий по экономическому развитию, при­званных способствовать развитию бизнеса в конкретном ре­гионе, росту производства перспективных товаров и услуг, имеющих спрос в данной местности. Кроме того, в США в середине 90-х гг. действовало около 600 так называемых пред­принимательских инкубаторов, т.е. специализированных госу­дарственных и частногосударственных учреждений, осуществ­ляющих многоплановую поддержку вновь создающимся ком­паниям. Такой бизнес-инкубатор территориально объединяет новые компании под одной крышей и способствует их “вы­ращиванию” и становлению. “Национальные хозяйства этих стран движутся от массового производства стандартной продукции к высокоспециализированным и рассчитанным на индивидуальные потребности малым формам производства и сервиса”.1

    Целенаправленная государственная поддержка малого предпринимательства имеет исключительно важное значение для переходной экономики России, поскольку, как отмечалось выше, конкурентоспособ­ное в международных масштабах народное хозяйство фактически не может существовать без эффективно функционирующего малого пред­принимательства. В современных условиях, когда для мелкого бизнеса инфляция и нехватка заемного капитала являются еще более серьезны­ми проблемами, чем для крупных предприятий, такая поддержка особенно важна.

    Объективности ради следует отметить, что формально государ­ственная поддержка малого предпринимательства уже несколько лет признается в правительственных документах одним из главных направ­лений экономической реформы, способствующих развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широких слоев собственников и предпринимателей.

    Принятым в начале 1995 г. Постановлением Правительства “О частных инвестициях в Российской Федерации” предусматривается кон­курсное финансирование определенных проектов, в которых общество особенно заинтересовано. В этом случае частный сектор будет вклады­вать 80% суммы, необходимой для реализации, а оставшиеся 20% до­бавляет государство. “С 1993 до начала 1996 г. в сфере малого предпринимательства было кредитовано около 80 проектов на сумму более 130 млрд. руб.”1 Представляется, что это позволит в какой-то мере стимулировать приток средств в те отрасли, которые считаются приори­тетными.

    Президентским Указом “О развитии финансового лизинга” малыми средним фирмам предоставляется возможность шире использовать новую технику. Если раньше за это приходилось платить реальными деньгами, и это было дорого и не всегда эффективно, то по новым пра­вилам станки и машины могут предоставляться физическим и юридиче­ским лицам в аренду. Это — несомненная и прямая поддержка фирм.

    Эти и некоторые другие начинания свидетельствуют о том, что правительство постепенно поворачивается к реальным проблемам, вол­нующим начинающих предпринимателей. Однако это лишь начало. Для того, чтобы малый бизнес процветал, чтобы предприниматели не боя­лись идти на риск, решались на хозяйственные новации, снижали из­держки производства, поднимали конкурентоспособность своей продук­ции, предстоит сделать еще очень много. Но без энергичной целенаправленной государственной политики поддержки малого пред­принимательства нельзя рассчитывать на эффективное его развитие, а значит, на постепенное снижение потребительских цен и более полное удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах.1

    Говоря о поддержке малого и среднего предпринимательства, следует четко определить смысл понятия “поддержка” и в своих дей­ствиях исходить из его реального содержания. Иначе всякие рассужде­ния на эту тему могут принять достаточно условный характер, а главное, они могут отдалиться от практических нужд политики централизованного государственного регулирования и стимулирования этой сферы пред­принимательства.

    Представляется, что под государственной поддержкой следует понимать, с одной стороны, сознательное создание государственными структурами экономических и правовых условий, стимулов для развития и конкурентной стойкости малого предпринимательства, а с другой сто­роны — вложение в него материальных и финансовых ресурсов. При этом под поддержкой нельзя понимать все ресурсы, так или иначе вклады­ваемые в развитие предприятий малого и среднего предприниматель­ства или привлекаемые для текущей хозяйственной деятельности. В ка­честве поддержки могут выступать только ресурсы, привлекаемые в сферу мелкого и среднего предпринимательства на началах либо без­возмездных, либо льготных по сравнению с обычным рыночным приоб­ретением или авансированием в денежной или товарной форме (банковский или коммерческий кредит).

    Следует отметить, что на начальном этапе в формировании мало­го предпринимательства в России во многом преобладал упрощенный подход, обусловленный стремлением форсировать процесс. Имевшая место на этом этапе реформ государственная поддержка малого бизнеса напо­минала скорее компанию по созданию сети малых предприятий любой ценой. В некоторых отраслях — сфере обслуживания, торговле, обще­ственном питании — эта поддержка вылилась в ускоренное насаждение новых форм хозяйствования. В результате одна монополия начинала сменяться другой. Пользуясь ослабленностью государственных структур, малые предприятия получают возможность, поднимая цены на свою продукцию, работы и услуги, безнаказанно снижать их качество, созда­вая практически новую монополию — частную. Все это породило неструктурную перестройку экономики, не использование дополнительных резервов, формирование инвестиционного поля и встраивание малого бизнеса в существующие государственные структуры, а привело к существенному разрушению государственного сектора, усилению теневой экономики и мафиозных образований.

    Существует большой соблазн скопировать формы регулирования малого бизнеса, применяемые в развитых зарубежных странах. Однако переносимый механически на российскую почву зарубежный опыт не­редко не только не способствует оживлению этого сектора экономики, но приводит к деформации его подлинной природы и дискредитирует прогрессивные формы предпринимательства. Между тем, государствен­ное регулирование и поддержка российского предпринимательства на этапе становления рынка и одновременного преодоления кризиса и ин­фляции характеризуется применением нетрадиционных решений, не имеющих аналогов в мировой практике.

    Специфика сложившихся в России условий состоит в том, что структура производства остается крайне утяжеленной, ее преобразова­ние требует огромных затрат. Высока степень монополизации производ­ства, выражающаяся в росте цен, недобросовестности в выполнении договорных отношений, отсутствии побудительных мотивов для совер­шенствования производства, повышения качества продукции и снижения издержек производства. Здесь низка конкурентность производства, вы­званная отсталостью технологической базы большинства отраслей, вы­сокой энергоемкостью и ресурсоемкостью, низким качеством продукции и высокими издержками. В экономике продолжается спад производства. далеко не закончено формирование правовой базы для новых экономи­ческих отношений. для нормального формирования рынка не хватает системы контроля за ходом реформирования экономики. Механизмы преодоления негативных моментов и острых углов рынка пока не соз­даны. В этих условиях малый бизнес без соответствующей государ­ственной поддержки не в состоянии превратиться в мощный стимул производства, занять то место в российской экономике, которое он за­нимает в экономике развитых стран.

    Представляется, что в условиях переходного периода государ­ственная поддержка малого предпринимательства должна носить стиму­лирующий, селективный характер. Государство должно стимулировать прежде всего жизнеспособные хозяйственные структуры, деятельность которых совпадает с целями и направлениями развития общества, госу­дарственной социально-экономической политики. Малые предприятия в своей деятельности должны опираться прежде всего на собственные силы, свои материальные и финансовые ресурсы. Что касается государ­ственной поддержки, то она должна проявляться в разумных дотациях, льготных режимах налогообложения, кредитования страхования, инве­стирования и т.д. В этом случае государственная поддержка не будет носить характера поощрения иждивенчества и рассматриваться малыми предприятиями как нечто постоянное или как основной источник увели­чения конкурентоспособности и роста рентабельности. Опыт создания тепличных условий для малого бизнеса в высокоразвитых странах Запа­да показал непредсказуемость возможных результатов, нередко соз­дающих антиэффект ожидания. да и поддержка в течение длительного времени как крупных, так и небольших неэффективных государственных предприятий в нашей стране дала прямо противоположный результат. Размеры предприятий в данном случае существа не меняют.1

    В этих условиях главным принципом государственной поддержки должно стать постепенное сокращение административно-директивного регулирования малого бизнеса и создание преимущественно экономи­ческих и правовых условий нормального ведения рыночного хозяйство­вания. Государственная поддержка должна выражаться в формировании экономических и правовых условий, стимулов для саморазвития и конку­рентоспособности малого предпринимательства с учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиции, а также зарубежного опыта. Важнейшие задачи государственной под­держки малого предпринимательства заключаются в том, чтобы обеспе­чить малым предприятиям равные права, минимизировать разрыв в условиях хозяйственных возможностей между малыми и более крупными предприятиями, обеспечить оптимальное соотношение малого, среднего и крупного предпринимательства в структуре базовых процессов формирования рыночной системы хозяйствования России. Это, прежде все­го, создание условий равноправия в конкурентном рыночном соревнова­нии, равных возможностей ведения предпринимательской деятельности в условиях свободы выбора ее форм и методов проявления самостоя­тельности и предприимчивости, предоставления прав и четко обозна­ченной ответственности, возможностей и риска. При этом имеется в ви­ду, что успешное развитие малого бизнеса возможно лишь при наличии благоприятных социальных, экономических, юридических, политических и других условий. Здесь все важно, начиная от политической стабиль­ности до доверия представительным и исполнительным органам власти, от защиты собственности и деятельности предпринимателей от преступ­ных элементов до обеспечения гражданских прав в широком смысле этого слова. Отсутствие таких условий делает поддержку малого предпринимательства неэффективной.

    Государственная поддержка малого предпринимательства являет­ся средством достижения социально-экономических целей текущего и перспективных этапов развития России на основе рыночных механизмов организации системы ее хозяйствования. Поэтому общие и этапные социально-экономические цели развития страны являются одновремен­но целями государственной поддержки малого предпринимательства. Подлинная цель экономических реформ — достижение экономического роста, создание эффективной экономики, обеспечивающей высокий уровень жизни населения, реальное участие России в мировом экономи­ческом сообществе. Заметим, что сегодняшняя ситуация в стране не является оптимистичной предпосылкой для реализации этой высокой цели.

    В то же время поддержка малого предпринимательства имеет самостоятельные цели, вытекающие из особенностей ее объектов. Основными из них являются: повсеместное утверждение практики доб­росовестной конкуренции; формирование широкого социального слоя собственников и предпринимателей; создание максимальной самореа­лизации граждан в предпринимательской деятельности; формирование развитой инфраструктуры малого предпринимательства на федераль­ном, региональном и местном уровнях, обеспечивающей его эффектив­ный рост; стимулирование перспективных направлений развития малого предпринимательства и приоритетных видов деятельности субъектов малого предпринимательства; содействие накоплению инвестиционных ресурсов и использование их в приоритетных направлениях; обеспече­ние участия малых предприятий в реализации важнейших народнохозяй­ственных программ и проектов, а также в поставках продукции и выпол­нении работ для государственных нужд; модернизация производственных фондов малых предприятий, внедрение прогрессив­ных технологий и новой техники; обеспечение устойчивого функциони­рования малого предпринимательства в условиях конкуренции путем уменьшения влияния высоких коммерческих и финансовых рисков, свя­занных с малым предпринимательством.

    Необходимо подчеркнуть, что все эти цели нельзя рассматривать и реализовывать отдельно во времени, поскольку они взаимосвязаны, а потому должны осуществляться вместе и одновременно. Реализация этих целей в сочетании с мероприятиями регионального и отраслевого уровня должна повысить значение малого бизнеса в народном хо­зяйстве.

    Основными направлениями государственной поддержки малого предпринимательства, независимо от отраслевой принадлежности и сферы деятельности, являются: создание льготных условий доступа ма­лого предпринимательства к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, а также к научно-техническим разработками технологиям; помощь в организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала малых предприятий; поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными странами, а также привлечение иностранных ин­вестиций к развитию предпринимательства; установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензи­рования их деятельности и предоставления государственной статисти­ческой отчетности; формирование и реализация федеральных, отрасле­вых и региональных программ, направленных на насыщение рынка экологически чистыми и безопасными товарами, конкурентоспособными средствами их производства.

    Становление малого бизнеса — достаточно длительный процесс, рассчитанный на ряд лет. На начальных этапах этого процесса наиболее актуальной является реализация мероприятий по подготовке и повыше­нию квалификации кадров, совершенствованию нормативно-правовой базы, обеспечению экономической и правовой информацией, консульти­рованию, развитию системы финансовых учреждений, обслуживающих предпринимателей, а также сети производственно-технологических центров, бизнес-инкубаторов, технопарков, лизинговых фирм, в том чис­ле путем переструктурирования производства и передачи субъектам малого предпринимательства в аренду с последующим выкупом освобождающихся производственных площадей и оборудования.

    Особую актуальность в связи со структурной перестройкой эко­номики приобретает проблема ускорения инвестиционных процессов на малых предприятиях. Следует подчеркнуть, что без инвестиций немыс­лима никакая предпринимательская деятельность. При этом под инве­стициями понимаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной дея­тельности, в результате которой образуется прибыль (доход) или дости­гается социальный эффект. В качестве инвестиций могут выступать де­нежные средства, целевые банковские выплаты, паи, акции и другие ценные бумаги, лицензии, кредиты, имущество, интеллектуальные ценности. Все это служит источником развития предпринимательской дея­тельности. Без осуществления инвестиций в той или иной форме сред­ства предприятия расходуются нерационально, проедаются производство эффективно развиваться не может. На практике наблю­дается немало случаев, когда при вложении средств критерием служит сиюминутный интерес предпринимателя, а не долгосрочные интересы и перспективы производства и рынка.1

    Между тем в инвестиционной сфере малые предприятия наталки­ваются на проблему их технического переоснащения. В связи с тем, что многие малые предприятия представляют собой полукустарные, прими­тивно оборудованные производства; решать сложные технологические и экономические проблемы они не в состоянии. Более того, продолжение их функционирования в ряде случаев сопряжено с нерациональной за­тратой трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

    В связи с этим важно в короткие сроки обеспечить небольшие предприятия современным оборудованием. Малым предприятиям нужны не просто отдельные единицы технологического оборудования, а ком­плекты машин, инструментов, приборов и др.

    В настоящее время в связи с расширяющейся конверсией обо­ронной промышленности, обладающей высоким научно-техническим по­тенциалом, производство комплектов машин для малых предприятий должно стать одним из основных направлений этой конверсии. Кроме того, конверсия и переструктурирование производства позволяет высво­бодить производственные мощности для их перепрофилирования под нужды малого бизнеса и создать развитую сеть новых субподрядчиков среди малых предприятий.

    Развитие сети малых предприятий, их техническое оснащение во многом зависит от крупных производственно-хозяйственных комплексов. По отношению к ним малые предприятия должны выступать в качестве поставщиков комплектующих элементов готовой продукции. Это позво­лит развивать подетальную и технологическую специализацию, а также обеспечить организацию общественного производства на современной основе. Кооперация между крупными и малыми предприятиями может также осуществляться в области распределения продукции и ремонта сложных изделии.

    Для привлечения ресурсов крупных предприятий в целях развития малого предпринимательства можно было бы использовать получившую широкое распространение на Западе и дающую значительный экономи­ческий эффект систему контрактных отношений крупных и мелких фирм (“франчайзинг”), особенно в торговле и сфере услуг. Ее суть состоит в том, что крупная головная фирма предоставляет малой фирме за плату исключительное право использовать свою торговую марку, при необхо­димости выделяет кредит на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги, сдает в аренду оборудование и т.п. Ма­лый бизнес обладает заметно большей способностью к нововведениям, чем крупные корпорации. свобода поиска и поощрения инициативы, отсутствие бюрократизма в рассмотрении вопросов, готовность к риску, быстрая апробация выдвинутых оригинальных предложений — вот далеко не полный перечень отличительных черт научно-технической деятель­ности небольших компаний. Из-за ограниченности финансовых средств малый бизнес заинтересован в ускоренной разработке технических проектов.

    Экономическая мысль и практика Запада сумела найти и создать механизмы стимулирования рисковых инициатив, активной поддержки организации и деятельности рискового (венчурного) предприниматель­ства. В его основе лежит способность предприятий аккумулировать из различных источников финансовые средства под прогрессивные научно-технические проекты, потенциально оцениваемые как высокоприбыль­ные.

    Венчурные предприятия оперативно решают вопросы разработки и доведения до стадии промышленного образца большинства нововве­дений. Подсчитано, что на решение этих задач малые фирмы затрачи­вают примерно в 4 раза меньше времени, чем крупные предприятия, в связи с чем правительства развитых стран выделяют на это большие субсидии. В Японии, например, к началу 90-х годов все расходы на НИОКР составляли почти 10 трлн. иен, из которых около 80% было на­правлено в частный сектор, реализующий НИОКР через малые фирмы.

    В развитых странах разработаны специальные программы под­держки нововведений через малые венчурные предприятия. В рамках этих программ определяются направления, размеры и источники финан­сирования. Например, в США все федеральные ведомства и 12 агентств по развитию малого бизнеса с бюджетом более 100 млн. долл. обязаны передавать 1,25% своих финансовых ресурсов для обеспечения дея­тельности мелких научно-исследовательских компаний. Программа по­мощи малому исследовательскому бизнесу укрепляет систему государ­ственного финансирования научно-технического прогресса, позволяет существенно расширить поле деятельности малых фирм, использующих эти средства, способствует оживлению рискового финансирования на стадиях коммерческого освоения продукции, значительно уменьшает инвестиционный риск вкладчиков.1

    В России пока нет экономических условий для использования в полной мере преимуществ венчурного предпринимательства. Однако это не означает, что нужно ждать созревания таких условий. Развитие дан­ной формы предпринимательства должно проходить вместе с реформи­рованием всех сфер народного хозяйства, вместе с развитием всех форм рыночного хозяйствования.

    Очевидно, что преимущественное право на получение поддержки, в том числе льгот и преимуществ, должны иметь малые предприятия, осуществляющие деятельность, признанную приоритетной. Приоритет­ной признается любая деятельность малых предприятий, лежащая в русле целей, стратегии и тактики общего государственного регулирова­ния экономики страны и обеспечивающая наиболее полное удовлетво­рение социальных, экономических и экологических потребностей насе­ления с минимальными затратами общественного труда.

    В действующей рыночной экономике потенциальный предприни­матель при выборе характера нового предприятия руководствуется мно­голетним опытом функционирования и сложившимися традициями в конъюнктуре рынка. В условиях становления рынка и одновременного преодоления кризиса и инфляции предприниматели не имеют ориенти­ров для выбора направления своей деятельности и исходят из собствен­ных соображений. При этом выбранные ими направления деятельности могут не отвечать долговременным интересам страны: не обеспечивать насыщение рынка наиболее необходимыми товарами и услугами, не учи­тывать имеющиеся и потенциальные резервы рабочей силы, существую­щую социальную и производственную инфраструктуру, отрицательно воздействовать на окружающую среду и т.п. Совершенно очевидно, что такую деятельность государство не заинтересовано стимулировать, и на нее не должна распространяться государственная поддержка предпринимательства.

    В постановлении Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 11 мая 1993 г. №446 “О первоочередных мерах по разви­тию и государственной поддержке малого предпринимательства в Рос­сийской Федерации” в качестве основных приоритетов развития малого предпринимательства определены такие направления деятельности, как производство и переработка сельскохозяйственной продукции, произ­водство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники, оказа­ние производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения, инновационная деятельность.

    То есть к приоритетным отнесены основные сферы деятельности малых предприятий, в продукции которых население ощущает особо острую нужду: продовольствие, ширпотреб, лекарства, бытовые услуги, жилье. В региональных программах могут выделяться и другие приори­тетные сферы деятельности малого предпринимательства с учетом со­стояния и перспектив развития региона.

    Следует обратить внимание на то, что поддержка предпринима­тельства является задачей не только центральных государственных ор­ганов, но и в не меньшей степени задачей регионов. Регионы в послед­нее время вышли из-под опеки центральных государственных органов, получили большую самостоятельность. Именно в регионах в условиях формирующегося рынка решается задача социального и экономического развития территорий. Эффективное рыночное хозяйствование в регио­нах возможно лишь при условии, если на рынках товаров и услуг моно­полистические структуры дополняются и в какой-то мере уравновеши­ваются необходимым числом предприятий частного, в том числе малого, предпринимательства. Такие предприятия обеспечивают сохранение рынка как конкурентной среды свободного предпринимательства, спо­собствуют решению социальных проблем региона. В связи с этим про­блемы развития российского предпринимательства, разносторонняя поддержка этой сферы должны быть отнесены к числу важнейших задач государственной политики, осуществляемой как на федеральном, так и региональном уровнях.

    Выводы. Государственная поддержка предпринимательства может включать в себя:

       прямое финансовое субсидирование;

       льготное кредитование и селективное гарантирование кредитов;

       предоставление льгот по налогообложению;

       передачу предприятиям госимущества, а также ноу-хау, техни­ческих лицензий из госсектора;

       обеспечение на льготных условиях совместного с подведом­ственными организациями госсектора проведения НИОКР;

       участие государства в соучредительстве по организации новых предприятий; ограниченное регулирование в ценообразовании;

       формирование и регулирование рынка труда;

       частичное обеспечение предприятий дефицитным сырьем и материалами;

       предоставление выгодных госзаказов;

       упрощенную регистрацию и лицензирование деятельности, и в том числе, в сфере внешнеэкономических операций;

       юридический и экономический льготный консалтинг;

       содействие в подготовке кадров и развертывание государ­ственной сети подготовки специалистов для работы в условиях рыноч­ной экономики;

       обеспечение правовых льгот предпринимательской деятель­ности в свободных экономических зонах, зонах свободного предприни­мательства и т.п.;

       содействие и координацию деятельности союзов и ассоциаций предпринимателей.

    Но главное — чтобы все это происходило на основе объективных критериев, с должной “прозрачностью” и гласностью, а не стало еще одной питательной средой для развития коррумпированности. Конкретный комплекс мер для развития государ­ственной поддержки предпринимательства зависит, с одной стороны, от размеров имеющихся в распоряжении государственных властных струк­тур финансовых, материальных, организационных ресурсов, и от конкретных целей развития малого предпринимательства — с другой.     Деятельность малого предпринимательства должна быть ориен­тирована, главным образом, на местный рынок, на решение региональ­ных проблем. Это вписывается в общую концепцию развития хозяй­ственной и финансовой самостоятельности административно-территориальных образований. Малый бизнес должен стать основной базой формирования рациональной структуры местного хозяйства и его финансирования на основе учета потребностей как всей России, так и особенностей конкретного региона.



1 Орлов А. Указ. соч. – С. 133  

1 Архипов А., Баткилина Г., Калинин В. Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование и налогообложение // Вопросы экономики. – 1997. - №4. – С. 142

1 Экономика переходного периода // Под ред. Радаева В.В., Бузгалина А.В.  – М., 1995. – С. 364-365

1 Мягков П., Фесенко Е. Малое предпринимательство: государственная поддержка обязательна // Российский экономический журнал. – 1993. - №4. – С. 49-50

1 Блинов А. Региональные фонды и другие финансовые институты поддержки предпринимательства // Вопросы экономики. – 1994. - №11. – С. 152

1 Иванова Н. Указ. соч. – С. 79-81

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!