Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Рассмотрим один из наиболее важных факторов развития малого бизнеса – государственную поддержку. Без государственной поддержки малый бизнес просто не сможет выжить. Например, в США, государство оказывает предпринимательству широкую поддержку. В стране, наряду с поддерживающим предпринимательство федеральным органом — Администрацией малого бизнеса, при органах исполнительной власти на местах действуют 19 тыс. региональных комиссий по экономическому развитию, призванных способствовать развитию бизнеса в конкретном регионе, росту производства перспективных товаров и услуг, имеющих спрос в данной местности. Кроме того, в США в середине 90-х гг. действовало около 600 так называемых предпринимательских инкубаторов, т.е. специализированных государственных и частногосударственных учреждений, осуществляющих многоплановую поддержку вновь создающимся компаниям. Такой бизнес-инкубатор территориально объединяет новые компании под одной крышей и способствует их “выращиванию” и становлению. “Национальные хозяйства этих стран движутся от массового производства стандартной продукции к высокоспециализированным и рассчитанным на индивидуальные потребности малым формам производства и сервиса”.1
Целенаправленная государственная поддержка малого предпринимательства имеет исключительно важное значение для переходной экономики России, поскольку, как отмечалось выше, конкурентоспособное в международных масштабах народное хозяйство фактически не может существовать без эффективно функционирующего малого предпринимательства. В современных условиях, когда для мелкого бизнеса инфляция и нехватка заемного капитала являются еще более серьезными проблемами, чем для крупных предприятий, такая поддержка особенно важна.
Объективности ради следует отметить, что формально государственная поддержка малого предпринимательства уже несколько лет признается в правительственных документах одним из главных направлений экономической реформы, способствующих развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широких слоев собственников и предпринимателей.
Принятым в начале 1995 г. Постановлением Правительства “О частных инвестициях в Российской Федерации” предусматривается конкурсное финансирование определенных проектов, в которых общество особенно заинтересовано. В этом случае частный сектор будет вкладывать 80% суммы, необходимой для реализации, а оставшиеся 20% добавляет государство. “С 1993 до начала 1996 г. в сфере малого предпринимательства было кредитовано около 80 проектов на сумму более 130 млрд. руб.”1 Представляется, что это позволит в какой-то мере стимулировать приток средств в те отрасли, которые считаются приоритетными.
Президентским Указом “О развитии финансового лизинга” малыми средним фирмам предоставляется возможность шире использовать новую технику. Если раньше за это приходилось платить реальными деньгами, и это было дорого и не всегда эффективно, то по новым правилам станки и машины могут предоставляться физическим и юридическим лицам в аренду. Это — несомненная и прямая поддержка фирм.
Эти и некоторые другие начинания свидетельствуют о том, что правительство постепенно поворачивается к реальным проблемам, волнующим начинающих предпринимателей. Однако это лишь начало. Для того, чтобы малый бизнес процветал, чтобы предприниматели не боялись идти на риск, решались на хозяйственные новации, снижали издержки производства, поднимали конкурентоспособность своей продукции, предстоит сделать еще очень много. Но без энергичной целенаправленной государственной политики поддержки малого предпринимательства нельзя рассчитывать на эффективное его развитие, а значит, на постепенное снижение потребительских цен и более полное удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах.1
Говоря о поддержке малого и среднего предпринимательства, следует четко определить смысл понятия “поддержка” и в своих действиях исходить из его реального содержания. Иначе всякие рассуждения на эту тему могут принять достаточно условный характер, а главное, они могут отдалиться от практических нужд политики централизованного государственного регулирования и стимулирования этой сферы предпринимательства.
Представляется, что под государственной поддержкой следует понимать, с одной стороны, сознательное создание государственными структурами экономических и правовых условий, стимулов для развития и конкурентной стойкости малого предпринимательства, а с другой стороны — вложение в него материальных и финансовых ресурсов. При этом под поддержкой нельзя понимать все ресурсы, так или иначе вкладываемые в развитие предприятий малого и среднего предпринимательства или привлекаемые для текущей хозяйственной деятельности. В качестве поддержки могут выступать только ресурсы, привлекаемые в сферу мелкого и среднего предпринимательства на началах либо безвозмездных, либо льготных по сравнению с обычным рыночным приобретением или авансированием в денежной или товарной форме (банковский или коммерческий кредит).
Следует отметить, что на начальном этапе в формировании малого предпринимательства в России во многом преобладал упрощенный подход, обусловленный стремлением форсировать процесс. Имевшая место на этом этапе реформ государственная поддержка малого бизнеса напоминала скорее компанию по созданию сети малых предприятий любой ценой. В некоторых отраслях — сфере обслуживания, торговле, общественном питании — эта поддержка вылилась в ускоренное насаждение новых форм хозяйствования. В результате одна монополия начинала сменяться другой. Пользуясь ослабленностью государственных структур, малые предприятия получают возможность, поднимая цены на свою продукцию, работы и услуги, безнаказанно снижать их качество, создавая практически новую монополию — частную. Все это породило неструктурную перестройку экономики, не использование дополнительных резервов, формирование инвестиционного поля и встраивание малого бизнеса в существующие государственные структуры, а привело к существенному разрушению государственного сектора, усилению теневой экономики и мафиозных образований.
Существует большой соблазн скопировать формы регулирования малого бизнеса, применяемые в развитых зарубежных странах. Однако переносимый механически на российскую почву зарубежный опыт нередко не только не способствует оживлению этого сектора экономики, но приводит к деформации его подлинной природы и дискредитирует прогрессивные формы предпринимательства. Между тем, государственное регулирование и поддержка российского предпринимательства на этапе становления рынка и одновременного преодоления кризиса и инфляции характеризуется применением нетрадиционных решений, не имеющих аналогов в мировой практике.
Специфика сложившихся в России условий состоит в том, что структура производства остается крайне утяжеленной, ее преобразование требует огромных затрат. Высока степень монополизации производства, выражающаяся в росте цен, недобросовестности в выполнении договорных отношений, отсутствии побудительных мотивов для совершенствования производства, повышения качества продукции и снижения издержек производства. Здесь низка конкурентность производства, вызванная отсталостью технологической базы большинства отраслей, высокой энергоемкостью и ресурсоемкостью, низким качеством продукции и высокими издержками. В экономике продолжается спад производства. далеко не закончено формирование правовой базы для новых экономических отношений. для нормального формирования рынка не хватает системы контроля за ходом реформирования экономики. Механизмы преодоления негативных моментов и острых углов рынка пока не созданы. В этих условиях малый бизнес без соответствующей государственной поддержки не в состоянии превратиться в мощный стимул производства, занять то место в российской экономике, которое он занимает в экономике развитых стран.
Представляется, что в условиях переходного периода государственная поддержка малого предпринимательства должна носить стимулирующий, селективный характер. Государство должно стимулировать прежде всего жизнеспособные хозяйственные структуры, деятельность которых совпадает с целями и направлениями развития общества, государственной социально-экономической политики. Малые предприятия в своей деятельности должны опираться прежде всего на собственные силы, свои материальные и финансовые ресурсы. Что касается государственной поддержки, то она должна проявляться в разумных дотациях, льготных режимах налогообложения, кредитования страхования, инвестирования и т.д. В этом случае государственная поддержка не будет носить характера поощрения иждивенчества и рассматриваться малыми предприятиями как нечто постоянное или как основной источник увеличения конкурентоспособности и роста рентабельности. Опыт создания тепличных условий для малого бизнеса в высокоразвитых странах Запада показал непредсказуемость возможных результатов, нередко создающих антиэффект ожидания. да и поддержка в течение длительного времени как крупных, так и небольших неэффективных государственных предприятий в нашей стране дала прямо противоположный результат. Размеры предприятий в данном случае существа не меняют.1
В этих условиях главным принципом государственной поддержки должно стать постепенное сокращение административно-директивного регулирования малого бизнеса и создание преимущественно экономических и правовых условий нормального ведения рыночного хозяйствования. Государственная поддержка должна выражаться в формировании экономических и правовых условий, стимулов для саморазвития и конкурентоспособности малого предпринимательства с учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиции, а также зарубежного опыта. Важнейшие задачи государственной поддержки малого предпринимательства заключаются в том, чтобы обеспечить малым предприятиям равные права, минимизировать разрыв в условиях хозяйственных возможностей между малыми и более крупными предприятиями, обеспечить оптимальное соотношение малого, среднего и крупного предпринимательства в структуре базовых процессов формирования рыночной системы хозяйствования России. Это, прежде всего, создание условий равноправия в конкурентном рыночном соревновании, равных возможностей ведения предпринимательской деятельности в условиях свободы выбора ее форм и методов проявления самостоятельности и предприимчивости, предоставления прав и четко обозначенной ответственности, возможностей и риска. При этом имеется в виду, что успешное развитие малого бизнеса возможно лишь при наличии благоприятных социальных, экономических, юридических, политических и других условий. Здесь все важно, начиная от политической стабильности до доверия представительным и исполнительным органам власти, от защиты собственности и деятельности предпринимателей от преступных элементов до обеспечения гражданских прав в широком смысле этого слова. Отсутствие таких условий делает поддержку малого предпринимательства неэффективной.
Государственная поддержка малого предпринимательства является средством достижения социально-экономических целей текущего и перспективных этапов развития России на основе рыночных механизмов организации системы ее хозяйствования. Поэтому общие и этапные социально-экономические цели развития страны являются одновременно целями государственной поддержки малого предпринимательства. Подлинная цель экономических реформ — достижение экономического роста, создание эффективной экономики, обеспечивающей высокий уровень жизни населения, реальное участие России в мировом экономическом сообществе. Заметим, что сегодняшняя ситуация в стране не является оптимистичной предпосылкой для реализации этой высокой цели.
В то же время поддержка малого предпринимательства имеет самостоятельные цели, вытекающие из особенностей ее объектов. Основными из них являются: повсеместное утверждение практики добросовестной конкуренции; формирование широкого социального слоя собственников и предпринимателей; создание максимальной самореализации граждан в предпринимательской деятельности; формирование развитой инфраструктуры малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях, обеспечивающей его эффективный рост; стимулирование перспективных направлений развития малого предпринимательства и приоритетных видов деятельности субъектов малого предпринимательства; содействие накоплению инвестиционных ресурсов и использование их в приоритетных направлениях; обеспечение участия малых предприятий в реализации важнейших народнохозяйственных программ и проектов, а также в поставках продукции и выполнении работ для государственных нужд; модернизация производственных фондов малых предприятий, внедрение прогрессивных технологий и новой техники; обеспечение устойчивого функционирования малого предпринимательства в условиях конкуренции путем уменьшения влияния высоких коммерческих и финансовых рисков, связанных с малым предпринимательством.
Необходимо подчеркнуть, что все эти цели нельзя рассматривать и реализовывать отдельно во времени, поскольку они взаимосвязаны, а потому должны осуществляться вместе и одновременно. Реализация этих целей в сочетании с мероприятиями регионального и отраслевого уровня должна повысить значение малого бизнеса в народном хозяйстве.
Основными направлениями государственной поддержки малого предпринимательства, независимо от отраслевой принадлежности и сферы деятельности, являются: создание льготных условий доступа малого предпринимательства к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, а также к научно-техническим разработками технологиям; помощь в организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала малых предприятий; поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными странами, а также привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства; установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности и предоставления государственной статистической отчетности; формирование и реализация федеральных, отраслевых и региональных программ, направленных на насыщение рынка экологически чистыми и безопасными товарами, конкурентоспособными средствами их производства.
Становление малого бизнеса — достаточно длительный процесс, рассчитанный на ряд лет. На начальных этапах этого процесса наиболее актуальной является реализация мероприятий по подготовке и повышению квалификации кадров, совершенствованию нормативно-правовой базы, обеспечению экономической и правовой информацией, консультированию, развитию системы финансовых учреждений, обслуживающих предпринимателей, а также сети производственно-технологических центров, бизнес-инкубаторов, технопарков, лизинговых фирм, в том числе путем переструктурирования производства и передачи субъектам малого предпринимательства в аренду с последующим выкупом освобождающихся производственных площадей и оборудования.
Особую актуальность в связи со структурной перестройкой экономики приобретает проблема ускорения инвестиционных процессов на малых предприятиях. Следует подчеркнуть, что без инвестиций немыслима никакая предпринимательская деятельность. При этом под инвестициями понимаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности, в результате которой образуется прибыль (доход) или достигается социальный эффект. В качестве инвестиций могут выступать денежные средства, целевые банковские выплаты, паи, акции и другие ценные бумаги, лицензии, кредиты, имущество, интеллектуальные ценности. Все это служит источником развития предпринимательской деятельности. Без осуществления инвестиций в той или иной форме средства предприятия расходуются нерационально, проедаются производство эффективно развиваться не может. На практике наблюдается немало случаев, когда при вложении средств критерием служит сиюминутный интерес предпринимателя, а не долгосрочные интересы и перспективы производства и рынка.1
Между тем в инвестиционной сфере малые предприятия наталкиваются на проблему их технического переоснащения. В связи с тем, что многие малые предприятия представляют собой полукустарные, примитивно оборудованные производства; решать сложные технологические и экономические проблемы они не в состоянии. Более того, продолжение их функционирования в ряде случаев сопряжено с нерациональной затратой трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
В связи с этим важно в короткие сроки обеспечить небольшие предприятия современным оборудованием. Малым предприятиям нужны не просто отдельные единицы технологического оборудования, а комплекты машин, инструментов, приборов и др.
В настоящее время в связи с расширяющейся конверсией оборонной промышленности, обладающей высоким научно-техническим потенциалом, производство комплектов машин для малых предприятий должно стать одним из основных направлений этой конверсии. Кроме того, конверсия и переструктурирование производства позволяет высвободить производственные мощности для их перепрофилирования под нужды малого бизнеса и создать развитую сеть новых субподрядчиков среди малых предприятий.
Развитие сети малых предприятий, их техническое оснащение во многом зависит от крупных производственно-хозяйственных комплексов. По отношению к ним малые предприятия должны выступать в качестве поставщиков комплектующих элементов готовой продукции. Это позволит развивать подетальную и технологическую специализацию, а также обеспечить организацию общественного производства на современной основе. Кооперация между крупными и малыми предприятиями может также осуществляться в области распределения продукции и ремонта сложных изделии.
Для привлечения ресурсов крупных предприятий в целях развития малого предпринимательства можно было бы использовать получившую широкое распространение на Западе и дающую значительный экономический эффект систему контрактных отношений крупных и мелких фирм (“франчайзинг”), особенно в торговле и сфере услуг. Ее суть состоит в том, что крупная головная фирма предоставляет малой фирме за плату исключительное право использовать свою торговую марку, при необходимости выделяет кредит на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги, сдает в аренду оборудование и т.п. Малый бизнес обладает заметно большей способностью к нововведениям, чем крупные корпорации. свобода поиска и поощрения инициативы, отсутствие бюрократизма в рассмотрении вопросов, готовность к риску, быстрая апробация выдвинутых оригинальных предложений — вот далеко не полный перечень отличительных черт научно-технической деятельности небольших компаний. Из-за ограниченности финансовых средств малый бизнес заинтересован в ускоренной разработке технических проектов.
Экономическая мысль и практика Запада сумела найти и создать механизмы стимулирования рисковых инициатив, активной поддержки организации и деятельности рискового (венчурного) предпринимательства. В его основе лежит способность предприятий аккумулировать из различных источников финансовые средства под прогрессивные научно-технические проекты, потенциально оцениваемые как высокоприбыльные.
Венчурные предприятия оперативно решают вопросы разработки и доведения до стадии промышленного образца большинства нововведений. Подсчитано, что на решение этих задач малые фирмы затрачивают примерно в 4 раза меньше времени, чем крупные предприятия, в связи с чем правительства развитых стран выделяют на это большие субсидии. В Японии, например, к началу 90-х годов все расходы на НИОКР составляли почти 10 трлн. иен, из которых около 80% было направлено в частный сектор, реализующий НИОКР через малые фирмы.
В развитых странах разработаны специальные программы поддержки нововведений через малые венчурные предприятия. В рамках этих программ определяются направления, размеры и источники финансирования. Например, в США все федеральные ведомства и 12 агентств по развитию малого бизнеса с бюджетом более 100 млн. долл. обязаны передавать 1,25% своих финансовых ресурсов для обеспечения деятельности мелких научно-исследовательских компаний. Программа помощи малому исследовательскому бизнесу укрепляет систему государственного финансирования научно-технического прогресса, позволяет существенно расширить поле деятельности малых фирм, использующих эти средства, способствует оживлению рискового финансирования на стадиях коммерческого освоения продукции, значительно уменьшает инвестиционный риск вкладчиков.1
В России пока нет экономических условий для использования в полной мере преимуществ венчурного предпринимательства. Однако это не означает, что нужно ждать созревания таких условий. Развитие данной формы предпринимательства должно проходить вместе с реформированием всех сфер народного хозяйства, вместе с развитием всех форм рыночного хозяйствования.
Очевидно, что преимущественное право на получение поддержки, в том числе льгот и преимуществ, должны иметь малые предприятия, осуществляющие деятельность, признанную приоритетной. Приоритетной признается любая деятельность малых предприятий, лежащая в русле целей, стратегии и тактики общего государственного регулирования экономики страны и обеспечивающая наиболее полное удовлетворение социальных, экономических и экологических потребностей населения с минимальными затратами общественного труда.
В действующей рыночной экономике потенциальный предприниматель при выборе характера нового предприятия руководствуется многолетним опытом функционирования и сложившимися традициями в конъюнктуре рынка. В условиях становления рынка и одновременного преодоления кризиса и инфляции предприниматели не имеют ориентиров для выбора направления своей деятельности и исходят из собственных соображений. При этом выбранные ими направления деятельности могут не отвечать долговременным интересам страны: не обеспечивать насыщение рынка наиболее необходимыми товарами и услугами, не учитывать имеющиеся и потенциальные резервы рабочей силы, существующую социальную и производственную инфраструктуру, отрицательно воздействовать на окружающую среду и т.п. Совершенно очевидно, что такую деятельность государство не заинтересовано стимулировать, и на нее не должна распространяться государственная поддержка предпринимательства.
В постановлении Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 11 мая 1993 г. №446 “О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” в качестве основных приоритетов развития малого предпринимательства определены такие направления деятельности, как производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники, оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения, инновационная деятельность.
То есть к приоритетным отнесены основные сферы деятельности малых предприятий, в продукции которых население ощущает особо острую нужду: продовольствие, ширпотреб, лекарства, бытовые услуги, жилье. В региональных программах могут выделяться и другие приоритетные сферы деятельности малого предпринимательства с учетом состояния и перспектив развития региона.
Следует обратить внимание на то, что поддержка предпринимательства является задачей не только центральных государственных органов, но и в не меньшей степени задачей регионов. Регионы в последнее время вышли из-под опеки центральных государственных органов, получили большую самостоятельность. Именно в регионах в условиях формирующегося рынка решается задача социального и экономического развития территорий. Эффективное рыночное хозяйствование в регионах возможно лишь при условии, если на рынках товаров и услуг монополистические структуры дополняются и в какой-то мере уравновешиваются необходимым числом предприятий частного, в том числе малого, предпринимательства. Такие предприятия обеспечивают сохранение рынка как конкурентной среды свободного предпринимательства, способствуют решению социальных проблем региона. В связи с этим проблемы развития российского предпринимательства, разносторонняя поддержка этой сферы должны быть отнесены к числу важнейших задач государственной политики, осуществляемой как на федеральном, так и региональном уровнях.
Выводы. Государственная поддержка предпринимательства может включать в себя:
■ прямое финансовое субсидирование;
■ льготное кредитование и селективное гарантирование кредитов;
■ предоставление льгот по налогообложению;
■ передачу предприятиям госимущества, а также ноу-хау, технических лицензий из госсектора;
■ обеспечение на льготных условиях совместного с подведомственными организациями госсектора проведения НИОКР;
■ участие государства в соучредительстве по организации новых предприятий; ограниченное регулирование в ценообразовании;
■ формирование и регулирование рынка труда;
■ частичное обеспечение предприятий дефицитным сырьем и материалами;
■ предоставление выгодных госзаказов;
■ упрощенную регистрацию и лицензирование деятельности, и в том числе, в сфере внешнеэкономических операций;
■ юридический и экономический льготный консалтинг;
■ содействие в подготовке кадров и развертывание государственной сети подготовки специалистов для работы в условиях рыночной экономики;
■ обеспечение правовых льгот предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах, зонах свободного предпринимательства и т.п.;
■ содействие и координацию деятельности союзов и ассоциаций предпринимателей.
Но главное — чтобы все это происходило на основе объективных критериев, с должной “прозрачностью” и гласностью, а не стало еще одной питательной средой для развития коррумпированности. Конкретный комплекс мер для развития государственной поддержки предпринимательства зависит, с одной стороны, от размеров имеющихся в распоряжении государственных властных структур финансовых, материальных, организационных ресурсов, и от конкретных целей развития малого предпринимательства — с другой. Деятельность малого предпринимательства должна быть ориентирована, главным образом, на местный рынок, на решение региональных проблем. Это вписывается в общую концепцию развития хозяйственной и финансовой самостоятельности административно-территориальных образований. Малый бизнес должен стать основной базой формирования рациональной структуры местного хозяйства и его финансирования на основе учета потребностей как всей России, так и особенностей конкретного региона.
1 Орлов А. Указ. соч. – С. 133
1 Архипов А., Баткилина Г., Калинин В. Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование и налогообложение // Вопросы экономики. – 1997. - №4. – С. 142
1 Экономика переходного периода // Под ред. Радаева В.В., Бузгалина А.В. – М., 1995. – С. 364-365
1 Мягков П., Фесенко Е. Малое предпринимательство: государственная поддержка обязательна // Российский экономический журнал. – 1993. - №4. – С. 49-50
1 Блинов А. Региональные фонды и другие финансовые институты поддержки предпринимательства // Вопросы экономики. – 1994. - №11. – С. 152
1 Иванова Н. Указ. соч. – С. 79-81
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!