Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Глоссарий по дисциплине «Политология»»

/ Политология
Конспект, 

Оглавление

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПЕРСОНАЛИЙ

 

Абсентеизм

      (от лат. absents - отсутствующий) - более или менее массовое уклонение избирателей от голосования при выборах парламента,  главы государства и т. д.

      Часто А. рассматривается и в более широком плане - как безразличное, равнодушное отношение членов общества не только к выборам, но и к политике, политической жизни вообще, уклонение от участия в ней. В этом плане А. - проявление социально-политической апатии, аполитичности.

 

Автономия

      (от греч. autonomia - самоуправление, независимость) - особый статус территории или организации в государстве, предусматривающий более или менее широкие возможности самостоятельно решать свои внутренние проблемы вне пределов прав и полномочий государства или организации, в состав которых входит данная самоуправляющаяся единица. В зависимости от уровня самостоятельности территориальные А. обычно подразделяются на политическую, государственную, т. е. связанную с самостоятельным осуществлением государственной власти и управления (автономная республика), и административную, т. е. связанную с самостоятельным осуществлением лишь административной власти и управления (автономные области, округа, районы и др.). В многонациональных странах А. нередко выступает как государственно-правовая форма решения национального вопроса, приобретая национальную форму. Национальная А., в свою очередь, подразделяется на национально-территориальную и национально-культурную.

 

Авторитаризм

     (от лат. autoritas - властьвлияние, вес) - социально-политический режим,  характеризующийся сосредоточением всей или почти всей власти у одного лица (монархадиктатора) или правящей группы и серьезным ограничением, принижением и даже подавлением роли др., прежде всего представительных, органов, социальных и политических институтов и организаций, всего общества.

      Для А. наиболее характерным является огосударствление всех или многих сторон общественной жизни, высокая централизация управления, командно-административные методы  руководства, безоговорочное подчинение власти в политической сфере.  

 

Анархизм

     (гр. anarchia безвластие) - политическая идеология,  провозглашающая необходимость уничтожения государства, и замены любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан. Государство в А. отождествляется с насилием и принуждением, не совместимыми с индивидуальной свободой как высшей социальной ценностью. Ведущими теоретиками А. были П. Ж. Прудон, М. Л. Бакунин, П. А. Кропоткин и др. Пик популярности А. пришелся на конец XIX-начало XX вв.

 

Безопасность национальная (государственная)

Внутреннее состояние и международное положение страны, надежно обеспечивающие ее свободу, независимость, целостность, интересы и исключающие реальную угрозу внутренней дестабилизации и внешнего нападения.

      Б. н. - многоплановое явление, охватывающее все сферы и уровни общественной жизни. Так, можно и нужно говорить о политической, экономической и духовно-идеологической Б. н. С другой стороны, Б. н. предполагает не только безопасность государства, но и общества, социальных и национальных общностей, личности. Серьезную угрозу Б. н. создают преступность, острые социальные, межэтнические и религиозные конфликты, деструктивные действия политических сил, массовые нарушения прав и свобод человека, законности и т. д. Важным условием Б. н. служит сегодня включенность страны в систему региональной и международной безопасности.

 

Бюрократия

Необходимый и неизбежный для любого государства слой служащих, занятый административно-управленческой работой в государственном, партийном и ином аппарате и организационно-политически обеспечивающий построение и функционирование соответствующей власти, т. е. чиновничество, аппаратчики, работники администраций в широком смысле слова. Наиболее характерные черты Б. - это привилегированность, властность, замкнутость, иерархичность, конформизм, обезличенность, преувеличение собственной роли. В истории социально- политической мысли особенно много внимания проблеме Б. уделили М. Вебер, Т. Парсонс, Р. Мертон, А. Тоулднер и др.

 

Власть политическая

Система социально-политических отношений, выражающих способность, право и возможность кого-либо решающим образом влиять на действия и поведение др. людей и групп, опираясь на свои волю и авторитет,  правовые и моральные нормы, угрозу принуждения и наказания, обычаи и традиции и

      т. п. Сущность В. находит свое выражение в отношениях господства и подчинения, руководителя и руководимого. Система В. включает в себя органы В., осуществляющих ее людей (субъекты в.); тех, на кого направлена В., - люди, их группы, социальные и политические органы и организации, общности и объединения и др. (объекты в.); механизмы В.: связи и взаимодействия, отношения между структурными элементами, действующие правила, нормы и процедуры;  социальный и политический контроль; средства и методы осуществления, санкции и поощрения и т. д. Наиболее важными  свойствами В. п. являются ее всеобщность (охват всех сфер общественной жизни) и включенность (проникновение во все виды деятельности). В обществе В. п. осуществляет организационные, регулятивные и контрольные функции.

 

Геополитика

Одно из направлений внешней политики государства, исходящее из необходимости учета особенностей географического положения (пространственно-территориального места) страны или группы стран в и осуществляемое в регионально-континентальном и глобальном масштабах. В др. значении – использование идей географической школы в социологии и политологии для обоснования и оправдания агрессивной политики экспансии государств и народов путем ссылок на нехватку «жизненного пространства», «ресурсов» и т. д., как это имело место в фашистских Германии и Италии, милитаристской Японии в период второй мировой войны.

 

Глобальные проблемы современности

Проявление противоречивого характера прогресса человечества, прежде всего бурного развития его производительных сил на базе НТР, в результате чего возникла реальная угроза резкого нарушения сложившегося взаимоотношения между природой и обществом,  между странами и народами и т. д. Г. п. с. - это проблемы, от решения которых зависит существование и развитие современной цивилизации. Эти проблемы могут успешно решаться только при условии скоординированного совмещения усилий в международных рамках. Характерными чертами Г. П. С. являются: всемирные, планетарные масштабы; жизненное значение; острота; стихийность возникновения; динамизм; комплексность и др. Они включают проблемы предотвращения мировой воины, сохранения мира, создания и утверждения нового мирового порядка; оптимизации взаимодействия природы и общества; преодоления сложившегося резкого неравенства, огромной отсталости развивающихся стран и несправедливого международного экономического обмена; обеспечения сбалансированности роста населения и роста продовольственных и др. ресурсов; сохранения и улучшения здоровья человечества в условиях угрозы распространения массовых опасных заболеваний и др. Успешное решение Г. П. С. невозможно без признания приоритета общечеловеческих ценностей и интересов.

 

Государство 

Важнейший социально-политический институт общества, основа его политической системы, осуществляющий политическую власть в процессе управления общественными отношениями и проведения своей внутренней и внешней политики. Исторически Г. возникает из неполитических форм объединения в процессе углубления общественного разделения труда, социальной дифференциации и неравенства, появления политической власти и ее институтов. Основными признаками Г. являются наличие: 1) особого механизма осуществления политической власти в виде обособленной от общества системы органов, организаций и учреждений; 2) системы санкционированных политической властью норм и установлений, т. е. права, 3) отграниченной территории, определяющей пространственные рамки распространения соответствующей власти (юрисдикции Г.). По своим формам Г. подразделяются: по формам правления - на монархии и республики; формам территориального устройства - на унитарные, федеративные и конфедеративные; формам политического режима - на демократические, авторитарные и тоталитарные и т. д.

  

 

Государство правовое

Вид демократического государства, который опирается на строгое соблюдение законности, правовых норм, закрепляющих естественные, неотъемлемые, всеобщие права и свободы человека и народов. Социальной основой Г. п. служит гражданское общество. Концепция Г. п., выступая против отождествления общества и государства, вместе с тем исходит из недопустимости противопоставление их друг другу, из признания необходимости достижения их гармонического взаимодействия на правовой основе. Важной чертой Г. п. является реальное осуществление разделения, взаимодействия и взаимного контроля трех основных ветвей власти при особой роли судебной, выступающей гарантом соблюдения законности и права. 

 

Государство социальное

Государство, опирающееся на широкую социальную основу и проводящее активную и сильную социальную политику, направленную на повышение или стабильное обеспечение жизненного уровня населения, защиту и реализацию социально-экономических прав и свобод граждан, на создание современных систем здравоохранения, образования и социального обеспечения, на поддержание неимущих и малоимущих слоев, на предотвращение и успешное разрешение социальных конфликтов и т. д.

 

Движение социально-политическое

Одна из форм объединения, связанная с коллективными действиями людей, направленными в поддержку или сопротивление социально-политическим изменениям. Д. с.-п. менее устойчивы и более динамичны, изменчивы в своем поведении, сравнительно слабо организованы и формализованы по сравнению с партиями и другими социально-политическими организациями. Но в процессе своего развития они могут достигать такого уровня организации, что превращаются в достаточно постоянные социально-политических образования. Таковы антивоенные, правозащитные, женские, экологические, молодежные, национальные, религиозные, фермерские и др. д. 

 

Демократия

      (от греч. demos - народ и kratos - власть)  -  власть народа, т. е. такая политическая форма, прежде всего форма государства, политический режим,  при котором народ или его большинство служит источником и носителем политической, государственной власти. Д. может проявляться как в государственных, так и в негосударственных, общественно-политических организационных формах (внутрипартийная Д., производственная Д. и др.). Важнейшими признаками Д. являются: соблюдение прав и свобод человека; политический плюрализмгласность; выборность представительных органов на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании; подотчетность государственных органов народным массам; решение вопросов большинством при внимательном учете позиции меньшинства и т. д. По форме, способу своего осуществления Д. разделяется на непосредственную, когда сам народ выносит то или иное решение (референдум,  всенародное обсуждение и др.), и представительную, когда решение принимается через депутатов или иных народных представителей.  

 

Деспотизм

      (от греч. despotes - повелитель, владыка) - форма неограниченной, абсолютной, самодержавной власти, для которой свойственны полный произвол, властное своеволие, самоуправство, грубое и жестокое подавление воли подданных и их бесправие. Д. особенно характерен для абсолютных монархий.

 

Законы политические

Необходимые, существенные, повторяющиеся и устойчивые взаимосвязи между социальными и политическими явлениями и процессами, определяю­щие характер и общее направление развития общества, государства и др. соци­ально-политических сил, институтов и т. д. Хотя не все социальные философы, социологи и политологи признают закономерный характер общественного раз­вития, большинство из них, начиная с Гегеля, Конта, Маркса и др., признавали З. п., их важную роль и значение, возможность и необходимость научного позна­ния и использования. З. п. определяют основную линию общественно-политического развития, его тенденции, что не исключает возможности про­явления случайностей или отклонений. Поскольку они прояв­ляются через человеческую деятельность, последняя серьезно влияет на пути, формы и способы их проявления. З. п. складываются как равнодействующая совокупных действий всех социально-политических субъектов. Знание их по­зволяет предвидеть общие пути и перспективы развития общества и го­сударства и на этой основе осуществлять управление ими.

 

Идеология

      (от греч. idea - идея, представление и logos - понятие,  учение) - более или менее целостная система идей и взглядов, идеалов, выражающих интересы и ценности того или иного общества или его части (класса, социального слоя, группы, нации, партии, движения и т. д.). В И. осознается и отражается отношение того или иного социального субъекта к социально-политической реальности, дается ее оценка с позиций его интересов, ценностей, целей и идеалов. И. обычно разрабатывается теоретиками партий, движений, выступающими в этой связи в качестве их идеологов. Характер И. определяется природой той группы, общности, интересы которой она выражает. Она обычно не учитывает др. интересов и факторов, не признает примата общечеловеческих интересов и ценностей. 

 

Избирательная система

Упорядоченная совокупность норм, правил и приемов, определяющих пути, формы и методы образования представительных и иных (напр., президентов, судей) выборных органов государственной власти. Отказ И. С. от устаревших и необоснованных цензов (ныне сохраняются в основном лишь возрастной и ценз оседлости), обеспечение всеобщего и равного избирательного права - один из важнейших признаков ее демократизма. И. С. могут предусматривать прямые, одноступенчатые или многоступенчатые выборы. По способу подсчета голосов и принципу распределения мест по итогам голосования И. с. подразделяются на пропорциональные и мажоритарные, а также смешанные. В первом случае определяется процент полученных на выборах каждой партией (движением, организацией) голосов и соответственно - число депутатов по данному списку. Во втором - избранным в каждом избирательном округе считается только тот кандидат или их список, кто набрал относительное или абсолютное большинство голосов. 

 

Институт политический

Сравнительно высокоорганизованные политические образования, отличающиеся устойчивой структурой, глубинной интегрированностыо своих элементов, многообразием функций. И. п. - объединения людей для удовлетворения той или иной потребности или достижения определенной политической цели группового или общественного характера. К ним относятся государство, его органы (парламент, президентправительство, суд), партии, общественные организации, средства массовой коммуникации, выборы и многие др. Для И. п. характерно четкое разграничение функций и полномочий каждого из его элементов, согласованность их действий, достаточно высокий уровень контроля и регуляции. 

 

Консенсус политический

      (от лат. consensus - согласие, единодушие) - 1) согласованность взглядов и ориентации двух или более политических субъектов при решении тех или иных вопросов общественно-политической жизни; 2) порядок, метод принятия политических решений, соглашений, документов и т. д., при котором в ходе их обсуждения достигается принципиальное единство мнений, позиций и они принимаются единогласно. К. – важный путь достижения и сохранения единства и целостности социальной группы или организации, предотвращения и урегулирования конфликтов. Он предполагает готовность к компромиссам, к равноправным и конструктивным переговорам с партнерами, внимательный и взаимный учет интересов и т. д. Многие социологи и политологи, начиная от О. Конта до Ю. Хабермаса, уделяли пристальное внимание проблемам К. в отличие от сугубо конфликтного подхода к общественной жизни.

 

Консерватизм

      (от лат. conservare - сохранять, охранять) - идейное и социально-политическое течение, направленное на сохранение исторически сложившихся форы общественного и политического устройства, его принципов, устоев и традиций и на противодействие серьезным инновациям, переустройствам в обществе и государстве. В основе К. - абсолютизация момента преемственности, традиционности, стабильности в общественном развитии, неверие в социальный прогресс,  в возможность его достижения путем сознательного преобразования социальной и политической жизни. В зависимости от конкретной ситуации К. может играть как отрицательную, так и положительную роль. Современный К., или неоконсерватизм отказался от многих крайностей старого, традиционного К., более гибко решает проблему соотношения преемственности и новаторства, вбирает в себя целый ряд новых (в т. ч. либеральных) идей.  

 

Консолидация политическая

      (от лат. consolidatio - уплотнять, укреплять, сращивать) - процесс объединения, укрепления единства и сплоченности социальных и политических сил (людей, социальных групп, политических партий и организаций и т. д.) в целях усиления борьбы за решение общих задач.

 

Конфликт политический

      (от лат. - столкновение) - высшая ступень в развитии социальных и политических противоречий в обществе, характеризующаяся сравнительно острым столкновением сторон (индивидов, социальных и политических групп, институтов и т. д.) в ходе реализации противоположных интересов. К. п. возникают и развиваются на различных уровнях, поскольку их субъектами могут быть как отдельные личности и группы, так и государства в целом, их объединения и регионы. По своей глубине и остроте К. п. подразделяются на неантагонистические (примиримые) и антагонистические (непримиримые). По форме проявления К. могут быть открытыми (явными) и скрытыми (латентными). 

 

Корпоративизм

     (позднелат. corporatio - объединение, сообщество) - система принятия решений, при которой публичная политика вырабатывается посредством взаимодействия между высшими государственными элитами и ограниченным кругом влиятельных и могущественных корпоративных организаций (гл. обр. бизнеса и профсоюзов). Последние получают монополию представительства интересов людей в соответствующих сферах в обмен на подчинение определенным ограничениям, налагаемым государством.

 

Кризис политический

Состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности. Различают внешнеполитические к., обусловленные международными конфликтами и противоречиями, внутриполитические к. (правительственный, парламентский, конституционный и др.). К. п. характеризуется делегитимацией структур власти, отсутствием взаимодействия между различными центрами власти, снижением эффективности социально-политического регулирования и контроля, эскалацией стихийных форм политического протеста (митингов, забастовок, демонстраций и т. д.), нестабильностью. В зависимости от причин возникновения и особенностей проявления К. п. выделяют такие его формы, как: 1) к. легитимности;  2) к. идентичности;  3) к. политического участия; 4) к. управления;  5) к. распределения и др. 

 

Культура политическая

Специфическая составная часть культуры общества, охватывающая представления, ценности и чувства людей, их групп и объединений в политической сфере общественной жизни и определяющая нормы и образцы поведения субъектов политического процесса, их политический образ жизни. К. п. включает в себя такие структурные элементы, как политические идеи, образованность и убеждения, традиции и обычаи, установки, ориентации и идеалы,  реальные модели политическое поведение и его навыки, в которых обобщается политический исторический опыт, память данного народа (группы) и отражается достигнутый уровень его развития. Разработка целостной концепции К. п. началась лишь в 50-е гг. ХХ в. 

 

Легитимность

     (от лат. legitimus - законный) - признанность обществом или его большей частью власти, прав и полномочий какого-либо лица, органа, организации или объединения, их политики и практической деятельности. Л. - основа демократической власти и политики, источник их авторитета и уважения, добровольного подчинения им, важнейшее основание для принятия политических решений, их практического проведения в жизнь. Большое внимание проблеме Л. уделил М. Вебер, который выделил три ее вида: 1) традиционный; 2) харизматический;  3) рациональный. Первым двум соответствует личный вид власти, а третьему - административный. Понятие «Л.» тесно связано с категорией «легальность» (от лат. legalis - законный), но не тождественно ей: они могут совпадать в лице одной и той же власти, а могут и не совпадать. Процесс, процедура признания Л. власти называется ее легитимизацией. 

 

Либерализм

     (от лат. liberalis - свободный) - одно из важных и распространенных идейных и социально-политических течений, для которого характерно отстаивание свободы личности, гуманизма и демократизма, конкуренции при минимальном вмешательстве государства, терпимости, плюрализма и др. Хотя идеи Л. активно разрабатывались еще в XVII в., лишь в 30-40-е гг. XIX столетия он выделился в особое, самостоятельное направление, получившее широкое распространение в XX вв. Для Л. характерно: признание самоценности личности и изначального равенства всех людей; отстаивание прав, свобод и ответственности граждан; законность; разделение властей; понимание государства как органа, основанного на общем договоре с членами общества и т. д. Л. неоднороден и прошел свою серьезную эволюцию от классического Л. к нео-Л. 

 

Лидерство политическое

      (от англ. leader - ведущий, руководитель) - социально-политический институт, при котором одно, а иногда и несколько лиц берут на себя роль главы, руково­дителя, ведущего какой-либо группы, политической партии, общественной организации, движения, государства и общества в целом. Л. играет важную роль в обеспечении единства и сплоченности различных субъектов политической жизни вокруг выдвигаемых целей и программ, коорди­нации их деятельности и практической реализации стоящих перед ними задач. Л. может носить как формальный, нормативно закрепленный, так и неформальный, фактический, реальный характер (авторитетная личность, не являющаяся руководителем, но реально ведущая за собой других). По своему характеру Л. подразделяется на авторитарное и демократическое.

 

 Лоббизм

      (от англ. lobby - кулуары, коридор) - способ решения тех или иных вопросов (в том числе и политических) в пользу чьих-либо интересов путем воздействия на законодателей, правительственных и иных должностных лиц, вплоть до их подкупа. Л. не всегда носит противоправный характер, поскольку агитация и иная поддержка того или иного закона,  решения в интересах определенной части общества (напр., работников военно-промышленного комплекса,  аграрного сектора, экспортеров или импортеров и др.) чаще всего вполне легальна. Не случайно, в США и в ряде др. стран он упорядочен и признан юридически. Процесс осуществления Л. называется лоббированием, а лица, его проводящие, - лоббистами, выступающими как своеобразная группа давления. 

 

Международные отношения

Система политических, экономических, научно-технических, культурных, военных, дипломатических и иных устойчивых взаимосвязей и взаимодействий государств, народов, межгосударственных правительственных и неправительственных объединений, организаций, партий и движений, отдельных лиц и их групп.

 

Международный политический порядок

Определенный строй международных политических отношений, оформленный в системе соответствующих норм и принципов международного права, опирающийся на исторически сложившиеся традиции и общечеловеческие ценности,  а также поддерживаемый деятельностью международных организаций, учреждений и др. политических институтов мирового масштаба. В настоящее время происходит глобальная трансформация М. п. п., для которой характерны следующие основные тенденции: переход от биполярного к многополярному мировому устройству; демилитаризация;  демократизация и гуманизация международных политических отношений.

 

Модернизация политическая

      (от фр. moderne - современный, новейший) - процесс обновления, осовременивания отсталого, устаревшего традиционалистского общественного и государственного устройства в духе требований современности. Особенно широко понятие «М.» используется начиная с 50-х гг. ХХ в. при характеристике тех преобразований, которые связаны с превращением доиндустриальных, аграрных и иных отсталых (напр., колониальных и зависимых) обществ, стран в индустриальные. Поскольку образцом при этом выступали страны Запада с их научно-техническими и технологическими достижениями, демократическими и культурными завоеваниями, постольку этот процесс нередко рассматривался как «вестернизация» (от англ. western - западный), «американизация» и т. д. Нельзя вместе с тем не отметить ограниченность подобного толкования М. п. и ее серьезную модификацию в современных условиях.

 

Национализм

      (от фр. nationalisme) – идеология и политика, осно­ванные на признании наций (этносов) и их взаимоотношений важнейшим фак­тором общественного развития. Исторически Н. как особое идейно-политиче­ское течение складывается в конце XVIII в. в связи с бурным развитием национальных движений, становлением наций и ростом национального само­сознания, развертыванием национально-освободительной борьбы в колониях и полуколониях. В этом плане тогда и позднее Н. сыграл положительную роль. Но Н. - это такая крайняя форма выраже­ния и защиты национальных интересов, которые легко перерастают в свою противо­положность - в чувство национальной исключительности, превосходства, в неуважение и ущемление прав и интересов других народов, в противопостав­ление своей нации другим, в разжигание вражды между ними. В этой связи важно четко различать национальное и националистическое. 

 

Общество гражданское

Общество развитых социально-экономических, политических и духовно- нравственных отношений, высокой общей культуры, социальной и политической активности своих членов (граждан), автономное и независимое от государства, строящее свои отношения с ним на основе признания приоритета общественных интересов. Становление Г. О. неразрывно связано с непрерывным совершенствованием личности, превращением ее в действительно свободного, полноправного, активного гражданина с должным социальным и политическим статусом. Г. О. может сложиться только на основах демократизма, права, развития общественного, в том числе и местного, самоуправления, децентрализации. Оно несовместимо с авторитаризмом и тоталитаризмом, нарушением прав человека и т. д. 

 

Оппозиция

      (от лат. орpositio» - противопоставление) - более или менее организованная группа лиц внутри общества, социальной группы, партии или организации, ведущая линию своего противодействия, противопоставления, сопротивления господствующим взглядам, политике и практике большинства. Наличие О. - один из важных признаков демократичности общества и государства, свидетельствующий об их идейно-политической терпимости, плюрализме, свободе инакомыслия, независимости средств массовой информации и т. д. Вместе с тем допущение О. - это средство уберечь общество и государство от бесконтрольности, опасности принятия поспешных и односторонних решений. Не случайно в тоталитарных государствах О. жестоко подавляется. О. различается по ее характеру, видам и формам. Она может быть конструктивной и деструктивной; лояльной, умеренной и радикальной; парламентской и внепарламентской; внутрипартийной и др. Чаще всего О. представляет  меньшинство, которое в демократическом государстве обладает определенными правами и мнение которого должно учитываться большинством.

 

Отношения политические

Форма взаимодействия субъектов политики, вид общественных отношений, связанный с завоеванием, утверждением, функционированием, применением, развитием и изменением политической власти. Субъектами О. п. являются отдельные личности, социальные и политические группы, общности, объединения, движения, институты и организации, общество и государство в целом. В этом находит свое выражение структурная сложность и многоуровневость системы О. п. В нее же входят и межгосударственные (международные) и глобальные О. п. Как и социальные отношения, О. п. могут носить характер как согласия, солидарности, так и соперничества, конфликта, антагонизма.

 

Парламентаризм

Система государственной власти, при которой четко разграничиваются функции ее законодательных и исполнительных органов при признании при­оритетной роли парламента как высшего представительного и законодатель­ного органа. В рамках П. парламент формирует ответственное перед ним пра­вительство, которое он контролирует и может отправить в отставку. Полно­мочия монарха или президента при этом обычно носят протокольно-представи­тельный характер. 

 

Плюрализм политический

      (от лат. рiuralis - множественный) - основополагающий принцип общественно-политической жизни, в рамках которого обеспечивается и поддерживается многообразие идейных, социальных и политических течений, движений, партий и иных объединений, свободно взаимодействующих, конкурирующих между собой по определенным демократическим правилам. П. п. - один из важнейших признаков демократичности общества и государства, несовместимый с единообразием  и монополизацией власти и идеологии. П. исходит из того, что именно на основе свободной конкуренции разных частных интересов и идей посредством взаимного уважения и компромисса должен складываться их баланс. П. п. создает благоприятные условия для инноваций и открытости общества, препятствует стагнации, застою, неэффективности функционирования и развития социальных и политических структур, усиливает самоконтроль и саморегуляцию в обществе и государстве, и, следовательно, способствует не дестабилизации, а стабилизации социальных и политических систем. 

 

Политика

      (от греч. politika - дела государства, общества) - 1) основные принципы,  нормы и направления деятельности (в более широком смысле - вся деятельность) по осуществлению государственной и общественной власти; 2) одна из основных сфер общественной жизни (наряду с экономической, социальной и духовной), связанная с отношениями между социальными субъектами по поводу установления, организации, функционирования и изменения власти в обществе и государстве. П. - чрезвычайно широкое, сложное, многогранное и многоуровневое явление. Современные представления о П. позволяют включить в нее различные структурные элементы и сферы действия.

 

Политика внешняя

Принципы, направления и формы деятельности государства и др. субъектов международного права на мировой арене, регулирующие их отношения между собой, а также со всемирными и региональными международными организациями. В. П. опирается на внутреннюю политику и находится с ней в принципиальном единстве. Большое влияние на В. П. оказывает геополитическое положение страны. Формы и средства осуществления В. П. многообразны. Одной из важнейших форм является дипломатическая деятельность правительств. Расширилась деятельность корпораций и общественных движений, международные экономические, научные и культурные связи, утвердилась «народная дипломатия». В центре В. П. большинства современных государств находятся проблемы предотвращения ракетно-ядерной войны и создания всеобъемлющей системы международной безопасности.

 

Политика внутренняя

Система основных принципов, направлений и форм деятельности госу­дарства, его институтов, органов и организаций, обеспечивающая сохранение, функционирование и совершенствование сложившегося социально-политиче­ского и экономического порядка, общественного строя внутри страны. В. П. охватывает все сферы общественной жизни - экономическую, политическую, социальную и духовную. Она тесно связана с внешней политикой и оказывает на нее серьезное влияние.

 

Политическая система

Одна из подсистем общества, представляющая собой сложную, многообразную и в то же время упорядоченную, интегрированную и целостную совокупность политических субъектов, их статусов и ролей, институтов и организаций, политических связей и отношений, обеспечивающих политическую власть и управление. П. с. - явление более широкое, чем политическая организация общества, включающая лишь политические институты и объединения. В рамках П. с. происходит выработка конкретных политических курсов, согласование интересов различных политических сил в целях обеспечения, сохранения и укрепления единства и согласия в обществе, распределение ресурсов, формирование общественного мнения и культуры, нормотворчество, политическое регулирование и т. д. Типологизация П. с. может базироваться на различных основаниях, но наиболее часто они подразделяются: по характеру политического режима - на демократические, авторитарные и тоталитарные; по готовности и способности восприятия инноваций извне - на открытые и закрытые; по характеру взаимоотношений между центром и местами - на децентрализованные и централизованные. 

 

Права и свободы человека

Совокупность социально-политических и иных норм, определяющих фундаментальные основы гуманистического статуса личности, ее взаимоотношения с др. людьми, обществом и государством. П. и с. принадлежат людям от рождения и имеют неотчуждаемый характер. Современное понимание П. Ч. отражено во Всеобщей Декларации, принятой ООН в декабре 1948 г., а также в ряде др. документов ООН, объединенных в Международном билле о П. Ч. По своему содержанию П. подразделяются на: а) личные или гражданские, гарантирующие свободное развитие личности; б) политические, обеспечивающие возможности широкого и активного участия человека в государственных и общественных делах; в) экономические, экологические, социальные и культурные п. и с., обеспечивающие необходимые условия жизнедеятельности личности в соответствующих сферах общественной жизни. Сегодня признание и действительное соблюдение П. ч. - важнейший критерий демократичности любой страны. 

 

Разделение властей

Один из фундаментальных принципов организации и важнейший механизм функционирования государственной власти, в соответствии с которыми единая политическая власть включает три особые самостоятельные ветви - законодательную, исполнительную и судебную. Первая представлена прежде всего парламентом, вторая - правительством, третья - судами различных уровней. Хотя в политической теории и практике идеи Р. В. выдвигались и ранее, систематическая разработка их началась лишь в XVII- XVIII вв., прежде всего в трудах Д. Локка и Ш. Монтескье. Суть Р. В. состоит в том, что: все три ветви власти должны быть представлены различными органами и людьми; каждая из них независима, автономна и равноправна; никакая ветвь власти не должна вмешиваться в права и полномочия другой; в то же время все они взаимодействуют, осуществляют взаимный контроль, уравновешивают и сдерживают друг друга; судебная власть независима от политики и подчиняется только закону. Принцип Р. В. положен в основу конституционного устройства большинства демократических государств мира. Иногда Р. В. рассматривается в ином ракурсе (как разделение прав и полномочий между федерацией и ее субъектами и т. д.).

 

Революция политическая

Составная часть социальной революции, которая выражается в замене политической власти одних социально-политических сил страны другими, но­выми. Р. п. может завершать социальную революцию, как это имело место с Великой французской революцией конца XVIII в., а может и начинать ее (Ок­тябрьская революция в России 1917 г.). Р. п. подразделяются по своему типу на: антиколониаль­ные, национально-освобо­дительные; буржуазные и буржуазно-демократические; народные и народно-демократические; социалистические. Р. п., как острая форма социально-поли­тического противоборства, всегда сопряжена с применением тех или иных видов насилия (экономического, политического, военного, административного, психологического и др.) в том или ином масштабе. Другое дело, что насилие может иметь как вооруженные, так и невооружен­ные, т. е. сравнительно мирные формы. От Р. п. следует отличать правитель­ственные перевороты или иные, чаще всего поверхностные политические пе­ремены, не затрагивающие глубинные основы политической власти господствующих социально-политических сил.

 

Режим политический

Одна из форм государства (наряду с формой правления и формой территориальной организации), характеризующая пути, формы, средства и методы реализации политической власти и управления обществом. В рамках одной и той же системы власти и на различных этапах развития одной и той же страны Р. п. может существенно отличаться по своему содержанию и характеру, а также достаточно динамично меняться. Общество и государство могут быть демократическими, тоталитарными и авторитарными; военными, гражданскими и смешанными; светскими, теократическими и др. Все это отражает различный характер отношений между личностью, обществом и государством и тем самым принципиальные основы реально существующей политической власти в стране.  

 

Реформа политическая

Одна из форм социальных и политических изменений, соответствующая эволюционному развитию общества и характеризующаяся сравнительной постепенностью, плавностью, медленностью таких изменений. Политологи исходят из того, что таким образом можно достигать не только количественных, но и качественных преобразований. При этом значение глубоких, структурных Р. в современных условиях возрастает. Им должно предшествовать тщательное научное изучение конкретных социальных условий; они должны проводиться в жизнь правовыми, конституционными средствами.

 

Самоуправление

Качественно особый вид управления, при котором функционирование какой-либо социально-политической системы (подсистемы) осуществляется не извне, а автономно, на собственной основе, при широком и активном включении ее внутренних структур в решение проблем. Развитие С. - одно из основных направлений демократического совершенствования общества и государства. С. означает, что все люди, их группы, объединения и организации в той или иной мере выступают как субъекты коллективного управления, поскольку так или иначе участвуют в выработке, принятии и осуществлении управленческих решений. Это предполагает достаточно высокий уровень общей и политической культуры населения, рост его социально- политической организованности и активности, децентрализацию управления и т. д. Большое внимание проблеме С. уделяли марксизм и анархизм. Последний абсолютизировал С., доводя его до полного отказа от всякой государственности. Исторический опыт показал, что нельзя допускать противопоставления государственного управления и общественного С. 

 

Свобода политическая

Самостоятельность социальных и политических субъектов (личностей, их групп, общественно-политических организации и объединений и др.), выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями, в наличии у них соответствующих прав и их гарантий. С. есть фундаментальная основа любого демократического общества и государства. Обычно она находит свое выражение в законодательном закреплении прав, свобод и обязанностей граждан и коллективов. В реальной жизни С. любого человека всегда ограничена, с одной стороны, уровнем развития и характером того общества и государства, в котором он живет, а с другой, - С. др. субъектов политической жизни. 

 

Система партийная

Совокупность партий и механизм их взаимодействия и соперничества в борьбе за власть и ее осуществление. С. п. различаются по количеству партий, уровню соревновательности, наличию или отсутствию доминирующей партии или коалиции. В политологии достаточно распространена схема, согласно которой существуют однопартийная, двухпартийная и многопартийная системы.

 

Суверенитет народный

Принадлежность верховной власти народу, его полновластие. С. н. - важнейшая социально-политическая основа демократической власти, обеспечивающая народным массам действенные пути, формы и средства их реального участия в управлении обществом и государством. Народ осуществляет свою власть непосредственно (референдумы, выборы), а также через органы государственной власти и местного самоуправления. С. н. тесно связан с суверенитетом государства прежде всего потому, что последнее является главным его выразителем. В то же время С. н. проявляется и в различных формах общественной самодеятельности, т. e. в деятельности общественных организаций, трудовых коллективов и т. д.

 

Терроризм

      (от лат. terror - страх, ужас) - форма, метод социально-политической борьбы, осуществляемые путем систематического применения неограниченного насилия или угроз, вплоть до убийства, в целях устрашения, подавления и уничтожения противников. Т. может быть направлен как против государственных и общественных деятелей, органов и организаций, так и против обычных граждан. Т. бывает индивидуальным, групповым (организованным) и даже возводится в ранг государственной политики. Он может выступать как внутригосударственное явление, а порой принимает международный характер. Для Т. как метода политического насилия характерны: целенаправленность, жестокость, расчет на внешний эффект и психологическое воздействие и т. д.

 

Транзитология

( лат. transitus переход, прохождение гр. logos учение) - раздел политологии, изучающий переход от авторитаризма к демократии. Интерес к данной проблематике особенно возрос в 70-90-е гг. XX в. Это связано с реальными процессами, происходившими во многих регионах мира. В работах по Т. внимание концентрируется на условиях и предпосылках, благоприятствующих переходу, на его движущих силах, стадиях, различных моделях перехода к демократии. Большой вклад в разработку проблем Т. внесли Х. Линц, С. Хантингтон и др.

 

Унитаризм

     (от лаг. imitas - единство) - теория и практика построения государ­ства, территория которого подразделяется на административно-территориальные единицы и которое имеет одну кон­ституцию, гражданство, одно законодательство, единую систему органов государственной власти и управления, одну судебную систему и т. д. Как правило, принципы государственного У. реализуются в странах, на территории которых проживает одна крупная нация. У. практикуется и тогда, когда страна многонациональна, но подавляющее большинство населения ее составляют представители одной национальности (напр., Китай). При этом У. не исключает возмож­ности осуществления культурно-националь­ной и административно-территори­альной автономии, местного развития и децентрали­зации. Большинство государств мира явля­ются унитарными.

 

Участие политическое

Влияние граждан на функционирование политической системы, формирование политических институтов и выработку политических решений. К У. п. относятся действия по делегированию полномочий (выборы), деятельность в партиях и группах интересов. У. п. подразделяется на конвенциональное (легальное) и неконвенциональное (нелегальное). По характеру его подразделяют на автономное (свободная деятельность индивидов, преследующих личные или групповые интересы) и мобилизационное (принудительное).

 

Федерализм

      (от лат. foedus - союз, объединение) – теория и практика сложного по структуре политико-территориального устройства государства, состоящего из двух или более частей - субъектов федерации (республик, штатов, областей, земель, кантонов, провинций и т. д.), обладающих большей или меньшей степенью самостоятельностью. Значение Ф. состоит в том, что он позволяет сочетать преимущества крупного государства с преимуществами сравнительно небольших государственных образований - субъектов федеративного объединения. В крупных по территории странах Ф. помогает решать проблему приближения органов власти и управления к населению. В многонациональных государствах Ф. - важное средство решения национального вопроса, сохранения и укрепления единства и целостности страны.

 

Форма правления

Способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании. Определяющим признаком Ф. п. является правовой статус главы государства (выборный и сменяемый в республике, наследственный - в монархическом государстве). Современным государствам присущи две Ф. п.: республика и монархия. 

 

Электорат

      (от лат. elector - избиратель) - в широком смысле - все те, кто пользуется избирательным правом в данном государстве и может принять участие в выборах соответствующего типа и уровня. Величина Э. зависит от численности населения страны и степени демократичности ее избирательной системы, а также от того, о каких именно выборах идет речь - общегосударственных, в субъектах федерации или местных; президентских, парламентских или муниципальных.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕРСОНАЛИИ

 

Алмонд Габриэль (1911)

Американский политолог, специалист в области общетеоретической и сравнительной политологии. Наибольшую известность А. принесли работы по теории политической системы и политической культуры. В совместной работе А. и С. Вербы «Гражданская культура» (1963) метод компаративистского (сравнительного) политического анализа продемонстрирован на примере сопоставления политических культур народов пяти стран.

К основным работам А. (с соавторами) относятся: «Сравнительная политикаконцепция развития» (1966), «Политика развивающихся регионов» (1968), «Сравнительная политика сегодня» (1988).

 

Бентли Артур (1870-1957)

Американский социолог, политолог и философ. Активно участвовал в разработке бихевиористской методологии. Внес заметный вклад в современную теорию коммуникации. Одним из первых обратился к изучению групп давления и групп интересов.

Основные работы: «Процесс управления: к изучению социальных давлений» (1908), «Поведение, знание и факт» (1935).

 

Бернштейн Эдуард (1850-1932)

Один из лидеров германской социал-демократии и 2-го Интернационала,  идеолог реформизма. Выступил с критикой теоретических основ марксизма как устаревших. Б. отвергал марксистское обоснование социализма, считая его этическим идеалом. Выдвинул программу реформ капитализма («Конечная цель - ничто, движение - все»).

 

Бжезинский Збигнев (1928)

Американец польского происхождения. Занимал должность советника по национальной безопасности президента США. Автор концепции нефтяной геополитики США в Каспийско-Центральноазиатском регионе. Автор книг «Тоталитарная диктатура и автократия» (в соавторстве с К. Фридрихом) (1956), «Большой провал» (1990), «Великая шахматная доска» (1997). 

 

Бурдье Пьер (1930-2002)

Французский социолог. По Б., общество - это совокупность отношений, складывающихся в различных полях, каждое из которых имеет специфический тип власти. «Политическое поле» выступает в виде совокупности действующих в нем сил («агентов») и контролируемых ими видов ресурсов («капиталов»). 

Основные работы: «Социология политики» (1993), «Начала» (1994).

 

Вебер Макс (1864-1929)

Один из крупнейших представителей западной социологии и политологии. В центре политической социологии В. - проблема власти. Власть, основанную на приказе и подчинении, В. называл господством. Основой господства является легитимность. В. выделил три основных типа легитимного господства: традиционное, харизматическое и легальное (рационально-бюрократическое). Значителен вклад В. в разработку теории бюрократии.

Основные работы: «Протестанская этика и дух капитализма» (1905), «Политика как призвание и профессия» (1919), «Хозяйство и общество» (1921).

 

Дарендорф Ральф (1929)

Немецкий политолог и социолог, один из ведущих теоретиков современного либерализма. В своих работах «Класс и классовый конфликт в индустриальном обществе» (1959), «Конфликт и свобода» (1972) Д. разрабатывает теорию социальной стратификации и теорию конфликта. Именно в конфликтах видит ученый творческое начало и основу развития всякого общества и шанс обретения свободы. Подавление конфликта ведет к его обострению, а «рациональная регуляция» - к «контролируемой эволюции».

 

Дюверже Морис (1917)

Французский социолог и политолог, специалист в области политической социологии. Мировая известность пришла к Д. после выхода книги «Политические партии» (1951). В ней рассматривались структурно-организационные основы партий, особенности их становления и развития как институционализированных общностей, впервые в политологии был поставлен вопрос о взаимосвязи партийной, парламентской и избирательной систем. 

Основные работы Д.: «Идея политики. Применение власти в обществе» (1966), «Янус. Два лика Запада» (1972), «Социология политики: элементы политической науки» (1973).

 

Истон Дэвид (1917)

Один из ведущих американских политологов. Основной вклад И. в политическую науку связан с адаптацией и применением принципов и методов системного анализа к изучению функционирования политических систем, а также с исследованием проблем политической социализации. Рассматривая любую политическую систему с точки зрения функционирования, он использует кибернетический принцип замера показателей функционирования на «входе» и на «выходе» системы. На «входе» - это запросы и поддержка граждан, а на «выходе» - решения и действия властей.

Основные работы И.: «Политическая система» (1953), «Концептуальная структура для политического анализа» (1965), «Системный анализ политической жизни» (1965).

 

Лассуэлл Гарольд (1902-1978)

Американский политолог, представитель бихевиористского подхода в политической науке. Сферы научных интересов Л. - анализ элит, политическая коммуникация, политическая психология. Л. активно использовал методы социальной психологии, психоанализа и психиатрии в изучении политического поведения и пропаганды, исследовал роль массовых коммуникаций в оформлении, распространении и воспроизводстве символики политической власти.

Основные труды:  «Психопатология и политика» (1930), «Политика: кто получает, что, когда, как» (1936), «Демократия через общественное мнение» (1941).

 

Липсет Сеймур (1922)

Американский социолог и политолог, специалист в области политической социологии и сравнительной политологии. Значительный вклад Л. внес в исследование современных демократических режимов. Он выдвинул гипотезу и убедительно доказал, что возникновение и утверждение демократии зависит от уровня и динамики экономического развития. Большое внимание было уделено проблеме политической стабильности. Л. была обоснована зависимость политической стабильности от эффективности и легитимности власти.

Основные работы: «Политический человек» (1960), «Класс, статус и власть в сравнительной перспективе» (1965), «Диалоги об американской политике» (1978).

 

Мерриам Чарльз Эдвард (1874-1953)

Американский ученый, один из создателей современной политической науки. В своих работах ученый развил бихевиористский подход к изучению политических явлений. Разрабатывая новую методологию научного анализа, М. обосновал необходимость междисциплинарных исследований, широкого использования количественных методов, настаивал на тесной связи политической науки с действительностью. Все эти вопросы широко освещены в его книге «Новые аспекты политики» (1925). М. стоял у истоков формирования новых направлений политических исследований, внеся большой вклад в изучение феномена политической власти и демократии («Политическая власть: ее структура и сфера действия» (1934), «Что такое демократия» (1941), в исследование американской партийной системы и политического лидерства («Американская партийная система» (1922, совместно с Г. Госнеллом), «Четыре американских партийных лидера» (1926), в осмысление проблем гражданского воспитания («Воспитание гражданственности в Соединенных Штатах» (1934).

 

 

Миллс Чарлз Райт (1916-1962)

Американский социолог, один из главных вдохновителей движения «новых левых». По идейным воззрениям близок к неомарксизму. Выдвинул концепцию «властвующей элиты». М. полагал, что захват «правящим классом» контроля над важнейшими областями жизни является главной причиной упадка демократии. М. верил в самостоятельную роль интеллигенции и видел в радикальном слое силу, способную низвергнуть господство «властвующей элиты» - союза промышленной, политической и военно-бюрократической элит.

Основная работа: «Властвующая элита» (1957).

 

Михельс Роберт (1876-1936)

Немецкий политолог, один из основателей партологии (раздела политической науки, изучающего партию как политический институт). Известность ученому принесло исследование «Политические партии: социологическое исследование олигархических тенденций современной демократии» (1911). М. пришел к выводу о невозможности прямой демократии. С появлением партий, представительных органов власти и др. возникают первые признаки олигархизации - отрыв властвующей верхушки от масс и превращение ее в замкнутую касту. Совокупность причин и методов возникновения олигархической власти в любой организации М. назвал «железным законом олигархизации».

 

Моргентау Ганс (1904-1982)

Классик американской политической науки в области международных отношений. Один из отцов-основателей школы «политического реализма». Его видение внешнего мира и закономерностей, им управляющих, базируется на трех постулатах: основным субъектом международных отношений является национальное государство, выражающее свои интересы в категориях силы;   внутренней пружиной, двигающей международные отношения, является борьба государств за максимализацию своего влияния во внешней среде; оптимальным ее состоянием видится международное (региональное) равновесие сил, предупреждающее образование национальной или коалиционной мощи, превосходящей существующие государства, что достигается политикой баланса сил. Эти идеи в систематизированном виде были изложены М. в его фундаментальном труде «Международная политика» (1948).

 

Моска Гаэтано (1853-1941)

               Итальянский экономист, социолог и политолог, один из основоположников элитистского направления в политологии. Ему принадлежит заслуга создания и разработки концепции «господствующего политического класса», которую он впервые изложил в «Теории правления и парламентского правления», а затем в книге «Правящий класс» (1896) и двухтомном труде «Основы политической науки» [Т. 2 (1896); Т. 1 (1923)]. Изучая как историю, так и современное ему общество, М. пришел к выводу, что власть в обществе осуществляется особым организованным меньшинством. М. выделяет три способа, с помощью которых правящий класс закрепляет и обновляет себя: наследование власти, выбор политического руководства и кооптацию. 

 

Острогорский Моисей (1854-1919)

Юрист, писатель и общественный деятель. В политологии считается одним из «отцов партологии» (дисциплины, изучающей политические партии). В 1902 г. в Англии вышел в свет главный труд О. «Демократия и организация политических партий», снискавший ему славу среди политологов Европы и Америки.  Итогом его поездки в США стала еще одна книга, вышедшая в свет в 1910 г., - «Демократия и партийная система в США».

 

Парето Вильфредо (1848-1923)

Итальянский экономист, социолог и политолог, один из основоположников теории элит. Исходный тезис П. гласит: люди различаются между собой физически, морально и интеллектуально. Совокупность индивидов, добивающихся высоких результатов в любой области, ученый называл элитой, которую подразделял на правящую и неправящую. В циркуляции (круговороте) элит П. усматривает главную движущую силу общественного развития.

Основной труд П. - трехтомный «Трактат по общей социологии» (1916). 

 

Роккан Стейн (1921-1979)

Норвежский социолог и политолог-компаративист. Занимался изучением вопросов демократии и социальной мобильности. Внес заметный вклад в электоральные исследования.

Основные работы: «Граждане, выборы, партии: подходы к изучению сравнительного развития» (1970), «Экономика, территория, идентичность: политика западноевропейских периферий» (1983, соавт. Д. Урвин).

 

Фукуяма Френсис (1952)

Современный американский политолог, публицист. Автор работ «Конец истории и Последний человек» (1992), «Доверие: общественные добродетели и путь к процветанию» (1995).

 

Шмитт Карл (1888-1987)

Немецкий юрист и политолог консервативной ориентации. В 20-30-е гг. ученый выступал как решительный противник философии и политики либерализма, теоретик тотального государства. Политика объявлялась Ш. высшим модусом человеческого существования. Основное политическое различение есть различение друга и врага. Высшей политической общностью Ш. считал государство.

Основные работы: «Диктатура» (1921), «Понятие политического» (1928), «Легальность и легитимность» (1932), «Политическая теология» (1922, 1970).

 

Эйзенштадт Шмуэль (1923)

Израильский социолог, специалист в области сравнительных исследований цивилизаций и общетеоретических проблем развития, революции и модернизации.

Основные работы: «Имперские политические системы» (1963), «Модернизация: сопротивление и изменение» (1966), «Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций» (1978).

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2019 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!