Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Глобализация экономики и экономическая дипломатия»

/ Мировая экономика и международные экономические отношения
Конспект, 

Оглавление

В настоящее время вся планета как бы превратилась или во всяком случае превращается если не в единую фабрику, то в «единую глобальную экономическую систему, которую отнюдь нельзя представлять в качестве некого заповедника стихийных рыночных отношений между государствами в классическом смысле слова».[1] Речь идет о глобально функционирующем мировом производственно-хозяйственном механизме, интегральной составной частью которого стали отдельные национальные экономики.

Глобализация обусловлена взаимосвязанностью мира и информационной революцией, развитием мировых телекоммуникаций и цифровых электронных сетей (сетевые международные электронные системы, электронная почта, системы обмена информации по электронным сетям, электронные банковские и торговые системы). У частных лиц появился доступ к каналам связи, рынкам и источникам информации, которые прежде контролировались только государством или международными корпорациями. Информационные ресурсы безграничны, а пользование ими не обусловлено правом собственности. Информационный продукт слабо зависит от издержек производства и конкуренции. Более высокая мобильность информации, связанная с новыми цифровыми коммуникационными сетями, способствует ускорению оборачиваемости капитала.

Возрастает интернационализация инновационного процесса и обостряется конкуренция технологий. Использование инновационных знаний превратилось в важное условие делового успеха, который все меньше зависит от концентрации производства и других классических факторов размещения производства. 

Глобализация ведет к распаду сложившегося международного разделения труда. Многие отрасли промышленности развиваются по кластерному принципу концентрации интеллектуального продукта технологий, например, компьютерных в Силиконовой долине (Калифорния), и деконцентрации производства комплектующих. В связи с быстрым развитием транспорта и коммуникационных систем географическую удаленность можно преодолевать все с меньшими затратами. В связи с объединением национальных компаний в международные корпорации и развитием сборочных производств в третьих странах усиливаются тенденции деконцентрации производства, возможности которого могут быть реализованы в разных частях мира. 

В результате возрастает роль транспорта в производственно-технологическом цикле. Для разных стран становятся общими проблемы увеличения пропускной способности имеющихся транспортных систем, вопросы налогообложения, таможенных пошлин, различных экологических и других ограничений. Глобальная взаимозависимость трансграничных потоков капитала, товаров и услуг не только способствует дальнейшей либерализации мировой торговли, но и созданию интермодальных транспортных коридоров.

В международных экономических отношениях, где раньше преобладали внешняя торговля и совместное предпринимательство, возрастает мобильность капитала, а промышленность, подобно сельскому хозяйству, переходит в разряд невыгодных. Рост портфельных инвестиций стимулируется потребностями диверсификации и стремлением избежать налогообложения. Идет острая конкурентная борьба за сокращения трудовых затрат. После открытия Китая и распада мировой социалистической системы образовался гигантский рынок дешевой рабочей силы. Уменьшились преимущества в производительности труда в странах с высокой заработанной платой. В результате усилилась международная конкуренция региональных условий хозяйствования. Отмечается кризис модели социально ориентированной экономики, например, в Германии. Преимущества получают страны с низкой зарплатой, где созданы благоприятные условия для размещения производства и сбыта, что способствует притоку зарубежных инвестиций. Азиатско-Тихоокеанский регион становится реальным мировым полюсом массового производства массовых изделий.

В международной конкуренции решающую роль играют транснациональные компании. Так, например, всемирно известная корпорация «Самсунг» имеет годовой оборот около 200 млрд. долларов и 340 отделений в 66 странах мира. Корпорация производит 17% мирового рынка мониторов и цветных кинескопов, 11% видеомагнитофонов и 18% микроволновых печей.[2] Здесь формируется новая идеология организации производства, когда менеджмент обеспечивается не только через качество товара, но и качество жизни сотрудников.

Современная глобальная стратегия устойчивого развития отвергает ориентацию на западную неустойчивую модель потребления, ведущей к мировой социальной и экологической катастрофе. На рубеже третьего тысячелетия на место постиндустриальной приходит неоэкономическая (этноэкономическая) модель развития.

Глобальные электронные коммуникации усиливают этнизацию международных экономических отношений. Наряду с традиционным этническим предпринимательством маргинальных субкультур, формируются глобальные этнические торговые системы. Становится возможной не только территориальная, но и глобальная консолидация нации, объединяющая разбросанную по всему миру диаспору.

Глобализация усиливает влияние внешних факторов развития. В условиях открытого общества и экономики мировое сообщество погружается все более в состояние стратегической нестабильности, переменчивости и несбалансированности открытых систем. Финансовый региональный кризис может стать мировым, а самые гениальные аналитики не всегда могут прогнозировать его состояние. Особенно подвержены внешнему воздействию государства переходной экономики.

В этих условиях все более возрастающую роль играет экономическая дипломатия. Экономическая дипломатия – это средство осуществления внешнеэкономической политики государства, представляющее собой совокупность экономических практических мероприятий, приемов и методов, применяемых с учетом конкретных условий и характера решаемых задач; официальная деятельность глав государств и правительств, министров иностранных дел, ведомств иностранных дел, дипломатических представительств за рубежом, делегаций на международных конференциях по осуществлению целей и задач внешнеэкономической политики государства, защите экономических прав и интересов государства, его учреждений и граждан за границей. С понятием «экономическая дипломатия» связывают искусство ведения переговоров в целях предотвращения или урегулирования экономических международных конфликтов, поисков компромиссов и взаимоприемлемых решений, а также расширения и углубления международного экономического сотрудничества.

Основными и наиболее распространенными на практике экономическими дипломатическими методами являются: официальные и иные визиты и переговоры на высшем и высоком уровне, дипломатические конгрессы, конференции, совещания и встречи, подготовка и заключение двусторонних и многосторонних международных экономических договоров и др. дипломатических документов, участие в работе международных организаций и их органов и т.д.

Основой успешной экономической дипломатии являются:

         развитая сфера международного обмена товарами на базе международной торговли;

         развитая сфера международного движения факторов производства, прежде всего в формах вывоза-ввоза капитала, рабочей силы и технологии;

         международные формы производства на предприятиях, расположенных в нескольких странах, в первую очередь в рамках транснациональных корпораций;

         самостоятельная международная финансовая сфера, не связанная с обслуживанием ни международного движения товаров, ни движения факторов производства;

         система межнациональных и наднациональных, межгосударственных и негосударственных механизмов международного регулирования в целях обеспечения сбалансированности и стабильности экономического развития;

         экономическая политика государств, исходящая из принципов открытой экономики.

Существование экономической дипломатии проявляется через ряд конкретных форм, закономерностей, механизмов и тенденций мировой экономики. Условная структура экономической дипломатии может быть представлена следующим образом.

         Базовые понятия и концепции, лежащие в основе международной экономики, начиная от международного разделения труда и других факторов производства, через мировой рынок и мировое хозяйство к концепции международной экономики. Этот уровень во многом абстрактный и закладывает главным образом понятийный и концептуальный аппарат в последующий теоретический анализ.

         Экономическая политика государств, механизмы государственного регулирования экономики в целом и ее внешних аспектов в частности. Основные формы регулирования международной экономики на национальном микроуровне – государственное регулирование внешней торговли (тарифные и нетарифные методы), государственное регулирование движения факторов производства (экспорта-импорта капитала, рабочей силы и технологии), а на национальном макроуровне – государственное валютное и финансовое регулирование, включая макроэкономическое программирование открытой экономики.

         Конкретные формы международных экономических отношений, в которых проявляется международная экономика, включают международную торговлю (товарами и услугами), международное движение факторов производства (капитала, рабочей силы, технологии), международную торговлю финансовыми инструментами (валютой, ценными бумагами, дериватами и кредитами), международные расчеты.

         Международные регулирование и надзор включают деятельность международных экономических и финансовых организаций, которые специально созданы для мониторинга и регулирования международной экономики или отдельных ее элементов.[3]

Понятие «экономическая дипломатия» имеет отношение к национальным государствам, правительствам, его можно применять и в отношении тесно интегрированных в союз государств, например стран ЕС. В меньшей мере можно говорить о совместной дипломатии ведущих стран мира («семерки»), хотя в определенные периоды ежегодные встречи их лидеров, которые обсуждали исключительно мировые экономические проблемы и их подходы к ним, оказывали влияние в области международных экономических отношений.

В наибольшей степени координируется внешнеэкономическая стратегия ЕС, который имеет практически и международный парламент, и союзное правительство в Брюсселе. Значительное воздействие на мировую экономику оказывает целый ряд наднациональных институтов финансово-экономического профиля, таких, как Всемирная торговая организация (ВТО), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), или система Всемирного банка, Международный валютный фонд (МВФ). Все они если и не разрабатывают мировую экономическую политику, тем не менее ведут определенную линию в вопросах координации глобальной экономической дипломатии и, вполне естественно, ориентируются на наиболее успешно развивающиеся масштабные национальные экономики, к тому же часто финансирующие их деятельность. В 90-е годы повысилось значение Давосского форума, на котором лидеры национальных государств и руководители международных организаций излагают свое видение экономического развития и стран, и мира в целом.

Национальные лидеры сходятся в формулировании основных целей и задач их экономической дипломатии, которые в своей основе состоят в следующем:

         непрерывный экономический рост экономики;

         полная занятость, исключающая высокий уровень безработицы;

         экономическая эффективность и производительность труда;

         стабильный уровень цен;

         экономические свободы для граждан страны;

         справедливое распределение доходов среди работающих граждан (низкий уровень дифференциации работников по доходам).

         обеспеченность больных, престарелых, детей и других иждивенцев, содержание больниц, школ, учебных заведений и т.д., т.е. развитие социальной функции государства;

         сбалансированные торговый и платежный балансы, предполагающие проведение разумной и рациональной политики в этих сложнейших секторах национальной экономической политики.

Расхождения на международных форумах в позициях лидеров разных стран возникают немедленно, когда затрагиваются вопросы, связанные с реализацией этих основных задач национальной экономической дипломатии.

Многие участники дискуссий ищут виновников своих проблем вне пределов своих государств и, что особенно тревожно, связывают успехи или неудачи своих стран и правительств с международной помощью или участием других государств, не отдавая отчет в том, что финансовые средства, которых они добиваются в качестве помощи, – это не сокровища, найденные в древних захоронениях, а деньги налогоплательщиков конкретных стран, заработанные их производительным трудом.

Тревожно и то, что, увлеченные сложностью национальных экономических проблем, большинство правительств «забывают» о нарастающих угрозах со стороны глобальных проблем: об опасности возможного краха международно-финансовой системы; о неравномерности экономического роста по регионам планеты; об угрозе расползания различных видов оружия по странам и регионам; интенсификации локальных военных конфликтов; голоде и болезнях; об экологических катастрофах.

В такой сложнейшей международной обстановке происходит снижение роли ООН – этой единственной всемирной универсальной организации – как в решении вопросов социально-экономического развития мира, так и в миротворческих операциях.

Специализированные организации ООН могли бы разработать основы целостной экономической дипломатии для мирового сообщества и при делегировании соответствующих полномочий выполнять роль «всемирных министерств». В частности, роль всемирного правительства мог бы выполнять Совет Безопасности, роль всемирного парламента – Генеральная Ассамблея ООН. Мировыми отраслевыми министерствами могли бы стать: всемирным министерством финансов – МВФ; всемирным министерством торговли – ВТО; всемирным министерством промышленного развития – ЮНКТАД и ПРООН; всемирным министерством труда – МОТ; всемирным министерством здравоохранения – ВОЗ; всемирным министерством экономического и социального развития – ЭКО-СОС и т.д.

Эти международные организации ООН в результате полувековой деятельности накопили огромный опыт, имеют талантливых сотрудников, привлекают к своей работе блестящих ученых и специалистов во всех странах мира. Они готовят и издают доклады высокого профессионального уровня как по отдельным крупным проблемам, так и в плане странового (и межстранового) анализа, который малодоступен даже очень крупным странам мира (что выявляется при сравнительном анализе).

Однако серьезная проблема заключается в том, что многочисленные фундаментальные исследования, разработки, ведущиеся и публикующиеся ООН, серьезные рекомендации, вытекающие из них, не принимаются в расчет национальными правительствами, и они остаются в большинстве случаев лишь достоянием узкого круга ученых в ряде стран мира. И это особенно печально в наше время, когда «современная цивилизация подошла вплотную к тем грозным проблемам, которые находятся буквально накануне взрывного выхода из «ящика Пандоры». Вырвавшись, они могут разнести в клочья Землю с ее неразумными обитателями, предающимися иллюзорным мечтаниям».[4]

Однако не следует полагать, что мировая экономика вообще и мировой рынок в частности действуют без руля и ветрил. Элементы саморегулирования и «самонастройки» на мировой экономической сцене действуют хотя бы потому, что на этом уровне (мировом) обмена товарами, услугами, финансовыми потоками и информацией всегда действовали и действуют законы рынка (спрос-предложение) независимо от того, где и в какой стране они произведены первоначально (с планово-директивной, неолиберальной или смешанной системами). Переступая национальные границы, любой товар или услуга подчиняются общим рыночным требованиям (действующим на мировом рынке), поскольку при ином подходе он (товар) не вышел был за пределы национальных границ и не стал бы предметом купли-продажи, формирующей интернациональные стоимости товара.

Этот аспект одновременно означает, что главную роль на мировом рынке объективно играют те страны, которые направляют сюда крупные товарные потоки и услуги, что оказывает такое же влияние, как и территориальное расширение рынка, особенно если речь идет о видовом многообразии товаров (и услуг), ориентирующем целые группы населения на их потребление. Поэтому в таких странах (потребителях товаров иностранного происхождения) постепенно возрастает влияние элементов экономической политики стран происхождения импортируемых товаров (и услуг), которые встраиваются в национальные программы развития. В этом же направлении действуют и влиятельные международные финансово-экономические институты, регулирующие финансовые потоки. Все это создает общий фон для довольно сильного (хотя и косвенного) регулирующего влияния на мировой экономический процесс со стороны крупных экономических держав.



[1] Гаджиев К.С. Введение в геополитику. М., 2001. С. 94

[2] Дергачев В.А. Геополитика. Киев, 2000. С. 271

[3] Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. Ч. I. М., 2000. С. 38-39

[4] Хасбулатов Р.И. Мировая экономика. В 2-х тт. Т. I. М., 2001. С. 103

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!