Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Обучению играм уделяется большое значение в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха. Это связано с большой развивающей ролью игры, возможностями решения воспитательных задач, развития речи и общения [8].
Основная задача обучения игровой деятельности глухих дошкольников – формирование самой деятельности: развитие интереса к играм, обучение действиям с игрушками, формирование ролевого поведения, умения использовать предметы-заместители и воображаемые предметы и действия, стремление отражать в играх действия людей и их отношения, умение разворачивать и обогащать сюжеты игр. В игре могут быть реализованы и другие, важные для психического развития ребенка с недостатками слуха задачи.
Задачи нравственного развития связаны с возможностью отражения в играх отношений людей, норм поведения. Моделируя в играх поступки и взаимоотношения людей, можно влиять на поведение детей, усвоение ими некоторых нравственных правил. Маленькие глухие и слабослышащие дети имеют недостаточный опыт общения и не всегда полно понимают нормы и правила поведения в различных ситуациях, не умеют общаться. Бедность их социальных представлений связана с недостаточным житейским опытом, а также невозможностью влиять на них с помощью речи, через чтение детской литературы. В игре через построение сюжетов и действия с партнерами можно донести до ребенка некоторые нормы поведения и взаимодействия с детьми и взрослыми. Участвуя в коллективных играх, ребенок учится подчинять свои действия логике сюжета, контактировать с другими детьми, организовывать свое поведение. У него появляется ответственное отношение к своим действиям.
Развитие ребенка в игре имеет важное значение для его умственного воспитания. Через подбор тематики игр расширяются представления детей об окружающем мире, его предметах и явлениях. Действуя с игрушками, предметами в игре, ребенок усваивает их свойства, назначение, способы использования. В этом отношении особенно велика роль дидактических игр. В процессе сюжетных игр также интенсивно развивается восприятие, образная память, воображение. Одними из главных средств умственного воспитания являются обучение детей использованию предметов-заместителей, формирование символических действий, в ходе которого происходит развитие символического способа мышления. Использование заместителей, воображаемых ситуаций и действий также связаны с развитием значения слова, переходом от предметной отнесенности к более высокой степени обобщения и абстрагирования.
В игре полноценно может быть реализована задача речевого развития детей с нарушенным слухом. Игра как основная детская деятельность предполагает действия с предметами, игрушками, в ходе которых ребенок усваивает их названия, действия, свойства. Эмоциональный фон, присущий детской игре, делает процесс усвоения речевого материала более продуктивным по сравнению с другими видами деятельности. Дети усваивают новые слова, непосредственно связанные с организацией игр (игра, игрушка, костюм, роль и др.), а также уточняют значения слов, связанных с тематикой игр. Так как в игре ребенок взаимодействует с другими детьми, со взрослыми, здесь мотивированно и естественно может быть организовано речевое общение.
Для того чтобы обучение играм проходило полноценно и игры выполняли свою развивающую функцию, в детских садах должны быть созданы необходимые условия. Прежде всего важно осознание сурдопедагогами и воспитателями значения игры для психического развития детей с нарушенным слухом. Отношение к игре как второстепенной деятельности по сравнению с формированием речи, развитием слухового восприятия может привести к обеднению детского развития, ограничению способов познания окружающей действительности.
Важно создать необходимые условия для игр детей в течение дня, предусмотреть их в режиме. Обучение играм происходит в различных формах: в свободной деятельности детей, на прогулках, на занятиях но различным разделам программы и на специальных занятиях по игре. В течение дня выделяется несколько различных отрезков времени для свободных игр, когда дети могут играть в знакомые игры по собственному выбору или с помощью воспитателя. В зависимости от количества времени игры могут быть дидактическими или сюжетно-ролевыми. На прогулке проводятся подвижные игры, в также игры с песком, снегом и другими природными материалами. Учитывая трудности спонтанного формирования игры, в детских садах для глухих и слабослышащих детей выделяются специальные занятия по игре. Время занятий в зависимости от года обучения распределяется между занятиями по обучению сюжетно-ролевым, дидактическим и подвижным играм. Организация занятий позволяет вести систематическую и последовательную работу по обучению играм. Важно, чтобы ни время свободных игр, ни время занятий не подменялось другими видами деятельности, не сводилось к отработке и заучиванию названий игрушек.
Для того чтобы дети играли, необходимо иметь в группах достаточное количество игрушек. Подбор игрушек не должен быть случайным. Оснащение игровых уголков игрушками проводится в соответствии с возрастом детей и их игровыми интересами. В зависимости от этапа обучения игре необходимо иметь сюжетно-образные игрушки (куклы, игрушки-животные и др.), игрушки-двигатели (машины, каталки и др.), строительный материал, дидактические игрушки и игры, костюмы и атрибуты для игр-драматизаций, кукольный театр, игрушки для игр на воздухе, спортивные и настольные игры. Необходимо, чтобы все игрушки были в достаточном количестве и в хорошем состоянии. Игрушки для повседневных игр должны располагаться на нижних полках стеллажей и быть доступны детям. Часть игрушек может располагаться в так называемых игровых зонах: оборудуется комната куклы, спальня, в более старших группах – кабинет врача, магазин и др. Целесообразно в младших группах сделать таблички с названиями игрушек и расположить их рядом, это будет способствовать лучшему запоминанию названий игрушек и действий с ними. В старших группах можно иметь небольшие тексты, позволяющие детям развернуть общение в связи с игрой.
Важнейшим условием обучения детей с нарушениями слуха играм является постоянное руководство со стороны воспитателя, которое в зависимости от возраста детей носит разный характер. С маленькими детьми воспитатель обыгрывает игрушки, показывает возможные способы их использования. В средней группе помогает детям подобрать игрушки для игр, вводит в игры детей предметы-заместители, показывает возможности роли. В старших группах его руководство заключается в проведении подготовительной работы, планировании с детьми игры, предложении варьирования сюжета и т. д. Воспитатель учитывает возможности каждого ребенка и находит возможности по-разному обогащать его игру. Вместе с тем необходимо помнить, что излишний диктат со стороны воспитателя в игре, навязывание им своих действий может разрушить игру ребенка.
Для эффективного обучения игре важно, чтобы их тематика и содержание были тесно связаны с другими разделами программы: ознакомлением с окружающим, конструированием, трудом, изобразительной деятельностью, развитием речи. Взаимосвязь между разделами позволит обеспечить подготовку к играм: накопить необходимые представления, подготовить игровые атрибуты, уточнить речевой материал. Тесные связи могут быть установлены между игрой и развитием речи, когда проводятся игры-драматизации, требующие совместной деятельности сурдопедагога и воспитателей. Содержание игр также может стать материалом занятий по развитию речи, где дети составляют рассказы о играх, иллюстрируют их, подготавливают книжки-самоделки, что позволяет лучше усвоить речевой материал игр.
Проведение работы по обучению игре требует от воспитателей особого эмоционального настроя, свободного раскрепощенного состояния детей.
Формирование игровой деятельности детей с нарушениями слуха строится с учетом закономерностей игры детей раннего и дошкольного возраста, в процессе обучения также учитывается своеобразие игр глухих и слабослышащих дошкольников. Содержание и методы руководства играми глухих детей разработаны Г.Л. Выгодской (1972).
При работе с детьми преддошкольного возраста важно вызвать интерес к игрушкам и играм, усвоить предметные действия с игрушками, научить выполнять игровые действия. Предметные действия – необходимая предпосылка игры. Поэтому основным содержанием работы с детьми двух-трехлетнего возраста является формирование предметно-игровых действий. Овладение действиями с игровыми предметами – основа процессуальных игр. Обучение предметным действиям происходит в быту, при формировании навыков самообслуживания, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Дети должны не только понять назначение каждой игрушки, но и освоить способы действия с ней. На первом году обучения дети учатся правильно воспроизводить действия с куклами и другими сюжетными игрушками, постепенно включая в игру посуду, одежду и пр. Воспитатель побуждает детей рассматривать игрушки, сравнивать их, развивая внимание, память. Он демонстрирует детям сначала различные способы действий с одной игрушкой, затем несколько игровых действий объединяются в несложный сюжет.
Основным методом обучения игре детей двух-трехлетнего возраста является выполнение действий по подражанию воспитателю. В работе с малышами на первых порах используется выполнение сопряженных действий, т.е. ребенок одновременно со взрослым выполняет те же действия с аналогичной игрушкой.
Игры младших дошкольников включают большее количество действий с игрушками, в них отображается то, что дети видят в реальной жизни. Важно, чтобы дети усвоили логику и последовательность игровых действий, научились отдельные действия объединять в общий сюжет. Проведению игр предшествуют наблюдения за действиями взрослых, используемыми ими предметами, а также рассматривание картинок, обыгрывание игрушек. Дети учатся переносить наблюдаемые действия в игру с помощью воспитателя, который демонстрирует правильную последовательность действий в игре. Такие игры носят характер дидактических, потому что с их помощью дети овладевают последовательностью действий, а затем учатся переносить их в собственную деятельность в реальной жизни.
Накопление опыта игровых действий, расширение количества сюжетов игр дают возможность усложнить игровую деятельность детей путем использования предметов-заместителей. Однако использование заместителей целесообразно тогда, когда у детей накоплен опыт действий с реальными предметами и игрушками. Важное значение имеет последовательность введения предметов-заместителей (Г.Л. Выгодская, 1963). Когда воспитатель только приступает к обучению играм с использованием заместителей, он демонстрирует действия с реальным предметом (утюгом, расческой). Затем в отсутствие реального предмета подыскивается и переименовывается подходящий предмет (например, брусок в качестве утюга), демонстрируется действие с ним.
По мере накопления детьми опыта действий с предметами-заместителями и усвоения смысла их использования воспитатель показывает действия только с реальным предметом, затем в ситуации отсутствия предмета вместе с детьми подыскивает предмет-заместитель и обозначает его новым именем, но не демонстрирует действия с ним, предлагая это сделать детям. В старшем дошкольном возрасте уже достаточно простого указания на необходимость подбора предмета-заместителя («Нет градусника. Что будет градусником?»). По мере усвоения действий с предметами-заместителями начинают замещаться развернутые действия, игровое пространство. Такого рода замещение предполагает достаточно высокий уровень развития воображения дошкольников.
По мере овладения структурой и последовательностью игровых действий у детей с нарушениями слуха среднего дошкольного возраста начинает формироваться ролевое поведение. При таком способе игры основным в сюжете является персонаж, характерное поведение которого ребенок имитирует, подчиняя ему игровые действия. Недостаточное понимание взаимоотношений людей, трудностей вербального обозначения роли дошкольниками с нарушенным слухом должны побудить воспитателя накопить много впечатлений о деятельности взрослых, сначала тех, кто окружает ребенка в детском саду (няни, воспитательницы, медсестры, повара), а затем и тех, с кем дети встречаются реже (продавца, парикмахера, врача). Помимо организации специальных наблюдений за деятельностью людей, обучение ролевому поведению подкрепляется и другими приемами: рассматриванием картинок, диапозитивов, обыгрыванием игрушек, проведением дидактических игр, бесед с детьми. Значение воспитателя при обучении детей ролевому поведению также очень велико: участвуя в игре по определенной теме, он показывает детям игровые возможности различных ролей. Если па первых порах дети при освоении роли в основном стремятся воспроизвести игровые действия, то в старшем дошкольном возрасте внимание акцентируется на взаимоотношениях людей. Воспитатель фиксирует внимание детей на этом, участвуя в игре, демонстрирует различные чувства и эмоции.
Дошкольники с нарушениями слуха долго усваивают значения слов, обозначающих чувства, эмоции людей, поэтому важно обеспечить уточнение значения этих слов в быту, на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи. Воспитатель помогает детям распределять роли, следит за тем, чтобы застенчивые, а также дети с плохой речью смогли почувствовать себя уверенно в главных ролях. Необходимо помнить, что игра является важнейшим средством развития личностных качеств ребенка: самостоятельности, инициативности, способствует формированию межличностных отношений в группе.
По мере освоения детьми разнообразных ролей игры поднимаются на новый уровень также за счет включения предметов-заместителей, использования действий и предметов в воображаемом плане.
Игры старших дошкольников становятся более длительными, по мере их освоения видоизменяются, обогащаются новыми элементами, расширяется круг действующих лиц и отображаемых явлений. На этом этапе важно учить детей овладевать способами построения сюжета. Через игру старшие дошкольники постигают мир вокруг них, включаются в систему социальных отношений. Наиболее часто организуются игры «Город», «Транспорт», «На почте», «Поликлиника», «Школа», «Библиотека». В этих играх объединяется ряд сюжетов, от воспитателя требуется также предварительный тщательный отбор речевых средств, их уточнение в других видах деятельности. Воспитатель учит детей пополнять игры новыми впечатлениями и знаниями, отражать труд людей, их отношения и чувства. Такая игра предполагает включение элементов планирования, общение детей по поводу сюжета и исполняемых ролей, их оценку. Дети должны знать названия игр, действующих лиц, уметь с помощью воспитателя распределить роли.
Подготовка к длительным сюжетно-ролевым играм проводится в свободное время, на прогулках, в других видах детской деятельности: изобразительной, конструктивной, трудовой. Используются различные приемы подготовки к сюжетно-ролевым играм: экскурсии, беседы об увиденном на экскурсии, рассматривание книг, альбомов, картинок, закрепление впечатлений в рисовании, дидактических и подвижных играх, обыгрывание игрушек и подбор предметов-заместителей, изготовление необходимых атрибутов и игрушек-самоделок, определение замысла игры и планирование ее этапов, распределение ролей. Эта подготовительная работа создает возможность развернуть коллективную игру. Роль воспитателя в коллективных сюжетно-ролевых играх заключается в исполнении наиболее сложных ролей, организации общения детей, помощи им в подборе нужных слов и фраз, поддержке робких, замкнутых детей, помощи детям в оценке игры и исполнения ролей.
Для эмоционального и речевого развития старших детей большое значение имеют игры-драматизации, которые проводятся с участием воспитателя и сурдопедагога.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!