Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Глава 1. Оценка финансового состояния предприятия
Значение анализа финансового состояния торгового предприятия трудно переоценить, поскольку он является той базой, на которой строится разработка финансовой политики предприятия.
Каждое торговое предприятие сталкивается с постоянно меняющейся ситуацией и постоянно должно решать те или иные проблемы. В целях организации надежного финансового управления очень важно разбираться в положении дел на предприятии, знать, чем оно в основном занимается, иметь информацию о его рынках, клиентах, поставщиках, конкурентах, качестве его продукции, о путях достижения текущих и перспективных целей и т.д.
В решении всех этих вопросов, в деле координации работы предприятия и контроля за его деятельностью исключительное значение имеет анализ финансового состояния предприятия. На его основе определяют основные направления финансовой политики предприятия.
Финансовое состояние является важнейшей характеристикой деловой активности и надежности торгового предприятия. Оно позволяет оценить конкурентоспособность предприятия, его потенциал и возможности в деловом сотрудничестве и выявить, насколько эффективно обеспечивается реализация экономических интересов всех участников хозяйственной деятельности (работников, руководителей, партнеров, кредиторов и т.д.).
Целями данного анализа является оценка конечных финансовых результатов деятельности предприятия, изучение основных причин их изменения в динамике и по сравнению с аналогичными показателями по отрасли в данном регионе, в целом по стране и с показателями предприятий-конкурентов. Очень важно также при анализе выявить резервы увеличения прибыли (преодоления убыточности – если это имеет место в деятельности предприятия), повышения рентабельности и определить конкретные меры по их использованию в текущей деятельности и перспективе.
Для достижения этих целей торговые предприятия должны решать такие задачи:
· оценивают, в какой степени была обеспечена максимизация прибыли;
· в случаях убыточной работы выявляют причины такого хозяйствования и определяют пути выхода из сложившейся ситуации;
· рассматривают доходы на основе их сопоставления с расходами и выявляют прибыль от реализации;
· изучают тенденции изменения доходов по основным товарным группам и в целом от торговой деятельности;
· выявляют, какая часть доходов используется на возмещение издержек обращения, налогов и образования прибыли;
· рассчитывают отклонение величины балансовой прибыли по сравнению с величиной прибыли от реализации и определяют причины этих отклонений;
· исследуют различные показатели рентабельности за отчетный период и в динамике;
· выявляют резервы увеличения прибыли и повышения рентабельности и определяют, как и когда возможно использовать эти резервы;
· изучают направления использования прибыли и оценивают, обеспечено ли финансирование за счет собственных средств развития хозяйственной деятельности.
Анализ доходов и финансовых результатов носит комплексный характер и состоит из следующих этапов: оценка общей, валовой (балансовой) прибыли за отчетный период и в динамике; факторный анализ прибыли от реализации товаров и услуг; изучение показателей рентабельности и факторов, оказавших влияние на их изменение; определение мер по преодолению убыточности (оптимизация объемов продаж, издержек обращения и использование других мер по выходу из кризиса).
Основным показателем финансовых результатов является балансовая прибыль. Она характеризует общую сумму прибыли предприятия, полученную за определенный период (квартал, полугодие, девять месяцев, год) и отражает конечный финансовый результат хозяйственной деятельности торгового предприятия.
Факторный анализ предполагает изучение основных показателей, влияющих на прибыль. Перечень этих показателей приведен в форме №2 “Отчет о прибылях и убытках”. Особое значение имеет изучение влияния таких факторов, как цена, объем продаж и издержки обращения.
Предприятия любых организационно-правовых форм стремятся к максимизации прибыли. Это вытекает из основных функций, которые она выполняет. Так:
· ожидаемая прибыль является основой принятия инвестиционных решений;
· полученная прибыль прибыли выступает мерилом успехов хозяйственной деятельности предприятия;
· часть полученной прибыли выступает источником самофинансирования;
· другая часть прибыли используется в качестве вознаграждения владельцам капитала.
Как свидетельствует практика работы предприятий, не всегда менеджеры и другие специалисты принимают именно те решения, которые максимизируют прибыль. Разные торговые предприятия используют различные подходы к организации хозяйственно-финансовой деятельности. Те из них, которые лучшей экономичнее организуют эту деятельность, и будут продвигаться к максимальной прибыли. Другие имеют большие издержки и поэтому сокращают объемы деятельности. В любом случае на рынке доминируют предприятия, которые имеют более низкие издержки и продают товары с учетом требований покупателей на приемлемых для них условиях. Управленцы ничего сознательно не максимизируют. Именно работа в условиях конкуренции заставляют предприятия действовать так, как если бы решали задачу максимизации прибыли, хотя и при принятии решений это не ставилось во главу угла. Из этого вытекает, что одной из основных задач анализа финансовых результатов является оценка хозяйственной деятельности с точки зрения максимизации прибыли и выявления резервов ее роста, которые можно использовать в текущей деятельности или в перспективе.
Большое значение имеет факторный анализ прибыли от реализации товаров (услуг). Именно слагаемые этой прибыли оказывают решающее воздействие на балансовую прибыль. По величине прибыли от реализации предприятия оценивают выгодно или невыгодно были реализованы товары и услуги. Расчеты этой прибыли выполняют в два этапа. Первоначально устанавливается разница между выручкой от реализации (фактическим товарооборотом по рыночным ценам) без НДС и акцизов и себестоимостью товаров и услуг (объемом продаж товаров и услуг по ценам их закупки). Эта разница представляет собой доход или величину торговых надбавок. Она измеряется в сумме и в процентах к товарообороту. На втором этапе из указанной разницы (доходов, величины торговых надбавок) вычитают издержки обращения.
Каждое торговое предприятие проводит расчет влияния факторов на прибыль от реализации при ее сравнении, например, с показателем предшествующего года. В этом случае рассчитывают влияние таких факторов, как изменение цен и торговых надбавок, объема продаж, структуры товарооборота, экономия или перерасход издержек обращения и др.
Особое внимание в условиях кризиса должно уделяться выявлению влияния на прибыль изменений тарифов на услуги, цен на ресурсы.
Отдельно необходимо оценивать возможности предприятия по самофинансированию развития. Речь идет об использовании прибыли, которая остается в распоряжении предприятия. Возможности самофинансирования определяются двумя компонентами: амортизационными отчислениями и чистым самофинансированием, формируемым за счет прибыли. В странах с развитой рыночной экономикой очень часто по действующему национальному законодательству эта часть прибыли имеет льготное налогообложение. Так, в Швеции предприятия имеют право проводить не облагаемые налогом отчисления в резерв из прибыли в пределах до 40% величины балансовой прибыли до вычета налогов. Во Франции с 1 января 1967 г. чистое самофинансирование облагается 50%-м налогом. Такой же подход к налогообложению прибыли, направляемой для самофинансирования, используется и в России.1 Однако убыточная работа большинства предприятий сводит на нет все усилия по формированию средств для самофинансирования.
Снижение удельного веса средств, выделяемых из прибыли для целей самофинансирования явилось одной из причин торможения инвестиционных процессов. Это вытекает из того, что между наличием собственных средств и принятием инвестиционных решений существует тесная связь.
Для характеристики возможностей этого процесса используются показатели удельного веса средств, выделяемых для самофинансирования в процентах к товарообороту, в процентах к балансовой или чистой прибыли, а также отношение валового самофинансирования (амортизационных отчислений и части прибыли, направляемой для самофинансирования) к общей величине инвестиций в основные фонды (основной капитал). Последний показатель в странах с рыночной экономикой нормируется. Величина средств, направляемых на самофинансирование, выступает важным условием экономического роста в предстоящем периоде. Это подтверждается зарубежными данными и данными по Российской Федерации.
Прибыль представляет собой эффект от хозяйственной деятельности, а для ее оценки рассчитывают относительную эффективность хозяйствования в виде показателей рентабельности, путем сопоставления прибыли или чистого потока денежных средств к затратам или ресурсам. Использование различных показателей позволяет не только оценить экономическую эффективность работы предприятия, но и оценить отдельные стороны его деятельности (эффективность использования отдельных видов ресурсов или затрат).
На всех уровнях управления торговлей наиболее часто при оценке эффективности хозяйствования, ее анализе и планировании используют показатели рентабельности продаж:
Эти показатели в странах с рыночной экономикой называют рентабельностью продаж, или маржой прибыли (коммерческой маржой). Экономический смысл этих показателей состоит в характеристике удельного веса прибыли на каждые 100 руб. товарооборота (или в руб. и коп. на каждые 100 руб. оборота). Эти показатели в процентах к товарообороту используют при оценке не только прибыли, но и доходов, издержек обращения и других расходов и доходов. Рост указанных показателей свидетельствует о повышении эффективности ведения торговой деятельности. По этим показателям оценивают и конкурентоспособность предприятий.
Большое значение имеют и показатели эффективности использования совокупного капитала и его составных элементов.
Показатель рентабельности (Рк), исчисленный как отношение прибыли (П) к среднегодовой стоимости капитала (К), можно преобразовать, разделив числитель и знаменатель на товарооборот (Т), в произведение рентабельности продаж (Ра) на оборачиваемость капитала в разах (Ок):
Это не просто технический расчет, а характеристика зависимости рентабельности капитала от рентабельности продаж и скорости обращения капитала.
Третья группа показателей рентабельности характеризует эффективность текущих затрат:
Названные показатели весьма удобны для практического использования различными участниками хозяйственного процесса. Для менеджеров и владельцев необходимо знать рентабельность продаж, которая характеризует долю прибыли в рыночной цене, для инвесторов и кредиторов – отдачу на вложенный капитал и тенденцию ее изменения, для собственников и учредителей – доходность акций (прибыль к рыночной стоимости акций).
Для кредиторов, заемщиков и акционеров большое значение имеют три показателя рентабельности, исчисленные как отношение чистого потока денежных средств (разность поступлений и расходов, учтенных по статьям начисленных средств к объему продаж, отдельно к величине совокупного капитала и отдельно к собственному капиталу. Эти показатели широко используют в странах с развитой рыночной экономикой.
Каждое предприятие должно оценивать, какой минимально необходимый товарооборот по отдельным магазинам и их совокупности позволяет обеспечить возмещение расходов и работу без убытков, не обеспечивает получение прибыли и не имеет убытков. Выше была изложена методика расчета точки безубыточности.
Если спрос на данный товар меньше, чем объем товарооборота, обеспечивающий убыточность, то процесс реализации не будет самоокупаемым.
Во многих случаях убыточность объясняется необоснованно высокой величиной издержек обращения и наличия различного рода потерь. В этом случае необходимо выполнить комплексный финансовый анализ наиболее значимых показателей с тем, чтобы выяснить, как добиться прибыльной работы. Важная роль в решении этой проблемы принадлежит бизнес-плану предприятия. Это и есть комплексный подход для решения проблем выхода из кризиса и преодоления убыточности.1
Глава 2. Методы планирования финансовых показателей
Прибыль при любых формах хозяйствования, особенно в условиях развития рыночных отношений, выполняет важные функции и поэтому ее роль трудно переоценить. Она не только выступает критерием эффективности управления хозяйственно-финансовой деятельностью, но и является условием обеспечения экономического роста и служит основой инновационного процесса. Вполне очевидно, что прибыль, порожденная нововведениями, одновременно выступает условием их возникновения. Речь идет о замкнутом круге в хозяйственно-финансовой деятельности: предприятия добиваются оптимальной величины прибыли в результате развития хозяйственной деятельности на основе внедрения нововведений в области техники, технологии, организации труда и управления путем использования достижений науки и передового опыта, а также использования этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности; использование же этих инноваций, в свою очередь, требует вложения средств, источниками которых в конечном счете выступает прибыль.
Торговые предприятия сегодня не в состоянии за один год решить вопросы пополнения собственных оборотных средств, финансирования капитальных вложений в основные фонды и постоянного использования инноваций. Поэтому каждое из них должно знать свои временные возможности по решению указанных и других экономических проблем. Достижение этих целей требует определенной величины финансовых ресурсов, основным источником которых является прибыль (каждому понятно, что и заемные средства можно возвратить также за счет полученной прибыли).
Из приведенных положений ясно, что каждому предприятию необходима информация о возможностях получения прибыли с упреждением на несколько (2–5) лет и об ожидаемом ее объеме на предстоящий период (квартал, полугодие, 9 месяцев и год). Соответственно этому торговые предприятия прогнозируют прибыль на 3-4 года и разрабатывают планы на предстоящий период. Это работу предприятия делают также для того, чтобы соорентироваться в своих отношениях с налоговыми службами.
Прогнозирование широко используется как предварительная стадия разработки планов прибыли и служит источником получения дополнительной информации при выработке решений по вопросам развития хозяйственно-финансовой деятельности. Прогнозы позволяют определить сроки возврата заемных средств, полученных или которые предстоит получить на длительный период, обосновывают возможности по решению вопросов пополнения собственных оборотных средств, увеличения основных фондов, решения социальных вопросов развития коллективов и др.
Планы на предстоящий период ориентируются также на достижение долговременных целей и предусматривают использование всех имеющихся возможностей по увеличению прибыли, получению ее в необходимых (оптимальных), с точки зрения предприятия, размерах. Сравнивая свои показатели со среднеотраслевыми и показателями предприятий-конкурентов, предприятия стремятся изыскать возможности повышения рентабельности хозяйственной деятельности, улучшения всех своих экономических показателей.
Прогнозирование и планирование прибыли предприятие осуществляет с учетом:
ü итогов анализа доходов в целом и торговых надбавок по товарным группам, издержек обращения по общему уровню и отдельным статьям и всех видов прибыли (от реализации товаров и услуг, финансово-хозяйственной деятельности и балансовой отчетного периода);
ü изучения тенденций изменения различных показателей рентабельности;
ü плановых показателей и структуры поступления товаров и товарооборота;
ü намечаемых издержек обращения и других расходов;
ü величины налогов, уплачиваемых за счет различных видов прибыли;
ü потребностей в пополнении собственных оборотных средств, развитии основных фондов и в средствах, возмещаемых за счет использования прибыли.
Процесс прогнозирования и планирования прибыли начинается с обоснования прибыли от реализации товаров и услуг и установления валовой (балансовой) прибыли и завершается расчетами чистой прибыли.
Механизм управления формированием прибыли от реализации товаров строится с учетом тесной взаимосвязи этого показателя с показателями объема товарооборота, доходов и издержек обращения торгового предприятия. Из перечисленных показателей в первую очередь необходимо рассмотреть методы прогнозирования и планирования доходов.
Методы прогнозирования и планирования доходов и финансовых результатов в своей основе совпадают. Однако при обосновании плановых данных используется разнообразная и более достоверная информация. Это позволяет учесть множество факторов, влияющих на формирование доходов и тем самым уменьшить риски в процессе достижения прибыльной работы.
На практике используют различные методы обоснования плановой величины доходов от торговой деятельности:
ü метод технико-экономических расчетов;
ü установление плановой суммы и уровня доходов с ориентацией на обеспечение необходимой прибыли;
ü опытно-статистический метод.
Метод технико-экономических расчетов предусматривает реализацию результатов разработанной ценовой политики предприятия. Торговые предприятия используют различные методы установления торговых надбавок. Соответственно этим положениям предприятие устанавливает средний размер торговой надбавки РФ основным товарным группам исходя из их сложившегося уровня в предплановом периоде и корректировки этого уровня с учетом разработанной ценовой политики на предстоящий период. По остальным товарным группам, кроме основных, расчеты доходов выполняются исходя из сложившегося за предплановый период среднего уровня торговых надбавок и ожидаемого объема продаж в предстоящем периоде.
Средний уровень торговой надбавки необходимо определять также по совокупности групп товаров с различной целевой ориентацией ценовой политики и удельного веса этих групп товаров в плановом объеме товарооборота.
Расчеты доходов в данном случае строятся по следующей схеме:
Группы товаров с различной целевой ориентацией ценовой политики различаются по различным признакам (например: группа товаров с уровнем торговых надбавок, утверждаемых органами исполнительной власти; уровни торговых надбавок по товарам, предоставляемых на реализацию с последующей оплатой; уровень торговых надбавок на товары, предложенные на реализацию и доставленные транспортом поставщика и т.п.).
Следующий метод представляет собой обоснование плановой суммы и уровня доходов с ориентиром на обеспечение необходимой прибыли. Данный метод позволяет увязать планируемую сумму доходов с задачами развития торгового предприятия в предстоящем периоде.
Торговые предприятия рассчитывают величину прибыли от реализации товаров и услуг в следующей последовательности: определяют потребность в чистой прибыли, исходя из направлений ее использования, учитывают налог на прибыль и таким образом устанавливают валовую прибыль. В дальнейшем просчитывают влияние тех факторов, которые характеризуют различия между прибылью от реализации и балансовой прибылью и перечислены в отчете о прибылях и убытках.
Прибыль от реализации можно также установить и с учетом ее величины за предплановый период в процентах товарообороту, к издержкам обращения и тенденций их изменений за 3-4 предшествующих года.
Учитывая все плановые показатели, доходы рассчитывают по следующей формуле: Дт=И+П+НДС, где И – издержки обращения, П – прибыль от реализации и НДС – налог на добавленную стоимость.
Обоснованность этих расчетов плановых доходов торговые предприятия могут проверить, изучив их распределение по направлениям использования – какая часть доходов используется на возмещение издержек обращения, налога на добавленную стоимость и какая идет на образование прибыли.
Опытно-статистический метод планирования доходов от торговой деятельности находит широкое применение на практике, поскольку он отличается простотой. В целях обоснования среднего уровня доходов от торговой деятельности в процентах к товарообороту на плановый период учитывают сложившуюся величину этого показателя за предплановый период и корректируют его с учетом предстоящих изменений структуры товарооборота, уровней торговых надбавок, ставок налоговых платежей, включаемых в цену товара и других, влияющих на нее факторов.
После определения планового уровня доходов (Дп), устанавливается их сумма (Дт) по следующей формуле:
где Дп – средний плановый уровень торговых надбавок (ТНn).
В небольших торговых предприятиях расчеты доходов можно осуществлять по схеме, которая используется при составлении формы №2 “Отчет о прибылях и убытках”. Речь идет о тех случаях, когда у предприятия небольшое число поставщиков и относительно узкий ассортимент реализуемых товаров и когда к началу планового периода заключены все контракты на закупку ГЛА товаров. Расчеты величины доходов в сумме ведутся по следующей формуле: Дт=Пр –Пз –ТН3, где Дт – плановая сумма доходов; Пр – плановый объем поступления товаров в розничных ценах (без НДС и акцизов); П3 – объем поступления товаров в ценах закупки и ТН3 – сумма торговых надбавок на объем прироста товарных запасов в плановом периоде.
При обосновании доходов от торговой деятельности необходимо осуществить такие меры, которые будут способствовать снижению рисков за счет обоснования объемов поставок товаров, четкого определения источников их поступления, величины рыночных и закупочных цен на товары. Эти показатели являются основными факторами, в разрезе которых ведется поиск резервов увеличения доходов от торговой деятельности, и на основе их анализа определяются возможности достижения плановых величин.
Основными направлениями повышения доходов от торговой деятельности могут быть следующие:
ü увеличение объема закупок непосредственно у предприятий – производителей товаров и уменьшение числа посредников;
ü использование системы скидок по договоренности с поставщиками за счет закупки больших партий товаров, при сезонных и предпраздничных их распродажах по существенно сниженным ценам, в связи с установлением постоянных связей и в других случаях;
ü приведение уровня торгового обслуживания в соответствие с требованиями покупателей и повышение в связи с этим цен;
ü использование эффективной маркетинговой политики на предприятии;
ü расширение и обновление ассортимента товаров в соответствии с запросами покупателей и отражение этих требовании в ассортиментных перечнях магазинов различных типов;
ü осуществление рекламной и информационной деятельности торгового предприятия с учетом итогов маркетингового исследования. 1
Глава 3. Финансовый план и методика его составления. Связь с бизнес-планом
В процессе предпринимательской деятельности предприятий возникает потребность в прогнозных оценках финансовых поступлений и их использования. Объектом финансового планирования выступают финансовые ресурсы и прежде всего прибыль. Распределение прибыли отражается в финансовом плане и сметах образования и расходования фондов денежных средств. Финансы предприятий включают анализ и контроль за процессом распределения и использования прибыли в динамике с учетом воздействия многочисленных внутренних и внешних факторов.
Финансовый план – важнейший элемент бизнес-планов, составляемых как для обоснования конкретных инвестиционных проектов и программ, так и для управления текущей и стратегической финансовой деятельностью. Финансовый план (рис. ) можно рассматривать как задание по отдельным показателям, а также как финансовый документ, обеспечивающий взаимоувязку показателей развития предприятия с имеющимися ресурсами, взаимодействие совокупной стоимостной оценки средств, участвующих в воспроизводственных процессах, и используемого денежного капитала.
Финансовый план является самым сложным разделом бизнес-плана. В финансовом плане все изложенное в предыдущих разделах словами находит цифровое выражение, позволяющее оценить выгодность предприятия (фирмы) в конкретных категориях эффективности.
Финансовый план, как никакой другой раздел бизнес-плана, важен не только для потенциальных инвесторов, но и для внутреннего использования, поэтому следует относиться с особой тщательностью к его составлению и постоянно его обновлять. финансовые аспекты требуют особых знаний, прежде всего знаний бухгалтерского учета и анализа, поэтому для его подготовки, если предприятие (фирма) настолько мало, что у него(нее) нет своего бухгалтера (финансовой службы) или он (она) недостаточно квалифицирован, часто приглашаются специалисты из фирм по бухгалтерскому учету и финансовому менеджменту. В зарубежной практике сложились достаточно строго формализованные требования к подготовке финансового плана, которые включают определенный набор финансовых плановых и отчетных документов и расчет безубыточной деятельности предприятия (фирмы). К сожалению, российская система бухгалтерского учета и анализа отличается от систем, принятых в большинстве зарубежных стран (хотя и между системами различных стран существуют некоторые отличия), однако начавшийся в России переход на международную систему учета должен упростить взаимопонимание во многих вопросах бизнеса, включая подготовку бизнес-планов. Многие российские банки уже полностью перешли на новую систему, другие на подходе к ней.
К числу плановых и отчетных форм относятся:
· оперативные планы (отчеты) за каждый период и по каждому товару и рынку;
· планы (отчеты) о доходах и расходах по производству товаров/услуг, которые показывают, получает ли предприятие(фирма) прибыль или терпит убытки от продажи каждого из товаров;
· план (отчет) о движении денежных средств (англ. cash flow) показывает поступление и расходование денег в процессе производственной деятельности предприятии (фирмы);
· балансовый отчет, подводящий итог деятельности.
Важным элементом финансового плана является анализ безубыточности коммерческой деятельности предприятия (фирмы), который может быть произведен двумя способами: с использованием формулы или посредством построения графика. Подробный анализ коэффициентов, рассчитываемых на основе финансовых документов, которые приводятся в финансовом разделе бизнес-плана, и методика их расчета изложены в специальной литературе по подготовке бизнес-планов.1
Основные задачи финансового плана:
· обеспечение нормального воспроизводственного процесса необходимыми источниками финансирования. При этом огромное значение имеют целевые источники финансирования, их формирование и использование;
· соблюдение интересов акционеров и других инвесторов. Бизнес-план, содержащий подробное финансовое обоснование инвестиционного проекта, является для инвесторов основным документом, стимулирующим вложение капитала;
· гарантия выполнения обязательств предприятия перед бюджетом и внебюджетными фондами, банками и другими кредиторами. Оптимальная для данного предприятия структура капитала приносит максимальную прибыль и максимизирует при заданных параметрах платежи в бюджет;
· выявление резервов и мобилизация ресурсов в целях эффективного использования прибыли и других доходов, включая и внереализационные;
· контроль рублем за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.
Планирование финансов осуществляется через управление балансом доходов и расходов, планом поступления финансовых ресурсов за счет различных источников, а также через регулирование использования средств.
Для оценки состояния текущего и стратегического финансового планирования финансовая служба выполняет следующие функции:
ü выявляет объекты и формы планирования;
ü регулирует состав образуемых целевых фондов денежных средств и порядок отчисления в них прибыли и других финансовых ресурсов;
ü устанавливает порядок разработки финансовых планов.
Стратегический финансовый план определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целевых установок, стратегии инвестиций и предполагаемых накоплений. Он составляет коммерческую тайну предприятия.
Текущие финансовые планы разрабатываются на основе перспективных путем их конкретизации и детализации. Производится увязка каждого вида вложений с источником финансирования. Для этого обычно пользуются сметами образования и расходования фондов денежных средств. Эти документы необходимы для контроля за ходом финансирования важнейших мероприятии, для выбора оптимальных источников пополнения фондов и структуры вложений собственных ресурсов.
В процессе финансового планирования производится конкретная увязка каждого вида вложений или отчислений и источника финансирования. Для этого составляется проверочная (шахматная) таблица к финансовому плану (см. табл. 3). В ней по вертикали приводятся направления использования финансовых ресурсов и приравненных к ним средств, а по горизонтали – источники финансирования, т.е. финансовые ресурсы и приравненные к ним средства. Такая таблица позволяет выявить целевой характер использования финансовых ресурсов, сбалансировать доходы и расходы по статьям, определить резервы формирования фондов денежных средств.
Оперативное финансовое планирование заключается в составлении и исполнении плана и отчета о движении денежных средств (табл. ). Отчет о движении денежных средств – это финансовый документ, в котором подробно отражается оперативный денежный оборот предприятия. Поскольку весь оборот проходит через расчетные, текущие, валютные, ссудные и другие счета предприятия в банке, то в отчете показывается движение денежных средств по их поступлению и использованию. Источником информации служат выписки о состоянии расчетного счета, предоставляемые кредитными организациями.
Большее значение для финансовой службы предприятия имеет разграничение движения денежных средств по видам деятельности: текущей, инвестиционной и финансовой.
План и отчет о движении денежных средств позволяют финансовой службе обеспечить оперативное финансирование, выполнение расчетных и платежных обязательств, фиксируют происходящие изменения в платежеспособности предприятия и ликвидности его активов. Они дают возможность отслеживать состояние собственных средств, а также указывают на необходимость использования средств в виде заемного и другого привлеченного капитала. В составлении плана и отчета о движении денежных средств проявляется распределительная и контрольная функции финансов предприятий.
План и отчет о движении денежных средств конкретизируют и детализируют текущий финансовый план, уточняют его показатели, позволяют использовать Таблица 1. Движение денежных средств
все имеющиеся резервы повышения эффективности использования финансовых ресурсов предприятия, дают полное представление о состоянии платежей и расчетов в анализируемом периоде. С помощью этих документов контролируются составление смет затрат, издержек производства и обращения, выпуск продукции и ее реализация отдельными структурными подразделениями и филиалами, а также уровень самоокупаемости и рентабельности.
При составлении плана и отчета о движении денежных средств финансовая служба тесно взаимодействует с бухгалтерской службой. Бухгалтерия обеспечивает сбор информации об операциях по счетам, состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, срочных и просроченных ссудах, об уплате налогов, расчетах с поставщиками и подрядчиками и т.п. Квартальные планы и отчеты сопоставляются и выявляются тенденции и проблемы в деятельности предприятия. Результаты анализа используются при разработке очередного текущего финансового плана.1
В табл. 2,3 соответственно приведены схемы составления текущего финансового плана и проверочной (шахматной) таблицы к финансовому плану.
1 Бабо А. Прибыль. М., 1993. С. 107
1 Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. М., 1998. С. 149-152
1 Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник. М., 1999. С. 499-502
1 Финансы: Учебное пособие // Под ред. А.М. Ковалевой. – М., 1999. С. 252-268
1 Шеремет А.Д., Р.С. Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. М.: ИНФРА-М, 1999. С. 269-275
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!