Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Финансовый план торгового предприятия, фирмы, его значение и порядок разработки»

/ Финансы
Конспект, 

Оглавление

 

Глава 1. Оценка финансового состояния предприятия

    Значение анализа финансового состояния торгового предприятия трудно переоце­нить, поскольку он является той базой, на которой строится раз­работка финансовой политики предприятия.

    Каждое торговое предприятие сталкивается с постоянно меняющей­ся ситуацией и постоянно должно решать те или иные проблемы. В целях организации надежного финансового управления очень важно разбираться в положении дел на предприятии, знать, чем оно в основном занимается, иметь информацию о его рынках, клиентах, поставщиках, конкурентах, качестве его продукции, о путях достижения текущих и перспективных целей и т.д.

    В решении всех этих вопросов, в деле координации рабо­ты предприятия и контроля за его деятельностью исключитель­ное значение имеет анализ финансового состояния предприятия. На его основе определяют основные направления финансовой политики предприятия.

    Финансовое состояние является важнейшей характеристикой деловой активности и надежности торгового предприятия. Оно позволяет оценить конкурентоспособность предприятия, его по­тенциал и возможности в деловом сотрудничестве и выявить, на­сколько эффективно обеспечивается реализация экономических интересов всех участников хозяйственной деятельности (работ­ников, руководителей, партнеров, кредиторов и т.д.).

    Целями данного анализа является оценка конечных финан­совых результатов деятельности предприятия, изучение основ­ных причин их изменения в динамике и по сравнению с аналогич­ными показателями по отрасли в данном регионе, в целом по стране и с показателями предприятий-конкурентов. Очень важ­но также при анализе выявить резервы увеличения прибыли (пре­одоления убыточности – если это имеет место в деятельности предприятия), повышения рентабельности и определить кон­кретные меры по их использованию в текущей деятельности и перспективе.

    Для достижения этих целей торговые предприятия должны решать такие задачи:

·       оценивают, в какой степени была обеспечена максимиза­ция прибыли;

·       в случаях убыточной работы выявляют причины такого хозяйствования и определяют пути выхода из сложившейся си­туации;

·       рассматривают доходы на основе их сопоставления с рас­ходами и выявляют прибыль от реализации;

·       изучают тенденции изменения доходов по основным то­варным группам и в целом от торговой деятельности;

·       выявляют, какая часть доходов используется на возмеще­ние издержек обращения, налогов и образования прибыли;

·       рассчитывают отклонение величины балансовой прибыли по сравнению с величиной прибыли от реализации и определяют причины этих отклонений;

·       исследуют различные показатели рентабельности за отчетный период и в динамике;

·       выявляют резервы увеличения прибыли и повышения рен­табельности и определяют, как и когда возможно использовать эти резервы;

·       изучают направления использования прибыли и оценива­ют, обеспечено ли финансирование за счет собственных средств развития хозяйственной деятельности.

    Анализ доходов и финансовых результатов носит ком­плексный характер и состоит из следующих этапов: оценка об­щей, валовой (балансовой) прибыли за отчетный период и в ди­намике; факторный анализ прибыли от реализации товаров и ус­луг; изучение показателей рентабельности и факторов, оказавших влияние на их изменение; определение мер по преодолению убы­точности (оптимизация объемов продаж, издержек обращения и использование других мер по выходу из кризиса).

    Основным показателем финансовых результатов является балансовая прибыль. Она характеризует общую сумму прибыли предприятия, полученную за определенный период (квартал, по­лугодие, девять месяцев, год) и отражает конечный финансовый результат хозяйственной деятельности торгового предприятия.

    Факторный анализ предполагает изучение основных пока­зателей, влияющих на прибыль. Перечень этих показателей при­веден в форме №2 “Отчет о прибылях и убытках”. Особое зна­чение имеет изучение влияния таких факторов, как цена, объем продаж и издержки обращения.

    Предприятия любых организационно-правовых форм стремятся к максимизации прибыли. Это вытекает из основных функций, которые она выполняет. Так:

·       ожидаемая прибыль является основой принятия инвести­ционных решений;

·       полученная прибыль прибыли выступает мерилом успехов хозяйственной деятельности предприятия;

·       часть полученной прибыли выступает источником самофинансирования;

·       другая часть прибыли используется в качестве вознаграж­дения владельцам капитала.

    Как свидетельствует практика работы предприятий, не всегда менеджеры и другие специалисты принимают именно те решения, которые максимизируют прибыль. Разные торговые предприятия используют различные подходы к организации хо­зяйственно-финансовой деятельности. Те из них, которые лучшей экономичнее организуют эту деятельность, и будут продвигать­ся к максимальной прибыли. Другие имеют большие издержки и поэтому сокращают объемы деятельности. В любом случае на рынке доминируют предприятия, которые имеют более низкие издержки и продают товары с учетом требований покупателей на приемлемых для них условиях. Управленцы ничего сознательно не максимизируют. Именно работа в условиях конкуренции за­ставляют предприятия действовать так, как если бы решали зада­чу максимизации прибыли, хотя и при принятии решений это не ставилось во главу угла. Из этого вытекает, что одной из основных задач анализа финансовых результатов является оценка хо­зяйственной деятельности с точки зрения максимизации прибыли и выявления резервов ее роста, которые можно использовать в текущей деятельности или в перспективе.

    Большое значение имеет факторный анализ прибыли от реализации товаров (услуг). Именно слагаемые этой прибыли оказывают решающее воздействие на балансовую прибыль. По величине прибыли от реализации предприятия оценивают выгод­но или невыгодно были реализованы товары и услуги. Расчеты этой прибыли выполняют в два этапа. Первоначально устанавли­вается разница между выручкой от реализации (фактическим то­варооборотом по рыночным ценам) без НДС и акцизов и себе­стоимостью товаров и услуг (объемом продаж товаров и услуг по ценам их закупки). Эта разница представляет собой доход или величину торговых надбавок. Она измеряется в сумме и в про­центах к товарообороту. На втором этапе из ука­занной разницы (доходов, величины торговых надбавок) вычи­тают издержки обращения.

    Каждое торговое предприятие проводит расчет влияния факторов на прибыль от реализации при ее сравнении, например, с показателем предшествующего года. В этом случае рассчиты­вают влияние таких факторов, как изменение цен и торговых надбавок, объема продаж, структуры товарооборота, экономия или перерасход издержек обращения и др.

    Особое внимание в условиях кризиса должно уделяться выявлению влияния на прибыль изменений тарифов на услуги, цен на ресурсы.

    Отдельно необходимо оценивать возможности предпри­ятия по самофинансированию развития. Речь идет об использо­вании прибыли, которая остается в распоряжении предприятия. Возможности самофинансирования определяются двумя компо­нентами: амортизационными отчислениями и чистым самофи­нансированием, формируемым за счет прибыли. В странах с раз­витой рыночной экономикой очень часто по действующему на­циональному законодательству эта часть прибыли имеет льготное налогообложение. Так, в Швеции предприятия имеют право про­водить не облагаемые налогом отчисления в резерв из прибыли в пределах до 40% величины балансовой прибыли до вычета нало­гов. Во Франции с 1 января 1967 г. чистое самофинансирование облагается 50%-м налогом. Такой же подход к налогообложе­нию прибыли, направляемой для самофинансирования, использу­ется и в России.1 Однако убыточная работа большинства пред­приятий сводит на нет все усилия по формированию средств для самофинансирования.

    Снижение удельного веса средств, выделяемых из прибы­ли для целей самофинансирования явилось одной из причин тор­можения инвестиционных процессов. Это вытекает из того, что между наличием собственных средств и принятием инвестицион­ных решений существует тесная связь.

    Для характеристики возможностей этого процесса исполь­зуются показатели удельного веса средств, выделяемых для са­мофинансирования в процентах к товарообороту, в процентах к балансовой или чистой прибыли, а также отношение валового самофинансирования (амортизационных отчислений и части прибыли, направляемой для самофинансирования) к общей вели­чине инвестиций в основные фонды (основной капитал). Послед­ний показатель в странах с рыночной экономикой нормируется. Величина средств, направляемых на самофинансирование, вы­ступает важным условием экономического роста в предстоящем периоде. Это подтверждается зарубежными данными и данными по Российской Федерации.

    Прибыль представляет собой эффект от хозяйственной деятельности, а для ее оценки рассчитывают относительную эф­фективность хозяйствования в виде показателей рентабельности, путем сопоставления прибыли или чистого потока денежных средств к затратам или ресурсам. Использование различных по­казателей позволяет не только оценить экономическую эффек­тивность работы предприятия, но и оценить отдельные стороны его деятельности (эффективность использования отдельных ви­дов ресурсов или затрат).

 

 
 


    На всех уровнях управления торговлей наиболее часто при оценке эффективности хозяйствования, ее анализе и планирова­нии используют показатели рентабельности продаж:

    Эти показатели в странах с рыночной экономикой назы­вают рентабельностью продаж, или маржой прибыли (коммерче­ской маржой). Экономический смысл этих показателей состоит в характеристике удельного веса прибыли на каждые 100 руб. то­варооборота (или в руб. и коп. на каждые 100 руб. оборота). Эти показатели в процентах к товарообороту используют при оценке не только прибыли, но и доходов, издержек обращения и других расходов и доходов. Рост указанных показателей свидетельствует о повышении эффективности ведения торговой деятельности. По этим показателям оценивают и конкурентоспособность предпри­ятий.

 

 
 


    Большое значение имеют и показатели эффективности использования совокупного капитала и его составных элементов.

 

 

 
 


    Показатель рентабельности (Рк), исчисленный как отно­шение прибыли (П) к среднегодовой стоимости капитала (К), можно преобразовать, разделив числитель и знаменатель на товарооборот (Т), в произведение рентабельности продаж (Ра) на оборачиваемость капитала в разах (Ок):

    Это не просто технический расчет, а характеристика зави­симости рентабельности капитала от рентабельности продаж и скорости обращения капитала.

 

 
 


    Третья группа показателей рентабельности характеризует эффективность текущих затрат:

 

    Названные показатели весьма удобны для практического использования различными участниками хозяйственного процес­са. Для менеджеров и владельцев необходимо знать рентабель­ность продаж, которая характеризует долю прибыли в рыночной цене, для инвесторов и кредиторов – отдачу на вложенный капи­тал и тенденцию ее изменения, для собственников и учредите­лей – доходность акций (прибыль к рыночной стоимости акций).

    Для кредиторов, заемщиков и акционеров большое значе­ние имеют три показателя рентабельности, исчисленные как от­ношение чистого потока денежных средств (разность поступле­ний и расходов, учтенных по статьям начисленных средств к объему продаж, отдельно к величине совокупного капитала и от­дельно к собственному капиталу. Эти показатели широко используют в странах с развитой рыночной экономикой.

    Каждое предприятие должно оценивать, какой минималь­но необходимый товарооборот по отдельным магазинам и их со­вокупности позволяет обеспечить возмещение расходов и работу без убытков, не обеспечивает получение прибыли и не имеет убытков. Выше была изложена методика расчета точки безубы­точности.

    Если спрос на данный товар меньше, чем объем товаро­оборота, обеспечивающий убыточность, то процесс реализации не будет самоокупаемым.

    Во многих случаях убыточность объясняется необосно­ванно высокой величиной издержек обращения и наличия раз­личного рода потерь. В этом случае необходимо выполнить ком­плексный финансовый анализ наиболее значимых показателей с тем, чтобы выяснить, как добиться прибыльной работы. Важная роль в решении этой проблемы принадлежит бизнес-плану предприятия. Это и есть комплексный подход для решения проблем выхода из кризиса и преодоления убыточности.1


Глава 2. Методы планирования финансовых показателей

 

    Прибыль при любых формах хозяйствования, особенно в условиях развития рыночных отношений, выполняет важные функции и поэтому ее роль трудно переоценить. Она не только выступает критерием эффективности управления хозяйственно-­финансовой деятельностью, но и является условием обеспечения экономического роста и служит основой инновационного процес­са. Вполне очевидно, что прибыль, порожденная нововведения­ми, одновременно выступает условием их возникновения. Речь идет о замкнутом круге в хозяйственно-финансовой деятельно­сти: предприятия добиваются оптимальной величины прибыли в результате развития хозяйственной деятельности на основе вне­дрения нововведений в области техники, технологии, организа­ции труда и управления путем использования достижений науки и передового опыта, а также использования этих новшеств в са­мых разных областях и сферах деятельности; использование же этих инноваций, в свою очередь, требует вложения средств, ис­точниками которых в конечном счете выступает прибыль.

    Торговые предприятия сегодня не в состоянии за один год решить вопросы пополнения собственных оборотных средств, финансирования капитальных вложений в основные фонды и по­стоянного использования инноваций. Поэтому каждое из них должно знать свои временные возможности по решению указан­ных и других экономических проблем. Достижение этих целей требует определенной величины финансовых ресурсов, основным источником которых является прибыль (каждому понятно, что и заемные средства можно возвратить также за счет полученной прибыли).

    Из приведенных положений ясно, что каждому предпри­ятию необходима информация о возможностях получения при­были с упреждением на несколько (2–5) лет и об ожидаемом ее объеме на предстоящий период (квартал, полугодие, 9 месяцев и год). Соответственно этому торговые предприятия прогнозируют прибыль на 3-4 года и разрабатывают планы на предстоящий пе­риод. Это работу предприятия делают также для того, чтобы со­орентироваться в своих отношениях с налоговыми службами.

    Прогнозирование широко используется как предваритель­ная стадия разработки планов прибыли и служит источником по­лучения дополнительной информации при выработке решений по вопросам развития хозяйственно-финансовой деятельности. Про­гнозы позволяют определить сроки возврата заемных средств, полученных или которые предстоит получить на длительный пе­риод, обосновывают возможности по решению вопросов попол­нения собственных оборотных средств, увеличения основных фондов, решения социальных вопросов развития коллективов и др.

    Планы на предстоящий период ориентируются также на достижение долговременных целей и предусматривают исполь­зование всех имеющихся возможностей по увеличению прибыли, получению ее в необходимых (оптимальных), с точки зрения предприятия, размерах. Сравнивая свои показатели со среднеот­раслевыми и показателями предприятий-конкурентов, предпри­ятия стремятся изыскать возможности повышения рентабельно­сти хозяйственной деятельности, улучшения всех своих экономи­ческих показателей.

    Прогнозирование и планирование прибыли предприятие осуществляет с учетом:

ü    итогов анализа доходов в целом и торговых надбавок по товарным группам, издержек обращения по общему уровню и отдельным статьям и всех видов прибыли (от реализации товаров и услуг, финансово-хозяйственной деятельности и балансовой отчетного периода);

ü    изучения тенденций изменения различных показателей рентабельности;

ü    плановых показателей и структуры поступления товаров и товарооборота;

ü    намечаемых издержек обращения и других расходов;

ü    величины налогов, уплачиваемых за счет различных видов прибыли;

ü    потребностей в пополнении собственных оборотных средств, развитии основных фондов и в средствах, возмещаемых за счет использования прибыли.

    Процесс прогнозирования и планирования прибыли начина­ется с обоснования прибыли от реализации товаров и услуг и установления валовой (балансовой) прибыли и завершается рас­четами чистой прибыли.

    Механизм управления формированием прибыли от реали­зации товаров строится с учетом тесной взаимосвязи этого пока­зателя с показателями объема товарооборота, доходов и издержек обращения торгового предприятия. Из перечисленных показателей в первую очередь необходимо рассмотреть методы прогнозирования и планирования доходов.

    Методы прогнозирования и планирования доходов и фи­нансовых результатов в своей основе совпадают. Однако при обосновании плановых данных используется разнообразная и бо­лее достоверная информация. Это позволяет учесть множество факторов, влияющих на формирование доходов и тем самым уменьшить риски в процессе достижения прибыльной работы.

    На практике используют различные методы обоснования плановой величины доходов от торговой дея­тельности:

ü    метод технико-экономических расчетов;

ü    установление плановой суммы и уровня доходов с ориен­тацией на обеспечение необходимой прибыли;

ü    опытно-статистический метод.

    Метод технико-экономических расчетов предусматривает реализацию результатов разработанной ценовой политики пред­приятия. Торговые предприятия используют различные методы установления торговых надбавок. Соответственно этим положениям предприятие устанавливает средний размер торговой надбавки РФ основным товарным груп­пам исходя из их сложившегося уровня в предплановом периоде и корректировки этого уровня с учетом разработанной ценовой политики на предстоящий период. По остальным товарным груп­пам, кроме основных, расчеты доходов выполняются исходя из сложившегося за предплановый период среднего уровня торго­вых надбавок и ожидаемого объема продаж в предстоящем пе­риоде.

    Средний уровень торговой надбавки необходимо опреде­лять также по совокупности групп товаров с различной целевой ориентацией ценовой политики и удельного веса этих групп то­варов в плановом объеме товарооборота.

    Расчеты доходов в данном случае строятся по следующей схеме:


    Группы товаров с различной целевой ориентацией цено­вой политики различаются по различным признакам (например: группа товаров с уровнем торговых надбавок, утверждаемых органами исполнительной власти; уровни торговых надбавок по товарам, предоставляемых на реализацию с последующей оплатой; уровень торговых надбавок на товары, предложенные на реализацию и доставленные транспортом по­ставщика и т.п.).

    Следующий метод представляет собой обоснование плано­вой суммы и уровня доходов с ориентиром на обеспечение необходимой прибыли. Данный метод позволяет увязать планируемую сумму доходов с задачами развития торгового предприятия в предстоящем периоде.

    Торговые предприятия рассчитывают величину прибыли от реализации товаров и услуг в следующей последовательности: определяют потребность в чистой прибыли, исходя из направле­ний ее использования, учитывают налог на прибыль и таким образом устанавливают ва­ловую прибыль. В дальнейшем просчитывают влияние тех фак­торов, которые характеризуют различия между прибылью от реализации и балансовой прибылью и перечислены в отчете о при­былях и убытках.

    Прибыль от реализации можно также установить и с уче­том ее величины за предплановый период в процентах товаро­обороту, к издержкам обращения и тенденций их изменений за 3-4 предшествующих года.

    Учитывая все плановые показатели, доходы рассчитывают по следующей формуле: Дт=И+П+НДС, где И – издержки обра­щения, П – прибыль от реализации и НДС – налог на добавлен­ную стоимость.

    Обоснованность этих расчетов плановых доходов торго­вые предприятия могут проверить, изучив их распределение по направлениям использования – какая часть доходов используется на возмещение издержек обращения, налога на добавленную стоимость и какая идет на образование прибыли.

    Опытно-статистический метод планирования доходов от торговой деятельности находит широкое применение на практике, поскольку он отличается простотой. В целях обоснова­ния среднего уровня доходов от торговой деятельности в процен­тах к товарообороту на плановый период учитывают сложив­шуюся величину этого показателя за предплановый период и корректируют его с учетом предстоящих изменений структуры товарооборота, уровней торговых надбавок, ставок налоговых платежей, включаемых в цену товара и других, влияющих на нее факторов.

 

 
 


    После определения планового уровня доходов (Дп), уста­навливается их сумма (Дт) по следующей формуле:

 

где Дп – средний плановый уровень торговых надбавок (ТНn).

    В небольших торговых предприятиях расчеты доходов можно осуществлять по схеме, которая используется при состав­лении формы №2 “Отчет о прибылях и убытках”. Речь идет о тех случаях, когда у предприятия небольшое число поставщиков и относительно узкий ассортимент реализуемых товаров и когда к началу планового периода заключены все контракты на закупку ГЛА товаров. Расчеты величины доходов в сумме ведутся по следующей формуле: Дтр –Пз –ТН3, где Дт – плановая сумма дохо­дов; Пр – плановый объем поступления товаров в розничных це­нах (без НДС и акцизов); П3 – объем поступления товаров в ценах закупки и ТН3 – сумма торговых надбавок на объем прироста то­варных запасов в плановом периоде.

    При обосновании доходов от торговой деятельности необ­ходимо осуществить такие меры, которые будут способствовать снижению рисков за счет обоснования объемов поставок товаров, четкого определения источников их поступления, величины ры­ночных и закупочных цен на товары. Эти показатели являются основными факторами, в разрезе которых ведется поиск резервов увеличения доходов от торговой деятельности, и на основе их анализа определяются возможности достижения плановых вели­чин.

    Основными направлениями повышения доходов от торго­вой деятельности могут быть следующие:

ü    увеличение объема закупок непосредственно у предпри­ятий – производителей товаров и уменьшение числа посредни­ков;

ü    использование системы скидок по договоренности с по­ставщиками за счет закупки больших партий товаров, при сезон­ных и предпраздничных их распродажах по существенно сни­женным ценам, в связи с установлением постоянных связей и в других случаях;

ü    приведение уровня торгового обслуживания в соответст­вие с требованиями покупателей и повышение в связи с этим цен;

ü    использование эффективной маркетинговой политики на предприятии;

ü    расширение и обновление ассортимента товаров в соот­ветствии с запросами покупателей и отражение этих требовании в ассортиментных перечнях магазинов различных типов;

ü    осуществление рекламной и информационной деятельно­сти торгового предприятия с учетом итогов маркетингового ис­следования. 1

 


Глава 3. Финансовый план и методика его составления. Связь с бизнес-планом

    В процессе предпринимательской деятельности предприятий возникает потребность в прогнозных оценках финансовых поступлений и их использования. Объектом финансового планирования выступают финансовые ресурсы и прежде всего прибыль. Распределение прибыли отражается в финансовом плане и сметах образования и расходования фондов денежных средств. Фи­нансы предприятий включают анализ и контроль за процессом распределе­ния и использования прибыли в динамике с учетом воздействия многочис­ленных внутренних и внешних факторов.

    Финансовый план – важнейший элемент бизнес-планов, составляемых как для обоснования конкретных инвестиционных проектов и программ, так и для управления текущей и стратегической финансовой деятельностью. Фи­нансовый план (рис. ) можно рассматривать как задание по отдельным по­казателям, а также как финансовый документ, обеспечивающий взаимоувязку показателей развития предприятия с имеющимися ресурсами, взаимодействие совокупной стоимостной оценки средств, участвующих в воспроизводствен­ных процессах, и используемого денежного капитала.

     Финансовый план является самым сложным разделом бизнес-плана. В финан­совом плане все изложенное в предыдущих разделах словами находит цифровое выражение, позволяющее оценить выгодность предприятия (фирмы) в конкретных категориях эффективности.

    Финансовый план, как никакой другой раздел бизнес-плана, важен не только для потенциальных инвесторов, но и для внут­реннего использования, поэтому следует относиться с особой тщательностью к его составлению и постоянно его обновлять. финансовые аспекты требуют особых знаний, прежде всего знаний бухгалтерского учета и анализа, поэтому для его под­готовки, если предприятие (фирма) настолько мало, что у него(нее) нет своего бухгалтера (финансовой службы) или он (она) недостаточно квалифицирован, часто приглашаются специали­сты из фирм по бухгалтерскому учету и финансовому менедж­менту. В зарубежной практике сложились достаточно строго формализованные требования к подготовке финансового плана, которые включают определенный набор финансовых плановых и отчетных документов и расчет безубыточной деятельности предприятия (фирмы). К сожалению, российская система бух­галтерского учета и анализа отличается от систем, принятых в большинстве зарубежных стран (хотя и между системами различных стран существуют некоторые отличия), однако на­чавшийся в России переход на международную систему учета должен упростить взаимопонимание во многих вопросах биз­неса, включая подготовку бизнес-планов. Многие российские банки уже полностью перешли на новую систему, другие на­ подходе к ней.

    К числу плановых и отчетных форм относятся:

·     оперативные планы (отчеты) за каждый период и по каж­дому товару и рынку;

·     планы (отчеты) о доходах и расходах по производству товаров/услуг, которые показывают, получает ли предприятие(фирма) прибыль или терпит убытки от продажи каждого из товаров;

·     план (отчет) о движении денежных средств (англ. cash flow) показывает поступление и расходование денег в процессе производственной деятельности предприятии (фирмы);

·     балансовый отчет, подводящий итог деятельности.

    Важным элементом финансового плана является анализ безубыточности коммерческой деятельности предприятия (фирмы), который может быть произведен двумя способами: с использованием формулы или посредством построения гра­фика. Подробный анализ коэффициентов, рассчитываемых на ос­нове финансовых документов, которые приводятся в финан­совом разделе бизнес-плана, и методика их расчета изложены в специальной литературе по подготовке бизнес-планов.1


    Основные задачи финансового плана:

·       обеспечение нормального воспроизводственного процесса необходимыми ис­точниками финансирования. При этом огромное значение имеют целевые ис­точники финансирования, их формирование и использование;

·       соблюдение интересов акционеров и других инвесторов. Бизнес-план, содержа­щий подробное финансовое обоснование инвестиционного проекта, является для инвесторов основным документом, стимулирующим вложение капитала;

·       гарантия выполнения обязательств предприятия перед бюджетом и внебюд­жетными фондами, банками и другими кредиторами. Оптимальная для дан­ного предприятия структура капитала приносит максимальную прибыль и максимизирует при заданных параметрах платежи в бюджет;

·       выявление резервов и мобилизация ресурсов в целях эффективного использо­вания прибыли и других доходов, включая и внереализационные;

·       контроль рублем за финансовым состоянием, платежеспособностью и креди­тоспособностью предприятия.

    Планирование финансов осуществляется через управление балансом до­ходов и расходов, планом поступления финансовых ресурсов за счет различных источников, а также через регулирование использования средств.

    Для оценки состояния текущего и стратегического финансового планирования фи­нансовая служба выполняет следующие функции:

ü    выявляет объекты и формы планирования;

ü    регулирует состав образуемых целевых фондов денежных средств и порядок отчис­ления в них прибыли и других финансовых ресурсов;

ü    устанавливает порядок разработки финансовых планов.

    Стратегический финансовый план определяет важнейшие показатели, про­порции и темпы расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целевых установок, стратегии инвестиций и предполагаемых на­коплений. Он составляет коммерческую тайну предприятия.

    Текущие финансовые планы разрабатываются на основе перспективных пу­тем их конкретизации и детализации. Производится увязка каждого вида вложений с источником финансирования. Для этого обычно пользуются сме­тами образования и расходования фондов денежных средств. Эти документы необходимы для контроля за ходом финансирования важнейших мероприя­тии, для выбора оптимальных источников пополнения фондов и структуры вложений собственных ресурсов.

    В процессе финансового планирования производится конкретная увязка каждого вида вложений или отчислений и источника финансирования. Для этого составляется проверочная (шахматная) таблица к финансовому плану (см. табл. 3). В ней по вертикали приводятся направления использования финансовых ресурсов и приравненных к ним средств, а по горизонтали – источники финансирования, т.е. финансовые ресурсы и приравненные к ним средства. Такая таблица позволяет выявить целевой характер использования финансовых ресурсов, сбалансировать доходы и расходы по статьям, опреде­лить резервы формирования фондов денежных средств.

    Оперативное финансовое планирование заключается в составлении и испол­нении плана и отчета о движении денежных средств (табл. ). Отчет о движе­нии денежных средств – это финансовый документ, в котором подробно отра­жается оперативный денежный оборот предприятия. Поскольку весь оборот проходит через расчетные, текущие, валютные, ссудные и другие счета пред­приятия в банке, то в отчете показывается движение денежных средств по их поступлению и использованию. Источником информации служат выписки о состоянии расчетного счета, предоставляемые кредитными организациями.

    Большее значение для финансовой службы предприятия имеет разграничение движения денежных средств по видам деятельности: текущей, инвестиционной и финансовой.

    План и отчет о движении денежных средств позволяют финансовой служ­бе обеспечить оперативное финансирование, выполнение расчетных и пла­тежных обязательств, фиксируют происходящие изменения в платежеспособ­ности предприятия и ликвидности его активов. Они дают возможность от­слеживать состояние собственных средств, а также указывают на необходи­мость использования средств в виде заемного и другого привлеченного капи­тала. В составлении плана и отчета о движении денежных средств проявляет­ся распределительная и контрольная функции финансов предприятий.

    План и отчет о движении денежных средств конкретизируют и детализиру­ют текущий финансовый план, уточняют его показатели, позволяют использо­вать Таблица 1. Движение денежных средств

 

 
 


все имеющиеся резервы повышения эффективности использования фи­нансовых ресурсов предприятия, дают полное представление о состоянии пла­тежей и расчетов в анализируемом периоде. С помощью этих документов кон­тролируются составление смет затрат, издержек производства и обращения, выпуск продукции и ее реализация отдельными структурными подразделения­ми и филиалами, а также уровень самоокупаемости и рентабельности.

    При составлении плана и отчета о движении денежных средств финансо­вая служба тесно взаимодействует с бухгалтерской службой. Бухгалтерия обеспечивает сбор информации об операциях по счетам, состоянии дебитор­ской и кредиторской задолженности, срочных и просроченных ссудах, об уп­лате налогов, расчетах с поставщиками и подрядчиками и т.п. Квартальные планы и отчеты сопоставляются и выявляются тенденции и проблемы в дея­тельности предприятия. Результаты анализа используются при разработке очередного текущего финансового плана.1

    В табл. 2,3  соответственно приведены схемы составления текущего фи­нансового плана и проверочной (шахматной) таблицы к финансовому плану.


1 Бабо А. Прибыль. М., 1993. С. 107

1 Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. М., 1998. С. 149-152

1 Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник. М., 1999. С. 499-502

1 Финансы: Учебное пособие // Под ред. А.М. Ковалевой. – М., 1999. С. 252-268

1 Шеремет А.Д., Р.С. Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. М.: ИНФРА-М, 1999. С. 269-275

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!