Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Финансовое планирование на предприятии»

/ Финансы
Конспект, 

Оглавление

 

Глава 1. Планирование прибыли на предприятии

 

    Планирование финансовой деятельности предприятия тесно свя­зано с конечными результатами производства, важнейшим из которых в условиях рыночных отношений является общая прибыль, или совокупный доход. Главная задача каждого предприятия в условиях рынка заключается в организации производственно-финансовой деятельности с целью удовлетворения людей в своей продукции и получения наибольшей прибыли. В свободных экономических отношениях любой субъект рынка может выступать в качестве продавца или покупателя. Продавец или производитель стре­мится реализовать свою продукцию или услугу, а покупатель или потребитель – удовлетворить свой спрос на необходимый продукт. Развитие новых рыночных отношений требует усиления роли финансов в функционировании производственных предприятий и фирм.

    Финансы предприятия представляют собой систему денежных от­ношений, выражающих формирование и использование производст­венных фондов и ресурсов в процессе хозяйственной деятельности.

    Задачей каждого предприятия является планирование и использова­ние финансовых ресурсов в целях повышения своей платежеспособ­ности и рыночной устойчивости. Финансы предприятий служат важным звеном в рыночной экономической системе, поскольку именно на этом уровне создаются основные денежные ресурсы страны.

    Финансы предприятия являются в условиях рынка не только важ­нейшей экономической категорией, но и одновременно выступают плановым регулятором производственно-коммерческой деятельнос­ти, расширения самостоятельности и свободы фирм на рынках товаров и услуг. Основой финансового механизма каждого производствен­ного предприятия служит система взаимодействия таких общеэконо­мических процессов, методов и расчетов, как организация, планиро­вание и стимулирование рационального использования денежных средств в процессе производства товаров и услуг.

    В финансовом отношении каждая производственная корпорация или фирма выполняет две основные функции: потребляет экономические ресурсы и делает возможным потребление готовой продукции. На вся­ком предприятии важнейшими становятся процессы производства, распределения и потребления материальных благ. Предприятие делает потребление возможным, производя товары и услуги, а также обес­печивая других деньгами, на которые они могут приобретать товары и услуги. На каждом предприятии существует сложная система про­изводственно-технических, социально-трудовых и финансово-эконо­мических отношений между подразделениями и категориями персо­нала. В конечном счете финансовые внутрифирменные отношения в условиях рынка предполагают осуществление следующих денежных обменных процессов:

1) обмен денег на труд наемных работников;

2) обмен денег на товары и услуги поставщиков;

3) обмен товаров и услуг на деньги потребителей;

4) обмен денег, выплачиваемых позже, на деньги, получаемые сей­час от инвесторов и арендодателей;

5) обмен денег, выплачиваемых сейчас, на деньги, которые будут получены позднее от должников;

6) обмен денег на товары, услуги и государственные требования правительства.1  

    С финансово-экономических позиций произведенное предприятием или фирмой богатство является разницей между производством и потреблением, между результатами и затратами. По словам Р.Л. Акоффа, одна из социальных функций всякой промышленной или коммерческой корпорации состоит в производстве богатства, другая – в распределении дохода, благодаря которому становится воз­можным потребление.

    Следовательно, доход предприятия или прибыль фирмы является в условиях рынка основой самофинансирования всех видов производственно-коммерческой деятельности корпорации к социально-трудовых отношений персонала. Поэтому максимизация прибыли или доходов фирмы является определяющей конечной целью стратегического, тактического и текущего внутрифирменного планирования. В связи с этим представляется весьма важным рассмотреть на микроэкономи­ческом уровне основные организационно-экономические возможно­сти или теоретические положения максимизации прибыли на про­мышленном предприятии. В современной рыночной экономике среди главных источников получения высших доходов первые места по праву занимают труд, капитал и организация. Существует множество организационных форм человеческой деятельности, когда источником возникновения прибыли является один и единственный фактор производства – труд людей. Например, многие российские предприниматели (“челноки”) покупают заграничные товары с целью их немедленной перепродажи на отечественном рынке. Труд здесь вкладывается в приобретений товара, его доставку на соответствующий рынок и в организацию его скорейшей продажи путем рекламирования и расхваливания, а при­быль образуется за счет разности в ценах первоначальной покупки и последующего сбыта.

    Однако производственная деятельность предприятий и фирм, осу­ществляемая с целью получения прибыли, основывается обычно на привлечении многочисленных экономических ресурсов или факто­ров производства, и прежде всего труда и капитала, а также таких комплексных рыночных категорий, как организация производства и рабочее время. С экономических позиций действуют только два фак­тора производства – природа и человек. Капитал и организация яв­ляются результатом труда человека. Отсюда вытекает, что настоящая прибыль, доход или избыток возникают лишь при условии взаимо­действия труда и капитала и сохранения основными факторами про­изводства, в особенности капиталом, их первоначальной стоимости. Это в свою очередь предполагает необходимость четкого различия между валовой и чистой прибылью. Валовая прибыль определяет ве­личину общего (совокупного) дохода предприятия без учета обесце­нивания капитала. Чистая прибыль представляет собой валовой до­ход за вычетом затраченных средств, в том числе отложенных на вос­становление израсходованных средств производства.1 Сле­дует также различать показатели среднего, валового и предельного дохода, относящиеся к конечным общеэкономическим нормативам или стандартам.

Таблица 1.

    Валовой доход при любом уровне продаж определяется путем ум­ножения цены на соответствующее количество продукции, заплани­рованное к реализации. Каждое проданное изделие прибавляет ровно одну свою цену к валовому доходу. Предельный доход есть дополнительный или добавочный доход, который является результатом про­дажи еще одной единицы продукции. В табл. 1 приведены показа­тели дохода фирмы в условиях чистой конкуренции при различных объемах продажи продукции.

    Валовой доход фирмы возрастает с каждой проданной единицей продукции. Предельный доход показывает увеличение валового дохода с ростом объема продажи продукции. В данном случае с каждой дополнительно проданной единицей он увеличивается на 100 руб.

    В условиях чистой конкуренции цена товара является постоянной для отдельной фирмы, поскольку добавочные единицы продукции могут быть проданы по прежним ценам. На рис. 1 показана зависи­мость доходов от объема продажи продукции.

Рисунок 1.

    Кривые валового и предельного дохода отражают существующие закономерности изменения основных экономических показателей конкурентной фирмы. Кривая среднего дохода или спроса является совершенно эластичной в условиях чистой конкуренции. Кривая предельного дохода совпадает с кривой среднего дохода, и в резуль­тате цена продукта является постоянной для отдельной фирмы. Каж­дая дополнительная единица продаж увеличивает валовой доход фир­мы на 100 руб.

    В теории рыночной экономики существуют известные принципы планирования объема производства продукции, при котором любая фирма будет получать максимальную прибыль или минимальные убыт­ки. Первый основан на сравнении валового дохода и валовых издер­жек, второй – предельного дохода и предельных издержек. Оба подхода являются универсальными и могут быть применены не только в чисто конкурентных условиях, но и во всех других рыночных струк­турах. При фиксированной рыночной цене перед каждым конкурентным производителем стоят три взаимосвязанных планово-управлен­ческих вопроса1:

1) следует ли планировать производство данного продукта на пред­стоящий период;

2)     какое количество продукции необходимо планировать к выпуску;

3)     какая прибыль или убыток будут получены при выполнении плановых работ?

    В процессе планирования прибыли на каждом предприятии должны быть найдены экономически обоснованные ответы на все вышепоставленные вопросы. На первый вопрос теория внутрифирменного планирования дает такой ответ: фирме следует осуществлять производство в краткосрочном периоде, если она может получить либо максимальную прибыль, либо убытки будут минимальными и нахо­диться в пределах постоянных издержек. На второй вопрос ответ так­же совершенно очевиден: в планируемый краткосрочный период фирме следует производить такой объем продукции при котором она максимизирует прибыль или минимизирует убытки. На третий во­прос ответ состоит в выборе фирмой варианта максимизации прибы­ли за счет развития производства или минимизации убытков путем своевременного прекращении выпуска данной продукции.

    Приведем разработанные в рыночной экономике основные пра­вила или типовые модели производственного поведения фирмы, которые с успехом могут быть использованы на отечественных предприятиях при планировании прибыли от реализации продукции:

1.   Фирма получает прибыль до тех пор, пока цена превышает сред­ние валовые издержки.

2.   Максимальная прибыль достигается, если цена больше мини­мума средних валовых издержек фирмы.

3.   Нулевая прибыль соответствует точке равновесия цены продук­ции предельным издержкам на ее производство

4.   Фирма будет иметь убыток, если средние валовые издержки ста­новятся выше цены продукции.

5.   Наименьшие убытки возникают на фирме, если цена меньше минимума средних валовых издержек, но больше минимума средних переменных издержек.

6.   Производство продукции прекращается, если цена стала ниже минимума средних переменных издержек.

    Приведенные рыночные рекомендации можно подтвердить ана­литическими расчетами максимальных показателей прибыли и их графическими зависимостями. В табл. 2 даны расчетные предель­ные издержки на производство и продажу продукции по цене 130 руб./шт.

Таблица 2.

    Как видно из приведенных расчетов, каждая единица продукции до девятой включительно добавляет к валовому доходу больше, чем к валовым издержкам. В этом случае цена или предельный доход пре­восходит предельные издержки для всех первых девяти единиц про­дукции. Десятую единицу уже невыгодно производить, поскольку она увеличивает расходы (150) в большей степени, чем доходы (130). Ва­ловая экономическая прибыль определяется разностью соответству­ющих доходов и издержек по формуле

           ВП = ВВ – ВИ,                                  (1)                                           (8.1)

где ВП – валовая прибыль; ВВ – валовая выручка; ВИ – валовые издержки.

Рассчитанная по формуле (1) прибыль изменяется от значения от “минус” 100 до “плюс” 270. Максимальная прибыль составляет 290 руб. при выпуске девяти единиц продукции. Любой другой объем производства, приносящий меньшую прибыль, будет менее эффек­тивен. Этот расчет подтверждает известное в рыночной экономике положение, что наиболее прибыльный вариант производства дости­гается предприятием в том случае, когда цена товара равна предельным издержкам1.

    Графическое сравнение цены продукции и предельных издержек приведено на рис. 2.

    Из данного графика видно, что при объеме выпуска продукции в 9 изделий, при котором цена и доход равны между собой, конкурирующее предприятие имеет возможность мак­симизировать прибыль и минимизировать убытки. Это правило сле­дует учитывать при планировании прибыли на отечественных пред­приятиях и фирмах всех форм собственности. Оно означает план производства и продажи продукции фирмы надо включать толь­ко те товары и услуги и в таких количествах, которые позволяют обес­печивать наибольший общий совокупный доход или годовую при­быль.

    Планируемая годовая прибыль предприятия представляет собой конечный результат производственно-финансовой деятельности, включающий доходы от реализации продукции, работ и услуг, основ­ных средств и иного имущества, а также доходы от внереализационных операций, уменьшенных на сумму соответствующих по ним расходов.

 

    Прибыль (убыток) от реализации продукции рассчитывается как разница между выручкой в действующих рыночных ценах без налога на добавленную стоимость и акцизов и ее себестоимостью с учетом объема продаж по формуле

 

         (2)

где Пр – прибыль от реализации продукции, руб.; п – номенклатура выпускаемой продукции; Ци – рыночная цена изделия; Си – себе­стоимость изделия; Nр – объем реализации продукции. Выручка от реализации продукции рассчитывается по мере ее оп­латы либо по мере отгрузки товаров. Метод определения выручки устанавливается предприятием на длительный срок, исходя из условий хозяйствования и договоров, заключенных на ряд лет. Предприятия, осуществляющие экспортную деятельность, исключают из выручки экспортные тарифы. К планируемым финансовым результатам, кроме прибыли от реа­лизации относятся следующие доходы:

1)доходы, полученные предприятием за счет долевого участия в деятельности других фирм, дивиденды по акциям и доходы по обли­гациям и другим ценным бумагам;

2) доходы от сдачи имущества в аренду;

3)доходы от до оценки производственных запасов и готовой про­дукции;

4)присужденные или признанные должником штрафы, пени, не­устойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственны причиненных убытков, договоров, а также доходы от возмещения;

5)прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

6)положительные курсовые разницы по валютным счетам, а также операциям в иностранной валюте;

7)другие доходы от операций, непосредственно не вязанных с производством и реализацией продукции.

    Разработанный на предприятии годовой план доходов должен обеспечивать получение такой совокупной прибыли, величина кото­рой покрывает все годовые расходы на производственную и социаль­ную деятельность.


Глава 2. Распределение плановой прибыли

 

    Разработка финансового плана предприятия предусматривает оп­ределение основных доходов и расходов, приходящихся на предстоя­щий период. С точки зрения бухгалтерского подхода прибыль состо­ит из двух компонентов. Первый является доходом от основной дея­тельности фирмы и представляет собой разность между выручкой от продаж и необходимыми производственными, торговыми и всеми иными затратами. Второй вид дохода проистекает из факта владения предприятием определенными видами активов, приносящими при­быль, например ценные бумаги, деловые обязательства и пр. К этому же виду прибыли относятся активы, стоимость которых может изме­ниться в ходе планируемого или отчетного периода. Это могут быть материальные запасы, технологическое оборудование, земельные участки и т.д. Прибыль в планируемом и отчетном периоде должна в идеале полностью учитывать оба вида доходов.

    Процессы планирования и распределения прибыли, полученной от реализации произведенной продукций, тесно связаны и осуществ­ляются в ходе текущей финансовой деятельности предприятия. Например, если фирма не располагает на начало планируемого периода своими запасами сырья, материалов, полуфабрикатов и других ресур­сов, то все закупки и расходы относятся на данный год, квартал или месяц. При этом предполагается, что выпущенные изделия и выпол­ненные работы будут полностью реализованы и оплачены в предсто­ящий период. В этом случае годовая прибыль от реализации продук­ции определяется как разница между объемом продаж и суммой про­изводственных издержек и расходов на сбыт товаров и услуг. К их числу, помимо затрат на закупку сырья и материалов, следует отнести расходы на содержание персонала и транспортные перевозки, суммы амортизационных отчислений и налоговых выплат, а также затраты предприятия, связанные с управлением и финансовыми операциями, и т.д. Сложнее обстоит дело с определением изменения стоимости множества элементов активов предприятия, различных материальных ресурсов, ценных бумаг и др. Если рыночная стоимость активов за отчетный срок возросла, то необходимо учесть эту добавочную стои­мость, которая представляет собой по существу потенциальную при­быль. Наличие потенциальной прибыли свидетельствует о возмож­ных расхождениях в экономической и бухгалтерской оценках общих конечных результатов производства и распределения балансовой при­были в планируемом или отчетном финансовом году.

Рисунок 3. Планирование и распределение прибыли на предприятии

    Балансовая, или общая, прибыль предприятия представляет собой сумму всех планируемых доходов и возможных убытков, возникаю­щих в планируемом или отчетном году:

    Пбрпрвр                  (3)

где Пб – балансовая или общая годовая прибыль; Пр – прибыль от реализации продукции; Ппр – прибыль от прочей реализации; Пвр – прибыль от внереализационной деятельности.

    Пли планировании общей или балансовой прибыли на предстоящий период производственно-финансовой деятельности в ее состав включаются все предусмотренные доходы со знаком “плюс”, а также возможные расходы или убытки со знаком “минус” (рис. 3).

    К расходам и потерям, отражаемым при планировании прибыли, относятся:

q   затраты по аннулированным производственным заказам, а так­же затраты на производство, не давшее продукции;

q   затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов, кроме возмещенных затрат;

q   некомпенсируемые виновниками потери от простоев по внеш­ним причинам;

q      потери от уценки производственных запасов и готовой продук­ции;

q      убытки по операциям с тарой;

q      судебные издержки и арбитражные расходы;

q      присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки и дру­гие виды санкций за нарушение хозяйственных договоров, а также расходы по возмещению причиненных убытков;

q      суммы сомнительных долгов по расчетам с другими предприя­тиями и отдельными лицами, подлежащие резервированию в соот­ветствии с законодательством;

q      убытки от списания дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, и других долгов, не реальных для взы­скания;

q      убытки по операциям прошлых лет, выявленные в текущем году;

q      некомпенсируемые потери от стихийных бедствий (уничтоже­ние и порча производственных запасов, готовых изделий и других материальных ценностей, потери от остановки производства и пр.), пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, вызванных экс­тремальными условиями;

q      убытки от хищений, виновники которых по решению суда не установлены;

q      отрицательные курсовые разницы по валютным счетам, а также операциям в иностранной валюте.

    Полученная предприятием общая (валовая) прибыль распределяет­ся в установленном действующим законодательством порядке: пере­числение в государственный и муниципальный бюджет и другие фон­ды по существующим видам и ставкам налогов; образование фондов развития, потребления, резервных и других на предприятии; созда­ние фондов оплаты труда, выплата вознаграждений работникам и дивидендов по акциям и др.

    Расчетная, или чистая, прибыль предприятия определяется как разность между балансовой прибылью и общей суммой налоговых отчислений:

Прас  =  Пб – Но,                  (4)

где Прас – расчетная годовая прибыль; Но – общая сумма налоговых отчислений в год.

    Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, расхо­дуется на оплату труда персонала и образование финансовых фондов.

    Система налогообложения предприятий и организаций представ­ляет собой основной метод распределения общей массы прибыли путем сбора государством соответствующих налогов. Налог является обязательным взносом в бюджет заработанных каждым предприяти­ем денежных средств. Сущность налогов в свободных рыночных от­ношениях проявляется в выполнении ими между государством и пред­приятием регулирующей, стимулирующей, распределительной и фискальной функций.

    Регулирующая функция налогов заключается в том, что государство на основе устанавливаемых ставок, льгот, штрафов и других финансо­вых рычагов создает условия для ускоренного или замедленного разви­тия тех или иных сфер производства и отраслей экономики.

    Сущность стимулирующей функции налогов выражается в том, что с помощью налоговой системы государство должно развивать науку и производство, повышать занятость трудовых ресурсов и их рациональное использование, обеспечивать высокие доходы и уровень жизни работников всех категории.

    С помощью распределительной функции налогов в государствен­ном бюджете накапливаются необходимые денежные средства, ис­пользуемые на решение социальных, экономических и общегосудар­ственных задач.

    Фискальная функция налогов проявляется в том, что с их помо­щью государство формирует доходы на содержание правительства, административных органов и бюджетных организаций. В существую­щей отечественной системе налогообложения фискальная функция стала преобладающей, что подтверждает почти полное отсутствие стимулирующей функции налогов и, как результат, повсеместный спад в развитии отечественной науки, высшей школы и промышлен­ного производства.

    Все налоги по основному назначению и действующим ставкам можно отнести к прогрессивным, регрессивным, пропорциональными постоянным. Прогрессивный налог предусматривает повышение средних ставок по мере возрастания доходов. Налог называется регрессивным, если его ставка снижается с ростом доходов. У пропорци­онального налога средняя ставка изменяется равномерно с ростом доходов. Постоянным является такой налог, когда его ставка остается неизменной. Ставки служат главным налогообразующим показателем системы рыночных отношений, в первую очередь между предприяти­ями и государством.

    Совокупность различных видов и ставок налогов, существующих платежей и льгот, устанавливаемых в законодательном порядке, при­нято называть налоговой системой. В состав российской системы на­логов входят федеральные, республиканские и местные налоги.

    Федеральные налоги включают такие виды финансовых платежей, как налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на операции с ценными бумагами, таможенные пошлины. К ним относятся: налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц, на­логи в дорожные фонды, отчисления на воспроизводство минераль­ной сырьевой базы, платежи за пользование природными ресурсами, транспортный налог и др.

    К республиканским или краевым и областным относятся налоги на имущество предприятий, сборы за регистрацию новых фирм, лесной доход, платежи за природные ресурсы и др.

    Местные налоги состоят из налога на рекламу, земельного налога, налога на имущество физических лиц, налога на содержание жилищ­ного фонда и объектов социально-культурной сферы, курортного сбора, сборов на содержание милиции, благоустройство, нужды об­разовательных учреждений и т.д.

    Ставки налогов, сроки их уплаты, порядок расчета и представления отчетности предприятиями регулируются действующими в России за­конами, решениями правительства, налоговых служб и финансовых органов соответствующих уровней управления. Например, ставка на­лога на прибыль в 1998 г. составляла для предприятий 32%, брокерских контор и инвестиционных институтов – 43%. Ставки подоходного налога с физических лиц предусмотрены в размере 12% при годовом доходе до 20 тыс. руб., 15 – до 40, 20 – до 60, 25 – до 80, 30 – до 100, 35 – свыше 100 тыс. руб. По данному налогу предусмотрены льготы при годовом доходе до 5 тыс. руб. Наиболее высокие ставки налогов установлены на доходы от видеосалонов 70% и игорного бизнеса – 90%. По многим видам налогов даются льготы, предусматривающие снижение налогооблагаемой базы, изъятие отдельных элементов из объектов налогообложения, освобождение от налогов отдельных кате­горий плательщиков и т.п. Так, по налогу на прибыль действующие льготы позволяют снижать в следующих случаях суммы:

q   направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения, жилищного строительства а также пога­шение банковских кредитов на эти цели, включая выплату банкам процентов за кредит;

q   затраченные предприятиями на содержание находящихся на их балансе объектов социальной сферы, в том числе и при долевом уча­стии с другими организациями;

q   выделенные предприятиями на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, но не более 10% от налогооблагаемой прибыли;

q   перечисленные образовательным учреждениям на развитие и совершенствование учебно-материальной базы и повышение качества обучения;

q   пожертвованные на благотворительные цели, но не более 3% налогооблагаемой прибыли.

   Применяемые на российских предприятиях ставки налогов на прибыль установлены на высоком уровне, предусматривающем 32% отчислений, из которых 13% перечисляются в федеральный бюджет и 19 – в местный. В мировой практике ставка налога на прибыль корпорации, как правило, не превышает 35%, поскольку большее значе­ние приводит не только к снижению сбора налогов, но и спаду про­изводства. На рис. 4 показана оптимальная кривая ставки налогов на прибыль предприятий.1

Рисунок 4. Кривая оптимизации ставки налога

    Как видно из графика, оптимальная ставка налога Н1 соответству­ет максимальной сумме поступления в бюджет собранных налоговых отчислений С1. При повышении налоговой ставки до значения Н2 общая сумма налоговых поступлений снижается на величину ΔС, рав­ную разности сбора налогов между значениями С1 и С2. Таким обра­зом, превышение общей ставки сбора налогов существующего опти­мального значения, находящегося в пределах 30–35% чистой прибы­ли, становится антистимулом развития предприятия.

    Следует также заметить, что при ставке налога на прибыль в раз­мере 32% многие наши предприятия вынуждены перечислять госу­дарству в качестве налогов почти всю заработанную прибыль. Во-первых, у нас значительно больше налогов, чем в других развитых рыночных странах. Во-вторых, налогооблагаемая база на наших пред­приятиях в несколько раз выше, чем на зарубежных, за счет действу­ющих ограничений на включение в себестоимость продукции многих производственных издержек.

    Следовательно, есть необходимость совершенствование планиро­вания и распределения балансовой прибыли, а также применения новых, методов налогового планирования. Оно предусматривает минимизацию налоговых обязательств в рамках действующего законода­тельства. Налоговое планирование основано на праве каждого налого­плательщика использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обяза­тельств перед государственными и муниципальными органами управ­ления. Процесс налогового планирования включает следующие этапы управленческой и финансовой деятельности экономистов-менед­жеров:

1)   принятие решения о создании нового предприятия соответству­ющей организационно-правовой формы;

2)   выбор и обоснование наиболее выгодного места расположения создаваемого предприятия;

3)     обеспечение текущего налогового планирования на основе ис­пользования имеющихся налоговых льгот и передовых методов хозяйствования и механизма финансирования.

4)     рациональное размещение активов и прибыли предприятия.

    Правильное налоговое планирование предполагает максимально возможное использование всех разрешенных законом льгот, оценку позиции налоговой администрации и основные направления улуч­шения налоговой и инвестиционной политики государства в текущий и предстоящий период производственно-хозяйственной финан­сово-экономической и административно-правовой деятельности.

    В отечественной предпринимательской практике наиболее распрост­раненным способом сокращения выплаты налоговых отчислений стал выбор формы хозяйствования и вида производственно-финансовой деятельности, а также свободной экономической зоны или рыночной страны, представляющих так называемое налоговое убежище для раз­мещения фирмы. Там действуют обычно меньшие налоговые ставки по сравнению с национальными, льготный налог на прибыль, нулевой налог на проценты, дивиденды и гонорары, беспошлинный ввоз товаров, меньший подоходный налог с физических лиц и т.д. Льгот­ный режим налогообложения действует на Кипре, являющемся изве­стным оффшорным центром. Оффшорной может стать любая компа­ния, зарегистрированная и действующая в соответствии с кипрскими законами. Владельцами таких компаний могут выступать иностранные граждане, источники дохода которых находятся за пределами Кипра. Льготные налоги применяются и в свободных экономических зонах, распространяемые как на иностранных граждан, так и на ме­стных предпринимателей. Кроме того, наши предприниматели могут осуществлять хозяйственную деятельность на основе федерального налогового законодательства через несколько собственных фирм, которые освобождаются от налога на добавленную стоимость и име­ют льготы по налогу на прибыль, и др.

    В процессе налогового планирования для каждого предприятия является весьма важным использование различных источников по­крытия установленных налогов. В зависимости от назначения дейст­вующих налогов предприятие может использовать следующие финан­совые источники их покрытия:

q      налоги, оплачиваемые за счет себестоимости продукции: земель­ный налог, транспортный налог, налог на использование автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств;

q      налоги, относимые на выручку от реализации продукции: налог на добавленную стоимость, акцизы, экспортные тарифы;

q      налоги, покрываемые за счет финансовых результатов: налог на прибыль, налог на имущество предприятия, целевые сборы на содер­жание милиции, нужды образовательных учреждений;

q      налоги, выплачиваемые из чистой прибыли предприятий: налог на перепродажу автомобилей и вычислительной техники, лицензион­ный сбор за право торговли и др.

    Все планируемые выплаты предприятия отражаются в годовых или квартальных отчетах об использовании финансовых результатов.

    В табл. 3 приведена утвержденная Министерством финансов РФ форма периодической бухгалтерской отчетности предприятий за 1998 и последующие годы.

Таблица 3. Отчет о прибыли и убытках предприятия

    Кроме установленных государственных форм отчета о финансо­вых результатах и их использовании, предприятия могут применять упрощенные отчетные данные о распределении балансовой прибыли. В их состав включаются следующие показатели о прибыли и убытках предприятия за отчетный год1:

    1)чистая сумма продажи (после вычета всех скидок и стоимости рекламаций);

    2) товарно-материальные запасы на начало года;

    3) сырье и материалы;

    4) заработная плата;

    5) амортизационные отчисления;

    6) прочие расходы;

    7) за вычетом материальных запасов на конец года;

    8) всего сумма издержек;

    9) валовая прибыль;

    10) проценты;

    11) прибыль после выплаты процентов;

    12) налоги;

    13) чистая прибыль после вычета налогов;

    14) за вычетом дивидендов по привилегированным акциям;

    15) чистая прибыль держателей обычных акций;

    16) за вычетом дивидендов по обычным акциям;.

    17) резервный капитал;

    18) фонды предприятия.

    Приведенная система отчетных показателей наиболее полно ха­рактеризует динамику основных финансовых операций предприятия, определяет структуру его затрат и результатов, отражает величину чистой прибыли, а также порядок ее распределения и использования в текущем или планируемом финансовом году. За счет чистой прибы­ли на предприятиях и фирмах формируются фонды, необходимые для развития производства и потребления. Фонд потребления является источником материального поощрения и социального развития пер­сонала предприятия. Фонд накопления предназначен для создания нового имущества, приобретения основных, фондов и оборотных средств, дальнейшего развития предприятия. Резервный фонд служит для покрытия кредиторской задолженности на случай прекращения деятельности фирмы.


Глава 3. Планирование рентабельности производства

 

    Рентабельность производства служит одним из важнейших пока­зателей эффективности конечной деятельности предприятий и фирм, а также конкурентоспособности и доходности производства товаров и услуг. Сравнение эффективности финансовой деятельности предприятий разных масштабов, производственного назначения и форм собственности проводится обычно не в абсолютных, а в относитель­ных показателях. Как известно, абсолютная величина прибыли еще не дает полной качественной характеристики производственной, эко­номической и финансовой деятельности тех или иных предприятий и фирм, компаний и корпораций.1 Для экономической оцен­ки конечных результатов деятельности отечественных и зарубежных производственных предприятий широко используются различные по­казатели рентабельности. Они характеризуют степень прибыльности предприятия, уровень его доходности, или соотношение доходов на единицу расходов.

    Показатель рентабельности представляет собой в общем виде от­ношение суммы прибыли к затратам на ее получение. На российских предприятиях рентабельность принято выражать в двух показателях: отдельных изделий и всего производства. Рентабельность изделий определяется в процентах как отношение совокупной прибыли, по­лученной от производства или реализации соответствующей продук­ции, к общим издержкам на ее выпуск и продажу. В реальных произ­водственных условиях, например на машиностроительных предприя­тиях, рентабельность различных видов продукции может быть рассчитана по формуле:

                    (5)

где Ри – рентабельность изделия; Ци – рыночная цена изделия; Си – полная себестоимость изделия.

    Рентабельность производства является относительным показателем эффективности использования основных фондов и оборотных средств предприятия. Она показывает степень общей прибыльности на 1 рубль затрат всех производственных ресурсов. На машиностро­ительных предприятиях общая рентабельность производства опреде­ляется по следующей формуле:

                 (6)

где Ро – общая рентабельность производства; П – совокупная при­быль предприятия; Фо – среднегодовая стоимость основных произ­водственных фондов предприятия; Ос – среднегодовой норматив оборотных средств предприятия.

    Показатель рентабельности производства более объективно отра­жает общий уровень эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия, чем рентабельность отдельных видов про­дукции, товаров и услуг. Рентабельность производства подразделяет­ся на два вида: общая рентабельность, которая находится отношени­ем балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных фон­дов и оборотных средств, и расчетная, определяемая соотношением чистой прибыли предприятия к этим затратам.

    В рыночных отношениях значительно расширяется применение показателей рентабельности для оценки различных сфер деятельнос­ти предприятий и фирм. Существует несколько десятков видов и способов расчета рентабельности, различных по задачам и содержа­нию используемых исходных показателей прибыли и затрат. Приве­дем для примера возможные методы учета прибыли, применяемые на французских промышленных фирмах и компаниях при планирова­нии рентабельности.1

    Определение чистой прибыли акционерных компаний путем вычета налогов из балансовой прибыли до ее распределения между акционе­рами по установленным дивидендам. Данный показатель характери­зует главным образом эффективность распределительной политики высших менеджеров и степень доходности или рентабельности акци­онерного капитала.

    Расчет потока наличности путем прибавления к чистой прибыли суммы амортизационных отчислений и других накоплений. Факти­ческая сумма потока наличности соответствует той части прибыли, которую компания оставляет в своем распоряжении. Она имеет боль­шое значение при оценке ликвидности и доходности фирмы.

    Оценка способности к самофинансированию путем вычета потока наличности распределенной прибыли. Полученная сумма прибыли используется на расширение производства и служит важным показа­телем финансирования капитальных вложений и инвестиционной политики фирмы.

    Вычисление предпринимательского дохода путем прибавления к по­току наличности налога на корпорации и прочих резервных отчислений и вычитания прочих доходов от внереализационных операций.

    Предпринимательский доход дает более точное представление о вы­годности основной деятельности фирмы, чем балансовая прибыль.

    В качестве основных показателей рентабельности в современных рыночных условиях на отечественных и зарубежных предприятиях могут быть использованы следующие коэффициенты.

    Рентабельность товарооборота или продаж, характеризующая от­ношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее произ­водство и сбыт. Для расчета рентабельности продаж в числителе мо­жет быть величина общей или чистой прибыли от реализации това­ров и услуг, а в знаменателе производственные издержки или себес­тоимость реализованной продукции:

                    (7)

где Рт – рентабельность товарооборота; Пр – общая прибыль от ре­ализованной продукции; Срп – производственная себестоимость реализованной продукции.

    Применение показателя рентабельности продаж в процессе внут­рифирменного планирования служит своего рода индикатором цено­образования на новые товары и услуги. В зарубежной практике счи­тается, что для установления продажной цены изделия необходимо к общим производственным издержкам прибавить фиксированную надбавку, или маржу, исчисляемую как доля товарооборота. Эта надбавка должна обеспечивать каждой фирме не только покрытие всех издержек, но и получение нормальной прибыли или дохода. При этом, однако, следует иметь в виду, что величина этой плановой тео­ретически нормальной прибыли и фактически получаемая величина дохода очень редко совпадают в практической деятельности предпри­ятий и фирм. Кроме того, устанавливаемая компанией норма прибы­ли очень часто определяется рыночными требованиями, а не выбира­ется произвольно. Тем не менее норматив рентабельности товарообо­рота может служить важным ориентиром как для установления ниж­него предела рыночных цен, так и для планирования прибыли от реализации продукции.

    Рентабельность собственных средств или капитала, определяющая соотношение чистой прибыли компании и акционерного капитала с резервами. Этот показатель выступает для всех акционеров и высше­го руководства одним из главных критериев эффективности компа­нии. Высокий коэффициент чистой рентабельности является важным стимулом для привлечения новых акционеров и расширения деятель­ности фирм и компаний. Рентабельность капитала можно предста­вить формулой:

                   (8)

где Рк – рентабельность собственного капитала; Пч – чистая при­быль от продажи продукции; К – стоимость собственного капитала.

    Рентабельность основных производственных фондов, отражающая отношение общей прибыли предприятия к среднегодовой стоимости основного капитала. Этот показатель служит для сопоставления эф­фективности использования основного капитала или производствен­ных фондов в отдельных корпорациях и отраслях промышленности. При определении рентабельности основного капитала предприятия можно использовать соотношение общей или чистой прибыли к сто­имости производственных фондов с учетом затрат по долгосрочной задолженности, поскольку данный показатель находится по отноше­нию ко всем основным фондам. В общем случае рентабельность ос­новных фондов предприятия можно выразить формулой:

                           (9)

где Рф – рентабельность основных производственных фондов; Пб –балансовая прибыль предприятия; Фо – среднегодовая стоимость основных фондов.

    Рентабельность всех активов, показывающая отношение общей прибыли к стоимости экономических ресурсов компании. Данный коэффициент характеризует способность фирмы или предприятия извлекать прибыль из всех находящихся в их распоряжении совокуп­ных активов. При расчете этого показателя в числитель можно подставлять общую прибыль, а в знаменатель – среднегодовую стои­мость основного и оборотного капитала с учетом имеющихся матери­альных запасов и других наличных ценностей.

    При планировании рентабельности отечественных предприятий, кроме рассмотренных коэффициентов, могут применяться показате­ли активности, доходности, покрытия, оборачиваемости, ликвиднос­ти, риска, платежеспособности и другие финансовые нормативы и экономические критерии. Планирование основных финансовых по­казателей деятельности фирм и предприятий предполагает в свою очередь активное и творческое решение экономистом-менеджером следующих финансовых и управленческих проблем:

q     выбор показателей, необходимых для осуществления стратегических текущих задач;

q    расчет основных финансовых показателей, характеризующих степень эффективности производства и состояние финансов пред­приятия;

q     сравнение расчетных показателей с соответствующими корпо­ративными, отраслевыми, национальными и мировыми их значени­ями в текущем, отчетном или плановом периоде и за другие годы;

q     использование полученных показателей при составлении фи­нансовых планов предприятия и его подразделений и выборе страте­гии и тактики их будущего развития.

    Среди множества известных финансовых показателей, помимо рассмотренных значений прибыли и рентабельности важное место при планировании финансов имеют коэффициенты ликвидности, активности и доходности.

    Показатели ликвидности характеризуют финансовую способность предприятия обеспечивать за счет имеющихся денежных средств вы­полнение своих краткосрочных обязательств со всеми фирмами и бан­ками. Низкая платежеспособность компании свидетельствует о ее сла­бой финансовой устойчивости и невозможности проведения своевре­менной закупки производственных ресурсов и, как следствие, о при­ближающейся остановке производства. Иначе говоря, ликвидность определяет уровень качества текущих или оборотных активов пред­приятия и его финансовую способность покрывать свои повседнев­ные долги. Поэтому проблема планирования ликвидности должна быть решена в процессе составления как текущих, так и долгосрочных планов развития. При определении коэффициентов ликвиднос­ти применяются два основных вида показателей: общий коэффициент покрытия и коэффициент абсолютной ликвидности.

    Общий коэффициент покрытия определяет соотношение текущих (оборотных) активов предприятия и его текущих (краткосрочных) обязательств. Минимально допустимая величина этого коэффициен­та должна быть больше 1,0, поскольку при меньшем значении фирма может быть признана неплатежеспособной. Оптимальным считается величина коэффициента в диапазоне от 2,0 до 2,5.

    Коэффициент абсолютной ликвидности характеризует соотношение между наиболее быстро ликвидной частью текущих активов и теку­щими пассивами. Самая ликвидная часть активов определяется как разность между их общей величиной (оборотных средств) и всеми товарно-материальными запасами. Допустимым нижним значением данного коэффициента признается обычно величина больше 0,2.

    Показатели активности или оборачиваемости определяют степень эффективности использования предприятием экономических ресур­сов. Обычно коэффициенты активности отражают соотношение меж­ду величиной продаж продукции и элементами активов. Одним из наиболее распространенных на наших предприятиях показателей ак­тивности является оборот товарно-материальных запасов. Этот ко­эффициент измеряет скорость прохождения материальных ценнос­тей от закупки ресурсов до продажи готовой продукции. Рассчитыва­ется данный показатель как отношение стоимости. проданных това­ров к величине товарно-материальных запасов по формуле:

         К03 =РП/М3,                         (10)                                                       (8.10)

где К03 – коэффициент оборота запасов; РП – стоимость реализованной продукции; МЗ – стоимость материальных запасов.

    Показатели доходности или прибыльности выражают соотношение доходов и расходов фирмы в процессе производства и реализации продукции. В конечном счете они определяют фактическую результа­тивность совокупной производственно-финансовой деятельности каждого предприятия на единицу затрат всех экономических ресур­сов или достигнутую норму прибыли на весь капитал (основной, оборотный и человеческий).1

    Все приведенные финансовые показатели, как видно, тесно связаны между собой коэффициентами соотношений “прибыль – затра­ты”. Это означает, что улучшение финансового состояния каждого предприятия в современных рыночных условиях возможно лишь на основе совершенствования как стратегического, так и текущего планирования прибыли и рентабельности, непрерывного повышения результатов и сокращения затрат, постоянного роста доходов и сни­жения расходов, а также рационального использования других производственно-хозяйственных, организационно-управленческих инвестиционно-финансовых факторов и ресурсов.


1 Аккоф Р.Л. Планирование будущего корпорации. М., 1985. С. 57

1 Бабо А. Прибыль. М., 1993. С. 10

1 Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х тт. Т. 1. М., 1992. С. 69

1 Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Указ. соч. С. 73

1 Основы предпринимательской деятельности // Под ред. В.М. Власовой. М., 1996. С. 383

1 Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. М., 1997. С. 159

1 Краюхин Г.А. Планирование на предприятиях (объединениях) машиностроительной промышленности. Учебник. М., 1984. С. 223

1 Бабо А. Указ. соч. С. 22

1 Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. М., 1999. С. 677-682

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!