Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Планирование финансовой деятельности предприятия тесно связано с конечными результатами производства, важнейшим из которых в условиях рыночных отношений является общая прибыль, или совокупный доход. Главная задача каждого предприятия в условиях рынка заключается в организации производственно-финансовой деятельности с целью удовлетворения людей в своей продукции и получения наибольшей прибыли. В свободных экономических отношениях любой субъект рынка может выступать в качестве продавца или покупателя. Продавец или производитель стремится реализовать свою продукцию или услугу, а покупатель или потребитель – удовлетворить свой спрос на необходимый продукт. Развитие новых рыночных отношений требует усиления роли финансов в функционировании производственных предприятий и фирм.
Финансы предприятия представляют собой систему денежных отношений, выражающих формирование и использование производственных фондов и ресурсов в процессе хозяйственной деятельности.
Задачей каждого предприятия является планирование и использование финансовых ресурсов в целях повышения своей платежеспособности и рыночной устойчивости. Финансы предприятий служат важным звеном в рыночной экономической системе, поскольку именно на этом уровне создаются основные денежные ресурсы страны.
Финансы предприятия являются в условиях рынка не только важнейшей экономической категорией, но и одновременно выступают плановым регулятором производственно-коммерческой деятельности, расширения самостоятельности и свободы фирм на рынках товаров и услуг. Основой финансового механизма каждого производственного предприятия служит система взаимодействия таких общеэкономических процессов, методов и расчетов, как организация, планирование и стимулирование рационального использования денежных средств в процессе производства товаров и услуг.
В финансовом отношении каждая производственная корпорация или фирма выполняет две основные функции: потребляет экономические ресурсы и делает возможным потребление готовой продукции. На всяком предприятии важнейшими становятся процессы производства, распределения и потребления материальных благ. Предприятие делает потребление возможным, производя товары и услуги, а также обеспечивая других деньгами, на которые они могут приобретать товары и услуги. На каждом предприятии существует сложная система производственно-технических, социально-трудовых и финансово-экономических отношений между подразделениями и категориями персонала. В конечном счете финансовые внутрифирменные отношения в условиях рынка предполагают осуществление следующих денежных обменных процессов:
1) обмен денег на труд наемных работников;
2) обмен денег на товары и услуги поставщиков;
3) обмен товаров и услуг на деньги потребителей;
4) обмен денег, выплачиваемых позже, на деньги, получаемые сейчас от инвесторов и арендодателей;
5) обмен денег, выплачиваемых сейчас, на деньги, которые будут получены позднее от должников;
6) обмен денег на товары, услуги и государственные требования правительства.1
С финансово-экономических позиций произведенное предприятием или фирмой богатство является разницей между производством и потреблением, между результатами и затратами. По словам Р.Л. Акоффа, одна из социальных функций всякой промышленной или коммерческой корпорации состоит в производстве богатства, другая – в распределении дохода, благодаря которому становится возможным потребление.
Следовательно, доход предприятия или прибыль фирмы является в условиях рынка основой самофинансирования всех видов производственно-коммерческой деятельности корпорации к социально-трудовых отношений персонала. Поэтому максимизация прибыли или доходов фирмы является определяющей конечной целью стратегического, тактического и текущего внутрифирменного планирования. В связи с этим представляется весьма важным рассмотреть на микроэкономическом уровне основные организационно-экономические возможности или теоретические положения максимизации прибыли на промышленном предприятии. В современной рыночной экономике среди главных источников получения высших доходов первые места по праву занимают труд, капитал и организация. Существует множество организационных форм человеческой деятельности, когда источником возникновения прибыли является один и единственный фактор производства – труд людей. Например, многие российские предприниматели (“челноки”) покупают заграничные товары с целью их немедленной перепродажи на отечественном рынке. Труд здесь вкладывается в приобретений товара, его доставку на соответствующий рынок и в организацию его скорейшей продажи путем рекламирования и расхваливания, а прибыль образуется за счет разности в ценах первоначальной покупки и последующего сбыта.
Однако производственная деятельность предприятий и фирм, осуществляемая с целью получения прибыли, основывается обычно на привлечении многочисленных экономических ресурсов или факторов производства, и прежде всего труда и капитала, а также таких комплексных рыночных категорий, как организация производства и рабочее время. С экономических позиций действуют только два фактора производства – природа и человек. Капитал и организация являются результатом труда человека. Отсюда вытекает, что настоящая прибыль, доход или избыток возникают лишь при условии взаимодействия труда и капитала и сохранения основными факторами производства, в особенности капиталом, их первоначальной стоимости. Это в свою очередь предполагает необходимость четкого различия между валовой и чистой прибылью. Валовая прибыль определяет величину общего (совокупного) дохода предприятия без учета обесценивания капитала. Чистая прибыль представляет собой валовой доход за вычетом затраченных средств, в том числе отложенных на восстановление израсходованных средств производства.1 Следует также различать показатели среднего, валового и предельного дохода, относящиеся к конечным общеэкономическим нормативам или стандартам.
Таблица 1.
Валовой доход при любом уровне продаж определяется путем умножения цены на соответствующее количество продукции, запланированное к реализации. Каждое проданное изделие прибавляет ровно одну свою цену к валовому доходу. Предельный доход есть дополнительный или добавочный доход, который является результатом продажи еще одной единицы продукции. В табл. 1 приведены показатели дохода фирмы в условиях чистой конкуренции при различных объемах продажи продукции.
Валовой доход фирмы возрастает с каждой проданной единицей продукции. Предельный доход показывает увеличение валового дохода с ростом объема продажи продукции. В данном случае с каждой дополнительно проданной единицей он увеличивается на 100 руб.
В условиях чистой конкуренции цена товара является постоянной для отдельной фирмы, поскольку добавочные единицы продукции могут быть проданы по прежним ценам. На рис. 1 показана зависимость доходов от объема продажи продукции.
Рисунок 1.
Кривые валового и предельного дохода отражают существующие закономерности изменения основных экономических показателей конкурентной фирмы. Кривая среднего дохода или спроса является совершенно эластичной в условиях чистой конкуренции. Кривая предельного дохода совпадает с кривой среднего дохода, и в результате цена продукта является постоянной для отдельной фирмы. Каждая дополнительная единица продаж увеличивает валовой доход фирмы на 100 руб.
В теории рыночной экономики существуют известные принципы планирования объема производства продукции, при котором любая фирма будет получать максимальную прибыль или минимальные убытки. Первый основан на сравнении валового дохода и валовых издержек, второй – предельного дохода и предельных издержек. Оба подхода являются универсальными и могут быть применены не только в чисто конкурентных условиях, но и во всех других рыночных структурах. При фиксированной рыночной цене перед каждым конкурентным производителем стоят три взаимосвязанных планово-управленческих вопроса1:
1) следует ли планировать производство данного продукта на предстоящий период;
2) какое количество продукции необходимо планировать к выпуску;
3) какая прибыль или убыток будут получены при выполнении плановых работ?
В процессе планирования прибыли на каждом предприятии должны быть найдены экономически обоснованные ответы на все вышепоставленные вопросы. На первый вопрос теория внутрифирменного планирования дает такой ответ: фирме следует осуществлять производство в краткосрочном периоде, если она может получить либо максимальную прибыль, либо убытки будут минимальными и находиться в пределах постоянных издержек. На второй вопрос ответ также совершенно очевиден: в планируемый краткосрочный период фирме следует производить такой объем продукции при котором она максимизирует прибыль или минимизирует убытки. На третий вопрос ответ состоит в выборе фирмой варианта максимизации прибыли за счет развития производства или минимизации убытков путем своевременного прекращении выпуска данной продукции.
Приведем разработанные в рыночной экономике основные правила или типовые модели производственного поведения фирмы, которые с успехом могут быть использованы на отечественных предприятиях при планировании прибыли от реализации продукции:
1. Фирма получает прибыль до тех пор, пока цена превышает средние валовые издержки.
2. Максимальная прибыль достигается, если цена больше минимума средних валовых издержек фирмы.
3. Нулевая прибыль соответствует точке равновесия цены продукции предельным издержкам на ее производство
4. Фирма будет иметь убыток, если средние валовые издержки становятся выше цены продукции.
5. Наименьшие убытки возникают на фирме, если цена меньше минимума средних валовых издержек, но больше минимума средних переменных издержек.
6. Производство продукции прекращается, если цена стала ниже минимума средних переменных издержек.
Приведенные рыночные рекомендации можно подтвердить аналитическими расчетами максимальных показателей прибыли и их графическими зависимостями. В табл. 2 даны расчетные предельные издержки на производство и продажу продукции по цене 130 руб./шт.
Таблица 2.
Как видно из приведенных расчетов, каждая единица продукции до девятой включительно добавляет к валовому доходу больше, чем к валовым издержкам. В этом случае цена или предельный доход превосходит предельные издержки для всех первых девяти единиц продукции. Десятую единицу уже невыгодно производить, поскольку она увеличивает расходы (150) в большей степени, чем доходы (130). Валовая экономическая прибыль определяется разностью соответствующих доходов и издержек по формуле
ВП = ВВ – ВИ, (1) (8.1)
где ВП – валовая прибыль; ВВ – валовая выручка; ВИ – валовые издержки.
Рассчитанная по формуле (1) прибыль изменяется от значения от “минус” 100 до “плюс” 270. Максимальная прибыль составляет 290 руб. при выпуске девяти единиц продукции. Любой другой объем производства, приносящий меньшую прибыль, будет менее эффективен. Этот расчет подтверждает известное в рыночной экономике положение, что наиболее прибыльный вариант производства достигается предприятием в том случае, когда цена товара равна предельным издержкам1.
Графическое сравнение цены продукции и предельных издержек приведено на рис. 2.
Из данного графика видно, что при объеме выпуска продукции в 9 изделий, при котором цена и доход равны между собой, конкурирующее предприятие имеет возможность максимизировать прибыль и минимизировать убытки. Это правило следует учитывать при планировании прибыли на отечественных предприятиях и фирмах всех форм собственности. Оно означает план производства и продажи продукции фирмы надо включать только те товары и услуги и в таких количествах, которые позволяют обеспечивать наибольший общий совокупный доход или годовую прибыль.
Планируемая годовая прибыль предприятия представляет собой конечный результат производственно-финансовой деятельности, включающий доходы от реализации продукции, работ и услуг, основных средств и иного имущества, а также доходы от внереализационных операций, уменьшенных на сумму соответствующих по ним расходов.
Прибыль (убыток) от реализации продукции рассчитывается как разница между выручкой в действующих рыночных ценах без налога на добавленную стоимость и акцизов и ее себестоимостью с учетом объема продаж по формуле |
(2)
где Пр – прибыль от реализации продукции, руб.; п – номенклатура выпускаемой продукции; Ци – рыночная цена изделия; Си – себестоимость изделия; Nр – объем реализации продукции. Выручка от реализации продукции рассчитывается по мере ее оплаты либо по мере отгрузки товаров. Метод определения выручки устанавливается предприятием на длительный срок, исходя из условий хозяйствования и договоров, заключенных на ряд лет. Предприятия, осуществляющие экспортную деятельность, исключают из выручки экспортные тарифы. К планируемым финансовым результатам, кроме прибыли от реализации относятся следующие доходы:
1)доходы, полученные предприятием за счет долевого участия в деятельности других фирм, дивиденды по акциям и доходы по облигациям и другим ценным бумагам;
2) доходы от сдачи имущества в аренду;
3)доходы от до оценки производственных запасов и готовой продукции;
4)присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственны причиненных убытков, договоров, а также доходы от возмещения;
5)прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
6)положительные курсовые разницы по валютным счетам, а также операциям в иностранной валюте;
7)другие доходы от операций, непосредственно не вязанных с производством и реализацией продукции.
Разработанный на предприятии годовой план доходов должен обеспечивать получение такой совокупной прибыли, величина которой покрывает все годовые расходы на производственную и социальную деятельность.
Глава 2. Распределение плановой прибыли
Разработка финансового плана предприятия предусматривает определение основных доходов и расходов, приходящихся на предстоящий период. С точки зрения бухгалтерского подхода прибыль состоит из двух компонентов. Первый является доходом от основной деятельности фирмы и представляет собой разность между выручкой от продаж и необходимыми производственными, торговыми и всеми иными затратами. Второй вид дохода проистекает из факта владения предприятием определенными видами активов, приносящими прибыль, например ценные бумаги, деловые обязательства и пр. К этому же виду прибыли относятся активы, стоимость которых может измениться в ходе планируемого или отчетного периода. Это могут быть материальные запасы, технологическое оборудование, земельные участки и т.д. Прибыль в планируемом и отчетном периоде должна в идеале полностью учитывать оба вида доходов.
Процессы планирования и распределения прибыли, полученной от реализации произведенной продукций, тесно связаны и осуществляются в ходе текущей финансовой деятельности предприятия. Например, если фирма не располагает на начало планируемого периода своими запасами сырья, материалов, полуфабрикатов и других ресурсов, то все закупки и расходы относятся на данный год, квартал или месяц. При этом предполагается, что выпущенные изделия и выполненные работы будут полностью реализованы и оплачены в предстоящий период. В этом случае годовая прибыль от реализации продукции определяется как разница между объемом продаж и суммой производственных издержек и расходов на сбыт товаров и услуг. К их числу, помимо затрат на закупку сырья и материалов, следует отнести расходы на содержание персонала и транспортные перевозки, суммы амортизационных отчислений и налоговых выплат, а также затраты предприятия, связанные с управлением и финансовыми операциями, и т.д. Сложнее обстоит дело с определением изменения стоимости множества элементов активов предприятия, различных материальных ресурсов, ценных бумаг и др. Если рыночная стоимость активов за отчетный срок возросла, то необходимо учесть эту добавочную стоимость, которая представляет собой по существу потенциальную прибыль. Наличие потенциальной прибыли свидетельствует о возможных расхождениях в экономической и бухгалтерской оценках общих конечных результатов производства и распределения балансовой прибыли в планируемом или отчетном финансовом году.
Рисунок 3. Планирование и распределение прибыли на предприятии
Балансовая, или общая, прибыль предприятия представляет собой сумму всех планируемых доходов и возможных убытков, возникающих в планируемом или отчетном году:
Пб=Пр+Ппр +Пвр (3)
где Пб – балансовая или общая годовая прибыль; Пр – прибыль от реализации продукции; Ппр – прибыль от прочей реализации; Пвр – прибыль от внереализационной деятельности.
Пли планировании общей или балансовой прибыли на предстоящий период производственно-финансовой деятельности в ее состав включаются все предусмотренные доходы со знаком “плюс”, а также возможные расходы или убытки со знаком “минус” (рис. 3).
К расходам и потерям, отражаемым при планировании прибыли, относятся:
q затраты по аннулированным производственным заказам, а также затраты на производство, не давшее продукции;
q затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов, кроме возмещенных затрат;
q некомпенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам;
q потери от уценки производственных запасов и готовой продукции;
q убытки по операциям с тарой;
q судебные издержки и арбитражные расходы;
q присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение хозяйственных договоров, а также расходы по возмещению причиненных убытков;
q суммы сомнительных долгов по расчетам с другими предприятиями и отдельными лицами, подлежащие резервированию в соответствии с законодательством;
q убытки от списания дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, и других долгов, не реальных для взыскания;
q убытки по операциям прошлых лет, выявленные в текущем году;
q некомпенсируемые потери от стихийных бедствий (уничтожение и порча производственных запасов, готовых изделий и других материальных ценностей, потери от остановки производства и пр.), пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
q убытки от хищений, виновники которых по решению суда не установлены;
q отрицательные курсовые разницы по валютным счетам, а также операциям в иностранной валюте.
Полученная предприятием общая (валовая) прибыль распределяется в установленном действующим законодательством порядке: перечисление в государственный и муниципальный бюджет и другие фонды по существующим видам и ставкам налогов; образование фондов развития, потребления, резервных и других на предприятии; создание фондов оплаты труда, выплата вознаграждений работникам и дивидендов по акциям и др.
Расчетная, или чистая, прибыль предприятия определяется как разность между балансовой прибылью и общей суммой налоговых отчислений:
Прас = Пб – Но, (4)
где Прас – расчетная годовая прибыль; Но – общая сумма налоговых отчислений в год.
Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, расходуется на оплату труда персонала и образование финансовых фондов.
Система налогообложения предприятий и организаций представляет собой основной метод распределения общей массы прибыли путем сбора государством соответствующих налогов. Налог является обязательным взносом в бюджет заработанных каждым предприятием денежных средств. Сущность налогов в свободных рыночных отношениях проявляется в выполнении ими между государством и предприятием регулирующей, стимулирующей, распределительной и фискальной функций.
Регулирующая функция налогов заключается в том, что государство на основе устанавливаемых ставок, льгот, штрафов и других финансовых рычагов создает условия для ускоренного или замедленного развития тех или иных сфер производства и отраслей экономики.
Сущность стимулирующей функции налогов выражается в том, что с помощью налоговой системы государство должно развивать науку и производство, повышать занятость трудовых ресурсов и их рациональное использование, обеспечивать высокие доходы и уровень жизни работников всех категории.
С помощью распределительной функции налогов в государственном бюджете накапливаются необходимые денежные средства, используемые на решение социальных, экономических и общегосударственных задач.
Фискальная функция налогов проявляется в том, что с их помощью государство формирует доходы на содержание правительства, административных органов и бюджетных организаций. В существующей отечественной системе налогообложения фискальная функция стала преобладающей, что подтверждает почти полное отсутствие стимулирующей функции налогов и, как результат, повсеместный спад в развитии отечественной науки, высшей школы и промышленного производства.
Все налоги по основному назначению и действующим ставкам можно отнести к прогрессивным, регрессивным, пропорциональными постоянным. Прогрессивный налог предусматривает повышение средних ставок по мере возрастания доходов. Налог называется регрессивным, если его ставка снижается с ростом доходов. У пропорционального налога средняя ставка изменяется равномерно с ростом доходов. Постоянным является такой налог, когда его ставка остается неизменной. Ставки служат главным налогообразующим показателем системы рыночных отношений, в первую очередь между предприятиями и государством.
Совокупность различных видов и ставок налогов, существующих платежей и льгот, устанавливаемых в законодательном порядке, принято называть налоговой системой. В состав российской системы налогов входят федеральные, республиканские и местные налоги.
Федеральные налоги включают такие виды финансовых платежей, как налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на операции с ценными бумагами, таможенные пошлины. К ним относятся: налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц, налоги в дорожные фонды, отчисления на воспроизводство минеральной сырьевой базы, платежи за пользование природными ресурсами, транспортный налог и др.
К республиканским или краевым и областным относятся налоги на имущество предприятий, сборы за регистрацию новых фирм, лесной доход, платежи за природные ресурсы и др.
Местные налоги состоят из налога на рекламу, земельного налога, налога на имущество физических лиц, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, курортного сбора, сборов на содержание милиции, благоустройство, нужды образовательных учреждений и т.д.
Ставки налогов, сроки их уплаты, порядок расчета и представления отчетности предприятиями регулируются действующими в России законами, решениями правительства, налоговых служб и финансовых органов соответствующих уровней управления. Например, ставка налога на прибыль в 1998 г. составляла для предприятий 32%, брокерских контор и инвестиционных институтов – 43%. Ставки подоходного налога с физических лиц предусмотрены в размере 12% при годовом доходе до 20 тыс. руб., 15 – до 40, 20 – до 60, 25 – до 80, 30 – до 100, 35 – свыше 100 тыс. руб. По данному налогу предусмотрены льготы при годовом доходе до 5 тыс. руб. Наиболее высокие ставки налогов установлены на доходы от видеосалонов 70% и игорного бизнеса – 90%. По многим видам налогов даются льготы, предусматривающие снижение налогооблагаемой базы, изъятие отдельных элементов из объектов налогообложения, освобождение от налогов отдельных категорий плательщиков и т.п. Так, по налогу на прибыль действующие льготы позволяют снижать в следующих случаях суммы:
q направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения, жилищного строительства а также погашение банковских кредитов на эти цели, включая выплату банкам процентов за кредит;
q затраченные предприятиями на содержание находящихся на их балансе объектов социальной сферы, в том числе и при долевом участии с другими организациями;
q выделенные предприятиями на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, но не более 10% от налогооблагаемой прибыли;
q перечисленные образовательным учреждениям на развитие и совершенствование учебно-материальной базы и повышение качества обучения;
q пожертвованные на благотворительные цели, но не более 3% налогооблагаемой прибыли.
Применяемые на российских предприятиях ставки налогов на прибыль установлены на высоком уровне, предусматривающем 32% отчислений, из которых 13% перечисляются в федеральный бюджет и 19 – в местный. В мировой практике ставка налога на прибыль корпорации, как правило, не превышает 35%, поскольку большее значение приводит не только к снижению сбора налогов, но и спаду производства. На рис. 4 показана оптимальная кривая ставки налогов на прибыль предприятий.1
Рисунок 4. Кривая оптимизации ставки налога
Как видно из графика, оптимальная ставка налога Н1 соответствует максимальной сумме поступления в бюджет собранных налоговых отчислений С1. При повышении налоговой ставки до значения Н2 общая сумма налоговых поступлений снижается на величину ΔС, равную разности сбора налогов между значениями С1 и С2. Таким образом, превышение общей ставки сбора налогов существующего оптимального значения, находящегося в пределах 30–35% чистой прибыли, становится антистимулом развития предприятия.
Следует также заметить, что при ставке налога на прибыль в размере 32% многие наши предприятия вынуждены перечислять государству в качестве налогов почти всю заработанную прибыль. Во-первых, у нас значительно больше налогов, чем в других развитых рыночных странах. Во-вторых, налогооблагаемая база на наших предприятиях в несколько раз выше, чем на зарубежных, за счет действующих ограничений на включение в себестоимость продукции многих производственных издержек.
Следовательно, есть необходимость совершенствование планирования и распределения балансовой прибыли, а также применения новых, методов налогового планирования. Оно предусматривает минимизацию налоговых обязательств в рамках действующего законодательства. Налоговое планирование основано на праве каждого налогоплательщика использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств перед государственными и муниципальными органами управления. Процесс налогового планирования включает следующие этапы управленческой и финансовой деятельности экономистов-менеджеров:
1) принятие решения о создании нового предприятия соответствующей организационно-правовой формы;
2) выбор и обоснование наиболее выгодного места расположения создаваемого предприятия;
3) обеспечение текущего налогового планирования на основе использования имеющихся налоговых льгот и передовых методов хозяйствования и механизма финансирования.
4) рациональное размещение активов и прибыли предприятия.
Правильное налоговое планирование предполагает максимально возможное использование всех разрешенных законом льгот, оценку позиции налоговой администрации и основные направления улучшения налоговой и инвестиционной политики государства в текущий и предстоящий период производственно-хозяйственной финансово-экономической и административно-правовой деятельности.
В отечественной предпринимательской практике наиболее распространенным способом сокращения выплаты налоговых отчислений стал выбор формы хозяйствования и вида производственно-финансовой деятельности, а также свободной экономической зоны или рыночной страны, представляющих так называемое налоговое убежище для размещения фирмы. Там действуют обычно меньшие налоговые ставки по сравнению с национальными, льготный налог на прибыль, нулевой налог на проценты, дивиденды и гонорары, беспошлинный ввоз товаров, меньший подоходный налог с физических лиц и т.д. Льготный режим налогообложения действует на Кипре, являющемся известным оффшорным центром. Оффшорной может стать любая компания, зарегистрированная и действующая в соответствии с кипрскими законами. Владельцами таких компаний могут выступать иностранные граждане, источники дохода которых находятся за пределами Кипра. Льготные налоги применяются и в свободных экономических зонах, распространяемые как на иностранных граждан, так и на местных предпринимателей. Кроме того, наши предприниматели могут осуществлять хозяйственную деятельность на основе федерального налогового законодательства через несколько собственных фирм, которые освобождаются от налога на добавленную стоимость и имеют льготы по налогу на прибыль, и др.
В процессе налогового планирования для каждого предприятия является весьма важным использование различных источников покрытия установленных налогов. В зависимости от назначения действующих налогов предприятие может использовать следующие финансовые источники их покрытия:
q налоги, оплачиваемые за счет себестоимости продукции: земельный налог, транспортный налог, налог на использование автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств;
q налоги, относимые на выручку от реализации продукции: налог на добавленную стоимость, акцизы, экспортные тарифы;
q налоги, покрываемые за счет финансовых результатов: налог на прибыль, налог на имущество предприятия, целевые сборы на содержание милиции, нужды образовательных учреждений;
q налоги, выплачиваемые из чистой прибыли предприятий: налог на перепродажу автомобилей и вычислительной техники, лицензионный сбор за право торговли и др.
Все планируемые выплаты предприятия отражаются в годовых или квартальных отчетах об использовании финансовых результатов.
В табл. 3 приведена утвержденная Министерством финансов РФ форма периодической бухгалтерской отчетности предприятий за 1998 и последующие годы.
Таблица 3. Отчет о прибыли и убытках предприятия
Кроме установленных государственных форм отчета о финансовых результатах и их использовании, предприятия могут применять упрощенные отчетные данные о распределении балансовой прибыли. В их состав включаются следующие показатели о прибыли и убытках предприятия за отчетный год1:
1)чистая сумма продажи (после вычета всех скидок и стоимости рекламаций);
2) товарно-материальные запасы на начало года;
3) сырье и материалы;
4) заработная плата;
5) амортизационные отчисления;
6) прочие расходы;
7) за вычетом материальных запасов на конец года;
8) всего сумма издержек;
9) валовая прибыль;
10) проценты;
11) прибыль после выплаты процентов;
12) налоги;
13) чистая прибыль после вычета налогов;
14) за вычетом дивидендов по привилегированным акциям;
15) чистая прибыль держателей обычных акций;
16) за вычетом дивидендов по обычным акциям;.
17) резервный капитал;
18) фонды предприятия.
Приведенная система отчетных показателей наиболее полно характеризует динамику основных финансовых операций предприятия, определяет структуру его затрат и результатов, отражает величину чистой прибыли, а также порядок ее распределения и использования в текущем или планируемом финансовом году. За счет чистой прибыли на предприятиях и фирмах формируются фонды, необходимые для развития производства и потребления. Фонд потребления является источником материального поощрения и социального развития персонала предприятия. Фонд накопления предназначен для создания нового имущества, приобретения основных, фондов и оборотных средств, дальнейшего развития предприятия. Резервный фонд служит для покрытия кредиторской задолженности на случай прекращения деятельности фирмы.
Глава 3. Планирование рентабельности производства
Рентабельность производства служит одним из важнейших показателей эффективности конечной деятельности предприятий и фирм, а также конкурентоспособности и доходности производства товаров и услуг. Сравнение эффективности финансовой деятельности предприятий разных масштабов, производственного назначения и форм собственности проводится обычно не в абсолютных, а в относительных показателях. Как известно, абсолютная величина прибыли еще не дает полной качественной характеристики производственной, экономической и финансовой деятельности тех или иных предприятий и фирм, компаний и корпораций.1 Для экономической оценки конечных результатов деятельности отечественных и зарубежных производственных предприятий широко используются различные показатели рентабельности. Они характеризуют степень прибыльности предприятия, уровень его доходности, или соотношение доходов на единицу расходов.
Показатель рентабельности представляет собой в общем виде отношение суммы прибыли к затратам на ее получение. На российских предприятиях рентабельность принято выражать в двух показателях: отдельных изделий и всего производства. Рентабельность изделий определяется в процентах как отношение совокупной прибыли, полученной от производства или реализации соответствующей продукции, к общим издержкам на ее выпуск и продажу. В реальных производственных условиях, например на машиностроительных предприятиях, рентабельность различных видов продукции может быть рассчитана по формуле:
(5)
где Ри – рентабельность изделия; Ци – рыночная цена изделия; Си – полная себестоимость изделия.
Рентабельность производства является относительным показателем эффективности использования основных фондов и оборотных средств предприятия. Она показывает степень общей прибыльности на 1 рубль затрат всех производственных ресурсов. На машиностроительных предприятиях общая рентабельность производства определяется по следующей формуле:
(6)
где Ро – общая рентабельность производства; П – совокупная прибыль предприятия; Фо – среднегодовая стоимость основных производственных фондов предприятия; Ос – среднегодовой норматив оборотных средств предприятия.
Показатель рентабельности производства более объективно отражает общий уровень эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия, чем рентабельность отдельных видов продукции, товаров и услуг. Рентабельность производства подразделяется на два вида: общая рентабельность, которая находится отношением балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных фондов и оборотных средств, и расчетная, определяемая соотношением чистой прибыли предприятия к этим затратам.
В рыночных отношениях значительно расширяется применение показателей рентабельности для оценки различных сфер деятельности предприятий и фирм. Существует несколько десятков видов и способов расчета рентабельности, различных по задачам и содержанию используемых исходных показателей прибыли и затрат. Приведем для примера возможные методы учета прибыли, применяемые на французских промышленных фирмах и компаниях при планировании рентабельности.1
Определение чистой прибыли акционерных компаний путем вычета налогов из балансовой прибыли до ее распределения между акционерами по установленным дивидендам. Данный показатель характеризует главным образом эффективность распределительной политики высших менеджеров и степень доходности или рентабельности акционерного капитала.
Расчет потока наличности путем прибавления к чистой прибыли суммы амортизационных отчислений и других накоплений. Фактическая сумма потока наличности соответствует той части прибыли, которую компания оставляет в своем распоряжении. Она имеет большое значение при оценке ликвидности и доходности фирмы.
Оценка способности к самофинансированию путем вычета потока наличности распределенной прибыли. Полученная сумма прибыли используется на расширение производства и служит важным показателем финансирования капитальных вложений и инвестиционной политики фирмы.
Вычисление предпринимательского дохода путем прибавления к потоку наличности налога на корпорации и прочих резервных отчислений и вычитания прочих доходов от внереализационных операций.
Предпринимательский доход дает более точное представление о выгодности основной деятельности фирмы, чем балансовая прибыль.
В качестве основных показателей рентабельности в современных рыночных условиях на отечественных и зарубежных предприятиях могут быть использованы следующие коэффициенты.
Рентабельность товарооборота или продаж, характеризующая отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и сбыт. Для расчета рентабельности продаж в числителе может быть величина общей или чистой прибыли от реализации товаров и услуг, а в знаменателе производственные издержки или себестоимость реализованной продукции:
(7)
где Рт – рентабельность товарооборота; Пр – общая прибыль от реализованной продукции; Срп – производственная себестоимость реализованной продукции.
Применение показателя рентабельности продаж в процессе внутрифирменного планирования служит своего рода индикатором ценообразования на новые товары и услуги. В зарубежной практике считается, что для установления продажной цены изделия необходимо к общим производственным издержкам прибавить фиксированную надбавку, или маржу, исчисляемую как доля товарооборота. Эта надбавка должна обеспечивать каждой фирме не только покрытие всех издержек, но и получение нормальной прибыли или дохода. При этом, однако, следует иметь в виду, что величина этой плановой теоретически нормальной прибыли и фактически получаемая величина дохода очень редко совпадают в практической деятельности предприятий и фирм. Кроме того, устанавливаемая компанией норма прибыли очень часто определяется рыночными требованиями, а не выбирается произвольно. Тем не менее норматив рентабельности товарооборота может служить важным ориентиром как для установления нижнего предела рыночных цен, так и для планирования прибыли от реализации продукции.
Рентабельность собственных средств или капитала, определяющая соотношение чистой прибыли компании и акционерного капитала с резервами. Этот показатель выступает для всех акционеров и высшего руководства одним из главных критериев эффективности компании. Высокий коэффициент чистой рентабельности является важным стимулом для привлечения новых акционеров и расширения деятельности фирм и компаний. Рентабельность капитала можно представить формулой:
(8)
где Рк – рентабельность собственного капитала; Пч – чистая прибыль от продажи продукции; К – стоимость собственного капитала.
Рентабельность основных производственных фондов, отражающая отношение общей прибыли предприятия к среднегодовой стоимости основного капитала. Этот показатель служит для сопоставления эффективности использования основного капитала или производственных фондов в отдельных корпорациях и отраслях промышленности. При определении рентабельности основного капитала предприятия можно использовать соотношение общей или чистой прибыли к стоимости производственных фондов с учетом затрат по долгосрочной задолженности, поскольку данный показатель находится по отношению ко всем основным фондам. В общем случае рентабельность основных фондов предприятия можно выразить формулой:
(9)
где Рф – рентабельность основных производственных фондов; Пб –балансовая прибыль предприятия; Фо – среднегодовая стоимость основных фондов.
Рентабельность всех активов, показывающая отношение общей прибыли к стоимости экономических ресурсов компании. Данный коэффициент характеризует способность фирмы или предприятия извлекать прибыль из всех находящихся в их распоряжении совокупных активов. При расчете этого показателя в числитель можно подставлять общую прибыль, а в знаменатель – среднегодовую стоимость основного и оборотного капитала с учетом имеющихся материальных запасов и других наличных ценностей.
При планировании рентабельности отечественных предприятий, кроме рассмотренных коэффициентов, могут применяться показатели активности, доходности, покрытия, оборачиваемости, ликвидности, риска, платежеспособности и другие финансовые нормативы и экономические критерии. Планирование основных финансовых показателей деятельности фирм и предприятий предполагает в свою очередь активное и творческое решение экономистом-менеджером следующих финансовых и управленческих проблем:
q выбор показателей, необходимых для осуществления стратегических текущих задач;
q расчет основных финансовых показателей, характеризующих степень эффективности производства и состояние финансов предприятия;
q сравнение расчетных показателей с соответствующими корпоративными, отраслевыми, национальными и мировыми их значениями в текущем, отчетном или плановом периоде и за другие годы;
q использование полученных показателей при составлении финансовых планов предприятия и его подразделений и выборе стратегии и тактики их будущего развития.
Среди множества известных финансовых показателей, помимо рассмотренных значений прибыли и рентабельности важное место при планировании финансов имеют коэффициенты ликвидности, активности и доходности.
Показатели ликвидности характеризуют финансовую способность предприятия обеспечивать за счет имеющихся денежных средств выполнение своих краткосрочных обязательств со всеми фирмами и банками. Низкая платежеспособность компании свидетельствует о ее слабой финансовой устойчивости и невозможности проведения своевременной закупки производственных ресурсов и, как следствие, о приближающейся остановке производства. Иначе говоря, ликвидность определяет уровень качества текущих или оборотных активов предприятия и его финансовую способность покрывать свои повседневные долги. Поэтому проблема планирования ликвидности должна быть решена в процессе составления как текущих, так и долгосрочных планов развития. При определении коэффициентов ликвидности применяются два основных вида показателей: общий коэффициент покрытия и коэффициент абсолютной ликвидности.
Общий коэффициент покрытия определяет соотношение текущих (оборотных) активов предприятия и его текущих (краткосрочных) обязательств. Минимально допустимая величина этого коэффициента должна быть больше 1,0, поскольку при меньшем значении фирма может быть признана неплатежеспособной. Оптимальным считается величина коэффициента в диапазоне от 2,0 до 2,5.
Коэффициент абсолютной ликвидности характеризует соотношение между наиболее быстро ликвидной частью текущих активов и текущими пассивами. Самая ликвидная часть активов определяется как разность между их общей величиной (оборотных средств) и всеми товарно-материальными запасами. Допустимым нижним значением данного коэффициента признается обычно величина больше 0,2.
Показатели активности или оборачиваемости определяют степень эффективности использования предприятием экономических ресурсов. Обычно коэффициенты активности отражают соотношение между величиной продаж продукции и элементами активов. Одним из наиболее распространенных на наших предприятиях показателей активности является оборот товарно-материальных запасов. Этот коэффициент измеряет скорость прохождения материальных ценностей от закупки ресурсов до продажи готовой продукции. Рассчитывается данный показатель как отношение стоимости. проданных товаров к величине товарно-материальных запасов по формуле:
К03 =РП/М3, (10) (8.10)
где К03 – коэффициент оборота запасов; РП – стоимость реализованной продукции; МЗ – стоимость материальных запасов.
Показатели доходности или прибыльности выражают соотношение доходов и расходов фирмы в процессе производства и реализации продукции. В конечном счете они определяют фактическую результативность совокупной производственно-финансовой деятельности каждого предприятия на единицу затрат всех экономических ресурсов или достигнутую норму прибыли на весь капитал (основной, оборотный и человеческий).1
Все приведенные финансовые показатели, как видно, тесно связаны между собой коэффициентами соотношений “прибыль – затраты”. Это означает, что улучшение финансового состояния каждого предприятия в современных рыночных условиях возможно лишь на основе совершенствования как стратегического, так и текущего планирования прибыли и рентабельности, непрерывного повышения результатов и сокращения затрат, постоянного роста доходов и снижения расходов, а также рационального использования других производственно-хозяйственных, организационно-управленческих инвестиционно-финансовых факторов и ресурсов.
1 Аккоф Р.Л. Планирование будущего корпорации. М., 1985. С. 57
1 Бабо А. Прибыль. М., 1993. С. 10
1 Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х тт. Т. 1. М., 1992. С. 69
1 Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Указ. соч. С. 73
1 Основы предпринимательской деятельности // Под ред. В.М. Власовой. М., 1996. С. 383
1 Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. М., 1997. С. 159
1 Краюхин Г.А. Планирование на предприятиях (объединениях) машиностроительной промышленности. Учебник. М., 1984. С. 223
1 Бабо А. Указ. соч. С. 22
1 Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. М., 1999. С. 677-682
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!