Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Финансовая система, ее субъекты. Финансовая система России»

/ Финансы
Конспект, 

Оглавление

Объективная необходимость существования финансов объясняется потребностью субъектов хозяйствования (предприятий, организаций, учреждений), а в какой­-то части и домашних хозяйств и государства в ресурсах, обеспечивающих их нормаль­ную деятельность. Такая потребность в денежных ресурсах не могла бы быть удовлетворена без финансов. Благодаря финансам в процессе хозяйствования обес­печивается потребность производства в оборотных средствах, в осуществлении ин­вестиций для расширения основного капитала. Поступающая хозяйствующим субъектам денежная выручка за реализованную продукцию (валовой доход) распределяется таким образом, что удовлетворяются потребности в различных финансовых ресурсах.

    В составе потребностей в денежных средствах большое место занимают государственные потребности. Государство выполняет важную роль в регулировании струк­туры производства, в развитии социально-культурной сферы, в защите окружающей среды, в обеспечении безопасности страны и граждан. Именно благодаря функционированию финансов у государства появляется возможность иметь бюджетные и внебюджетные денежные фонды, за счет которых и удовлетворяются общегосударственные потребности. Но не функционирование государства является причиной, порождающей финансы. Финансы объективно необходимы не потому что есть госу­дарство. Они возникают из-за потребности в общественном развитии и в затратах денежных средств на это развитие. Разумеется, государство своей деятельностью. активно влияет на развитие финансовых отношений. Тем не менее оно не создает и не отменяет эти отношения, возникающие и отмирающие тогда, когда для этого име­ются объективные предпосылки. Таким образом, общественные условия, объектив­ные экономические процессы служат основой существования финансов, а государ­ство выступает в роли активного участника финансовых отношений и их регулятора.

    Ряд экономистов преувеличивает роль государства в возникновении и поддержа­нии финансовых отношений. Идеология главенствующей роли государства в этих отношениях была свойственна административной системе управления. По мере перехода к рыночным отношениям точка зрения на формирование финансовых отно­шений меняется.

    Финансы необходимы на разных уровнях хозяйствования; в низовом звене –предприятиям, организациям, учреждениям и межхозяйственным объединениям, ас­социациям, концернам, а также на государственном уровне управления экономикой. Допустимо утверждать, что потребность в финансах есть и у домашних хозяйств, хотя экономическая наука и практика не всегда рассматривают домашние хозяйства как самостоятельный субъект финансовой системы.

    Финансовая система в широком смысле слова представляет собой совокупность финансовых отношений, существующих в рамках данной экономической формации, в узком смысле слова – это система финансовых учреждений, социально-экономическое содержание, функции и структура которых определяются политикой государ­ства, включающая в себя финансовые организации и все структурные подразделения государственной налоговой службы.

    В основу построения финансовой системы положены три основополагающих элемента: 1) функциональное назначение, проявляющееся в том, что каждое звено системы выполняет свои задачи; например, государственный бюджет выражает распре­делительные отношения между государством, предприятиями, населением, обуслов­ленные формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Имущественное и личное страхование – один из методов создания резервных фондов для граждан. Финансы предприятий выражают отношения по созданию и использованию денежных фондов, предназначенных для обеспечения многообразных потребностей первичных звеньев общественного производства, выполнению обязательств перед государственным бюджетом и коммерческими банками; 2) территориальность – каждая область, республика имеют соответствующий аппарат финан­совых и страховых органов; 3) единство финансовой системы предопределяется единой экономической и политической основой государства. Это обусловливает единую финансовую политику проводимую государством через центральные финансовые органы, единые цели. Управление всеми звеньями происходит на единых основных законодательных и нормативных актах.

    Финансовая система включает в себя общегосударственные, отраслевые и общественные финансовые отношения. В целом финансовая система представлена на рис.1.

    Поскольку финансы являются носителем распределительных отношений, то это распределение происходит прежде всего между различными субъектами. Поэтому в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему, выделяются три крупные сферы (не считая домашних хозяйств):

q      финансы предприятий, учреждений, организаций, так как они обслуживают основное звено общественного воспроизводства. Им присущи, с одной стороны, черты, характеризующие экономическую природу финансов в целом, а с другой – осо­бенности, обусловленные функционированием финансов в разных сферах общест­венного производства. Финансы предприятий представляют собой денежные отно­шения, связанные с формированием и распределением денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и их использованием на выполнение обяза­тельств перед финансово-банковской системой и финансирование затрат по расширенному воспроизводству, социальному обслуживанию и материальному стимулированию работающих;

q      страхование, значительная часть финансовой системы, связанная с перераспределением денежных средств, поступающих от юридических и физических лиц. Такая деятельность связана с наличием вероятности наступления внезапных, непредвиденных и непреодолимых событий, влекущих за собой нанесение ущерба, которые впоследствии “раскладываются” между участниками страхования;

q      государственные финансы, представляющие собой денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов государства и его предприятий и использованием государственных средств на затрат по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления.

    Каждая из этих сфер состоит из менее крупных звеньев. Например, в первой сфе­ре выделяют финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах. источником финансовых ресурсов таких предприятий выступает стоимость реализованной продукции, и они формируются в основном из прибыли, амортизационных отчислений, выручки от реализации выбывшего имущества, пассивов, целевых поступлений, продажи акций и других ценных бумаг, кредитов и достаточно редко за счет бюджетных субсидий. Основным направлением использования финансовых ресурсов таких предприятий выступают платеж к органам финан­сово-банковской системы (налоги, проценты, погашение кредитов, страховые пла­тежи), инвестирование в капитальные затраты (реинвестирование), связанное с расширенным воспроизводством, техническим обновлением. Инвестирование в ценные бумаги (покупка на финансовом рынке акций, облигаций, государственных ценных бумаг), образование социальных фондов и благотворительность; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, оказы­вающих услуги социального характера. Основная часть данных предприятий финансируется за счет средств государственного бюджета. В целом же ресурсы некоммерческих предприятий – это  денежные средства, мобилизуемые из различных источников на осуществление деятельности. В частности, к таким источникам отно­сят помимо средств из государственного бюджета денежные средства государственных и муниципальных, частных и кооперативных предприятий, населения, уплачи­ваемые за выполненные работы, поступления от оказания платных услуг арендная плата за сданное в аренду имущество, добровольные взносы и безвозмездно переда­ваемые материальные ценности, прочие денежные поступления. Все поступившие средства образуют фонд финансовых ресурсов и используются на заработную плату, возмещение затрат, расчеты с другими учреждениями и банками, создание социальных фондов. Мобилизация и использование финансовых ресурсов на таких предпри­ятиях осуществляется в зависимости от методов ведения хозяйства на основе сметного финансирования и полной самоокупаемости.

    Финансы общественных организаций включают денежные отношения между общественными объединениями и их членами, общественными объединениями и предприятиями, внутри общественного объединения по формированию и использованию фондов. Источником финансовых ресурсов выступают собственные средства, полученные за счет взносов членов организаций, поступлений от государства, дохо­дов от деятельности. Все ресурсы используются на общее обслуживание.

    Во второй, страховой, сфере можно выделить в качестве звеньев: социальное стра­хование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков.

    В сфере государственных финансов в качестве звеньев, соответственно, выделя­ются: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит. Если рассмотреть финансовую сферу государственных финансов развитых стран Запада, то в ней выделяется 4 звена: государственный бюджет, местные финансы, специальные фонды, финансы государственных корпораций (ФРГ, Англия, Франция, Ита­лия).

    Каждое звено финансовой системы в свою очередь можно подразделить на под­звенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нефинансовых вза­имосвязей. Так, в составе финансов, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т.д., а в зависимости от форм собственности – финансы государственных предприятий; кооперативных, акционерных, частных и других. В составе финансов общественных организаций выделяют финансы профсоюзов, политических партий и обществен­ных движений, специальных, целевых и благотворительных фондов. В сфере стра­ховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования, например имущественное страхование подразделяется на страхование личного имущества, транспортное страхование. В со­ставе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри зве­ньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации, местный).

    Финансовая система характеризуется не только составом входящих в нее частей, но и потоками финансовых ресурсов (финансовыми потоками), связывающими главных агентов финансовых отношений. Такими агентами следует считать государственный бюджет, предприятии и предпринимательские структуры, домашние хозяйства. Кроме того, финансовые потоки связывают этих агентов с кредитной системой с иностранными государствами в лице их правительств, фирм, фондов, банков. В результате возникает система взаимных финансовых связей и потоков, в упрощенном виде изображенная на рис. 2.

Рис. 2. Схема финансовых связей в экономике

    Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюд­жетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, финансы предприятий различных форм собственности.

    Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного восп­роизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на макроуровне (рис.3)

Рис. 3. Финансовая система РФ


 

    Разграничение финансовой системы на отдельные зве­нья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределе­ния национального дохода, созданного в отраслях мате­риального производства.

    Важная роль, которую выполняет государство в об­ласти экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значи­тельной части финансовых ресурсов. Формами их исполь­зования являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие потребности государства в решении эко­номических, политических и социальных задач. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды денеж­ных средств образуются из денежных доходов и накопле­ний самих предприятий.

    Несмотря на разграничение сферы деятельности и при­менение особых способов и форм образования и исполь­зования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система является единой, так как базирует­ся на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системы.

    Основой единой финансовой системы являются финан­сы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. В современных российских экономических реалиях согласно проведенным исследованиям “в целом превалирует тенденция к ухудшению финансового состояния предприятий”.1

    Источником цент­рализованных государственных фондов денежных средств является национальный доход, создаваемый в сфере мате­риального производства.

    Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль: в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределении финан­совых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансо­вых ресурсов возможно лишь на основе активной финан­совой политики государства.

    Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны, главным источ­ником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С дру­гой – процесс расширенного воспроизводства осуществля­ется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. При недостатке собственных средств предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на базе операции с ценными бумагами – заемные средства. Посредством за­ключения договоров со страховыми компаниями осуществ­ляется страхование предпринимательских рисков. Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.1



1 Симачев Ю. Финансовое состояние и финансовая политика производственных предприятий // Российский экономический журнал. –1997. - №8. С. 41

1 Финансы и финансовая система / Курс экономики // Под ред. Б.А. Райзберга. – М., 1997. С. 389-400

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!